УДК 336.717
влияние мирового финансово-экономического
кризиса на уровень экономической безопасности великобритании1
Д.В. Гордиенко,
д-р воен. наук, профессор,
действительный член (академик) Академии военных наук E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу причин мирового финансово-экономического кризиса и его влияния на экономическую безопасность Великобритании. Проанализирован подход к обеспечению экономической безопасности государства в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
Ключевые слова: экономика, мировой финансово-экономический кризис, экономическая безопасность государства, уровень экономической безопасности.
Abstract. The paper is concerned with analysis of the world financial and economic crisis reasons and its effect on economic safety of Great Britain. The approach to provision of economic safety of state in the conditions of world financial and economic crisis is also analysed in this article.
Keywords: economy, world financial and economic crisis, economic safety of state, economic safety rate.
Синхронность развития мирового финансово-экономического кризиса в 2008-2009 гг. в различных государствах мира обусловила практически одновременное принятие правительствами и центральными банками этих стран решений по преодолению негативных воздействий этого кризиса на соответствующие национальные хозяйства. В связи с этим представляет интерес рассмотрение пакета антикризисных мер, принятых в других странах мира, и, в частности, в Великобритании.
1 Издано при поддержке РГНФ. Проект № 13-07-00004а.
В Великобритании с 1997 до 2007 г. наблюдался продолжительный и мощный экономический рост: прирост ВВП составлял в среднем 2,8% в год, занятость увеличилась с 27,6 до 29,1 млн человек, а безработица уменьшилась с 6,9 до 5,6%. В то же время в британской экономике накапливались следующие дисбалансы:
■ доступность кредитов, в том числе на приобретение недвижимости, привела к сокращению уровня сбережений домашних хозяйств (и без того невысокого);
■ стал нарастать с 1999 г. дефицит сальдо текущих операций платежного баланса, который в условиях экономического роста покрывался притоком капитала;
■ совокупные бюджетные расходы с 2000 по 2007 г. возросли с 36,3 до 40,8% ВВП.
Открытая и мощная финансовая система Великобритании обеспечивала в предкризисные годы мощный приток капитала в британскую экономику. Финансовый сектор этой страны, таким образом, играл для национального хозяйства этой страны роль «локомотива» экономического роста. Перечисленные же дисбалансы, с одной стороны, стали следствием возникших дисбалансов мировой экономики, а, с другой стороны, явились их продолжением.
Главными дисбалансами мировой экономики, приведшими к мировому финансово-экономическому кризису, эксперты называют:
1) дисбаланс между реальной стоимостью активов и объемом денежных средств, оборачивавшихся на финансовых рынках; так, например, мировой рынок страхования банков от дефолта по кредитам составил к концу второго квартала 2008 г. 62 трлн долл., что превысило размер мирового ВВП в 2007 г.;
2) дисбаланс мирового роста; в годы, предшествующие кризису, многократно вырос разрыв между потреблением и уровнем национального производства в развитых странах G7 и ряде европейских государств, превратив их в крупнейшие долговые экономики и стимулировав приток капитала со всего мира;
3) дисбаланс между ростом капитализации компаний, доходности вложений в финансовый сектор и доходностью вложений в реальный сектор, ростом производительности труда; в результате у некоторых внешне вполне успешных компаний реального сектора до кризиса убытки от их производственной деятельности покрывались за счет спекулятивных операций на финансовых рынках;
4) дисбаланс между реальными возможностями и обязательствами потребителей, прежде всего в США, сначала на ипотечном рынке, а затем на рынке потребительского кредитования.
Финансовая система Соединенного Королевства приняла на себя самый ощутимый удар мирового финансово-экономического кризиса. В итоге меры денежно-кредитной политики и «спасение» банковской системы страны стало «ядром» антикризисных мер британского правительства и Банка Англии.
МЕРЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Банк Англии, как и большинство центробанков других экономически развитых стран мира, в борьбе с последствиями мирового финансово-экономического кризиса обратился к использованию такого проверенного макроэкономического инструмента, как ставка рефинансирования.
С июля 2007 г. началось медленное снижение ставки рефинансирования, которое резко ускорилось после сентября 2008 г. Уже в марте 2009 г. ставка Банка Англии опустилась до исторического минимума - 0,5%.
Наряду с использованием этого инструмента Банком Англии было объявлено о введении нового механизма предоставления ликвидности банковской системе Великобритании. Этот механизм получил название «Специальная схема ликвидности» («Special Liquidity Scheme», SLS).
Предоставление ликвидности по схеме SLS позволяло банкам «конвертировать» неликвидные ценные бумаги в ликвидные государственные бумаги сроком на три года. Данная схема распространялась только на активы, которые уже существовали в 2007 г. За банками сохранялась ответственность по этим обязательствам. Также они были обязаны платить определенный процент за использование этой схемы.
