УДК 378
Д. Г. Родионова
доцент кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств РАМ им. Гнесиных E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВУЗ КАК МЕНЕДЖЕР ТВОРЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ: НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
Рассматриваются актуальные проблемы планирования, проведения музыкальных мероприятий, творческих проектов организованных музыкальным вузом как в России, так и за рубежом. Музыкальные вузы, используя мастерство педагогического состава и талантливых студентов, всегда выступали в качестве эффективных менеджеров. Они позиционировали и представляли в социуме своих выдающихся композиторов и исполнителей, которые в свою очередь демонстрировали образцы высокого исполнительского мастерства, создания и проведения конкурсов, фестивалей, концертов и многих других мероприятий. Для примеров в статье представлены проведенные творческие проекты Российской академии музыки им. Гнесиных.
Ключевые слова: духовная культура, музыкальный менеджмент, Российская академия музыки им. Гнесиных, вуз, творческое мероприятие, концерт
Для цитирования: Родионова, Д. Г. Музыкальный вуз как менеджер творческих мероприятий: на материале творческой деятельности Российской академии музыки имени Гнесиных /Д. Г. Родионова // Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 3 (55). - С. 120-127.
Высшие музыкальные учебные заведения на протяжении всего периода своего существования играли огромную роль в развитии музыкального искусства и духовной культуры России. Они всегда занимались не только профессиональной подготовкой молодых музыкантов, но и брали на себя менеджерские функции, планируя, организовывая и осуществляя проведение многочисленных концертов, творческих проектов, конкурсов и фестивалей по всему миру. Используя все свои возможности, подключая к проведению мероприятий своих педагогов и талантливых студентов, они представляли, транслировали повсеместно высокие образцы профессионализма, оказывая огромное социально-культурное, психолого-педагогическое воздействие на зрительскую аудиторию, массовую культуру, просвещая и изменяя вкусы, предпочтения, интересы отдельных людей.
В истории функционирования высших музыкальных учебных заведений существует
огромное количество примеров, подтверждающих наличие менеджерской деятельности, организованной музыкальными вузами и их выдающимися представителями, руководителями консерваторий, академий, институтов, среди которых первый ректор Петербургской консерватории А. Г. Рубинштейн, его брат, первый ректор Московской консерватории Н. Г. Рубинштейн, первый руководитель музыкального комплекса (училище, школа, вуз) Ел. Ф. Гнесина и многие другие музыканты и их последователи. Так, например, занимаясь активной концертной деятельность вне вуза, А. Г. Рубинштейн самостоятельно давал «Исторические концерты», которые продолжались не менее тре-четырех часов и стали уникальным явлением, своеобразной традицией, одним из самых значимых творческих проектов дореволюционной России и Европы. Он, как и Ф. Лист, покорял слушателей своей мощью и грандиозностью, невероятным изяществом и
120
мастерством. Его рояль был неповторим. Наследуя волевое напряжение, мощь, романтический пафос исполнения, столь свойственные Ф. Листу, А. Г. Рубинштейн внес в исполнение «свои идеи, взгляды, вкусы, привычки и даже просто душевную расположенность», что было свойственно русскому пианизму [1, с. 335].
Будучи ректором Петербургской консерватории, он являлся инициатором и «Цикла лекций» по истории клавирной музыки, кото -рую иллюстрировал, играя сам на фортепиано и комментируя произведения, подключая к этой деятельности и других педагогов. Лекции носили публичный характер, оказывали огромное воздействие на окружающих, расширяли границы познания о музыке. Они давали уникальную возможность раскрыть для всех более детально и подробно смысл произведений, их духовную сущность и ценностное содержание, показать оригинальные особенности творческой деятельности того или иного композитора, исполнителя. Своей творческой просветительской деятельностью А. Г. Рубинштейн показывал другим педагогам пример служения музыке, ее продвижения, а также подготовки будущих профессиональных музыкантов. Его коллегами по консерватории, соратниками и последователями были Т. Лешетицкий (пианист), Г. О. Венявский и Л. С. Ауэр (скрипачи), Н. И. Заремба (музыковед), К. Ю. Давыдов (виолончелист), Н. А. Римский-Корсаков (композитор), Э. Каваллини (кларнетист). Все они, будучи педагогами консерватории, сыграли огромную роль в развитии и продвижении музыкальной культуры России, выступали в различных мероприятиях, вели масштабную концертную деятельность, показывая исполнительские образцы совершенства, многие их выпускники становились педагогами и добились огромных успехов в композиторской или исполнительской деятельности. Передавая свое исполнительское мастерство начинающим исполнителям, педагоги прекрасно понимали основное назначение консерватории в деле подготовки музыкантов и просвещения общества, повышения уровня его духовной
культуры. Они осуществляли просветительскую деятельность по всему миру, участвуя в многочисленных концертах, создавая свои мероприятия, реализовывая творческие проекты как в России, так и за рубежом.
