О. В. ЯКУБЕНКО
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 17-ЛЕТНИХ ДЕВУШЕК НА СПОСОБНОСТЬ АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНИВШИМСЯ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ
Кафедра педагогики и психологии детства Омского государственного педагогического университета, Россия, 644050, г. Омск, пр. Мира, 32, к. 511. E-mail: [email protected], тел. 8-381-2-60-52-42
Исследование выявило взаимосвязь личностных особенностей 17-летних первокурсниц с успешностью их адаптации к новым условиям обучения в вузе. Наиболее трудной адаптацией обладают неуверенные, тревожные личности, которые подвержены различным страхам, тяжело переживающие любые жизненные неудачи. Они обладают низкими показателями вегетативной устойчивости и нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом сопровождении.
Ключевые слова: адаптация, личностные особенности, медико-психолого-педагогическое сопровождение, вегетативная лабильность.
O. V. JAKUBENKO
INFLUENCE OF PERSONAL FEATURES OF 17-YEAR-OLD GIRLS ON ABILITY OF ADAPTATION TO THE CHANGED CONDITIONS OF TRAINING
Faculty of pedagogics and psychology of the childhood Omsk state pedagogical university,
Russia, 644050, Omsk, st. Mira, 32, к. 511. E-mail: [email protected], tel. 8-381-2-60-52-42
Research has taped interrelation of personal features of 17-year-old first-year students with success of their adaptation to new conditions of training in high school. The most difficult adaptation uncertain, disturbing persons who are subject to the various pavors, taking hard any vital failures possess. They possess low indicators of vegetative fastness and require complex mediko-psihologo-pedagogical support.
Keywords: adaptation, personal features, mediko-psihologo-pedagogical support, vegetative lability.
В условиях модернизации высшего образования в России чрезвычайно важное значение придается комплексному медико-психолого-педагогическому сопровождению адаптации первокурсников к новым условиям обучения. А. А. Федорова, Т. Г. Митина, О. В. Чернышева, О. В. Ярошевич [5] подчеркивают, что необходимо создать комплекс психолого-педагогических и организационных условий, обеспечивающих сопровождение социально-профессионального самоопределения первокурсников. Они выявили ряд противоречий между избирательностью познавательных и профессиональных интересов студентов и унифицированным учебным планом; провозглашенными идеями личностно-ориентированного образования и доминирующей ориентацией на освоение студентами максимального объема знаний. Таким образом, в современных инновационных исследованиях по проблеме медико-психолого-педагогической поддержки адаптации первокурсников к новым условиям обучения чрезвычайно важное место отводится изучению личностных особенностей студентов.
Цель исследования - изучить личностные особенности 17-летних девушек-первокурсниц, которые затрудняют процесс адаптации к новым условиям обучения в вузе, и разработать систему медико-пси-холого-педагогической поддержки студентов, имеющих трудности адаптации.
Материалы и методы исследования
Исследовано 146 девушек-первокурсниц в возрасте 17 лет, студенток медицинского и технического вузов
г. Омска. Экспериментально-психологическая часть исследования включала 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла [4].
Успешность адаптации оценивали методом ранжирования (от 0 до 4 баллов), отражающим тяжесть дезадаптационных расстройств. Учитывали показатели, характеризующие поведение первокурсниц; академическую успеваемость (по результатам промежуточных и заключительных аттестаций); пропуски занятий по болезни и без уважительных причин.