Схема была запущена 21 апреля 2008 г. и прекратила свое действие 30 января 2009 г. За это время ею воспользовалось 32 финансовых института, общая доля которых в совокупных активах банков и строй-сберкасс страны превышала 80%. Под залог неликвидных активов (как правило, ценных бумаг, обеспеченных закладными) они получили казначейские векселя на общую сумму около 185 млрд фунтов ст. (303,4 млрд долл.) [13].
В интересах дальнейшего ослабления денежно-кредитной политики в марте 2009 г. была реализована программа выкупа Банком Англии ценных бумаг. Первоначально ограниченная предельной суммой 50 млрд фунтов ст. (82 млрд долл.), она впоследствии была увеличена до 175 млрд фунтов ст. (287 млрд долл.) в августе 2009 г. и до 200 млрд фунтов ст. (330 млрд долл.) в ноябре 2009 г. [14; 15; 16; 17].
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
К июню 2009 г. банковские активы Великобритании в 4 раза превысили ВВП страны и достигли 1,4 трлн фунтов ст. (2,296 трлн долл.). Крупнейшие банки Соединенного Королевства настолько близко подошли к грани допустимого соотношения собственного и привлеченного капитала, что это обусловило необходимость наращивания банковского капитала при первых проявлениях негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на национальное хозяйство страны.
Первым крупным банком Великобритании, столкнувшимся с проблемой недостаточной ликвидности при обострении ситуации на межбанковском рынке, стал банк Northern Rock, финансовая база которого строилась на депозитах населения (20%) и межбанковском кредитовании (80%).
14 сентября 2007 г. Министерством финансов было издано распоряжение о предоставлении банку Northern Rock финансовых средств по повышенной процентной ставке. Также были предоставлены финансовые средства еще семи крупнейшим национальным банкам страны. В общей сложности на это было выделено 53 млрд фунтов ст. (87 млрд долл.) [18].
В феврале 2008 г. вступил в силу «Банковский акт» (BankingAct), вводивший специальный режим, определяющий порядок работы государственных структур с банками, попавшими в «критическое положение» (SpecialResolution Regime). В частности, «Банковский акт» предоставил Министерству финансов право переводить банки и строй-сберкассы во временную государственную собственность, а также передавать их бизнес другим собственникам.
Кроме того, «Банковский акт» определил, что в отношении проблемного банка могут быть приняты следующие меры:
- регулирующие (Агентство по финансовым услугам (FSA) может ослабить требования к капиталу и к ликвидности, если трудности банка носят краткосрочный характер);
- по продаже другому банку (Агентство по финансовым услугам определяет потенциальных покупателей проблемного банка);
- по срочному (экстренному) предоставлению ликвидности (Банк Англии может предоставить срочную ссуду; в качестве обеспечения берутся ценные бумаги высокого качества; по ссуде устанавливается повышенная («штрафная») ставка процента, Emergency Liquidity Assistance, ELA);
- по предоставлению гарантий (Министерство финансов предоставляет гарантии по вкладам);
- по предоставлению дополнительных кредитов Банка Англии (Банк Англии предоставляет кредиты сверх лимита, установленного SLS);
- по «докапитализации» банков (приобретение государственными фондами акций проблемного банка).
В феврале 2009 г. этот акт был заменен новым «Банковским актом» 2009 г.
Кроме национализации банка Northern Rock, меры на основании «Банковского акта» были приняты в отношении банков Bradford & Bin-gley (правительство выкупило долги банка в 60,9 млрд фунтов ст. (100 млрд долл.), а 29 сентября 2008 г. было национализировано ипотечное подразделение, а розничное подразделение продано группе Santander), Heritable Bank и Kaupthing Edge (7 и 8 октября 2008 г. соответственно оба банка были проданы ING Direct N.V), HBOS и Royal Bank of Scotland (в течение октября - ноября 2008 г. Банком Англии обоим банкам была предоставлена экстренная ликвидность в сумме 61,6 млрд фунтов ст.; правительство стало собственником 70% простых акций Royal Bank of Scotland; HBOS продан Lloyds Banking Groups, 43,4% акций которой, в свою очередь, выкупило государство) [19; 20; 21; 22; 23; 24].
8 октября 2008 г. Министерство финансов Соединенного Королевства анонсировало программу «Схема кредитных гарантий» (Credit Guarantee Scheme). Данная программа предусматривала предоставление министерством средств общим объемом до 250 млрд фунтов ст. (410 млрд долл.) для замещения обязательств банков Великобритании с истекающими сроками исполнения через механизм выкупа эмитированных ими ценных бумаг со сроком обращения до трех лет.
