the managerial labor type of work, which must include the operations associated with the performance of administrative functions such as regulation, accounting, control, coordination of the various business processes of the organization, and be aimed at achieving the goals and objectives of the organization within the mission of the organization. Empirical analysis. The specificity of the administrative work, as a separate type of professional activity, needs to develop and improve the methodological device that will improve its effectiveness. One of the ways to increase the efficiency of administrative work is to assess the effectiveness of managerial work. Results. Evaluating the effectiveness of managerial work is multi-criteria. The author defines the place of assessing the effectiveness of administrative work in the management system. Classification performance evaluation conducted according to certain criteria, allows for a comparative analysis of these types of evaluation as a formal and informal. In assessing the effectiveness of administrative work necessary to take into account its diversity and to select methods of assessment and evaluation criteria based on the content of managerial work and the level of management. Conclusions. Managerial work is very complex, specific category, it is difficult to assess. But despite this, each manager should be interested to regularly evaluate the results of their labor. Currently, there is no single universal method of estimating the efficiency of administrative work.
Key words: managerial work, evaluation of the effectiveness of managerial work, purpose of assessing the effectiveness of managerial work.
References
1. Vinslav Yu. B. Upravlencheskaia deiatel'nost': is-toricheskie i logicheskie predposylki strukturirovaniia, rekomendatsii dlia praktiki menedzhmenta [Management activities: historical and logical premises structuring recommendations for practice management]. Menedzhment i biznes-administrirovanie [Management and Business Administration], 2011, no. 2, pp. 4-19.
2. The concept of efficiency (2011). Available at: http:// www.brainity.ru/experts/6561/ (accessed 10 May 2013).
3. Kholodkova V. V. Postroenie nepreryvnoi sistemy otsenki effektivnosti deiatel'nosti kompanii [Construction of a
continuous system of evaluating the performance of the company].MenedzhmentvRossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad], 2011, no. 3, pp. 25-32.
4. Gurieva E. A. Otsenka rukovoditelei vysshego zvena [Evaluation of senior executives]. Spravochnik po upravleniiu personalom [Directory management personnel], 2013, no. 1, pp. 58-62.
5. Kolosovskaya N. V. Otsenka effektivnosti truda po kriterial'nym pokazateliam [Evaluating the effectiveness of labor criteria indicators]. Vektor nauki Tol'iattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Vector science of Togliatti State University], 2010, no. 3(13), pp. 236-239.
УДК 334.754
ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ БИЗНЕСА
И. Н. Зубрилин
аспирант кафедры маркетинга, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина -филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Саратов E-mail: [email protected]
Введение. За последние несколько лет корпоративное управление в России получило довольно широкое распространение из-за возможности получения разнообразных положительных эффектов. Для оценки транспарентости отечественных компаний было проведено исследование, результаты которого представлены в данной статье для понимания текущего уровня информационной открытости российских корпораций и его динамику с 2004 г по настоящее время. Методы. Рассматривается динамика изменения и текущий уровень транспарентности бизнеса на примере 85 компаний по девяти ключевым показателям информации по следующим блокам: материалы к общему собранию акционеров, финансовая отчётность по нормам РСБУ и МСФО, структура капитала, данные о совете директоров и менеджменте, практика корпоративного управления, равнодоступность информации для российских и зарубежных инвесторов. Выводы. Внедрение надлежащей практики корпоративного управления способствует повышению прозрачности внутренних процессов в организации, что облегчает оценку перспектив компании ее инвесторами и становится основой
для привлечения инвестиционных средств (при положительном состоянии дел).
Ключевые слова: корпоративное управление, транспарентность.
Введение
За последние несколько лет корпоративное управление в России получило довольно широкое распространение. Так, согласно данным Национального совета по корпоративному управлению, в середине 2000-х гг. около 180 тыс. отечественных компаний в той или иной мере внедряли элементы данного типа управления. Причинами столь пристального внимания к корпоративному управлению является возможность получение разнообразных положительных эффектов, одно из центральных мест в списке которых занимает повышение доступности зарубежного капитала
© Зубрилин И. H., 2QÎ3
(около 2/3 российских ценных бумаг, находящихся в свободном обращении, принадлежит иностранцам [1, с. 50]). При этом доступ к иностранному капиталу сопряжён с необходимостью поддержания высокого уровня информационной открытости компании. Для оценки транспарен-тости отечественных компаний было проведено исследование, результаты которого представлены в данной статье. Итоги исследования должны дать понимание текущего уровня информационной открытости российских корпораций и его динамику с 2004 г. по настоящее время.
