Научная статья на тему 'Влияние компетентностного подхода к обучению на результаты промежуточной аттестации студентов на кафедре общей гигиены Воронежского государственного медицинского университета'

Влияние компетентностного подхода к обучению на результаты промежуточной аттестации студентов на кафедре общей гигиены Воронежского государственного медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / COMPETENCE-BASED APPROACH / INTERMEDIATE CERTIFICATION / QUALITY OF TRAINING / INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов В. И., Фертикова Т. Е.

Цель: анализ уровня сформированности компетенций на основе результатов промежуточной аттестации студентов на кафедре общей гигиены ВГМУ им. Н. Н. Бурденко за последние годы. Материал и методы. Рассмотрена динамика результатов промежуточной аттестации студентов, обучающихся на кафедре общей гигиены Воронежского медицинского университета, в связи с внедрением компетентностного подхода. Результаты. Сделан вывод о стабильных результатах экзаменов студентов всех факультетов за последние годы. Наиболее высока доля отличных и хороших оценок среди студентов лечебного факультета. Доля отличных оценок, полученных студентами лечебного факультета, составила 17,4-20,7%, студентами педиатрического и медикопрофилактического факультетов 9,6-17,8 и 1,9-17,1% соответственно. Удельный вес удовлетворительных оценок среди студентов лечебного факультета 31,2-37,2%. Больше всего доля удовлетворительных оценок у обучающихся медико-профилактического факультета 51,269,7%. Предложены направления деятельности преподавательского коллектива кафедры, позволяющие повысить уровень освоения компетенций, особенно профессиональных. К ним отнесено широкое применение инновационных педагогических технологий, таких как проблемноориентированные и проектно-организованные технологии обучения. Приведены примеры новых подходов к обучению в медицинском вузе. Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход к обучению реализуется посредством учебного пособия с план-конспектами лекционных курсов, дополненных инновационными внедрениями в учебный процесс. Проектноориентированная технология применена для создания компьютерной программы обработки базы данных работников воронежского предприятия для оценки взаимосвязи условий труда и уровня заболеваемости. Заключение. Необходимым элементом формирования компетентностного подхода к обучению следует считать привлечение студентов к научно-исследовательской работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов В. И., Фертикова Т. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the competence-based approach to training on the results of intermediate certification of students at the Department of General Hygiene of Voronezh State Medical University

Purpose: analysis of the level of competence formation on the basis of the results of intermediate certification of students at the Department of General Hygiene of Voronezh Medical University. Material and Methods. The article describes the dynamics of the results of intermediate certification of students enrolled in the Department of General Hygiene of Voronezh Medical University, in connection with the implementation of the competence approach. Results. A conclusion about stable results of examinations of students of all faculties for the last years is made. The highest proportion of excellent and good grades was noted among students of the medical faculty. The share of excellent marks received by students of the medical faculty was 17.4-20.7%, by students of the pediatric and medical preventive faculties 9.6-17.8 and 1.9-17.1%, respectively. The proportion of satisfactory marks among students of the medical faculty 31.2-37.2%. Most of all the proportion of satisfactory assessments among students of the medical preventive faculty 51.2-69.7%. The directions of activity of the teaching staff of the department have been proposed, they will allow to increase the level of development of competencies, especially professional ones. These include the widespread use of innovative educational technologies, such as problemoriented and design-organized learning technologies. Examples of new approaches to teaching in a

Текст научной работы на тему «Влияние компетентностного подхода к обучению на результаты промежуточной аттестации студентов на кафедре общей гигиены Воронежского государственного медицинского университета»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 613:378 Оригинальная статья

ВЛИЯНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В. И. Попов — ФГБОУ ВО «Воронежский ГМУ им. Н. Н. Бурденко» Минздрава России, заведующий кафедрой общей гигиены, профессор, доктор медицинских наук; Т. Е. Фертикова — ФГБОУ ВО «Воронежский ГМУ им. Н. Н. Бурденко» Минздрава России, доцент кафедры общей гигиены, кандидат медицинских наук.

THE IMPACT OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH TO TRAINING ON THE RESULTS OF INTERMEDIATE CERTIFICATION OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF GENERAL HYGIENE OF VORONEZH STATE MEDICAL UNIVERSITY

V. I. Popov — Voronezh State Medical University n.a. N. N. Burdenko, Head of Department of General Hygiene, Professor, DSc; T. E. Fertikova — Voronezh State Medical University n.a. N. N. Burdenko, Assistant Professor of Department of General Hygiene, PhD.

