УДК 37:001. 12/.18
Попова Роза Эрдынеевна Pоpоvа Roza Erdyneyevna
Эрдынеева Клавдия Гамбожаповна
Erdyneyеvа Klavdia Gambozhapovna
ВЛИЯНИЕ ЛАТЕРАЛЬНОГО ФЕНОТИПА СТУДЕНТОВ НА СПЕЦИФИКУ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ
НАГРУЗКАМ
THE INFLUENCE OF STUDENTS LATERAL PHENOTYPE ON SPECIFICITY OF ADAPTATION TO TEACHING LOAD AND PHYSICAL LOAD
Статья представляет презентацию идеи о роли функциональной асимметрии мозга в механизмах психофизиологической адаптации. Авторами рассмотрены особенности влияния латеральной организации головного мозга на адаптивные возможности личности. Дан анализ результатов экспериментального исследования специфики адаптации к формированию двигательных навыков студентов факультета физической культуры, спортсменов-волейболистов, в частности. Предпринята попытка выявить влияние индивидуального профиля латерального типа на адаптацию студентов к учебным и физическим нагрузкам
The article represents an idea of functional asymmetry of brain in psychophysiological adaptation mechanisms. The authors consider peculiarities of lateral brain organization influence on adaptive abilities of a person. There is a pilot study analysis of specificity of adaptation to physical training faculty students motor skills formation, especially, among volleyball players. There is an attempt to identify the influence of an individual description of lateral type on students adaptation to studying and physical activity
Ключевые слова: латеральный фенотип, адаптация Key words: lateral phenotype, psychophysiological adapta-психофизиологическая, функциональная асимметрия, tion, functional asymmetry, studying activity учебная деятельность
Организм человека обладает универсальным системным свойством не только приспосабливаться, но и целенаправленно воздействовать на окружающую среду в соответствии с намеченной целью, которая закодирована в нервной системе в виде «модели потребного будущего». В связи с чем зна-
чимость проблемы изучения латерального фенотипа личности позволяет обратиться к фундаментальным исследованиям феномена психофизиологической адаптации в контексте личностнопрофессионального развития субъекта учения.
Эффективность учебной деятельности студента, модельные характеристики и специ-
фические профессионально значимые качества детерминированы как врожденными, так и приобретенными морфофункциональными особенностями. К генофенотипически обусловленному фактору относится функциональная асимметрия - специфическое распределение функций между правым и левым полушариями мозга.
Согласно эволюционной теории асим-метризации организмов В.А. Геодакяна (2005), функциональная асимметрия головного мозга создает уникальные возможности адаптации живых систем и, в первую очередь, к формированию условных рефлексов, памяти, которые обеспечивают научение, поэтому возникшая латерализация у низших организмов достигает наивысшего развития у человека.
Как известно, особенности латеральной организации головного мозга определяют индивидуальную адаптацию к учебным и физическим нагрузкам. По мнению большинства ученых, традиционная система обучения апеллирует больше к памяти, чем к мыслительным процессам, не учитывает особенности психики, связанные с возрастом и половым диморфизмом, детерминирующими индивидуальный тип функциональной асимметрии мозга. Однако в рассматриваемых научных изысканиях не представлены особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры, спортсменов-волейболистов, в частности.
Думается, что гармоничное обучение возможно только при взаимодополняющей активности полушарий мозга. Успешность приспособительных реакций в процессе обучения, в том числе двигательным навыкам, обеспечивается преимущественной работой правого или левого полушария на разных стадиях интегрально-психической деятельности.
Оба полушария способны конкретизировать, различать и анализировать информацию, но это не простое дублирование, так как каждое полушарие по-разному перерабатывает информацию. «Левополушарные» формальнологические компоненты мышления так органи-
зуют любой знаковый материал, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст. Стратегия «правополушарного» компонента мышления - формирование многозначного контекста, что делает ее важнейшим участником творческого процесса.
Согласно представлениям В.П. Леутина и Е.И. Николаевой (1987), учение о функциональной асимметрии головного мозга дополняет периферическую теорию стресса и общего адаптационного синдрома Г. Селье механизмами адаптации высших когнитивных функций: памяти, мышления, эмоций. Однако концепция стресса Г. Селье и учение о функциональной асимметрии мозга не объясняют переключающий механизм перехода стрессор-ной реакции как необходимого компонента поведения в дистресс, вызывающий нарушения психо-социальной адаптации. В.В. Аршавский и В.С. Ротенберг (1984) предлагают принцип поисковой активности, под которой понимается любая форма активного поведения, направленная на поиск путей изменения неудовлетворяющей субъекта ситуации или на изменения самого субъекта, его отношения к данной ситуации. Таким образом, наличие или отсутствие поисковой активности в структуре функциональной системы поведения, а не уровень стресса, определяет стрессоустойчивость человека.
