Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОНЦЕССИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ОБЪЕКТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ КОНЦЕССИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ОБЪЕКТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
Концессии / предпринимательство / модернизация / стратегические объекты / инфраструктура / частные инвестиции / государственно-частное партнерство / экономическое развитие. / Concessions / entrepreneurship / modernization / strategically important facilities / infrastructure / private investments / public-private partnership / economic development / infrastructure projects.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баёнова Мунира Гавхархоновна

В условиях современных экономических реалий концессии и частное предпринимательство становятся важнейшими инструментами для модернизации объектов стратегического значения. Эта работа анализирует роль частных инвестиций и концессионных соглашений в развитии инфраструктуры, обеспечивающей жизненно важные услуги для общества. Рассматриваются ключевые аспекты взаимодействия государства и бизнеса, а также успешные примеры реализации концессионных проектов, которые способствуют эффективному развитию инфраструктурных объектов, таких как транспорт, энергетика и водоснабжение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the context of modern economic realities, concessions and private entrepreneurship have become key tools for the modernization of strategically important facilities. This paper analyzes the role of private investments and concession agreements in the development of infrastructure that provides essential services to society. The key aspects of government-business interaction are discussed, as well as successful examples of concession projects that contribute to the efficient development of infrastructure facilities, such as transportation, energy, and water supply.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОНЦЕССИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ОБЪЕКТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ»

3 о

УДК: 338.246.2:

ВЛИЯНИЕ КОНЦЕССИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ОБЪЕКТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

БАЁНОВА МУНИРА ГАВХАРХОНОВНА

старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга Международного университета туризма и предпринимательства Таджикистана. Республика Таджикистан, г.

Душанбе

Аннотация: В условиях современных экономических реалий концессии и частное предпринимательство становятся важнейшими инструментами для модернизации объектов стратегического значения. Эта работа анализирует роль частных инвестиций и концессионных соглашений в развитии инфраструктуры, обеспечивающей жизненно важные услуги для общества. Рассматриваются ключевые аспекты взаимодействия государства и бизнеса, а также успешные примеры реализации концессионных проектов, которые способствуют эффективному развитию инфраструктурных объектов, таких как транспорт, энергетика и водоснабжение.

Ключевые слова: Концессии, предпринимательство, модернизация, стратегические объекты, инфраструктура, частные инвестиции, государственно-частное партнерство, экономическое развитие.

THE IMPACT OF CONCESSIONS AND ENTREPRENEURSHIP ON THE MODERNIZATION OF STRATEGICALLY IMPORTANT FACILITIES

BAYONOVA MUNIRA GAVKHARKHANOVNA

Senior Lecturer at the Department of Management and marketing of the International University of Tourism and Entrepreneurship of Tajikistan, Republic of Tajikistan, Dushanbe

Abstract: In the context of modern economic realities, concessions and private entrepreneurship have become key tools for the modernization of strategically important facilities. This paper analyzes the role of private investments and concession agreements in the development of infrastructure that provides essential services to society. The key aspects of government-business interaction are discussed, as well as successful examples of concession projects that contribute to the efficient development of infrastructure facilities, such as transportation, energy, and water supply.

Keywords: Concessions,entrepreneurship, modernization, strategically important facilities, infrastructure, private investments, public-private partnership,economic development, infrastructure projects.

ТАЪСИРИ КОНЦЕССИЯ ВА СО^ИБКОРИИ ХУСУСЙ БА МОДЕРНИЗАТСИЯИ ОБЪЕКТ^ОИ СТРАТЕГИ

БАЁНОВА МУНИРА ГАВХАРХОНОВНА

устоди калони кафедраи менечмент ва маркетинги Донишгох,и байналмилалии сайёхй ва сох,ибкории Точикистон. Чумхурии Точикистон, ш. Душанбе

Аннотация: Дар шароити воцеии щтисоди муосир консессия ва соуибкорй ба восита%ои асосии модернкунонии объектной му%ими стратеги табдил ёфтаанд. Ин мацола нацши сармоягузорщои хусуси ва созишнома%ои консессиониро дар рушди инфрасохторе, ки хидмат%ои му%имро барои цомеа таъмин мекунанд, та%лил менамояд. Цанба%ои асосии %амкории давлат ва бахш%ои хусуси барраси гардида, намуна%ои муваффаци лоща^ои

консессиони, ки ба рушди самараноки объектной инфрасохтори ба монанди нацлиёт, энергетика ва таъминоти об мусоидат мекунанд, мавриди му^окима царор гирифтаанд.