0 баллов - студентки проявили хорошие адаптационные способности, у них отсутствуют какие-либо признаки нарушений адаптации;
1 балл - у данных студенток выявлены незначительные признаки дезадаптации: разовые дисциплинарные взыскания по поводу нарушений поведения, низких показателей успеваемости по результатам промежуточных аттестаций в семестре;
2 балла - умеренные проявления дезадаптационных расстройств (повторные дисциплинарные взыскания в виде предупреждений по факультету в связи с систематическими нарушениями дисциплины на занятиях, в общежитиях, несвоевременные сдачи зачетов, экзаменов, продление сессий из-за отставания от графика, частые пропуски занятий по болезни, а также без уважительных причин);
3 балла - выраженные дезадаптационные расстройства (систематические пропуски занятий без уважительных причин, частые - более 4 раз в год - рецидивы хронических заболеваний, грубые нарушения
Кубанский научный медицинский вестник № 4 (109) 2009 УДК 611.1 /.8 - 053.7
Кубанский научный медицинский вестник № 4 (109) 2009
дисциплины и академической успеваемости, дисциплинарные взыскания в виде выговоров по вузу);
4 балла - отчисление в связи с прекращением посещения занятий, академической неуспеваемостью по итогам 1-го курса, грубым нарушением дисциплины согласно уставам вузов (драка с различными телесными повреждениями, нахождение в вузе в состоянии сильного алкогольного или токсического опьянения и т. д.).
Оценку степени адаптации проводили в начале и в конце учебного года.
Нами были изучены социально-гигиенические факторы риска психоэмоционального перенапряжения, связанные с воздействием учебных и внеучебных факторов, условий обучения. Социальную и вегетативную устойчивость определяли с использованием двухфакторного опросника М. Гавлиновой, утвержденного Европейским союзом школьной и университетской гигиены и медицины (1988 г.) [1, 2]. Студентам было предложено два теста для оценки социальной адаптированности и вегетативной устойчивости. Обследование проводили в начале и в конце учебного года. Их показатели сравнивали.
Тесты представляют собой набор утверждений с отрицательными или положительными вариантами ответов. Оценка делается по сумме набранных испытуемым баллов. Оценочная шкала социальной адаптированности варьирует от 0 до 20 баллов. Чем выше оценочный балл, тем лучше социальная адаптированность.
Оценочная шкала вегетативной устойчивости имеет размерность от 0 до 16 баллов, где начало шкалы соответствует вегетативной стабильности, а конец шкалы (16 баллов) - выраженной вегетативной лабильности. Таким образом, чем выше оценочный балл лабильности, тем выше вегетативная неустойчивость.
Статистическая обработка материала включала альтернативный (экстенсивные и интенсивные показатели), вариационный (средние величины, сигмальная оценка вариационного ряда, коэффициент вариации) анализы, оценку достоверности, корреляционно-регрессивный анализ.
Основную группу (47 девушек) составили девушки, которые имели различные дезадаптационные расстройства тяжестью 1-4 балла. Контрольную группу (99 человек) составили студентки, не проявившие каких-либо нарушений адаптации в течение учебного года.
Организация исследования
Нами проведен сравнительно-проспективный контролируемый эксперимент. Исследование организовано как когортное, так как все обследованные были объединены общим признаком - сменой условий обучения с переходом на вузовскую специфику первого курса. Для устранения систематической ошибки, формирования однородных по характеристикам групп использован метод рандомизации [3], которая обеспечила однородность студентов в экспериментальной и контрольной группах наблюдения (эквивалентность по возрасту - юношеская возрастная группа, условиям обучения - все первокурсники, региону - жители Сибирского федерального округа).
Результаты исследования
Экспериментально-психологическое исследование личностных особенностей 17-летних девушек установило, что девушки контрольной группы обладают повышенным фактором В (7,9±0,1 стена). Это свидетельствует о высоких общих мыслительных способностях, позволяющих решать сложные абстрактные задачи.
Они имеют широкие интеллектуальные интересы, быстро обучаются, как правило, хорошо образованы, упорны и настойчивы в овладении знаниями. Такие качества позволяют студенткам иметь хорошую академическую успеваемость и социальную адаптированность.
Девушки контрольной группы с высокими оценками по фактору Е (8,7±0,1 стена) проявляют лидерские качества. Низкие стены по фактору I присущи мужественным, стойким, прагматичным в делах натурам. В жизни они опираются на практическую очевидность и логику, больше доверяют рассудку, чем чувствам, интуиции предпочитают расчет, психические переживания ликвидируют за счет механизма рационализации.
