Инвестиционно-инновационная политика развития региона должна сопровождаться комплексом мер по совершенствованию внешних механизмов: предпринимательской деятельности, налоговой и кредитной политики, организационного механизма ее внедрения и сопровождения.
Литература
1. Официальный сайт Администрации Смоленской области // admin-smolensk.ru.
2. Методические рекомендации по определению эффективности научных разработок и внедрения инноваций / Е.И. Семёнова, В.А.Семёнов, А.В. Серёгин, Е.Е. Можаев. М.: Изд-во РГАЗУ, 2009.
3. Суглобов А.Е. Социально-экономическая статистика, как один из инструментов исследований в аграрном секторе экономики / В сборнике: Социально-экономические технологии в повышении потенциала современного общества: российский и зарубежный
опыт: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции / Под ред. В.Н. Супико-ва, В.В. Бондаренко. 2006. С. 91-93.
4. Суглобов А.Е., Купреев В.В. Развитие методических основ оценки инновационной активности хозяйствующих субъектов / В сборнике: Экономическая наука - хозяйственной практике материалы сессий XIV Международной научно-практической конференции / Отв. Ред. Н.В. Исаев. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. С. 73-79.
5. Суглобов А.Е., Смирнова О.Е. Кластерный подход в формировании российской национальной инновационной системы // Вопросы региональной экономики. 2013. Т. 17. № 4. С. 81-86.
6. Суглобов А.Е. Использование результатов экономического анализа для выявления перспектив развития социальной инфраструктуры сельских регионов // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 12. С. 32-35.
УДК 342.7 ББК 67
ВЛИЯНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ НА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА КАЛЬГИНА,
кандидат юридических наук, доцент E-mail: aleksandranauka6@yandex. ru; АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ОСАВЕЛЮК, доктор юридических наук, профессор E-mail: osaveluk@mail.ru Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается трактовка ряда конституционных принципов в их взаимосвязи с преподавательской деятельностью.
Ключевые слова: Конституция, принципы, образование, преподавание.
Annotation. The interpretation of a number of constitutional principles in their connection with teaching is researched. Keywords: Constitution, principles, education, teaching.
Конституционные принципы составляют правовую основу, на которой базируется высшее образование (включая юридическое) и преподавательская деятельность в Российской Федерации.
Одним из таких принципов является закрепленный в ст. 13 Конституции РФ принцип идеологического многообразия [1]. В соответствии с ним в Российской Федерации не только признается свободная
конкуренция разных идеологий и их многообразие, но и устанавливается конституционное требование, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Данный принцип в сфере образования дает возможность преподавателям и обучающимся свободно выбирать те или иные научные школы и концепции, идеи и высказывать свои суждения по различным на-
■ф-
учным концепциям, приводить соответствующие аргументы, подтверждающие высказываемое мнение и т.д.
Вместе с тем, по соображениям нравственности, гуманизма и педагогического воспитания подрастающего поколения Конституция РФ запрещает такую идеологию и научные концепции, применяемые в образовательном процессе, которые направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).
Принцип законности. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции и законодательстве РФ принципа законности. Он имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер. Содержание принципа законности выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Так, ст. 15 Конституции РФ устанавливает высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. В п. 2 ст. 15 закрепляется также, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Принцип законности нашел закрепление и в других нормах Конституции РФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.
Непосредственное отношение к преподавательской деятельности и методике преподавания имеет другой конституционный принцип - академических свобод, - закрепленный в ч. 1 ст. 44 Конституции РФ. В соответствии с ним каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. В соответствии с указанным принципом для охраны и дальнейшего развития научных открытий и достижений в педагогической деятельности Конституция и законодательство Российской Федерации установили охрану интеллектуальной собственности.
