УДК 172 001: 10.24412/2071-6141-2023-1-238-249
ВЛИЯНИЕ КОНФУЦИАНСКОЙ ЭТИКИ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ВЬЕТНАМА
Т.Б. Фам
Анализируются черты конфуцианской этики, оказывающие как позитивное, так и негативное влияние на современное вьетнамское общество. К положительным чертам можно отнести то, что конфуцианская этика регулирует человеческое поведение, формирует ответственность за семью и общество, ориентирует не только на соблюдение социальных норм, но и на самосовершенствование. К отрицательным чертам этого влияния можно отнести то, что некоторые установки конфуцианства снижают меру демократических свобод, стимулируя авторитаризм в управленческой работе; семейственность; предпочтение мужчинам, а не женщинам, пожилым более, чем молодым при подборе профессиональных кадров. По мнению автора, жизненно важно, при признании ряда преимуществ конфуцианской этики, отказаться от патриархальных установок конфуцианства. Только в подобном случае становится возможным сочетание норм конфуцианства с потребностями политической жизни страны.
Ключевые слова: конфуцианская этика, социальная политика, местничество, клановость, семейственность, законы, Вьетнам, гендерное неравенство.
Конфуцианская этика представляет собой глубокое и многоаспектное учение. Рассмотрим его влияние на политическую жизнь Вьетнама, выявляя и анализируя как его положительные, так и отрицательные аспекты.
1. Положительное влияние конфуцианской этики на социальную жизнь Вьетнама
Во-первых, при выявлении положительных влияний конфуцианства будем исходить из следующего положения: стабилизация общественного порядка, наряду с правовой системой, основана на моральной корректировке человеческого поведения.
Конфуций сказал: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится» [1, с. 215]. Конфуцианство ценило нравственное воспитание не только императора, но и простых людей. В Да сюэ («Великое учение»), одном из текстов конфуцианского «Четверок-нижия» (У-Ш вв. до н. э.), сказано: «От сына неба до простого человека, все должны взять за основу самоисправление. Корень беспорядка исправляется, а верх нет» [2, с. 1043]. Конфуцианская нравственная идеология и сегодня продолжает оказывать положительное влияние на жизнь вьетнамского общества, а также на развитие вьетнамского права [3, 4]. Это проявляется в том, что она представляет собой тесное и умелое сочетание мора-
ли и верховенства закона в социальном управлении. В связи с этим нельзя не признать того положительного влияния, которое оказывает конфуцианская этика на выработку руководящих принципов политики по стабилизации социального порядка в стране. Так, в третьей статье Уголовного кодекса 1999 г. (Уголовный кодекс с поправками и дополнениями. 2009 г.) сказано: «...2. Смягчающее наказание предусмотрено для добровольного сообщения лица о совершенном им преступлении, за раскаяние в содеянном, сообщение органам следствия информации, имеющей значение для раскрытия и расследования преступления, добровольное возмещение нанесенного ущерба или компенсацию за причиненный ущерб; 3. Для тех, кто впервые совершил менее серьезные преступления и раскаялся, может быть применено более мягкое наказание, чем тюремное заключение, и они могут быть переданы в учреждение, организацию или семью для надзора и обучения» [5]. Помимо легального права на применение силы со стороны правовых институтов и органов, необходимо еще учитывать принципы традиционной морали: «любви», «добродетели», благородства» и др. Особенно это касается сфер, которые не может или не должен регулировать закон (некоторые внутрисемейные и межличностные отношения).
Во-вторых, рассмотрение народа в качестве основного актора осуществляемой политики оказывает положительное воздействие на социальную жизнь страны.
Конфуцианство считает, что для того, чтобы страна была стабильной, процветающей и устойчивой, правитель должен быть популярен в народе, уважать и заботиться о народе. В китайской «Книге истории» Шу-цзин говорится об обязанностях мандаринов: «сделать так, чтобы все народы жили в мире» [6, с. 348]. В прошлом короли и мандарины феодальных династий Вьетнама строили свое правление, опираясь на силу народа: «Осознавая мощную роль народа для страны, для политического режима, конфуцианские идеологи той эпохи советовали правителю уважать народ, ценить его превыше государства и императора: если есть вера народа, его поддержка, то император, династия и режим будут прочно стоять на ногах и развиваться» [7, с. 22].