Действие программы началось 13 октября 2008 г., а завершилось 28 февраля 2010 г. На момент завершения этой программы правительство Великобритании выкупило ценные бумаги 14 банков на общую сумму 125 млрд фунтов ст. (205 млрд долл.; причем около 100 млрд
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
фунтов ст. (164 млрд долл.) было реализовано в первые три месяца действия программы).
19 января 2009 г. Министерством финансов было объявлено о принятии ряда антикризисных мер в целях стабилизации положения в финансовом секторе страны и стимулирования банков к возобновлению кредитования экономики, в том числе через снижение рисков при проведении операций с корпоративными заемщиками.
Во-первых, страхование министерством активов, находящихся на банковских балансах (программа «Схема защиты активов», Asset Protection Scheme).
В рамках объявленных антикризисных мер власти Соединенного Королевства согласились предоставить 600 млрд фунтов ст. (984 млрд долл.) страхового покрытия банковских активов. В ноябре 2009 г. эта сумма была сокращена до 280 млрд фунтов ст. (383 млрд долл.) [25]. Страховкой частично были покрыты убытки по активам Royal Bank of Scotland и Lloyds Banking Groups на сумму 522 млрд фунтов ст. (856 млрд долл.).
Во-вторых, расширение «окна возможностей» использования банками «Схемы кредитных гарантий». В качестве расширения «Схемы кредитных гарантий» Министерством финансов была предложена схема гарантий по вновь эмитированным ипотечным бумагам с рейтингом ААА. Лимит программы был определен в 50 млрд фунтов ст. (82 млрд долл.) [26; 27]. Действие схемы закончилось 31 декабря 2009 г.
Кроме того, для более эффективного осуществления антикризисных мер в январе 2009 г. были уточнены сферы ответственности регулирующих государственных органов Великобритании.
Тем не менее, начавшаяся в 2009 г. рецессия британской экономики (общий спад ВВП страны за 2009 г. достиг 5,0%) привела к сокращению совокупного спроса в стране.
Сокращение коснулось прежде всего внутреннего спроса. В этой связи власти Великобритании приступили к стимулированию потребительского спроса, в том числе посредством принятия мер фискального характера, поддержки реального сектора экономики и повышения социальной защиты населения.
Первоначальный план реализации всех этих мер предусматривал налоговые льготы и помощь малым предприятиям, низкооплачиваемым работникам и домохозяйствам в размере 20 млрд фунтов ст. (32,8 млрд долл.) [28].
МЕРЫ ФИСКАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
Новации проводимой государством фискальной политики основывались на стремлении увеличить совокупный спрос в экономике Соединенного Королевства, прежде всего потребительский. Для этого в законодательство были внесены изменения, касающиеся прежде всего взимания двух налогов, в максимальной мере затрагивающих баланс доходов и расходов большинства населения: подоходного налога и налога на добавленную стоимость (на период с 1 декабря 2008 г. по 31 декабря 2009 г. ставка НДС была снижена с 17,5 до 15,0%).
Что касается подоходного налога, то в 2009 г. были установлены дополнительные налоговые вычеты для налогоплательщиков с уровнем годового дохода до 50 тыс. фунтов ст. (82 тыс. долл.). В результате реализации этой меры каждый такой налогоплательщик получал экономию в размере 145 фунтов ст. (238 долл.). Одновременно с 2010 г. были сокращены налоговые вычеты у тех налогоплательщиков, чей годовой доход превышал 100 тыс. фунтов ст. (164 тыс. долл.), и введена повышенная ставка подоходного налога для тех налогоплательщиков, чей совокупный доход превысил 150 тыс. фунтов ст. (246 тыс. долл.) - 50%. Стоит отметить, что минимальная ставка подоходного налога в Великобритании составляет 20%.
Кроме того, были предоставлены льготы и налоговые вычеты компаниям, осуществляющим целевые инвестиции. Ряд крупных и средних предприятий Соединенного Королевства на 2009 г. были освобождены от уплаты налога на зарубежные дивиденды.
Учитывая, что в условиях кризиса возросла задолженность по налогам, власти Великобритании пошли на смягчение норм погашения задолженности, установленных в отношении сбора неуплаченных налогов, в том числе на снижение штрафных санкций, предварительных налоговых платежей, а также пеней, начисляемых на суммы задолженности. Изменение налоговых правил было ориентировано в большей степени на граждан, малый и средний бизнес [29].
В 2008 г. также был подписан двусторонний договор правительств Великобритании и Франции об избежании двойного налогообложения.
Проведение мер фискального стимулирования спровоцировало снижение доходов расширенного правительства Великобритании с 516 млрд фунтов ст. (846,2 млрд долл.) в 2007/2008 финансовом году
(36% ВВП) до 479,7 млрд фунтов ст. (786,7 млрд долл.) в 2009/2010 фин. году (34,1% ВВП).