Эти творческие проекты, как правило, носили часто благотворительный характер. Благотворительность во все времена была отличительной чертой духовно-нравственной культуры народа. Вспомним русских меценатов, материальную поддержку ИРМО многих талантливых музыкантов, которая осуществлялась целенаправленно под руководством августейших представителей царской династии, опыт выдающихся музыкантов прошлого, средства от выступлений которых шли в различные фонды помощи ветеранам войны, детям-сиротам, инвалидам и т. п. Но какие бы формы благотворительности мы не взяли, всегда в ее основе были духовно-нравственные мотивы помощи, поддержки, человеколюбия.
Примером организации, осуществляющей социальные международные творческие проекты, ведущей просветительскую, часто благотворительную деятельность, является и Российская академия музыки им. Гнесиных. Наряду с Московской консерваторией и другими высшими учебными музыкальными заведениями, академия занимается планированием и организацией концертов, творческих мероприятий, продвигает и демонстрирует исполнительское мастерство своих педагогов и студентов.
РАМ им. Гнесиных имеет непростую историю становления. В 1895 г. сестры пианистки Елена и Мария Гнесины открыли Музыкальное училище для детей и взрослых. Особое внимание уделялось именно работе с детьми младшего возраста, чему ранее не придавали большого значения.
На организацию училища и его музыкальную деятельность сильно повлияла социальная и творческая атмосфера Серебряного века - периода высокой духовности, широкого просветительства, истинного профессионализма, творческого поиска, благотворительности и меценатства, стремления передовой рус-
121
ской интеллигенции отдавать свое искусство, мастерство широкой общественности.
Особое значение имела творческая, менеджерская деятельность Елены Фабиановны Гнесиной, которая руководила этим уникальным учебным заведением свыше 70 лет и показала себя не только выдающимся исполнителем, но и руководителем-организатором, настоящим музыкальным менеджером. Высшей целью обучения музыканта для нее было раскрыть внутренний мир личности своего ученика через постижение им музыки. По мнению А. А. Игламовой, в системе музыкального образования Ел. Ф. Гнесиной «... главенствовала идея процветания отечественной культуры на основе ее прочных корней и традиций. Высшей целью всего этого служило искусство Музыки. И в своем стремлении соединить музыку и человеческую душу в единое, путем максимального раскрытия всех сторон музыкального образования, исполнительства и просвещения, Ел. Ф. Гнесина была неповторима» [4, с. 148].
Ел. Ф. Гнесина и вся ее семья унаследовала высокую духовную культуру, просветительские идеи конца Х1Х - начала ХХ в., наполненные бесконечными творческими поисками, организовывала и проводила многочисленные концерты в пользу детей, студентов, различного рода фондов малоимущих, формировала высокий патриотизм, чувствуя свою ответственность за судьбу России, за развитие музыкального искусства.
В 1919 г. свое музыкальное училище семья Гнесиных подарила государству и смогла сохранить в сложные годы идеологических трансформаций, преобразований, перестроек сложившиеся традиции, которые и сегодня составляют основу профессиональной подготовки будущих музыкантов, их позиционирования и продвижения в социуме. И какой бы исторический период мы ни рассматривали, всегда учебные заведения, возглавляемые Ел. Ф. Гнесиной, решали социально значимые задачи, используя музыку как средство развития духовной культуры России, патриотизма и гражданской ответственности.
Так, например, училище им. Гнесиных было единственным музыкальным учебным заведением, которое не прекращало работать и в годы Великой Отечественной войны. И несмотря на трудности военных лет, Ел. Ф. Гне-сина и ее коллеги не прекращали музыкально-организаторскую деятельность. Имеются многочисленные данные о той колоссальной работе, которую делали педагоги и учащиеся-гнесинцы во время войны, например, только число концертов для армии составило более тысячи [3, с. 10].
