ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ЭСТОНИИ: ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ Гришак С.Н. Email: [email protected]
Гришак Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Луганский областной институт последипломного педагогического образования, г. Северодонецк, Луганская область, Украина
Аннотация: в статье представлен анализ нормативно-правового обеспечения гендерного образования в высшей школе Эстонской Республики, который показал, что, несмотря на то, что законодательная база на уровне государственной политики ориентирует высшую школу на продвижение гендерного равноправия (равное обращение для мужчин и женщин в сфере профориентации, при получении образования, повышении специальной и профессиональной квалификации и переподготовки), на уровне организации образовательного процесса, за исключением обновления учебно-методического обеспечения, использующегося в процессе обучения, с учетом принципов гендерного равенства, и направленного на борьбу со сложившимися гендерными стереотипами, практически не предусмотрены мероприятия, направленные на распространение гендерных знаний и повышение эгалитарного сознания студенческой молодежи.
Ключевые слова: нормативно-правовая база, законодательство, гендерное равенство, высшее образование, университет.
GENDER EDUCATION DEVELOPMENT IN ESTONIAN HIGHER SCHOOL: PROBLEMS OF REGULATORY SUPPORT
Grishak S.N.
Grishak Svetlana Nikolaevna - PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF SOCIO-HUMANITARIAN DISCIPLINES, LUGANSK REGIONAL INSTITUTE OF POSTGRADUATE PEDAGOGICAL EDUCATION, SEVERODONETSK, LUGANSK REGION, UKRAINE
Abstract: the article presents an analysis of the legal and regulatory support of gender education in the higher school of the Republic of Estonia. It showed that the legislative framework at the level of state policy orients the higher school to promote gender equality (equal treatment for men and women in the field of vocational guidance, education, professional development and retraining) but at the level of the organization of the educational process there are practically no activities aimed at the spread of gender knowledge and increasing the egalitarian consciousness of students. As an exceptional case is the updating the educational and methodological support used in the learning process, which is taking into account the principles of gender equality, and aimed at combating gender stereotypes.
Keywords: legal and regulatory support, legislation, gender equality, higher education, university.
УДК [37:305]:342.722
После восстановления Эстонской Республикой (ЭР) независимости (20 августа 1991 г.) страна встала на путь развития демократического общества в соответствии со
стандартами международного права, присоединившись к всемирным и европейским соглашениям, в том числе и тех, что касались обеспечения равенства между женщинами и мужчинами (Всеобщая декларация прав человека, 1948; Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966; Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин, 1967; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1979; Декларация об искоренении насилия в отношении женщин и др.).
Обязательства Эстонии по их выполнению, а также ориентация страны на вступление в Евросоюз, стратегия которого ориентирует государства-члены на интеграцию принципа гендерного равенства во всех сферах жизнедеятельности, предусматривало реформирование общественно-политической жизни эстонского общества, включая систему образования, соответственно, и создание национального законодательства с учетом общепризнанных ценностей гендерного равенства.
Усовершенствование законодательной базы в сфере образования происходило на основе принятой на референдуме 1992 года Конституции ЭР, где принцип гендерного равенства воплощен в статье 12. Согласно этой статьи перед законом все равны. Никто не может подвергаться дискриминации по каким-либо признакам, в том числе, по половой принадлежности. Как основной закон, Конституция закрепляет равные права и возможности эстонских граждан и в образовательной сфере, гарантируя в статье 37, что «каждый имеет право на образование» [1].
Это конституционное положение находит своё развитие в соответствующем отраслевом законодательстве Эстонии, на котором сегодня основывается высшее образование: Законе Эстонской Республики об образовании (Бей Vabariigi haridusseadus, 1992), Законе об университетах (Ulikooliseadus, 1995), Законе о профессиональных высших учебных заведениях (ЯакеМшкбг£кооИ seadus, 1998) и других нормативно-правовых актах, регулирующих правоотношения в высшей школе.
