УДК 377. 1; 378. 1
РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-2-117-122
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Н. А. Артеменко, А. А. Астахова
Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России, Новороссийск
Рассматривается вопрос организации самостоятельной работы будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях системы МВД. Самостоятельная работа определяется как одно из эффективных средств развития мышления и интеллектуальной сферы деятельности. Данный вид работы позволяет научить курсантов и слушателей осмысленно работать с учебным материалом и научной информацией. Готовность понимается авторами как общее психофизиологическое состояние, которое обеспечивает актуализацию потенциальных возможностей личности и выражается в установке самостоятельно выполнять поставленные учебные и профессиональные задачи. Обозначены психолого-педагогические технологии, позволяющие формировать готовность обучающихся к самостоятельной подготовке: определение перспектив саморазвития обучающегося, составление индивидуального плана развития и обучения (преподаватель в данном случае выступает в роли тьютора), метод проектов, организация вебинаров или каких-либо других форм активного взаимодействия для разъяснения методов работы с научными исследованиями, интернет-ресурсами, учебными пособиями. В процессе формирования умения работать с учебным текстом возникает ситуация саморазвития будущего специалиста, когда он совершенно произвольно реализует позиции автора и читателя (зрителя). Реализация указанных позиций позволяет актуализировать репрезентативные способности обучающихся.
Ключевые слова: готовность, формирование готовности, самостоятельная подготовка, самоформирование, профессиональное обучение, метод проектов.
Процесс развития экономики и политической ситуации в современной России требует определенных изменений в деятельности органов внутренних дел. Сегодня органы правопорядка обеспечивают законность и общественную безопасность, способствуя преодолению криминальных угроз. Соответственно, образовательные организации системы МВД должны учитывать требования современного общества. В связи с этим особое внимание в подготовке квалифицированных сотрудников полиции должно быть уделено формированию профессионально значимых компетентностей будущих юристов.
Необходимо отметить, что образовательные стандарты требуют от преподавательского корпуса комплексного формирования компетенций. То есть овладение и общекультурными, и профессиональными компетенциями предполагает совершенствование способности курсантов и слушателей организовывать свою профессиональную деятельность. Указанная способность означает умение ставить перед собой цели и задачи, адекватные какой-либо конкретной ситуации. Кроме того, сотрудник полиции должен уметь принимать правильные, с точки зрения закона, решения как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, а также анализировать свои действия и нести за них ответственность.
Однако усвоение обучающимися системы знаний и профессиональных умений сейчас является недостаточным, так как появилась потребность в учете индивидуально-психологических особенностей каждого курсанта и слушателя.
Достижение этой цели возможно через самостоятельную работу, которая способствует формированию активной личности, способной к саморазвитию, самообразованию, специалиста, необходимого современному обществу.
Основной задачей организации самостоятельной работы обучающихся является создание психолого-педагогических условий развития мышления и интеллектуальной сферы деятельности на занятиях любой формы.
Самостоятельная работа курсантов должна стать в большей степени индивидуальной. Для этого обучающегося необходимо перевести из зоны пассивного потребления знаний в активную, где он будет способен сформулировать проблему, проанализировать, найти оптимальный путь ее решения и доказать его правильность. В этом случае самостоятельная работа становится основой образовательного процесса. Будущий специалист учится самостоятельно и осмысленно работать вначале с учебным материалом, научной информацией, чтобы в дальнейшем иметь желание и возможность совершенствовать полученные навыки. Опыт работы в высшей профессиональной школе позволяет констатировать факт неумения обучающихся организовывать свою самостоятельную работу. Неумение чаще всего связано с неготовностью к подобного рода деятельности.
Понятие «готовность» широко используется в психолого-педагогической литературе, хотя осмысливается различными авторами по-разному. Ряд исследователей понимают готовность как личностное отношение к деятельности (Б. Г. Ананьев, В. А. Крутецкий, К. К. Платонов, А. И. Пуни, В. А. Сластенин, Д. Н. Узнадзе и др.).
По мнению М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, психологическая готовность к деятельности - это особое состояние предрасположенности субъекта организовывать свою деятельность определенным образом.
В целом готовность - это совокупность всех качеств личности, ее общее психофизиологическое состояние, ее направленность, которая и определяет выполнение конкретных действий. Данное понятие трактуется как интегративное [1-4].
Формирование готовности к самостоятельному обучению и профессиональной деятельности является наиболее актуальным вопросом подготовки обучающихся в системе высшего и среднего профессионального обучения [2, 4, 5].
Проблема готовности взрослого человека включиться или переключиться с трудовой деятельности на учебную очевидна.
