УДК 614.86:656.13:629.1.04:616-001-035.2-053.2(045) DOI 10.21685/2072-3032-2017-3-7
Е. Н. Савенкова, А. А. Ефимов, Ю. Д. Алексеев, А. С. Купрюшин
ВЛИЯНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УДЕРЖИВАЮЩИХ УСТРОЙСТВ НА ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАВМЫ В САЛОНЕ
Аннотация.
Актуальность и цели. Цель исследования - установление особенностей повреждений, возникающих у детей в условиях дорожно-транспортных происшествий в салоне автомобиля в зависимости от местоположения и фиксации в салоне ремнями безопасности и детскими удерживающими устройствами.
Материалы и методы. Исследование проведено на клиническом материале -были изучены медицинские карты 144 детей в возрасте от рождения до 15 лет, пострадавших в результате автомобильной травмы в салоне в период с 2006 по 2016 г. и проходивших лечение в клинике хирургии детского возраста Саратовского государственного медицинского университета.
Результаты. Установлено, что у пассажиров переднего сиденья чаще возникают переломы костей черепа с ушибами головного мозга и переломы костей нижних конечностей, а у пассажиров заднего сиденья - переломы верхних конечностей, таза и повреждения органов груди и живота. У нефиксированных удерживающими устройствами детей преобладают переломы костей свода черепа, лицевого черепа и нижних конечностей, у фиксированных детей чаще возникают переломы грудной клетки, таза и повреждения органов груди и живота.
Выводы. В ходе проведенного исследования установлено, что местоположение детей в салоне и фиксация их удерживающими устройствами оказывают влияние на механизм образования и особенности повреждений при автомобильной травме.
Ключевые слова: дети, автомобильная травма, салон, расположение, ремни безопасности.
E. N. Savenkova, A. A. Efimov, Yu. D. Alekseev, A. S. Kupryushin
THE INFLUENCE OF POSITIONING AND APPLICATION OF FIXATION DEVICES ON PECULIARITIES OF CHILD'S AUTOMOBILE TRAUMA IN PASSENGER COMPARTMENT
Abstract.
Background. The aim of the investigation was to establish the peculiarities of injuries obtained by children in road-transport accidents inside vehicles depending on positioning and fixation in the cabin with security belts or fixation devices for children.
Materials and methods. The investigation was carried out on the clinical material -patients' cards of 144 children aged from birth to 15 years old, who had suffered automobile traumas in passenger compartments during the period from 2006 to 2016 and had been treated in the pediatric surgery clinic of Saratov State Medical University.
Results. It has been established that fractures of the cranial bones with brain contusion and fractures of the lower limbs occur more frequently in front seat passen-
gers; while fractures of the upper limbs, pelvis and lesions of thoracic and abdominal organs occur more frequently in back seat passengers. Fractures of the cranial vault, facial part of the skull and lower limbs prevail in children who have not been fixed with holding devices; fractures of the chest, pelvis and lesions of thoracic and abdominal organs occur more frequently in children who have been fixed.
Conclusions. The investigation has established that children's positions in the cabin and their fixation with holding devices influence the mechanism of occurrence and peculiarities of automobile traumas.
Key words: children, automobile trauma, passenger compartment, position, security belts.
Введение
Детский автомобильный травматизм является важнейшей составляющей общенациональной проблемы дорожно-транспортного травматизма. Повреждения, полученные детьми в условиях дорожно-транспортных происшествий, остаются одной из ведущих причин в структуре смерти детей, во многом определяя общий показатель детской смертности, отражающий благосостояние и уровень развития страны. Кроме семейных трагедий в случаях гибели детей в автомобильных авариях, детский дорожно-транспортный травматизм влечет отдаленные последствия для пострадавших, связанные с длительной госпитализацией, необходимостью реабилитации и возможной инва-лидизацией. Все это, несомненно, приводит к снижению качества жизни и социального благополучия как самого ребенка, так и его родителей.
В последние годы в структуре детской автомобильной травмы увеличилась доля погибших и пострадавших детей-пассажиров. В 2015 г. в России произошло 19549 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, среди которых травма в салоне составила 44,2 %, погибло 737 детей, из которых 58,3 % были пассажирами автомобилей. В 2016 г. количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей почти не изменилось (19269), доля травмы в салоне увеличилась до 45,4 %, среди 710 погибших детей составляющая детей-пассажиров возросла до 62,1 % [1].
