Ослабление «трех огненных теплот» приводят к заболеваниям желудка [4, 5]. В числе непосредственных причин развития болезней указывается несбалансированное питание — «.. .Если иногда употребляет слишком много пищи, иногда голодает; употребляет слишком холодную или слишком горячую пищу, слишком жирную и острую, либо недоваренную.» Также важное значение, как причине болезней желудка, уделяется «сильным душевным страданиям», т.е. стрессам [1, 5].
В тибетской медицине болезни желудка подразделяют на три большие группы: 1) болезни холода (9 подгрупп, или разновидностей), 2) болезни жара (7 подгрупп), 3) сочетанные формы (монг. «боро»)
Болезни «холода» характеризуются следующими симптомами: ухудшение аппетита, тупые боли в области желудка после еды, частая отрыжка, рвота непереваренной пищей. Язык густо обложен белым налетом. Пульс пустой и слабый. Моча светлая.
Традиционное этиопатогенетическое лечение предусматривает подавление «холода» и усиление «огненной теплоты». Для этого применяются лекарства, изготовленные по тибетской рецептуре: «Арура-10», «Гарбу-6», «Анар-5», цифры в тибетских лекарствах указывают на количество входящих в их состав компонентов. Также показано прижигание.
Болезни «жара» характеризуются ухудшением аппетита, спастическими болями в желудке. Язык обложен желтым налетом. Пульс тонкий, быстрый. Моча желтая, с резким запахом. В этом случае цель лечения — подавление «жара» желудка. Применяемые лекарства: «Гарнаг-10», «Брагшун-9», «Манаг-Чинбу», «Сэрдок-5». Показано кровопускание на сосуде печени «рутунг» и на основном сосуде «ругду».
Сочетанные формы «боро» вызваны «ухудшением крови». При этих формах могут преобладать как жар, так и холод, но чаще всего — жар. Боли приступообразные, без четкой локализации, носят разлитой характер, « .Иногда ощущение того, что желудок и печень слились воедино.», с иррадиацией в спину. Характерны изжога, плохой аппетит, рвота. Язык бордово-красный, сухой. Пульс полный, толстый. Моча красновато-желтая. Применяемые лекарства: «Жонши-21», «Танчин-25».
Таким образом, интерпретация патогенеза, диагностики и подходов к лечению заболеваний желудка с позиций традиционной восточной медицины своеобразны, достаточно логичны и рациональны, и их изучение полезно для интеграции с современной европейской медициной, с целью внедрения в лечебную практику, в качестве дополнения к современной комплексной терапии, а в некоторых случаях, возможно, и в качестве альтернативы.
литература
1. Бадмаев П. Основы врачебной науки Тибета / П. Бадмаев. — М.: Наука, 1991.
2. Николаев С.М. Тибетская медицина: традиции, перспективы, интеграция / С.М. Николаев. — Улан-Удэ, 1997.
3. Дашиев Д.Б. «Чжуд-ши» — памятник средневековой тибетской культуры / Д.Б. Дашиев. — Новосибирск, 1991.
4. Учебник тибетской медицины / Пер. с тиб. и монг. А. Позднеева. — Л., 1991.
5. Думтата улсын ангааха ухаанай нэбтэрхи толи. — Внутренняя Монголия, г. Хух-Хот, 1987.
6. Гаваа Лувсаан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. — М.: Наука, 1992.
Л.Д. Дымшеева1, Н.Г. Николаева2, С.М. Николаев2
влияние комплексного растительного средства на когнитивные функции животных при экспериментальной амнезии и изучение его аминокислотного состава
1 Бурятский государственный университет (Улан-Удэ) 2 Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН (Улан-Удэ)
Ноотропное действие растительных средств обусловливается наличием разнообразных биологически активных веществ, в том числе аминокислот. Лекарственные растения и их препараты являются важными источниками поступления в организм аминокислот.
