РАЗНОЕ
УДК 612.017.2
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 17-ЛЕТНИХ ЮНОШЕЙ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Ирина Николаевна ПУТАЛОВА1, Оксана Витальевна ЯКУБЕНКО2
1Омская государственная медицинская академия 644043, г. Омск, ул. Партизанская, 20
2Омский государственный педагогический университет 644080, г. Омск, пр. Мира, 32
Среди студентов, имеющих трудности адаптации, преобладают лица с брахиморфным типом телосложения. Юноши с брахиморфным телосложением обладают более низкими показателями социальной адаптированности, особенно в начале учебного года.
Ключевые слова: клинико-антропологический подход, дезадаптация, соматотипирование, социальная адаптированность, вегетативная устойчивость.
Характерной чертой современного общества является тенденция к глобализации. В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию о создании согласованного единого общеевропейского пространства высшего образования к 2010 году. Этот процесс предполагает интеграцию российской системы образования в общеевропейскую. Новизна его заключается в том, что студент вуза после реформы высшего образования в России будет сталкиваться с необходимостью проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, формирования индивидуального учебного плана. Кроме того, институт должен будет предоставить студенту возможности обучения по различным программам дополнительного образования. В новых условиях обучения увеличиваются значимость и объемы самостоятельной работы студента по учебным предметам, появляются иные виды самостоятельной работы и формы ее организации. Такие глобальные изменения системы высшего профессионального образования, безусловно, будут представлять значительные трудности для студентов и вызовут актуальную потребность образовательных учреждений в психолого-педагогическом сопровождении как в учебной, так и внеаудиторной деятельности студентов. Эта система должна учитывать индивидуальные и личностные особенности студентов.
В современных научных исследованиях принцип индивидуального подхода до сих пор не нашел должного применения в решении теоретических и практических вопросов, связанных с проблемами адаптации человека к среде обитания. Объеди-
нение в единую систему всех морфологических, физиологических особенностей организма, наряду с психической составляющей конституции, является сущностью биомедицинского клиникоантропологического подхода [1]. Поэтому именно индивидуально-типологический подход, оценивающий особенности организма с учетом пола, возраста, конституционального типа, может помочь в разработке рекомендаций для адаптации человека к конкретным условиям обитания [2]. Индивидуальнотипологическим подходом в оценке адаптационных способностей организма занимались В.П. Кузьмин, И.Т. Фролов, А.Г. Щедрина [2], L. Baine Brian, D. Canter, L. Nanke, I. Berczi [3]. Все они подчеркивают необходимость комплексной оценки биологических, конституциональных свойств организма, индивидуально-психологических качеств для оценки адаптационных способностей организма к различным стрессам.
Целью настоящего исследования явилось определение взаимосвязи между морфофункциональными особенностями студентов и успешностью их адаптации к новым условиям обучения в вузе.
Материалы и методы исследования
Проведено динамическое наблюдение 104 юношей-первокурсников Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии и Омской государственной медицинской академии в возрасте 17 лет дневной очной формы обучения в течение двух семестров первого года обучения.
Междисциплинарный подход в изучении проблем адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе побудил нас разработать собствен-
Путалова И.Н. — д.м.н., проф., зав. кафедрой анатомии человека
Якубенко О.В. — канд.м.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства, е-таИ: [email protected]
ный подход к оценке проблемы дезадаптации. На основании критериев, характеризующих поведение студентов, — академической успеваемости (по результатам промежуточных и заключительных аттестаций), пропуска занятий по болезни (показатель отражает возможность психосоматического варианта дезадаптации) и без уважительных причин — проведено ранжирование уровня психодезадап-тационных расстройств от 1 балла (минимальные нарушения) до 4 баллов (исключение из вуза) [4].
Студенты, отнесенные нами в основную группу, проявили различные дезадаптационные расстройства тяжестью 1—4 балла. Контрольную группу составили студенты, не проявившие каких-либо дез-адаптационных реакций в течение учебного года.