Такая личность независима, придерживается собственной точки зрения, эмоционально зрела, склонна принимать на себя ответственность. Подобный реалистичный подход к жизни и ответственность позволяют таким девушкам иметь хорошие адаптационные ресурсы.
Среди всех 17-летних девушек основной группы обозначаются сходные тенденции: снижение факторов С и повышение - О. Данное сочетание черт характера присуще невротичным личностям, которые уклоняются от ответственности, легко расстраиваются, тревожатся по малейшему поводу, неустойчивы в интересах и не доводят дело до конца.
Обсуждение результатов
Анализ показателей факторного опросника Р. Кет-телла представителей основной и контрольных групп показал, что среди 17-летних девушек, отнесенных нами к основной группе, преобладают личности с высоким фактором О. Большую часть времени они находятся в тревожном, подавленном, озабоченном настроении, легко плачут. Склонны к печальным размышлениям в одиночестве, часто подвергаются различным страхам и тяжело переживают любые жизненные неудачи. Они не верят в собственные силы, склонны недооценивать свои возможности, знания, способности, легко поддаются чужому влиянию. Настроение сильно зависит от одобрения или неодобрения со стороны окружающих. В новой обстановке чувствуют себя неуютно, неуверенно, держатся обособленно. Критика вызывает у них чувство подавленности, расстраивает, а не помогает. Обладают склонностью к психосоматическому варианту дезадаптационных расстройств, имеют большую вегетативную неустойчивость.
Данные, полученные при экспериментально-психологическом исследовании, полностью соотносятся с результатами социально-гигиенических методов (табл. 2): вегетативная неустойчивость у дезадаптированных 17-летних девушек достигла показателей IV квартили к концу учебного года и составила 10,54±0,33 балла. Данный психосоматический вариант дезадаптационных расстройств подвергается успешной коррекции при своевременной медико-психологической поддержке первокурсников со стороны учебно-воспитательной системы вуза.
Студентки вузов с высокими показателями вегетативной лабильности имеют большое число жалоб различного характера (психосоматический вариант дезадаптации). Они считают себя больными или часто болеющими. По своим индивидуальным особенностям и состоянию здоровья эти лица плохо переносят повышенные нагрузки любого характера, имеют сниженные адаптивные возможности, нуждаются в дополнительном обследовании и оздоровлении.
Нами разработана программа медико-психологической поддержки студентов, имеющих трудности
Таблица 1
Показатели факторного анализа личностных черт 17-летних девушек в зависимости от типа телосложения (М ±ст)
Основная группа, стены n=47 Контрольная группа, стены n=99
A B C D E F G H I J O Q2 Q3 Q4 A B C D E F G H I J O Q2 Q3 Q4
5,5 ± 0,2 6,2 ± 0,2 2,7 ± 0,1 5,7 ± 0,1 6,0 ± 0,1 6,5 ± 0,1 4,5 ± 0,2 6,5 ± 0,2 5,0 ± 0,2 5,2 ± 0,3 8,0 ± 0,1 4,0 ± 0,2 5,5 ± 0,2 5,5 ± 0,3 7,1 ± 0,1 7,9 ± 0,1 6,4 ± 0,2 5,4 ± 0,2 8,7 ± 0,1 5,2 ± 0,1 6,4 ± 0,3 5,8 ± 0,2 2,3 ± 0,1 3,9 ± 0,2 5,2 ± 0,1 4,5 ± 0,1 6,2 ± 0,3 5,3 ± 0,2
Таблица 2
Социальная адаптированность и вегетативная устойчивость 17-летних девушек основной и контрольной групп
Группы наблюдения Начало учебного года, баллы Конец учебного года, баллы
Социальная адаптированность Вегетативная устойчивость Социальная адаптированность Вегетативная устойчивость
Основная n=47 10,19±2,29 10,22±0,35 9,41±2,48 10,54±0,33
Контрольная n=99 12,44±2,65 6,07±0,3 12,89±0,28 5,96±0,3
адаптации. Таким первокурсникам рекомендуется режим обучения, исключающий моменты, требующие особого интеллектуального, эмоционального и физического перенапряжения. Преподавателям, работающим с такими студентами, рекомендуется дозировать учебную нагрузку, совершенствовать систему поощрений, пытаться создать в группе максимально комфортную психологическую атмосферу. Вместо стандартных уроков физкультуры полезно ввести специфические занятия, в процессе которых физическая нагрузка будет индивидуализирована. Для проведения данных мероприятий целесообразно создание специализированных оздоровительных физкультурных групп.
