Научная статья на тему 'Влияние модернизации национальных образовательных систем постсоветского пространства на инновационное развитие приграничных регионов'

Влияние модернизации национальных образовательных систем постсоветского пространства на инновационное развитие приграничных регионов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожемякин М. В., Шаповалова И. С.

В статье анализируются актуальные проблемы модернизации систем образования в Латвии, Эстонии и Литве. Представлен алгоритм исследования с точки зрения функциональных, организационных и содержательных аспектов модернизации, а также результаты исследования актуального состояния систем образования стран Балтийского региона. Также в статье представлен анализ последствий финансового кризиса для развития начального и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние модернизации национальных образовательных систем постсоветского пространства на инновационное развитие приграничных регионов»

УДК: 37:316.422 (474)

ВЛИЯНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ1

М.В. КОЖЕМЯКИН11 И.С. ШАПОВАЛОВА 21

1) Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Белгородский государственный национальный

исследовательский университет e-mail: [email protected]

В статье анализируются актуальные проблемы модернизации систем образования в Латвии, Эстонии и Литве. Представлен алгоритм исследования с точки зрения функциональных, организационных и содержательных аспектов модернизации, а также результаты исследования актуального состояния систем образования стран Балтийского региона. Также в статье представлен анализ последствий финансового кризиса для развития начального и высшего образования.

Модернизация, система образования, национальная политика, Балтийский регион, инновации.

Модернизация систем образования в постсоветских странах, а именно в странах Балтийского региона вызывает пристальный интерес со стороны представителей различных отраслей науки — политологов, социологов, педагогов, психологов, экономистов и т. д. С другой стороны, происходящие изменения в системах образования данных стран волнуют жителей этих государств. Именно образование во многом определяет будущее развитие регионов, определяет — будет ли востребован и конкурентоспособен выпускник того или иного учебного заведения на рынке труда, который уже не может быть определён локально — местом проживания человека, но который можно назвать международным. Страны Балтии, такие как Латвия, Литва и Эстония, претендуют на то, чтобы занять определённую нишу в международной экономике и политике — нишу не менее значимую, чем занимают такие страны, как, например, Германия, Великобритания, Франция и т.д. Всё это обусловливает необходимость трансформации систем образования, т.к. стало очевидным, что советское наследие в данном аспекте не может быть пригодным на современном этапе.

С другой стороны, интерес вызывает положение национальных меньшинств в данных регионах, которые также, как и коренное население, имеют право на получение образования — от начального до высшего. Ни для кого не секрет, что это довольно сложная проблема в странах Балтийского региона — на фоне роста национального самосознания, рефлексии собственной этнической и культурный самобытности в образовании происходят процессы, которые можно назвать его национализацией — доминирование учебных программ на государственном языке, соответственно, сокращение программ на языке национальных меньшинств. Это делает особенно актуальным изучение процесса модернизации систем образования, т.к. в этом аспекте затрагиваются вопросы несколько более глобальные, чем переход на двухуровневую систему, реформы в соответствии с Болонским соглашением и т. д. Здесь встаёт вопрос о правах человека, а также сохранения этнической самобытности не-литовцев, не-латышей и не-эстонцев.

Но существует и иной интерес к данной проблеме: восприятие процессов трансформации образовательных систем как индикатора развития и преобразования приграничных регионов постсоветского пространства. Изменения в образовательных

1 Статья подготовлена в рамках Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы». Проект «Управление развитием приграничных регионов в хронотопе постсоветского пространства». № 14.A18.21.0090 (рук. В.П. Бабинцев).

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | | Серия Философия. Социология. Право. 83

IШ ' 2012. № 14 (133). Выпуск 21

системах в странах Балтийского региона наглядно демонстрирует нам возможность интеграции в единое образовательное пространство евросоюза с одной стороны, и специфику такой интеграции приграничных к России территорий. Сложность процессов интеграции и развития стран Балтии, как приграничных регионов постсоветского пространства, наличие характерных особенностей, требующих отдельного изучения неоспоримо признали 100% экспертов, участвующих в нашем исследовании. Экспертами в нашем исследовании стали 26 представителей общественности Калининградской области. Исследование было проведено в августе 2012. Экспертная группа, в состав которой вошли представители системы образования (34,61%), СМИ (19,23%), государственные служащие (19,23%), ученые (19,23%), предприниматели (7,6%), выделила следующие особенности развития приграничных территорий стран Балтии: развитие трансграничного сотрудничества (100%), большая внешняя открытость (57,69%), интенсивные миграционные процессы (26,92%).

