УДК 614.86:616.718-001] - 053.2
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОВРЕЖДЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ НЕКОТОРЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТНОЙ ТРАВМЫ В НЕЛЕТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ
© Е.Н. Савенкова, А.А. Ефимов, Л.М. Курзин, В.Н. Семижонова
Ключевые слова: транспортная травма; повреждения у детей; сравнительный анализ.
На клиническом материале проведен сравнительный анализ повреждений, возникающих у детей в нелетальных случаях в результате дорожно-транспортных происшествий при травме в салоне автомобиля, при ударе частями движущегося автомобиля и при дорожно-транспортных происшествиях с участием двухколесных транспортных средств. Сравнительный анализ показал, что повреждения головы и конечностей встречаются при всех видах травмы, однако имеются принципиальные различия в уровнях повреждений конечностей, обусловленные механизмом травмирования, что позволяет при неизвестных обстоятельствах травмы установить механизм травмирования и, соответственно, конкретизировать вид дорожно-транспортного происшествия.
Детский дорожно-транспортный травматизм в настоящее время является одной из главных составляющих общей проблемы происшествий на дорогах. С каждым годом растет количество детей, пострадавших и погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). По официальным данным сайта Гос-автоинспекции МВД России, за 6 мес. 2013 г. по России зафиксировано 9003 ДТП, в которых погибли 323 ребенка и пострадали 9528 детей. За 11 мес. 2012 г. в Саратовской области произошло 224 ДТП с участием детей. В результате 13 несовершеннолетних погибли и 230 получили травмы различной степени тяжести [1].
Объем и характер повреждений, возникающих при транспортной травме, в значительной степени зависит от механизма травмирования, вида транспорта, скорости движения, взаимного расположения пострадавшего и транспортного средства в момент ДТП. Кроме того, различные виды транспортной травмы (автомобильная травма, ДТП с участием двухколесных транспортных средств и т. д.) различаются этапами образования всего комплекса повреждений, составляющих эту травму [2].
Наиболее частыми видами автотранспортных происшествий с участием детей являются удар частями движущегося автомобиля и травма внутри салона. Однако в последние годы практически вдвое возросло число детей, пострадавших при управлении вело-мототранспортом (велосипеды, мопеды, скутера, квадрациклы и т. п.), что связано с ростом этого парка автосредств.
В литературе, посвященной детскому дорожнотранспортному травматизму, встречается множество статистических исследований с распределением детей -участников ДТП по полу, возрасту, определены наиболее травмоопасные часы, дни недели, месяцы [3-5]. Клинические исследования посвящены изучению морфологических особенностей повреждений у детей при различных видах автомобильной травмы для актуализации ранней диагностики и оптимизации лечения [2; 6-8]. Работ, касающихся травматизации детей при ДТП с участием двухколесных транспортных средств, а также посвященных сравнительному анализу повреж-
дений, возникающих при различных видах ДТП, крайне мало, что определяет актуальность настоящего исследования.
Целью настоящего исследования явилось проведение сравнительного анализа повреждений, возникающих в салоне автомобиля, при ударе частями движущегося автомобиля и при ДТП с участием двухколесных транспортных средств.
Исследование проведено на клиническом материале методом сравнительного анализа повреждений, возникших в 185 случаях различных ДТП с участием детей. Материалом исследования послужили медицинские документы детей, проходивших лечение в клинике хирургии детского возраста ГОУ ВПО «Саратовский ГМУ» в период с 2010 по 2012 гг. В исследование включались случаи с участием легковых автомобилей с известными обстоятельствами происшествия и типом автомобиля. В зависимости от вида ДТП весь материал исследования был поделен на 3 группы: 1-я - автомобильная травма пешехода при столкновении с легковым автомобилем (89 случаев); 2-я - автомобильная травма внутри салона (79 случаев); 3-я - ДТП с участием двухколесных транспортных средств (17 случаев).
На первом этапе исследования был проведен анализ частоты встречаемости повреждений различных частей тела для каждой из трех выбранных групп.
При автомобильной травме от столкновения с частями движущегося легкового автомобиля более половины от общего количества повреждений (55,8 %) составила черепно-мозговая травма, представленная в большинстве случаев сотрясением головного мозга. Переломы черепа были единичными, представлены в основном переломами костей носа. На втором месте по частоте при данном виде травмы - травма нижних конечностей, которая была представлена в основном переломами костей голени и составила 23,2 %. Остальные области тела травмировались редко, в структуре общего количества повреждений составили 21 %, из которых повреждения верхних конечностей, среди которых преобладающими являются переломы плече-
вых костей - 6,2 %, переломы таза - 3,9 %, повреждения грудной клетки и живота - по 3,9 %, повреждения позвоночника - 1,5 %, повреждения внутренних органов и переломы костей плечевого пояса были единичными и составили по 0,8 %.