Целью нашего исследования является изучение влияния индивидуального типа функциональной асимметрии на специфику формирования психофизиологической адаптации к физическим и учебным нагрузкам студентов факультета физической культуры.
Результаты экспериментального исследования распределения индивидуального
профиля функциональной асимметрии (ИПФА) среди студентов факультета физической культуры показали преобладание амбидекстров, которые составляют 53 %, а среди студентов других факультетов - левополушарных, равный 76 %. Следовательно, характер формирования двигательных навыков смещает тип асимметрии к амбидекстральности.
Особенности распределения ИПФА среди студентов-волейболистов показали, что среди профессионалов преобладают амбидек-стры (50 %) и левополушарные (33 %) фенотипы, среди любителей - правополушарные (67 %), что соответствует данным Е.Б. Сологуб о смещении латерального типа к левополушарности с ростом мастерства. У каждого второго спортсмена-профессионала наблюдается перекрестная моторная асимметрия, что определяет стратегию адаптивного поведения в экстремальной ситуации.
Оценка уровня адаптации к учебным нагрузкам по уровню поисковой активности с использованием теста решения экстраполяционных задач свидетельствует о том, что в процессе обучения двигательным навыкам левополушарные в 79 % используют случайный алгоритм, определяющий высокий уровень поисковой активности в структуре функциональной системы поведения. Амбидекстры решают экстраполяционные задачи с второго-третьего предъявления с использованием случайного алгоритма поиска, правополушарные - только с четвертого - пятого предъявления, используя, в основном, стереотипный алгоритм.
Результаты оценки приспособительных способностей к физическим нагрузкам по величине адаптационного потенциала сердечнососудистой системы (Р.М. Баевский, 1984) показали, что у волейболистов наблюдаются удовлетворительные показатели адаптации
1. Геодакян В.А. Эволюционные теории асимметризации организмов, мозга и тела / В.А. Геодакян // Успехи физиологических наук. - 2005. - № 1. - С. 24-53.
2. Ротенберг В.С. Поисковая активность и адаптация / В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский. -
системы кровообращения.
Экспериментальные исследования позволили сделать следующие выводы:
1) под влиянием специфики учебного процесса и тренировочных воздействий у студентов факультета физической культуры формируется амбидекстральный латеральный фенотип в сравнении с левополушарными студентами других факультетов;
2) с ростом мастерства студентов-волейболистов повышается уровень психофизиологической адаптации студентов:
а) индивидуальный латеральный фенотип волейболистов-профессионалов в сравнении с волейболистами-любителями смещается к амбидекстральности и левополушарности с перекрестной моторной асимметрией;
б) повышается уровень и диапазон поисковой активности, обуславливающий успешность решения экстраполяционных задач, в структуре функциональной системы адаптивного поведения «левополушарных» и амби-декстральных фенотипов;
3) рост активности энергообеспечивающей сердечно-сосудистой системы левополушарных и амбидекстральных фенотипов в процессе формирования специфического двигательного стереотипа повышает уровень физиологической адаптации спортсменов независимо от уровня мастерства.
Работа выполнена по заказу Министерства образования (по госбюджетной теме ГБ 1.1.06).
______________________________Литература
М.: Наука, 1984. - 98 с.
3. Леутин В.П. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. - Новосибирск: Наука, 1988. - 193 с.
Коротко об авторах___________________________________
Попова Р.Э., старший преподаватель, Читинский государственный университет(ЧитГУ) служ. тел. 32-30-97
Научные интересы: психофизиологические проблемы адаптации личности
Эрдынеева К.Г., д-р пед. н., профессор, зав. кафедрой психологии, Читинский государственный университет (ЧитГУ)
служ. тел. 32-45-82
Научные интересы: системные исследования экологической целесообразности саногенного развития личности: концепция Запада и учения Востока
______________________________________Briefly about authors
Popova R.E., Lecturer, Chita State University (ChSU)
Scientific interests: psychophysiological problems of personal adaptation
Erdyneyeva K.G., Dr.Sc. (Pedagogics), Full Professor, Head of Psychology Department, Chita State University (ChSU)
Scientific interests: system research of ecological expediency of sanogenic personal development: conception of the West and doctrines of the East