Научная статья на тему 'Влияние крыла на подъемную силу кормовой части фюзеляжа'

Влияние крыла на подъемную силу кормовой части фюзеляжа Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
313
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Голубкина О. А.

На основе линейной теории рассматривается сверхзвуковое обтекание фюзеляжа в области за задней кромкой крыла. Использованы известные результаты об интерференции фюзеляжа с крылом бесконечной по потоку протяженности. Крыло с конечного размера хордой получено из последнего путем замены части несущей поверхности вихревой пеленой. Индуцируемые ею нормальные скорости на поверхности фюзеляжа компенсируются соответствующим распределением мультиполей по его оси. Изучено влияние скоса и градиента скоса потока на подъемную силу кормовой части фюзеляжа. Изложен достаточно простой метод вычисления и приведены иллюстрирующие его результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние крыла на подъемную силу кормовой части фюзеляжа»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И

Т о м XII

198 1

№ 4

УДК 629.735.33.015.3 : 533.695

ВЛИЯНИЕ КРЫЛА НА ПОДЪЕМНУЮ СИЛУ КОРМОВОЙ ЧАСТИ ФЮЗЕЛЯЖА

О. А. Голубкина

На основе линейной теории рассматривается сверхзвуковое обтекание фюзеляжа в области за задней кромкой крыла. Использованы известные результаты об интерференции фюзеляжа с крылом бесконечной по потоку протяженности. Крыло с конечного размера хордой получено из последнего путем замены части несущей поверхности вихревой пеленой. Индуцируемые ею нормальные скорости на поверхности фюзеляжа компенсируются соответствующим распределением мультиполей по его оси. Изучено влияние скоса и градиента скоса потока на подъемную силу кормовой части фюзеляжа. Изложен достаточно простой метод вычисления и приведены иллюстрирующие его результаты.

Существуют аналитические методы расчета интерференции крыла с фюзеляжем для некоторых конкретных конфигураций при сверхзвуковых скоростях в рамках линейной теории [1]. Однако сложность теоретических формул и ограниченность методов заставили обратиться к численным методам решения проблемы. С помощью метода конечных элементов удалось решить ряд.задач, представляющих практический и теоретический интерес, например,

[2]. Тем не менее получение аналитических решений уравнений, описывающих течение около комбинации крыло — фюзеляж, представляет интерес и, в частности, необходимо для оценки точности численных методов и получения качественных выводов. В работе

[3] путем специального подбора распределения мультиполей и формы внутрифюзеляжной части крыла удалось получить распределение давления методом итераций.

В данной работе теоретически изучено поле течения вблизи задней кромки крыла, сопряженного с цилиндрическим фюзеляжем. Сделан качественный вывод о влиянии скоса и градиента скоса потока на распределение давления по фюзеляжу.

1. Рассмотрим сверхзвуковое обтекание конфигурации крыла и цилиндрической формы фюзеляжа в области за задней кромкой крыла, применяя линеаризованную теорию. Добавочный потенциал удовлетворяет волновому уравнению:

ср д2 <р д2

дх2 ду2. дг2

где р2 = М2 — 1, с граничными условиями 4^ = 0 на консолях крыла

и -^- = 0 на поверхности фюзеляжа, причем ось х направлена по потоку, плоскость крыла совпадает с координатной плоскостью

У = о,

г2 =у2 + г2.

Известно решение задачи для случая интерференции плоского крыла, бесконечно-протяженного вдоль размаха и вниз по потоку (треугольного или прямого) с цилиндрическим фюзеляжем, ось которого лежит в плоскости крыла. Для прямоугольного крыла решение получено в работе [4], а для треугольного — в работе [3].

/ — поверхность фюзеляжа; 2 —консоли крыла; 3 — огибающая конусов Маха с вершиной на задней кромке; 4 — вихревая пелена

Рис. 1

Чтобы рассмотреть случай крыла с хордой конечного размера, продолжение крыла заменим вихревой пеленой (рис. 1) и методом „сокращения подъемной силы“ добьемся выполнения граничного

условия ^ = 0 в плоскости крыла за задней кромкой. Для этого

из известного решении <рд. для крыла бесконечной протяженности вычтем величину <р1х, где — потенциал накладываемой вихревой пелены:

?1 (*. У> *) = -1- Г\ -==-..-** ---------. (1.1)

пч.-у, к ^ -У*[У'+(г-т

Область интегрирования „2“ ограничена задней кромкой крыла и линией пересечения обратного конуса возмущения плоскостью у=0. Во внутреннюю область фюзеляжа решение для ср продолжаем непрерывно. Представим величину <р1х в виде ряда

?1,=/о(*) + *2/2(*) + *\М*Н------• (1.2)

Тогда из соотношения (1.1) получим:

*-РУ х-№ г (

<Р,= | /о(6)Л+ | + +

о о *- Р ^

+ Г МЬ)Я\±(х-ф+ х 1.2р

*-РУ г 3

(^- ^)3 —(1522-У) +

-УЧУ2 + б2*) + г*1+ j /6 (5) Л J 0

+ (5у2 *2 - у* + 102* + ^)- 15г'у (у2+ г2) + ^

Функции /2Й(1) находятся путем сравнения коэффициентов при членах разложения одного порядка для производных потенциала вихревой пелены у1х и ^ — потенциала бесконечно-протяженного крыла, полученного в работах [2, 3].