Мыслитель Нгуен Трай (1380-1442) сказал: «необходимо снизить расходы людей, сделать крестьян счастливыми, купцов довольными, а солдат удовлетворенными» [8, с. 462], «Великое достижение страны должно быть основано на добродетелях гуманности и исполнения долга» [9, с. 146]. Это оказало определенное положительное влияние на вьетнамское общество не только в прошлом, но и в наши дни. Концепция построения политики для народа действительно претерпела качественные изменения, что четко отражено в деятельности первого президента Хо Ши Мина (1890-1969). Для него народ - основа нации, подлинный хозяин страны. Хо Ши Мин утверждал: «Наше правительство - это правительство, которое является слугой народа, служит народу сердцем и душой» [10, с. 227];
«Мы должны делать все возможное, чтобы приносить пользу народу. То, что вредит народу, мы должны всеми силами избегать» [10, с. 64]. Все богатства, которые наживает народ, должны принадлежать ему. Эту идеологию государство Вьетнама продолжает глубоко усваивать в своей руководящей и управленческой деятельности: необходимо «обеспечить, чтобы вся государственная власть принадлежала народу. Все руководящие принципы и указания партии, политика и законы государства должны исходить из законных чаяний, прав и интересов народа и согласовываться с ним» [11, с. 169].
В-третьих, конфуцианская этика оказывает положительное влияние на подготовку и переподготовку руководителей и менеджеров в современном Вьетнаме.
Конфуцианская этика всегда поддерживала дух самовоспитания, самообучения и самосовершенствования мандаринов, чтобы они могли стать образцом для подражания в народе. В Да сюэ написано следующее: «Король Яо и король Тхуан использовали доброту для управления миром. В соответствии с этим народ практикует доброту... Если приказать народу практиковать доброту, но быть жестоким по отношению к нему, народ не будет послушным» [12, с. 29]. Из сказанного ясно, что доктрина государственного управления в конфуцианстве не только предлагает свою концепцию политики, но и предъявляет строгие требования к персонам, являющимся субъектами государственного управления, особенно к тем, кто занимает высокие должности, - он должен быть ярким примером нравственности для подражания масс.
Конфуций учил о трех качествах, необходимых лидеру: «Три качества: знание, мужество, гуманность. Это три добродетели, к которым должен стремиться каждый человек в мире, цель - хорошо выполнять пять вышеупомянутых отношений <т.е. отношения между царем и сыном, отцом и сыном, мужем и женой, братьями, друзьями>)» [13, с. 74]. Благодаря ряду стандартов и методов морального обучения и воспитания, установленных конфуцианством для господина, оно оказало глубоко позитивное влияние на подготовку и переподготовку руководителей в современном Вьетнаме. Это позитивное влияние тем более значимо в условиях серьезной моральной деградации большого числа руководителей и менеджеров в органах политической системы. Власти Вьетнама на этот счет дали следующий комментарий: «Большое количество кадров утратили идеалы, потеряли волю, работают поверхностно, боятся трудностей, боятся страданий, деградировали в политическом мышлении, морали, образе жизни и т.д. имеет выражение «самоэволюция», «самопреобразование». Некоторые руководители и менеджеры, в том числе стратегического уровня, имеют низкий социальный престиж и нравственный потенциал <...> погрязли в коррупции, расточительстве, негативизме, групповых интересах. Многим руководителям государственных предприятий не хватает воспитания и обу-
чения...» [14, с. 47]. В свете данной тревожной ситуации обнаруживается очередная проблема: для повышения профессиональной квалификации, кроме непосредственного обучения, необходимо также постоянно заниматься практикой улучшения моральных качеств личных добродетелей. Декрет N0. 90/2020/Ы0-СР от 13 августа 2020 года, провозглашающий этические стандарты для оценки кадров, гражданских служащих и государственных служащих в государственных учреждениях Вьетнама, предписывает: 1. Не участвовать в коррупции, негативе, расточительности, бюрократии, оппортунизме, корысти, властолюбии, авторитаризме; не иметь признаков деградации в морали, образе жизни, процессе самосовершенствования; 2. Вести честный, скромный, искренний, чистый и простой образ жизни; 3. Жить духом солидарности, создавать сильные и морально чистые агентства, организации и подразделения; 4. Не позволять родственникам и знакомым злоупотреблять своим положением и полномочиями для личной выгоды [15].