Для предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения травматизации в результате автомобильных травм работа ведется на государственном уровне посредством принятия законов и постановлений Правительства РФ. С 1 января 2007 г. согласно п. 22.9 Правил дорожного движения РФ перевозка детей должна проводиться в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности или детскими удерживающими устройствами (специальными детскими креслами), в последующем были внесены изменения и поправки в Правила дорожного движения относительно перевозки детей с увеличением штрафов за их несоблюдение. Среди мер технического характера для реализации предупреждения травматизации детей следует отметить средства, повышающие пассивную и активную безопасность, усиление защиты детских удерживающих устройств [2-5]. Однако водители часто пренебрегают правилами перевозки детей, не используют в полной мере средства защиты детей в автотранспорте, ремни безопасности, детские удерживающие устройства. Так, в России за последние два года среди погибших и раненых детей в салоне автомобиля случаи с зафиксированными нарушениями правил перевозки детей составили от 12 до 18 % [1].
Механизм образования повреждений, локализация, морфология и тяжесть зависят от местоположения ребенка в автомобиле, его фиксации с помощью удерживающих устройств в момент аварии. Это, безусловно, имеет значение с судебно-медицинских позиций для интерпретации этапов и условий травмирования при составлении экспертных выводов в случаях с неизвестными обстоятельствами травмы. С клинических позиций изучение этого вопроса позволит быстро определить алгоритм оказания медицинской помощи в зависимости от известного расположения ребенка в салоне, использования удерживающих устройств.
В судебно-медицинской научной литературе сравнительный анализ повреждений у пассажиров и водителей, позволяющий с учетом марки автомобиля судить о местонахождении пострадавшего в автомобиле в момент аварии, проводился только на материале взрослых людей [6-8]. Особенности детской автомобильной травмы в салоне изучены только в зависимости от возраста без учета местоположения ребенка внутри машины, факта фиксации с использованием ремней безопасности или детских удерживающих устройств (детских кресел) [9-11].
Целью данного исследования явилось установление особенностей повреждений, возникающих у детей в условиях дорожно-транспортных происшествий в салоне автомобиля в зависимости от местоположения и фиксации в салоне.
Материал и методы исследования
Исследование проведено на клиническом материале. Были проанализированы медицинские карты 144 детей в возрасте от рождения до 15 лет, пострадавших в результате автомобильной травмы в салоне в период с 2006 по 2016 г. и проходивших лечение в клинике хирургии детского возраста Саратовского государственного медицинского университета. Анализ повреждений проводили в соответствии с клиническими диагнозами, данными объективных осмотров и дополнительных методов исследования, и изучали по областям тела: голова, грудь и живот, таз, верхние и нижние конечности.
Оценка частоты встречаемости повреждений проводилась вычислением процентного отношения детей, имеющих повреждения, к численности детей в группе.
Для установления зависимости травмы от расположения детей в салоне автомобиля в момент дорожно-транспортного происшествия в выборку были включены только случаи с известной информацией о местоположении ребенка. Проводилось сравнение повреждений у детей, находившихся во время движения на заднем сиденье автомобиля и у детей, находившихся на переднем сиденье.
Оценка влияния ремней безопасности и других удерживающих устройств (детских кресел) на особенности травмы проводилась путем сравнения повреждений у детей, которые были фиксированы (пристегнуты) в момент аварии, и у детей, которые пристегнуты не были. Случаи, в которых информация о фиксации ребенка в салоне отсутствовала, были исключены из выборки.
Результаты и их обсуждение
При сравнении повреждений у детей-пассажиров переднего и заднего сидений были получены следующие результаты. При анализе повреждений
головы оказалось, что наружные повреждения мягких тканей встречались примерно с одинаковой частотой у пассажиров заднего (69 %) и переднего (60 %) сидений. Тяжелая черепно-мозговая травма значительно чаще наблюдалась у детей, находившихся на переднем сиденье, переломы в этой группе встречались в 42,8 %, ушибы вещества головного мозга - в 28,5 %, в то время как у детей, находившихся на заднем сиденье, переломы составили 11,5 %, ушибы головного мозга - 13 %. Частота различных повреждений головы у пассажиров переднего и заднего сидений наглядно представлена на рис. 1. Более частое возникновение тяжелой черепно-мозговой травмы у детей, находившихся на переднем сиденье, объясняется, вероятнее всего, ударом о твердые детали передней панели автомобиля при инерционном смещении тела вперед в условиях дорожно-транспортных происшествий, тогда как у пассажиров заднего сиденья при смещении тела вперед удар несколько смягчается об относительно мягкое переднее сиденье.
