Зарубежный риск-менеджмент
Удк 336.71
банковская система монголии и ее особенности
А. БАЗАРХУУ, кандидат экономических наук, экс-министр финансов Монголии Е-mail: [email protected]
Б. ДЭЛГЭРБАЯР, аудитор
Е-mail: [email protected] Центральный банк Монголии
В статье рассматриваются особенности банковской системы Монголии. Констатируется, что она пока не имеет достаточного опыта работы в банковской сфере и собственных методов управления кредитом и кредитным риском. Кредитный риск - самый малоизученный аспект экономических проблем в Монголии. С учетом этого анализируются его сущность, условия возникновения и проявления, а также способы и методы управления кредитным риском. Исследуется влияние банковского риска на формирование банковской системы Монголии.
Ключевые слова: Монголия, банковская система, кредит, кредитный риск, долг, банкротство, экономика, рыночные условия, кооперативный банк.
Банковская система Монголии прошла в своем развитии несколько этапов.
Первый этап пришелся на 1954—1990 гг. В 1954 г. был создан монголо-российский совместный Торгово-промышленный банк на основе долевого участия сторон. Через несколько лет российская сторона передала свою долю в собственность Монголии, что послужило началом создания Национального банка Монголии «Госбанк». Некоторое время денежно-кредитную политику банка осуществляли российские советники и специалисты. Одним словом, в основу формирования банковской системы Монголии легла именно российская школа. В этот период система функционировала
стабильно, а деятельность банков, как правило, считалась безрисковой.
Бторой этап развития банковская система страны прошла в 1990—1996 гг. В начале 1990-х гг. правительство Монголии приняло ряд кардинальных мер по переводу экономики страны на рыночные условия, среди которых была и реорганизация банковской системы. Однако в силу психологического неприятия большей частью населения частной собственности в денежно-кредитной сфере было потеряно много времени в процессе создания правовой основы коммерческих банков. По существу, образовалось пустое место в банковском законодательстве.
В этих условиях после принятия закона «О кооперации» началось формирование кооперативных банков на паевых началах. Только в апреле 1991 г. Государственный Бага Хурал (тогдашний парламент) принял закон «О банках», определивший юридическую основу для развития банковской системы в условиях рыночной экономики. Данный закон кардинально изменил статус Центрального банка Монголии (Монголбанк), сделав его более независимым от исполнительных органов государственной власти. В результате реорганизации Госбанка было создано по отраслевым и функциональным признакам несколько коммерческих банков с государственной собственностью:
— сельскохозяйственный,
38
финансы и кредит
- внешнеторговый,
- инвестиционный,
- сберегательный.
Всего за это время было создано 5 мелких кооперативных банков. Однако вскоре они либо прекратили свою деятельность, либо обанкротились. Довольно крупный по тогдашним масштабам инвестиционный банк обанкротился.
Причинами банкротств этих банков были внешние банковские риски: макроэкономический и законодательный. Рассмотрим их подробнее.
Макроэкономический риск. Действие кооперативных и коммерческих банков совпало с гиперинфляционным периодом в экономике Монголии. Уровень инфляции достигал:
- в 1990 г. - 325 %;
- в 1991 г. - 183 %;
- в 1992 г. - 53 %;
- в 1993 г. - 38 %;
- в 1994 г. - 25 %.
Банки, в том числе кооперативные, выдавали кредиты без тщательного анализа кредитоспособности физических и юридических лиц. Естественно, в таких условиях все кредиты были с большим риском. В короткий срок резко ухудшилось финансовое состояние кооперативных банков. Их учредители не сознавали, что кредитные организации служат экономике в целом, работая на финансовом рынке. На судьбу инвестиционного банка повлияло то, что заемщики - предприятия и организации прошли процесс приватизации. Новые собственники, пользуясь нечеткостью положений закона «О приватазации», отказывались брать на себя прежние долги по кредитам и не гасили их.
Законодательный риск. Четкое законодательное регулирование - первейшее условие для предотвращения и снижения банковского риска. Однако в 1990-1991 гг. в Монголии не было закона, регулирующего деятельность коммерческих банков. Скоро стало ясно, что принятый в 1991 г. закон «О банках» перестал отвечать новым экономико-политическим реалиям и носит слишком общий характер. Он не разграничивал функции Центрального банка Монголии и коммерческих банков, имелись нечеткости в определении их правового статуса. В конечном счете это приводило к нарушениям действующего законодательства. Монголбанк не имел права влиять на банки и тем более контролировать их деятельность.
К тому же в кооперативных и коммерческих банках не был поставлен на должном уровне «кре-дитоменеджмент». Все это показывает, насколько
важны макроэкономическая стабильность и законодательное регулирование, четкая кредитная политика, овладение современными методами регулирования кредитного риска. Этот период характеризовался специфической структурой кооперативных и коммерческих банков и был промежуточным на пути к переходу на двухуровневую банковскую систему.
Третий этап становления банковской системы прошел в 1996-2009 гг. Значительный вехой, определившей дальнейшие направления ее развития, явилось принятие в 1996 г. новых законов «О Центральном банке» и «О банках и банковской деятельности». Важнейшим нововведением стало предоставление Монголбанку специльных полномочий по решению проблем в процессе создания банков, их ликвидации, а также по установлению перечня экономических нормативов в отношении их деятельности в соответствии с международными стандартами банковской практики. Закон «О банках и банковской деятельности» четко определил функции, права и обязанности коммерческих банков и их правовой статус. Он был направлен на повышение ответственности коммерческих банков, содействие быстрейшему оздоровлению и дальнейшему развитию денежно-кредитной системы. Законодательно установили более высокие требования к порядку создания банков в соответствии с мировой практикой. Это диктовалось необходимостью повышения ответственности банков перед клиентами и стремлением к большей защищенности интересов вкладчиков. Отличительной особенностью этого периода было проведение приватизации коммерческих банков с государственной собственностью.
Приватизация банков преследовала две цели:
- привлечь иностранный финансовый капитал в денежно-кредитную сферу;
- внедрить современный менеджмент в коммерческие банки.
В результате приватизации было создано 3 крупных коммерческих банка с американским, японским и российским участием. И еще 3 банка действуют с привлечением иностранного капитала. Эти банки владеют 70 % активов всей банковской системы Монголии. Таким образом, в стране образовалась однородная структура национальных и иностранных коммерческих банков, где доминирует иностранный финансовый капитал. Такая банковская система не совсем характерна для большинства государств мира. Естественно, это привлекает внимание не только ученых-исследователей, но и тех, кто определяет денежно-кредитную
политику своих стран. Многих экономистов и политиков различных стран мира интересует вопрос — каковы преимущества и недостатки нынешней банковской системы Монголии?
По мнению авторов, преимущества данной системы заключаются в следующем:
— неуклонно растут активы банков. За последние 10 лет они увеличились в 2 раза и составляют 69,9 % от ВВП Монголии в 2009 г.;
— стремительно увеличивается объем кредитного портфеля. По сравнению с 2000 г. объем кредитных операций вырос в 2 раза и составляет 46 % от ВВП в 2009 г. Анализ показывает, что рост банковских активов сопровождается в целом позитивными изменениями. В частности, наблюдаются увеличение долей рабочих активов и сокращение долей внешних источников финансирования в структуре банковских активов. Но с ростом кредитного портфеля возрастают риски банков;
— широко внедряются современные методы управления кредитным риском в банковскую практику. Благодаря внедрению современных методов «кредитоменеджмента» и по мере укрепления финансового состояния предприятий реального сектора улучшается и качество выдаваемых банками кредитов, снижаются риски их невозврата. В структуре кредитного портфеля банков доля стандартных кредитов постоянно увеличивается, а доля сомнительных и безнадежных снижается (за исключением кризисного 2009 г.). Если удельный вес сомнительных и безнадежных кредитов в общей сумме кредитов составлял в 2000 г 23,5 %, то в 2009 г. данный показатель снизился до 7,2 %;
— восстанавливается доверие населения к банкам. По сравнению с 2000 г. общая сумма депозитов населения и организаций выросла в 3 раза и составляет 51 % от ВВП в 2009 г. Ежегодный рост вкладов насления намного опережает рост денежных поступлений;
— мероприятия по реформированию банковской системы привели к существенным изменениям в механизме рефинансирования банков. Прекра-шено предоставление «директивных» кредитов за счет централизованных источников, функции кредитования экономики перешли от Монголбанка к коммерческим банкам. Создана законодательная база надзора за банковской деятельностью, что позволило существенно повысить объективность оценки финансового состояния банков, ограничить их подверженность рискам.
Однако макроэкономические и социальные риски все еще сильно действуют на банки. В пе-
риод глобального экономического кризиса из всей финансовой сферы Монголии в самом тяжелом положении оказалась именно банковская система. Правительство страны предпринимало все необходимые меры для поддержания коммерческих банков, включая полную гарантию на вклады граждан на 3 года. В целом банковский сектор Монголии вышел из кризиса со сравнительно небольшими потерями. Ныне банковская сфера восстанавливается. Тем не менее 2 коммерческих банка («Анод» и «Зоос») из 16 обанкротились. Проверка показала, что причиной банкротств обоих банков оказались не макроэкономические, законодательные или социальные риски, а внутренние банковские риски. Банки давали крупные кредиты ненадежным заемщикам, превысив лимит, установленный законом. Не исключено, что сыграли свою негативную роль риски мошенничества с участием ответственных работников самих банков. Сейчас эта проблема находится на стадии судебного разбирательства.
Назовем слабые стороны или недостатки нынешней банковской системы Монголии:
— кредитная политика банков не увязывается с программной задачей экономической политики государства и не направлена на поддержание экономического роста и реформирование структуры экономики страны. По данным предкризисного 2007 г., 51,1 % кредитного пакета банков приходились на торговлю, ремонт машин, недвижимость и другие обслуживающие отрасли, а 49,9 % — на реальные секторы экономики — сельское хозяйство, горнорудную и обрабатывающую промышленность, строительство. На традиционные отрасли экономики страны — сельское хозяйство и обрабатывающую промышленность приходится всего лишь 21,3 % кредитного пакета банков. Кредиты со сроком до 1 года составляют 45 % от всего кредитного портфеля банков. На кредиты со сроком 5 и более лет, т. е. с инвестиционной направленностью, приходится 13 % общего объема кредитного пакета банков. Кредитные ресурсы размещаются в основном в обслуживающих секторах экономики страны, а не в производственной сфере. Финансовый капитал в отличие от промышленного стремится не к созданию новой добавочной стоимости, а к получению наибольшей прибыли. Это — его природа;
— последные годы сохраняется необоснованно высокий уровень процентных ставок банков (см. таблицу).
Из анализа данных таблицы видно, что не имеется логической взаимосвязи и взаимозависимости между процентной ставкой по кредитам и уровнем
динамика развития банковской системы Монголии в 2003-2009 гг., %
Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Инфляция 4,7 11 9,5 6 15,1 22,1 1,9
Средний уровень 30,2 25 23,5 23 23,1 20,5 19,3
процентных ста-
вок по кредитам
Средний уровень 12 9,6 10,8 11,4 11,4 10 11,8
процентных ста-
вок по вкладам
инфляции. Средний уровень процентных ставок по кредитам выше в 2-6 раз уровня инфляции, за исключением кризисных 2007-2009 гг. Это нельзя считать нормальным явлением. Конечно, уровень процентных ставок - сложный, многогранный показатель. Соотношение спроса и предложения кредитных ресурсов - основной фактор, определяющий уровень процента. Но спрос и предложение ресурсов зависят от многих факторов, в частности, от цикличности экономики, применяемых методов денежно-кредитного регулирования, кредитного риска.
Банки не только не заинтересованы в понижении процентных ставок по вкладам, но просто не могут делать этого, поскольку рискуют потерять источники кредитных ресурсов. В настоящее время депозиты граждан и организаций составляют 86 % активов коммерческих банков, а на собственные средства приходится всего лишь 14 %. На уровень процентных ставок призвана влиять денежно-кредитная политика Монголбанка, основными инструментами которой являются:
- учетная политика;
- регулирование обязательной нормы банковского резервирования;
- операции на открытом денежном рынке.
Многолетняя практика показывает, что арсеналы методов и средств денежно-кредитной политики, ежегодно утверждаемые парламентом Монголии, и шаги, предпринимаемые Монгол-банком, малоэффективны и не соответствуют сегодняшним реалиям банковского сектора. Для банковской сферы страны характерны в настоящее время следующие черты:
- банки конкурируют между собой не за рынок кредита, а за получение депозитов граждан и организаций, давая им необоснованно высокий процент, что приводит к высоким процентным ставкам по кредитам и удорожанию стоимости кредита;
- банки слишком гонятся за прибылью и у них чрезмерно высокий уровень рентабельности. Уровень рентабельности банков Монголии в 2-5 раз
выше, чем в США, Англии, Южной Корее, Китае и России. Значит, банки имеют возможность понизить процентную ставку и удешевить стоимость кредита, но они этого не делают. При этом надо учесть, что банк - особый, специфический субъект в экономических отношениях. Это не только предпринимательское или коммерческое предприятие, но и общественный, экономический институт, который обеспечивает потребности общества в денежных средствах, через который осуществляется денежно-кредитная политика государства.
С притоком иностранного финансового капитала в денежно-кредитную сферу ускоряется развитие банковской системы Монголии. Но одновременно накапливаются многие серьезные проблемы, решение которых нельзя отложить. Банковский сектор нуждается в здоровой конкурентной среде. Ее формированию призвана способствовать государственная политика.
Искусственно завышенная процентная ставка по вкладам и кредитам содержит многие негативные социальные и экономические последствия. Назовем некоторые из них:
- сдерживается инициатива граждан по вложению денежных накоплений в производство путем приобретения акций и создания малого и среднего бизнеса;
- умножаются денежные накопления более благополучных слоев населения. Это трансформируется через денежно-кредитную систему на другие слои населения в виде удорожания продуктов и предметов первой необходимости. В определенном смысле в этом кроется несправедливое распределение денежных средств между слоями населения;
- дорожает стоимость кредита, производя лишнюю нагрузку на производителей и потребителей. Это одна из причин того, почему малый и средний бизнес в Монголии развит слабо;
- увеличивается потенциальный риск кредита;
- банки и небанковские финансовые организации получают лишний доход, в результате чего становятся самыми прибыльными бизнес-структурами;
- происходит повышение цен, т. е. растет инфляция.
С целью создания конкурентной среды в банковском секторе правительство Монголии сформировало Государственный коммерческий банк на основе двух обанкротившихся банков «Анод» и «Зоос». Также недавно принято решение о создании еще одного государственного коммерческого банка -Банка развития.
Четвертый этап развития банковской системы начался в 2010 г. Данный этап характеризуется возвратом к прежней смешанной структуре коммерческих банков: государственных и частных. Перед банковской системой Монголии ставится задача перехода от экстенсивного типа развития к интенсивной модели банковской деятельности, что означает более активное участие банковского капитала в обслуживании потребностей расширенного воспроизводства, повышение эффективности использования ресурсов за счет роста кредитной и инвестиционной деятельности банков. В промышленности планируется создать опирающуюся на частный сектор структуру с экспортной ориентацией, восстановить полностью отечественное производство, провести реконструкцию предприятий, повысить мощности по переработке сельскохозяйственного сырья. Остро стоит вопрос о том, как обеспечить решение этих задач финансовыми ресурсами. Выход видится в притоке иностранного капитала и расширении участия отечественных предпринимателей в развитии экономики страны.
Банковский сектор в настоящее время побуждают направлять кредитные ресурсы на поддержание экономического роста страны, освоение новых производственных мощностей и создание условий для инвестиционной активности. При кредитовании банки должны учесть, что экономика Монголии по-прежнему нестабильна и зависима от внешнего мира. Она периодически сталкивается с инфляционным всплеском. Действительно, при экономической нестабильности банкам сложно прогнозировать и тем более предвидеть изменения экономической ситуации на длительный срок времени. Опасения банков связаны еще и с увеличением кредитования относительно новых и более рисковых секторов (сельское хозяйство, строительство, недвижимость, субъекты малого и среднего бизнеса).
На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
1. В банковском секторе господствует иностранный финансовый капитал и накопились многие серьезные проблемы, для решения которых нужна более продуманная государственная политика.
2. Для поддержания стабильного развития банковской системы необходимы прочный правовой фундамент, эффективная система надзора и улучшение «кредитоменеджмента» в каждом конкретном банке.
3. Главными из рисков, с которыми в ближайшем будущем могут столкнуться банки, являются внешние риски: макроэкономические и социальные.
4. Для обеспечения результативности реформирования банковской системы требуется принятие мер по дальнейшему повышению эффективности и конкурентоспособности банковского сектора, снижению и минимизации системных банковских рисков.
5. Банкам следует иметь не общую, как ныне, а конкретную кредитную политику по отдельным рисковым отраслям экономики с учетом их производственных особенностей и финансового состояния.
Список литературы
1. Банковское дело. Экспресс-курс // под ред. О. И. Лаврушина. М.: КНОРУС. 2009.
2. Моломжамц Д. Становление и развитие банковской системы Монголии. Улан-Батор. 2003.
3. Статистические сборники Монголии. Улан-Батор. 2000-2009 гг.
4. URL: http://mongolbank.mn.
г
к
\
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.
Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected] ,