Методы
Было проведено исследование информационной прозрачности российских компаний, акции которых размещены на ММВБ. Выборка охватывала 85 организаций. Временные рамки исследования составили период 2004-2012 гг. (табл. 1-9) (данные 2004-2008 гг. взяты из исследования РИД) [2].
В процессе исследования выявлялось раскрытие информации по следующим блокам: материалы к общему собранию акционеров, финансовая отчётность по нормам РСБУ и МСФО, структура капитала, данные о совете директоров и менеджменте, практика корпоративного управления, равнодоступность информации для российских и зарубежных инвесторов. Данные по этим направлениям были получены путем изучения информации на интернет-сайтах компаний.
Одним из самых удобных способов получения материалов к общему собранию акционеров является размещение их на интернет-сайте компании. Поэтому надлежащая практика кор -поративного управления предполагает использование именно этого канала распространения информации.
По итогам 2012 г. доля компаний, которые используют подобный метод информирования, составила 94%, что является наивысшим показателем за всю историю исследования.
Таблица 1
Данные по размещению компаниями информации об общем собрании акционеров на интернет-сайте, %
Наименование показателя 2012 2010 2008 2007 2006 2005 2004
Компания размещает материалы к общему собранию акционеров на своем интернет-сайте 94 48 47 39 45 51 43
Данные по раскрытию отчётности в соответствии с требованиями РСБУ, % Таблица 2
Наименование показателя 2012 2010 2008 2007 2006 2005 2004
Бухгалтерский баланс 84 67 100 100 91 98 92
Отчёт о прибылях и убытках 84 65 100 100 91 98 88
Отчёт о движении денежных средств 84 51 96 97 82 91 80
Аудиторское заключение на представленную отчётность 80 47 84 87 67 86 68
Таблица 3 Данные по раскрытию отчётности в соответствии с требованиями МСФО, %
Наименование показателя 2012 2010 2008 2007 2006 2005 2004
Бухгалтерский баланс 91 76 96 82 82 72 72
Отчёт о прибылях и убытках 91 76 96 82 82 70 72
Отчёт о движении денежных средств 91 76 96 82 81 67 72
Аудиторское заключение на представленную отчётность 84 68 95 76 74 65 68
Компании раскрывают информацию о финансовых результатах деятельности путём публикации отчётности, оформленной в соответствии с российскими и международными стандартами. Согласно требованиям российского законодательства для акционерных обществ распространение отчётности по РСБУ и МСФО является обязательным.
В 2012 г. 84% компаний придали общественной огласке отчётность, составленную по РСБУ и 90% отчётность по МСФО. В 2010 г. рассмат-
риваемые показатели находились на уровне 65 и 74% соответственно.
Информирование инвесторов о структуре капитала является частью надлежащей практики корпоративного управления. Данные материалы позволяют узнать о роли отдельных лиц в компании, а также о возможности потенциальных акционеров оказывать влияние на её политику.
В 2012 г. информацию о собственниках разместили в 72% компаний, что на 23% больше, чем 2010 г.
Таблица 4
Данные по количеству компаний, разместивших информацию о структуре акционерного капитала, %
Наименование показателя 2012 2010 2008 2007 2006 2005 2004
Компания размещает материалы к общему собранию акционеров на своем интернет-сайте 72 49 35 47 30 46 12
Данные по представленной информации о совете директоров, % Таблица 5
Наименование показателя 2012 2010 2008 2007 2006 2005 2004
Фамилия, имя, отчество 99 97 100 100 100 100 100
Сведения об образовании 87 76 82 76 90 67 50
Все должности, занимаемые таким лицом в эмитенте за последние 5 лет в хронологическом порядке 92 83 100 100 100 100 100
Все должности, занимаемые таким лицом в других организациях за последние 5 лет в хронологическом порядке 87 89 100 100 100 98 100
Доли участия такого лица в уставном капитале компании 80 80 100 100 100 98 99
Информация о вознаграждениях раскрывается частично либо в совокупности без индивидуализации 26 53 77 81 83 81 76
Данные по представленной информации о правлении, % Таблица 6
Наименование показателя 2012 2010 2008 2007 2006 2005 2004
Фамилия, имя, отчество 99 96 100 100 100 100 100
Сведения об образовании 87 76 82 76 90 67 50
Все должности, занимаемые таким лицом в эмитенте за последние 5 лет в хронологическом порядке 93 91 100 100 100 100 100
Все должности, занимаемые таким лицом в других организациях за последние 5 лет в хронологическом порядке 87 70 100 100 100 98 100
Доли участия такого лица в уставном капитале компании 80 78 100 100 100 98 99
Информация о вознаграждениях раскрывается частично либо в совокупности без индивидуализации 21 46 72 81 83 74 76
Раскрытие информации о составе совета директоров и правлении играет важную роль в надлежащей практике корпоративного управления. С одной стороны, это позволяет акционерам сделать вывод об уровне компетенции и опыте лиц, занимающих позиции в управлении компанией, с другой - делает возможным выявить сделки с заинтересованностью, когда может возникнуть угроза существования компании.