Рис. 1. Частота повреждений головы у пассажиров заднего и переднего сидений
Следует отметить, что клинический диагноз «Сотрясение головного мозга», который был поставлен более чем в 70 % изучаемых нами случаев, детальному анализу не подвергался, поскольку является функциональным, не всегда основывается на объективной симптоматике, в связи с чем не позволяет исключить случаи гипердиагностики в клинике.
Повреждения нижних конечностей также преобладали у детей-пассажиров переднего сиденья, у которых переломы бедренной кости и костей голени составили по 14,3 %. У детей-пассажиров заднего сиденья переломы как бедренной кости, так и костей голени встретились в 5,7 %. Объяснением этому факту также может быть удар о твердую переднюю панель автомобиля при резких торможениях, маневрах или ударах о другие автомобили или преграды.
Переломы плечевой кости и костей предплечья, наоборот, чаще наблюдались у пассажиров заднего сиденья и составили по 4,3 %. У детей, находившихся на переднем сиденье, повреждения верхних конечностей не встре-
□ пассажиры заднего сиденья
ЕЗ пассажиры переднего сиденья
тились вовсе. Этот факт можно объяснить более узким пространством между задним и передним сиденьями и опорой руками о высокую спинку впереди расположенного сиденья, чего не происходит при расположении ребенка спереди. Аналогичной зависимостью характеризовались повреждения груди, живота и таза, они отмечались только у пассажиров заднего сиденья: переломы костей грудной клетки составили 13 %, переломы костей таза - 2,9 %, повреждения внутренних органов груди и живота - 4,3 %.
При анализе количества койко-дней, проведенных детьми на стационарном лечении, было отмечено, что у пассажиров переднего сиденья средняя длительность госпитализации оказалась больше (13,5 койко-дней), чем у пассажиров заднего сиденья (8,6 койко-дней).
При сравнении повреждений у детей, фиксированных ремнями безопасности или детскими удерживающими устройствами, и у нефиксированных детей получены следующие результаты. Частота наружных повреждений мягких тканей головы в этих двух группах почти не отличалась и составила 60 % у фиксированных детей и 62 % у нефиксированных, а переломы костей черепа чаще наблюдались в группе детей, которые не были пристегнуты (10,3 %) по сравнению с пристегнутыми детьми (5,6 %). Кроме этого, в группе нефиксированных детей встретились единичные случаи переломов костей лицевого черепа, которые не встречались у фиксированных детей. Указанные различия травмы головы объяснимы легкостью перемещения тела в салоне с возможностью неоднократных ударов о твердые внутренние части салона автомобиля.
Основные различия между указанными группами были установлены в повреждениях нижних конечностей и туловища. Так, переломы бедренных костей встречались только в группе нефиксированных детей и составили 10,3 %. Переломы голени отмечались в обеих группах, но у пристегнутых детей они были представлены в основном переломами одной кости (6,6 %), а у непристегнутых детей во всех случаях ломались обе кости (6,8 %). Данное различие также связано с мобильностью тела, приводящей к инерционному смещению и ударам о внутренние части автомобиля.
Повреждения туловища, напротив, преобладали у детей, которые были фиксированы ремнями безопасности или специальными удерживающими устройствами (детскими креслами). Переломы грудной клетки у них встретились в 26,6 %, таза - в 6,6 %, повреждения внутренних органов груди и живота -в 6,6 %. В группе нефиксированных детей переломы грудной клетки составили 10,3 %, повреждения внутренних органов - 3,4 %, переломы костей таза не встретились ни в одном случае. Частота различных повреждений туловища у фиксированных и нефиксированных детей представлена на рис. 2. Возникновение указанных повреждений с преобладанием их у фиксированных детей, по нашему мнению, связано с действием удерживающих устройств, когда в результате резкого смещения тела происходит удар туловища об элементы ремней безопасности или детские удерживающие устройства.
