Научная статья на тему 'Идеологический упадок вьетнамского конфуцианства в XVI-XVIII в'

Идеологический упадок вьетнамского конфуцианства в XVI-XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФУЦИАНСТВО / БУДДИЗМ / ДАОСИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ / ФЕОДАЛИЗМ ВО ВЬЕТНАМЕ / CONFUCIANISM / BUDDHISM / TAOISM / STATE RELIGION / FEUDALISM IN VIETNAM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нгуен Ван Зыонг

В XVI-XVIII веках произошли кардинальные изменения в политической и социально-экономической сферах Вьетнама. Конфуцианство как политическое учение оказалось неспособным обеспечить стабильность централизованной власти, а его положения и догмы стали неубедительными для общества. Так как конфуцианские ценности утратили свою привлекательность для общества, от ученых-конфуцианцев потребовались конструктивные решения и действия, которые могли бы привести к восстановлению прежних позиций конфуцианства в обществе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the 16-18th centuries there was a large number of cardinal changes in the political and socio-economic life of Vietnam. Confucianism as a political doctrine proved powerless to ensure the stability of centralized power, its position and dogma were already unconvincing for the society. Since Confucian values lost their brilliance, therefore, Confucian scientists required some actions that could lead to the restoration of former positions and the role of Confucianism among the ruling elite of the feudal system and in the society of that era.

Текст научной работы на тему «Идеологический упадок вьетнамского конфуцианства в XVI-XVIII в»

RUDN Journal of Philosophy

Вестник РУДН. Серия: ФИЛОСОФИЯ

2017 Vol. 21 No 4 621-627

http://journals.rudn.ru/philosophy

РСН: 10.22363/2313-2302-2017-21-4-621-627

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ УПАДОК ВЬЕТНАМСКОГО КОНФУЦИАНСТВА В XVI—XVIII В.

Нгуен Ван Зыонг

Российский университет дружбы народов 117198, Москва, Россия, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

В XVI—XVШ веках произошли кардинальные изменения в политической и социально-экономической сферах Вьетнама. Конфуцианство как политическое учение оказалось неспособным обеспечить стабильность централизованной власти, а его положения и догмы стали неубедительными для общества. Так как конфуцианские ценности утратили свою привлекательность для общества, от ученых-конфуцианцев потребовались конструктивные решения и действия, которые могли бы привести к восстановлению прежних позиций конфуцианства в обществе.

Ключевые слова: конфуцианство, буддизм, даосизм, государственная религия, феодализм во Вьетнаме

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

НА ПОЛОЖЕНИЕ КОНФУЦИАНСТВА ВО ВЬЕТНАМСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В эпоху XVI—XVIII вв. феодальные кланы продвигали учение сунского конфуцианства. В основу господствующей идеологии были положены конфуцианские идеи Чжу Си (кит.: ^Ж; 1130—1200), они должны были служить подпорками бюрократической централизованной системы власти, сформированной по модели эпохи Ранних Ле (1428—1527). Конфуцианство оставалось государственной религией, инструментом господства феодальных кланов. Императорский дом по-прежнему всеми силами стремился сохранить его монополию. Так, например, конкурсные экзамены, на которые допускались лица, имевшие конфуцианское образование, как и прежде являлись основным средством отбора кадров и пополнения государственного чиновничьего аппарата. Именно люди с конфуцианским образованием занимали подавляющее большинство постов в государственном аппарате бюрократизированного монархического режима. Но при этом с 30-х годов XVI в. из-за деградации феодального строя, ослабления центральной власти, непрерывных войн между различными кланами и группировками, подъема народного движения, а также благодаря мощному воздействию товарного производства происходит все большее ослабление идеологических позиций конфуцианства. Лежавшие в основе феодального общества моральные принципы и нормы по сути носили формальный характер, в действительности же конфуцианство утратило монопольные позиции. Когда в XVI—XVIII вв. феодальный строй во Вьетнаме оказался в затяжном кризисе, сопровождавшимся ослаблением позиций и упадком конфуцианства, то со всей очевидностью вскрылись его консерватизм, догматизм и беспомощность.