Наибольшее количество концертов дано выдающейся пианисткой-педагогом М. В. Юдиной, работавшей в ГМПИ в 1944-1963 гг. «Вся жизнь Марии Вениаминовны Юдиной, посвященная красоте, и была таким стремлением к высшим и действенным ценностям красоты и прорывом в другой мир. Именно так она понимала искусство, братья и сестры, как совершающее этот прорыв в другую, высшую реальность» [2, с. 222].
Из обучающихся в Гнесинском училище в годы Великой Отечественной войны были сформированы две концертные бригады. Они выступали на фронтах, в военных госпиталях, помогая ухаживать за ранеными, шили одежду для фронта, рукавицы, работали на лесоповалах в Мытищах и Софрино и т. д., часто оказывали помощь детским домам, детям-сиротам. Так, в письме воспитанников московского детского дома № 21 от 19 января 1944 г., отправленном на имя Ел. Ф. Гнесиной, написано: «Дорогая Елена Фабиановна! Мы, воспитанники детского дома № 21, благодарим Вас за заботу о нас. Наш детский дом открылся 22 июля 1943 года. В детском доме 125 воспитанников. Некоторые из нас не имеют матерей и отцов, большинство же не имеют матерей, а отцы находятся в Красной Армии. В детском доме нам живется хорошо. Мы здоровы, сыты, обуты, одеты и живем в хороших, чистых, светлых комнатах. В течение всего года мы чувствовали Вашу заботу о нас. Елена Васильевна Давыдова часто посещала наш детский дом и обучала нас пению, пятеро на-
122
ших воспитанников посещали Вашу школу, где обучались музыке, мы посещали Ваши музыкальные утренники, мы получили от Вас подарки, и многое другое Вы сделали для нас. За все это мы глубоко благодарим вас, дорогая Елена Фабиановна, и желаем Вам здоровья на многие-многие годы. Воспитанники детского дома» [3, с. 150].
В музее-квартире Ел. Ф. Гнесиной, в книге отзывов есть запись писателя В. А. Солоухина, русского патриота, в советские годы боровшегося за сохранение культурного и религиозного наследия России, которая гласит: «Без Гнесиных нельзя представить себе ни Москвы, ни отечественной культуры, ни самой России» [4, с. 1].
В 1944 г. возобновилось строительство, и постановлением Совнаркома СССР был открыт Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных - первый в стране музыкальный вуз педагогической направленности. Идею создания именно музыкально-педагогического института вынашивала Ел. Ф. Гнесина, понимая, что подрастающему поколению, во имя которого она жила и трудилась, необходимы не просто грамотные исполнители, но профессиональные музыканты-педагоги. С этой целью она приглашала выдающихся педагогов, среди которых был и Г. Г. Нейгауз. Основу его методики составляло осмысление внутреннего мира творения, понимание тех мыслей и чувств, которые были заложены в музыкальном произведении их создателем. В институте с огромным успехом работали педагоги-мастера, среди которых Т. Д. Гутман, А. И. Хачатурян, Л. Е. Брумберг, Т. А. Докшицер, чьи педагогические и творческие достижения получили мировую славу и известность.
В Гнесинском музыкальном комплексе постоянно открывались новые специальности, отвечающие современным социальным запросам. Впервые в стране были открыты: факультет народных инструментов (1948), отделения артистов музыкальной комедии (1961), дирижеров народного хора (1966), музыкального
123
искусства эстрады (1973 - в училище, 1984 -в вузе), сольного народного пения (1978), зву-корежиссуры (1987) и др. Музыкально-педагогический институт расширялся, включая всё новые и новые специальности, и в 1992 г. был преобразован в Российскую академию музыки им. Гнесиных. Несмотря на изменившееся название, вуз не потерял свой музыкально-педагогический статус, продолжал открывать новые направления профессиональной подготовки. Так в 2000-е гг. был открыт целый ряд прикладных музыкальных специальностей: музыкальный менеджмент, продюсирование, музыкальная педагогика, музыкальная журналистика, этномузыкология. Этот процесс продолжается и ныне. РАМ им. Гнесиных - единственный музыкальный вуз, где обучаются по всем музыкальным специальностям, существующим на сегодняшний день в сфере музыкального искусства.