Специфика и проблемы развития приграничных регионов, влияние миграционных процессов на их стабильность настолько велико, что большинство экспертов затруднились однозначно ответить на вопрос, есть ли необходимость активизировать интеграционные процессы постсоветских государств Балтийского региона (53,84%), хотя довольно большая группа экспертов отмечает желательность и возможность такой активизации (46,15%).

В качестве перспективных интеграционных процессов для стран Балтийского региона все эксперты отмечают экономическое сотрудничество и сохранение культурно-исторического наследия (100%), а 53,84% указывают на актуальность темы нашего исследования - научное сотрудничество и образование.

Рассматривая перспективы дальнейшего развития интеграционных процессов, как в области образования, так и в других областях соприкосновения территорий постсоветского пространства, эксперты следующим образом оценили значимость, успешность и востребованность интеграционных проектов (рис.1).

Формирование кластеров

Шанхайская организация

Евроргегионы Союз России и Белоруссии

Таможенный союз

Евразийский союз

Содружество Независимых

0 20 40 60 80 100

Рис. 1. Экспертная оценка интеграционных проектов

Экспертное сообщество Калининградской области в большинстве своем удовлетворительно оценило ряд интеграционных проектов (превалирующая оценка - 3 балла), но есть и проекты, которые большинство экспертов оценило неудовлетворительно (1-2 балла), это такие проекты как: проект «Еврорегионы» (69,23%) и формирование кластеров (76,92%).

В развитии приграничных регионов стран Балтии 100% экспертов видят усиление инвестиционной привлекательности, которая может быть выражена посредством

5 4

■ 3

■ 2 ■ 1

84 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ КЯ Серия Философия. Социология. Право.

2012. №14(133). Выпуск 21

разработки и реализации совместных инвестиционных проектов (100%), минимизации таможенных барьеров (76,92%) и инвестиционных рисков (15,38%).

Эксперты также отмечают и барьеры инвестиционной активности приграничных регионов, выделяя коррупцию и несовершенство нормативно-правовой базы (100%), политическую нестабильность (76,92%) и отсутствие традиций (38,46%).

В Калининградской области нами было отмечено четкое представление экспертного сообщества о факторах, влияющих на повышение инвестиционной привлекательности приграничных регионов (рис.2).

Рис. 2. Факторы, повышающие инвестиционную привлекательность приграничных регионов

Наибольшее значение в этом вопросе эксперты придают политической стабильности (92,30%), политической воле руководства (76,92%) и профессиональному менеджменту (38,46%). Отсутствие этих трех важнейших компонент однозначно признается экспертами в ответе на вопрос об известных экспертному сообществу успешных инвестиционных проектах - 92,30% экспертов указывают отсутствие таковых.

Переходя к исследованию роли образовательной сфере в интеграционных процессах, мы выяснили, что положительное влияние модернизации образовательных систем на развитие и перспективы интеграции приграничных территорий отмечают 61,53% респондентов. Проявление позитивного характера влияния исследуемой сферы отмечается экспертами в развитие академической мобильности и международного сотрудничества (61,53%), в повышении конкурентоспособности образовательных учреждений и интеграции системы образования и экономики (30,76%).

Для оценки модернизации национальных систем образования мы воспользовались алгоритмом, предложенным доктором психологических наук, доцентом кафедры общей психологии Балтийского федерального университета, Симаевой Ириной Николаевной.

Как отмечает И.Н. Симаева2, оценка трансформаций систем образования осложнена рядом трудностей, которые сводятся к следующему. Во-первых, это сложность определения критериев оценки, т. к. образование многозначно связано с другими подсистемами общества. Во-вторых, декларативность многих документов, служащих материалом анализа, но зачастую отражающие интересы правительств соответствующих

2 Симаева И.Н. Глобализация и развитие региональной системы образования [Текст] / И.Н. Симаева, Л.М. Фуксон. - В кн.: Регион сотрудничества. - Калининград, 2004. - Вып.13(38). - С. 45-58.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21

государств, а не истинное положение дел. В-третьих, несистемное публичное представлений концепций модернизации, что затрудняет понимание логики преобразований со стороны общественности и профессиональных сообществ. В-четвёртых, акцент на организационно-экономических аспектах модернизации без учёта социальных, психологических последствий данных преобразований3.