Дата поступления — 09.11.2018 г. Дата принятия в печать — 28.02.2019 г.

Попов В.И., Фертикова Т.Е. Влияние компетентностного подхода к обучению на результаты промежуточной аттестации студентов на кафедре общей гигиены Воронежского государственного медицинского университета. Саратовский научно-медицинский журнал 2019; 15 (1): 114-119.

Цель: анализ уровня сформированности компетенций на основе результатов промежуточной аттестации студентов на кафедре общей гигиены ВГМУ им. Н. Н. Бурденко за последние годы. Материал и методы. Рассмотрена динамика результатов промежуточной аттестации студентов, обучающихся на кафедре общей гигиены Воронежского медицинского университета, в связи с внедрением компетентностного подхода. Результаты. Сделан вывод о стабильных результатах экзаменов студентов всех факультетов за последние годы. Наиболее высока доля отличных и хороших оценок среди студентов лечебного факультета. Доля отличных оценок, полученных студентами лечебного факультета, составила 17,4-20,7%, студентами педиатрического и медико-профилактического факультетов — 9,6-17,8 и 1,9-17,1% соответственно. Удельный вес удовлетворительных оценок среди студентов лечебного факультета — 31,2-37,2%. Больше всего доля удовлетворительных оценок у обучающихся медико-профилактического факультета — 51,2-69,7%. Предложены направления деятельности преподавательского коллектива кафедры, позволяющие повысить уровень освоения компетенций, особенно профессиональных. К ним отнесено широкое применение инновационных педагогических технологий, таких как проблемно-ориентированные и проектно-организованные технологии обучения. Приведены примеры новых подходов к обучению в медицинском вузе. Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход к обучению реализуется посредством учебного пособия с план-конспектами лекционных курсов, дополненных инновационными внедрениями в учебный процесс. Проектно-ориентированная технология применена для создания компьютерной программы обработки базы данных работников воронежского предприятия для оценки взаимосвязи условий труда и уровня заболеваемости. Заключение. Необходимым элементом формирования компетентностного подхода к обучению следует считать привлечение студентов к научно-исследовательской работе.

Ключевые слова: образовательный процесс, компетентностный подход, промежуточная аттестация, качество подготовки специалистов, инновационные педагогические технологии.

Popov VI, Fertikova TE. The impact of the competence-based approach to training on the results of intermediate certification of students at the Department of General Hygiene of Voronezh State Medical University. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2019; 15 (1): 114-119.

Purpose: analysis of the level of competence formation on the basis of the results of intermediate certification of students at the Department of General Hygiene of Voronezh Medical University. Material and Methods. The article describes the dynamics of the results of intermediate certification of students enrolled in the Department of General Hygiene of Voronezh Medical University, in connection with the implementation of the competence approach. Results. A conclusion about stable results of examinations of students of all faculties for the last years is made. The highest proportion of excellent and good grades was noted among students of the medical faculty. The share of excellent marks received by students of the medical faculty was 17.4-20.7%, by students of the pediatric and medical preventive faculties — 9.6-17.8 and 1.9-17.1%, respectively. The proportion of satisfactory marks among students of the medical faculty — 31.2-37.2%. Most of all the proportion of satisfactory assessments among students of the medical preventive

faculty — 51.2-69.7%. The directions of activity of the teaching staff of the department have been proposed, they will allow to increase the level of development of competencies, especially professional ones. These include the widespread use of innovative educational technologies, such as problem-oriented and design-organized learning technologies. Examples of new approaches to teaching in a medical school are given. The problem-oriented interdisciplinary approach to learning is implemented through a textbook with outlines of lecture courses, complemented by innovative introductions into the learning process. The project-oriented technology has been applied to create a computer program for processing a database of employees of the Voronezh enterprise to assess the relationship between working conditions and incidence. Conclusion. Involvement of students in research work is considered a necessary element of the formation of a competence-based approach to learning.

Key words: educational process, competence-based approach, intermediate certification, quality of training, innovative pedagogical technologies.

Введение. По заявлению Президента России В. В. Путина, государство намерено и дальше работать над повышением качества образования. Это одно из приоритетных направлений деятельности в нашей стране. Обучение студентов образовательных организаций за последние годы претерпело существенные изменения, поскольку осуществлен переход на компетентностный подход к обучению согласно Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС-3). Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы обучающийся получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от студентов умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях [1]. В данном подходе ценятся не сами знания, а способность использовать их. Перед вузами стоит задача подготовить специалистов, не только обладающих прочными знаниями, но и способных к самостоятельной творческой деятельности [2].