Большую роль в нормализации состояния могут оказать регуляция режима труда и отдыха, оптимизация условий обучения, формирование здорового образа жизни, межличностных и семейно-социальных контактов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (ру-
ководство для врачей). - М.: издательский дом «Династия», 2004. - 168 с.
2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Рапопорт И. К. Руководство по врачебному профессиональному консультированию подростков. -М.: издательский дом «Династия», 2004. - 200 с.
3. Кононов А. В. Критерии доказательной медицины в разра-
ботке морфологического прогноза болезни (анализ работы клинического патолога) / А. В. Кононов, М. А. Ливзан, Т. В. Васькина // Актуальные вопросы патологической анатомии: Материалы
V межрегиональной научно-практической конференции патологоанатомов Урала и Западной Сибири. - Челябинск, 2001. -С.68-72.
4. Рукавишников А. А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла (методическое руководство). - СПб: «Има-тон», 1998. - 96 с.
5. Федорова А. А, Митина Т. Г., Чернышева О. В., Ярошевич О. В. Создание открытой многопрофильной среды - условия развития многопрофильного образования: методические рекомендации для педагогов, психологов, профориентаторов. - М., 2008. - С. 60-87.
Поступила 26.03.2009
С. В. ЯНЧЕНКО1, А. И. ЕРЕМЕНКО1, Р. А. ХАНФЕРЯН2, А. С. ЗАРУБИНА1, Е. В. ВАРЛАШИНА1, В. А. ШИПИЛОВ’
МУЛЬТИЦИТОКИНОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛЁЗНОЙ ЖИДКОСТИ У ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
кафедра глазных болезней Кубанского государственного медицинского университета,
Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4. E-mail: [email protected];
2кафедра аллергологии и клинической иммунологии Кубанского государственного медицинского университета,
Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4
Кубанский научный медицинский вестник № 4 (109) 2009 УДК 617.711-004.1
Кубанский научный медицинский вестник № 4 (109) 2009
В исследование были включены 20 добровольцев пожилого возраста без признаков офтальмопатологии (9 мужчин и 11 женщин, 56-72 лет, средний возраст - 66,5±2,1 года). В каждой пробе слёзной жидкости (собранной без стимуляции слёзопродукции) определяли концентрации 10 цитокинов (IL-1b, IL-2, IL-4, IL-6, IL-8, IL-10, IL-12, IL-13, TNF-a, INF-y) путём проведения singl-plex cytokine assay (Bio-Plex Assay; Bio-Rad Laboratories). Было установлено, что указанные провоспали-тельные и противовоспалительные цитокины присутствуют в слёзной жидкости лиц пожилого возраста даже при отсутствии офтальмопатологии. Полученные данные могут служить основой для дальнейших исследований качественного спектра и количественных уровней различных цитокинов слёзной жидкости при различных заболеваниях органа зрения, что позволит углубить данные относительно их патогенеза.
Ключевые слова: цитокины, слёзная жидкость, пожилой возраст.