Конфуцианство постулирует незыблемость императорской власти, настаивает на значимости такой добродетели, как преданность: от верноподданных требовалось проявлять абсолютную покорность императору. Однако в XVI—XVIII в., несмотря на многочисленные императорские указы, конфуцианцы не смогли предотвратить действия, которые шли вразрез с этим постулатом и нарушали установленные отношения между императором и подданными. Ярким примером являются следующие факты, представленные в книге «Процесс вьетнамской истории». Фан Тхань Зан писал: «Мак Дан Зунг (1) убил императора Ле Кунг Хоанга (2) и основал династию Мак» [10. С. 98]. «В 1782 г. солдаты императорского двора подняли мятеж, в результате чего был убит государь Чинь Кан (3)» [10. С. 759]. Кроме того нарушались: принцип («соответствия имени занимаемому положению в обществе»); три устоя («правитель — подданные, отец — сын, муж — жена») и пять постоянств («гуманизм, долг, учтивость, мудрость, доверие»). Это касалось представителей императорского двора самого высокого ранга и подданных более низкого уровня, членов императорской семьи и всех тех, кто жил в императорском дворце.

В конфуцианстве также особо превозносились моральные качества и нравственное совершенство императора, так как от этого зависит процветание династии и государства в целом. Нгуен Зы (1497—?) отмечал: «Тот, кто является императором, должен взять за основу добродетель. Добродетель должны вобрать в себя и весь императорский двор, и чиновники, и народ» [7. С. 89]. Однако конфуцианство не могло ничего поделать с тем, что в реальности многие императоры и князья вели необузданную, разгульную жизнь, ударялись в пьянство и разврат, совершали убийства, бросали в темницу и подвергали истязаниям своих подданных, ни в чем не повинных людей. Это было характерно для многих императоров династии Мак и князей рода Чинь. Нго Ши Лиен отмечает: «Император Тыонг Дык (1495—1516) прелюбодействовал со второй женой своего отца, когда тот был императором, прикрываясь именем своего старшего брата безжалостно разорял страну, жил в чрезмерной роскоши и неимоверном разврате, ввел суровые наказания и тяжелые налоги. Он уничтожил всех принцев крови и значительную часть аристократии, нажил себе врагов по всей стране, что привело к повсеместным бунтам» [8. С. 83].

Конфуцианцы говорили о важности пути «совершенствования, соблюдения порядка, мудрого управления, сохранения спокойствия» (7) и мира в интересах укрепления строя и обеспечения стабильности в обществе, призывали феодальные кланы высоко нести знамя «преданности Ле», знамя гуманности и справедливости, ставить императора превыше всего, чтобы страна вновь процветала, как это было в эпоху императора Ле Тхань Тонга (1442—1497). Но феодальный класс использовал конфуцианство вовсе не для достижения вышеперечисленных целей. В результате государство отдалялось от конфуцианского идеала и все больше и больше погружалась в смуту. В стенах императорского дворца родители и дети, родные братья императорской семьи поднимались на борьбу друг с другом. А за стенами императорского дворца солдаты устраивали бунты и мятежи. Фан Тхань Зан

писал: «...повсюду развелось столько бандитов, что они напоминали пчелиный рой» [10. С. 500]. Долгое время продолжались вылазки уцелевших приверженцев династии Мак (это происходило в период с 1592 по 1677 г.), то и дело вспыхивали крестьянские восстания против императорского двора и феодальных кланов, крестьянское движение с каждым годом приобретало все больший размах.

КРИЗИС КОНФУЦИАНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

На конфуцианцах лежала обязанность помогать императору в управлении страной и умиротворении народа. Однако, когда рухнул идеал стабильного, процветающего, умиротворенного общества, ученые-конфуцианцы оказались растерянными и неспособными что-либо предложить. Конфуцианцы прочно держались за консолидирующую идею «преданности монарху», но все равно не смогли избежать раскола в своих рядах.