Академия свято хранит традиции, заложенные семьей Гнесиных. Она опирается на опыт обучения музыкантов прошлых поколений в России и формирует у студентов профессиональные исполнительские умения, приобщает их к высшим ценностям культуры, нравственным и эстетическим представлениям о прекрасном, формирует их вкусы, идеалы, предъявляя к своим выпускникам те требования, общекультурные и профессиональные компетенции, заложенные в соответствующих Государственных образовательных стандартах. И сегодня, как и в прошлые годы, академия опирается на принцип ранней профориентации, которая теснейшим образом связана с активным привлечением детей к занятиям музыкой.
Начиная с 1962 г. и по сей день РАМ им. Гнесиных является методическим центром музыкального образования, основная задача которого - сохранение и развитие уникальной системы музыкального образования «Школа -училище - вуз», систематически оказывает методическую и консультативную помощь учебным заведениям, создает необходимые условия для дальнейшего развития музыкаль-
ного искусства, его трансляции посредством многочисленных мероприятий, ежегодно проводимых как в России, так и за рубежом. Академия выполняет социальный заказ, способствует сохранению культурной идентичности страны, развитию ее богатейшей духовной культуры посредством реализации не только образовательных, но и просветительских, управленческих, организаторских функций.
В «Основах государственной культурной политики» отмечено: «Государственная культурная политика призвана создать условия для сохранения высокого качества художественного образования... Способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке и других видах искусства должна стать для молодого поколения нормой, образом жизни» [5, с. 1]. С этой целью академия проводит различного рода мероприятия в России и за рубежом, привлекая выдающихся музыкантов-педагогов академии и талантливых студентов, получая за свою работу различные звания, дипломы, грамоты, благодарности.
За 74 года существования РАМ им. Гне -синых (включая ее прежнее название) было выпущено более 15 тысяч музыкантов (в 2018 г. состоялся 70-й юбилейный выпуск). Сочетание высоких традиций, идущих от XIX в., и самого современного уровня профессиональной подготовки способствовало появлению огромного количества выдающихся всемирно известных музыкантов и лауреатов. Выпускники академии работают в самых разных точках России и по всему миру, многие стали ведущими солистами оперных театров, руководителями коллективов. Среди них Е. Светланов, В. Федосеев, Б. А. Чайковский, А. А. Бабаджанян Д. Тухманов, М. Тариверди-ев, В. Н. Левко, Е. И. Кисин, Т. Докшицер, З. Долуханова, Л. Зыкина, А. И. Стрельченко, И. Кобзон, К. Иванов, Н. Некрасов, Ю. Казаков, Е. Кисин А. А. Эйзен, Г. И. Рождественский. Некоторые из них были в разное время педагогами института (академии), имена всех невозможно перечислить.
Преподаватели, выпускники и студенты РАМ им. Гнесиных создают свои творческие коллективы и участвуют в более чем 350 мероприятиях ежегодно. Среди них Оперный театр-студия им. Ю. А. Сперанского, Академический хор дневного (заочного) отделения РАМ им. Гнесиных, Симфонический оркестр РАМ им. Гнесиных, Камерный оркестр академии им. Гнесиных, Концертный русский оркестр академии им. Гнесиных, Духовой оркестр РАМ им. Гнесиных, ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro», Оркестр баянов и аккордеонов «Ad libitum», Народный хор РАМ им. Гнесиных, ансамбль народного пения «Золотица», ансамбль гусляров «Купина», Фольклорный ансамбль РАМ им. Гнесиных, ансамбль «Московская мандолина», джаз-оркестр «Академик-бэнд» и др. Из выпускников и студентов состоит и оркестр русских народных инструментов «Душа России» -молодежный коллектив, который способен воплощать в жизнь различные творческие идеи и проекты, решать различной сложности профессиональные задачи. Оркестр ведет успешную концертную деятельность с 1952 г., сейчас им руководит доцент В. М. Шкуров-ский, лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей в России, Египте, Финляндии, Северной Корее, Молдове и др. Оркестр является активным участником музыкальных абонементов для взрослых и детей: «Москва встречает друзей» Международного благотворительного фонда В. Спивакова, «Встреча с будущим» национального театра «Золотое кольцо», «Созвездие мастеров», «Музыкальные Феи рассказывают», «Офицеры России» (Крокус Сити Холл) и др.