S. V. YANCHENKO1, A. I. EREMENKO1, R. A. KHANFERYAN2,
A. S. ZARUBINA1, E. V. VARLASHINA1, V. A. SHIPILOV1
MULTICYTOKINE ASSAY OF TEARS AT ELDERLY HEALTHY VOLUNTEERS
Department of Ophthalmology of the Kuban State Medical University,
Krasnodar, Russia, 350063, Sedin St., 4. E-mail: [email protected];
2Department of Allergology and Clinical Immunology, Kuban State Medical University,
Russia, 350063, Krasnodar, Sedin St., 4
Tear samples were collected (with no stimulation) from 20 elderly volunteers with out signs of ocular diseases (9 males and 11 females, 56-72 years of age, average 66,5±2,1 years). The cytokines (IL-1b, IL-2, IL-4, IL-6, IL-8, IL-10, IL-12, IL-13, TNF-a, INF-y) in each sample of tears were measured using singl-plex cytokine assay (Bio-Plex Assay; Bio-Rad Laboratories). The present study showed that pro-inflammatory and anti-inflammatory cytokines are present in tears of elderly volunteers with out signs of ocular diseases. The obtained data can form a basis for the further researches of a qualitative spectrum and quantitative levels various cytokines of tears at various ocular diseases.
Key words: cytokines, tears, elderly healthy volunteers.
Введение
Цитокины слёзной жидкости играют ключевую роль в иммунном и воспалительном ответе глазной поверхности (путём регуляции активации, диффе-ренцировки и пролиферации иммунокомпетентных клеток конъюнктивы), и соответственно, в патогенезе различных заболеваний органа зрения, включая синдром сухого глаза [3-5, 7]. Максимальные уровни заболеваемости синдромом сухого глаза отмечаются среди лиц пожилого и старческого возраста, что связано с нарастанием количества факторов риска данного полиэтиологического заболевания [1, 2].
Актуальной научной задачей является исследование слёзной жидкости лиц указанной возрастной группы при отсутствии офтальмологической патологии для определения нормального спектра и диапазона концентраций провоспалительных и противовоспалительных цитокинов. Вместе с тем до недавнего времени не представлялось возможным проведение мультицитокиновых исследований отдельных образцов слёзной жидкости, что определялось малым объёмом проб и недостаточной чувствительностью иммуноферментного анализа (ELISA) [5, 6]. С другой стороны, в доступной литературе нам не удалось выявить данных, описывающих результаты мультицито-киновых исследований слёзной жидкости, полученной в условиях отсутствия стимуляции слёзопродукции, у офтальмологически здоровых лиц пожилого возраста. Приведенные факты определили актуальность настоящего исследования и его цель.
Цель исследования - изучить качественный спектр и количественные уровни цитокинов слёзной жидкости у офтальмологически здоровых лиц пожилого возраста путём проведения мультицито-кинового исследования.
Методика исследования
В исследование было включено 20 добровольцев (11 мужчин, 9 женщин) без признаков офтальмопатологии (40 глаз, 40 проб слёзной жидкости) от 56 до 72 лет (средний возраст 66,5±2,1 года). Проведение настоящей работы было одобрено локальным этическим комитетом Краснодарского краевого регионального отделения Общества офтальмологов России. У всех лиц, включенных в исследование, получали информированное согласие.
Забор образцов слёзной жидкости проводили из нижнего слёзного мениска (в условиях отсутствия стимуляции слёзопродукции) при помощи полуавтоматического дозатора и одноразовых полимерных ат-равматичных наконечников 30 мл (НП «Термо Фишер Сайнтифик», Россия). Пробы слёзной жидкости помещали в пробирки Эппендорфа (1 мл), разбавляли стандартным буферным раствором до общего объёма 50 мл и сохраняли до проведения исследования при температуре 20° С.
В каждом образце слезы определяли количественные уровни 10 цитокинов (IL-1 b, IL-2, IL-4, IL-6, IL-8, IL-10, IL-12, IL-13, TNF-a, INF-y) путём проведения singl-plex cytokine assay (Bio-Plex Assay; Bio-Rad Laboratories, Hercules, California, СШ^). Детектирующие платформы были калиброваны с высокой степенью чувствительности (от 2,39 до 30 000 пг/мл). В качестве одного из контролей использовали только пробы с разводящим буфером.
Накопление данных исследования и их статистическая обработка проводились с использованием программного обеспечения Bio-Plex (Bio-Plex Manager software).
Результаты исследования
В образцах слёзной жидкости здоровых добровольцев пожилого возраста, полученных в условиях мини-