Zhemchug Yuriy Stanislavovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, pearl1979@,list.ru, Russia, Nizhniy Novgorod, Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University,
Ivanova Svetlana Sergeevna, senior lecturer, svetlana-604@,mail. ru, Russia, Nizhniy Novgorod, Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University
УДК 796.011
ИННОВАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
В.А. Зайцев, Т.Н. Шутова, С.М. Носов, Т.В. Буянова
Представлен инновационный подход к построению круговой тренировки по типам с разнообразными элементами, характеризующийся узкой направленностью комплексов и отвечающий мотивационным потребностям девушек и юношей. Педагогический эксперимент доказал эффективность расширения метода круговой тренировки, его многовариантность и дифференциацию в повышении физической подготовленности студентов.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, типы круговой тренировки, физическая подготовленность, кроссфит, инновации.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед преподавателями физической культуры, является проблема адекватного и эффективного подбора средств, методов и организационных форм учебных занятий, способов дифференциации физической нагрузки, благодаря которым возможно улучшить физическую подготовленность, спортивную форму и осуществить коррекцию телосложения[1-4, 6, 9].Также востребованы разнообразные физические упражнения и условия их выполнения; применение соревновательного и кругового метода в ходе занятий; ограничение излишней строевой требовательности к студентам.
В практике физического воспитания студентов недостаточно применяется диверсификационный подход в реализации множественности вариантов одного вида занятий, при этом следует отметить, что круговая тренировка отличается многовариантностью, изобилием применяемых упражнений, она способна обеспечить синергетический подход в виде интеграции средств физической культуры, видов спорта и системности их использования.
Так круговая тренировка - это форма организации тренировки (урока) силовой и/или аэробной направленности, выполняемой по циклической схеме и подразумевающей проработку определенных мышц тела и/или комплексного воздействия. Тренировка предполагает минимальный отдых между упражнениями и выполнение сразу нескольких циклов («кругов») упражнений за одно занятие.
Данный метод тренировки, разработанный в середине прошлого
века английскими учеными Р. Морганом и Г. Адамсоном (1958), получил дальнейшее обоснование и разработку в работах немецкого специалиста М.И. Шолиха (1966). Круговая тренировка представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки, она включает ряд частных методов строго регламентированного упражнения: непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха; поточно-интервальный метод, базирующийся на 20-40-секундном выполнении простых по технике упражнений (с мощностью работы 50 % от максимальной) на каждой станции с минимальным интервалом отдыха, такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы; интенсивно-интервальный, упражнения в данном режиме выполняются с мощностью работы до 75 % от максимальной и продолжительностью 10-20 с, а интервалы отдыха остаются полными (до 90 с), метод развивает максимальную и «взрывную» силу [5, 8, 9].
Организация исследования. Педагогический эксперимент проведён базе ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», в котором приняли участие 450 студентов (1-2 курс), в период с 2015 г. по 2017 г. Круговая тренировка применялась 2 раза в неделю по 30 мин в рамках учебных занятий по физической культуре. В экспериментальной группе (ЭГ) применялись средства фитнеса в форме круговой тренировки (тренажерный зал), контрольная группа (КГ) занималась по традиционной программе (зал единоборств, бассейн, зал ОФП).
Инновации построения круговой тренировки синтезировали в себе адаптированную методику кроссфит, комплексы на силовой установке, тренировку на силовых тренажерах, комплексы узкого профиля для укрепления определенных мышечных групп, с дифференциацией станций для юношей и девушек. Также применялась круговая тренировка, отвечающая мотивационным интересам девушек, в виде упражнений для мышц ног и ягодиц, тренировки «супер-пресс» и «идеальная спина», кроссфит. Для юношей были разработаны варианты круговой тренировки на развитие скоростных качеств, подготовки к сдаче норм ГТО, кроссфит-тренировки, тренировки для укрепления мышц груди, спины, ног, рук и плеч, а также функциональный тренинг, тренировки с элементами гиревого спорта и пауэрлифтинга.
По целевому признаку мы выделяем следующие виды круговой тренировки: силовой и/или общеразвивающей направленности; на укрепление определенных мышечных групп; силовой и/или аэробной направленности; тренировку на подготовку к сдаче норм ГТО и/или контрольным упражнениям по дисциплине «Физическая культура»; функциональную круговую тренировку; тренировку, акцентированную на лечебно-оздоровительный характер воздействия.
По формируемым физическим качествам выделяют следующие виды круговой тренировки: для развития силы, выносливости, координации, скоростных и скоростно-силовых качеств, а также гибкости.
По технической оснащенности, можно выделить виды круговой тренировки: на комплексной установке «Sinerdgy 360»; на силовых тренажерах; с массой собственного тела; со свободными весами (гантели, набивные мячи, бодибары, штанги); комбинированные или смешанные; кардиотренировка (степ-платформы, скакалки, бег на bosu, челночный бег, кардиотенажеры, гребной тренажер, упражнения с канатами).