Калидвожахр: Консессия, сощбкории хусуси, модернизатсия, объект^ои стратеги, сармоягузорщои хусуси, шарикии давлат ва хусуси, рушди ицтисоди.

Постановка проблемы: В условиях стремительно развивающейся экономики и глобализации вопросы эффективного развития инфраструктуры стратегического значения становятся всё более актуальными. Одним из важнейших инструментов для решения этих проблем являются концессии и частное предпринимательство, которые позволяют привлекать частные инвестиции в модернизацию жизненно важной инфраструктуры. Однако, несмотря на преимущества, которые могут быть достигнуты с помощью концессионных соглашений и предпринимательской активности, существует ряд вызовов, таких как необходимость обеспечения устойчивости инвестиций, соблюдения интересов всех сторон и эффективного взаимодействия между государством и бизнесом.

Анализ последних исследований и публикаций: В последние годы значительно увеличилось количество исследований, посвященных влиянию концессий и частного сектора на развитие инфраструктуры. Множество публикаций подтверждают положительный эффект концессионных соглашений в различных странах, где они использовались для модернизации таких объектов, как транспортные сети, энергетические системы и водоснабжение. Вместе с тем, в ряде исследований также рассматриваются проблемы, связанные с рисками для государства и недостаточной гибкостью частных инвесторов в условиях изменяющихся экономических реалий.

Цель данной статьи: Целью данной статьи является анализ влияния концессий и частного предпринимательства на модернизацию объектов стратегического значения. В рамках работы будет исследовано, как частные инвестиции и партнерство между государством и бизнесом способствуют развитию инфраструктуры и обеспечению жизненно важных услуг для общества. Также в статье рассматриваются успешные примеры реализации концессионных проектов и проблемы, с которыми сталкиваются участники этих процессов.

Развитие частного сектора является основным фактором роста экономики любой страны, особенно в условиях глобализации и современных вызовов. В Республике Таджикистан, где экономика традиционно ориентирована на сельское хозяйство, природные ресурсы и государственные предприятия, развитие частного сектора стало приоритетной задачей государственной политики в последние десятилетия. Одним из важнейших элементов, поддерживающих рост частного сектора, является инвестиционный климат, который включает в себя как внутренние, так и внешние факторы, определяющие привлекательность страны для инвесторов.

На сегодняшний день развитие частного сектора в Таджикистане сталкивается с рядом вызовов, таких как слабая инфраструктура, ограниченные финансовые ресурсы. Однако правительство страны активно работает над улучшением инвестиционного климата и созданием условий для стимулирования предпринимательства, в том числе через различные реформы, направленные на снижение административных барьеров, повышение прозрачности и обеспечение правовой защищенности инвесторов. Процесс формирования частного сектора включает в себя меры по улучшению инвестиционного климата, такие как:

• Упрощение процедур для регистрации предприятий и получения разрешений;

• Развитие банковской и финансовой систем для стимулирования инвестиций;

• Усиление правовой защищенности инвесторов через улучшение законодательно-нормативной базы.

Основной задачей правительства остается создание устойчивой и прогнозируемой среды для предпринимательства, с акцентом на:

• Привлечение иностранных инвестиций;

• Развитие инфраструктуры для облегчения ведения бизнеса;

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

• Принятие мер, направленных на снижение рисков для частных инвесторов.

Концессия представляет собой одну из форм государственно-частного партнерства (ГЧП), которая становится все более востребованной для решения задач развития и модернизации инфраструктуры. Важную роль в реализации таких проектов играет предпринимательство, которое способствует внедрению инноваций, привлечению инвестиций и повышению эффективности управления объектами.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов государства, такие формы сотрудничества между государством и частным сектором становятся ключевым фактором для развития жизненно важных инфраструктурных объектов, таких как транспорт, энергетика, водоснабжение и социальные объекты.