В рамках данного пункта предполагается публикация следующей информации: ФИО; сведения об образовании; должности, занимаемые в течение пяти лет внутри и за пределами компании;
Данные по публикации инфор
доли участия лиц в уставном капитале; информация о вознаграждении.
В 2012 г. были зафиксированы следующие результаты: информацию об имени управляющих опубликовали в 99% компаний, об образовании - в 87%, о занимаемых должностях в рамках текущей компании - в 93%, о должности в других компаниях - в 87%, о доле в уставном капитале - в 33%, о родственных связях - в 4%, о вознаграждении - в 26% (в большинстве случаев шла речь об общей сумме вознаграждения на всех членов совета директоров и правления). Показатели данного года являются рекордными.
Таблица 7
ции о стратегии компаний, %
Наименование показателя 2012 2010 2008 2007 2006 2005 2004
На интернет-сайте компании раскрываются протоколы заседаний совета директоров или выписки из них 75 28 23 27 22 44 48
458 Научный отдел
Надлежащая практика корпоративного управления предполагает публикацию материалов о решениях совета директоров, если они не представляют собой конфиденциальную информацию. В 2012 г
Данные по публикации информации о
подобная информация было опубликована 75% компаний. Для сравнения: в 2010 г. подобную информацию предоставили только 28% компаний (ранее исторический максимум 2004 г. составлял 48%).
Таблица 8
практике корпоративного управления, %
Наименование показателя 2012 2010 2008 2007 2006 2005 2004
На интернет-сайте компании раскрывается информация о практике корпоративного управления 85 56 68 76 72 70 80
Информация по данном блоку публикуется компаниями в виде раздела годового отчета либо в виде самостоятельного документа, в котором описываются выполненные процедуры в рамках кодекса корпоративного управления.
В 2012 г. подобную информацию предоставили 84% компаний, что на 28% больше, чем в 2010 г.
Для получения доступа к иностранному
капиталу компании должны публиковать свои материалы на различных языках. В российской практике принято дублировать информацию на русском и английском языках.
Практика дублирования информации на английском языке постоянно возрастала начиная с 2005 г. и в 2012 г. составила 69% (был повторен результат 2010 г.).
Таблица 9
Данные по равнодоступности информации на русском и английских языках, %
Наименование показателя 2012 2010 2008 2007 2006 2005 2004
Компания следует принципу зеркального отображения информации на русскоязычной и англоязычной версиях своего интернет-сайта 69 71 60 58 54 33 44
Выводы
Результаты исследования свидетельствуют о том, что практически по всем рассматриваемым показателям в 2012 г. наблюдалось увеличение транспарентности. Более того, были установлены исторические максимумы по разделам размещения информации к общему собранию акционеров, данные по раскрытию информации согласно требованиям МСФО, структуре акционерного капитала, большей части информации по членам совета директоров и правления, данных о текущей стратегии компании, материалов о практике корпоративного управления и равнодоступности информации. Если же рассматривать динамику показателей во времени, то можно выделить минимумы, которые приходились на 2006 и 2008 гг. Снижение в эти периоды обусловлено как опасением последствий чрезмерной открытости
бизнеса, так и кризисными явлениями в экономике (касательно 2008 г.).
Рассматривая перспективы повышения информационной открытости, считаем, что тенденция в дальнейшем должна продолжаться. Это должно сыграть позитивную роль в привлечении иностранного капитала в отечественную экономику, став тем самым залогом высоких темпов экономического роста.