На самом деле социальное положение и авторитет руководящих кадров сами по себе однозначно не являются причиной бюрократии или коррупции, они также не вызывают деградации или морального разложения руководящих и управленческих кадров. Только руководители и управленцы, которым не хватало воспитания в духе революционной морали, легко соблазняются деньгами и статусом; новое легко приводит к злоупотреблениям, превышению власти в личных целях; легко впасть в морально развращенный образ жизни. Практический опыт показывает, что там, где руководство и управленческая команда сильны, тесно связаны с народом, там создается здоровая социальная среда, обеспечивается следование руководящим принципам политики правительства. Такие лидеры и менеджеры всегда пользуются доверием и любовью народа. Это также проистекает из положений конфуцианской этики, требующей морального воспитания будущего правителя в социальной среде. «Чтобы удовлетворить спрос на обновление, Вьетнам должен активно и активно интегрироваться в мир. Для процесса международной интеграции необходимы лидеры с всесторонней, способной и квалифицированной личностью, трудолюбивый образ жизни, способность преодолевать традиционные способы мышления, быстро адаптироваться к международной интеграции, дальновидное, независимое и творческое мышление, стратегическое прогнозирование, владение современными отделами науки и техники, а также успешная реализация политики международной интеграции» [16, с. 23].
2. Негативное влияние конфуцианской этики на социальную жизнь современного Вьетнама
Во-первых, оно связано с такими чертами традиционной конфуцианской этики, как автократичность, авторитарность, патриархальность, отказ от демократичности.
Конфуцианство включает в себя принцип «исправления имён», предписывающий четко разделять чины и ранги. Конфуций говорил: «Император должен следовать своему пути, слуга должен следовать своей вере, отец должен следовать верованиям своего отца, а сын должен следовать учению своего сына» [12, с. 352]. Эта концепция требует и обязывает каждого человека в обществе выполнять свои обязанности и свой долг. Однако то же положение утверждает, что господин — это тот, кто приказывает слуге, слуга — это человек, занимающий более низкое положение, чем господин, а дети должны безусловно слушаться родителей и т.д. Подобная теория закрепляла сословное деление, которое сейчас рассматривается как недопустимое. Следование ей приводило к автократии, патриархату, отсутствию демократии в государственных органах Вьетнама.
Тем не менее, даже в настоящее время во Вьетнаме некоторые руководящие кадры и управленцы находятся под влиянием этих идей, ставят себя выше коллектива. Эти чиновники часто рассматривают возглавляемое ими ведомство как «семью», считают себя «отцами», которые имеют право подчинять коллектив собственной субъективной воле. Во многих местах и во многих случаях чиновники, занимающие руководящие должности, присваивают право «делать поблажки» или наказывать сотрудников в зависимости от личных предпочтений. Отсутствует принципиальность в отношении к сотрудникам и исполнению государственных обязанностей, что ведет к расточительству и коррумпированности.