Что представляет собой модернизация системы образования? В программных документах и теоретико-методологических работах под этим процессом подразумевается изменение состава входящих в нее подсистем и элементов, взаимосвязей и взаимодействия между ними, приводящее к улучшению функционирования всей системы. Как и другие социальные изменения, она характеризуется параметрами (уровень, продолжительность, направленность, масштаб и т. д.)4.

Стоит отметить, что оценка успешности процесса модернизации национальных систем образования осложняется временной отсрочкой контролируемых результатов. Последствия тех или иных действий в аспекте изменений в данной системе можно отследить и, соответственно, внести определённые коррективы, возможно лишь через несколько лет (4-6) после начала трансформаций.

Что же касается анализа актуального состояния модернизации национальных систем образования стран Балтии, то здесь мы обращаем внимание на следующие аспекты:

1. Инициаторы и источники ресурсов модернизации. Здесь речь идёт об акторах, которые обладают разного рода активами — ресурсами, собственностью, квалификацией и т. п., т. е. всем тем, что может быть вложено в развитие объекта. Иными словами, говоря об инициаторах модернизации, мы отвечаем на вопрос: кто — государство или общество — является таковым? Стоит отметить, что мировой финансовый кризис внёс определённые коррективы в действия акторов, т. к. любое вложение характеризуется определённой степенью риска, что особенно актуально в современных условиях.

2. Цели и задачи модернизации, т. е. формулировка желаемого результата изменений и шаги по его достижению.

3. Механизмы модернизации. Здесь имеются в виду следующие механизмы, служащие выполнению задач и достижению цели модернизации: структурно-функциональные изменения, изменение общих условий функционирования образовательных учреждений, изменения в управлении образовательными учреждениями и системой образования в целом.

4. Социально-политические и экономические условия, в которых протекает процесс модернизации систем образования.

Основными источниками информации, подлежащей дальнейшему анализу, выступают документы Болонского соглашения, программы перспективного развития Латвии, Эстонии и Литвы, а также экспертные оценки по вопросам модернизации национальных систем образования соответствующих стран.

Направления модернизации системы образования Латвии можно рассмотреть относительно трех компонентов.

Инициаторы и источники ресурсов модернизации.

Основную стратегию модернизации образования и науки в Латвии определяет правительство страны - LatVjas Republikas Ministru kabinets. Оно, в свою очередь, ориентируется на международные институты - ЮНЕСКО, Совет Европы, Болонский процесс5.

Цели модернизации системы образования в Латвии.

Задачи, стоящие перед системой образования, можно объединить в несколько

групп.

Модернизация учебного процесса - качественное освоение общих знаний, обязательное получение основного образования, совершенствование учебного

3 Симаева И.Н. Глобализация и развитие региональной системы образования [Текст] / И.Н. Симаева, Л.М. Фуксон. - В кн.: Регион сотрудничества. - Калининград, 2004. - Вып.13(з8). - С. 45-58.

4 Балыхин Г.А., Клячко Т.Д., Кузьминов Я.И., Якобсон Л.И. Организационно-экономические инновации в сфере образования / / Экономика образования, 1999, № 1, - С. 4-9.

5Noteikumi par Latvijas Nacionalo attistibas planu 2007.-20l3.gadam. URL: www.likumi.lv/doc.php?id=l39505 (дата обращения 07.08.12).

содержания и методик оценивания учебных достижений, расширение использования информационных технологий, повышение привлекательности образовательных программ инженерно-технических и естественных наук.

Педагогические работники - повышение научной и профессиональной квалификации педагогов, улучшение качества и привлекательности профессионального образования.

Образование как институт - улучшение качества и привлекательности профессионального образования, повышение качества и доступности высшего образования, интегрирование его в единое Европейское (мировое) образовательное пространство, доступность образования людям со специальными потребностями.

Управление образованием - усиление дееспособности руководства учебных заведений, поддержка в освоении докторских и магистровских программ, особенно в инженерно-технических и естественных науках.

Образование на протяжении всей жизни человека.

Механизмы модернизации системы образования Латвии.

Структурные и функциональные изменения.

Латвийская система образования состоит из дошкольного образования, основного образования, среднего и высшего образования.