Для исследования использовали следующие методы: антропометрия; социологический (опрос и анкетирование); социально-гигиенический (пропуски по болезни, условия обучения, методика оценки здоровья людей по тесту оценки социальной адаптированности и вегетативной устойчивости); экспериментально-психологический, статистический. Соматотипирование основной и экспериментальной групп проводили по методу Риса — Айзенка [5], основанному на определении соотношения показателей длиннотного (длина тела) и широтного (грудной поперечный диаметр) векторов тела:
М = 1- х -ДТ- х 100,
6 ё
где ДТ — длина тела, см; ё — диаметр грудной клетки, измеренный на уровне IV реберногрудинного сочленения по средней подмышечной линии на полувыдохе на уровне сосков, см. Значение индекса (I) < 95 свидетельствует о брахи-морфии, от 95 до 108 — о мезоморфии, > 108 — о долихоморфии телосложения.
Нами были изучены социально-гигиенические факторы риска психоэмоционального перенапряжения, связанные с воздействием учебных и вне-учебных факторов, условий обучения. Социальную и вегетативную устойчивость определяли с использованием двухфакторного опросника М. Гавлино-вой, утвержденного Европейским союзом школьной и университетской гигиены и медицины (1988). Методика рекомендована для оценки здоровья
детей и подростков на основе профилактических медицинских осмотров [6]. Студентам было предложено два теста для оценки социальной адапти-рованности и вегетативной устойчивости.
Статистическую обработку полученных количественных данных осуществляли с помощью пакета прикладных программ «8ТАТ18Т1СА-6» согласно современным требованиям к проведению анализа медицинских данных. При оценке социальной адаптированности и вегетативной устойчивости вычисляли среднее арифметическое значение (М) и стандартное отклонение (а), результаты представляли в виде М ± а.
Результаты исследования и их обсуждение
В связи с необходимостью сопоставления морфофункциональных показателей с данными экспериментально-психологического исследования, нами проведено соматотипирование студентов основной и контрольной групп по методу Риса — Айзенка [5].
Метод Риса — Айзенка основан на стабильности и высокой степени генетической обусловленности костного скелета. А.С. Щедрин [7] рассматривает индекс Риса — Айзенка как достаточно достоверный критерий при соматотипологической диагностике. В.Г. Николаев [8] подчеркивает, что эффективность использования индекса многократно увеличивается, если одновременно определяется и компонентный состав тела.
Из таблицы 1, в которой приведено распределение обследованных студентов по соматотипам на основании метода Риса — Айзенка, видно, что среди 17-летних юношей как основной, так и контрольной групп наблюдения преобладают лица с мезоморфным типом телосложения (24,04 % — в основной группе и 30,77 % — в контрольной), причем среди представителей контрольной группы их больше. Получены следующие различия между представителями основной и контрольной группы по соматотипу. В основной группе гораздо больше (почти в 3 раза) лиц с брахиморфным типом телосложения, чем в контрольной (соответственно 9,62 и 3,85 %). Количество лиц с долихоморфным типом телосложения в основной и контрольной группах приблизительно одинаково (соответственно 14,42 и 17,3 %).
Таблица 1
Распределение 17-летних юношей по типу телосложения методом Риса — Айзенка
Тип телосложения Основная группа Контрольная группа Всего
Число наблюдений % Число наблюдений % Число наблюдений
Долихоморфный 15 14,42 18 17,30 33
Брахиморфный 10 9,62 4 3,85 14
Мезоморфный 25 24,04 32 30,77 57
Всего 50 48,08 54 51,92 104
Полученные данные согласуются с соматоти-пированием юношей по В.Г. Николаеву [8], при котором представители основной группы проявили наклонность к брюшному, а контрольной — к мускульному соматотипу.
Далее было проведено сопоставление сомато-типов 17-летних юношей с субъективной оценкой здоровья студентов по тесту оценки социальной адаптированности и вегетативной устойчивости.
Социально-психологическая адаптация представляет собой особую сложную систему мероприятий, направленных на приобретение новых форм общественной деятельности. Это прежде всего связано с изменением статуса индивида. В течение всей жизни человек много раз меняет его, попадая в определенные микросоциальные условия (школа, работа, семья), и каждый раз ему необходимо вырабатывать для этих условий новые формы поведения. Функция адаптации состоит из двух аспектов. Первый — достижение успеха и удовлетворение потребностей, противодействуя факторам среды, ограничивающим самореализацию личности. Второй — отказ от сиюминутных потребностей ради сохранения благоприятных отношений с окружением.