Внутри академии и за ее пределами реализуются многие творческие проекты, конкурсы и фестивали. Так, например, 21 марта 2017 г. состоялось творческое соревнование молодых исполнителей на народных инструментах, которое получило название: «Музыкальные баталии в Гнесинке». Это мероприятие проходило в рамках общероссийской акции «Балалайка - душа России». Цель этих мероприятий -
124
возродить социальный интерес к русским народным инструментам, выявить наиболее талантливых музыкантов. Музыкальное соревнование вызвало огромный интерес. Оценивали выступления молодых музыкантов три состава жюри: 1) педагоги академии; 2) независимые от академии выдающиеся музыканты, исполнители, владеющие народными инструментами; 3) зрительный зал, посетители конкурса-соревнования. Голосование осуществлялось карточками, велась прямая трансляция в Интернете, на УоиТиЬе. Победителями стали: уральская группа «Изумруд» (Екатеринбург), которой отдало предпочтение жюри из педагогов РАМ им. Гнесиных; народно-академический ансамбль «Русская рапсодия» (Москва) - отмечен вторым составом жюри, независимыми музыкантами-исполнителями; зрительный зал покорил ансамбль «Квинтет Четырех» (Санкт-Петербург). Все коллективы-лауреаты показали свои уникальные программы, выдающееся мастерство, оригинальные творческие поиски и новые решения в сочетании различных жанров и стилей.
Данное мероприятие показало возрастающее мастерство молодых музыкантов, их стремление к совершенству на основе глубо -ких знаний в области музыкального искусства.
Мероприятия, подготовленные академией, объединяют усилия многих факультетов и кафедр, всегда отражают жизнь общества. Таким примером может служить концерт-семинар, посвященный 73-й годовщине Великой Победы - «С чего начинается Родина». Его автор-организатор кандидат искусствоведения, старший преподаватель РАМ им. Гнесиных Я. В. Глушаков. В программе концерта были лучшие песни из репертуара Марка Бернеса, которые своим глубоким содержанием объединяли не только присутствующих в зале людей старшего поколения, но и молодых исполнителей.
РАМ им. Гнесиных активно участвует и в реализации проектов, связанных с церковно-певческим искусством. Осуществляя профессиональную подготовку регентов, певчих цер-
ковных хоров для действующих и строящихся церквей России, академия отправляет на практику в храмы студентов, которые учатся у опытных наставников, вместе с хоровыми коллективами церквей участвуют в богослужениях, различных хоровых конкурсах, ведут концертную деятельность, исполняя духовные произведения.
Но менеджерская деятельность академии не ограничивается творческими проектами, осуществляемыми в России, она всё чаще выходит за ее пределы. Число международных контактов увеличивается с каждым годом. Благодаря этому многие педагоги и студенты демонстрируют свое исполнительское и педагогическое мастерство, выступают с сольными проектами, дают мастер-классы, читают лекции. Так, в рамках соглашений о сотрудничестве активно функционируют постоянные международные проекты. Среди ежегодных следует отметить сотрудничество РАМ им. Гнесиных с Высшей школой Каталонии (Е8МиС). С 2011 г. была создана Международная летняя творческая школа, в работе которой принимают участие музыканты разных специальностей, выступающие совместно с концертами, оперными постановками, открытыми уроками, мастер-классами. Через эту школу прошло большое количество студентов из Москвы и Барселоны.
Состоялись творчески встречи с музыкантами-исполнителями Б8МИС: Рафаэлем Са-линасом (фортепиано), Рафаэлем Каньисаре-сом (гитара-фламенко), Дани Пересом (джазовая гитара), Жорди Камелем (фортепиано), Начо Гасконом (саксофон), Екатериной Зайцевой (гитара), Сусаной Эхеей (музыкальная режиссура).
В результате взаимодействия было проведено три круглых стола: «Артикуляция в произведениях испанских композиторов» (Екатерина Зайцева, гитара), «Проблемы интерпретации в современном музыкально-исполнительском искусстве» (Юрий Богданов и Жорди Ка-мель, фортепиано), «Болонская система в музыкальных вузах Европы» (Рафаэль Салинас); три
125
совместных концерта в Москве: в РАМ им. Гнесиных - в программе классическая инструментальная музыка для трио, фортепиано-соло, скрипки-соло; в музее Н. С. Голованова -сцены и арии из оперы Ж. Бизе «Кармен»; в посольстве Испании в Москве (прием-концерт) - в программе испанская и русская музыка; шесть концертов в Испании: в Малом зале ESMUC - «Открытие академии»; в Концертном зале Circol Malda - концерт гитарной и русской народной музыки; в концертном зале Casal de la font den Fargues - концерт камерной и гитарной музыки; в клубе оперного сообщества Circulo del Liceo - гала-концерт; в оперном театре г. Терраса - сцены и арии из оперы Ж. Бизе «Кармен». Данный проект подтвердил свою актуальность и значение для развития музыкального искусства России и Испании.