Дошкольное образование получают дети в возрасте 5-6 лет. Основное образование в Латвии является обязательным и длительность его составляет 9 лет: начальная школа, основная школа, средняя школа, специализированные учебные заведения. Полное среднее профессиональное образование в Латвии составляет 4 года, реализуется в средних профессиональных школах. 5 уровень ISCED - это высшее образование, основанное на изучении фундаментальных и/или прикладных наук с написанием выпускных работ, ведущих к присвоению степеней Бакалавра (Bakalaurs) и Магистра (Magistrs). Степень бакалавра присуждается после завершения первой ступени, длительность обучения 3-4 года. Магистерская степень присваивается после завершения второй ступени академического образования (ещё два года).

Изменение общих условий функционирования образовательных учреждений.

При достаточной масштабности модернизации системы образования следует обратить внимание на финансирование данного проекта. «Национальный план развития Латвии» (Latvijas nacionalais attistibas plans 2007-2013) был составлен в 2007 году, то есть в нём не могли быть учтены поправки, внесённые экономическим кризисом 2008 года. Латвия наиболее пострадала от последствий кризиса - финансирование образования было сокращено на 48% в начале 2009 года и затем еще на 18% в 2010 году. Решением финансовых трудностей видится объединение вузов, но эта идея не нашла поддержки в академических кругах. Правительством Латвии говорится о том, что конечный результат модернизации должен быть достигнут при самых низких расходах. Как отмечает президент Латвийской академии наук Юрис Экманис: «...за малые деньги нельзя добиться большого эффекта. Те суммы, которые в Латвии выделяют на инновации и науку, по сравнению с финансированием западноевропейских стран на эти цели просто смехотворны»6.

Особого внимания заслуживает вопрос о нацменьшинствах в Латвии. По результатам исследования Балтийского института социальных исследований в 2011/2012 учебном году планируется реализовать немало программ с латышским и иностранным языком обучения. Всего в Латвии будут действовать 103 русские средние школы, 5 польских школ, одна эстонская, одна литовская, две еврейские, одна украинская, одна белорусская основная школа, и одна школа для цыган7.

Изменения в управлении образовательными учреждениями и системой образования в целом.

Несмотря на определенные достижения Латвии в области гармонизации национального законодательства и приведении его в соответствии с рекомендациями Болонского процесса, по-прежнему многие механизмы регуляции не внедрены. В первую

6 Инновации в Латвии - это иллюзия. URL: www.telegraf.lv/news/akademik-innovacii-v-latvii-eto-illyuziya (дата обращения 07.08.12).

7 Министерство образования Латвии довольно результатами реформы русских школ (ИА REGNUM). URL: www.regnum.ru/news/i375396.html (дата обращения 11.08.12).

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21

очередь это касается вопросов автономии вузов и автоматических признаний дипломов и аккредитаций. Определённый успех достигнут в вопросах автономии научно-исследовательских организаций, однако возникли проблемы в координации и технологическом обеспечении их деятельности, поэтому значительное число научно-исследовательских институтов были объединены под эгидой университетов.

Социально-политические и экономические условия, в которых протекает процесс модернизации систем образования.

Модернизация системы образования Латвия началась не с момента подписания Болонского соглашения, начало её трансформаций относится к периоду выхода из состава СССР и обретения независимости. Наиболее значимыми тенденциями в этом направлении являются следующие:

1. Рост количества вузов. К 2010 году в Латвии функционировало 60 высших учебных заведений — 34 вуза (19 государственных и 15 частных) и 26 колледжей (18 государственных и 8 частных) при том, что в 1990 году таких учебных заведений было всего 12, в 2000 году — 33.

2. Увеличение общей численности студентов. После значительно спада количества студентов с 80-х годов до начала 90-х годов произошло увеличение их численности — 46000 в 1990 году и 125300 в 2010 году.

3. Значительное увеличение спектра образовательных программ, в том числе за счёт появления частных вузов.

4. Преимущественный выбор среди учащихся программ социально-гуманитарного цикла8.

На фоне таких, достаточно, оптимистичных изменений модернизация системы образования Латвии имеет и ряд весьма ощутимых трудностей. Как отмечает Жанна Цауркубуле, по данным Всемирного банка Латвия относится к развивающимся странам с уровнем развития, превышающим средний. Однако, в то же самое время она относится к тем странам, которые в наибольшей степени пострадали от последствий мирового финансового кризиса. Это отражается в падении ВВП Латвии по итогам 2009 года на 18% - данный показатель является самым худшим динамики ВВП в мире. В рейтинге конкурентоспособности национальных экономик в том же году Латвия находилась на 68-ом месте (в 2008 году — на 54-ом, а в 2005 году — на 44).