При анализе повреждений верхних конечностей существенных различий между двумя сравниваемыми группами установлено не было. Отмечалось лишь незначительное преобладание переломов плечевой кости и наружных повреждений кисти у нефиксированных детей по сравнению с пристегнутыми.
Рис. 2. Частота повреждений туловища у фиксированных и нефиксированных детей
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что местоположение детей в салоне и фиксация их удерживающими устройствами оказывают влияние на механизм образования и особенности повреждений при автомобильной травме.
В зависимости от расположения детей в салоне автомобиля установлены следующие особенности:
- у пассажиров переднего сиденья чаще возникает тяжелая черепно-мозговая травма (ушибы головного мозга и переломы костей черепа) и переломы костей нижних конечностей;
- у пассажиров заднего сиденья чаще наблюдаются переломы верхних конечностей, таза и повреждения внутренних органов груди и живота.
Основными различиями повреждений у фиксированных и нефиксированных детей являются:
- преобладание переломов костей свода черепа, лицевого черепа и костей нижних конечностей у нефиксированных детей;
- более частое повреждение туловища (переломы грудной клетки, таза, повреждения внутренних органов груди и живота) у фиксированных детей.
Библиографический список
1.
Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России. - URL: http://www.gibdd.ru/ stat/ (дата обращения: 19.04.2017).
2. Методология стендовых испытаний и оценки защитных свойств детских удерживающих систем. Состояние вопроса. Эффективность применения / Д. А. Загарин, В. И. Сальников, М. В. Лыюров, А. Ю. Татаринов // Журнал автомобильных инженеров. - 2009. - № 6 (59). - С. 42-47.
Рассоха, В. И. Повышение эффективности детских автомобильных кресел (удерживающих устройств) / В. И. Рассоха, М. М. Исхаков // Вестник НЦ БЖД. -2011. - № 4. - С. 27-31.
Чипурина, Е. А. Основные направления снижения показателей дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации / Е. А. Чипурина // Образование. Наука. Научные кадры. - 2015. - № 3. - С. 60-62.
3.
4.
5. Якунин, С. А. Системы безопасности современных иномарок и их судебно-медицинское значение / С. А. Якунин // Судебно-медицинская экспертиза. - 2007. -Т. 50, № 5. - С. 42-48.
6. Кульпин, С. Е. Сравнительный анализ повреждений, причиняемых водителю и пассажиру переднего сидения при использовании средств внутренней безопасности в случаях фронтального и бокового со стороны водителя столкновениях, в зависимости от марки легкового автомобиля / С. Е. Кульпин, Б. С. Николаев, И. В. Буромский // Медицинская экспертиза и право. - 2013. - № 6. - С. 25-29.
7. Маякова, М. В. Судебно-медицинская оценка травматических повреждений участников ДТП (водителей и пассажиров переднего сидения), возникающих в салоне автомобиля при лобовом столкновении с движущейся преградой / М. В. Маякова, А. А. Теньков // Актуальные вопросы судебно-медицинской науки практики : межрегиональная науч.-практ. конф. - Киров, 2010. - С. 245.
8. Саркисян, Б. А. Характер и локализация повреждений у водителей и пассажиров при несмертельной травме в салоне легковых автомобилей при опрокидывании / Б. А. Саркисян, И. В. Паньков // Медицинская экспертиза и право. - 2010. -№ 6. - С. 38-41.
9. Савенкова, Е. Н. К вопросу о возрастных особенностях детского автомобильного травматизма / Е. Н. Савенкова, А. А. Ефимов, В. Н. Семижонова, А. С. Купрюшин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. - 2014. - № 3 (31). - С. 127-134.
10. Попов, В. Л. Возрастные особенности структуры смертельной сочетанной травмы у детей / В. Л. Попов, В. М. Караваев // Судебно-медицинская экспертиза. -2012. - Т. 55, № 4. - С. 4-9.
11. Савенкова, Е . Н . Сравнительный анализ повреждений у детей при некоторых видах транспортной травмы в нелетальных случаях / Е. Н. Савенкова, А. А. Ефимов, Л. М. Курзин, В. Н. Семижонова // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. - 2014. - Т. 19, № 3. - С. 983985.