В диссертационном исследовании Р.М. Саитова (2016) предложено 5 видов строго регламентированных занятий по типу круговой тренировки: 1-й тип - кардиотренировка первого уровня, способствующая развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем и направленная на освоение функциональных упражнений; 2-й тип - кардиотренировка второго уровня, включающая функциональную и силовую тренировку; 3 -й тип -функциональная тренировка, позволяющая генерировать силу, координацию, осуществлять коррекцию осанки и снижать мышечный дисбаланс; 4-й тип - круговая функциональная тренировка с элементами рекреации, направленная на развитие силовых, скоростно-силовых физических качеств, ловкости и нивелирования психоэмоционального напряжения; 5-й тип - комбинированная круговая тренировка [8, 9].
К инновациям круговой тренировки следует отнести методику кроссфит [7], которая повышает моторную и эмоциональную плотность занятий, делает занятия более разнообразными и интересными для студентов, давая простор индивидуальным возможностям и личной инициативе, повышая тем самым мотивацию к занятиям физической культурой. Функциональное многоборье кроссфит рекомендуется проводить в разделе гимнастика, атлетическая подготовка, общая физическая подготовка, применяя средства атлетической гимнастики, гиревого спорта, бега, функционального тренинга, фитнес-класса [7]. В начале учебного года продолжительность интенсивного комплекса (W OD) составляла 5-7 мин, в конце года - 15-20 мин для девушек и 15-25 мин для юношей. Адаптация методики для студентов с низким уровнем физической подготовленности заключалась в выполнении упражнений сидя на фитболе, в применении гири 3-4кг, исключении интенсивных прыжков, использовании упрощенных исходных положений, снижении веса отягощения, упрощенной форме базового упражнения [6].
Один из самых инновационных вариантов круговой тренировки, это тренировка на интегральной установке «Sinerdgy 360», которая позволяет построить разнообразные занятия, решить как узкий круг задач, так и комплексные задачи, воздействуя на занимающихся, при этом реализуются разновидности «запрыгиваний»; челночный бег, растягивая специализированную резину; удары по «мешку» из единоборств, прыжки на мини-батуте, упражнения с канатами, грифом штанги.
Индивидуализация физической нагрузки в круговой тренировке осуществляется с помощью следующих параметров: 1) исходного положения в упражнении и вариантов его выполнения; 2) применения различного веса отягощения; 3) варьирования темпа и амплитуды выполнения упражнения; 4) времени, затраченного на выполнение упражнений; 5) времени, отводимого на паузу отдыха между подходами и «кругами»; 6) изменения количества станций; 7) количества пройденных «кругов»; 8) подбором узконаправленных упражнений.
Фитнес-индустрия производит различное оборудование для круговых тренировок: мини-гири 2-12 кг; платформы для восхождений и прыжков; мини-батуты; полусферы; балансировочные платформы; набивные мячи; фитболы; степ-платформы; TRX-петли; бодибары 1-10 кг.
Результаты исследования. Педагогический эксперимент показал, что студенты ЭГ превосходят студентов КГ практически по всем контрольным упражнениям (таблица), межгрупповые различия выявлены у юношей в упражнениях: выпрыгивания из приседа, прыжки со скакалкой, жим штанги / бодибара лежа, поднимание туловища из положения лежа на спине. Достоверные различия результатов обеих групп наблюдаются в статическом упражнении «планка», широко применяемой во всех видах круговой тренировки, результат у юношей ЭГ - 115,3 с, в КГ - 100,7 с; у девушек ЭГ - 86,7 с, в отличие от КГ - 78,2 с. Результаты скоростно-силовых способностей в упражнении приседание за 30 с у девушек показали, что только в ЭГ достигнуты достоверные различия результатов от 23,2 до 30,5 раз, в сравнении с КГ - динамика от 25,1 до 29,0 раз.
Динамика физической подготовленности студентов
Показатели Пол КГ( Х ±о) ЭГ( Х ±о)
2015 г. 2017 г. 2015 г. 2017 г.
1. Выпрыгивания из и.п. присед, раз Юн. 28,2±7,2 46,5±5,8* 27,4±8,4 56,9±5,1**
Дев. 17,5±4,2 32,7±6,1* 17,1±7,6 38,2±10,1*
2. Упражнение «планка», с Юн. 47,1±9,6 100,7±16,4* 45,3±10,8 115,3±15,0*
Дев. 34,6±10,8 78,2±15,2* 37,0±14,3 86,7±13,4*
3. Прыжки со скакалкой за 1 мин, раз Юн. 92,7±19,3 123,0±16,5* 90,6±18,2 140,6±9,8**
Дев. 115,7±17,0 128,4±16,4* 115,4±14,8 142,6±9,8**
4. Приседание со штангой / бодибаром 10 раз, балл Юн. 6,9±0,9 8,0±1,2 6,7±0,9 9,2±0,7*
Дев. 5,4±0,9 8,0±0,7* 5,1±1,2 8,8±1,2*
5. Жим штанги/бодибара 10 раз(балл) Юн. 7,1±1,7 8,5±0,9 7,4±2,2 9,5±0,5**
Дев. 7,3±1,4 9,0±0,8* 6,2±1,3 9,3±0,7*
6. Становая тяга штанги / бодибара10 раз, балл Юн. 6,5±2,0 8,9±1,1 6,2±1,7 9,3±0,5
Дев. 5,5±1,2 7,9±2,0 5,1±1,8 8,4±1,6
7. Поднимание туловища из и.п. лежа на спине за 1 мин, раз Юн. 33,4±10,5 50,0±3,6* 38,6±7,7 59,2±5,6**
8. Приседания за 30с, раз Дев. 25,1±5,1 29,0±3,8 23,2±4,5 30,5±3,1*
Примечание: * - достоверность различий (P<0,05); ** - достоверность межгрупповых различий.
