входных и выходных данных, план мероприятий по внедрению системы управления информационной безопасностью, матрицу ролей участников команды проекта т. д.
С целью более детального описания особенностей использования технологий проектной деятельности при изучении дисциплины рассмотрим задачи, решаемые при реализации набора кейсов в дисциплине «Управление информационной безопасностью»:
• Изучение методик оценки уровня информационной безопасности;
• Изучение методик формирования системы управления информационной безопасностью на предприятии;
• Изучение стандартов в области управления информационной безопасностью;
• Разработка технического и эскизного проектов СУИБ и др.
Таким образом, руководствуясь методикой формирования проектно-управленческих компетенций специалиста по защите информации с использованием междисциплинарного практического компонента по работе с кейсами «Управление проектами по защите информации» при изучении дисциплины «Управление информационной безопасностью» использованы технологии проектной деятельности.
Литература
1. Астахова Л. В. Управленческая компетенция специалиста по защите информации: монография / Л. В. Астахова. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. С. 78-80.
2. Сабельников С. А., Астахова Л. В. Методика реализации педагогических условий развития проектно-управленческой компетенции будущих специалистов по защите информации// Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере, 2016. № 3 (21). С. 47-55.
3. Заболотских А. К., Синяева О. Ю. Направления применения проектного менеджмента в государственной сфере на сегодняшний день в Российской Федерации // Лидерство и менеджмент, 2015. Том 2. № 3.
4. Проект ФГОС ВО 3++ по специальности 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем.
The influence of the individual E. F. Gnessina on the development of national
and world music pedagogy Solovyeva A.
Влияние личности Е. Ф. Гнесиной на развитие отечественной и мировой
музыкальной педагогики Соловьева А. О.
Соловьева Альбина Олеговна / Solovyeva Albina — магистрант, кафедра музыкального искусства, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Московский городской педагогический университет Институт культуры и искусств, г. Москва
Аннотация: в статье внимание акцентируется на актуальности исследования роли и места творчества в отечественной музыкальной культуре, а также влияния личности Е. Ф. Гнесиной на развитие музыкальной педагогики России и зарубежных стран. Характеристика ее творческого и педагогического наследия не теряет своей значимости и побуждает исследователей раскрывать новые грани мировоззрения и духовной культуры Елены Фабиановны. Ее личность является примером для многих современных деятелей искусства и педагогических школ.
Abstract: the article focuses on the relevance of the study of the role and place of art in the national musical culture, as well as the influence of the individual E. F. Gnessina on the development of music pedagogy in Russia and abroad. Characteristic of her artistic and pedagogical heritage does not lose its significance and encourages researchers to reveal new facets of philosophy and spiritual culture of Helena Fabianovny. Her personality is a model for many contemporary artists and pedagogical schools.
Ключевые слова: музыкальная педагогика, искусство, культура, музыка, консерватория, фортепиано, музыкальное образование, Россия, традиции, Елена Фабиановна Гнесина. Keywords: musical pedagogy, art, culture, music, conservatory, piano, music education, Russia, the tradition Elena Fabianovna Gnesina.
Просветительница, музыкальный деятель, педагог, пианистка - Елена Фабиановна Гнесина очень много сделала для развития отечественной и мировой музыкальной культуры. Закончив Московскую консерваторию, вместе с сестрами она основала музыкальное училище, а позже возглавила всю систему Гнесинских учебных заведений.
Достижения Е. Ф. Гнесиной уже становились предметом анализа небольшого количества ученых. Среди них вспомним Л. Б. Булатову, Я. И. Мильштейн, А. М. Прохорова, М. Э. Риттих, Т. С. Розину. И, все же, еще много личных и профессиональных аспектов жизни Елены Фабиановны остаются малоизвестными широкой аудитории. Именно поэтому тему настоящей статьи считаем актуальной.
Е. Ф. Гнесина стала основоположницей современной трехступенчатой системы музыкального образования в России - школа, музыкальное училище, институт. Она проявила себя и как композитор, написав много пьес для детей. Как педагог, Е. Ф. Гнесина развивала лучшие традиции русской пианистической школы. Среди ее выпускников - выдающийся пианист Лев Оборин и известный советский композитор Арам Хачатурян.
Она по праву была названа крупнейшим музыкантом-педагогом ХХ века, продолжала внедрять в музыкальную практику прогрессивные принципы и методы русской педагогики конца XIX - начала XX века. Целью педагогической деятельности Е. Ф. Гнесиной была необходимость изучить и реализовать в практике средства, которые помогали формировать духовное богатство личности. Она глубоко размышляла над этим вопросом в работе со своими учениками. Именно поэтому, в первую очередь, «наследие Е. Ф. Гнесиной имело авторитетное значение в эволюции музыкального искусства России XX века» [1, с. 38].