В итоге реализация государственных мер фискального стимулирования спроса и поддержки финансового сектора национального хозяйства привела к переносу основных негативных последствий на уровень государственных финансов.
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Меры британских властей по поддержке реального сектора экономики были сосредоточены на недопущении значительного снижения объемов отечественного производства в период финансово-экономического кризиса. Разработанная правительством Великобритании Антикризисная программа включала в себя ряд мероприятий по кредитованию бизнеса, поддержке ряда отраслей промышленности и строительства, развитию транспортной инфраструктуры.
В целях активизации кредитования, прежде всего малого и среднего бизнеса, уже в 2008 г. объем предоставляемых Банком Англии кредитов был установлен в размере 186,6 млрд фунтов ст. (306 млрд долл.).
Антикризисный план включал, в частности, ряд мер поддержки национальной автомобильной промышленности:
■ предоставление средств (в виде кредитов и/или субсидий) напрямую автопроизводителям для разработки новых (особенно экологически чистых) моделей автомобилей. Так, в конце января 2009 г. правительство Великобритании приняло решение предоставить национальным автопроизводителям помощь в размере 2,3 млрд фунтов ст. (3,27 млрд долл.). Правительство Соединенного Королевства гарантировало Европейскому инвестиционному банку кредиты на сумму 1,3 млрд фунтов ст. (1,85 млрд долл.) и другим банкам - еще на сумму 1,0 млрд фунтов ст. (1,42 млрд долл.), «если в этом возникнет насущная необходимость» [30];
■ запуск программы по повышению спроса на новые автомобили путем выкупа у граждан подержанных в обмен на покупку новых;
■ льготное кредитование финансовых институтов для стимулирования автокредитования.
Меры поддержки реального сектора экономики коснулись также строительной отрасли и развития транспортной инфраструктуры.
В рамках реализации этих мер правительством Великобритании было выделено 400 млн фунтов ст. (656 млн долл.) на поддержку по-
купателей первого жилья. Средства направлялись 130 специально отобранным девелоперским компаниям, которым надлежало построить до 18 тыс. объектов жилой недвижимости. Кроме того, молодым семьям предоставлялась 30%-ная скидка на приобретение жилья [31].
В марте 2009 г. был создан специальный фонд объемом 13 млрд фунтов ст. (18 млрд долл.) для финансирования государством 110 уже имеющихся проектов (в том числе по ремонту дорог, школ и больниц) в связи с отсутствием финансирования строительных проектов со стороны частных банков [32].
1 октября 2009 г. «стартовала» масштабная программа строительства доступного жилья, предусматривающая возведение 117 тыс. жилых объектов и 319 тыс. м2 административных объектов, а также подготовку 715 га земли под повторное использование к марту 2011 г. Предусматривалось выделение 6,75 млрд фунтов ст. (7,4 млрд долл.). Из 117 тыс. жилых объектов 63 тыс. объектов предназначены для аренды и 43 тыс. объектов - для приобретения по схеме Home Buy, которая предлагается покупателям первого жилья и гражданам - государственным служащим [33].
МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Антикризисная программа правительства Соединенного Королевства, направленная на повышение социальной защиты населения, включала прежде всего мероприятия по предотвращению роста безработицы и выплате материальной помощи гражданам, потерявшим работу. Поскольку сокращение производства сопровождалось массовыми увольнениями, уже 10 марта 2009 г. на помощь квалифицированным специалистам было выделено 40 млн фунтов ст. (56 млн долл.) [34].
Для обеспечения безопасности финансовых накоплений граждан Великобритании было расширено страхование вкладов физических лиц. Сумма страхового покрытия в рамках государственного страхования вкладов составляла 45,0-89,2 тыс. фунтов ст. (73,8-146,3 тыс. долл.) на одного заемщика. Расширение страхования вкладов имело целью, с одной стороны, уменьшить риск потери сбережений граждан (а, следовательно, и снижение социальной напряженности), а с другой - сократить отток капитала из банков.
В сфере образования основные усилия были направлены на национализацию частных школ, пострадавших от кризиса. Предполагалось, что национализированные школы станут государственными академиями и, чтобы получать государственные дотации, должны будут снизить плату за обучение, а также согласовывать правила поступления и программы обучения с государственными стандартами [35].
Снижение доходов государства при одновременном росте государственных расходов (с 40,9% ВВП в 2007/2008 финансовом году до 47,7% ВВП в 2009/2010 финансовом году) вызвало рост бюджетного дефицита Великобритании, который принял угрожающие масштабы в 2009/2010 финансовом году, достигнув 11,3% ВВП. В связи с этим бюджетные меры, в рамках ослабления негативных последствий кризиса, предполагали значительное изменение структуры бюджетов страны.