Ради заветной цели получения высоких должностей люди, стремясь к власти, лукавят, получают ученые степени, должности, и т.д. Однако многие не обращают внимания на профессиональную результативность деятельности, но беспокоятся только о продвижении по чиновничьей стезе. Они идут на любые ухищрения, чтобы выдержать борьбу за права и статус, расширить свои властные полномочия: «Покупка должностей - проблема, угрожающая качеству госслужбы. Взяточничество для продвижения по службе является «матерью всех взяток», потому что приводит к тотальной коррумпированности. Это связано с тем, что чиновник, получивший должность за взятку, захочет «возвратить» деньги, которые он заплатил за получение должности. Этот вопрос неоднократно поднимался на заседаниях Национальной ассамблеи. Хотя хорошо известно, что покупка позиций имеет место, масштаб проблемы неизвестен» [17]. Исходя из этой ситуации, Вьетнам издал множество документов для ее преодоления, таких как: Постановление № 26-NQ/TW от 19 мая 2018 года «О создании контингента квалифицированных кадров, особенно кадров стратегического уровня. Качество, потенциал и престиж на уровне задач» и Постановление № 205-QD/TW Политбюро от 23 сентября 2019 года «О контроле власти в кадровой работе и борьбе с баллотированием и бегством с должности».
В силу длительного влияния идеологии должности и ранга в прошлом, и получившего устойчивую форму в настоящем самоуничижитель-
ный настрой подчиненных перед руководителями и начальниками продолжает существовать. Во многих учреждениях и подразделениях начальники высокомерны и самовластны, подчиненные же боязливы и покорны. В нынешний период, когда требования следования революционным задачам становятся все более сложными, что должно активизировать у руководителей качества добродетели, патриархальная идеология, в ее же ракурсе осознаваемая собственная социальная позиция и положение в социальной кадровой среде вызовут непредсказуемые последствия. В свое время Хо Ши Мин отмечал: «Причиной болезни рангов является то, что кадры не могут избавиться от бюрократии. А это потому, что они все еще несут тяжелый отпечаток облика революционных чиновников» [10, с. 408]. Можно полагать, что неустраненные остатки подобного типа негативного мышления будут ограничивать или даже оттягивать назад прогресс нашего народа, мешать строительству новой жизни и общественной карьеры, индустриализации и модернизации страны. Современные требования страны требуют, чтобы руководящие кадры были не «народными мандаринами», но верными слугами народа.
Во-вторых, негативное влияние на формирование кадров в политической системе Вьетнама оказывает пренебрежительное отношение к женщинам, а также слишком молодым и пожилым, что опять же проистекает из положений конфуцианской этики.
Недостатком, и можно сказать, очень большой ошибкой конфуцианской линии социального управления является политика игнорирования исторического вклада, вносимого молодежью и женщинами. Психология высокомерного отношения к женщине все еще продолжает иметь место, что свойственно временам феодализма. Во Вьетнаме процент женщин, занимающих руководящие и управленческие должности в государственных учреждениях, сегодня крайне низок. «Стремлению женщин к руководящим ролям мешают взгляды на рабочем месте. Женщин-руководителей судят более сурово, чем их коллег-мужчин, их продвижение по службе часто зависит от взглядов руководителя на гендерные вопросы; при этом дома женщины должны выполнять почти все домашние обязанности» [18]. Среди 200 избранных членов Центрального комитета партии насчитывается всего 19 женщин-депутатов (9,5 %).
Конфуцианская этика придает большое значение жизненному опыту, поэтому она поддерживает пожилых и недооценивает молодых. Цель «дожить до преклонных лет», но без того, чтобы «побеги бамбука слишком состарились», является характерной для вьетнамцев. Здесь в очередной раз проявляется влияние конфуцианского наследия, отбрасывающего нас в феодальное прошлое. Отчетливо это наблюдается в сфере кадрового планирования, назначения и использования молодых сотрудников. Реальность показывает, что «процент молодежи, женщин и кадров из этнических меньшинств не достиг нужного уровня», «Практика привлечения та-
лантов медленно совершенствуется соответствующими механизмами и политикой; результаты привлечения молодых интеллектуалов и людей с высокой квалификацией неудовлетворительны» [14, с. 47]. По результатам выборов на 13-м Национальном собрании партии, из 200 избранных членов ЦК оказалось только 27 молодых делегатов в возрасте до 45 лет (13,5 %).