Компетентностный подход к обучению на кафедре общей гигиены Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко (ВГМУ) направлен на приобретение студентами знаний и умений по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье населения, выработку у них гигиенического способа мышления, понимания связи здоровья человека с окружающей средой для проведения научно обоснованных мероприятий по профилактике заболеваний. Для реализации компетентностного подхода к обучению в рабочих программах учебных дисциплин имеются перечни компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательных программ.

Цель: анализ уровня сформированности компетенций на основе результатов промежуточной аттестации студентов на кафедре общей гигиены ВГМУ им. Н. Н. Бурденко за последние годы.

Материал и методы. Ретроспективное исследование проводилось на кафедре общей гигиены Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко в период зимних экзаменационных сессий за следующие учебные годы: 2014/15, 2015/16, 2016/17, 2017/18. Выборку составили: студенты лечебного факультета от 340 до 358 человек; русскоговорящие и англоговорящие студенты лечебного факультета Международного института медицинского образования и сотрудничества (МИ-МОС) от 58 до 146 человек; студенты педиатрического факультетов 3-го курса от 146 до 185 человек; студенты медико-профилактического факультета 4-го курса от 34 до 55 человек.

Первичные данные успеваемости были выражены в баллах рейтинговой системы по 100-балльной шкале, окончательные результаты представлены вследствие трансформации рейтинговых баллов в оценки по 5-балльной шкале по действующим нормативам вуза. Для сравнения успеваемости студентов разных факультетов определялись средний экзаменационный балл и ошибка среднего. Соответствие формы выборочных распределений нормальному проверялось визуально с использованием гистограмм. Степень близости дисперсий в группах определялась с помощью критерия Фишера. С учетом независимости выборок исследование значимости различий между средними величинами выборок производилось стандартным двухсторонним критерием Стъюдента.

Результаты. На основании результатов промежуточной аттестации (экзамена) студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов ВГМУ проведен анализ успеваемости за несколько последних учебных лет (табл. 1).

Полученные данные позволяют говорить о лучшей подготовленности к экзаменам на кафедре общей гигиены студентов лечебного и педиатрического факультетов по сравнению с обучающимися на медико-профилактическом факультете, ввиду того что

Таблица 1

Динамика среднего балла промежуточной аттестации студентов

Факультеты, балл

Учебный год лечебный лечебный (русскоговорящие) лечебный (англоговорящие) педиатрический медико-профилактический

2014/15 3,8 3,2 3,3 3,7 3,3

2015/16 3,8 3,2 3,2 3,9 3,6

2016/17 3,8 3,3 3,3 3,7 3,4

2017/18 3,9 3,4 3,4 3,7 3,4

Ответственный автор — Фертикова Татьяна Евгеньевна Тел.: +7 (910) 2477955 E-mail: [email protected]

116 педагогика и образование

Таблица 2

Структура оценок, полученных в ходе промежуточной аттестации студентами разных факультетов, %

Факультет Оценки

отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно

2014/15 учебный год

Лечебный 20,7 42,8 36,5 0,0

Лечебный МИМОС 5,5 18,5 72,6 3,4

Педиатрический 10,5 45,3 44,2 0,0

Медико-профилактический 3,0 27,3 69,7 0,0

2015/16 учебный год

Лечебный 19,6 43,2 37,2 0,0

Лечебный МИМОС 1,6 19,4 72,6 6,4

Педиатрический 17,8 56,2 25,4 0,6

Медико-профилактический 17,1 26,8 51,2 4,9

2016/17 учебный год

Лечебный 17,4 50,0 32,6 0,0

Лечебный МИМОС 8,6 19,0 65,5 6,9

Педиатрический 12,7 51,9 34,8 0,6

Медико-профилактический 1,9 37,0 61,1 0,0

2017/18 учебный год

Лечебный 17,4 51,4 31,2 0,0

Лечебный МИМОС 6,9 21,8 66,7 4,6

Педиатрический 9,6 45,9 44,5 0,0

Медико-профилактический 7,3 24,4 65,9 2,4

они имеют большую мотивацию к изучению предмета благодаря более широкому базовому образовательному потенциалу, способствующему лучшему усвоению материала по гигиене.