БЮДЖЕТНЫЕ МЕРЫ
Быстрый рост бюджетного дефицита привел к тому, что и без того высокий уровень государственного долга Соединенного Королевства достиг критической величины. Новое правительство в мае 2010 г. объявило о начале бюджетной консолидации.
В рамках этой программы власти страны были намерены сократить бюджетный дефицит в 2010/2011 финансовом году на 0,8% ВВП (0,6% - за счет повышения налогов, а 0,2% - за счет сокращения расходов), а в 2011/2012 финансовом году - еще на 2,6% ВВП.
В частности, в целях пополнения доходной части государственного бюджета британское правительство приняло решение о распродаже в течение ближайших лет государственных активов с целью привлечения 16 млрд фунтов ст. (25 млрд долл.).
Принятые меры не в полной мере смогли предотвратить негативное влияние кризиса на национальное хозяйство Соединенного Королевства. В 2011 г. государственный долг Великобритании оставался на уровне 80% ВВП.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКРИЗИСНЫХ
МЕР НА ПОДДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Финансово-экономический кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития Великобритании, а также в из-
Объем ВВП
Продовольствие, поступившее по импорту
Машиностроение и металлообработка в промышленном производстве
Дефицит бюджета центрального правительства
Расходы на обслуживание государственного долга
Внутренний долг
Выплаты по внешнему долгу
Объем золотовалютных резервов
Рис. 1. Показатели экономической безопасности Великобритании в период 1997-2020 гг.
(прогноз 2007 года)
е
о о т; о 00 о
о о 00 о
5 -о
о т;
00 гп "О О
Объем ВВП
Продовольствие, поступившее по импорту
Децильный
коэффициент
дифференциации
10Д0--
Уровень
монетизации
Внешний долг
Расходы на
оборону
□ 2007
■ 2008
2020
: 201 5
■ 2011
ч □ 2010
N. □ 2009
Расходы на «гражданскую» науку
о о т; о го о
е
X >
1С О
о го
0
1
5
"О
13
-С ГП
О
го
"О
о
Рис. 2. Показатели экономической безопасности Великобритании в период 1997-2020 гг. (с учетом влияния мирового финансово-экономического кризиса, прогноз 2010 года)
©
менение уровня экономической безопасности этой страны в ближайшее десятилетие (рис. 1, 2).
Кризис, конечно, понизил общий уровень экономической безопасности Соединенного Королевства, но по отдельным показателям экономическая безопасность Великобритании в последние годы заметно не изменилась.
Благодаря своевременно принятым мерам мировой финансово-экономический кризис также несущественно повлиял на возможности этой страны по повышению уровня своей экономической безопасности (рис. 3).
Антикризисные меры британского правительства, программные выступления высоких должностных лиц Великобритании подтверждают, что эта страна и дальше будет по-прежнему твердо проводить активную финансовую политику в целях сохранения платежной системы страны, целенаправленно заниматься макрорегулированием, а также совершенствованием структуры экономики, уделяя при этом особое внимание инновациям и экономии энергии.
Оценка общего интегрального уровня экономической безопасности Великобритании и других государств мира базируется на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны, расчетная формула которого может иметь вид:
Уэ*,, = п Рч * П (П Д5- П А? )•' х П
к=1, /=1 кФ]
1=1 I*)
( N
п №
1=1_
П К?
0,01 < р"у < 100; 0,01 < (П Д" П /3"'кк Ук < 100; 0,01 <
( N \а>
и Кг
ПК"
<100;
где: УЭБ. - общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства у-ого государства,
у - идентификационный номер рассматриваемого государства, N - количество нормированных частных показателей, характеризующих экономическую безопасность государства; в нашем случае N = 19,
ву (в ц,, в- значение /-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность у-ого (,-ого, /-ого) государства,
Рис. 3. Динамика изменения уровня экономической безопасности Великобритании в период 1997-2020 гг. без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса (а) и с учетом влияния
мирового финансово-экономического кризиса (б)
©
5 >
а,. (а.к, а.) - вес /-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность .-ого (к-ого, /-ого) государства,
ак - вес экономической интеграции .-ого государства с к-ым государством в условиях глобализации и взаимозависимости экономики .-ого государства от национального хозяйства к-ого государства,
а1 - вес экономического противоборства .-ого государства с /-ым государством в условиях глобализации и взаимного противостояния экономики .-ого государства с национальным хозяйством /-ого государства,
к - идентификационный номер государства, осуществляющего экономическую интеграцию с .-ым государством, к = 1 ... К,
/ - идентификационный номер государства, осуществляющего экономическое противоборство с .-ым государством, / = 1 ... Ь,
К - количество рассматриваемых государств мира, с которыми.-ое государство осуществляет экономическую интеграцию,
Ь - количество рассматриваемых государств мира, с которыми.-ое государство осуществляет экономическое противоборство.