Мы согласны с Е.Л. Болотовой в том, что «содержание конституционно-правового регулирования свободы преподавания заключается в защите носителей этой свободы и их прав, которые возникают при ее реализации. Осуществление учебного процесса на высоком профессиональном уровне невозможно в условиях ограничения доступа к информационным источникам, повсеместной цензуры, постоянного вмешательства в интеллектуальную деятельность педагога, отсутствия базы для научной и педагогической деятельности» [2].
Вместе с тем, мы бы не стали слишком преувеличивать влияния международного права на содержание
свободы преподавания, как составной части принципа академических свобод, так и самого принципа академических свобод. Во-первых, потому, что сама Е.Л. Болотова признает тот факт, что свобода преподавания имеет множество измерений и характеристик одним из которых является ее трактовка как культурного права: «1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на:
a) участие в культурной жизни;
b) пользование результатами научного прогресса и их практического применения;
c) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.
2. Меры, которые должны приниматься участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают те, которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры.
3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу, безусловно, необходимую для научных исследований и творческой деятельности.
4. Участвующие в настоящем Пакте государства признают пользу, извлекаемую из поощрения и развития международных контактов и сотрудничества в научной и культурной областях» (ст. 15 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах) [3].
Во-вторых, потому, что Конституция РФ и закрепленный ею принцип академических свобод (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ), по-прежнему, имеют высшую юридическую силу, содержание указанного принципа детально раскрывается на основании положений Конституции РФ российским законодательством (подробнее об этом принципе см.: следующий параграф), а международные договоры, включая и процитированные положения Пакта на территории Российской Федерации непосредственно не действуют, а требуют ратификации.
В-третьих, потому, что конституции и законодательство зарубежных государств по-разному регулируют указанный вопрос. Например, в одних государствах она выражена через свободу творчества, науки, научно-технического творчества. Так статья 51 Конституции Республики Азербайджан установила, что каждый обладает свободой творчества. Свободное осуществление литературно-художественного, научно-технического и других видов творчества гарантируется государством. В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Республики Армения каждый имеет право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, пользование научными достижениями и участие в культурной жизни общества.
В других конституциях указанный принцип сформулирован по-другому, как государственная гарантия. В частности, в ст. 23 Конституции Республики Болга-
■ф-
рия установлено, что государство создает условия для свободного развития науки, образования и искусств и оказывает им помощь. Оно заботится об охране национального исторического и культурного наследия.
Статья 16 Конституции Греции гарантиям придала иное содержание: искусство и наука, исследование и преподавание свободны; их развитие и распространение являются обязанностью государства. Академические свободы и свобода преподавания не освобождают от долга подчинения Конституции. Образование является важнейшей задачей государства и имеет целью моральное, духовное, профессиональное и физическое воспитание греков, развитие их национального и религиозного сознания и формирование их как свободных и ответственных граждан. Высшее образование дается исключительно учебными заведениями, имеющими статус юридических лиц публичного права и полностью самоуправляемыми. Эти учебные заведения находятся под надзором государства, имеют право на финансовую поддержку с его стороны и функционируют на основе законов об этих заведениях. Слияние и разделение высших учебных заведений может иметь место и вопреки любым противоречащим положениям, как это определено законом. Профессора высших учебных заведений являются государственными чиновниками. Остальной преподавательский персонал вузов также исполняет публичные функции в соответствии с условиями, определенными законом.
Статья 54 Конституции Украины провозглашает указанный принцип с сохранением своих особенностей, в соответствии с которыми гражданам гарантируется свобода литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности, их авторских прав, моральных и материальных интересов, возникающих в связи с различными видами интеллектуальной деятельности.
Важное значение для преподавания юриспруденции в высшей школе имеет принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ст. 4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изменениями по состоянию на 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ) [4]. Данный принцип вытекает из конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14).
Для обеспечения реализации положений указанного принципа на практике ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» запретила педагогическим работникам использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, нацио-
нальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РФ.
При этом в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Для обеспечения реализации этого права религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные организации.
