УДК 34 ББК 67
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧКАЛИНИЧЕНКО,
кандидат педагогических наук; МАРАТ ВИЛЬДАНОВИЧ САУДАХАНОВ,
кандидат юридических наук
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье рассмотрены особенности конституционно-правового регулирования образовательного процесса и преподавательской деятельности в Российской Федерации. Также рассмотрены конституционные принципы как правовая основа для высшего образования и преподавания.
Ключевые слова: Российская Федерация, Конституция, конституционные принципы, конституционно-правовое регулирование, образование, образовательный процесс, преподавание, преподавательская деятельность.
Abstract. In this article we explore some peculiarities of constitutional and legal regulation of educational process and teaching in Russian Federation. We also explore constitutional principles as a legal basis for higher education and teaching.
Keywords: Russian Federation, Constitution, constitutional principles, constitutional and legal regulation, education, educational process, teaching, teaching activity.
Сфера образования — одна из важнейших для любого государства, поскольку с ней непосредственно связана не только социальная политика, но и государственная стратегия экономического развития. Сегодня от уровня развития и качества образования зависят такие направления общественно-государственной жизни как экономика, безопасность, научно-технический прогресс, культура и т.д.
Выступая 17 июня 2016 г. на Петербургском международном экономическом форуме, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Образование в ближайшие годы станет главным приоритетом России, ... совместно с работодателями правительство России будет совершенствовать содержание высшего и среднего профессионального образования»1.
Особое внимание государства к образовательной сфере в Российской Федерации подтверждается
закреплением в ст. 43 Конституции РФ права каждого на образование2. Надо сказать, что указанная конституционная норма имеет под собой солидную правовую и организационную основу, выраженную наличием широкой нормативно-правовой базы и разветвленной системы государственных органов управления образованием.
Так, функции государства по регулированию образовательного процесса, в том числе преподавательской деятельности, реализуются посредством учреждения государственных органов, обладающих компетенцией принимать нормативные правовые акты и управленческие решения в области образования, а также рассматривать жалобы лиц, занятых в исследуемой сфере деятельности3.
Кроме того, органы государственной власти обладают широким спектром организационно-правовых способов и средств защиты прав в образовательной сфере. К таким способам и средствам,
например, можно отнести судебный контроль, административный (внутриведомственный и межведомственный) контроль и надзор, прокурорский надзор.
Правовой основой, как высшего образования, так и преподавательской деятельности в Российской Федерации, являются конституционные принципы. Так, ч. 1 ст. 13 Конституции РФ закрепляет принцип идеологического многообразия, который предоставляет всем субъектам образовательного процесса возможность на свое усмотрение выбирать соответствующие идеологию, концепцию, придерживаться тех или иных взглядов и убеждений, а также свободно выражать и высказывать свои идеи и мысли.
При этом, понимая высокую степень важности формирования у новых поколений мировоззрения, основанного на принципах4 и ценностях гуманистического воспитания (человеколюбие, непрерывное развитие личности, уважение семейных ценностей, патриотизм, гражданственность, трудолюбие, пацифизм), Конституция РФ (ч. 5 ст. 13) запрещает использование в образовательном процессе концепций, положения и идеи которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Российская Федерация — правовое государство, что, в свою очередь, предполагает закрепление, как в основном законе государства, так и в национальном законодательстве, принципа законности. Смысл указанного принципа заключается в требовании неукоснительного соблюдения предписаний правовых норм всеми субъектами права5. Кроме того, рассматриваемый принцип не только обеспечивает реализацию правовых норм, но также способствует реализации других общеправовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Так, данная норма закрепляет следующий конституционный принцип, имеющий прямое отношение к образовательному
процессу и деятельности преподавателей — это принцип академических свобод.
Надо сказать, что подобно Конституции РФ указанный принцип также закреплен, к примеру, в ч. 1 и ч. 3 ст. 5 Конституции6 Федеративной Республики Германия: «каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображений и беспрепятственно черпать знания из общедоступных источников», «Искусство и наука, исследования и преподавание свободны»; в ч. 1 ст. 20 Конституции7 Королевства Испании гарантируется «свободное выражение и распространение взглядов и мнений в устной, письменной форме или иными средствами воспроизведения», «свобода преподавания»; в ст. 73 Конституции8 Республики Польши установлено, что «каждому обеспечиваются свобода художественного творчества, научных исследований, а также опубликования их результатов, свобода преподавания».
Справедлива, на наш взгляд, позиция Е.Л. Болотовой, которая считает, что «содержание конституционно-правового регулирования свободы преподавания заключается в защите носителей этой свободы и их прав, которые возникают при ее реализации. Осуществление учебного процесса на высоком профессиональном уровне невозможно в условиях ограничения доступа к информационным источникам, повсеместной цензуры, постоянного вмешательства в интеллектуальную деятельность педагога, отсутствия базы для научной и педагогической деятельности»9.
Стоит заметить, что в различных государствах свобода преподавательской деятельности регулируется по-разному. В одних государствах она выражена через свободу науки и творчества. В частности, ст. 27 Турецкой Республики установила, что каждый имеет право свободно изучать и преподавать науку и искусство, давать разъяснения, а также проводить исследования в этих областях. В соответствии с положениями ст. 30 Конституции Румынии свобода публичного выражения мысли, мнений или верований и свобода любого рода творчества посредством речи, письма, образов, звуков или любыми другими способами общения неприкосновенны.