Результаты расчетов значений общих (интегральных) показателей экономической безопасности Великобритании, а также Южной Кореи, Японии, России, США, Германии, Италии, КНР и Индии в период 19972009 гг. и в перспективе до 2020 г. представлены в табл. 1 и на рис. 4.
Полученные значения общих нормированных показателей экономической безопасности Великобритании, а также России, США, Германии, Японии, Италии, Республики Кореи, КНР и Индии в период 19972009 гг. и в перспективе до 2020 г., на наш взгляд, вполне адекватно отражают те явления и процессы, которые происходили и происходят в период мирового финансово-экономического кризиса, будут происходить в экономике перечисленных стран и в мировом хозяйстве в целом в посткризисный период в случае реализации правительствами этих стран планируемых ими антикризисных мер. В частности, изменения уровней экономической безопасности перечисленных государств свидетельствуют об их «падении» в годы мирового финансово-экономического кризиса и возможном росте в случае реализации конструктивной антикризисной политики правительствами этих стран.
Анализ этих значений позволяет предположить, что представленный подход к оценке уровня экономической безопасности государства дает возможность, с одной стороны, оценить динамику изменения экономической безопасности государства в целом, а с другой - сравнить
Значения интегральных показателей экономической безопасности государств мира
Таблица 1
\ Годы Страныч мира \ 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Прогноз без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса (дан в 2007 г.) / расчет по фактически имеющимся статистическим данным, прогноз с учетом влияния мирового финансово-экономического кризиса (дан в 2010 г.)
2008 2009 2010 2011 2015 2020
Россия 1,8х10"! 1,5x10-' ЗДхЮ-4 0,16 2,31 4,66 5,43 88,0 950,0 7400,0 46 000 600 000 3000000 1,0x10' 1,1x10" 1,3x10» 2,6x10й
110,0 9,06 16,0 310,0 5600,0 4500000
США 2,1x10' 4,1x10" 3,9x10" 1,9x10' 9,6x10' 2,3x10' 2,6x10' 1,5x10' 1,1x10' 6,4x10= 5,4x10= 700 000 850 000 1500000 2500000 4000000 1,3x10'
150 000 83 000 73 000 120 000 510 000 2000000
Япония 77 000 86 000 1,2х105 2,4х105 2,9x105 4,4х105 5,3x105 7,9x10= 1,3x10' 2,2x10' 2,9x10' 4,0x10' 6,0x10' 7,9x10' 1,0x10' 2,0x10' 4,6x10'
1,7x10' 1,2x10' 1,1x10' 2,2x10' 3,4x10' 1,2x10'
Германия 2,7x105 5,8x105 3,7x10' 3,9x10= 2,1x10' 93 000 1,3x10= 2,9x10= 3,5x10= 4,6x10= 4,6x10= 800 000 1,0x10' 2,7x10' 3,9x10' 5,3x10' 1,2x10'
630 000 640 000 200 000 490 000 530 000 1,3x10'
Великобритания 1,8х105 76 000 7,1х105 1,2x10' 3,9х105 2,9x105 43 000 50 000 1,9x10= 2,4x10= 2,8x10= 900 000 5,3x10' 2,1x10' 4,5x10' 7,3x10' 2,7x10"
9 200,0 870,0 1 100,0 8 600,0 22 000,0 660 000
Италия 3300,0 4900,0 5800,0 42 000 73 000 29 000 29 000 7900,0 7300,0 7300,0 8600,0 50 000,0 100 000 490 000 920 000 1,2x10' 2,6x10'
2 300,0 2 500,0 3 600,0 11 000,0 26 000,0 65 000,0
Ю.Корея 1,1x10= 3,5x10= 2,1x10' 1,9x10' 5,2x10' 1,8x10' 2,6x10' 2,7x10' 3,5x10' 3,5x10' 4,3x10' 6,0x10' 8,0x10' 9,5x10' 1,8x10" 3,9x10" 1,1x10»
7,9x10' 2,2x10' 2,6x10' 2,7x10' 9,9x10' 3,3x10"
КНР 870,0 240,0 870,0 2800,0 2000,0 4300,0 7900,0 36 000 77 000 2,6x10= 6,3x10= 7,5x10' 8,5x10' 9,5x10' 5,9x10' 1,4x10" 1,2x10»
960 000 1,1x10' 1,8x10' 9,9x10' 3,7x10' 3,3x10"
Индня 12,0 13,0 39,0 92,0 130,0 350,0 280,0 480,0 1900,0 3800,0 6000,0 10 000,0 20 000,0 50 000,0 210 000 830 000 1,3x10'
940,0 13 000,0 41 000,0 120 000 760 000 1,1x10'
о о т; о го о
е
X >
1С О
о го
0
1
5
"О
13
-С ГП
О <
1С
го
ГП "О
о
©
о
00
е 5
Рис. 4. Сравнительная оценка динамики изменения значений интегральных показателей экономической безопасности государств мира без учета (а) и с учетом (б) влияния мирового финансово-экономического кризиса
е
о о т; о го о
о о го
0
1
5
"О
13
-С ГП
О
го
"О
о
уровни безопасности национальных хозяйств разных стран в докризисный и посткризисный периоды, а также провести сравнительную оценку эффективности реализованных (реализуемых) антикризисных мер.