Гуманистическое мировоззрение, глубокое понимание взаимосвязи эстетического и этического находились в основе профессиональной практики Е. Ф. Гнесиной. Ее фундаментом стали обширные знания о человеке, отечественной и мировой музыкальной культуре и искусстве. В связи с этим, музыкально-педагогическую деятельность Е. Ф. Гнесиной можно охарактеризовать, как уникально талантливую. Е. Ф. Гнесина умела создать особую атмосферу общения с учениками, которая способствовала процессу самовыражения и саморазвития ее подопечных.
Как Педагогу с большой буквы, Е. Ф. Гнесиной в образовательном процессе было важно на первое место ставить умение учеников создавать художественные образы. При этом она использовала музыкально-слуховые представления, одновременно совершенствуя и расширяя общую и музыкальную эрудицию своих учеников. Важным здесь был и процесс развития навыков слухового самоконтроля и самоанализа. Педагог учила подвергать глубокому анализу содержание и форму каждого музыкального произведения.
К фундаментальным принципам педагогики Е. Ф. Гнесиной следует причислить движение к внешнему от внутреннего, к явлению от сущности, к техническим средствам их воплощения от содержания изучаемых музыкальных произведений. Эти принципы базируются на ее концепции формирования художественного образа как основы изучения музыкального произведения. Ученик для Е. Ф. Гнесиной не был объектом педагогического воздействия. Она всегда рассматривала подопечных в роли полноправных субъектов учебного процесса. Поэтому педагог часто отмечала, что «...воспитывать у человека потребность в музыке гораздо важнее, чем научить его владеть инструментом» [2, с. 54].
Т. С. Розина отмечает, что педагогической системе Е. Гнесиной были присущи такие важные аспекты, как умение всегда оставаться в статусе профессионального авторитета для учеников, не отстраняться от самоиронии, подчеркивать как свои профессиональные достоинства, так и недостатки. Также, использовать как эффективный инструмент в учебном и воспитательном процессе, один из действенных приемов, к которым Е. Ф. Гнесина относила юмор. Он часто применялся педагогом в качестве наказания или порицания своих учеников. Поскольку Е. Ф. Гнесина отличалась оригинальным остроумием, она всегда умела с помощью этого оружия продемонстрировать ученикам допущенные ошибки, способствуя разрешению даже самых сложных ситуаций. Партнерские отношения между Е. Ф. Гнесиной и ее учениками всегда присутствовали на индивидуально-коллективных занятиях. Обязательным правилом педагогической деятельности Е. Ф. Гнесиной было применение индивидуального подхода к ученикам. Это касалось как вопросов формирования репертуара, так и содержания творческого
сотрудничества. Уважительное отношение к учащимся самых разных способностей всегда отличало Е. Ф. Гнесину от остальных педагогов-коллег.
Как вспоминает Л. Булатова, «раскрытие и воспитание таланта, индивидуальный подход и бережное отношение к личности ребенка, открытое конкурсное соревнование и, конечно же, глубокие академические знания и высокопрофессиональное владение своим ремеслом -основы, заложенные создателем школы, выдающимся деятелем отечественной культуры Е. Ф. Гнесиной, сохраняются и сегодня» [3, с. 31].
Развитие способностей студентов к педагогической деятельности было второй важной задачей в работе Е. Ф. Гнесиной. В связи с чем, в 1920-х годах, она систематизировала весь свой накопленный опыт и создала кружок по методике преподавания игры на фортепиано. Он функционировал на факультативных началах, а лекции и практические занятия Елена Фабиановна с большой любовью к профессиональному делу и своим ученикам проводила сама. Роль этого кружка была очень большой, поскольку курс методики преподавания в то время еще отсутствовал в учебном плане. Кроме того, благодаря усилиям Е. Ф. Гнесиной в этом направлении педагогической практики, позже был создан курс методики обучения фортепианной игре с начинающими.
Благодаря своей эрудиции, природному педагогическому дарованию, а также ее умению в проблеме любого уровня сложности отыскать центральные вопросы, Е. Ф. Гнесина смогла точно оценить и озвучить значимость формирования и контроля качества начального обучения. Последнее, как известно, в дореволюционной России являлось одним из слабых звеньев в системе отечественного музыкального образования.
Как следствие закрепления полноценной теоретической работы Е. Ф. Гнесиной стало введение и педагогической практики, в процессе проведения которой студенты могли испытать свои знания и мастерство на педагогическом поприще. Необходимо отметить, что очень многим студентам благодаря стараниям своего педагога удалось «найти себя» в стенах училища. Это помогло им также приобщиться к разным видам педагогической деятельности, которые успешно разрабатывала, популяризировала и совершенствовала Е. Ф. Гнесина.
Ее стараниями также создавались сборники, которые полноценно иллюстрировали ее педагогический метод в игре на фортепиано. Это такие известные работы, как «Первые шаги», «Фортепианная азбука», «Маленькие этюды для начинающих», «Дуэты для маленьких скрипачей», «Музыкальные диктанты», «Миниатюры для фортепиано», «Альбом детских пьес для фортепиано», «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники», «Ладушки», «Перезвон», «Пьески-картинки», «Вариации», Песни на стихи В. Маяковского, «Чудо-дерево» на стихи К. Чуковского и др.