В результате автомобильной травмы в салоне у де-тей-пассажиров наблюдалась следующая частота встречаемости повреждений. Самой часто травмируемой областью, так же как и при ударе движущимся автомобилем, является голова. Черепно-мозговая травма, представленная в основном сотрясением головного мозга, составила 46,7 % от общего количества повреждений. Из повреждений нижних конечностей (15,5 %) при травме в салоне автомобиля преобладали переломы бедренной кости со смещением. Повреждения верхних конечностей были представлены переломами костей предплечья и кисти и составили 9,2 %, повреждения живота в виде ушиба передней брюшной стенки -9,2 %, повреждения грудной клетки - 5,5 %. Остальные повреждения встречались редко, в сумме 13,6 % от общего количества всех повреждений.
В результате ДТП с участием двухколесных транспортных средств частота встречаемости повреждений по областям тела распределилась несколько по-иному. Травмировались в основном нижние конечности и голова, остальные повреждения встречались гораздо реже. Повреждения нижних конечностей составили 41,7 % от общего количества повреждений, причем практически во всех случаях отмечались сочетанные переломы костей голени и бедра, чего не наблюдалось при других видах ДТП. Черепно-мозговая травма наблюдалась исключительно в виде сотрясения головного мозга и составила 41,7 %.
Следует отметить, что повреждения внутренних органов на нашем материале отмечались в единичных случаях и были представлены исключительно повреждениями печени и почек.
На следующем этапе исследования был проведен сравнительный анализ повреждений, возникающих у детей-пешеходов и у детей-пассажиров, т. к. травмы от удара движущимся автомобилем и внутри салона являются наиболее частыми видами автомобильной травмы. Повреждения в результате травмы при ДТП с участием двухколесных транспортных средств были исключены из дальнейшего сравнительного анализа ввиду небольшого количества случаев, анализируемых в данной работе.
Сравнительная характеристика частоты встречаемости повреждений различных областей тела у детей-пешеходов и детей-пассажиров представлена на рис. 1.
В структуре повреждений как у детей-пешеходов, так и у детей-пассажиров основным видом повреждений является черепно-мозговая травма, несколько реже травмируются нижние конечности. Повреждение остальных частей тела встречается реже, однако чаще они травмируются внутри салона автомобиля.
Существенные различия этих видов автотравмы были выявлены при детальном сравнении отдельных повреждений верхних и нижних конечностей. Так, из повреждений верхних конечностей перелом плечевой кости чаще встречается у детей-пешеходов, а кости предплечья и кисти чаще травмируются у детей-пассажиров (рис. 2).
Повреждения нижних конечностей у детей-пешеходов представлены в основном переломами кос-
тей голени и повреждениями коленного сустава, а у де-тей-пассажиров - переломами бедренной кости (рис. 3).
Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено, что при ДТП с участием автомобиля и двухколесных транспортных средств у детей имеются как общие, наиболее часто встречающиеся повреждения, так и различные, характерные для определенного вида ДТП.
Независимо от вида ДТП, преобладающей является черепно-мозговая травма, основной вид которой - сотрясение головного мозга, в редких случаях сопровождающееся нарушением целостности костей черепа. Сотрясения головного мозга встречались практически во всех случаях, даже в тех, когда остальные повреждения были минимальными. Однако мы считаем, что к этому следует относиться критически, поскольку этот диагноз функционального характера, что может вести к т. н. гипердиагностике сотрясения головного мозга у детей.
Рис. 1. Структура повреждений у детей при автомобильной травме в результате удара движущимся автомобилем и при травме в салоне
Рис. 2. Сравнительная характеристика повреждений верхних конечностей у детей-пешеходов и детей-пассажиров
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
I Переломы бедренной кости
перелом костей голени
повреждения коленного
дети-пешеходы
дети - пассажиры
Рис. 3. Сравнительная характеристика повреждений нижних конечностей у детей-пешеходов и детей-пассажиров
Повреждения внутренних органов при всех анализируемых видах ДТП встречаются в единичных случаях, и это исключительно травмы печени и почек, что, вероятнее всего, обусловлено тем, что это наиболее крупные паренхиматозные органы.
Травмы грудной клетки во всех исследуемых видах ДТП также встречаются редко и представлены в основном ушибами; переломы ребер практически не встречались, что связано с анатомо-функциональными особенностями: более эластичная грудная клетка у детей смягчает удар и предохраняет от повреждения подлежащие органы.