Вегетативная устойчивость — устойчивость к стрессовым ситуациям, сопровождающимся расстройством гомеостаза и функциональными нарушениями (кровообращения, дыхания, терморегуляции и т. д.). Она характеризуется специфическими особенностями гормонального и вегетативного регулирования, что оказывает влияние на адаптационные возможности организма и устойчивость к неблагоприятным воздействиям [6].
Согласно методике оценки здоровья детей и подростков А.А. Баранова, В.Р. Кучмы, Л.М. Сухаревой [6] при профилактических медицинских осмотрах, за норму принимаются результаты, укладывающиеся в границы от 25 до 75 процентили (I и III квартили) и охватывающие 50 % выборки. Крайние величины, как высокие, так и низкие, оценивались следующим образом.
По шкале социальной адаптированности от 25 процентили и ниже (I квартиль) показатели соответствовали плохой социальной адаптированности (социальной дезадаптации). Показатели от 75 про-
центили и выше (IV квартиль) указывали на высокие способности к социальной адаптированности.
По шкале вегетативной лабильности показатели от 75 процентили и выше указывают на выраженную вегетативную неустойчивость — лабильность, от 25 процентили и ниже (I квартиль) — на хорошую вегетативную устойчивость.
В таблице 2 представлены данные, характеризующие показатели социальной адаптированности (СА) и вегетативной устойчивости (ВУ) в зависимости от типа телосложения по методу Риса — Айзенка. Анализ полученных результатов показал, что наилучшими показателями социальной адаптированности (13,2 ± 2,41) обладают юноши брахиморфного типа телосложения контрольной группы. К концу года этот показатель даже увеличивается, по значениям попадая в IV квартиль.
Все представители основной группы имеют низкие показатели социальной адаптации. Ближе к нижней границе нормы (8 баллов) оказываются студенты с долихоморфным типом телосложения (7,6 ± 3,05), промежуточное положение занимают студенты с мезоморфным типом телосложения (7,06 ± 1,46). Наиболее низкие показатели социальной адаптации — у студентов с брахиморфным типом телосложения (6,6 ± 1,1). К концу учебного года баллы попадают в распределение II квартили, то есть нормализуются: у лиц с долихоморфным типом телосложения значения достигают 9,4 ± 3,9, с мезоморфным — 9,43 ± 1,9, брахиморфным — 10,0 ± 1,5. Это свидетельствует о завершении процесса адаптации первокурсников к новым условиям обучения в вузе. Однако студенты с брахиморфным типом телосложения более других нуждаются в комплексе мероприятий по медико-психологической реабилитации, так как имеют большую вероятность развития психодезадаптационных расстройств.
Показатели вегетативной устойчивости и в основной, и в контрольной группах входят в пределы нормального распределения.
Студенты с низкими показателями социальной адаптированности могут испытывать затруднения при общении со сверстниками, преподавателями или родителями. Среди них экспериментальнопсихологическим методом обнаружены лица с
Таблица 2
Показатели социальной адаптированности (СА) и вегетативной устойчивости (ВУ)
17-летних юношей в зависимости от типа телосложения (М ± а)
Начало учебного года, баллы Конец учебного года, баллы
Тип телосложения Основная группа, п = 50 Контрольная группа, п = 54 Основная группа, п = 50 Контрольная группа, п = 54
СА ВУ СА ВУ СА ВУ СА ВУ
Долихоморфный 7,6 ± 3,05 7,0 ± 0,2 12,0 ± 2,45 5,5 ± 0,2 9,4 ± 3,9 6,5 ± 0,3 12,5 ± 1,05 3,6 ± 0,2
Брахиморфный 6,6 ± 1,1 6,2 ± 0,1 13,0 ± 1,73 4,4 ± 0,2 10,0 ± 1,5 7,9 ± 0,1 13,2 ± 2,41 5,0 ± 0,1
Мезоморфный 7,0 ± 1,46 6,43 ± 0,2 12,65 ± 1,9 3,85 ± 0,2 9,43 ± 1,9 7,14 ± 0,2 12,9 ± 1,77 4,0 ± 0,2
разными характерологическими чертами — застенчивые или, наоборот, развязные; могут быть очень способные, но одинокие, плохо успевающие, отверженные. Они нуждаются в программе психологической коррекции, комплексной реабилитации.