В XVI—XVIII вв. перед ними встала проблема выбора между тем, что является законным и незаконным, между служением обществу или самоустранением от дел. Решение этих вопросов не лежало в чисто теоретической плоскости: одни, следуя чувству собственного долга, покончили собой, другие умирали за императора. Однако большинство заняло конформистскую позицию. Можно сказать, что нравственные ориентиры оказались забытыми: конфуцианцы изменяли своему долгу, поскольку одновременно почитать двух императоров и считать себя верноподданными было невозможно. Понятно, что такие их действия подрывали основы утверждаемых отношений «государь — подданные», установленные моральные нормы и принципы поведения. Все это в итоге привело к упадку конфуцианства.

Расслоение в рядах конфуцианцев проявилось еще и в том, что довольно многочисленная их часть не стала служить никакой власти или же служила очень короткий период, а потом уединилась в сельской местности и вела отшельнический образ жизни. Эти отшельники, как правило, были вне борьбы, но при этом оказались в оппозиции феодальным кланам. Нгуен Ким Шон написал: «...В этот период истории Вьетнама с XVI по XVIII вв. многие известные конфуцианцы, такие как Нгуен Бинь Кхием, Нго Тхи Ши, Нгуен Тхиеп, отказались от чиновничьей службы и удалились в уединенные места, где они могли бы осмыслить сложившуюся в стране ситуацию, избавиться от разочарования и неудовлетворенности с помощью квиетической философии даосизма или буддийской философии» [5. С. 14—20].

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ КОНФУЦИАНСТВА ВО ВЬЕТНАМСКОМ ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Осознавая бессилие конфуцианства и ограничение его влияния, ученые-конфуцианцы разработали своеобразную «программу», нацеленную на восстановление конфуцианства в интересах феодального строя. К основным направлениям этой программы можно отнести, во-первых, инициативу соединения конфуцианства с буддизмом и даосизмом, во-вторых, активное изучение конфуцианских канонических книг.

Говоря об идейных брожениях во вьетнамском обществе того периода, Нгуен Данг Тхук в первом томе «Истории вьетнамской мысли» отметил: «В благоприятные и спокойные времена следует опираться на конфуцианство, в годы потери равновесия необходимо прибегать к даосизму, в период трудностей и бедствий нужно ориентироваться на буддизм» [6. С. 93]. Конфуцианство воспользовалось идеями буддизма и включило их в свою теоретическую базу. Именно тогда сложилась тенденция к «объединению трех учений» на основе конфуцианства. В то же время существовала и другая тенденция: в ответ на запросы общества изменения происходили в самом теоретическом ядре конфуцианства.

Что касается тенденции к «объединению трех учений», то в ее рамках было предложено множество вариантов этого объединения. Нгуен Бинь Кхием выступал за сочетание конфуцианства с даосизмом. Нгуен Зы был приверженцем идеи сочетания конфуцианства с буддизмом и даосизмом. Были и те, кто предлагал объединить конфуцианство, буддизм и даосизм в единый блок. Совершенно очевидным является то, что какой бы вариант объединения не предлагался, главной целью всех предложений было укрепление монопольных позиций и ведущей роли конфуцианства, а также подрыв процесса восстановления влияния буддизма и даосизма в политической жизни страны. Так, например, Нго Тхи Ши (1726—1780) считал, что «Будда и Лао-цзы — это просто-напросто другие имена; и буддизм, и даосизм находятся в рамках нашего учения Конфуция» [4. С. 15]; Чинь Туэ утверждал: «Все знают, что три учения неравнозначны и буддизм и даосизм в одном потоке с конфуцианцами» [3. С. 145].

Что касается второй тенденции, то изучение канонических книг конфуцианства и развитие этой отрасли знаний (особенно активно данный процесс происходил в XVIII в.) шло сразу по многим направлениям: сверка текстов, комментирование, аннотирование, выделение главного, перевод конфуцианских сочинений на «Тьыном» (вьет.: chù nôm), их изложение в стихотворной форме. Среди многообразных направлений самым значимым для вьетнамских ученых-конфуцианцев было комментирование. Ле Куи Дону принадлежит целый ряд сочинений, представляющих собой комментарии к таким классическим текстам, как «Книга документов» (кит.: и «Книга перемен» (кит.: ^М). Ле Кюи Дон (1726—1784) отмечал: «Шестикнижие — это сборник, который учит постигать сущность вещей и явлений, быть искренним и честным, стремиться к самосовершенствованию, блюсти порядок в доме, управлять страной и поддерживать спокойствие среди людей. Но что касается правил для природы и человека, то вполне достаточно книги перемен» [2. С. 52]. Нго Тхи Ням (1746—1803) написал «наставления о (чунь-цзю) (9)» (вьет.: Xuân Thu quân kiên). Кроме того, многие ученые-конфуцианцы написали большое количество сочинений, в которых популяризовали канонические книги конфуцианства. Ле Куи Дон создал «Краткое изложение чуньцзю» (вьет.: Xuân Thu lugc luán), «Разъяснение четверокнижия» (вьет.: Tú thu uóc giâi). Буй Хюи Бить также сделал «Краткий вариант четверокнижия». Фан Дай Зоан в этой связи пишет: «Такая подпитка конфуцианства вывела его на новый уровень

теоретического осмысления, укрепила его ортодоксальную сущность и консерватизм...» [9. С. 73].

Указанные меры можно рассматривать как проявление «образцового» отношения конфуцианцев к конфуцианству. Они прибавили конфуцианству догматизма и консерватизма и в то же время помешали его окончательному регрессу. Когда было ослаблено конфуцианство, конфуцианская дисциплина продемонстрировала эффект «замирания», но не могла воспрепятствовать растущему интересу к буддизму и даосизму. В эту кризисную эпоху люди стали обращаться к буддизму и даосизму, несмотря на предпринятые «охранительные» усилия со стороны конфуцианцев. В «Собрании кратких исторических записок» (вьет.: Toan thu cuang muc) (10) сказано, что даже императоры, князья, жены императора, чиновники разного уровня обращались к буддизму и даосизму: верили в чудеса, строго соблюдали буддийские и даосские обряды, поклонялись божествам буддизма и даосизма. XVI—XVIII вв. были временем возрождения этих двух религий. Это и раскрывает в определенной мере механизм ослабления позиций конфуцианства. Чан Чонг Ким отмечает: «Социальный кризис, войны, голодные бунты, острые социальные противоречия XVIII в., а также ослабление влияния конфуцианских идей и возрождение народной культуры оказались важными факторами того, что у буддизма и даосизма появились большие, чем в прошлых столетиях возможности для упрочения своих позиций и расширения своего влияния на вьетнамское общество» [11. С. 79].

Подводя итог, можно сказать, что в XVI—XVIII вв. конфуцианство по-прежнему остается официальной идеологией вьетнамского общества, но представляет собой не цельное учение, а весьма противоречивый и неоднородный феномен. Политический потенциал конфуцианства оказался недостаточным для обеспечения стабильности централизованной власти, аксиологический — недостаточным для стабильности общества.

© Нгуен Ван Зыонг, 2017

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Мак Данг Зунг (1483—1541) — политический деятель, император, основавший династию Мак.

(2) Ле Кунг Хоанг (1507—1527) — одиннадцатый император династии Поздних Ле, находился на троне с 1522 по 1527 гг., последний император эпохи Ле Шо.

(3) Чинь Кан (1777—1782) — девятый государь династии Чинь эпохи Ле Чунг Хынг, находился на троне с сентября по ноябрь 1782 г.

(4) Чинь Чанг (1577—1657) — второй государь династии Чинь эпохи Ле Чунг Хынг.

(5) Чинь Зянг (1711—1762) — шестой государь династии Чинь эпохи Ле Чунг Хынг.

(6) Чинь Кыонга (1686—1729) — пятый государь династии Чинь эпохи Ле Чунг Хынг, находился на троне с 1709 по 1729 гг.

(7) Это изречение Конфуция приводится в книге «Великое учение», которая является первой книгой китайского четверокнижия.

(8) Белое облако (Bach Van) — псевдоним автора.

(9) «Чуньцзю» — «Весны и осени».