Другие государства обеспечивают ее (свободу преподавания) посредством закрепления соответ-
ствующих гарантий в Конституции. Так, ст. 19 и ст. 20 Конституции10 Китайской Народной Республики соответственно устанавливают следующие гарантии: «Государство развивает дело социалистического просвещения, поднимает научно-культурный уровень всего народа», «Государство развивает естественные и общественные науки, популяризирует научно-технические знания, поощряет достижения в научно-исследовательской работе, изобретения и открытия в области техники». В свою очередь, Конституция11 Японии в ст. 23 гарантирует свободу научной деятельности. Положения ст. 29 Конституции12 Королевства Саудовская Аравия закрепляют обязанность государства проявлять заботу о науке, литературе и культуре, поощрять ведение научных исследований13.
Следующим принципом, имеющим существенное значение, как для преподавательской деятельности, так и образовательного процесса в целом, является принцип светского характера образования. Положения ст. 14 Конституции РФ говорят о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Указанный конституционный принцип находит свое развитие в ч. 3 ст. 48 Федерального закона14 от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Так, указанная норма запрещает преподавателям использование образовательной деятельности в целях принуждения к принятию или отказу от религиозных убеждений, разжигания религиозной розни, пропаганды превосходства либо неполноценности по признаку религиозной принадлежности, искажения сведений о религиозных традициях народов. Важно при этом заметить, что согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона15 от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируется право на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе. Положения ч. 3 ст. 5 Закона об образовании конкретизируют данную конституционную гарантию: «... если образование данного уровня гражданин получает впервые».
Кроме того, Закон об образовании в ч. 5 ст. 5 предусматривает гарантии материального характера для реализации права каждого человека на высшее образование:
• создание социально-экономических условий для его получения;
• содействие тем, кто проявил выдающиеся способности, показал высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
• полное или частичное финансовое содержание лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в период получения ими образования.
Таким образом, можно говорить о принципе га-рантированности, который проявляется в практике правового регулирования в виде конституционных и правовых (законодательных) гарантий.
Надо сказать, что сегодня в демократических государствах право на образование в широком смысле включает в себя комплекс прав, к которым можно отнести право на получение бесплатного начального или среднего образования, общедоступность образования, свободу преподавания и др. Основой указанных прав является ст. 26 «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г.
В заключение хотелось бы отметить, что образование — это важный фактор социально-экономического прогресса государства. Целью образования должно быть содействие самоопределению и самореализации личности, развитию общества, укреплению правовых основ государства. Кроме того, образование призвано обеспечивать соответствующий мировому уровень культуры общества, плавную интеграцию личности в мировое многонациональное содружество, формирование и воспитание человека и гражданина, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
1 https://ria.ru/economy/20160617/1448964965.html
2 Конституционное право России: учебник (7-е издание). Эбзе-евБ.С., ЗубовИ.Н., Хазов Е.Н., Прудников А.С., ЭриашвилиН.Д. др. М., 2016. С. 181.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
3 К таким органов относятся Президент РФ, Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, федеральные суды и аналогичные органы государственной власти в субъектах Федерации.
4 Теория государства и права: учебник. Бастрыкин А.И., Рассолов М.М., Иванов А.А., Эриашвили Н.Д., СаудахановМ.В., Ок-самытныйВ.В., Опалева А.А., РыбаковА.Ю., ШагиеваР.В., Рассолов И.М., Карнаушенко Л.В., Горбунов М.А., Мамонтов А.Г., Кальгина А.А., Кирсанов А.Ю., КалиниченкоА.И. / Изд-во ЮНИ-ТИ-ДАНА, М.: 2016. С. 147.
5 См., например: ст. 15 Конституции РФ устанавливает высшую юридическую силу и прямое действие Конституции РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 15 органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
6 https://www.bundestag. de/parlament/aufgaben/ rechtsgrundlagen/grundgesetz/gg_01/245122
7 http://www.congreso.es/consti/constitucion/indice/titulos/ articulos.jsp?ini=15&fin=29&tipo=2
8 http://www.sejm.gov.pl/prawo/konst/polski/kon1.htm
9 Болотова Е.Л.Конституционно-правовое регулирование свободы преподавания / Теория и практика российского конституционализма: сб. докладов научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения академика О.Е. Кута-фина, 26 июня 2012 г. / Отв. ред. В.И. Фадеев. М.: МГЮА, 2013. С. 331.
10 http://www.npc.gov.cn/englishnpc/Constitution/2007-11/15/ content_1372963.htm
11 http://japan.kantei.go.jp/constitution_and_govemment_of_ japan/constitution_e.html
12 http://www.servat.unibe.ch/icl/sa00000_.html
13 Административное право зарубежных стран: учебник. 2-е изд-е. Василевич Г.А., Эриашвили Н.Д., СаудахановМ.В., Бочаров С.Н., Соломатина Е.А., Кардашова И.Б., Осавелюк А.М., Хобелия Д.В., Эйвазов Х.Г., Сажина В.В., Майле А.Д., Чихлад-зе Л.Т., Антошина А.И., Сущинская С.И. / Изд-во ЮНИТИ-ДА-НА. М.: 2015. С. 362.
14 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/82 d348bfa91f54b262e7b00b71659c9f5c69e2ad/
15 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/351 573fc40533b01504ea1ca42f059379ad5fe06/
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Т.В. Кикоть-Глуходедова
Теоретические и прикладные проблемы обеспечения национальной безопасности современного демократического государства
Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. С.Я. Лебедева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 655 с.
Раскрыты основные теоретические и практические положения организации и осуществления деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений. Показаны ее правовые, организационные и тактические основы, вопросы предотвращения, профилактики и пресечения противоправных деяний, входящие в предупредительную компетенцию органов внутренних дел. Определены милицейская специфика общей, индивидуальной и виктимологической профилактики правонарушений. Особое внимание уделено предупреждению милицией преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; против личности; в сфере экономики; террористической и экстремистской направленности; связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; в сфере экологической безопасности; безопасности дорожного движения и др.
Для курсантов, слушателей, адъюнктов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений системы МВД России, студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, практических работников правоохранительных органов.