Научная статья на тему 'Практика раскрытия информации российскими страховыми компаниями'

Практика раскрытия информации российскими страховыми компаниями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыганов А. А., Глухова Т. С.

В статье подробно рассмотрены процедуры раскрытия информации, как одного из важнейших компонентов практики корпоративного управления компании. Анализируется практика раскрытия информации российскими страховыми компаниями по РСБУ и МСФО, а также нефинансовой информации. На основе чего делаются выводы о готовности российских страховщиков выполнять принятые в мировой практике корпоративные нормы и правила.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика раскрытия информации российскими страховыми компаниями»

2(14) - 2009

Страховой бизнес

ПРАКТИКА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ РОССИЙСКИМИ СТРАХОВЫМИ КОМПАНИЯМИ

Российские страховые компании часто не спешат внедрять у себя международные стандарты корпоративного управления [1] из-за недостаточного понимания реального, а не формального предназначения эффективного корпоративного управления и его механизмов. В то же время эффективное корпоративное управление в компаниях особенно важно для инвесторов как минимум по двум причинам. Во-первых, оно гарантирует прозрачность компании и поэтому позволяет инвестору более точно определить риск вложения средств и разработать соответствующую стратегию управления. Во-вторых, оно служит залогом того, что инвесторы смогут реализовать свои права миноритарных акционеров при управлении компанией.

В этой статье подробно рассмотрены процедуры раскрытия информации как одного из важнейших компонентов практики корпоративного управления компании.

Страховая компания должна стремиться к снижению информационной асимметрии и созданию равных условий для получения инвесторами информации. Высокая степень информационной прозрачности является не только средством обеспечения прав инвесторов, но и одним из ключевых факторов обеспечения эффективности рынков капитала [2]. Раскрытие такой информации компаниями обычно повышает их инвестиционную привлекательность.

А.А. ЦЫГАНОВ,

доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой управления страховым делом и социальным страхованием Государственного университета управления

Т.С. ГЛУХОВА,

главный бухгалтер филиала ООО «СГ «АСКО», Москва

За основу методики проведенного анализа раскрытия информации в страховых компаниях была взята методика, разработанная Российским институтом директоров при исследовании практики корпоративного управления в России, проведенного в рамках проекта «Совершенствование корпоративного управления в России» на 2003—2006 гг. [3]. Данная методика оценки практики корпоративного управления была составлена исходя из рекомендаций передовой международной и отечественной практики корпоративного управления, в том числе Российского кодекса корпоративного поведения [4].

Государственный реестр субъектов страхового дела Российской Федерации, составленный ФССН на 1 января 2008 г., содержит сведения о 857 страховых компаниях [5]. В целенаправленной выборке представленного анализа были отобраны страховые компании, удовлетворяющие двум и более нижеприведенным критериям:

1. Единство организационно-правовой формы (ОАО и ЗАО);

2. Компания входит в сотню лидеров страхового рынка по взносам (без учета обязательного медицинского страхования);

3. Компания, которой присвоены рейтинги международных агентств, таких как Standard & Poor's [6], Moody's [7], Fitch Ratings [8], и российского рейтингового агентства «Эксперт РА» [9].

2(14) - 2009

Страховой бизнес

Раскрытие финансовой информации

Таким образом, были отобраны 57 компаний. Выборка страховых компаний на основании этих критериев позволяет охватить большое число компаний — лидеров в страховании, которые, как ожидается, станут и лидерами в применении практики корпоративного управления, что сделает выборку репрезентативной и отразит состояние дел на сегодняшний день на страховом рынке. Это позволит также выработать рекомендации по устранению проблем в практике корпоративного управления.