2. Введение вихревой пелены нарушает условие непротекания

на поверхности фюзеляжа, так как ^ 0 при г = г0, поэтому

найдем'добавочный потенциал ср2 для выполнения этого условия. Известно [5], что путем распределения вдоль оси цилиндра мульти-полей можно построить любое потенциальное течение вне данного цилиндра. Добавочный потенциал скорости от распределенных непрерывно вдоль оси х мультиполей я-го порядка с началом в точке L0 может быть выражен в виде:

__fif

/ с\ I С Л/i (£) cosn0 + B„(|) sin n0 , Г , x — i] ... /п i\

Ф2, П (•*, Г, 0) =-ny' ' n_V——ch я arch--------\dl (2.1)

r,v 2* J у(x - ?)2 - рг r2 [ pr J 4 '

*-o

Однако, принимая во внимание, что ^ антисимметричен относительно угла 0, отсчитываемого от плоскости крыла, оставим только члены при sin«0, полагая функции Л„(£) = 0. Отметим, что при использовании антисимметричных мультиполей не нарушается условие погашения подъемной силы на вихревой пелене. Вычисляя добавочный потенциал скоростей от мультиполей 1-го и 3-го порядков, получим, полагая £0 = 0:

?2,1 (г, х, 6) = — —1-~ [#! (0) Ух2 - Р2г2 sin 0 +

2тсрг

Х-$Г _____________ 1

+ J в[ (I) sin 0 У{X—I)2 - P2rs ft , (2.2)

о

а также:

х—(Зг

cp2'3=“T$?p(0)(x2_pV2)3,2+ 1 j

- 4“-^Г {Ss(0) + Т ^(0) #} • (2-3)

Функции Вп(1) находятся из условия непротекания:

=0 (24)

. О' ,=г.

3. Используя уравнения (2.1) и (2.4), получим уравнение для Вп в общем случае:

—У — (Т - J^M^L^- chUarch *^Я) Л. (3.1) дг 2к^гдг\1 Vix-W-^r* { fir Jj r=r„ v ;

Совместим начало отсчета х с задней кромкой. Интервал интегрирования по оси х разобьем на два интервала. В пределах первого интервала (0<^д:<рг0) только часть поверхности фюзеляжа, соответствующая — 0о<б<0о и я — 0„<;0<u-f 0О, испытывает влияние вихревой пелены [0o(*O — угловая координата точки пересечения плоскости х = const с линией пересечения поверхности цилиндра плоскостью, проходящей через заднюю кромку крыла и наклоненной под углом Маха к оси Ох, т. е. sin 0о = ^- = ^-, рис. 1] . В пределах второго интервала х>|3г0 вся поверхность фюзеляжа подвержена влиянию вихревой пелены. Разлагая радиальную составляющую скорости dcpJdr на поверхности фюзеляжа в ряд Фурье

со

по синусам dcpt/dr= ^ AmsinmB, получим следующее выражение

т=О

для коэффициентов при х<^$г0:

Ат(х) = -%

j" sin mBdB-\- J sinm0d0-j-

0 ' r.—60

+ J sin mQdQ+ J ^j^sin mBdB

2ii'

(3.2)

а при х > $г0:

тс 2тс

Ат{х) = — Г/—') б1п/га0 с?0 + — Г ^ зттВйд. (3.3)

п J \дг ]ь * ^ \ дг ]н

о о

Для погашения радиальной составляющей скорости на фюзеляже, возникшей от присоединенной вихревой пелены, распределим вдоль его оси мультиполи, начиная от точки/. =— рг0, с тем, чтобы конус Маха, выпущенный из этой точки, проходил через точку сочленения задней кромки крыла и фюзеляжа. Находя коэффициенты разложения Ат(х) и используя уравнение (3.1), получаем условие для определения коэффициента Вп(1):

А

|,.о t 1

| 7sr^rpsch['‘arcl,£!ir]''£ ■ (3'41

о

;г=г0

где хг = х + Рг0.

Примем теперь во внимание следующее. Подъемная сила, действующая на сечение фюзеляжа, выражается формулой:

•ГС ТС

Усеч = Я 2r0 j (—р) sin 0 dB = 2qr0 j 2<?x2n sin 0 dB,

0 0 • где q — скоростной напор, а на весь фюзеляж — формулой:

тс

Y = \q j* <р2л sin 0 dB =

о

К Xi-$r0

,=Mr0j{_i J -W ch [n arch XAfr]d%)sin nB sin 6 dB-

IS

Так как J sin я0 sin 0 dQ = 0 при я>1, будем рассматривать только о

мультиполи 1-го порядка. Используя выражение (2.2) для 92,1 и полагая В^О^О, получим:

Я ДГ.-РГо ________________

Y==-^-\ Г В[$) ]/(*! — sin* Ode dt (3.5)

о о

Таким образом, для нахождения подъемной силы нужно знать только В1(Ё). Величина подъемной силы определяется распределением диполей, остальные мультиполи лишь перераспределяют ее по сечениям фюзеляжа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.\Рассмотрим случай равномерно-распределенной по крылу подъемной силы, т. е. ■(р0х = С0 на поверхности крыла, С0 = сопз1>0.