Известно, что многие аминокислоты присутствуют в мозговой ткани и выполняют метаболическую и медиаторную функции [3]. ГАМК принимает участие в обменных процессах, протекающих в мозговой ткани, являясь одним из промежуточных продуктов «шунта Робертса», или «шунта ГАМК», тесно связанного с циклом трикарбоновых кислот. Как продукт метаболизма мозговой ткани ГАМК оказывает влияние на транспорт и утилизацию глюкозы, дыхание и окислительное фосфорилирование, на метаболизм главных источников энергии, участвует в регуляции осмотических процессов, обладает антигипоксическим действием, способна усиливать обмен белков мозга и т.д. [4]. ГАМК- ергическая
система играет важную роль в осуществлении высших интегративных функций ЦНС, включая процессы обучения и памяти, формирование условных рефлексов, пищедобывательное поведение, эмоции и т.д. [2, 4]. К числу медиаторных аминокислот относятся также глицин, глутамин, аспарагин, цистин, метионин, тирозин [3, 4].
Цель настоящего исследования — изучение влияния комплексного растительного средства «По-линоофит» на когнитивные функции животных после амнестического воздействия и изучение его аминокислотного состава.
экспериментальная фармакологическая часть
Эксперименты проведены на крысах линии Wistar обоего пола с исходной массой 170 — 200 г. Деалкоголизированный экстракт испытуемого фитосредства в объемах 1,0; 3,0; и 5,0 мл/кг массы животных и препарат сравнения пирацетам в дозе 200 мг/кг вводили внутрижелудочно в течение 4-х дней, и 5-й раз за час до тестирования. Животные контрольной группы получали эквиобъемное количество дистиллированной воды. В эксперименте использована методика условного рефлекса пассивного избегания (УРПИ), которая является базисным критерием для оценки влияния новых веществ на формирование и воспроизведение памятного следа норме и в условиях его нарушения [1, 2]. Амнезию вызывали путем помещения животных в герметичную стеклянную емкость объемом 1 л. непосредственно после выработки УРПИ. Крыс подвергали воздействию гипоксии до появления судорог. Животных интактной группы не подвергали амнестическому воздействию. Тестирование на сохранение памятного следа УРПИ, заключавшееся в определении латентного периода захода животных в темный (опасный) отсек экспериментальной камеры, осуществляли через 1час, 24 часа и 7 суток.
Полученные результаты: при проверке сохранности памятного следа было выявлено, что гипок-сическая травма вызывает у животных амнестический эффект. Так, у крыс контрольной группы через 24 часа после воздействия гипоксии выявлено глубокое нарушение условно-рефлекторной деятельности, что проявилось в резком сокращении латентного периода (27,3 с). Воспроизведения памятного следа через 7 суток после воздействия гипоксии не наблюдалось, животные продолжали заходить в темный «опасный» отсек камеры, продолжительность латентного периода практически не отличалась от таковой до обучения УРПИ (11,0 с). Введение животным испытуемого средства в объемах 1,0; 3,0; 5,0 мл/кг массы животного повышало продолжительность латентного периода на 8,6; 18,9; 56,3 % соответственно по сравнению с таковой у животных контрольной группы через 1 час после выработки УРПИ. Тестирование животных, получавших испытуемое средство, показало, что данное вещество оказывает положительное действие на воспроизведение УРПИ. Наиболее выраженный эффект наблюдался при введении средства в объеме 5,0 мл/кг массы животного, выработанный УРПИ восстанавливался в более ранние сроки и достигал более высокого уровня сохранения (латентный период перехода 196,8 и 138,6 с) через 24 часа и 7 суток соответственно. В группе сравнения латентный период перехода в темный, «опасный» отсек экспериментальной камеры составил 189,1 с через 24 ч. и 116 с через 7 суток.
Таким образом, исследуемое комплексное растительное средство проявляет антиамнестический эффект, по степени выраженности сопоставимый с эффектом пирацетама.