Таким образом, нами выявлена взаимосвязь между брахиморфным типом телосложения 17-летних юношей-первокурсников основной группы и низкими показателями социальной адаптированности. Такие студенты особенно нуждаются в комплексной программе медико-психолого-педагогического сопровождения.
Подобный междисциплинарный подход к проблеме адаптации первокурсников к новым условиям обучения имеет большую практическую значимость. Оригинальная оценка дезадаптации дает возможность объективизировать феноменологию и динамику процесса, а также оптимизировать комплекс мероприятий по медико-психолого-педагогической реабилитации. Поэтому изучение индивидуальной изменчивости человека во взаимодействии с факторами среды обучения позволит использовать полученные результаты для разработки комплекса мер по улучшению состояния здоровья студентов.
Литература
1. Никитюк Б.А. Конституция человека. М.: ВИНИТИ, 1991. 150 с.
Nicituk B.A. Constitution of the person. М: VINITI, 1991. 150 p.
2. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск: СО РАМН, 2003. 164 с.
Schedrina A.G. Ontogenesis and the health theory. Novosibirsk: SO RAMN, 2003. 164 р.
3. Глазачев О.С. Современный подход к анализу понятия «здоровье». URL: http://www.ecogeo.info/.
Glazachev O. S. The modern approach to the analysis of concept «health». URL: http://www. ecogeo.info/.
4. Якубенко О.В. Диагностика и профилактика нарушений адаптации студентов-первокурсников // Кубанский мед. вестн. 2009. 3. (108). 155-159.
Iakubenko O. V. Diagnostics and preventive maintenance of disturbances of adaptation of students-first-year students // Kubanskii med. vestn. 2009. 3. (108). 155-159.
5. Rees W.L., Eysenck H.J. Factorial study of some morphological and psychological aspects of human constitution // J. Med. Sci. 1945. 91. 382. 8-21.
6. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководство для врачей). М.: Династия, 2004. 168 с.
Baranov A.A., Kuchma V. R, Suhareva L.M. Estimation of health of children and teenagers at routine inspections (a management for doctors). М.: Dynasty, 2004. 168 p.
7. Щедрин А. С. Закономерности анатомоантропологической индивидуальной изменчивости организма мужчин в онтогенезе: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук Новосибирск, 2001. 30 с.
Schedrin A.S. Pattern of anatomo-anthropological individual variability of an organism of men in an ontogenesis: An autoref. diss. ... doct. medical sciences. Novosibirsk, 2001. 30 p.
8. Николаев В.Г., Синдеева Л.В. Клиническая антропология и физический статус человека // Морфология. 2006. (4). 92-93.
Nikolaev V.G., Sindeeva L.V. Clinical anthropology and the physical status of the person // Morphology. 2006. (4). 92-93.
THE INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL APPROACH IN THE ESTIMATION OF ADAPTABLE ABILITIES OF 17 YEARS YOUNG MEN OF FIRST-YEAR STUDENTS
Irina Nikolaevna PUTALOVA1, Оxana Vitalevna JAKUBENKO2
Omsk state medical academy 644043, Omsk, Partizanskaya st., 20
2Omsk state pedagogical university 644080, Omsk, Mir st., 32
Among the students having difficulties of adaptation persons with brachymorphs type of a constitution prevail. Young men with a brachymorphs constitution possess lower parameters of social adaptedness, especially in the beginning of academic year.
Key words: the clinico-anthropological approach, a disadaptation, somatotyps, social adaptedness, vegetative fastness.
Putalova I.N. — doctor of Medicine, professor of human anatomy chair
Jakubenko O.V. — candidate of Medicine, assistant professor Faculty of pedagogics and psychology of the childhood, e-mail: [email protected]