В связи с этим становится очевидным влияние мирового финансово-экономического кризиса на уровень защищенности национального хозяйства Великобритании, а также относительное повышение уровня экономической безопасности Соединенного Королевства в перспективе до 2020 г. в случае реализации антикризисных планов экономического роста и социально-экономического развития этой страны.
Оценка эффективности реализованных (реализуемых) антикризисных мер каждого государства базируется на расчетах действенности этих мер по минимизации падения соответствующего уровня экономической безопасности относительно прогнозируемого до начала кризиса значения.
При этом расчетная формула может иметь вид:
где УЭЪу - общий нормированный показатель уровня экономической безопасности у-ого государства, рассчитанный по фактическим статистическим значениям частных показателей защищенности соответствующего национального хозяйства;
УЭБупрогн - общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства у-ого государства, рассчитанный по прогнозным (данным в 2007 г.) значениям частных показателей.
Результаты сравнительной оценка эффективности реализованных в 2008 - 2010 гг. в Великобритании антикризисных мер представлены в виде табл. 2 и рис. 5.
Сравнительный анализ этих значений позволяет отнести реализованные в Соединенном Королевстве антикризисные меры к одним из самых неэффективных в период самой острой фазы мирового финансово-экономического кризиса.
* * *
Основными угрозами экономическому миропорядку в 2012 г. и в ближайшие последующие годы видятся резкое снижение роста или/и спад экономик ряда основных субъектов мирового хозяйства, усиление кризисов суверенного долга, ухудшение мировой конъюнктуры, сокра-
Таблица 2
Эффективность принятых в период мирового финансово-экономического кризиса антикризисных мер
\ Годы 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Прогноз без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса (дан в 2007 г.) / расчет по фактически имеющимся статистическим данным, прогноз с учетом влияния мирового финансово-экономического кризиса (дан в 2010 г.)
СтраньХ мира \ 2008 2009 2010 2011 2015 2020
Россия 1,8x101 1,5x105 ЗДхЮ-4 0,16 2,31 4,66 5,43 88,0 950,0 7400,0 46 000 600 000 3000000 1,0x10' 1,1x10" 1,3x10» 2,6x10"
110,0 9,06 16,0 310,0 5 600,0 4500000
США 2,1x10' 4,1x10" 3,9x10" 1,9x10' 9,6x10' 2,3x10' 2,6x10' 1,5x10' 1,1x10' 6,4x10= 5,4x10= 700 000 850 000 1500000 2500000 4000000 1,3x10'
150 000 83 000 73 000 120 000 510 000 2000000
Японпя 77 ООО 86 000 1,2x105 2,4x10= 2,9x105 4,4x105 5,3x105 7,9x10= 1,3x10' 2,2x10' 2,9x10' 4,0x10' 6,0x10' 7,9x10' 1,0x10' 2,0x10' 4,6x10'
1,7x10' 1,2x10' 1,1x10' 2,2x10' 3,4x10' 1,2x10'
Германия 2,7x105 5,8x105 3,7x10' 3,9x10= 2,1x10' 93 000 1,3x10= 2,9x10= 3,5x10= 4,6x10= 4,6x10= 800 000 1,0x10' 2,7x10' 3,9x10' 5,3x10' 1,2x10'
630 000 640 000 200 000 490 000 530 000 1,3x10'
Велико- 1,8x10= 76 000 7,1x10= 1,2x10' 3,9x10= 2,9x105 43 000 50 000 1,9x10= 2,4x10= 2,8x10= 900 000 5,3x10' 2,1x10' 4,5x10' 7,3x10' 2,7x10"
британия 9 200,0 870,0 1 100,0 8 600,0 22 000,0 660 000
Италия 3300,0 4900,0 5800,0 42 000 73 000 29 000 29 000 7900,0 7300,0 7300,0 8600,0 50 000,0 100 000 490 000 920 000 1,2x10' 2,6x10'
2 300,0 2 500,0 3 600,0 11 000,0 26 000,0 65 000,0
Ю.Корея 1,1x10= 3,5x10= 2,1x10' 1,9x10' 5,2x10' 1,8x10' 2,6x10' 2,7x10' 3,5x10' 3,5x10' 4,3x10' 6,0x10' 8,0x10' 9,5x10' 1,8x10" 3,9x10" 1,1x10'
7,9x10' 2,2x10' 2,6x10' 2,7x10' 9,9x10' 3,3x10"
КНР 870,0 240,0 870,0 2800,0 2000,0 4300,0 7900,0 36 000 77 000 2,6x10= 6,3x10= 7,5x10' 8,5x10' 9,5x10' 5,9x10' 1,4x10" 1,2x10»
960 000 1,1x10' 1,8x10' 9,9x10' 3,7x10' 3,3x10"
Индия 12,0 13,0 39,0 92,0 130,0 350,0 280,0 480,0 1900,0 3800,0 6000,0 10 000,0 20 000,0 50 000,0 210 000 830 000 1,3x10'
940,0 13 000,0 41 000,0 120 000 760 000 1,1x10'
|
о о т; о го о
е
1С >
1С О
о го
0
1
5
"О
13
-С ГП
О <
X го
ГП "О
о
100
10
0,1
0,01
0,001
0,0001
П
□ Россия
■ США
□ Япония
□ Германия
□ Великобритания
□ Италия
□ Южная Корея
□ Китай
■ И ндия
2008 2009 2010 2011
Рис. 5. Значения эффективности принятых в период мирового финансово-экономического кризиса антикризисных мер
щение внешнего спроса для стран с развивающимися рынками, а также усиление инфляции, проявление различных форм протекционизма, торговые и валютные войны.