экспериментальная химическая часть
Исследование аминокислотного состава ноотропного средства проводили на аминокислотном анализаторе ААА 339 (Чехия). Исходный растительный сбор исчерпывающе экстрагировали горячей водой (извлечение 1) и 40%-ным этиловым спиртом (извлечение 2). Извлечения 1 и 2 фильтровали, упаривали досуха в вакууме. Для определения свободных аминокислот сухие остатки (точные навески) растворяли в цитрат-литиевом буферном растворе (рН 2,2), осаждение белков проводили 30%-ным раствором сульфосалициловой кислоты, образцы центрифугировали и анализировали. Связанные аминокислоты определяли после кислотного гидролиза 6 Н раствором кислоты соляной при 110 °С в течение 24 часов. Результаты исследований представлены в таблицах 1 и 2.
Как следует из представленных в таблицах данных, разработанное ноотропное средство богато аминокислотами. Отмечается значительное содержание аспарагиновой кислоты, аспарагина, глутаминовой кислоты, глутамина, пролина, цистина, метионина, лейцина, у-аминомасляной кислоты, аланина, аргинина. Обнаружено 19 аминокислот, из них 7 незаменимых. Исследуемое средство содержит значительное количество у-аминомасляной кислоты. Известно, что концентрация у-аминомасляной кислоты (ГАМК) в мозге значительно превосходит величину, характерную для других, неаминокислотных передатчиков (моноаминов, ацетилхолина).
Таким образом, растительное средство «Полиноофит» обладает ноотропной активностью, оказывает положительное воздействие на процессы обучения и памяти у животных на фоне амнестического воздействия гипоксией. Значительное содержание аминокислот позволяет использовать данное средство как источник аминокислот, которые совместно с другими биологически активными веществами обусловливают ноотропную активность растительного средства.
Таблица 1
Содержание аминокислот в ноотропном средстве «Полиноофит»
Аминокислоты Содержание аминокислот, мкг/г
высушенное водное извлечение сбора высушенное спиртовое извлечение сбора
Аспарагиновая кислота 1360,42 404,49
Треонин* 348,25 277,38
Серин 403,37 333,38
Аспарагин 2968,3 1162,4
Глутаминовая кислота 1294,33 904,81
Глутамин 3178,24 1550,60
Пролин 9347,5 9258,1
Глицин 80,9 54,5
Аланин 787,5 641,3
Валин* 513,3 376,8
Цистин 3464,9 2436,2
Метионин* 1449,8 1005,0
Изолейцин* 319,1 309,1
Лейцин* 704,3 441,8
Тирозин 146,8 124,9
Фенилаланин* 216,3 178,6
у-аминомасляная кислота 519,1 311,7
Орнитин 47,2 42,3
Лизин* 84,5 81,7
Аргинин 1737,5 1389,1
примечание: здесь и далее * - незаменимые кислоты.
Таблица 2
Содержание связанных аминокислот (после кислотного гидролиза) в ноотропном средстве «Полиноофит»
Аминокислоты Содержание аминокислот, мкг/г
высушенное водное извлечение сбора высушенное спиртовое извлечение сбора
Лизин* 365,5 130,1
Гистидин 268,5 71,4
Аргинин 2586,9 2362,2
Аспарагиновая кислота 4252,6 2721,9
Треонин* 693,2 175,1
Серин 931,2 388,87
Глутаминовая кислота 5704,5 3221,49
Пролин 8143,3 7231,7
Глицин 1031,9 419,8
Аланин 1139,6 674,5
Валин* 895,8 863,0
Метионин* 107,4 107,0
Изолейцин* 583,8 291,3
Лейцин* 488,1 309,6
Тирозин 440,3 177,6
Фенилаланин* 583,2 280,8
у-аминомасляная кислота 963,0 568.1
литература
1. Воронина Т.А., Островская Р.У. Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ / Т.А. Воронина, Р.У. Островская. — М., 2000. — С. 153—161.