Развитие инфраструктуры является ключевым фактором для экономического роста и социального благополучия. Жизненно важные инфраструктурные объекты, такие как дороги, мосты, энергетические сети, системы водоснабжения и здравоохранение, обеспечивают нормальное функционирование общества и государства. Однако их строительство и поддержание требуют значительных финансовых ресурсов и управленческих усилий. В этом контексте концессии и предпринимательство играют решающую роль, предоставляя государствам возможность привлекать частные инвестиции для решения инфраструктурных задач. [1,с.25]

Концессия — это форма государственно-частного партнерства, при которой государство предоставляет частным компаниям право на строительство, управление или эксплуатацию инфраструктурных объектов на определенный срок. В обмен на это частная сторона получает возможность возмещать свои инвестиции через доходы, генерируемые от эксплуатации объекта (например, сбор платы за проезд по платной дороге). По завершению концессионного соглашения объект возвращается государству. [2,с.89] Либо в области туризма концессионные соглашения могут касаться строительства и эксплуатации гостиничных комплексов, курортов, туристических центров, а также создания и управления туристическими маршрутами и аттракционами. Важность концессий для туристической отрасли заключается в том, что они позволяют привлечь частные инвестиции в инфраструктурные проекты, которые традиционно требуют крупных капиталовложений, что может быть трудно осуществить только за счет государственных средств. Это также способствует развитию новых рабочих мест, улучшению качества туристических услуг и увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет.

Концессии стали важным инструментом для развития инфраструктуры в разных странах, обеспечивая более эффективное использование ресурсов и ускоренное развитие ключевых объектов. Один из основных механизмов — это передача части функций и ответственности в руки частных компаний на основе концессионных соглашений. Такие проекты привлекают инвестиции, способствуют улучшению качества услуг и внедрению инновационных технологий, что, в свою очередь, положительно влияет на экономику и качество жизни граждан.

Чтобы более детально рассмотреть преимущества концессий для инфраструктурных проектов, можно обратиться к Таблице 1, в которой приведены основные преимущества концессионных соглашений:

Преимущества концессий для развития инфраструктуры

Таблица 1.

Преимущества Описание

Привлечение инвестиций Концессионные соглашения позволяют привлечь частные инвестиции для развития и модернизации инфраструктурных объектов.

Улучшения качества услуг Частные компании, конкурируя за концессионные контракты, стремятся

повысить качество предоставляемых услуг и оптимизировать процессы.

Инновации и технологии Внедрение новейших технологий и управленческих решений, что способствует повышению эффективности эксплуатации объектов.

Снижение нагрузки на бюджет Государство может сократить бюджетные расходы на строительство и обслуживание объектов за счет привлечения частных ресурсов.

Риски разделенные между сторонами Концессионные соглашения предполагает распределение рисков между государством и частной страной, что способствует более сбалансированным проектом.

Составлено автором

Эти преимущества делают концессионные проекты привлекательными для всех сторон, обеспечивая устойчивое развитие инфраструктуры.

Предпринимательство — это движущая сила инноваций и экономического роста. В условиях концессии предприниматели и компании обеспечивают не только финансирование проектов, но и привносят новые подходы к управлению и технологиям, что позволяет улучшить качество предоставляемых услуг и ускорить реализацию проектов. Примеры успешных концессионных проектов по всему миру показывают, что частный сектор способен эффективно развивать жизненно важные объекты при минимальном участии государства. [4,с.3]

1. Привлечение частных инвестиций: Концессии позволяют привлекать значительные финансовые ресурсы из частного сектора, что снижает нагрузку на государственный бюджет.

2. Разделение рисков: Государство и частный партнер совместно несут ответственность за риски, что снижает вероятность финансовых потерь для обеих сторон.

3. Повышение эффективности управления: Частный сектор имеет стимулы для повышения операционной эффективности, поскольку от этого зависит их прибыль.

4. Инновации: Частные компании могут внедрять современные технологии и подходы для улучшения управления и эксплуатации объектов.

Основные вызовы и риски концессий [5,С. 98-105]

1. Долгосрочные обязательства: Концессионные соглашения обычно заключаются на долгий срок (10-30 лет), что может привести к трудностям при изменении экономических условий.

2. Монополизация: Частный партнер может злоупотреблять своим положением, если он получает монопольное право на эксплуатацию объекта.

3. Качество услуг: Есть риск, что частный партнер будет снижать качество обслуживания ради увеличения прибыли.

Примеры успешных концессионных проектов

4. Регулирование и законодательство. Для успешной реализации концессионных проектов необходимо четкое и стабильное законодательное регулирование. В противном случае, проекты могут столкнуться с юридическими трудностями.

5. Финансовые риски. Частные компании могут нести значительные риски, связанные с изменениями экономической ситуации, что может повлиять на выполнение обязательств по концессии.