В качестве основных источников анализа использовались следующие публичные источники информации (состояние на 20.05.2008): официальные Интернет-сайты и годовые отчеты страховых компаний; ежеквартальная отчетность компаний; ленты новостей информационных агентств, являющихся уполномоченными агентствами Федеральной службы финансовых рынков России (ФСФР) [10]; другие публичные источники информации, в том числе публикации в СМИ, материалы презентаций представителей компаний; сайты международных и российских рейтинговых агентств. На рис 1. представлена схема аспектов, которые были проанализированы в рамках задачи исследования раскрытия информации страховыми компаниями.

Раскрытие финансовой информации (I)

Возможность для инвесторов своевременного и быстрого доступа к актуальной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности компании определяет информационную прозрачность компании [11]. При исследовании практики раскрытия компаниями финансовой информации о своей деятельности анализировались следующие аспекты:

■ раскрытие отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ);

■ раскрытие отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Раскрытие отчетности по РСБУ

Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР от 16.03.2005 № 05-5/пз-н16 (далее — Положение ФСФР о раскрытии информации)

Прозрачность и раскрытие информации в страховых компаниях

Раскрытие нефинансовой информации

Общая дисциплина раскрытия информации

2

О *

ш о а ш £ о

X

З' *

га ш га н о о О

ш о о. о £ ш о.

X

ч га н ш ш о о ш га н о о О

О

>5

О

£

£

О

X

Э'

га

2

а

О

£

ш *

X X

Т н

X X

с с

га о

I с

X

ч

га

Р

а

о

#

£ т о

п а

н ш

о

о о

£ X

С

^

Н О га

о X

ч о £ о т

т к

га с

о. ч

Рис. 1. Прозрачность и раскрытие информации в страховых компаниях

[12], обязывает открытые акционерные общества раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность, подготовленную в соответствии с РСБУ, в том числе бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации.

Бухгалтерский баланс отражает финансовое положение компании на определенный момент времени (конец отчетного периода). Отчет о прибылях и убытках позволяет оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые, вероятно, компания будет контролировать в будущем, прогнозировать движение денежных средств на основе имеющихся ресурсов и обосновывать эффективность, с которой компания может использовать дополнительные ресурсы. Учитывая, что в настоящее время РСБУ является обязательным стандартом финансовой отчетности для российских компаний, важность данного вида отчетности для инвесторов заключается в возможности сопоставления на ее основе результатов деятельности разных хозяйствующих субъектов и принятия соответствующих инвестиционных решений. На рис. 2 и 3 представлены диаграммы предоставления бухгалтерского и годового отчета компаниями.

Анализ показал, что при раскрытии отчетности по РСБУ подавляющее большинство компаний из выборки предоставляет устаревшую информацию или своевременно не обновляет свои корпоративные Интернет-сайты. По состоянию на конец мая 2008 г. только 18 % (10 из 57) и 9 % (5 из 57) предоставили информацию о бухгалтерском балансе за

Страховой бизнес

2(14) - 2009

Бухгалтерский отчет за 2006 год

19 %

Бухгалтерский отчет за 2007 год

Рис. 2. Представление российскими страховыми компаниями отчетности по РСБУ за прошедшие периоды 2004—2007 гг.

Источник: информационно-аналитический центр кафедры управления страховым делом и социальным страхованием Государственного университета управления.

Предоставлен годовой отчет за 2007 год

Не предоставлена информация о годовом отчете

Предоставлен годовой отчет за 2006 год

Предоставлен годовой отчет за 2004 год

Рис 3. Представление российскими страховыми компаниями годовых отчетов за прошедшие периоды 2004—2007 гг.

Источник: информационно-аналитический центр кафедры управления страховым делом и социальным страхованием Государственного университета управления.

кругу пользователей информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании [13]. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании. Необходимость этой отчетности связана с тем, что финансовая отчетность по РСБУ носит прежде всего фискальный характер и не предоставляет пользователям достаточных данных для принятия экономических решений. Поэтому компании, заинтересованные в привлечении инвесторов, должны обеспечить своевременное раскрытие финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, в виде бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и аудиторского заключения на представленную отчетность.

Как показал анализ, только одна компания из выборки предоставила в сети Internet информацию об отчетности по МСФО.

первый квартал 2008 г. и годовой отчет за 2007 г., соответственно.

Следует отметить, что практически все компании, представившие свои годовые отчеты, раскрывают и аудиторское заключение на свою финансовую отчетность по РСБУ, что увеличивает возможности инвесторов оценить достоверность этой отчетности.

Раскрытие отчетности по МСФО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, является представление при принятии экономических решений широкому

Раскрытие нефинансовой информации (II)

Важным элементом информационной прозрачности компании является раскрытие нефинансовой информации о ее деятельности. Это позволяет инвесторам оценить нефинансовые аспекты деятельности компании, а именно структуру управления, состав акционеров компании, принципы определения и размер вознаграждений членов совета директоров, стратегию развития. Поэтому международная передовая практика корпоративного управления исходит из того, что компания должна обеспечить своевременный доступ заинтересованных лиц к такой информации.

7х"

69

2(14) - 2009

Страховой бизнес

В ходе исследования анализировалась практика раскрытия нефинансовой информации о деятельности компании по следующим аспектам:

■ состав акционеров компании;

■ состав совета директоров;

■ состав исполнительных органов;

■ стратегия развития компании;

■ практика корпоративного управления компании.

Раскрытие информации о составе акционеров компании

Важным аспектом информационной прозрачности компании является раскрытие информации о составе акционеров компании. Это позволяет заинтересованным лицам оценить риски, связанные со структурой акционерного капитала, в частности получить информацию о наличии контролирующего акционера или группы взаимосвязанных лиц, контролирующих значительную долю голосующих акций компании.

Передовая практика корпоративного управления заключается в том, что компания должна раскрывать информацию о не менее чем 75 % бенефициарных собственниках компании. Полученные данные свидетельствуют об общем низком уровне раскрытия информации о бенефициарной структуре собственности.

Раскрытие информации о составе совета директоров

Положение ФСФР о раскрытии информации предусматривает обязанность для всех акционерных обществ раскрывать в годовом отчете компании информацию о составе совета директоров акционерного общества, включая информацию об изменениях в составе совета, имевших место в отчетном году, и сведения о членах совета (в том числе их краткие биографические данные, долю их участия в уставном капитале компании). Раскрытие указанной информации позволяет заинтересованным лицам оценить компетентность, независимость, мотивацию и способность членов совета директоров эффективно исполнять свои обязанности, наличие или отсутствие у них конфликтов интересов.

Результаты исследования показали, что в целом по выборке компаний 51 % компаний (29 из 57) раскрывают лишь частично указанную выше информацию о составе совета директоров. Как правило, это информация об изменениях в составе совета, сведения о членах совета и их краткие биографические данные. Остальные компании не раскрывают даже этой информации.

Раскрытие информации о составе исполнительных органов

В целом по выборке 44 % компаний (25 из 57) раскрывают частично информацию о составе исполнительных органов. Как и в случае раскрытия информации о членах совета директоров, данные исследования свидетельствуют о низком уровне раскрытия информации компаниями.

Раскрытие информации о стратегии развития компании

Важной информацией, позволяющей оценить перспективы развития компании, является информация о ее стратегии развития. Международная практика корпоративного управления рекомендует раскрывать информацию о стратегии развития компании в виде отдельного раздела на корпоративном Интернет-сайте или в виде отдельного документа, содержащего подробное описание стратегии развития компании.

Результаты исследования показали, что в целом по выборке только 14 % (8 из 57) страховых компаний на своих корпоративных Интернет-сайтах раскрывают стратегию своего развития, и 4 % компаний (2 из 57) приняли в виде отдельного раздела Кодекс корпоративного поведения.