Принципиальные различия прослеживаются в повреждениях конечностей, что обусловлено разными механизмами травмирования при анализируемых видах транспортной травмы. У детей-пешеходов наблюдалось наибольшее количество переломов костей голени и повреждений коленного сустава, это может свидетельствовать о том, что область голени и коленного сустава являлись местом первичного контакта. У де-тей-пассажиров наблюдается наибольшая частота встречаемости переломов бедренной кости, повреждений таза, переломов ключицы, тупой травмы живота, вероятнее всего, эти повреждения возникают в результате того, что ребенок многократно ударяется о различные выступающие части салона ввиду слабой фиксации тела. При ДТП с участием двухколесных транспортных средств у детей наблюдались сочетанные переломы костей голени и бедра.
Таким образом, сравнительный анализ повреждений, возникающих у детей при травме в салоне автомобиля, травме от удара движущимся автомобилем и при ДТП с участием двухколесных транспортных средств показал, что повреждения головы и конечностей встречаются при всех видах травмы, однако при этом обнаружены принципиальные отличия в уровнях повреждений конечностей, обусловленные механизмом травмирования. Это позволяет в случаях с неизвестными обстоятельствами травмы определить механизм образования повреждений и, соответственно, дифференцировать условия, в которых они возникли, т. е. конкретизировать вид ДТП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России. URL:: http://www.gibdd.ru/stat/ Загл. с экрана.
2. Ефимов А.А., Савенкова Е.Н. и др. Судебная медицина: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2009. 336 с.
3. Кешишан Р.А. Дорожно-транспортный травматизм у детей: медико-организационные аспекты проблемы. М., 2010. URL::
http://www.dissercat.com. Загл. с экрана.
4. Суворов С.Г., Лекманов А.У., Розинов В.М. Эпидемиология детского дорожно-транспортного травматизма в России // Неотложная медицина. 2010. № 4.
5. Форштат М.Л. Опасная тенденция. Детский дорожнотранспортный травматизм: вчера и сегодня // Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения: материалы науч.-практ. конф. СПб.: АППО, 2006.
6. Ефимов А.А., Рузанов И.С., Турковский В.Б. Анализ морфологических особенностей повреждений детей в салоне автомобиля при различных условиях дорожно-транспортных происшествий // Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. Барнаул; Новосибирск, 2008. Вып. 14.
7. Ефимов А.А., Рузанов И.С., Турковский В.Б. Анализ возрастных особенностей повреждений при автомобильной травме у детей в результате фронтального удара // Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. Барнаул; Новосибирск, 2008. Вып. 14.
8. Хохлов В.В., Михайлов В.В. Особенности травмы грудной клетки у детей при переезде колесом автомобиля // Правовые и организационные вопросы судебной медицины и экспертной практики. Киров, 1997. Ч. 2. С. 79-80.
Поступила в редакцию 11 мая 2014 г.
Savenkova E.N., Yefimov A.A., Kurzin L.M., Semizhono-va V.N. COMPARATIVE ANALYSIS OF DAMAGES AT CHILDREN AT SOME TYPES OF TRANSPORT TRAUMA IN NOT LETHAL CASES
In work on a clinical material the comparative analysis of the damages arising at children in not lethal cases as a result of road accidents at a trauma in salon of the car, at blow by parts of the moving car and at road accidents with participation of twowheeled vehicles is carried out. The comparative analysis showed that injuries of the head and extremities meet at all types of a trauma, however there are basic distinctions in levels of injuries of the extremities, the traumatizing caused by the mechanism that allows to install the mechanism of traumatizing under unknown circumstances of a trauma and, respectively, to concretize a type of a road accident.
Key words: transport trauma; damages of children; comparative analysis.
Савенкова Екатерина Николаевна, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, г. Саратов, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент кафедры судебной медицины им. М.И. Райского, e-mail: [email protected]
Savenkova Ekaterina Nikolaevna, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor of Forensic Medicine Department named after M.I. Raysky, e-mail: [email protected]
Ефимов Александр Александрович, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, г. Саратов, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой судебной медицины им. М.И. Райского, e-mail: [email protected]
Yefimov Aleksander Aleksandrovich, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor, Head of Forensic Medicine Department named after M.I. Raysky, e-mail: [email protected]
Курзин Леонид Михайлович, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой патологии, e-mail: [email protected]
Kurzin Leonid Mihailovich, Tambov State university named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor, Head of Pathology Department, e-mail: [email protected]
Семижонова Валерия Николаевна, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, г. Саратов, Российская Федерация, врач-интерн кафедры судебной медицины им. М.И. Райского, e-mail: [email protected] Semizhonova Valeria Nikolayevna, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russian Federation, Doctor Intern of Forensic Medicine Department named after M.I. Raysky, e-mail: [email protected]