Также следует отметить, что в упражнении, характеризующем скоростно-силовые качества, взрывную силу ног (выпрыгивания из положения присед) у девушек КГ достигнуты результаты практически в два раза выше, по сравнению с исходными, в ЭГ достоверные различия результатов более чем в два раза.
Следует отметить, что выбранные контрольные упражнения, могут быть рекомендованы для оценки компетенций по физической культуре в разделе атлетическая гимнастика, ОФП.
Выводы. Педагогический эксперимент доказал эффективность расширения метода круговой тренировки, его многовариантности и дифференциации в повышении физической подготовленности студентов, особенно среди юношей, у которых выявлены достоверные различия результатов в четырех упражнениях из семи представленных. Представительницы экспериментальной группы превосходят студенток контрольной группы по всем контрольным упражнениям. Инновационное построение круговой тренировки с элементами кроссфита; тренировки, отвечающей мотивационным потребностям девушек и юношей; узкой направленности комплексов, позволили достичь достоверных изменений физической подготовленности по сравнению с контрольной группой.
Список литературы
1. Бочкарева С.И., ВысоцкаяТ.П., Ростеванов А.Г. Современное состояние и проблемы развития физической культуры в вузе // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2017. №4(94). С. 42-47.
2. Буянова Т.В., Высоцкая Т.П., Копылова Н.Е. Электронные учебные пособия как средства активизации занимающихся в процессе физического воспитания // Наука и образование: сб. трудов VI Междунар. науч.-практ. конф. М.: Перо, 2016. С. 59-62.
3. Буянова Т.В., Голубничий С.П., Зайцев В.А. Значение символов в формировании представлений о физическом совершенстве личности // Современные проблемы управления, регулирования: теория, методология, практика: сб. статей II Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: Изд-во «Наука и Просвещение», 2017. С. 302-304.
4. Ефремова Н.Г., Маврина С.Б. Изучение особенностей мотивации к процессу физического воспитания в системе высшего образования // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2017. С. 121-125.
5. Захарова Л.В., Лыпыгина О.В. Круговая тренировка как метод организации учебно-тренировочного процесса в школе// Физическое воспитание студентов. 2009. №3. С. 47-48.
6. Изучение работоспособности сердечной мышцы студентов экономического вуза на занятиях по физической культуре / И.Н. Антонова [и др.] // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. М., 2017. С. 168-178.
7. Кокорев Д.А., Шутова Т.Н., Выприков Д.В. Инновационная методика кроссфит в повышении физической подготовленности студентов экономического университета // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. М., 2017. С. 225-233.
8. Саитов Р.М. Особенности использования круговой тренировки в фитнесе для женщин первого периода зрелого возраста: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2016. 22с.
9. Саитов Р.М., Лисицкая Т.С. Функционально-круговая тренировка в оздоровительном фитнесе // Теория и практика физ. культуры. 2013. №12. С. 99-104.
Зайцев Валерий Анатольевич, старший преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Носов Сергей Михайлович, старший преподаватель, Nosov.SM'area.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Буянова Татьяна Владимировна, старший преподаватель, buyanova tvaimail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
INNOVATION BUILDING CIRCUIT TRAINING IN PHYSICAL EDUCATION
OF STUDENTS
V.A. Zaitsev, T.N. Shutova, S.M. Nosov, T. V. Buyanova
An innovative approach to the construction of circular training for types with various elements is presented, characterized by a narrow focus of the complexes and responding to the motivational needs of girls and boys. Pedagogical experiment proved the effectiveness of expanding the method of circular training, its multivariance and differentiation in increasing the physical preparedness of students.
Key words: students, physical culture, types of circuit training, physical fitness, crossfit, innovation.
Zaitsev Valery Anatolyevich, senior lecturer, vzaitsev55@mail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova,
Shutova Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tany-156@rambler. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova,
Nosov Sergey Mikhailovich, senior lecturer, Nosov. SM'a rea. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova,
Buyanova Tatiana Vladimirovna, senior lecturer, buyanova tvaimail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova