Presented and analyzed the basic scientific approach to criminal law classification of environmental crimes, considered the content of the object of environmental crimes affected the methodological basis of systematization of environmental crimes.
Keywords: classification, ordering, environmental crime, the object of crime, the subject of crime, environmental protection, rational use of natural resources.
УДК 342.951: 328.185: 343.976
М.М. Поляков, канд. юрид. наук, доцент каф. УППК, +7(953)427-30-43, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
ВЛИЯНИЕ КОРРУПЦИИ НА ПРОЦЕСС НАРКОТИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В статье исследованы вопросы влияния коррупции на наркоситуацию в Российской Федерации. Изучены причины распространения наркотиков и психотропных веществ, а также правовые и организационные меры по борьбе с ними.
Ключевые слова: коррупция, наркотики, правоохранительная деятельность, государственные органы.
Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется большинством специалистов как критическая. Ежегодно от наркотиков в нашей стране умирает более 100 тысяч человек и это один из самых больших показателей в мире. Наркомания стала настоящей социальной бедой, грозящей перерасти в будущем в лавинообразную эпидемию, которую будет просто не остановить.
По данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков за 2011 год было совершено свыше 80 тысяч преступлений и около 53 тысяч административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, а также сильнодействующих веществ [1].
Так в чем же состоят причины данной ситуации в Российской Федерации? Почему в России ежегодно совершается такое большое количество преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков?
Причин, способствовавших разгулу наркомании и росту правонарушений, связанных с ними, в России можно перечислить достаточно много. Выделим наиболее важные среди них:
1. Экономические. Развал советского планового хозяйства и бурный рост рыночной экономики в современной России способствовал появлению в
теневом секторе экономики огромного количества наркотиков и психотропных веществ, на которые сразу возник небывалый спрос. Отсутствие внятной экономической политики государства в 90-е годы ХХ-го века в отношении наркобизнеса только способствовало расширению наркорынка.
2. Политические. В России долгие годы после развала СССР и вплоть до начала XXI века не было целенаправленной государственной политики по борьбе с наркотиками. При попустительстве властей, а в некоторых случаях и откровенном покровительстве должностных лиц, наркобароны получили возможность безнаказанно осуществлять свой незаконный бизнес.
3. Социальные. Резкое снижение уровня жизни россиян, невозможность приспособиться к реалиям рыночной экономики способствовали усилению спроса на наркотики, которые превратились для населения во «вторую водку». Наркотики стали заменой суровой повседневной жизни, свалившейся на граждан нашей страны в 90-е годы.
4. Культурные. Влияние западной культуры, навязывающей в нашей стране культ потребления, определило главной целью жизни для русского человека «брать от жизни все». В европейских и американских фильмах, телепередачах и даже музыке можно было проследить пропаганду секса, насилия и наркотиков. Поэтому в России постепенно стало укрепляться мнение о том, что в жизни надо попробовать все, в том числе и наркотики.
5. Психологические. Изменение сознания россиян в конце прошлого столетия, связанного с влиянием западной культуры и социально-экономическими проблемами, вызвало у многих людей ощущение вседозволенности и безнаказанности за совершаемые противоправные деяния. В России до сих пор фиксируется ежегодный рост количества совершаемых правонарушений. Это относится и к правонарушениям, связанных с наркотиками.
6. Медицинские. Употребление наркотиков вызывает стойкую зависимость, которую в большинстве случаев просто невозможно вылечить. Уже после первого приема наркотиков у лица возникает потребность в их дальнейшем употреблении. В этом плане наркотики гораздо страшнее алкоголя и табака.
Процесс наркотизации общества тесно связан с такими негативными социальными явлениями как преступность и, несомненно, коррупция. Последняя очень часто оказывается своего рода покровительницей незаконного рынка наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров. Как правило, коррупция и наркотики являются родственными элементами противоправной деятельности, в которой бывают взаимосвязаны наркодилеры и коррумпированные должностные лица органов государственной власти.
Коррупция и наркотики в России давно стали одними из главных проблем. В п. 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, одними из основных источников угроз национальной безопасности являются деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, а также сохраняющийся рост преступных посягательств, связанных с коррупцией [2].
Сегодня в нашей стране, пожалуй, нет ни одного органа власти, где бы коррупция не проявилась в явном или завуалированном виде. Граждане Российской Федерации ассоциируют государственные институты с коррупционными структурами, сросшимися с представителями бизнеса для удовлетворения своих корыстных потребностей. Да и сама власть, к сожалению, довольно часто дискредитирует себя громкими коррупционными скандалами. Очевидно, что коррупция стала «пятой колонной» нашего государства, которая разрушает политическую, экономическую, культурную и другие сферы общественной жизни.
Согласно индексу восприятия коррупции в 2011 году (ИВК-2011) Россия набрала 2.4 балла и заняла 143 место из 183 возможных [3]. Если сравнивать Индекс России в 2011 году с данными 2010 года (154 место из 178) можно отметить небольшую позитивную динамику. Действительно, Россия за прошедший год поднялась на 11 позиций выше. Но если внимательнее посмотреть на рейтинг, то наша страна по уровню коррумпированности находится на одном месте с Мавританией, Нигерией, Того и Угандой. По мнению автора, такое расположение Российской Федерации в списке индекса далеко не самым лучшим образом сказывается на имидже государства в мировом сообществе.
Так что же такое коррупция? Как понимается данное социально-правовое явление в науке и на практике?
В теории можно встретить множество самых разнообразных подходов к пониманию содержания категории коррупции. Приведем примеры некоторых определений, сформулированных наиболее известными и авторитетными российскими учеными-юристами.
Ведущий отечественный криминолог В.В. Лунеев отмечает, что «коррупция - синтетическое социальное или криминологическое понятие ... ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов деяний» [4, с. 271].
Профессор А.И. Долгова определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных или узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» [5, с. 501].
Крупный специалист в области изучения коррупции в системе государственного управления А.В. Куракин в качестве одного из главных результатов своего диссертационного исследования предлагает следующее определение коррупции: «Коррупция как явление в системе государственной службы включает в себя разнообразные противоправные деяния, состоящие в принятии государственным служащим лично или через посредников имущественных благ, осуществление государственным служащим должностных злоупотреблений с использованием своего статуса, а также
подкуп государственного служащего физическими или юридическими лицами» [6, С. 9].
Исходя из того, что коррупция - это широкое социально-правовое явление, можно выделить следующие общие причины коррупции: политические, организационные, экономические и психологические.
К политическим причинам коррупции относятся:
1) феномен «бюрократического капитализма», представляющий собой слияние представителей бизнеса и власти на корыстной основе;
2) отчуждение большей части населения России от решения вопросов, связанных с борьбой против коррупции;
3) отсутствие широкой и ежедневной идеологической пропаганды в СМИ по противодействию коррупции.
К числу организационных причин необходимо отнести:
1) весьма «мягкие» санкции, предусмотренные российским уголовным и административным законодательством за совершение коррупционных правонарушений;
2) неэффективная реализация (а в некоторых случаях и просто игнорирование) органами государственной власти мер, направленных на борьбу с коррупционными проявлениями;
3) безынициативность федеральных и региональных органов власти в решении многих вопросов по противодействию коррупции.
Экономические причины коррупции:
1) высокая степень расслоения общества на бедных и богатых, способствующая разрастанию коррупции;
2) значительный уровень инфляции и зависимости российской экономики от сырьевых сверхдоходов, которые стимулируют бизнес-сообщество коррумпировать российскую власть;
3) низкий уровень материального достатка жителей Российской Федерации, не позволяющий гражданам отстаивать свои права на законных основаниях, а прибегать к коррупционным схемам.
И, наконец, основными психологическими причинами коррупции являются:
1) исторические традиции, укоренившие в сознании российских граждан стремление к подкупу чиновников;
2) правовой нигилизм россиян в отношении осознания значимости общественной опасности коррупционных проявлений;
3) отсутствие у множества граждан этических и моральных барьеров, запрещающих совершать коррупционные правонарушения [7, с. 24-26].
Большое количество определений коррупции содержится в международных нормативных правовых актах. Так, в частности, в ст. 8 Конвенции против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15.11.2000) перечислены уголовно-наказуемые деяния, обладающие признаками коррупции:
а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо
250
неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;
Ь) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей [8].
В п. 1 ст. 23 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31.10.2003) перечислены виды коррупционных деяний, к которым относятся:
a) 1) конверсия или перевод имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений, в целях сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении основного правонарушения, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния;
и) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
b) при условии соблюдения основных принципов своей правовой системы:
1) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
и) участие, причастность или вступление в сговор с целью совершения любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей статьей, покушение на его совершение, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при его совершении [9].
В Российской Федерации официальное определение коррупции закреплено в Федеральном законе «О противодействии коррупции» [10] (далее - Закон о противодействии коррупции). Согласно ст. 1 данного закона, коррупция: - это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.
Анализируя все приведенные выше определения, можно сделать вывод о том, что коррупция не только сама по себе носит противоправный характер, но
251
и является основой для совершения других противоправных деяний, связанных, в том числе, и с наркотиками. Другими словами, коррупция создает почву для совершения правонарушений, связанных с незаконным обращением наркотических и психотропных веществ.
Далее попытаемся разобраться подробнее: в чем конкретно проявляется взаимосвязь коррупции и наркотиков?
Вначале приведем данные, которые ежегодно публикуются Международным комитетом по контролю над наркотиками (МККН) в отношении наркотиков и коррупции.
В последнее время на мировых рынках кокаина и героина произошли некоторые обнадеживающие перемены:
- общая площадь культивирования опийного мака во всем мире сократилась в 2009 году до 181400 га (15 процентов), или на 23 процента по сравнению с 2007 годом;
- одновременно с сокращением площади культивирования общемировой объем производства опия уменьшился с 8890 т в 2007 году до 7754 т в 2009 году (-3 процента), а потенциальный объем производства героина сократился с 757 т в 2007 году до 657 т в 2009 году;
- общая площадь культивирования коки во всем мире сократилась в 2009 году до 158800 га (5 процентов), на 13 процентов по сравнению с уровнем 2007 года или на 28 процентов по сравнению с уровнем 2000 года;
- предполагаемый общемировой объем производства кокаина сократился с 1024 т в 2007 году до 865 т в 2008 году (-16 процентов), а общемировой объем производства свежего листа коки уменьшился в 2009 году на 4 процента (на 14 процентов за период с 2007 по 2009 год) [11, с. 27-28.].
Действительно, за последние 3-4 года наблюдается положительная динамика по уменьшению общего количества площадей культивирования и выращивания растений, содержащих наркотические вещества, а также массы производимых наркотиков. Однако с 1998 г. по 2009 г. только общемировой потенциальный объем производства опия вырос в 2009 году с 4346 до 7754 т, или на 78 процентов. Из этого следует, что борьбу с незаконным выращиванием и производством наркотиков следует продолжать и усиливать.
В настоящее время стабилизировался общемировой объем изъятий кокаина и героина. В Северной Америке и Европе изъятия сократились, а в Южной и Центральной Америке возросли. Судя по данным из доклада МККН, в 2008 и 2009 годах незаконный оборот наркотиков через Западную Африку, стремительно расширявшийся в 2004 - 2007 годах, сократился. Общемировой объем изъятий смолы каннабиса в тот же период заметно вырос (+62%) и существенно повысил прежний рекордный уровень 2004 года. В 2008 году сообщения о значительном увеличении объема изъятий смолы каннабиса поступали из стран Ближнего и Среднего Востока, а также Европы и Африки.
По информации Международного комитета по контролю над наркотиками Российская Федерация - второй по размерам рынок героина. Около 25 процентов всего афганского героина (95 т) ежегодно вывозится из
Афганистана в Центральную Азию по так называемому северному маршруту для удовлетворения спроса Российской Федерации, составляющего около 70 т. По оценкам, в Российской Федерации насчитывается от 1,6 до 1,8 млн. потребителей опиатов, т.е. коэффициент распространенности потребления опиатов среди лиц в возрасте 15-64 лет составляет 1,6 процента. Среди наркопотребителей очень высок уровень распространенности ВИЧ (около 37 процентов).
Таким образом, мировой наркорынок характеризуется самыми разнообразными тенденциями: с одной стороны - за последние годы производство наркотиков сокращается, а с другой - общий объем оборота наркотиков за 8-10 лет существенно вырос. Серьезную озабоченность вызывает то, что Российская Федерация находится на лидирующих позициях по потреблению наркотических и психотропных веществ. Россия оказалась вовлеченной в мировой наркотрафик, где ей был отведен так называемый «северный маршрут». Не вызывает сомнения, что сегодня в России действует очень мощная наркомафия, которая контролирует гигантские потоки наркотиков, курсирующие по территории нашей страны. В связи с этим оказываются втянутыми в противоправную коррупционную деятельность сотрудники полиции, прокуратуры, Госнаркоконтроля, судебной системы, гражданские служащие и депутаты представительных органов власти.
Все усилия по борьбе с наркотиками сводятся на нет, когда происходит колоссальное давление на должностных лиц со стороны организованных преступных групп. Запугивание и подкуп - самые эффективные приемы, которые бандиты противопоставляют действиям правоохранительных органов. Коррупция - крайне опасное явление, оказывающее глубокое и разрушительное воздействие на личность, общество и социальные институты. Нередко именно она становится причиной низкой результативности или даже полной несостоятельности усилий по контролю над наркотиками.
Сотрудники правоохранительных и судебных органов, не получая поддержки и защиты оказываются перед сложным выбором: подвергнуться насилию или даже расстаться с жизнью либо пойти на сделку с совестью и стать сообщниками безжалостных преступников. После получения взятки должностные лица автоматически дискредитируют не только себя, но и все усилия, которые предпринимаются по противодействию наркотизации российского общества.
Сформировавшая сегодня устойчивая связь между наркотиками и коррупцией, которую в международных докладах называют «наркокоррупция», дает возможность организованным группировкам укреплять свою противозаконную деятельность, вести свои дела с минимальной оглядкой на органы власти и извлекать максимальный доход из подпольного рынка наркотиков.
Самым мощным коррумпирующим фактором для должностных лиц является возможность получить часть доходов от наркоторговли. Среди руководителей правоохранительных органов бытует мнение, что это - главная сила, подталкивающая к совершению коррупционных правонарушений
253
работников их ведомств. Сотрудники правоохранительных органов, занимающиеся борьбой с наркотиками, более всего подвержены коррупции.
В обмен на долю выручки от незаконного оборота наркотиков некоторые должностные лица воздерживаются от применения закона или исполняют эту обязанность недостаточно строго, предоставляя преступникам относительную свободу действий; кроме того, некоторые должностные лица могут за плату выборочно применять закон или направлять его силу против конкурентов конкретной преступной группы.
В России нередко бывали ситуации, когда представители наркобизнеса обретали самостоятельное политическое влияние. Они становились депутатами представительных органов власти или входили в состав руководящих структур исполнительных органов. Там они приобретали нужные связи и знакомства, вступали в сговор с коррумпированными представителями политической элиты. Таким образом, криминал полностью подчинял себе представителей государственной власти. Подобное взаимоусиливающее переплетение политических и криминальных сфер влияния в итоге подрывает легитимность публичных институтов.
Таким образом, те самые органы и механизмы, которые создаются для ограничения незаконной торговли наркотиками, нередко ослабевают или теряют дееспособность из-за коррупции. В некоторых странах Центральной Америки, например, коррупция, связанная с наркоторговлей, была отмечена среди высокопоставленных должностных лиц, в том числе среди руководителей правоохранительных ведомств по борьбе с наркотиками. В 2008 г. правительством Мексики проводилась операция «Чистые руки», имевшая своей целью очистить ряды высших чинов полиции от влияния наркокартелей. В результате были арестованы и осуждены временный глава федеральной полиции и исполняющий обязанности начальника оперативного отдела по контролю над наркотиками. Это свидетельствует о том, что правительства могут бороться с всепроникающей наркокоррупцией на самом высоком уровне [12, с. 32].
Страны, в которых остро стоят проблемы незаконного оборота наркотиков, особенно уязвимы для махинаций организованных преступных групп. Подпольная наркоторговля может оказывать дестабилизирующее воздействие на национальную экономику, политическую жизнь и гражданское общество.
Для предупреждения коррупции, связанной с наркотиками, можно принять ряд мер. Многие из них совпадают с теми, которые принимаются для борьбы с коррупцией вообще. Речь идет о мерах по предупреждению, обнаружению и расследованию случаев коррупции. В правоохранительных и судебных органах могут приниматься меры по созданию и укреплению структур подотчетности. Самые важные меры предупреждения наркокоррупции определены в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Конвенция допускает создание независимых антикоррупционных органов, официально наделенных законодательными полномочиями и способных содействовать эффективному предупреждению
254
коррупции. В ней также предложено периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер на предмет определения их действенности с точки зрения предупреждения коррупции.
В процессе предупреждения коррупции необходимо наличие во всех органах власти эффективных, прозрачных и объективных систем подбора, найма на работу, продвижения по службе и выхода в отставку должностных лиц. Все ведомства, участвующие в деятельности по контролю над наркотиками, должны обеспечить наличие у них конкретных процедур поддержки и контроля за работой всех сотрудников, особенно тех, кто подвержен непосредственной опасности коррупции.
Важным методом предупреждения коррупции является недопущение отмывания коррупционных доходов. Первоочередной задачей эффективной антикоррупционной стратегии является борьба с подкупом и запугиванием сотрудников судебной системы. В Бангалорских принципах поведения судей подтверждается идея о том, что судьи должны нести ответственность за свое поведение перед соответствующими инстанциями, учрежденными для поддержания надлежащих стандартов в деятельности судебных органов и характеризующимися, в свою очередь, независимостью и беспристрастностью; они призваны дополнять собой существующие нормы права и стандарты поведения, обязательные для судей, а не умалять значение этих норм. В Принципах вновь подчеркивается тот факт, что честность и неподкупность совершенно необходимы для надлежащего исполнения судебных полномочий и что судьи обязаны обеспечивать, чтобы их поведение было безупречным.
В соответствии с рекомендациями МККН в сфере деятельности полиции и других правоохранительных органов профилактика коррупции предполагает решительные действия по целому ряду направлений, включая:
a) подбор личного состава, его подготовку и продвижение по службе;
b) обеспечение достаточными ресурсами;
c) корректировку несовершенных схем оплаты труда, вознаграждения и поощрения сотрудников;
ё) совершенствование существующих в организации и за ее пределами механизмов управления и подотчетности;
е) повышение прозрачности;
1) изменение сложившихся в организации подходов и традиций, мешающих становлению высоких стандартов полицейского профессионализма и этики;
g) борьбу с любой внутренней субкультурой, которая может закреплять в сознании сотрудников идею о допустимости коррупции [12, с. 38].
Важное значение для предупреждения незаконного оборота наркотиков имеют также профилактика и сокращение масштабов коррупции в таможенных органах. Всемирной таможенной организацией определен ряд направлений целенаправленной работы по предупреждению коррупции на таможне: эффективное руководство и последовательность в достижении поставленных целей; нормативно-правовая база; прозрачность; автоматизация; реформы и
модернизация; аудит и расследования; кодекс поведения; управление людскими ресурсами; моральное состояние и служебная культура.
Существенным направлением для сокращения незаконного оборота наркотиков и коррупции является международное сотрудничество. Результатом такого сотрудничества стало образование в 1961 г. Международного комитета по контролю над наркотиками и ратификация Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. С тех пор были приняты и другие международно-правовые документы, призванные устранить препятствия для международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью и коррупцией, появились новые эффективные средства предупреждения и сдерживания организованной преступности и коррупции. Эти средства могут использоваться в борьбе с наркокоррупцией и помочь государствам более эффективно сотрудничать в деле пресечения операций по незаконному обороту наркотиков.
В дополнение ко всему вышеперечисленному, можно указать еще целый ряд рекомендаций, предлагаемых МККН для обеспечения более эффективного осуществления международных конвенций о контроле над наркотиками:
a) правительства должны уделять больше внимания инициативам по предупреждению коррупции, особенно в том, что касается публичных ведомств и должностных лиц всех уровней, активно занимающихся обеспечением соблюдения законов о наркотиках. Для этих должностных лиц опасность коррупции особенно велика, и они нуждаются в защите от нее. Разработке планов противодействия коррупции и ее предупреждения должны предшествовать надлежащая оценка рисков и выявление факторов, повышающих вероятность коррупции и проступков;
b) правительства должны придавать первоочередное значение стратегиям профилактики коррупции и антикоррупционной информационно-пропагандистской работы, опираясь на специфические преимущества и ценности, присущие каждой культуре;
c) правительства должны придавать первоочередное значение предупреждению коррупции и запугивания, особенно в отношении сотрудников судебных органов. Коррумпированный суд является серьезным препятствием как для успешной борьбы с коррупцией, так и для эффективного контроля над наркотиками;
ё) всем правоохранительным органам и органам уголовного правосудия, участвующим в контроле над наркотиками и в борьбе с организованной преступностью, следует официально провозгласить и проводить политику абсолютной нетерпимости по отношению к коррупции в своих рядах;
е) правоохранительным органам и органам уголовного правосудия, участвующим в контроле над наркотиками, следует в первоочередном порядке принять конкретные меры по предупреждению связанной с наркотиками и иной коррупции и нарушений установленных норм среди их личного состава. Такие меры могут включать внедрение исключающих коррупцию методов подбора и подготовки кадров, распределения по участкам работы и местам службы и
256
служебного контроля; проверки на неподкупность и добросовестность; усиление механизмов внутреннего расследования; независимый общественный надзор; эффективное привлечение к ответственности; обеспечение более надежной защиты информаторов (осведомителей) и свидетелей;
^ всем учреждениям, участвующим в контроле над наркотиками, следует предотвращать коррупцию, обеспечивая наличие у себя конкретных процедур поддержки и надзора за деятельностью всех сотрудников, особенно тех, чья работа непосредственно связана с риском коррупции. Во всех таких учреждениях, учитывая их особую уязвимость для коррупции, необходимо предусмотреть такие профилактические процедуры, как регулярная аттестация персонала; декларирование коллизий интересов, а также деятельности, не совместимой со служебными обязанностями, и побочной деятельности; декларирование и регистрация активов, материальных интересов и принимаемых подарков, в сочетании с надлежащими процедурами проверки достоверности таких деклараций. Следует ввести процедуры конфиденциального информирования о подозрительных сделках и инцидентах, в сочетании с положениями об эффективном расследовании таких сигналов службами внутреннего надзора, инспекциями или независимыми органами общественного контроля;
g) необходимо вновь активизировать усилия на национальном и международном уровнях в целях дальнейшего наращивания мер борьбы с отмыванием денег и обеспечения того, чтобы они использовались для выявления и конфискации доходов от наркокоррупции и других преступлений, связанных с наркотиками;
И) необходимо и далее укреплять международное и региональное сотрудничество, а также способность соответствующих правоохранительных органов и органов системы уголовного правосудия взаимодействовать между собой, особенно в том, что касается предупреждения и искоренения случаев подкупа и запугивания в связи с торговлей наркотиками;
1) государствам, которые еще не сделали этого, следует ратифицировать и осуществлять Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции с тем, чтобы обеспечить тем самым реализацию всего потенциала этих двух документов в деле борьбы с наркопреступностью, особенно на международном уровне;
]) международному сообществу следует оказывать помощь государствам, всячески пытающимся противодействовать наркокоррупции и устрашению граждан и нуждающимся в техническом и ином содействии, для наращивания их потенциала в области борьбы с наркокоррупцией [12, с. 39-40].
Подводя итог анализу влияния коррупции на наркоситуацию во всем мире и Российской Федерации необходимо сказать, что данная проблема требует дополнительного более глубокого исследования. Взаимодействие этих двух негативных социальных явлений фатальным образом сказывается на существовании любой державы. С одной стороны - разрушаются основы государственного строя, а с другой - уничтожается население страны, его самая
257
молодая и активная часть. Если Россия планирует в будущем стать мировым лидером в политике и экономике, то ей просто жизненно необходимо победить обе указанные проблемы.
Список литературы
1. Основные показатели, характеризующие результаты деятельности ФСКН России в 2011 году [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. - Режим доступа: http://fskn.gov.ru/pages/main/prevent/ 3939/index.shtml
2. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, № 20, ст. 2444.
3. Индекс восприятия коррупции 2011 (ИВК-2011) [Электронный ресурс]: Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси интернейшнл. - Режим доступа: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/ivk-2011
4. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. - М., 1999.
5. Криминология: учебник для вузов / под. ред. А.И. Долговой. - М.
1997.
6. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации: авторефер. дис. ... д-ра. юрид. наук. - Люберцы, 2008.
7. Поляков М.М. Административно-правовые способы предупреждения коррупционных правонарушений: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.
8. Конвенция против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15.11.2000) // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 3-33.
9. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31.10.2003) // Бюллетень международных договоров. 2006. № 10. С. 7-54.
10. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 30.12.2008. № 266.
11. Всемирный доклад о наркотиках за 2010 год (резюме) // Наркоконтроль. 2010. № 3. С. 26-34.
12. Наркотики и коррупция: первая глава Доклада Международного Комитета по контролю над наркотиками (МККН) за 2010 г. // Наркоконтроль. 2011. № 2. С. 29-40.
Polyakov M.M.
IMPACT OF CORRUPTION ON NARCOTIZATION OF RUSSIAN SOCIETY
The article investigates the impact of corruption on the drug situation in the Russian Federation. Investigated the reasons for the spread of narcotics and psychotropic substances, as well as legal and organizational measures to combat them.
Keywords: corruption, drugs, law enforcement, government agencies.