Формирование готовности можно обозначить как формирование мотивации к учебной и трудовой деятельности, но, на наш взгляд, готовность представляет собой более устойчивое образование личности. Человек тогда готов к самостоятельной работе, когда у него четко сформировано стремление преодолевать любые препятствия на пути к цели.
Успешность обучения и последующей трудовой деятельности во многом зависит от готовности обучающегося к самообразованию [6]. Психологическая готовность личности к самообразованию, обучению, трудовой деятельности представляется как интегрированный компонент, входящий в структуру личности.
Существует понимание готовности к трудовой деятельности как некой характеристики психологического содержания субъекта, подразумевающей активность направленности личности, его нацеленность на какую-либо деятельность, понимание значимости этой деятельности [7].
В. А. Крутецкий отмечает, что психологическая готовность к трудовой деятельности определяется наличием соответствующих способностей и общих психологических условий, отвечающих требованиям данной деятельности [4].
А. Пуни отмечает, что готовность к трудовой деятельности - динамическая система, которая включает в себя ряд структурных компонентов. Ведущую роль будет выполнять
какой-либо один выделенный компонент: это зависит от условий, в которых индивиду приходится действовать [5].
Понятия «установка» и «психологическая готовность» трактуется Д. Н. Узнадзе как своеобразная форма отражения, при которой происходит взаимное объединение потребности субъекта и внешней среды, представляя собой целостное состояние личности [8].
Таким образом, проведенный анализ показывает, что большинство авторов объясняют готовность к деятельности как общее психофизиологическое состояние, которое обеспечивает актуализацию потенциальных возможностей личности.
Готовность к учебной деятельности - это интегрированное мобилизационное психофизиологическое состояние, направленное на учебную и профессиональную деятельность, выражающуюся в установке самостоятельно выполнять поставленные учебные и профессиональные задачи [9].
Формирование готовности к самостоятельной подготовке обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, с точки зрения педагогического воздействия, подразумевает использование определенных психолого-педагогических технологий. Например: преподаватель и обучающийся могут совместно определить перспективы саморазвития обучающегося, актуализировать направления, составить индивидуальный план развития и обучения, определить цели, для этого можно использовать технологии «SMART», пирамиду логических уровней Дилтса и др.; преподаватель может организовать круглый стол, вебинар и другие формы активного взаимодействия для разъяснения рекомендаций по работе с учебниками, научными исследованиями, интернет-ресурсами, а также довести до слушателя требования к написанию научно-исследовательских работ, правила подготовки к экзаменам и зачетам.
Научить самостоятельной работе с информационными ресурсами - одна из первых задач обучения [10]. При работе с учебным текстом (задачей, заданием) возникает ситуация саморазвития обучающегося, когда он произвольно реализует позиции создающего (воплощающего, позиция автора) и воспринимающего (понимающего, позиция зрителя), что актуализирует репрезентативные способности, преобразует опыт, активирует личностно связанные структуры знаний; немаловажным является совместное планирование режима дня обучающегося, организация трудовой, учебной, внеучебной деятельности. При необходимости нужно осуществить совместную корректировку организации деятельности с учетом индивидуальных особенностей и приоритетов здоровьесберегающих технологий; эффективным в плане формирования готовности к самостоятельной подготовке являются психологические тренинги по развитию самоконтроля, снятию психоэмоционального напряжения, развитию социального и эмоционального интеллекта, коммуникативной компетентности, критического мышления, профессионально значимых качеств и др. Немаловажным и обязательным является совместное составление объективных критериев оценки и самооценки - здесь в качестве методов можно использовать индивидуальную и групповую работу. Объективные критерии могут включать в себя составление профессионального портрета, сопоставление идеального и реального образца, оценки знаний слушателя, психологическое тестирование (самооценка, уровень притязаний, готовность к профессиональной деятельности и др.).
В результате необходимо научить слушателя самоформироваться. Самоформирование включает в себя самооценку, самоанализ, самокритику, самоконтроль. Поэтому важной задачей для слушателя является развитие личностной рефлексии, определение объективных критериев оценки, формирование адекватной самооценки.
Например, освоение курсантами и слушателями дисциплин в рамках гуманитарной подготовки предполагает усвоение правил служебного этикета, владение основными нор-
мами культуры речи, профессиональной лексикой, умение использовать в общении эффективные приемы межличностного и профессионального общения, овладение навыком разрешения конфликтных ситуаций, а также умение составлять административно-процессуальные документы, вести служебную документацию и др. Сотрудники полиции, осуществляя свою профессиональную деятельность, взаимодействуют не только с представителями правоохранительных органов, но и отдельными гражданами, организациями, объединениями. Подобное взаимодействие предполагает достаточно высокий уровень коммуникативных умений и навыков. Это означает, что формирование коммуникативных навыков - одно из важнейших направлений в подготовке сотрудников органов внутренних дел.