Список литературы
1. Перемены в мышлении. Корпоративное управление и перспективы взаимных инвестиций России и США / отв. ред. : А. Астахович, Ч. Дуглас, Д. Зелкович, Л. Снод-дон. М., 2007. 96 с.
2. Исследование практики корпоративного управления в России : сравнительный анализ по итогам 2004-2008 гг. / Российский институт директоров (РИД). М., 2009. 76 с.
The Influence of Corporate Governance on Increase of Transparency of Business I. N. Zubrilin
Post-graduate Student, Department of Marketing,
Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 23/25, Sobornaya str., Saratov, 410031 Russia E-mail: [email protected]
Introduction. Over the past few years, corporate governance in Russia is now quite common because of the possibility of obtaining a variety of positive effects. To assess the transparency of domestic companies study was conducted, the results of which are presented in this paper to understand the current level of information transparency of Russian corporations and its dynamics from 2004 to the present. Methods. The dynamics of
change and the current level of transparency of business on the example of 85 companies on nine key indicators of information on the following clusters: materials for the general meeting of shareholders, financial reporting standards RAS and IFRS, capital structure, the data is on the Board of Directors and management, corporate governance, fairness Information for Russian and foreign investors. Conclusions. Implementation of good practices of corporate governance enhances transparency of internal processes in the organization, which facilitates assessment of the prospects of the company and its investors is the basis for attracting investment funds (with a positive state of affairs.) Key words: corporate governance, transparency.
References
1. Peremeny v myshlenii. Korporativnoe upravlenie i per-spektivy vzaimnyh investicij Rossii i SShA [Changes in thinking. Corporate management and prospects of mutual investments of Russia and USA]. Moscow, 2007. 96 p.
2. Issledovanie praktiki korporativnogo upravlenija v Rossii: sravnitel'nyj analiz po itogam 2004-2008 gg. [Research of practice of corporate governance in Russia: the comparative analysis following the results of 2004-2008. The Russian Institute of Directors (RID)]. Moscow, 2009. 76 p.
УДК 330.3; 332.5; 334.7
ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИМ)
О. Ю. Челнокова гШ^шы/
кандидат экономических наук, доцент кафедры UUuicX-
экономической теории и национальной экономики, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Введение. В современных условиях одним из перспективных направлений повышения эффективности функционирования экономической системы является формирование инновационных социально-экономических структур, институциональной формой организации которых выступают национальные исследовательские университеты. Теоретический анализ. В статье рассматривается процесс трансформации классических университетов в национальные исследовательские университеты, явившийся, во-первых, следствием неравновесности и нестабильности современного мира; во-вторых, результатом постоянных изменений и хаоса в природных, общественных, экономических и других системах; в-третьих, ориентацией новой экономики на знания и инновации. Показывается изменение задач университетов: от традиционных (учебной и научной деятельности) к новым (коммерциализации научных результатов, полученных в подразделениях университетов), и их роли в экономическом развитии. Обсуждение результатов. На примере реструктуризации регионального вуза в национальный исследовательский университет выявляется фундаментальная позиция регионального вуза в обществе, делающая его ключевым звеном в будущих инновациях, процессах создания новых рабочих мест, устойчивого развития региона и экономического роста страны в целом. Ключевые слова: национальный исследовательский университет, классический университет, трансформация, инновации, региональное развитие, экономический рост.
Введение
Только новые виды деятельности и новые инновационные структуры в современных условиях позволяют в течение длительного времени удерживать лидерские позиции на рынке и иметь
высокие показатели эффективности экономической системы.
На сегодняшний день в условиях хаотичной динамики развития одним из перспективных направлений повышения эффективности функционирования инновационной системы является формирование новых инновационных социально-экономических структур, институциональной формой организации которых могут выступать национальные исследовательские университеты (НИУ), в рамках которых не только эффективно организован сам процесс обучения, но и осуществляется его интеграция с научными исследованиями.
Появились подобные структуры в результате процесса трансформации классических университетов и изменения их роли в социально-экономическом развитии стран. В России подобные трансформационные процессы только начались, поэтому их исследование носит важный теоретический и практический характер.
Теоретический анализ
Если не касаться количественных критериев, то университет - это высшее учебное заведение, которое: 1) реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); 2) осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников; 3) выполняет фунда-
© Челнокова О. Ю., 2QÎ3