Научная статья на тему 'Влияние кредитного риска на банковскую систему Монголии'

Влияние кредитного риска на банковскую систему Монголии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банковская система / кредитный риск / структура коммерческих банков / банкротство / banking system / credit risks / structure of commercial banks / bankruptcy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Базархуу А., Дэлгэрбаяр Б.

Исследованы особенности формирования банковской системы Монголии и впервые сделана этапизация ее развития. Причем каждый этап рассмотрен под углом зрения влияния банковского риска на деятельность коммерческих банков. Рассмотрены преимущества и недостатки нынешней банковской системы Монголии и выдвинуты конкретные предложения по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with characteristics of the Mongolian banking system formation and the authors are the first who divide its development into stages. Each stage is studied in the context of impact of banking risk on commercial banks" activities. The authors examine the advantages and disadvantages of the existing banking system of Mongolia and suggest the ways of its improvement.

Текст научной работы на тему «Влияние кредитного риска на банковскую систему Монголии»

УДК 336.71(517.3) А. БАЗАРХУУ

ББК 62.262.10(5Мон) экс-министр финансов Монголии, кандидат экономических наук

Б. ДЭЛГЭРБАЯР

старший аудитор Центрального банка Монголии, аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск е-таН: [email protected]

ВЛИЯНИЕ КРЕДИТНОГО РИСКА НА БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ МОНГОЛИИ

Исследованы особенности формирования банковской системы Монголии и впервые сделана этапизация ее развития. Причем каждый этап рассмотрен под углом зрения влияния банковского риска на деятельность коммерческих банков. Рассмотрены преимущества и недостатки нынешней банковской системы Монголии и выдвинуты конкретные предложения по ее совершенствованию.

Ключевые слова: банковская система, кредитный риск, структура коммерческих банков, банкротство.

A. BAZARHUU

Former Minister of Finance, Mongolia, PhD in Economics

B. DELGERBAYAR

senior auditor of the Central Bank of Mongolia, post-graduate student of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]

IMPACT OF CREDIT RISKS ON MONGOLIAN BANKING SYSTEM

The article deals with characteristics of the Mongolian banking system formation and the authors are the first who divide its development into stages. Each stage is studied in the context of impact of banking risk on commercial banks' activities. The authors examine the advantages and disadvantages of the existing banking system of Mongolia and suggest the ways of its improvement.

Keywords: banking system, credit risks, structure of commercial banks, bankruptcy.

До недавнего времени в Монголии практически не было понятия о товарно-денежных отношениях. На внутреннем рынке страны господствовали бартерные сделки, а в кредит в лучшем случае давали товары и продукты. Банковская система Монголии создана в 50-х гг. прошлого века, поэтому по сравнению с Россией и странами с высокоразвитой кредитной системой Монголия не имеет богатого опыта работы в банковской сфере и собственных методов управления кредитом и тем более кредитным риском. Банковский, а в особенности кредитный риск — это самый

малоизученный аспект экономических исследований в Монголии: не раскрыты сущность кредитного риска, условия его возникновения и проявления, а также способы и методы управления кредитным риском. Учитывая это, авторы данной статьи поставили целью исследование особенностей формирования банковской системы Монголии под углом зрения влияния банковского риска на ее развитие.

Банковская система Монголии в своем развитии проходила несколько этапов.

Первый этап (1954-1990 гг.). В 1954 г. был создан Монголо-Российский торгово-

промышленный банк на основе долевого участия сторон. Затем через несколько лет российская сторона передала свою долю в собственность Монголии, что послужило началом создания национального банка Монголии — Госбанка. Некоторое время денежно-кредитную политику Монголбанка осуществляли российские советники и специалисты. Одним словом, основу банковской системы Монголии заложила именно российская школа. В этот период банковская система Монголии функционировала стабильно и считалась безрисковой.

Второй этап (1990-1996 гг.). В начале 90-х гг. правительство Монголии приняло ряд кардинальных мер по переводу экономики страны на рыночные условия, среди которых была и реорганизация банковской системы. Однако в силу психологического восприятия частной собственности в денежно-кредитной сфере было потеряно много времени в процессе создания правовой основы коммерческих банков. По существу, в банковском законодательстве образовалось пустое место.