Потенциал вихревой пелены за задней кромкой (лг>ру) в этом случае будет:

х-$у

?1 = | <ри (&)<*? = — С0(х —ЙУ)= — С0(х — рГ81П-в).

О .

.. I - -• •' • ■

Рассматривая область ^>0 и обозначая ■>]=х/^г0, из (3.2) и (3.3) получим при ^<1'.

2]|Со|

ТС

A j = [arcsin V) — к] Y1 — y)2],

:!Ё£°7)3 у 1_^2}

_ 4 рс0

пъ ---

и при •»]> 1 имеем:

V(5-8^)/l-7i2;

3 tz

АЫ К/2

Л1==»| sin30d0 = pCo, Л3—О, Л5 = 0.

о

Используя теперь (2.2) и (3.1), получим уравнение для функции ВгЫ

f BjMOl—*h + I)2 А р

====- dr\x — — 4С0г (?]), (4.1)

где F(t\) =.

J K(4-4i+ i)2-i

arcsin г)—т] |/1 — т)2 при ^<С1;

при •/)>!.

ТС

Т

Отметим, что при малых значениях *]<С!1 уравнение (4.1) можно свести к интегральному уравнению Абеля:

Г __ __ 8^2 С0 т)3. (4.2)

} Уч — тц 3

1 28 С0 ^5/2

15 тс

о

Отсюда следует, что при положительной подъемной силе крыла добавочная подъемная сила кормовой части фюзеляжа также окажется положительной.

При произвольных значениях ?)>0 было выполнено численное интегрирование уравнения (4.1) с разбиением интервала интегрирования на достаточно большое число шагов. В результате была получена зависимось В' (^), представленная на рис. 2.

5. Рассмотрим случай линейно возрастающей вдоль хорды крыла подъемной силы, что соответствует на поверхности крыла условию <?0х=С1х, С] = сопз1>0.

Для потенциала вихревой пелены при д:>^у получим:

Из условия непротекания на фюзеляже аналогично п. 4 приходим к уравнению для Вх(т]):

о

г

Рис. 2

о

о

1/2агсзіп тг} — —-— У1—т]3 (т]2 — 4) прит]<М

Ч п

3 6

где ф (п) =

2

при 1.

При малых значениях т)<^1 имеем Ф (у) ^ т)4 и уравнение снова

сводится к уравнению Абеля

п

о

Следовательно, подъемная сила, линейно возрастающая вдоль хорды крыла, также создает положительную добавочную подъемную силу на кормовой части фюзеляжа.

6. Пусть <?г(х, у, г) — потенциал вихревой пелены, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по размаху крыла:

Следовательно, положительная подъемная сила, убывающая вдоль размаха крыла, тоже вызывает положительное приращение подъемной силы на кормовой части фюзеляжа.

Итак, в результате исследования поля течения вблизи задней кромки крыла установлено, что интерференция крыла и фюзеляжа приводит к возрастанию несущих свойств кормовой части фюзеляжа. По заданному распределению давления на крыле вблизи задней кромки можно с помощью полученных формул оценить степень возрастания подъемной силы кормовой части фюзеляжа. При этом механизм образования подъемной силы на кормовой части фюзеляжа такой же, как и на концевой части крыла со сверхзвуковой задней кромкой. Возрастание подъемной силы кормовой части фюзеляжа происходит вследствие разворота потока вверх в этой части фюзеляжа, а также в связи с независимостью обтекания его боковых сторон друг от друга.

1. Доновэн А. Ф., Лоуренс Г. Р. Аэродинамика частей самолета при больших скоростях. М., Изд. иностр. лит., 1959.

2. Е h 1 е г s F. Е., Jonson F. Т., R u bb е г t P. Е. A higher order panel method for linearized supersonic flow. AJAA Paper, N 76—381, 1976.

3. Коринский С. А., Кусакин С. И., Притуло М. Ф. Методы равномерно точных рядов в решении задач обтекания крыла и крыла с корпусом сверхзвуковым потоком газа. Труды ЦАГИ, вып. 1788, 1976.

4. Ferrari С. Interference between wing and body at supersonic speeds. Theory and numerical application. JAS, N 15, 1948.

5. J1 э м б Г. Гидродинамика. М., Изд. иностр. лит., 1947.

?1 {X, у, Z) — — С2 Z2 (X — ру), С2 = const > 0.

'Для определения Bi(ri) получим уравнение

п

о

где'

arcsin т) — у (1 — rj 2у/2 (1 — 2т]2)

при 7}< 1

$(■»]) =

при 1.

2

При малых значениях vj получим:

ЛИТЕРАТУРА

3—.Ученые записки* .№ 4

Рукопись поступила 13Ц11 1980 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.