Научная статья УДК 159.9
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-31-35 NIION: 2018-0077-2/23-310 MOSURED: 77/27-024-2023-02-509
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования; 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
Влияние личностных особенностей курсантов образовательных организаций МВД России на процесс учебной деятельности
Анна Александровна Зуйкова1, Анна Николаевна Осипова2, Ольга Юрьевна Юрина3
1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
3 Академия права и управления ФСИН России, Рязань, России
Аннотация. На сегодняшний день одной из важных задач системы высшего и специального профессионального образования является подготовка специалистов, которые обладают высоким уровнем профессиональныхкомпетен-ций, способностью к постоянному самосовершенствованию, расширению круга знаний и навыковдля повышения результативности профессиональной деятельности. Формирование будущих специалистов происходит в период студенческого возраста, для которого характерно постоянное нарастание работоспособности, повышение активной деятельности и продуктивности, стремление к самостоятельности, независимости, с одной стороны, и наличием беспечности, самоуверенности, негативизма - с другой. В этот период курсанты сталкиваются с рядом противоречий, когда перед ними встает выбор, готовы ли они к будущей профессии и текущим реалиям. Таким образом, одной из актуальных проблем в области подготовки будущих специалистов является изучение личностных особенностей курсантов образовательных организаций МВД России и их влияния на процесс учебной деятельности, а так же формирование личности курсанта как субъекта учебной деятельности.
Ключевые слова: личностные особенности курсантов, процесс учебной деятельности, субъект учебной деятельности
Для цитирования: Зуйкова А. А., Осипова А. Н., Юрина О. Ю. Влияние личностных особенностей курсантов образовательных организаций МВД России на процесс учебной деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 31-35. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-31-35.
Original article
Influence of personal characteristics of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the process of educational activity
Anna A. Zuikova1, Anna N. Osipova2, Olga Yu. Yurina3
1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia
3 Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia
Abstract. Today, one of the important tasks of the system of higher and specialized vocational education is the training of specialists who have a high level of professional competencies, the ability to constantly improve themselves, expand the range of knowledge and skills to improve the effectiveness of professional activity. The formation of future specialists takes place during the student age, which is characterized by a constant increase in efficiency, increased activity and productivity, the desire for independence, independence, on the one hand, and the presence of carelessness, self-confidence, negativism, on the other. During this period, cadets face a number of contradictions when they face a choice whether they are ready for their future profession and current realities. Thus, one of the urgent problems in the field of training future specialists is the study of the personal characteristics of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and
© Зуйкова А. А., Осипова А. Н., Юрина О. Ю., 2023
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
their influence on the process of educational activity, as well as the formation of the personality of the cadet as a subject of educational activity.
Keywords personal characteristics of cadets, the process of educational activity, the subject of educational activity For citation: Zuikova A. A., Osipova A. N., Yurina O. Yu. Influence of personal characteristics of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the process of educational activity // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):31-35. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-31-35.
Актуальность, значимость и сущность проблемы. В настоящее время, процесс профессиональной подготовки специалистов органов внутренних делв системе учебных заведений МВД России,осуществляетсяв условиях постоянных изменений и преобразований, вызванных требованиями современного общества, стремительным развитием современного государства, появление новшеств в социальном и асоциальном обществе, которое диктует определенные требования к профессиональной подготовке сотрудников полиции. Молодой специалист должен обладать определенными знаниями, компетенциями, навыками, которые помогут своевременно адаптироваться под быстро изменяющиеся условия жизнедеятельности человека, общества и государства и быть эффективным в своей профессии.Рас-сматривая возрастную психологическую периодизацию, можно увидеть, что возраст 17-18 лет - это начало отрочества, или юношества, которое, как правило, совпадает с поступлением человека в высшее или специальное профессиональное учебное заведение. Став курсантом, юноши и девушки начинают активно усваивать знания и формировать у себя практические профессиональные навыки, что требует от них реализации внутренних психологических ресурсов личности [10]. Юношеский возраст имеет свои социально-психологические особенности, и для построения эффективного учебного процесса в образовательных организациях МВД России необходимо учитывать особенности данного возраста, его новые психологические образования.