В таких условиях после принятия закона «О кооперации» на паевых началах создавались кооперативные банки. Только в апреле 1991 г. государственный Бага Хурал (тогдашний парламент) принял закон «О банках», определивший юридическую основу для развития банковской системы в условиях рыночной экономики. Закон «О банках» кардинально изменил статус Центрального банка, сделав его более независимым от исполнительных органов государственной власти. В результате реорганизации старого государственного банка по отраслевым и функциональным признакам было создано несколько коммерческих банков с государственной собственностью, таких как сельскохозяйственный, внешнеторговый, инвестиционный, сберегательный и т.д. Всего за это время было образовано пять мелких кооперативных банков. Долго они не просуществовали: либо прекратили свою деятельность, либо обанкротились. Довольно крупный, по тогдашним масштабам, инвестиционный банк обанкротился. Причинами банкротства этих банков было действие внешних банковских рисков — макроэкономического и законодательного.

Макроэкономический риск. Деятельность кооперативных и коммерческих банков

совпала с гиперинфляционным периодом в экономике Монголии. Так, уровень инфляции в 1990 г. был 325%, в 1991 г. — 183%, в 1992 г. — 53%, в 1993 г. — 38%, в 1994 г. — 25%. Банки, особенно кооперативные, выдавали кредиты без тщательного анализа кредитоспособности физических и юридических лиц. Естественно, все такие кредиты превратились в кредиты с большим риском, и в короткий срок финансовое состояние кооперативных банков резко ухудшилось. Учредители кооперативных банков не осознавали, что, работая на финансовом рынке, банки оказывают воздействие на экономику в целом. Что касается инвестиционного банка, на его работу повлияло и то обстоятельство, что предприятия и организации, выступавшие его заемщиками, были приватизированы и новые собственники, воспользовавшись нечеткостью закона «О приватизации», не брали на себя прежние долги по кредитам и не гасили их.

Законодательный риск. Как было сказано выше, в 1990-1991 гг. в Монголии не было закона, регулировавшего деятельность коммерческих банков. Вскоре после принятия в 1991 г. закона «О банках» стало ясно, что он не отвечает новым экономико-политическим реалиям, носит слишком общий характер, не разграничивает функции Центрального банка и коммерческих банков, не дает четкого определения их правового статуса, что в конечном счете приводило к нарушениям действующего законодательства. Монгол-банк (Центральный банк) не имел права влиять на банки и тем более контролировать их деятельность.

К тому же в кооперативных и коммерческих банках кредит-менеджмент и риск-менеджмент не были поставлены на должный уровень. Все это показывает, насколько важны макроэкономическая стабильность и законодательное регулирование, четкая кредитная политика и овладение современными методами регулирования кредитного риска. Четкое законодательное регулирование является первейшим условием для предотвращения и снижения банковского риска. Для этого периода характерна смешанная структура кооперативных и коммерческих банков.

Третий этап (1996-2009 гг.). Значительной вехой, определившей дальнейшие направления развития банковской системы Монголии, яви-

лось принятие в 1996 г. новых законов — «О Центральном банке» и «О банках и банковской деятельности». Важнейшим нововведением стало предоставление Монголбанку специальных полномочий по решению проблем, возникающих при создании банков и их ликвидации, а также по установлению перечня экономических нормативов в отношении деятельности банков, которая должна осуществляться в соответствии с международными стандартами банковской практики. Закон «О банках и банковской деятельности» четко определил права и обязанности коммерческих банков и их правовой статус. Он был направлен на повышение ответственности коммерческих банков, содействие быстрейшему оздоровлению и дальнейшему развитию денежно-кредитной системы. Законом были установлены более жесткие требования к порядку создания банков, соответствующие мировой практике. Это диктовалось необходимостью повышения ответственности банков перед клиентами и защиты интересов вкладчиков. Отличительной особенностью этого периода было проведение приватизации коммерческих банков с государственной собственностью.

Приватизация банков преследовала две цели: привлечь иностранный финансовый капитал в денежно-кредитную сферу и внедрить современный менеджмент в коммерческие банки. В результате приватизации было создано три крупных коммерческих банка с американским, японским и российским участием. И еще три банка действовали с привлечением иностранного капитала. Эти банки владели почти 70% активов всей банковской системы Монголии. Таким образом, на данном этапе образовалась однородная структура национальных и иностранных коммерческих банков, в которой доминировал иностранный финансовый капитал. Естественно, возникает вопрос: каковы преимущества и недостатки нынешней банковской системы Монголии.

По нашему мнению, преимущества данной системы заключаются в следующем.