Каким же образом можно организовать самостоятельную работу будущих юристов, если говорить именно о формировании коммуникативных умений?
Опыт работы в Новороссийском филиале Краснодарского университета МВД РФ позволяет утверждать, что одним из эффективных методов является метод проектов. На наш взгляд, данный метод лучше других развивает критическое мышление курсантов и слушателей, позволяет формировать умение самостоятельно конструировать свои знания.
Использование метода проектов в процессе обучения требует наличия проблемы, значимой в исследовательском плане и требующей интегрированного знания для ее решения. Результат должен иметь как практическую, так и теоретическую значимость (желательно, чтобы он был материально выражен - например, доклад в какую-либо службу, пресс-релиз, аналитическая справка и т. д.), при этом содержательная часть должна быть структурирована. Выполнение проекта предполагает самостоятельность и инициативность автора.
Так, по мере изучения дисциплины «Риторика» курсанты и слушатели самостоятельно готовят проект «Ораторское искусство», который защищают после освоения курса.
Цель проекта - формирование языковой личности профессионального юриста.
Для достижения заявленной цели в ходе изучения курса происходит освоение теоретических положений общей и юридической риторики, ознакомление с речевой стратегией и тактикой в сложных ситуациях общения с точки зрения функциональной культуры речи. В процессе подготовки проекта совершенствуются риторические умения и навыки.
Суть проекта - по заданной фабуле дела необходимо подготовить судебную речь прокурора и адвоката.
Защита проекта представляет собой импровизированное судебное заседание, где выступает прокурор, адвокат, есть судья и присяжные. Судья и присяжные задают вопросы одной и другой стороне. Итоги подводит судья.
В заключение необходимо отметить, что в современных высших учебных заведениях планирование самостоятельной работы, формы и методы ее организации, система контроля результатов - одно из наиболее узких мест в практике образования. Это требует принципиального пересмотра организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который необходимо спланировать таким образом, чтобы способствовать формированию у обучающихся способностей к саморазвитию и самоформированию.
Список литературы
1. Кибальченко И . А . , Познина Н . А. Когнитивно-смысловые корреляты развития учащихся и студентов // Материалы конференции «От истоков к современности»: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сб. материалов юбилейной конференции: в 5 т. / отв . ред . Д . Б . Богоявленская . М . : Когито-Центр, 2015 . Т . 5 . С . 114-116 .
2 . Климов Е . А. Психология профессионала . Москва: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 .
400 с
3 . Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий . М . : Педагогика, 1984. 260 с .
4 . Крутецкий В . А. Основы педагогической психологии . М . : Просвещение, 1972 . 255 с .
5 . Пуни А. Ц . О психологической разведке в подготовке к соревнованию // Спортивная психология в трудах отечествен-
ных специалистов / под ред . И . П . Волкова . СПб . : Питер, 2002 . С . 246-250 .
6 . Авчинникова С . О . К разграничению и интеграции понятий «готовность», «компетентность», «культура» в контексте
подготовки специалистов социального профиля к здоровьесберегающей деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2016 . № 1. С . 73-79 .
7 . Кучерявенко И . А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый . 2011.
№ 12, т . 2 . С . 60-62 . URL: https://moluch . ru/archive/35/4055/ (дата обращения: 29 .11. 2018) .
8 . Узнадзе Д . Н . Психология установки . СПб . : Питер, 2001. 416 с .
9 . Костюк А. В . , Бобонец С . А. Особенности активизации учебно-познавательной деятельности слушателей в ходе до-
полнительного профессионального образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2018 . № 4 . С . 206-214. DOI: 10 .23951/2307-6127-2018-4-206-214
10 . Лебедева К . С . Технология формирования образовательной самостоятельности у будущих педагогов // Вестник Том-
ского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2015 . Вып . 12 (165) . С . 42-47.
Артеменко Надежда Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России (Сухумское шоссе, 12-й км, Новороссийск, Россия, 353911). E-mail: [email protected]
Астахова Армини Аветиковна, кандидат психологических наук, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России (Сухумское шоссе, 12-й км, Новороссийск, Россия, 353911). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 30.11.2018
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-117-122
METHODS AND TECHNIQUES OF FORMATION OF READINESS OF CADETS AND STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS SYSTEM FOR THE INDEPENDENT TRAINING
N. A. Artemenko, A. A. Astakhova
Novorossiysk branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Novorossiysk, Russian Federation
The question of the organization of independent work of future lawyers studying in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs system is considered. Independent work is defined as one of effective means of development of thinking and the intellectual field of activity. This type of work allows to teach cadets and listeners to work with the training material and scientific information consciously. Readiness is understood as the general psychophysiological state which provides updating of potential opportunities of the personality and is expressed in the mindset to independently carry out the set educational and professional tasks. The psychology and pedagogical technologies allowing to form readiness of students for independent training are indicated: determination of prospects of self-development of a student, drawing up the individual development and training plan (a teacher in this case acts as a tutor), a method of projects, the organization of webinars or any other forms of active interaction for explanation of methods of work with scientific research, Internet resources, teaching aids. Realization of the specified positions allows to update representative abilities of students.