Интересны для общей оценки хода модернизации системы образования Латвии результаты исследования, проведённого А.В. Воробьевым, В.В. Вороновым, И.В. Островска. Результаты исследования показывают, что 95,5% респондентов значимо проявляется эффект «нереализованного уровня образования». Респонденты, имеющие образование от основного до бакалаврской степени, в разной мере (от 2,5% до 27,7%) не удовлетворены своим уровнем образования. 72,2% респондентов с магистерской степенью удовлетворены уровнем своего образования, и лишь 27,8% из них потенциально желали бы повысить свой уровень, получив докторскую степень. 57% респондентов не удовлетворенны своей специализацией и желают ее изменить. В наибольшей степени не удовлетворены респонденты с сельскохозяйственным (92,7%), искусствоведческим (85,2%) образованием и с массовыми рабочими профессиями низкой и средней квалификации (80,6%). Более половины респондентов желают продолжить свое образование за пределами Латвии (почти 15% — в России)9.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы, исходя из анализа процессов модернизации системы образования в Латвии. С одной стороны, трансформации в образовании идут в соответствии с Болонским соглашением, что в перспективе (в идеальном варианте) приведёт к росту конкурентоспособности латвийского образования, а также к росту возможностей выпускников вузов в плане трудоустройства, повышения качества жизни и т. д. Но с другой стороны, можно выделить несколько ключевых проблем, с которыми сталкивается система образования Латвии. Во-первых, демографическая проблема — старение проффесорско-преподавательского состава вузов, снижение числа выпускников средних школ; во-

8 Цауркубуле Ж. Анализ тенденций развития высшего образования в Латвии в контексте европейской интеграции // Profesines Studijos: teorija и- ргаМка. 2010, №6, - С. 78 - 86.

9 Воробьев А.В., Воронов В.В., Островска И.В. Нереализованные жизненные сценарии в оценках образования жителями Латвии // Журнал институциональных исследований. Том 2. №4. 2010. - С. 6-15.

вторых, это экономическая проблема — снижение объёмов финансирования образования со стороны правительства, массовое обнищание населения; в-третьих, социальная — рост безработицы, снижение качества образования, а, соответственно, престижа высшего образования; и, наконец, в-четвёртых, политическая — отсутствие реальных программ по вывод страны из затяжного экономического, демографического, политического кризиса.

Следующим аспектом нашего исследования стал анализ направлений модернизации системы образования Эстонии.

Инициаторы и источники ресурсов модернизации.

В Эстонии за формирование государственной политики в сфере образования и науки отвечает Министерство Образования и Науки Эстонии (The Ministry of Education and Research, MoER)10. Основное направление изменений в системе образования и науки Эстонии связано с присоединением к Болонскому процессу и вхождением в Европейский союз, а также отказом от советской системы и русского языка в процессе обучения.

Цели модернизации системы образования в Эстонии.

Роль образования в становлении инновационного общества Эстонии отражено в программной документе «Устойчивая Эстония 21», созданного под руководством Таллиннского университета. В данной стратегической программе образованию отводится одна из ведущих ролей в следующих аспектах.

1. Обеспечение жизнеспособности эстонского культурного пространства за счёт образования на эстонском языке, повышения значимости этических ценностей национального происхождения, сбалансированности и согласованности деятельности человека в отношении с природой, саморегуляции и самоконтроля.

2. Экологическое равновесие. Являясь частью экосистемы, общество должно взять на себя ответственность за гармоничное развитие экосистем, основной предпосылкой чего является, построенное на этике и научно обоснованное, администрирование природными ресурсами.

Механизмы модернизации системы образования Эстонии.

Структурные и функциональные изменения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эстонская система образования не имеет деления на начальное и среднее образование Среднее полное общее образование в Эстонии включает в себя следующие основные ступени: основная школа (9 лет) и гимназия (3 года).

С 2002 г. в высшем образовании осуществлен переход на новые программы (3+2+3), что является требованием Болонского процесса - «бакалавр - магистр -доктор». Высшее образование можно получить в университетах, прикладных высших учебных заведениях и некоторых учреждениях профессионального образования.