По причине недооценки возможностей молодежи многие ведомства и организации в политическом аппарате переживают состояние нехватки кадров, возраст состава работников крупных министерств приближается к пенсионному, однако оказывается невозможным создание команд молодых кадров, готовых продолжить их дело. Политике омоложения контингента руководителей и менеджеров во многих министерствах, департаментах и филиалах политической системы не уделяется должного внимания. В ряде случаев командный аппарат опасается использовать молодые кадры, испытывая недоверие к ним при приеме на руководящие и управленческие должности. Отказ от идеи преемственности поколений, также как и стремление длительное время удерживать на постах возрастных сотрудников преодолевается слишком медленно, что снижает мотивацию молодых людей к профессиональному росту. Бесспорно, пожилые обладают большим опытом, который важен и необходим для совершенствования жизни страны, однако абсолютизация роли и престижа пожилых кадров, однозначной роли опыта является серьезной ошибкой. Хотя молодым кадрам не достает опыта, но они полны энтузиазма, динамичны, легко идут на контакт, быстро усваивают научные знания и обладают большим творческим потенциалом. Данные качества крайне востребованы, особенно с учетом того, что в настоящее время Вьетнам находится в периоде активного созидания, интегрируется в мир и подобно урагану развивается в области науки и техники.
В настоящее время требуется решить комплекс задач, поставленных перед вьетнамской революцией исторической необходимостью. Очень важно, чтобы молодежь задействовала свойственные ей способности в деле национального строительства и защите страны. Разумеется, это осуществимо если молодые кадры будут должным образом оценены, им будет уделяться особое внимание при обучении и предоставлена возможность занимать должности в государственном аппарате. При помощи и поддержке старших и опытных сотрудников они смогут быстро накопить нужный опыт и знания.
В-третьих, семейственность, клановость и местничество
Конфуцианская этика в частности и конфуцианство в целом придают большое значение роли семьи. Согласно конфуцианству, чтобы хорошо руководить страной, необходимо сначала научиться правильно организовывать собственную семью и клан [19]. Вьетнамское правительство также заинтересовано в поддержании института семьи, исходя из того, что семья является ячейкой общества. Все семьи составляют одну большую семью вьетнамских этнических групп. Тем не менее, чрезмерная ставка на семью
в конфуцианстве, в сочетании с традиционными и устаревшими представлениями о ее роли в обществе, привели ко многим нежелательным последствиям. Вдохновленные историческим опытом борьбы по строительству и защите страны, жители Вьетнама должны полагаться друг на друга и держаться сообща, чтобы успешно противостоять войнам и стихийным бедствиям. Также и в быту, повседневной сельскохозяйственной деятельности, связанной с выращиванием риса в сильно увлажненной почве, вьетнамцы обычно живут в клане, деревенской общине. Таковая социальная особенность, в дополнение к внутрисемейной любви, объясняет чувства вьетнамцев, испытываемые к семье и общине. Культурная традиция «уважительной любви» имеет то преимущество, что помогает людям смотреть на своих предков, семью, клан, родину и жить ответственно с людьми кровными и родственными. Однако это также является основой обыденной психологии, фракционности - поведения, противоречащего традиции солидарности, гуманности и лояльности вьетнамской этнической общины; в то же время это чревато риском размывания морального облика части кадрового состава и не соответствует цели формирования ценностей личности новой эпохи.
Конфуцианская традиция сосредоточения на семье и клане оказала негативное влияние на многих руководителей в государственных учреждениях в наши дни. Здесь также имеет место семейственность и клановость. Распространены действия, направленные на продвижение членов своих семей, кланов и родов на важные руководящие должности, независимо от их слабого и ограниченного профессионального потенциала и подготовки. Государственных чиновников часто обвиняют в злоупотреблении своим положением для получения контрактов для членов семьи [20]. Это одно из явлений, которое необходимо преодолеть и устранить сегодня в государственных органах Вьетнама. Чрезмерно ориентируясь на семью и клан, они ставят превыше всего социальный престиж и семейные интересы. Многие чиновники высокого статуса, пользуясь положением и должностью, предоставляют посты для своих родственников, братьев, жен и детей в руководимых ими ведомствах и подразделениях. И за прошедшие годы во Вьетнаме было выявлено, рассмотрено и обнародовано в средствах массовой информации множество таких случаев.