Стабильно низкий средний балл, по результатам промежуточной аттестации, имеют студенты лечебного факультета МИМОС, однако выявлена тенденция к улучшению успеваемости.

По данным последней экзаменационной сессии (2017/18 учебный год), наиболее высока доля отличных оценок среди студентов лечебного факультета, которая составила 17,4% (табл. 2). Больше всего хороших оценок также получили студенты лечебного факультета: 51,4%. Структура экзаменационных результатов студентов других факультетов отличается меньшей долей отличных оценок: 9,6 и 7,3% среди студентов педиатрического и медико-профилактического факультетов соответственно. Наибольший удельный вес удовлетворительных оценок отмечен среди студентов медико-профилактического факультета: 65,9%, что вызывает недоумение, поскольку сдаваемая учебная дисциплина «Общая гигиена, социально-гигиенический мониторинг» относится к профессиональным и значимым в процессе становления врача-гигиениста.

В структуре экзаменационных оценок студентов разных факультетов за последние несколько лет выявленные закономерности сохраняются. Доля отличных оценок, полученных студентами лечебного факультета, составила 17,4-20,7%, в то время как у студентов педиатрического и медико-профилактического факультетов 9,6-17,8 и 1,9-17,1% соответ-

ственно. Стабилен удельный вес удовлетворительных оценок среди студентов лечебного факультета: 31,2-37,2%. Больше всего удовлетворительных оценок среди отечественных студентов получено обучающимися на медико-профилактическом факультете: 51,2-69,7%.

Таким образом, проведенный анализ результатов промежуточной аттестации студентов трех факультетов обнаружил проблемы в организации подготовки будущих врачей по гигиене и потребность в улучшении ее качества. Достигнутый на сегодняшний день процесс формирования компетенций по гигиене свидетельствует о недостаточной проработке современной методологии обучения студентов. Представляется целесообразным дальнейшее совершенствование компетентностного подхода к обучению посредством следующих основных направлений деятельности:

1) повышение профессионально-педагогического уровня научно-педагогических работников (НПР);

2) обеспечение вовлеченности студентов в учебный и научный процессы на кафедре;

3) улучшение обеспеченности учебно-методическими материалами;

4) достижение достаточного материально-технического оснащения для формирования инструментальных компетенций согласно ФГОС-3.

Для реализации первого направления необходимы следующие действия:

— защита диссертаций преподавателями и повышение доли остепененных сотрудников кафедры;

— повышение различных видов квалификации НПР (профессиональной, педагогической, компьютерной) [3-5];

— продолжение разработки электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по дисциплинам на платформе Moodle;

— внедрение новых технологий в обучении;

— представление лекций в режиме мультимедийных презентаций, создание и демонстрация учебных фильмов;

— работа над изданием учебных пособий, в том числе с грифом Федерального института развития образования (ФИРО);

— расширение и совершенствование фонда оценочных средств с организацией компьютерного тестирования обучающихся;

— разработка инновационных проектов с участием преподавателей и студентов.

Чтобы вовлечь студентов в учебный и научный процесс [1], на кафедре общей гигиены применяются следующие организационные формы работы: формирование мотивации к получению знаний; создание заинтересованности в оценках текущего и промежуточного рейтинга; требование соблюдения учебной дисциплины; рациональное использование современных технических средств получения информации; подготовка студентов к выступлению с докладами по учебной и научно-исследовательской работе; активизация участия в студенческом научном кружке (СНК) и творческом конкурсе «Гигиена в профессиональной деятельности врача», внедренном на кафедре с 2016 г

Для контроля сформированности компетенций на кафедре используются фонды оценочных средств (ФОСы) по каждой дисциплине, включающие вопросы к экзамену, ситуационные задачи и тестовые задания. Помимо контрольно-измерительных материалов, применяемых в обучении студентов вуза, реализация компетентностного подхода предусматривает использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. Многие авторы указывают на то, что процесс обучения ориентирован на самостоятельность студента, в то время как роль преподавателя заключается в педагогической поддержке [6]. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Соответственно особое внимание в учебном процессе направлено на активные и интерактивные формы проведения занятий. Популярность набирают интерактивные формы взаимодействия, которые подразумевают способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). К интерактивному обучению относятся дискуссионные, игровые и тренинговые формы и методы.