Keywords: readiness, readiness formation, independent training, self-formation, vocational education, method of projects.
References
1. Kibal'chenko I . A . , Poznina N . A . Kognitivno-smyslovye korrelyaty razvitiya uchashchikhsya i studentov [Kognitivno semantic correlates of development of pupils and students] . Materialy konferentsii «Ot istokov k sovremennosti»: 130 let organizatsii psikhologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete: sbornik materialov yubileynoy konferentsii: v 5 tomakh. Tom 5. Otv. red . D . B . Bogoyavlenskaya [Proceedings of the conference «From the beginnings to the present»: 130 years of the organization of the psychological society at Moscow University: collection of materials of the anniversary conference: in 5 volumes . Vol . 5 . Ed . by D . B . Bogoyavlenskaya] . Moscow, Kogito-Tsentr Publ . , 2015 . Pp . 114-116 (in Russian) .
2 . Klimov E . A. Psikhologiya professionala [Psychology of the professional] . Moscow, Institute of Practical Psychology Publ . ;
Voronezh, NPO «MO-DEK» Publ . , 1996 . 400 p . (in Russian) .
3 . Platonov K . K . Kratkiy slovar' sistemy psikhologicheskikh ponyatiy [A brief vocabulary of the system of psychological concepts] .
Moscow, Pedagogika Publ . , 1984. 260 p . (in Russian) .
4 . Krutetskiy V. A . Osnovy pedagogicheskoy psikhologii [Fundamentals of pedagogical psychology] . Moscow, Prosveshcheniye
Publ . , 1972 . 255 p . (in Russian) .
5 . Puni A . Ts . O psikhologicheskoy razvedke v podgotovke k sorevnovaniyu [About psychological investigation in preparation for
a competition] . Sportivnayapsikhologiya v trudakh otechestvennykh spetsialistov. Pod red . I. P. Volkova [Sports psychology in works of domestic experts . Under the editorship of I. P. Volkov] . Saint Petersburg, Piter Publ . , 2002 . Pp . 246-250 (in Russian) .
6 . Avchinnikova S . O . K razgranicheniyu i integratsii ponyatiy «gotovnost'», «kompetentnost'», «kul'tura» v kontekste podgotovki
spetsialistov sotsial'nogo profilya k zdorov'esberegayushchey deyatel'nosti [To differentiation and integration of the concepts of «readiness», «competence», «culture» in the context of training specialists in social science for health preservation activities] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, no . 1, pp . 73-79 (in Russian) .
7 . Kucheryavenko I. A. Problema psikhologicheskoy gotovnosti k professional'noy deyatel'nosti [Problem of psychological
readiness for professional activity] . Molodoy uchenyy, 2011, no . 12, vol . 2, pp . 60-62 . URL: https://moluch . ru/archive/35/4055/ (accessed 29 November 2018) .
8 . Uznadze D . N . Psikhologiya ustanovki [Attitudes psychology] . Saint Petersburg, Piter Publ . , 2001. 416 p . (in Russian) .
9 . Kostyuk A.V , Bobonets S .A . Osobennosti aktivizatsii uchebno-poznavatel'noy deyatel'nosti slushateley v khode dopolnitel'nogo
professional'nogo obrazovaniya [Pequliarities of activating attendee's training and cognitive activity in course of additional professional education] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2018, no. 4, pp. 206-214 (in Russian) . DOI: 10 .23951/2307-6127-2018-4-206-214
10 . Lebedeva K . S . Tekhnologiya formirovaniya obrazovatel'noy samostoyatel'nosti u budushchikh pedagogov [The work with
educational situations - effective technology of formation of educational independence for future teachers] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no . 12 (165), pp . 42-47 (in Russian) .
Artemenko N. A., Novorossiysk branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Sukhumskoye shosse, 12 km, Novorossiysk, Russian Federation, 353911). E-mail: [email protected]
Astakhova A. A., Novorossiysk branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Sukhumskoye shosse, 12 km, Novorossiysk, Russian Federation, 353911). E-mail: [email protected]