Изменение общих условий функционирования образовательных учреждений.

С 2009 года финансирование высших учебных заведений осуществляется на контрактной основе с учетом достигнутых результатов и сроком на 3 года. Контракты принимают во внимание качество обучения, количество выпускников и потребность в специалистах на рынке труда.

Уровень финансирования в последние годы значительно снизился - по данным на 2007 год расходы на высшее образование в государственном секторе составили 0,86% от ВВП, что значительно меньше, чем в развитых странах. В контексте глобального экономического кризиса, расходы на образование в 2009 и 2010 снизились, в связи с чем в 2010 - 2011 годах не будут осуществляться мероприятия, имеющие социальное значение, направленные на модернизацию системы поддержки студенческих исследований и образовательных кредитов. При этом следует отметить, что уровень заработной платы преподавателей остался на уровне 2008 года.

Изменения в управлении образовательными учреждениями и системой образования в целом.

В 2008 году были сделаны поправки в законодательство, цель которых стало формирование качественной системы управления путем эффективного диалога между вузами и Министерством, на разделение ответственности и сотрудничество между университетами.

10 Haridus - ja Teadusministeeriumi tutvustus. URL: www.hm.ee/index.php?03l88 (дата обращения 11.08.12).

В целом модернизация образования Эстонии имеет как положительные результаты - введение европейской системы трёхуровневого образования, европейское приложение к дипломам и т.п., так и сталкивается с определёнными трудностями -нерешённость вопроса о нацменьшинствах, нехватка финансовых средств на реализацию реформ, отсутствие единой политической стратегии и подходов к её реализации.

Направления модернизации системы образования Литвы по аналогии были проанализированы по следующим компонентам.

Инициаторы и источники ресурсов модернизации.

В Литве за формирование государственной политики в сфере образования и науки, а так же за молодежную и языковую политику отвечает Министерство Образования (LR Svietimo ir mokslo ministerija). Основное направление изменений в системе образования и науки Литвы связано с присоединением к Болонскому процессу и вхождением в Европейский союз, а также отказом от советской системы и русского языка в процессе обучения11.

Цели модернизации системы образования в Литве.

Основная цель модернизации - это обновление содержания образовательных программ, внедрение двустороннего характера структуры образования (формального и неформального).

Механизмы модернизации системы образования Литвы.

Структурные и функциональные изменения.

Среднее полное общее образование в Литве включает в себя: начальное образование длительностью 4 года; базовое среднее образование длительностью 5 лет; завершающий цикл среднего образования длительностью 2 года (11-12 год обучения). Доступ в высшие учебные заведения открыт для всех обладателей свидетельств о получении среднего полного образования (Brandos Atestatus). В Литве существует два типа высших учебных заведений: университеты и коллегии. Коллегия - это вуз, в котором преобладают неуниверситетские программы, проводятся прикладные научные исследования (или) прикладная научная деятельность или профессиональное искусство.

Трёхуровневая система высшего образования Литвы выглядит следующим образом: базовый уровень (первая ступень) - квалификационная степень бакалавра (Bakalauro Diplomas); магистратура, (резидентура для медиков) - квалификационная степень магистра (Magistro Diplomas); докторантура и художественная аспирантура -защитой диссертации и присвоением ученой степени доктора (Daktaro Diplomas).

Изменение общих условий функционирования образовательных учреждений.

В ходе реформы были предусмотрены государственный, муниципальный и негосударственный секторы образовательной системы - в 2008 году в Литве было лицензировано 15 вузов, а в 2010 году уже 22, из которых 14 являются государственными. Но при этом в последние годы происходит неуклонное сокращение количества учебных заведений в стране - с 2578 в 1998 до 1488 в 2010.

На основании статистических данных, можно судить о положительной динамике государственных расходов на образование. В 1995 году расходы государства на научные и экспериментальные исследования составляли 0,46 % ВВП. В 2007 г. из литовского бюджета выделяется уже 0,81% ВВП на развитие науки, в 2008 г. - 0,80%, в 2009 г. 0,84% ВВП. В последние три отчетных периода отмечены следующие показатели расходов на научные исследования и развитие технологий: в 2007 г. - 803,1 млн. литов, в 2008 г. наблюдается рост до 890,1млн. литов и сокращение в 2009 г. до 765,0 млн. литов12.

Изменения в управлении образовательными учреждениями и системой образования в целом.