Иллюстрацией активного и интерактивного обучения на кафедре общей гигиены являются следующие формы проведения занятий: case study (кейс-метод) — обсуждение реальных проблемных ситуаций с участием преподавателя (дискуссия, решение ситуационных задач); ролевые игры по теме «Пищевые отравления»; информационно-коммуникационные технологии (IT-методы) — применение компьютеров для математической обработки информации и получения результатов гигиенического нормирования вредных промышленных веществ;

просмотр учебных фильмов с последующим анализом и развитием критического мышления; подготовка студентами реферативных сообщений и докладов с презентациями.

Деловая игра по теме «Пищевые отравления» проводится с целью формирования у студентов практических навыков диагностики, оформления медицинской документации и участия в расследовании пищевых отравлений различной этиологии. По сценарию игры, «пострадавший» обращается к врачу поликлиники (или скорой помощи), который должен провести дифференциальную диагностику по данным анамнеза и результатам клинического обследования, поставить предварительный диагноз, решить вопрос о необходимости госпитализации пострадавшего, направить экстренное извещение в Центр гигиены и эпидемиологии, провести забор материала для лабораторного исследования продуктов питания. Преподаватель распределяет функции каждого студента группы в деловой игре. Большое значение в данном случае придается обязательным студентам-функционерам: «пострадавшим», «врачу скорой помощи», «врачу поликлиники» и «врачу по гигиене питания». В заключение преподаватель отмечает студентов-функционеров, грамотно представивших случаи пищевых отравлений, позволивших врачу лечебного профиля поставить правильный диагноз, принять решение о тактике лечения «пострадавшего», направить извещение в санитарную службу, которая будет заниматься расследованием данного пищевого отравления. В то же время преподаватель отмечает неточное представление конкретных пищевых отравлений, связанное с недостаточным уровнем исходных знаний по теме.

Организовано дистанционное обучение, базирующееся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий: межвузовские научно-практические видеоконференции студентов, аспирантов совместно с факультетом компьютерных наук ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет».

Коллективами кафедр медико-профилактического факультета (общей гигиены; гигиенических дисциплин; эпидемиологии; инфекционных болезней; фтизиатрии) написано учебное пособие для самостоятельной работы студентов, включающее план-конспекты лекционных курсов с выводами и вопросами для самоконтроля, дополненные инновационными внедрениями в учебный процесс. С помощью данного пособия инициируется самостоятельный поиск студентом знаний через проблематизацию преподавателем учебного материала, а значит, реализуется проблемно-ориентированный междисциплинарный подход к обучению.

Как пример использования инновационных педагогических технологий кафедрой общей гигиены ВГМУ можно отметить разработку и внедрение в учебный процесс элективных курсов, ориентированных на изучение проблемных вопросов гигиены, с целью доказательного установления связей обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания и проведения профилактических мероприятий, оптимизирующих среду и укрепляющих здоровье («Эколого-гигиени-ческая оценка среды обитания и качества жизни в условиях крупного промышленного центра» и «Гигиенические основы здоровьесбережения в образовательной среде» для студентов лечебного и педиатрического факультетов соответственно). Актуальность

и важность изучения данных элективных курсов подтверждает тот факт, что многие исследователи говорят о необходимости формирования здоровьес-берегающей среды в образовательном пространстве вузов [7]. Улучшение состояния здоровья участников образовательного процесса приведет к повышению эффективности усвоения учебного материала и, как следствие, к улучшению показателей и результатов промежуточной аттестации.

Используются проектно-организованные технологии обучения, под которыми понимается работа в команде над комплексным решением практических задач. Проект (организованная целенаправленная деятельность) необходим для выработки умений пользоваться исследовательскими методами, в конечном счете — для решения новых познавательных и практических задач [6]. Этапы проектирования: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование «мозговой атаки»); выдвижение гипотезы их решения; обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Подобные проекты реализованы на кафедре общей гигиены. Например, компьютерная программа обработки базы данных работников Воронежского шинного завода. Целью проекта явилось создание алгоритма и компьютерной программы, позволяющей оценить взаимосвязь условий труда и уровня заболеваемости работников Воронежского шинного завода. Разработана программа, обладающая возможностями считывать файлы данных формата XLS, анализировать их и редактировать. Анализ данных включает обработку и структурирование данных, заполнение списков заболеваний и профессий рабочих, анализ данных, относящихся к стажу, возрасту, рабочим местам. Этапы создания программы: выбор среды разработки; создание алгоритма считывания данных; выявление статистических зависимостей; реализация графического отображения результатов анализа; сохранение полученных изображений. Проект создан с участием студентов и преподавателей кафедр ВГМУ им. Н. Н. Бурденко и ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет».