Неуклонно растут активы банков. За последние десять лет банковские активы увеличились в 2 раза и составляют 69,9% ВВП в 2009 г.

Стремительно увеличивается объем кредитного портфеля. По сравнению с 2000 г. объем кредитных операций вырос в 2 раза и

составил 46% ВВП в 2009 г. Анализ показывает, что рост банковских активов сопровождается в целом позитивными изменениями. В частности, наблюдается увеличение доли рабочих активов и сокращение доли внешних источников финансирования в структуре банковских активов. Но с ростом кредитного портфеля возрастают риски банков.

В банковскую практику широко внедряются современные методы управления кредитным риском. Благодаря внедрению современных методов кредит-менеджмента и по мере укрепления финансового состояния предприятий реального сектора улучшается и качество выдаваемых банками кредитов, снижаются риски их невозврата. В структуре кредитного портфеля банков доля стандартных кредитов постоянно увеличивается, а доля сомнительных и безнадежных снижается за исключением кризисного 2009 года. Если в 2000 г. удельный вес сомнительных и безнадежных кредитов в общей сумме кредитов составлял 23,5%, то в 2009 г. данный показатель снизился до 7,2%.

Восстанавливаются банковская сфера и доверие населения к банкам. По сравнению с 2000 г. общая сумма депозитов населения и организаций в банках выросла в 3 раза и составляет 51% ВВП в 2009 г. Ежегодный рост вкладов населения намного опережает рост денежных поступлений.

Мероприятия по реформированию банковской системы привели к существенным изменениям в механизме рефинансирования банков. Прекращено предоставление «директивных» кредитов за счет централизованных источников, и функции кредитования экономики перешли от Монголбанка к коммерческим банкам. Создана законодательная база надзора за банковской деятельностью, что позволило существенно повысить объективность оценки финансового состояния банков, уменьшить подверженность банков рискам. Однако реально для банков все еще существуют макроэкономические и социальные риски. Подтверждением этого является то, что в период мирового финансового кризиса из всей финансовой сферы Монголии в самом тяжелом положении оказалась именно банковская система. Правительство Монголии предпринимало все необходимые меры для поддержания коммерческих банков. В целом банковский сектор Монголии вышел

из кризиса со сравнительно небольшими потерями, и неуклонно восстанавливается прежняя, здоровая банковская сфера. Но тем не менее два коммерческих банка из 16 — «Анод» и «Зоос» — обанкротились. Проверки показывают, что причиной банкротства обоих банков оказалось действие не макроэкономических, законодательных и социальных рисков, а внутренних банковских рисков. Эти банки давали ненадежным заемщикам кредиты на крупные суммы, превысив лимит кредита на одного клиента, установленный законом. Не исключено, что тут могло иметь место мошенничество с участием ответственных работников самих банков. Вопрос рассматривается и находится на стадии судебного разбирательства. На основе этих банков создан Государственный коммерческий банк.

Слабые стороны, или недостатки, нынешней банковской системы Монголии выражаются в следующем.

Кредитная политика банков не увязывается с программной задачей экономической политики государства и не направлена на поддержание экономического роста в стране и реформирование структуры ее экономики. По данным за предкризисный 2007 год, на торговлю, машиноремонт, недвижимость и другие обслуживающие отрасли приходится 51,1% кредитного пакета банков, а на реальные секторы экономики, такие как сельское хозяйство, горно-рудная и обрабатывающая промышленность, строительство, — 49,9%. На традиционные отрасли экономики страны — сельское хозяйство и обрабатывающую промышленность — приходится всего лишь 21,3% кредитного пакета банков. Банки размещают кредитные ресурсы прежде всего в обслуживающих секторах экономики, а не в производственной сфере. Финансовый капитал стремится не к созданию новой прибавочной стоимости, а к получению наибольшей прибыли. Это — его природа. Банки выдают кредиты в основном на срок до одного года, они составляют 45% всего кредитного портфеля банков. На кредиты на срок пять и более лет, т.е. с инвестиционной направленностью, приходится 13% общего объема кредитного пакета банков.

В последние годы сохраняется необоснованно высокий уровень процентных ставок банков (табл.).