Следует отметить, что в эстонском Законе об образовании отсутствует отдельная статья, которая бы предоставляла гарантии женщинам и мужчинам в доступе и получении образования. Однако, принцип равенства, который, как мы считаем, подразумевает и равенство полов, положен в основу статей, определяющих цели образования (Ст. 2 «Понятие, цели и уровни образования») и принципы его функционирования (Ст. 4 «Принципы организации системы образования»). Так, одной из целей образования является «создание каждому человеку условий для непрерывной учебы» (ст. 2(3)), что обеспечивает государство «на условиях и в порядке, установленных правовыми актами» (ст. 4(1)). Кроме того, в статье 4(5) закреплен принцип, на основе которого организация системы образования и государственные стандарты образования «создают для каждого возможность перехода от одного уровня образования к другому» [2]. Полагаем, что среди общечеловеческих и национальных ценностей, на признании которых базируются концептуальные основы образования, что провозглашено в статье 2(2), есть и ценности гендерного равенства.
Идеи равенства по признаку пола отражены в определенных нормах законодательства в области высшего образования, и прежде всего, это касается равного доступа и получения образования в высшей школе. Согласно Закона об университетах граждане Эстонии, которые имеют «среднее образование или соответствующую квалификацию, полученную в иностранном государстве, имеют равное право участвовать в конкурсе на поступление в университет» (ст. 21(1)). Равное право на обучение по любой программе подготовки предоставляется всем гражданам Эстонии без исключения, при единственном условии - наличие необходимого уровня образования: среднего образования для бакалавров (ст. 26(3)), степени бакалавра - для магистров (ст. 28(3)), наличие степени магистра или соответствующей ему квалификации - для докторов (ст. 29 (3)) [3].
Подобное унормирование равных прав для всех граждан Эстонской Республики в доступе к высшему образованию зафиксировано в Законе о профессиональных высших учебных заведениях, о чем свидетельствует статья 11(1). Более того, в этой статье регламентируется право представителей любого пола на поступление в высшее профессиональное учебное заведение общественной безопасности для обучения по учебным программам в области обеспечения внутригосударственной безопасности, и вуз национальной обороны для обучения офицеров. Единственным условием обучения по программе высшего профессионального образования, и, соответственно, получения определенной квалификации (ст. 15(3)) или степени магистра (ст. 15_2(5)) является наличие необходимого образовательного уровня [4].
Следует отметить, что создание равных возможностей каждому заинтересованному в обучении лицу независимо от возраста, пола и других признаков, определен одной из пяти стратегических целей реализации Стратегии непрерывного обучения 2020 (далее -Стратегия), достижение общей цели которой предусматривает предоставление «всем жителям Эстонии возможности для непрерывного обучения в соответствии с их потребностями и способностями», и получение достойного шанса самореализации в обществе, трудовой и семейной жизни [5, с. 3].
Стратегия является одним из важнейших программных документов, которые определяют развитие всей сферы образования, включая высшее, и служит фундаментом для формирования соответствующей бюджетной базы на период с 2014 до 2020 гг. Среди ключевых проблем, с которыми сталкивается система образования Эстонии, в документе определены и проблемы, касающиеся гендерных аспектов: высокий отсев обучающихся (особенно среди лиц мужского пола) на всех уровнях и во всех видах обучения; влияние сложившихся в обществе установок на выбор «мужских» и «женских» профессий, что способствует усилению гендерной сегрегации на рынке труда Эстонии.
Для решения этих проблем в рамках стратегической цели № 5 «Равные возможности для непрерывного обучения и рост участия в обучении» в Стратегии рекомендовано «внедрение такого понимания обучения, которое бы поддерживало личностное и социальное развитие каждого учащегося на всех уровнях и во всех видах образования. Отдельное внимание уделяется проблеме прерывания обучения учащимися мужского пола; при консультировании по вопросам профессии и карьеры обращается внимание на борьбу со сложившимися гендерными стереотипами» [5, с. 32] (курсив - С. Г.).
Обеспечение закрепленного в Конституции ЭР равноправия женщин и мужчин, а также «содействие равноправия полов в качестве одного из основных прав человека и общего блага во всех сферах жизни общества» Эстонской Республики ставит целью специальный Закон о гендерном равноправии (8ооШе vбrdбiguslikkuse seadus, 2004), что закрепляет статья 1(1) законодательного акта [6]. В сфере образования достижение этой цели закон возлагает на образовательные и научные учреждения (ст. 2(2)), которые «должны обеспечивать равное обращение для мужчин и женщин в сфере профориентации, при получении образования, повышении специальной и профессиональной квалификации и переподготовки (ст. 10). Кроме того, закон, как отмечает М.-Л. Сеппер, содержит «особое требование» (ст. 10) согласно которому учебно-методическое обеспечение, использующееся в процессе обучения (программы, учебные материалы и т.п.) должно быть направлено на преодоление неравенства между полами и способствовать их равенству [6]. Полностью разделяем позицию исследовательницы, что: «Недопустимо обучение, принижающее один из полов или утверждающее, что представители этого пола обладают меньшими способностями, и поэтому они должны быть заняты лишь в определенных сферах жизни. Обучение не должно закреплять предубеждения и стереотипы о распределении гендерных ролей в трудовой и семейной жизни» [7, с. 19].
Таким образом, результаты комплексного анализа законов и нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере образования Эстонской Республики,
доказывают, что идеи равенства в виде равного доступа и получения образования в высшей школе для всех граждан представлены в Конституции ЭР; образовательных законах, регламентирующих правоотношения в высшем образовании; программных документах развития высшего образования, в которых создание равных возможностей каждому заинтересованному в обучении лицу, в том числе независимо от пола, определено одной из пяти стратегических целей.
Несмотря на отсутствие дискриминационных норм в отношении женщин и мужчин в нормативно-правовой базе высшей школы Эстонии, можно утверждать о гендерно-нейтральном характере образовательного законодательства, которое выдержано без учета гендерной перспективы в образовании, за исключением Стратегии непрерывного обучения 2020, в которой обращается внимание на преодоление гендерных стереотипов в процессе обучения, что безусловно, подразумевает внедрение гендерного образования. В большей мере ориентирует на его развитие специальное законодательство в сфере гендерного равенства, которое предусматривает обновление учебно-методического обеспечения высшей школы, использующееся в процессе обучения (программы, учебные материалы и т.п.) с учетом принципов гендерного равенства.
Список литературы /References
1. Конституция Эстонской Республики (Принята 28 июня 1992 г. (в ред. от 06.05.2015 [RT I, 15.05.2015, 1] - вступ. в силу с 13.08.2015). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.president.ee/ru/republic-of-estonia/constitution-of-the-republic-of-estonia/index.pdf/ (дата обращения 14.08.2018).
2. Republic of Estonia Education Act (Passed 23.03.1992 [RT 1992, 12, 192] - Entry into force 30.03.1992). [Электронный ресурс]: Republic of Estonia Ministry of education and research. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hm.ee/en/activities/ legislation (дата обращения 14.08.2018).
3. Universities Act (Passed 12.01.1995 [RT I 1995, 12, 119]; Entry into force 18.02.1995). Republic of Estonia Ministry of education and research. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hm.ee/en/activities/legislation (дата обращения 14.08.2018).
4. Institutions of Professional Higher Education Act (Passed 10.06.1998 [RT I 1998, 61, 980] - Entry into force 16.07.1998). [Электронный ресурс]: Republic of Estonia Ministry of education and research. Режим доступа: https://www.hm.ee/en/activities/legislation (дата обращения 14.08.2018).
5. Эстонская стратегия непрерывного обучения 2020. Tallinn: Haridus- ja Teadusministeerium, 2014. 32 c. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.hm.ee/sites/default/files/strategiya_nepreryvnogo_obucheniya.pdf/ (дата обращения: 14.08.2018).
6. Закон ЭР «О гендерном равноправии» // Принят 07.04.2004; в ред. от 10.06.2015 [RT I, 07.07.2015, 1] - вступил в силу 01.01.2016. [Электронный ресурс]: Режим доступа:: http://infosila.ee/main/1398-zakonodatelstvo-estonii-na-russkom-yazyke.html (дата обращения 14.08.2018).
7. Сеппер М.-Л. Женщины и мужчины. Равные права, равная ответственность: Обзор закона о гендерном равноправии / пер. Катрин Кару. Таллин: АО Atlex, 2010. 44 с.