Обсуждение. Детальный и планомерный анализ среднего балла и структуры экзаменационных оценок студентов позволяет сделать вывод о достаточно стабильном уровне результатов промежуточной аттестации за последние годы. В процессе обучения студентов медицинского вуза представляется обязательным достижение ими высокого уровня сформированности компетенций, особенно профессиональных. Соответственно хорошее освоение компетенций, указанных в рабочих программах учебных дисциплин, положительно отразится на экзаменационных оценках и, главное, качестве подготовки будущих специалистов. В связи с этим подробно рассмотренные нами пути улучшения качества образовательного процесса призваны обеспечить со временем более прочное приобретение студентами знаний, умений и навыков, обеспечивающих достаточную сформированность компетенций.

Следует особо отметить усилия преподавателей, ориентированные на создание атмосферы вовлеченности студентов в учебное и научное направления деятельности. В процессе обучения особо ценным,

на наш взгляд, является умение преподавателя вызвать заинтересованность студентов в сфере преподаваемой учебной дисциплины. Эмоциональная вовлеченность педагога позволит сформировать внутреннюю мотивацию к изучению дисциплины и раскрыть потенциал студентов [8]. Студента необходимо не только заинтересовать, но и открыть для него возможности практического использования знаний. Не менее важно использовать новые педагогические технологии, также помогающие мотивировать обучающихся. Проблемно-ориентированные и проектно-организованные технологии обучения, применяемые кафедрой, — наиболее сложные из инновационных педагогических технологий. Наряду с этим требуется дальнейшее развитие и традиционных методик преподавания.

Совершенствование методологии обучения подразумевает возможность использования студентами учебно-методических материалов и современного оборудования, что предусмотрено планами работы кафедры и медицинского вуза в целом.

Выводы:

1. Для совершенствования качества образовательного процесса в рамках компетентностного подхода и улучшения результатов промежуточной аттестации студентов необходимы: повышение профессионально-педагогического мастерства научно-педагогических работников, вовлеченность обучающихся в учебный и научный процесс, достаточная обеспеченность учебно-методической литературой и укрепление материально-технической базы.

2. С целью повышения заинтересованности студентов всех факультетов в изучении гигиены и, соответственно, в результатах промежуточной аттестации возникает необходимость использования разнообразных инновационных педагогических технологий в образовательном процессе медицинского вуза.

3. Участие студентов в научно-исследовательской работе, в том числе совместной с другими кафедрами ВГМУ и другими вузами — участниками ВосточноЕвропейского медицинского научно-образовательного кластера, — необходимый элемент формирования компетентностного подхода к обучению.

4. Дальнейшее обновление Федеральных государственных образовательных стандартов и, соответственно, приобретаемых компетенций, а также ориентирование на трудовые функции профессиональных стандартов по специальностям позволят улучшать методологические подходы к обучению студентов посредством совершенствования учебно-методических комплексов изучаемых дисциплин в медицинском вузе.

Конфликт интересов не заявляется.

Авторский вклад: концепция и дизайн исследования, получение и обработка данных — Т. Е. Фертикова; анализ и интерпретация результатов — В. И. Попов, Т. Е. Фертикова; написание статьи — Т. Е. Фертикова; утверждение рукописи для публикации — В. И. Попов.

References (Литература)

1. Mijerin' LA, Bykova NN, Zarukina EV. Modern educational technologies at the University: educational and methodical manual. SPb., 2015; 169 p. Russian (Миэринь Л. А., Быкова Н. Н., Зарукина Е. В. Современные образовательные технологии в вузе: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015; 169 с.).

2. Ivanchenko IV. The problem of improving the quality of education in higher education. Molodoj uchenyj 2016; (5.1): 1821. URL: https://moluch.ru/archive/109/26315/ (22 October 2018).

pedagogics and education 119

3. Esaulenko IJe, Pashkov AN, Plotnikova IE. Theory and methods of teaching in higher medical school: textbook. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2011; 384 p. Russian (Есаулен-ко И. Э., Пашков А. Н., Плотникова И. Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учеб. пособие. Воронеж: Научная книга, 2011; 384 с.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Plotnikova IE, Filozop AA, Komova SYu. Implementation of the competence approach in the system of professional development of scientific and pedagogical workers of medical university. Science and Business: Ways of Development 2014; (6): 11-4. Russian (Плотникова И. Е., Филозоп А. А., Комо-ва С. Ю. Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации научно-педагогических работников медицинского вуза. Наука и бизнес: пути развития 2014; (6): 11-4).