References
1. Ofitsial'nyy sayt Gosavtoinspektsii MVD Rossii [Official website of the Rusian Ministry of Internal Affairs]. Available at: http://www.gibdd.ru/stat/ (accessed April 19, 2017).
2. Zagarin D. A., Sal'nikov V. I., Lyyurov M. V., Tatarinov A. Yu. Zhurnal avtomo-bil'nykh inzhenerov [Journal of automobile engineers]. 2009, no. 6 (59), pp. 42-47.
3. Rassokha V. I., Iskhakov M. M. Vestnik NTs BZhD [Bulletin of RS LS]. 2011, no. 4, pp. 27-31.
4. Chipurina E. A. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry [Education. Science. Scientific personnel]. 2015, no. 3, pp. 60-62.
5. Yakunin S. A. Sudebno-meditsinskaya ekspertiza [Forensic medical examination]. 2007, vol. 50, no. 5, pp. 42-48.
6. Kul'pin S. E., Nikolaev B. S., Buromskiy I. V. Meditsinskaya ekspertiza i pravo [Medical expert examination and law]. 2013, no. 6, pp. 25-29.
7. Mayakova M. V., Ten'kov A. A. Aktual'nye voprosy sudebno-meditsinskoy nauki prak-tiki: mezhregional'naya nauch.-praktich. konf. [Topical problems of forensic medical science and practice: an interregional scientific and practical conference]. Kirov, 2010, p. 245.
8. Sarkisyan B. A., Pan'kov I. V. Meditsinskaya ekspertiza ipravo [Medical expert examination and law]. 2010, no. 6, pp. 38-41.
9. Savenkova E. N., Efimov A. A., Semizhonova V. N., Kupryushin A. S. Izvestiya vys-shikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Meditsinskie nauki [University proceedings. Volga region. Medical sciences]. 2014, no. 3 (31), pp. 127-134.
10. Popov V. L., Karavaev V. M. Sudebno-meditsinskaya ekspertiza [Forensic medical examination]. 2012, vol. 55, no. 4, pp. 4-9.
11. Savenkova E. N., Efimov A. A., Kurzin L. M., Semizhonova V. N. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Ser.: Estestvennye i tekhnicheskie nauki [Bulletin of Tambov University. Series: Natural and engineering sciences]. 2014, vol. 19, no. 3, pp. 983985.
Савенкова Екатерина Николаевна
кандидат медицинских наук, доцент, кафедра судебной медицины имени М. И. Райского, Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского (Россия, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112)
E-mail: [email protected]
Ефимов Александр Александрович
кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой судебной медицины имени М. И. Райского, Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского (Россия, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112)
E-mail: [email protected]
Алексеев Юрий Дмитриевич доктор медицинских наук, профессор, кафедра судебной медицины имени М. И. Райского, Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского (Россия, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112)
E-mail: [email protected]
Купрюшин Алексей Степанович
кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой клинической морфологии и судебной медицины с курсом онкологии, Медицинский институт, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Savenkova Ekaterina Nikolaevna Candidate of medical sciences, associate professor, sub-department of forensic medicine named after M. I. Rayskiy, Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky (112 B. Kazachya street, Saratov, Russia)
Efimov Aleksandr Aleksandrovich Candidate of medical sciences, associate professor, head of sub-department of forensic medicine named after M. I. Rayskiy, Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky (112 B. Kazachya street, Saratov, Russia)
Alekseev Yuriy Dmitrievich Doctor of medical sciences, professor, sub-department of forensic medicine named after M. I. Rayskiy, Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky (112 B. Kazachya street, Saratov, Russia)
Kupryushin Aleksey Stepanovich Candidate of medical sciences, associate professor, head of sub-department of clinical morphology and forensic medicine with a course of oncology, Medical Institute, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 614.86:656.13:629.1.04:616-001-035.2-053.2(045) Савенкова, Е. Н.
Влияние местоположения и использования удерживающих устройств на особенности детской автомобильной травмы в салоне / Е. Н. Савенкова, А. А. Ефимов, Ю. Д. Алексеев, А. С. Купрюшин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. - 2017. - № 3 (43). -С. 57-65. БОТ 10.21685/2072-3032-2017-3-7