Общая дисциплина раскрытия информации (III)

Общая дисциплина раскрытия информации — один из значимых аспектов практики корпоративного управления с точки зрения информационной прозрачности компании. В частности, инвесторов интересует равнодоступность, своевременность, непрерывность и полнота раскрываемой информации.

В ходе исследования общая дисциплина раскрытия информации анализировалась по следующим аспектам:

■ наличие положения об информационной политике;

■ равнодоступность информации для российских и зарубежных акционеров.

Наличие положения об информационной политике

Очевидно, что соблюдение компанией принципов корпоративного управления [14] более вероятно при наличии в компании утвержденного советом директоров внутреннего документа, регламентирующего информационную политику и определяющего ее принципы, цели и задачи, объем и порядок раскрытия информации, а также лиц, ответственных за обеспечение раскрытия информации.

Страховой бизнес

2(14) - 2009

Аспекты информационной политики даны в Уставе

Не приведены данные об информационной политике компании

Утверждение этого документа советом директоров повышает его значимость для всех участников системы корпоративного управления компании. На рис. 4 представлена диаграмма о предоставлении сведений об информационной политике компании.

Равнодоступность информации для российских и зарубежных акционеров

Принцип недискриминационного доступа является ключевым в обеспечении эффективного рынка капитала. Международная практика корпоративного управления заключается в том, что компания должна обеспечить равный доступ всех инвесторов независимо от их страновой принадлежности к корпоративной информации.

Результаты исследования показали, что в целом по выборке компаний 19 % компаний (11 из 57) следуют принципу зеркального отображения информации на русскоязычном и англоязычном Интернет-сайтах компании.

Таким образом, результаты анализа практики корпоративного управления в части аспекта раскрытия информации и прозрачности страховых компаний в отобранных компаниях свидетельствуют о наличии значительного числа нерешенных проблем. По компоненту «Раскрытие финансовой информации» основным положительным аспектом стал достаточно высокий процент страховых компаний, которые раскрывают свою финансовую отчетность (прежде всего, по РСБУ). Однако наличие информации о стратегии компаний, составе органов управления, о практике корпоративного управления в компаниях в целом находится на низком уровне. У большинства исследованных компаний отсутствует ясная информационная политика. Недостаточно эффективно используется такой канал раскрытия информации, как корпоративный Интернет-сайт.

Российские страховые компании в большинстве своем не готовы к выполнению принятых в мировой практике корпоративных норм и правил. Основные проблемы корпоративного поведения связаны с отсутствием длительной практики кор-

Положение об информационной политике (отдельный документ)

Рис. 4. Сведения об информационной политике российских страховых компаний

Источник: информационно-аналитический центр кафедры управления страховым делом и социальным страхованием Государственного университета управления.

поративных отношений, в связи с чем традиции корпоративного поведения еще только формируются.

Однако развитие реального рынка страхования, увеличение его концентрации и рост конкуренции вынуждают российских страховщиков задумываться об улучшении практики корпоративного управления.

Литература

1. Принципи та стандарти М1жнародно! асощаци оргашв нагляду за страховою д1яльшстю. Кшв, 2002.

2. Цыганов А. А, Васильев Е. И. Современные механизмы регулирования рынка страховых услуг. М., 2004.

3. Исследование практики корпоративного управления в России: Сравнительный анализ по итогам 2003—2005гг. www.rid.ru.

4. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ. Распоряжение от 4 апреля 2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения».

5. www.fssn.ru.

6. www.standardandpoors.ru.

7. www.moodys.ru.

8. www.fitchratings.ru.

9. www.raexpert.ru.

10. www.fcsm.ru.

11. Цыганов А. А. Финансовая прозрачность и раскрытие информации в страховом деле // Финансы, 2004, № 6.

12. Ред. приказов ФСФР РФ от 01.11.2005 № 05-57/пз-н, от 12.01.2006 № 06-6/пз-н.

13. www. minfin. ru.

14. Принципы корпоративного управления ОЭСР. М., 2001.

7х"

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.