5. Fertikova TE. ICT competence of teachers in secondary and higher educational institutions. In: Informatics: Problems, Methodology, Technologies 2017; (5): 135-9. Russian (Ферти-кова Т. Е. ИКТ-компетенции педагогов в средних и высших учебных заведениях. В сб.: Информатика: проблемы, мето-

дология, технологии: материалы XVII междунар. науч.-метод. конф. 2017; (5): 135-9).

6. Kondratenko EV. Technologies of professionally-oriented training in higher education institution: study guide. Yoshkar-Ola, 2012; 279 p. Russian (Кондратенко Е. В. Технологии профессионально ориентированного обучения в вузе: учеб. пособие. Йошкар-Ола: ФГБОУ ВПО «Марийский гос. ун-т», 2012; 279 с.).

7. Glybochko PV, Esaulenko IJe, Popov VI, Petrova TN. Health care of students: experience, innovative approaches and prospects of development in the system of higher medical education. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2017; 312 p. Russian (Глыбочко П. В., Есауленко И. Э., Попов В. И., Петрова Т. Н. Здоровьесбережение студенческой молодежи: опыт, инновационные подходы и перспективы развития в системе высшего медицинского образования. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2017; 312 с.).

8. Starodubceva VK. Motivating students to learn. Modern problems of science and education 2014; (6). URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=15617 (23 October 2018)

УДК 614.253.2:378.147

активные методы обучения в преподавании дисциплины «сестринское дело» на лечебном факультете

А. А. Таинкин — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры терапии, гастроэнтерологии и пульмонологии, кандидат медицинских наук.

active learning strategy in teaching nursing discipline at the faculty

OF GENERAL MEDICINE

A. A. Tainkin — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Assistant of Department of Therapy, Gastroenterology and Pulmonology, PhD.

Дата поступления — 14.11.2017 г. Дата принятия в печать — 28.02.2019 г.

Таинкин А.А. Активные методы обучения в преподавании дисциплины «Сестринское дело» на лечебном факультете. Саратовский научно-медицинский журнал 2019; 15 (1): 119-123.

В статье представлены разработанные автором методики применения деловых игр и работы в малых группах на занятиях по дисциплине «Сестринское дело». Использование активных форм обучения способствует повышению эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: активное обучение, сестринское дело.

Tainkin AA. Active learning strategy in teaching Nursing discipline at the faculty of General Medicine. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2019; 15 (1): 119-123.

The article presents the author's methods of applying business games and working in small groups in the class on the discipline Nursing. The use of active forms of education will help increase the effectiveness of the educational process.

Key words: active learning, Nursing.

Значение активных методов обучения трудно переоценить. Они способствуют пробуждению интереса студентов к изучаемой дисциплине, повышают усвояемость материала, прививают навыки взаимодействия в коллективе [1-7].

Многочисленные исследования, начиная с работ американского педагога Э. Дейла и заканчивая методиками последних лет, показывают, что активные формы проведения занятий делают материал более понятным и повышают выживаемость знаний [8-11].

Теоретические основы активного обучения заложены в исследованиях отечественных ученых по проблемному обучению [12], которые проводились сначала в школах, а позднее и в высших учебных

Ответственный автор — Таинкин Александр Александрович

Тел.: +7 (845) 2205825

E-mail: [email protected]

заведениях. Так, А. М. Матюшкин занимался экспериментальным изучением закономерностей процесса обнаружения неизвестного, а также других аспектов мышления, разработал теорию проблемных ситуаций в мышлении. В проблемном обучении активизация мыслительной деятельности учащегося достигается созданием условий, в которых при выполнении задания у обучаемого возникает познавательная потребность найти новые, неизвестные ему ранее знания или способы действия [13]. В концепции знаково-контекстного обучения (разработанной А. А. Вербициким в русле деятельностной теории усвоения социального опыта А. Н. Леонтьева) активность учащихся достигается за счет формирования не только познавательной, но и профессиональной мотивации путем включения в учебный процесс элементов профессиональной деятельности. По мнению А. А. Вербицкого, «сочетание познавательного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.