Законодательство в области образования представлено: Законом об образовании (LAW ON THE AMENDMENT OF THE LAW ON EDUCATION 25 June 1991 No. I-1489), Законом о высшем образовании и научных исследованиях (LAW ON HIGHER EDUCATION AND RESEARCH 30 April 2009 No XI-242), Общей концепцией образования (General concept of education in Lithuania" 1994), Государственной стратегией развития

11

Reviews of national policies for education - Lithuania examinators' report. URL: www.smm.lt/en/stofedu/pab.htm (дата обращения 14.08.12).

12 СООЛ: Литва ограничивает доступность образования (Латвия). URL: belarus.regnum.ru/news/1389741.html (дата обращения 14.08.12).

образования 2003-2012 (THE NATIONAL EDUCATION STRATEGY 2003-20i2Res0luti0n No. IX-1700 of 4 July 2003)13 .

В целом, подводя итог оценки модернизации системы образования в указанных странах, можно отметить, что, не смотря на определённые успехи в этом процессе -переход на общеевропейские стандарты обучения, введение европейских приложений к дипломам, рост международного сотрудничества и академической мобильности -существует ряд мешающих данному процессу факторов. Среди основных можно назвать недостаточное финансирование реформ, что во многом вызвано последствиями финансового кризиса 2008 года; нерешённость вопроса о национальных меньшинствах, что также во многом «тормозит» модернизацию; политическая нестабильность, выражающаяся в неспособности государственного управления прийти к единой стратегии развития системы образования.

Стоит отметить и сложность проведения процедуры оценки модернизации образования, т.к. информация, на которой она осуществляется, предоставлена часто министерствами, правительственными организациями и т.п., что может несколько искажать реальную картину хода трансформаций системы образования.

1. Симаева И.Н. Глобализация и развитие региональной системы образования [Текст] / И.Н. Симаева, Л.М. Фуксон. - В кн.: Регион сотрудничества. - Калининград, 2004. - Вып.13(з8). -

2. Балыхин Г.А., Клячко Т.Д., Кузьминов Я.И., Якобсон Л.И. Организационно-экономические инновации в сфере образования /Экономика образования, 1999, № 1, с. 4-9.

3. Noteikumi par Latvijas Nacionalo attistibas planu 2007.-2013.gadam. URL: www.likumi.lv/doc.php?id=139505 (дата обращения 07.08.12).

4. Инновации в Латвии - это иллюзия. URL: www.telegraf.lv/news/akademik-innovacii-v-latvii-eto-illyuziya (дата обращения 07.08.12).

5. www.regnum.ru/news/1375396.html

6. Цауркубуле Ж. Анализ тенденций развития высшего образования в Латвии в контексте европейской интеграции /Profesines Studijos: teorija ir praktika. 2010, №6, С. 78 - 86.

7. Воробьев А.В., Воронов В.В., Островска И.В. Нереализованные жизненные сценарии в оценках образования жителями Латвии /Журнал институциональных исследований. Том 2. №4. 2010. - с. 6-15.

8. Haridus - ja Teadusministeeriumi tutvustus. URL: www.hm.ee/index.php?03188 (дата обращения 11.08.12).

9. Reviews of national policies for education - Lithuania examinators' report. URL: www.smm.lt/en/stofedu/pab.htm (дата обращения 14.08.12).

10. СООЛ: Литва ограничивает доступность образования (Латвия). URL: belarus.regnum.ru/news/1389741.html (дата обращения 14.08.12).

Список литературы

С. 45-58.

IMPACT OF POST-SOVIET NATIONAL EDUCATION SYSTEM MODERNIZATION ON BORDER REGIONS DEVELOPMENT

2) Belgorod National Research University

1) Immanuel Kant Baltic federal university

M.V. KOZHEMYAKIN11 I.S. SHAPOVALOVA 21

The paper analyzes the current problems of modernization of education in Latvia, Estonia and Lithuania. There is an algorithm of the study in terms of functional, organizational and substantial aspects of modernization, and there are results of the study of the current state of education systems of the Baltic region. The article also presents an analysis of the effects of the financial crisis on the development of primary and higher education.

e-mail: [email protected]

Keywords: Modernization, system of education, national politics, Baltic region, innovations.

13 Haridus - ja Teadusministeeriumi tutvustus. URL: www.hm.ee/index.php?03188 (дата обращения

11.08.12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.