Идеология «ты мне - я тебе» создает непредсказуемые последствия в реформе государственного аппарата и в кадровой работе в целом. Будучи связанными родственными отношениями, работники склонны не замечать профессиональные просчеты, игнорировать недостатки в действиях и качестве профессиональных решений, забывают о нравственных принципах ради обеспечения высокими должностями и постами родственников в агентствах и подразделениях. По этому поводу президент Хо Ши Мин высказал следующее: «Семья имеет старое значение и новое значение, узкое значение и широкое значение. В старом смысле семья ограничивалась до-
мом или двором. Это означает только заботу о родителях, жене и детях в своем доме, о его мире и процветании, но если кто-то посторонний нуждается в помощи и поддержке, к нему не проявляют интереса. Это эгоистично и это плохо» [10, с. 311]. Имея в виду состояние дел последних лет, на государственном уровне было заявлено: «В некоторых регионах существует тенденция назначения кадров, не соответствующих необходимым условиям и требованиям, в том числе назначение членов семьи, родных и близких, что вызывает общественный гнев» [14, с. 49]. Да, создание и укрепление отношений между членами семьи и клана является естественной потребностью человека. Однако, когда это абсолютизируется и превращается в семейный эгоизм и кумовство, то приводит к вредным последствиям для общества. В процессе строительства нового общества для обеспечения реального народовластия вьетнамский народ должен преодолевать реликты и негативные последствия семейного эгоизма во всем их разнообразии.
В заключение необходимо отметить, что мораль всегда значима в любой культуре, в любую эпоху. Она регулирует человеческое поведение, регламентирует социальные связи иногда даже сильнее, чем правовые нормы. Этика является прочной основой для установления и сохранения общественного порядка. Конфуцианская этика является одним из основополагающих элементов конфуцианской идеологии, целью которой является создание стабильного и упорядоченного общества, обучение людей нравственному образу жизни. В свое время вьетнамские феодальные династии использовали эту концепцию для поддержания своей системы на протяжении тысячелетий. Однако недостатки конфуцианской этики являются продолжением ее достоинств: чрезмерный акцент на морали способен приводить к недооценке других видов социальных норм.
Конфуцианские добродетели до сих пор оказывают как благотворное, так и пагубное влияние на социальную жизнь во Вьетнаме. Жизненно важно творчески пересматривать основания конфуцианской моральной теории, одновременно устраняя ее патриархальные предрассудки. Необходимо совершенствовать правовую систему, чтобы создать почву для преодоления негативных последствий конфуцианской этики: противодействовать принижению роли женщин в семье и обществе, отказаться от патриархальных принципов и автократии; ускорить реформирование традиционных обычаев и их практик; демократизировать общественную жизнь.
Список литературы
1. Нгуен Дык Лан (перевод и аннотация) Четверокнижие. Ханой: Изд-во Культура - информация, 1998. 1386 с. (Nguyen Duc Lan (Dich va chu giai). Tu thu tap chu. Ha Noi: Nxb Van hoa - Thong tin, 1998. 1386 trang).
2. Ли Минь Туан. Четверокнижие с комментариями. Ханой: Изд-во Религиозное, 2007. 1567 с. (Ly Minh Tuan. Thu thu binh giai. Ha Noi: Nxb Ton giao, 2007. 1567 trang).
3. Usanee Aimsiranun. The research of Vietnam law and Vietnam trade and investment laws. Chiang Mai University, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://lawforasean.krisdika.go.th/File/files/Law%20relating%20to%20Ec onomics%20Issues%20in%20Vietnam(1).pdf (дата обращения: 10.11.2022).