Существенную роль в реализации образовательной деятельности в Российской федерации играет закрепленный в ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» принцип гаранти-рованности высшего (в том числе и юридического) образования [5]. В соответствии с указанным принципом право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Кроме того, в Российской Федерации гарантируются бесплатность на конкурсной основе высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Принцип гарантированности имеет несколько проявлений на практике. Прежде всего, следует сказать о конституционной и законодательной (правовых) гарантиях. Под правовыми гарантиями обычно понимают закрепление конкретного права или свободы в сфере образования в Конституции Российской Федерации или федеральном законе, способа его реализации или защиты, которые дают возможность, ссылаясь на это право требовать от других не препятствовать его осуществлению, оказывать содействие и т.п.
Суть организационных гарантий сводится к учреждению государственных органов, наделенных компетенцией принимать соответствующие нормативные правовые акты, другие управленческие решения и рассматривать жалобы лиц, занятых в сфере образования, на ущемление их прав и законных интересов и выносить по ним решение, а также определенный порядок организации деятельности таких органов. К числу таких органов относятся Президент Российской Федерации, Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, федеральные суды и аналогичные органы государственной власти в субъектах Федерации.
Поводя итог, следует резюмировать, что реали-
зация конституционных принципов в части становления и развития новых подходов к образовательной системе России предопределяют в качестве одной из важных проблему достижения баланса интересов личности, общества и государства во всех сферах социального бытия, в целом, и в выполнении государством такой наиважнейшей задачи как предоставление всем гражданам возможностей для получения качественного образования, в частности.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (в действующей редакции).
2. Болотова Е.Л. Конституционно-правовое регулирование свободы преподавания // Теория и практика российского конституционализма: сб. докладов научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения академика О.Е. Кутафина, 26 июня 2012 г. / отв. ред. В.И. Фадеев. М.: МГЮА, 2013. С. 331.
3. Международное право. Сборник документов // Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. М., 2009. С. 78-86.
4. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в действующей редакции) // СЗ РФ. 2012. № 53. (ч. 1). Ст. 7598.
5. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// «СЗ РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
УДК 657 ББК 65
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ РИСКАМИ КАК ОБЪЕКТ АУТСОРСИНГА
ИРИНА ПЕТРОВНА КОМИССАРОВА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
E-mail: tmguu@mail.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлены исследования проблем, связанных с контролем качества управления предпринимательскими рисками, исследованы элементы внутреннего контроля, их причинно-следственные связи, определена необходимость делегировать внешним исполнителям в лице аутсорсеров, контроль качества управления предпринимательскими рисками.
Ключевые слова: предпринимательские риски, аутсорсинг, бухгалтерский учет.
Annotation. Presented a study of the problems associated with quality control management of business risks, investigated the elements of internal control, their causal connections, defined the need to delegate to external performers in the face of outsourcers, the quality control management of business risks.
Keywords: entrepreneurial risk, outsourcing, accounting.
Практика показывает, что любой бизнес требует внимательной предварительной оценки всех видов внутренних и внешних предпринимательских рисков, возникающих в процессе осуществления бизнеса [1; 2; 3; 4; 9; 10; 11; 12].
Мы считаем, что до сих пор остается без внимания ученых и практиков возможность целенаправленного управления рисками, включающая в себя помимо работ по устранению уже возникших рисков, действия по их профилактике, то есть по предотвращению.
Очень хорошо в этом направлении работают бух-
галтеры-аутсорсеры московской аудиторской фирмы «Гарантия», имеющие большой опыт построения управления предпринимательскими рисками, позволяющий своевременно предупредить развитие нежелательных событий, ведущих к возникновению рисков. Вне зависимости от специализации и размера бизнеса организации-клиента, они ставят в центр задачи по управлению рисками четко выстроенную, отлаженную, гибкую и оперативно реагирующую на изменения систему внутрифирменного контроля.
Термин «внутрифирменный контроль» использу-