С одной стороны, это время профессионального самоопределения и активной работы над собой, познания нового, но с другой - это время кризиса и самоопределения, это важный период для построения будущих жизненных планов и перспектив.
Учет индивидуальных и личностных качеств курсантов может позволить добиться более высоких показателей самореализации и самосовершенствования будущих специалистов, что в свою очередь обеспечит эффективное выполнение своих профессиональных обязанностей в будущем.
Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Большинство исследователей сходятся во мнении, что юношеский возраст является самым «решающим» во всей жизни человека, так как он определяет будущее человека (его личную (семейную), профессиональную деятельность и т. п.). В связи с чем данный период является временем очень активной, интенсивной работы над собой.
По мнению И. А. Зимней к студентам (студенчеству) относятся люди целенаправленно, систематически осваивающие знания и профессиональные навыки, отличающиеся высочайшим образовательным уровнем, наиболее
активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [4].
В свою очередь такие исследователи, как М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович в научных трудах пришли к мнению, что юношеский период - это период профессионального становления, для которого-характерны более активные психологические процессы, которые открывают новые возможности для преодоления трудностей. Можно сказать, что происходит завершающий этап формирования собственного внутреннего мира, устанавливается качественный скачок незаурядной индивидуальности, особой личности, стиля действий [3].
Познавательные процессы дают более эффективный результат за счет повышения уровня волевой саморегуляции. Она анализирует действия учащегося, его эмоциональные состояния и рассуждения. Самоанализ проявляется в создании идеалов будущей семьи, общественного порядка, морально-этических ценностей и прочего [6, 7].
По мнению Т. В. Малютиной, модель студенческой жизни предполагает постоянный и непрерывный контакт и взаимодействие членов группы, поэтому в отношениях присутствует определенная зависимость и ответственность. Помимо коллективных взаимодействий развиваются дружеские связи, вызванные необходимостью общения с самыми близкими эмоционально симпатизирующими людьми. Сложность потребности в общении заключается в ее двойственности:
1) в стремлении к взаимодействию и эмоциональному контакту;
2) в стремлении к уединению и душевному покою [7].
Кроме того, Т. Э. Белянская и Е. В. Тайлакова отмечают, что развитие курсантов и их учебная деятельность на разных курсах имеет некоторые особенности [2, 5].
Так, на первом курсе учебная деятельность курсантов в вузе начинается с адаптационного периода, в течение которого преодолеваются основные трудности обучения, освоение нового образа жизни, связанного со служебной дисциплиной, установление взаимоотношений с однокурсниками преподавателями, начальниками курсов и др.
Поведение курсантов характеризуется высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям. В этом периоде курсанты пытаются адаптироваться к новым условиям в связи с чем более внимательны к учебным занятиям.
В свою очередь второй год - это период наиболее интенсивной учебной деятельности курсантов. Все формы обучения и воспитания интенсивно включаются именно в данный этап обучения. Процесс адаптации к этой среде в основном завершен.
Третий год - начало профессиональной специализации, усиление интереса к научной и профессиональной
деятельности. часто приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы формирования личности в вузе определяются в основных чертах фактором специализации.
Четвертый год обучения - это первый реальный контакт со специальностью в период прохождения практики по профилю профессиональной деятельности. Поведение курсантов характеризуется интенсивным поиском более рациональных форм и форм специального образования, переоценкой курсантами многих ценностей жизни и культуры.
Пятый курс - перспектива окончания университета -формирует четкие практические ориентиры для будущей профессии. Возникают новые, все более актуальные ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т. д. Курсанты постепенно отходят от коллективных форм университетской жизни.