(10) «Toàn thu cuang muc — Тоан тхы кыонг мук» — Официальная история Вьетнама династии Нгуен, написанная на ханване (китайская иероглифическая письменность).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Зыонг Хонг (пер). Краткий вариант четверокнижия. Ханой: Изд-во «Общественные науки», 2002. (Duang Hong (biên dich). Tom tât tû thu. Nxb khoa hoc xâ hôi. Hà Nôi, 2002.)

[2] Ле Куи Дон. Правила династий. В 4-х тт. Т. 4. Ханой: Изд-во «История», 1962. (Lê Quy Dôn. Lich trièu hién chuang loai chi, tâp 4, Nxb Su hoc, 1962.)

[3] Нгуен Тай Тхы (ред). Теоретические проблемы в истории вьетнамской мысли. Ханой: Изд-во «Академии философии», 1984. (Nguyên Tài Thu. Môt sô vân dè ly luân vè lich su tu tuàng Viêt Nam. Viên Triét hoc xuât bàn, Hà Nôi, 1984.)

[4] Нго Тхи Ши. Записки из пещеры Нитхань. Сборник стихов, написанных в пещере Нит-хань — Лангшон, 1780. (Ngô Thi Sï. Ky dông nhi thanh. Tâp tha làm à dông Nhi Thanh — Lang San, 1780.)

[5] Нгуен Ким Шон. Три религиозные тенденции интеграции Вьетнамской мысли в XVIII веке // Журнал религиоведения. 2007. № 8. (Nguyên Kim San. Xu huong hôi nhâp Tam giao trong tu tuàng Viêt Nam thé ky XVIII. Hà Nôi. Tap chi nghiên cûu tôn giao, sô 8/2007.)

[6] Нгуен Данг Тхук. История вьетнамской мысли. В 5-х тт. Т. 1. Хошимин: Изд-во «Хошимин город», 1998. (Nguyên Bang Thuc. Lich su tu tuàng Viêt Nam. Nxb Tp. Ho Chi Minh, 1998.)

[7] Нгуен Зы. Записки об удивительном. Хошимин: Изд-во «Дети», 1988. (Nguyên Du. Truyèn ky man luc. Nxb Trè, TP.HCM, 1988.)

[8] Нго Ши Лиен. Полное собрание исторических записок Дайвьета. В 4-х тт. Т. 4. Ханой: Изд-во «Общественные науки», 1968. (Ngô Sï Liên. Bai viêt su ky toàn thu, tâp 4. Nxb khoa hoc xâ hôi. Hà Nôi, 1968.)

[9] Фан Дай Зоан. К вопросу о конфуцианстве во Вьетнаме. Ханой: Изд-во «Государственная политика», 1998. (Phan Bai Doân. Môt sô vân dè vè nho giao Viêt Nam. Nxb chinh tri quôc gia, Hà Nôi, 1998.)

[10] Фан Тхань Зан (ред). Процесс вьетнамской истории. В 2-х тт. Т. 2. Ханой: Изд-во «Образование», 1998 (Phan Thanh Giàn (chù biên). Khâm dinh Viêt su thông giam cuang muc. tâp 2 (Viên su hoc Viêt Nam phiên dich). Hà Nôi: nxb giao duc, 1998.)

[11] Чан Чонг Ким. Конфуцианство. Ханой: Изд-во «Культура-информация», 2008. (Trân Trong Kim. Nho giao. Hà Nôi. Nxb: Van hoa thông tin, 2008.)

Для цитирования:

Нгуен В.З. Идеологический упадок вьетнамского конфуцианства в XVI—XVIII вв. // Вестник

Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2017. Т. 21. № 4. С. 621—627.

doi: 10.22363/2313-2302-2017-21-4-621-627.

Сведения об авторе:

Нгуен Ван Зыонг — аспирант кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов (e-mail: hphilosophy@mail.ru)

For citation:

Nguyen, V.D. The Ideological Disturbance of Vietnam Confucianism in the XVI—XVIII Centuries.

RUDN Journal of Philosophy. 2017; 21 (4): 621—626. doi: 10.22363/2313-2302-2017-21-4-621627.

DOI: 10.22363/2313-2302-2017-21-4-621-627

THE IDEOLOGICAL DISTURBANCE OF VIETNAM CONFUCIANITY IN THE XVI-XVIII CENTURIES

Nguyen Van Duong

RUDN University (Peoples' Friendship University of Russia)

6, Miklukho-Maklaya Str., 117198, Moscow, Russian Federation

Abstract. In the 16—18th centuries there was a large number of cardinal changes in the political and socio-economic life of Vietnam. Confucianism as a political doctrine proved powerless to ensure the stability of centralized power, its position and dogma were already unconvincing for the society. Since Confucian values lost their brilliance, therefore, Confucian scientists required some actions that could lead to the restoration of former positions and the role of Confucianism among the ruling elite of the feudal system and in the society of that era.

Key words: confucianism, buddhism, taoism, state religion, feudalism in Vietnam

REFERENCES

[1] Duong Hong. A Short Version of the Four-Stone. Hanoi: Publisher «Social sciences»; 2002. (Duong Hong (biên dich). Tom tat tu thu. Nxb khoa hoc xâ hôi. Hà Nôi, 2002.)

[2] Le Quy Don. The Full Chronicle of Dynasties. In 4 vol. Vol. 4. Hanoi: Publisher «History»; 1962. (Lê Quy Dôn. Lich trièu hién chuong loai chi, tâp 4, Nxb Su hoc, 1962.)

[3] Nguyên Tài Thu. Some Theoretical Issues on the History of Vietnamese Thought. Hanoi: Publisher «Institute of philosophy»; 1984. (Nguyên Tài Thu. Môt sô vân dè ly luân vè lich su tu tuOng Viêt Nam. Viên Triét hoc xuât bàn. Hà Nôi, 1984.)

[4] Ngo Thi Si. Notes from the Cave of Nhi Thanh. Collection of Poems Written in the Cave Nhi Thanh — Lang Son, 1870. (Ngô Thi Sï. Ky dông nhi thanh. Tâp tho làm O dông Nhi Thanh-Lang Son, 1780).

[5] Nguyen Kim Son. Three Religious Trends in the Integration of Vietnamese Thought in the 18th Century. Journal of Religious Studies. 2007;(8). (Nguyên Kim Son. Xu huông hôi nhâp Tam giao trong tu tuOng Viêt Nam thé ky XVIII. Hà Nôi. Tap chi nghiên cuu tôn giao, sô 8/2007.)

[6] Nguyen Dang Thuc. History of Vietnamese Thought. In 5 vol. Vol 1. Ho Chi Minh: Publisher «Ho Chi Minh City»; 1998. (Nguyên Dang Thuc. Lich su tu tuOng Viêt Nam. Nxb Tp. Ho Chi Minh, 1998.)

[7] Nguyen Du. Collection of Strange Tales. Ho Chi Minh City: Publisher «Children»; 1988. (Nguyên Dû. Truyèn ky man luc. Nxb Trè, TP.HCM, 1988.)

[8] Ngo Si Lien. Full Collection of Daiviet's Historical Notes. In 4 vol. Vol. 4. Hanoi: Publisher «Social sciences»; 1968. (Ngô Sï Liên. Dai viêt su ky toàn thu, tâp 4. Nxb khoa hoc xâ hôi. Hà Nôi, 1968.)

[9] Phan Dai Doan. To the Question of Confucianism in Vietnam. Hanoi: Publisher «National politics»; 1998. (Phan Dai Doân. Môt sô vân dè vè nho giao Viêt Nam. Nxb chinh tri quôc gia, Hà Nôi, 1998.)

[10] Phan Thanh Gian. Approved by the Highest Command of the Universal Mirror of the History of Vietnam, the Basis and Particulars. Hanoi: «Education»; 1998 (Phan Thanh Giân (chù biên). Khâm dinh Viêt su thông giam cuong muc. tâp 2 (Viên su hoc Viêt Nam phiên dich). Hà Nôi: nxb giao duc, 1998.)

[11] Tran Trong Kim. Confucianism. Hanoi: Publisher «Culture — information»; 2008. (Trân Trong Kim. Nho giao. Hà Nôi. Nxb: Van hoa — thông tin, 2008.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.