В настоящее время осуществляется реализация и многих других творческих проектов с вузами других стран, среди которых Департаментская консерватория музыки и театра (г. Канны, Франция), Университет Македонии (г. Салоники, Греция) и др.
Менеджерская деятельность музыкальных вузов на примере РАМ им. Гнесиных подтверждает, что названный тип учреждений располагает огромными возможностями не только в области профессиональной подготовки музыкантов, но и в сфере организации и проведения различных творческих проектов, позиционирования и продвижения талантливых педагогов и студентов, а следовательно, и повышения авторитета своего вуза, демонстрации его творческого потенциала как в России, так и за рубежом.
1. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая / Б. Б. В. Асафьев. - Ленинград, 1971. - 376 с.
2. Беседы с Альфредом Шнитке : сб. материалов / сост.: А. В. Ивашкин. - Москва : Классика-XXI, 2015. -320 с.
3. Гнесинский дом: летопись военных лет. Посвящается 65-летию Великой Отечественной войне 19411945 гг. : сб. материалов / РАМ им. Гнесиных; сост.: В. В. Тропп, Е. Г. Артемова, И. Б. Баранников. - Мо -сква, 2010. - 160 с.
4. Игламова, А. А. «Гнесинское гнездо» как фундамент музыкальной культуры России / А. А. Игламова // Фортепианная школа Елены Гнесиной в ХХ1 веке : сб. науч. тр. РАМ им. Гнесиных. - Москва, 2009. -164 с.
5. Основы государственной культурной политики (Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kremlin.ru/events/councils/21027.
Получено 12.09.2018
D. Rodionova
Associate Professor of the Department of production and management of performing arts of Gnesin Russian Academy of music
MUSIC COLLEGE AS A MANAGER OF CREATIVE EVENTS: ON THE MATERIAL OF THE GNESINS RUSSIAN ACADEMY OF MUSIC
CREATIVE ACTIVITY
Abstract. The article discusses the current issues of planning, holding musical events, creative projects organized by the Music High school both in Russia and abroad. Music High schools, using the skills of the teaching staff and talented students, always, throughout its history acted as effective managers. They positioned and represented in society their outstanding composers and performers, who, in turn, demonstrated samples of high performing
126
skills, the organization and conduct of competitions, festivals, concerts and many other events. As examples, the article presents the creative projects of the Gnessin Russian Academy of Music.
Keywords: spiritual culture, music management, Gnessin Russian Academy of music, organization, management, creative event, concert
For citing: Rodionova D. 2018. Music college as a manager of creative events: on the material of the Gnesins Russian Academy of Music creative activity. Culture and Arts Herald. No 3 (55) : 120-127.
References
1. Asafyev B. 1971. Muzykal'naya forma kak protsess. Knigi pervaya i vtoraya [Musical form as process. First and second books]. Leningrad. 376 p.
2. Besedy s Al'fredom Shnitke [Conversations with Alfred Schnittke]. 2015. Comp. by A. Shishkin. Moscow : Klassika-XXI. 320 p.
3. Gnesinskiy dom: letopis' voyennykh let: 65-letiyu Velikoy Otechestvennoy voyne 1941-1945 gg. posvyashcha-etsya [Gnesinsky house: chronicle of military years: to the 65 anniversary the Great Patriotic War of 1941-1945 it is devoted]. 2010. Comp. by Tropp V., Artemova E., Barannikov I. 164 p.
4. Iglamova A. "Gnesinsky nest" as base of musical culture of Russia.
5. Fortepiannaya shkola Eleny Gnesinoy v XXI veke [Piano school of Elena Gnesina in the XXI century].
6. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kul'turnoy politiki (Ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabrya 2014 g. № 808) [ On confirmation of State cultural policy grounds (RF President Order No 808 dated December 24, 2014)] [Electronic resource]. Available from : http://www.kremlin.ru/events/councils/21027.
Получено 12.09.2018
Уважаемые читатели и авторы!
Научный журнал «Вестник культуры и искусств» представлен в открытом доступе
в научных электронных библиотеках eLIBRARY.ru
«КиберЛенинка»
127