Многочисленные авторы (Б. Г. Ананьев, М. И. Дьяченко, И. А. Зимняя, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбо-вич, А. А. Реан и др.), отмечают: учебная деятельность в вузе предполагает большую степень самостоятельности, поскольку время на самостоятельную работу заложено непосредственно в учебных планах по каждой дисциплине, а количество часов аудиторной и самостоятельной работы практически одинаково, что в свою очередь, обуславливает тот факт, что, обучающиеся должны заниматься самостоятельной работой в обязательном порядке, а не по желанию [1].
Таким образом, анализ литературы по проблеме изучения личностных особенностей курсантов как субъектов учебной деятельности указывает на наличие следующих характеристик: активная познавательная деятельность, высокий уровень адаптивных способностей, развитые коммуникативные навыки, целеустремленность, эмоционально-волевая саморегуляция наряду с беспечностью, кризисом самоопределения, негативизмом и неуверенностью в своих силах.
Учет индивидуальных и личностных качеств курсантов может позволить добиться более высоких показателей самореализации и самосовершенствования будущих специалистов, что в свою очередь обеспечит эффективное выполнение своих профессиональных обязанностей в будущем.
Материалы и методы исследования. В интересах выявления личностных характеристик курсантов как субъектов учебной деятельности, нами был использован 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла, позволяющий определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Выборку исследования составили курсанты 4 курса Института - факультета Психологии служебной деятельности Московского университета МВД России в количестве 20 человек.
Результаты и обсуждение. В результате проведенного анализа полученных данных, было установлено, что средняя арифметическая по показателю коммуника-
тивная компетентность больше, чем по шкалам эмоционального и интеллектуального блоков. Из этого можно сделать вывод, что у испытуемых в данном возрасте менее выражены черты эмоционального и интеллектуального блоков, наряду с коммуникативным блоком.
Таким образом, анализ полученных данных, представленных ниже в таблицах 1-3 позволяет сделать вывод, что у молодых людей более выражены коммуникативные потребности средний показатель, по блоку которого составил 7,23 балла, в то время как показатель по эмоционально - волевому блоку составил 5,61 балл, а по интеллектуальному блоку 6,36 баллов. Факторный анализ компонентов входящих в состав коммуникативного блока, указывает, что для обучающихся характерны такие личностные особенности как: открытость (А), социальная смелость (Н), экспрессивность (Р), социальная проницательность (Ы).
Таблица 1
Результаты исследования по эмоционально-волевому блоку
№ Инициалы С О Q3 04 С Среднее значение
1 А.А. 8 4 5 7 7 6.2
2 А.К. 6 6 5 6 7 6
3 Р.Б. 8 5 10 8 7 7.6
4 В.А. 8 7 7 8 2 6.4
5 И.А. 8 4 5 4 7 5.6
6 Е.М. 6 4 3 0 10 4.6
7 А.М. 6 2 5 7 4 4.8
8 А.К. 6 6 5 7 2 5.2
9 О.С. 9 4 7 9 5 6.8
10 Н.А. 8 4 4 5 4 5
11 А.Р. 7 7 2 6 5 5.4
12 С.А. 7 5 4 7 2 5
13 Д.Ю. 7 4 7 6 4 5.6
14 А.Ю. 6 6 4 7 3 5.2
15 Д.А. 7 8 7 10 0 6.4
16 С.Н. 7 6 3 9 5 6
17 А.Д. 6 7 4 7 4 5.6
18 М.А. 5 2 1 7 7 4.4
19 Д.М. 6 6 2 9 5 5.6
20 М.Р. 5 2 7 5 5 4.8
Среднее значение по блоку 5,61
Таблица 2
Результаты исследования по коммуникативному блоку
№ Инициалы А н F N Среднее значение
1 А.А. 9 5 8 8 7.5
2 А.К. 6 4 7 7 6
3 Р.Б. 10 10 10 8 9.5
4 В.А. 9 7 7 5 7
5 И.А. 5 4 4 9 5.5
6 Е.М. 7 9 8 4 7