Динамика показателей инфляции и среднего уровня процентных ставок по кредитам и вкладам в банках Монголии

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Уровень 4,7 11,0 9,5 6,0 15,1 22,1 1,9

инфляции

Средний 30,2 25,0 23,5 23,0 23,1 20,5 19,3

уровень

процентной

ставки

по кредитам

Средний 12,0 9,6 10,8 11,4 11,4 10,0 11,8

уровень

процентной

ставки

по вкладам

Из анализа данных таблицы видно, что нет логической взаимосвязи и взаимозависимости между величиной процентной ставки по кредитам и уровнем инфляции. Конечно, размер процентных ставок — сложный, многогранный показатель. Соотношение спроса на кредитные ресурсы и их предложения — основной фактор, определяющий уровень процента.

Но спрос на ресурсы и их предложение зависят и от многих других факторов, в частности от цикличности экономики, применяемых методов денежно-кредитного регулирования, кредитного риска. На уровень процентных ставок призвана влиять денежно-кредитная политика Монголбанка, основными инструментами которой являются учетная политика, регулирование обязательной нормы банковского резервирования и контроль за операциями на открытом денежном рынке. Многолетняя практика показывает, что арсенал методов и средств денежно-кредитной политики, ежегодно утверждаемый парламентом Монголии, и действия Монголбанка малоэффективны и не соответствуют сегодняшним реалиям банковского сектора.

Банки конкурируют между собой не за рынок, а за получение депозитов граждан и организаций, давая им необоснованно высокий процент, что приводит к высоким процентным ставкам по кредитам и удорожанию стоимости кредита.

Банки слишком гонятся за прибылью, и у них чрезмерно высокий уровень рентабельности.

Уровень рентабельности банков Монголии в 2-5 раз выше, чем в других странах, таких как США, Англия, Южная Корея, Китай

и Россия. Значит, банки имеют возможность понизить процентную ставку и удешевить стоимость кредита, но они этого не делают. При этом надо учесть то, что банк — это особый, специфический субъект в экономических отношениях. Банк — не только предпринимательское или коммерческое предприятие, но и общественный экономический институт, который обеспечивает потребности общества в денежных средствах, через который осуществляется денежно-кредитная политика государства. Банковский сектор Монголии нуждается в здоровой конкурентной среде. С этой целью в июле 2010 г. правительство Монголии приняло решение о создании Государственного коммерческого банка (Банка развития).

Четвертый этап (с 2010 г.). Данный этап характеризуется возвратом к прежней, смешанной структуре коммерческих банков: государственных и частных. Перед банковской системой Монголии ставится задача перехода от экстенсивного типа развития к интенсивному, что означает обоснованность расширения участия банковского капитала в обслуживании потребностей расширенного воспроизводства и повышение эффективности использования ресурсов за счет роста кредитной и инвестиционной активности банков. В промышленности ставятся задачи создать опирающуюся на частный сектор структуру с экспортной ориентацией, полностью восстановить отечественное производство, провести реконструкцию, увеличить мощности по переработке сельскохозяйственного сырья. Остро стоит вопрос о том, как обеспечить финансовыми ресурсами решение поставленной задачи. С притоком в страну иностранного капитала и увеличением участия отечественных предпринимателей в развитии ее экономики создаются предпосылки для

дальнейшего роста производства и инвестиционной активности. Перед банковским сектором ставится задача направлять кредитные ресурсы на поддержание экономического роста, освоение новых производственных мощностей и создание условий для инвестиционной активности. При кредитовании банки должны учитывать то, что экономика Монголии по-прежнему пестра и зависима от внешнего мира. В силу этого она периодически сталкивается с инфляционным всплеском. Действительно, при экономической нестабильности банкам сложно прогнозировать изменения в экономической ситуации на длительный отрезок времени. Опасения банков связаны еще и с увеличением кредитования относительно новых и более рисковых секторов, таких как сельское хозяйство, строительство, недвижимость, малый и средний бизнес. На основе проведенного анализа авторы статьи делают следующие выводы.

Для поддержания устойчивого, стабильного развития банковской системы необходимы прочный правовой фундамент, эффективная система надзора и улучшение кредит-менеджмента в каждом конкретном банке.

Главными рисками, с которыми в ближайшем будущем могут столкнуться банки, являются внешние риски — макроэкономические и социальные.

Для повышения результативности реформирования банковской системы требуется принятие мер по дальнейшему повышению эффективности и конкурентоспособности банковского сектора, снижению и минимизации системных банковских рисков.

Банкам следует иметь не общую, как ныне, а конкретную кредитную политику по отдельным рисковым отраслям экономики с учетом их производственных особенностей и финансового состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.