2. Ковалев Г.В. Ноотропные средства / Г.В. Ковалев. — Волгоград, 1990.
3. Майстер А. Биохимия аминокислот / А. Майстер // М.: Иностранная литература, 1961.
4. Раевский К.С. Медиаторные аминокислоты: нейрофармакологические и нейрохимические аспекты / К.С. Раевский. — М., 1986.
А.Ю. Ерентуева, С.М. Николаев, Н.Р. Балданова
становление профессионального опыта в условиях глобализации образования
Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)
В настоящее время проблемы высшего образования следует рассматривать в широком социальноэкономическом и политическом контексте. Поэтому перспективы развития высшей школы можно оценивать в контексте интернационализации и глобализации. Существенную роль при становлении процессов глобализации и интернационализации играет кросскультурный (кросскоммуникационный) принцип взаимодействия наций, основанный на объединении и синтезе основных, базовых положений функционирования общества [4]. Исходя из данных позиций, важность реализации мировым сообществом принципов устойчивого развития и их распространения на сферу образования очевидна. Проблемы наступившего столетия заставляют вновь обратиться к содержанию образования высшей школы, т.к. проблемы выживания человека и глобальные риски для цивилизации еще не нашли должного отражения в учебных образовательных программах [1]. В связи с этим экологическое образование, несущее огромный гуманистический потенциал, приобретает статус системообразующего фактора образования в целом. Современная теория и практика экологического образования опирается на систему общих экологических принципов: связи обучения и воспитания с социокультурной средой, целостности и компетентности учебно-воспитательного процесса, взаимосвязи локального, регионального и глобального при рассмотрении экологических проблем, активности и самостоятельности, доступности, гуманизма и др. Одной из главных задач экообразования является ориентация процесса обучения на воспитание личностных экологических ценностей, адекватных общечеловеческим. Поэтому изначально ориентация на формирование и развитие экологической культуры, в первую очередь, ставит своей целью формирование знаний о законах и закономерностях, по которым живет природа, системы основополагающих понятий о процессах, протекающих в биосфере. Экологическое образование — это специфическая, динамическая система специальных знаний, активно использующая достижения естественных наук, психологии, социологии и других наук. Одной из основных задач его является формирование экологической культуры, под которой понимается мировоззрение, нормы морали и права, знания, умения, навыки, уровень интеллекта, способы и формы общения людей. Исходя из данных позиций, на сегодня приоритетным можно считать то образование, которое готовит обучающихся к решению стоящих перед обществом социальных, экономических, экологических и других проблем на всех уровнях. Такая позиция дает реальную возможность преодолеть отчуждение системы образования от проблем современного мира. При этом знания и умения должны подкрепляться действиями, что ведет к формированию навыков личного опыта.
Профессиональное становление будущего специалиста представляет собой динамический процесс «формообразования» личности и предусматривает формирование ее профессиональной компетентности и профессионально важных качеств [3]. Особое звучание приобретают названные положения при подготовке будущих врачей на медицинском факультете Бурятского госуниверситета. Уникальность природно-климатических условий Байкальского региона, социальная значимость профессии, специфика подготовки врачебных кадров в классическом университете накладывают особый отпечаток на процесс формирования профессионально значимых качеств в условиях глобализации образования. Профессиональный опыт будущего специалиста представляет собой развивающееся и управляемое как извне, так и изнутри профессионально-личностное образование субъекта профессионального становления. Профессионально-ориентированное обучение студентов высшей школы требует соблюдения ряда организационно-педагогических условий, среди которых: межпредметные связи в образовательном пространстве; учет и развитие индивидуальных, личностных и субъектных особенностей студентов; организация тесной взаимосвязи между теорией и практикой в контексте профессионально ориентированных образовательных технологий; сочетание аудиторной и самостоятельной работы студентов, в пользу последней; варьирование соотношения объема и последовательности выполнения нормирован-