7 А.М. 9 4 10 7 7.5
8 А.К. 5 6 5 6 5.5
9 О.С. 6 9 7 7 7.25
10 Н.А. 10 7 5 6 7
НАУКИ 33
11 А.Р. 9 9 8 3 7.25
12 С.А. 8 8 7 7 7.5
13 Д.Ю. 6 8 5 5 6
14 А.Ю. 9 9 7 5 7.5
15 Д.А. 9 5 7 7 7
16 С.Н. 6 5 8 7 6.5
17 А.Д. 9 9 7 3 7
18 М.А. 4 9 6 7 6.5
19 Д.М. 8 8 7 5 7
20 М.Р. 4 6 7 3 5
Среднее значение по блоку 7,23
Таблица 3
Результаты по интеллектуальному блоку
№ Инициалы B M Q1 Среднее значение
1 А.А. 7 3 2 4
2 А.К. 10 6 8 8
3 Р.Б. 7 7 9 7.6
4 В.А. 10 8 8 8.6
5 И.А. 9 5 3 5.6
6 Е.М. 10 6 10 8.6
7 А.М. 8 8 6 7.3
8 А.К. 6 4 9 6.3
9 О.С. 6 5 6 5.6
10 Н.А. 8 3 5 5.3
11 А.Р. 10 8 3 7
12 С.А. 8 7 8 7.6
13 Д.Ю. 7 7 4 6
14 А.Ю. 5 6 3 4.6
15 Д.А. 2 8 7 5.6
16 С.Н. 7 4 7 6
17 А.Д. 4 6 7 5.6
18 М.А. 8 2 6 5.3
19 Д.М. 5 3 8 5.3
20 М.Р. 6 9 8 7.3
Среднее значение по блоку 6,36
Анализ полученных данных указывает на тот факт, что для стимулирования учебной деятельности и повышения ее качества можно использовать целенаправленно организованное общение, ставя обучающегося в активную позицию, кроме того будет полезным осуществлять следующие формы работы, в полной мере реализующие коммуникативные потребности обучающегося:
1. Осуществление педагогами, курсовыми офицерами, педагогом-куратором бесед, направленных на проговаривание негативных эмоциональных состояний и снятие некоторых страхов и неуверенности в себе обучающихся;
2. Применение в образовательном процессе форм работы, направленных на развитие коммуникативных способностей обучающихся и реализацию потребности в общении: деловые игры, ролевые игры, коммуникативные тренинги, диспуты и пр.;
3. Информирование обучающихся о целесообразности объединения их в микрогруппы для самостоятельной работы над учебным материалом (объединение должно осуществляться на основе взаимного влечения учащихся друг к другу). Такие группы активизируют
мышление, вызывают у обучающихся интерес к изучаемому предмету и улучшают его усвоение [8, 9].
Предполагается, что вышеперечисленные формы работы будут способствовать повышению эффективности учебной деятельности, поскольку будут опираться на индивидуально-личностные особенности обучающихся и реализовывать их потребность в общении как с педагогами, так и друг с другом.
Выводы.
1. Юношеский возраст, на который приходится обучение в Вузе имеет свои социально-психологические особенности, и для построения эффективного учебного процесса в образовательных организациях МВД России необходимо учитывать особенности данного возраста, его новые психологические образования.
2. Изучение личностных особенностей курсантов как субъектов учебной деятельности указывает на наличие следующих характеристик: для обучающихся характерны такие личностные особенности как: открытость, социальная смелость, экспрессивность, социальная проницательность.
3. В интересах стимулирования учебной деятельности и повышения ее качества можно использовать целенаправленно организованное общение, ставя обучающегося в активную позицию, а так же применять в ходе образовательного процесса различные формы и методы работы, в полной мере реализующие коммуникативные потребности обучающегося:деловые игры, ролевые игры, коммуникативные тренинги, диспуты и пр.
Перспективы. Корреляционный анализ индивидуально-личностных характеристик обучающихся с курсом обучения.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. Т. 2. 546 с.
2. Белянская, Т. Э. Социально-психологические характеристики студенческого возраста / Т. Э. Белян-ская // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 3(55). С. 223.
3 . Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. Мн. : Харвест, 2006. С. 110.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. 3-е изд., пересмотр. М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. С. 183.
5. Тайлакова, Е. В. Возрастно-психологические особенности познавательных функций и личности студента / Е. В. Тайлакова // Образование и воспитание. 2016. № 3 (8). С. 7.
6. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие для студентов и аспирантов вузов /
М. В. Буланова-Топоркова [и др.]. 2. изд., доп. и пере-раб. Ростов н/Д : Феникс, 2002. С. 172.
7. Психология человека от рождения до смерти : учебник: 12+ / В. А. Аверин [и др.] ; под ред. А. А. Реа-на. М. : АСТ ; Прайм, сор. 2015. С. 152.
8. Щербаков, А. С. Профессионально-направленная нравственно-правовая подготовка курсантов в системе высшей военной школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. С. Щербаков. Казань, 2006. 185 с.
9. Шибаев, В. П. Система работы по повышению успеваемости студентов / В. П. Шибаев, Л. М. Шибаева // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4(41). С. 202-203.
10. Юрцев, И. В. Педагогическое стимулирование курсантов к преодолению трудностей взаимодействия в процессе обучения в военном вузе : автореф. дис. ... канд. педнаук : 13.00.01 / И. В. Юрцев. Кострома, 2012. 27 с.
Bibliographic list
1. Ananyev, B. G. Selected works on psychology. Vol. 2: Development and education of personality / B. G. Ananyev. St. Petersburg : Publishing House of St. Petersburg University, 2007. Vol. 2. 546 p.
2. Belyanskaya, T. E. Socio-psychological characteristics of student age / T. E. Belyanskaya // Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University. 2020. No.. 3 (55). P. 223.
3. Dyachenko, M. I. Psychology of higher school /
M. I. Dyachenko, L. A. Kandybovich, S. L. Kandybovich. Mn. : Harvest, 2006. P. 110.
4. Zimnaya, I. A. Pedagogical psychology: textbook for universities: textbook for students of higher educational institutions studying in pedagogical and psychological directions and specialties / I. A. Zimnaya. 3rd ed., revised. M. : Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute ; Voronezh: MODEK, 2010. P. 183.
5. Tailakova, E. V. Age-psychological features of cognitive functions and personality of a student / E. V. Taila-kova // Education and Upbringing. 2016. No.. 3 (8). P. 7.
6. Pedagogy and psychology of higher education : a textbook for university students and postgraduates / M. V. Bulanova-Toporkova [et al.]. 2. ed., supplement and revision. Rostov n/A : Phoenix, 2002. P. 172.
7. Human psychology from birth to death : textbook: 12+ / V. A. Averin [et al.] ; edited by A. A. Rean. M. : AST ; Prime, sor. 2015. P. 152.
8. Shcherbakov, A. S. Professionally-directed moral and legal training of cadets in the system of higher military school : dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences : 13.00.08 / A. S. Shcherbakov. Kazan, 2006. 185 p.
9. Shibaev, V. P. The system of work to improve student performance / V. P. Shibaev, L. M. Shibaeva // The world of science, culture, education. 2013. No.. 4 (41). Pp. 202-203.
10. Yurtsev, I. V Pedagogical stimulation of cadets to overcome difficulties of interaction in the process of studying at a military university : abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences : 13.00.01 / I. V. Yurtsev. Kostroma, 2012. 27 p.
Дополнительная информация об авторах
А. А. Зуйкова - доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук;
А. Н. Осипова - соискатель кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
О. Ю. Юрина - старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС Академии права и управления ФСИН России.
Additional information about the authors
A. A. Zuikova - Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific complex of Psychology of Service Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences;
A. N. Osipova - Candidate of the Department of Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';
O. Yu. Yurina - Senior Lecturer of the Department of Psychology of Professional Activity at the UIS Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflict of interests.
Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 06.06.2023; принята к публикации 16.06.2023.
The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 06.06.2023; accepted for publication 16.06.2023.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
35