4. Есаева Е.А. Взаимосвязь справедливости и права во вьетнамском конфуцианстве. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2020. С. 283-286.
5. Национальное собрание Социалистической Республики Вьетнам. Уголовный кодекс, № 15/1999/QH10, статья 3. Ханой, 21 декабря 1999 г. [Электронный ресурс]. URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Trach-nhiem-hinh-su/Bo-Luat-hinh-su-1999-15-1999-QH10-46056.aspx (дата обращения: 10.11.2022).
6. Конфуций. Шу-цзин. Ханой: Изд-во Культура и информация, 2004. 400 с. (Kh6ng Tu. Kinh thu Ha Noi: Nxb Van hoa - Thong tin, 2004. 400 trang)
7. Нгуен Ван Зыонг. Роль народа в представлении вьетнамского конфуцианства // Наука, образование и культура. 2020. №. 5 (49). C. 22-24.
8. Нгуен Тай Тхы. История вьетнамской мысли. Ханой: Изд-во Общественные науки, 1993. Т.1. 497 с. (Nguyen Tai Thu. Lich su tu tuong Viet Nam. Ha Noi: Nxb Khoa hoc xa hoi, 1993. Tap 1. 497 trang).
9. Ву Кхиеу. Рассказ о вьетнамской культуре. Хошимин: Изд-во Хошимина, 1991. 1054 с. (Vu Khieu. Ban ve van hien Viet Nam. Thanh pho H6 Chi Minh: Nxb Thanh phO H6 Chi Minh, 1991. 1054 trang).
10. Хо Ши Мин. Полное собрание сочинений. Ханой: Изд-во Государственная политика, 2011. Т.5. 666 с. (Ho Chi Minh. Toan tap. Ha Noi: Nxb Chinh tri quOc gia, 2011. Tap 5. 666 trang).
11. Коммунистическая партия Вьетнама. Документы 12-го Всекитайского конгресса депутатов. Ханой: Изд-во Государственная политика, 2016. 176 с. (Dang Cong san Viet Nam. Van kien Dai hoi Dai bilu toan quOc lan thu XII. Ha Noi: Nxb Chinh tri quoc gia, 2016. 176 trang).
12. Дуонг Хонг (примечание и перевод). Четверокнижие. Ханой: Изд-во Народной армии, 2003. 810 с. (Duong Hong (chu dich). Tu thu. Ha Noi: Nxb Quan doi nhan dan, 2003. 810 trang).
13. Ле Си Тханг. Конфуцианство во Вьетнаме. Ханой: Изд-во Общественные науки, 1994. 265 с. (Le Si Thang. Nho giao tai Viet Nam. Ha Noi: Nxb Khoa hoc xa hoi, 1994. 265 trang).
14. Коммунистическая партия Вьетнама. Документ VII съезда ЦИК 12-го созыва. Ханой: Изд-во Государственная политика, 2018. 158 с. (Dang Cong san Viet Nam. Van kien Hoi nghi lan thu bay Ban chap hanh Trung uong khoa XII. Ha Noi: Nxb Chinh tri quOc gia, 2018. 158 trang).
15. Правительство Социалистической Республики Вьетнам. Декрет No. 90/2020/ND-CP от 13 августа 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Bo-may-hanh-chinh/Nghi-dinh-90-2020-ND-CP-danh-gia-xep-loai-chat-luong-can-bo-cong-chuc-vien-chuc450113.aspx (дата обращения: 10.11.2022).
16. Nguyen Hai Thanh. Leaders' Personality in International Integration in Vietnam // Open Journal of Leadership. 2019. Vol. 8. P. 23-39.
17. Yeow Poon. The Reform of the Civil Service System as Viet Nam moves into the Middle -Income Country Category. UNDP, 2009. [Электронный ре-ресурс]. URL: https://www.undp.org/content/dam/vietnam/docs/Publications/25525 3 _CivilServiceReform.pdf (дата обращения: 10.11.2022).