Как известно, Е. Ф. Гнесина любила создавать музыку, которая была бы близка и понятна юному поколению учеников. Она старалась своими композициями развивать фантазию у детей, что в дальнейшем способствовало усовершенствованию так называемой «детской программности» в учебном процессе. Средствами музыкальной изобразительности педагог заставляла работать воображение учащихся, помогала воссоздать картинки, отраженные в названиях ее пьес (вспомним, например, название одного из сборников Е. Ф. Гнесиной - «Пьески-картинки»).
Рассматривая современную ситуацию в музыкальной педагогике России, считаем необходимым отметить, что сектор педагогической практики, например, в училище является настоящей «музыкальной школой», которую создавала именно Е. Ф. Гнесина. Ведущие российские педагоги - бывшие воспитанники школы Е. Ф. Гнесиной - успешно продолжают практику обучения музыкальному искусству уже среди своих учеников. Их задачей является не останавливать те процессы в музыкальной педагогике, которые были заложены талантом и стараниями Елены Фабиановны. Они, как и их известный педагог, прививают своим ученикам благородный вкус, любовь к искусству, а также сознание гражданского долга.
Еще одним вектором, заложенным Е. Ф. Гнесиной, является развитие у своих учеников способности самостоятельно сочинять музыку. Такие занятия в своей педагогической практике продолжают и современные музыкальные педагоги, которые так же как и Е. Ф. Гнесина, стараются заинтересовать детей музыкальной культурой, развивать их творческую фантазию, возрождать и укреплять интеллектуальные способности молодежи.
Литература
1. Гнесина Е. Воспоминания современников / Е. Ф. Гнесина, Изд. 2-е, перераб. и доп. / Ред., сост., коммент. М. Э. Риттих. Подготовка второго изд. В. В. Троппа и И. П. Шеховцовой. М.: Практика, 2003. С. 38.
2. Гнесина Е. Воспоминания современников / Е. Ф. Гнесина, Изд. 2-е, перераб. и доп. / Ред., сост., коммент. М. Э. Риттих. Подготовка второго изд. В.В. Троппа и И.П. Шеховцовой. М.: Практика, 2003. С. 54.
3. Булатова Л. Педагогические принципы Е. Ф. Гнесиной / Л.Б. Булатова. М.: Музыка, 1976. 80 с. С. 31.
4. Антонова М. А., Белоконь И. А. Специфика интерпретации переложения для фортепиано органной хоральной прелюдии // Наука, техника и образование, 2015. № 10 (16). С. 186-188.
5. Белоконь И. А., Овакимян Е. Ю. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия педагога со студентом на практических занятиях. // Вестник науки и образования, 2015. № 8 (10). С. 92-94.
6. Антонова М. А., Печерская А. Б. К вопросу развития самостоятельности студентов на уроках фортепиано // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2015. № 4-4. С. 96-99.
Application of the method of case study in education Nazarova S. Применение метода кейса в обучении Назарова С. Н.
Назарова Сахаяна Николаевна /Nazarova Sakhaiana - студент, кафедра методики преподавания математики, Институт математики и информатики Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: данная статья посвящена применению метода кейса в обучении учащихся. Рассмотрен пример применения данного метода на уроках.
Abstract: this paper focuses on the application of the method of case study in teaching students. The example of application of this method in the classroom.
Ключевые слова: метод кейсов, классификация метода кейсов. Keywords: case study, classification method cases.
В течение многих десятилетий учеников в школах обучали лишь овладению основных знаний, однако сегодня целью современного образования является умение осваивать и использовать новые знания для решения стоящих перед ним проблем. Исходя из этого, современные технологии обучения должны отвечать нескольким требованиям:
1. Создание условий для самостоятельной деятельности учащихся.
2. Мотивирование учащихся к различным видам деятельности.
3. Обеспечение познавательной деятельности в нескольких областях.
4. Работа с разными источниками информации.
Всем этим требованиям отвечает относительно новая технология в России - метод кейсов. Метод кейса или метод анализа ситуаций. Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию [1], усвоение знаний, развитие умений, формирование компетенций это есть результат активной самостоятельной деятельности ученика. Кейс должен иметь: реальная жизненная ситуация, которая заинтересует учащегося и подходящая ему по возрасту, информацию, которая предназначена для анализа, и задание, развивающее определенные навыки у учащегося. Название метода происходит от английского case - случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.
Итак, рассмотрим основные цели и особенности данной технологии:
Такой метод призывает учащихся к самостоятельной познавательной, активной деятельности, приобретать навыки анализировать сложные ситуации, а также планировать свою деятельность и их осуществления, умение слушать остальных.