4. Социальные риски. В некоторых случаях концессионные проекты могут сталкиваться с сопротивлением со стороны местных сообществ, если условия эксплуатации объекта не учитывают интересы населения.

В таблица 2. Представляет собой перечень успешных концессионных проектов в различных странах.

Примеры успешных концессионных проектов

Проект Страна Описание

Мост золотые ворота США Пример успешного концессионного проекта по управлению дорогами и мостами в Калифорнии

Аэропорт Хитроу Великобритания Частная концессия для управления крупнейшим аэропортом страны

Автомагистраль М-11 Россия Платная дорога Москва- Санкт Петербург, построенная по концессионной модели.

Зона франшизы метрополитена Гонконг Успешное партнёрства с частными компаниями для развития и эксплуатации общественного транспорта.

Компания «Памир Энерджи» занимающаяся управлением электроэнергетической отрасли ГБАО. Таджикистан Успешное партнёрства правительство Таджикистана с частными компаниями на основе концессионного договора.

Автомагистраль Душанбе - Чанак. Таджикистан Платная дорога Душанбе - Чанак, построенная на основе концессионного договора между правительством Таджикистана и КНР

Составлено автором

Каждая строка таблицы описывает конкретный проект, его местоположение и краткое описание.

1. Мост золотые ворота, США - Концессионный проект, направленный на управление дорогами и мостами в Калифорнии, в частности, знаменитым мостом Золотые Ворота.

2. Аэропорт Хитроу, Великобритания - Частная концессия для управления крупнейшим аэропортом Великобритании, Хитроу, являющимся важной транспортной артерией страны.

3. Автомагистраль М-11, Россия - Платная дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург, построенная по концессионной модели, что включает частное участие в строительстве и управлении.

4. Зона франшизы метрополитена, Гонконг - Партнёрство между государством и частными компаниями для развития и эксплуатации системы общественного транспорта, в частности, метрополитена.

5. Компания «Памир Энерджи», Таджикистан - Концессионное соглашение между правительством Таджикистана и частными компаниями для управления электроэнергетической отраслью в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО).

6. Автомагистраль Душанбе - Чанак, Таджикистан - Платная дорога, построенная на основе концессионного соглашения между правительством Таджикистана и КНР, соединяющая столицу Таджикистана с важным транспортным узлом.

В заключение хотелось бы отметить что, концессии и предпринимательство являются мощным инструментом для развития жизненно важных инфраструктурных объектов. Они позволяют привлекать частные инвестиции, повышать эффективность управления и внедрять инновации. Однако для успешного развития необходимо четко регулировать концессионные соглашения, чтобы минимизировать риски и обеспечивать интересы государства и граждан.

Концессия и предпринимательство играют ключевую роль в развитии жизненно важных инфраструктурных объектов. Привлечение частных компаний позволяет решать задачи по модернизации и строительству объектов, которые являются основой для устойчивого развития регионов и страны в целом. Несмотря на существующие риски, правильное распределение ответственности между государством и частным сектором, а также надежное законодательное регулирование могут обеспечить успешную реализацию концессионных проектов. [3,с.45-50]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вахрушев, И.В. Государственно - частное партнерство в инфраструктурных проектах. — М.: Юрайт, 2018.

2. Ефимова, О.В. Концессионные соглашения: теория и практика. — СПб.: Питер, 2020.

3. Никифоров, А.В. Модели государственно-частного партнерства в развитии инфраструктуры // Экономика и предпринимательство. — 2021. — № 3. — С. 45-50.

4. Павленко, А.И. Предпринимательство и инвестиции в рамках концессионных проектов. — М.: Финансы и статистика, 2019.

5. Шарапов, В.В. Риски концессионных проектов и их минимизация // Журнал экономической теории. — 2021. — № 2. — С. 98-105.

6. Проблемы и перспективы использования концессий в социальной сфере Таджикистана / А.К. Шамсиддинов, 2022.

7. Экономика Таджикистана в условиях глобальных изменений: вызовы и пути решения / Под ред. В.В. Иванова, 2019.

8. Привлечение инвестиций в транспортную инфраструктуру Таджикистана / Д.В. Турсунов, 2021.

9. Мировой банк. (n.d.). Public-Private Partnerships (PPPs). World Bank. Retrieved January 19, 2025, from https://www.worldbank.org/en/topic/publicprivatepartnerships.

10. OECD. (n.d.). Infrastructure Investment. Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). Retrieved January 19, 2025, from https://www.oecd.org/investment/infrastructure-investment/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.