18. United Nations Development Programme. Women's Representation in Leadership in Viet Nam. Hanoi, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.undp.org/content/dam/vietnam/docs/Publications/31204 Women s
Representation in Leadership in Viet Nam.pdf. (дата обращения:
10.11.2022).
19. Нгуен Ань Куонг. Конфуцианство о семье и вьетнамская семья сегодня // Научный журнал открытого университета Хошимина. 2012. № 7 (1). С. 75-84. (Nguyen Anh Cuäng. Nho giao v8 gia dinh va gia dinh Viet Nam hien Nay // Tap chi khoa hoc Truong Dai hoc Mo thanh pho Ho Chi Minh. 2012. SO 7 (1). Trang 75-84).
20. Maira Martini. Overview of corruption and anti-corruption in Vietnam. U4 Expert Answer, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.u4.no/publications/overview-of-corruption-and-anti-corruption-in-vietnam.pdf (дата обращения: 10.11.2022).
Фам Тиен Бак, аспирант, tienbacht@,gmail. com, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов,
Научный руководитель: Нижников Сергей Анатольевич, д-р филос. наук, проф., nizhnikovs@mail.ru, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов
POSITIVE AND NEGATIVE IMPACT OF CONFUCIAN ETHICS ON MODERN VIETNAMMESE SOCIAL LIFE
T.B. Pham
The article analyzes the features of Confucian ethics that have both positive and negative impact on modern Vietnamese society. The positive features include the fact that Confucian ethics regulates human behavior, forms responsibility for the family and society, focuses not only on the observance of social norms, but also on self-improvement. The negative features of this influence include the fact that some installations of Confucianism reduce the measure of democratic freedoms, stimulating authoritarianism in managerial work; nepotism; preference for men over women, the elderly more than the young in the selection of pro-
fessional personnel. According to the author, it is vital, while recognizing a number of advantages of Confucian ethics, to abandon the patriarchal attitudes of Confucianism. Only in such a case does it become possible to combine the norms of Confucianism with the needs of the political life of the country.
Keywords: Confucian ethics, social policy, localism, clans, nepotism, laws, Vietnam, gender inequality.
Pham Tien Bac, postgraduate, tienbacht@,gnail.com, Russia, Moscow, Russian University of Peoples' Friendship,
Scientific supervisor: Nizhnikov Sergej Anatoljevich, doctor of philosophical science, professor, nizhnikovs@,mail.ru, Russia, Moscow, Russian University of Peoples' Friendship
УДК 101.3 DOI: 10.24412/2071-6141-2023-1-249-259
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВАКУУМ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
А.В. Исаев
Рассматриваются параллели между философским понятием «экзистенциальный вакуум» и социальным концептом «здоровый образ жизни». Показано, что в ситуации экзистенциального кризиса личности программы здоровьесбережения оказываются малоэффективными, так как у человека отсутствует стимул не только заботиться о своем здоровье, но и вообще жить. Данный кризис является непременным сопутствующим условием общества потребления, когда рост материальных ценностей сопровождается утратой смысла жизни и ухудшением социального самочувствия населения. Делается вывод, что, с одной стороны, обращение к трудам основателя метода логотерапии В. Франкла, а с другой, к русским писателям-мыслителям Ф. М. Достоевскому и Л. Н. Толстому, во многом предвосхитивших появление логотерапии, может способствовать выходу из экзистенциального кризиса современности, а также оздоровлению и личной, и социальной жизни.
Ключевые слова: здоровьесбережение, экзистенциальный вакуум, логотерапия, смысл жизни, духовно-нравственные ценности.
Проблемы, связанные с обеспечением здоровья населения на каждом этапе развития общества приобретают свои особенности, во многом связанные не столько с материальными факторами (важными самими по себе), сколько с тем, что называют «духовным самочувствием» личности. Это, прежде всего, внутреннее - психоэмоциональное, морально-этическое, в целом, экзистенциальное состояние, определяемое в терминах духовно-нравственного бытия человека. Действительно, важнейший ком-