В связи с этим экономические итоги и прогнозы представляют интерес не просто как дань академической науке. Они важны в первую очередь для оценки текущей экономической политики и ее влияния на использование потенциала экономики, обеспечение экономической безопасности государства.
Мировой финансово-экономический кризис значительно повлиял на возможности Великобритании по повышению уровня своей экономической безопасности, что до сих пор обусловливает принятие и реализацию британским правительством дополнительных антикризисных мер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства в условиях кризиса. Учебное пособие. - М., 2012.
2. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций. Учебно-методическое пособие. - М., 2009.
3. ГордиенкоД.В., ЯковлеваН.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства. Монография. - М., 2013.
4. Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. Монография. - М., 2007.
5. Гордиенко Д.В., Хохлов А.С. Военно-экономическая безопасность государства. Монография. - М., 2008.
6. Гордиенко Д.В. Перспективы повышения уровня экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 15 (72).
7. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности государств мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 18 (75).
8. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 35 (92).
9. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности Китая // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 34 (91).
10. Гордиенко Д.В. Мировой финансово-экономический кризис и экономическая безопасность Японии. // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2013. № 2.
11. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности Соединенных Штатов Америки // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 33 (126).
12. Гордиенко Д.В. Мировой финансово-экономический кризис и уровень экономической безопасности Южной Кореи // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 13 (154).
13. [Электронный ресурс] URL: http://www.k2kapital.com/news/ fin/528699.html
14. [Электронный ресурс] URL: http://news.liga.net/news/N0910065.html
15. [Электронный ресурс] URL: http://banki.ru/news/newsline/2115948.html
16. [Электронный ресурс] URL: http://banki.ru/news/lenta/?id= 1534736.html
17. [Электронный ресурс] URL: http://ru.reuters.com/article/business News/idRUMSE57514V20090806.html
18. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2008/10/14/finkrisis.html
19. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2008/10/07/es-banki.html
20. [Электронный ресурс] URL: http://lenta.ru/news/2008/10/12/ guarantee/
21. [Электронный ресурс] URL: http://lenta.ru/news/2009/11/24/ banks/
22. [Электронный ресурс] URL: http://banki.ru/news/ lenta/?id=1530127.html
23. [Электронный ресурс] URL: http: //banki.ua/news/?news_id=1633
24. [Электронный ресурс] URL: http://ukrrudprom.ua/digest/Evro-peyskie_banki_natsionaliziruyutsya.html
25. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2008/10/21/krisis.html
26. [Электронный ресурс] URL: http://www.k2kapital.com/news/ fin/527171.html
27. [Электронный ресурс] URL: http://www.k2kapital.com/news/ fin/530940.html
28. [Электронный ресурс] URL: http://www.burocrats.ru/ bancs/081204173819.html
29. [Электронный ресурс] URL: http://lenta.ru/news/2009/11/27/ offshore/
30. [Электронный ресурс] URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 20090128032441.shtml
31. [Электронный ресурс] URL: http://prian.ru/news/12732.html
32. [Электронный ресурс] URL: http://www.k2kapital.com/news/ fin/553947.html
33. [Электронный ресурс] URL: http://rb.ru/news/ business/2009/10/01/121200.html
34. [Электронный ресурс] URL: http://banki.ru/news/newsline/1729313.html
35. [Электронный ресурс] URL: http://novchronic.ru/3065.htm