УДК 796.323
ВЛИЯНИЕ КОМЛЕКСА AIR ALERT НА ОБУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИГРЕ В ЗАЩИТЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ 10-11 ЛЕТ
Преподаватель Софронов Н.Н., Камский государственный институт физической культуры,
г. Набережные Челны THE INFLUENCE OF AIR ALERT COMPLEX TO THE EDUCATION OF FULL-BACK BASKETBALL PLAYER'S INDIVIDUAL GAME
Sofronov N.N., Lector Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: комплекс AIR ALERT, обучение, баскетбол, юные баскетболисты, индивидуальные навыки, скоростно-силовые качества.
Аннотация: Так как в технику защитных действий входят прыжки (при борьбе на подборе) и быстрые перемещения на короткие дистанции (восстановление защитной позиции), мы можем сделать вывод о том, что при помощи упражнений из комплекса AIR ALERT, баскетболисты не только совершенствуют свою физическую подготовку, но и становятся значительно сильнее в защитных действиях.
Key words: Air Alert complex, education, basketball, young basketball players, individual skills, strength speed quality.
Summary: Jumps are in the protection techniques and quick movements for the short distances, we are able to summarize that with Air Alert complex basketball players not only increase their physical education but they also become stronger doing full back.
Актуальность. Индивидуальная игра в защите - основа для командной защиты, а в сочетании с решительным, агрессивным настроем на игру - верный путь к успеху.
Индивидуальные защитные действия составляют половину игры в баскетбол, ибо команда в игре или обороняется, или нападает. Однако игроки и тренеры, к сожалению, отнюдь не всегда уделяют им достаточное внимание.
Индивидуальные навыки, необходимые для игры в защите, не являются архитрудными. И овладеть ими в состоянии каждый средний игрок. Тренер обязан постоянно подчеркивать важность, доступность и значение индивидуальной игры в защите, чтобы помочь своим подопечным сформировать правильное отношение к ней.
Команда, баскетболисты которой хорошо владеют индивидуальными защитными действиями, всегда будет успешно играть в защите. Акцент на игру в защите поможет хорошей команде играть превосходно, средней команде - играть отлично и слабой команде - играть хорошо.
Если баскетболист хорошо освоил основы индивидуальной игры в защите, он легко сможет приспособиться как к личной, так и к зонной защите, несмотря на их различия в некоторых деталях техники. Основы индивидуальной игры в защите являются фундаментом любой командной защиты, и обучать им игроков необходимо в первую очередь, чтобы все игроки имели прочные навыки.
Практическая значимость. Дать практические рекомендации по влиянию развития AIR ALERT на обучение индивидуальной игры в защите.
Целью исследования является выявление влияния развития скоростно-силовых качеств с помощью комплекса AIR ALERT на обучение индивидуальной игре в защите баскетболистов 10-11 лет.
Методы исследования
1. Анализ научно - методической литературы.
2. Тестирование.
3. Хронометражно - табличный и расчетный методы.
4. метод математико - статистической обработки данных.
Анализ научно - методической литературы. Анализ литературных источников позволил нам выбрать тему и методы исследования, сопоставить практическую и научную ценность выводов и рекомендаций по влиянию быстроты на обучение индивидуальной игры в защите.
Метод математико-статистической обработки данных. Один из важнейших разделов научно - исследовательской работы обработка полученных данных результатов.
От глубины анализа фактического материала исследования зависит эффективность выводов и предложений.
Статистические параметры:
Х - средняя арифметическая величина;
g - среднеквадратичное отклонение;
V - коэффициент вариации;
Бх - случайная ошибка средней арифметической.
Статистические формулы:
х = Е х / n, где Е - знак суммирования, х - полученные в исследовании значения, n -
количество вариантов.
Тестирование. Исследование развития скоростно-силовых качеств проводилось
следующим образом:
Челночный бег 3х10. Выполняется с высокого старта, испытуемый пробегает отмеченные 10 метров трижды. Учитывается лучший результат по двум попыткам, обязательный заступ одной ногой за линию отметки.
Прыжок в длину с места. Измерение проводится по общепринятым правилам отсчета длины прыжка. Для большей точности измерений пяточный край подошвы натирается мелом. Учитывается лучший результат по двум попыткам.
Бег 30 м, 60 м. Выполняется с высокого старта в соответствии с правилами легкоатлетических соревнований. Учитывается лучший результат по двум попыткам. Задачи исследования:
1. Изучить литературные данные влияния быстроты на обучение индивидуальной игре в защите
2. Определить, как развитие качества быстроты влияет на обучение индивидуальной игре в защите
3. Проанализировать развитие быстроты у детей 10-11 лет.
4. Сделать выводы о влиянии быстроты на обучение индивидуальной игре в
защите
Гипотеза. Предполагается, что развитие скоростно-силовых качеств с помощью комплекса AIR ALERT будет способствовать улучшению обучения индивидуальной игре в защите.
Организация исследования Исследование проводилось поэтапно:
1. С сентября 2004 года по май 2005 года проводился анализ научно-методической литературы по теме исследования. На этом этапе также были подобраны группы для эксперимента.
2. С сентября 2005 года по октябрь 2005 года проводились измерения скоростно-силовых качеств баскетболистов занимающихся в ДЮСШ-10.
3. С октября 2005 года начался эксперимент по внедрению в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы комплекса AIR ALERT.
AIR ALERT. Порядок выполнения: разогрев (прыжки со скакалкой, бег на месте); растяжка; прыжки в высоту; подъемы на носках; степ-апы; прыжки в полуприседе; выжигания; расслабление (растяжка)
Таблица 1.
График выполнения комплекса AIR ALERT.
(Н) (1) (2) (3) (4) (5)
1 2х25 2х10 2х10 2х15 1х100
2 1х50 2х20 2х15 2х20 1х200
3 1х75 2х25 2х15 2х25 1х300
4 1х75 2х30 2х20 2х30 1х400
5 2х50 2х35 2х20 2х35 1х500
6 1х100 2х40 2х25 2х40 1х600
7 1х125 2х45 2х25 2х50 1х700
8 2х75 2х50 2х30 2х60 1х800
9 2х100 2х55 2х30 2х70 1х900
10 2х125 2х60 2х35 2х80 1х1000
11 2х150 2х65 2х35 2х90 1х1100
12 2х200 2х70 2х40 2х100 1х1200
Прыжки в высоту. Ноги на ширине плеч. Прыгните строго вверх, насколько можете. Опустившись, присядьте примерно на четверть - это один прыжок.
Подъемы на носках. Встаньте на что-нибудь так, чтобы пятки не соприкасались с полом (лестница, толстая книга). Поднимитесь на одной ноге как можно выше, затем на другой ноге.
Степ-апы. Поставьте одну ногу на прочное возвышение (стул, скамейка) и толкнитесь опорной ногой вверх. В воздухе смените опорную ногу и повторите то же самое.
Прыжки в полуприседе. Встаньте, чтобы ноги были на ширине плеч и сведите вместе колени. Теперь прыгайте в этой позе, используя только икры (не разгибая ног).
Выжигания. Упражнение названо так, потому что при правильном выполнении в мышцах ног вы будете чувствовать жжение. Стоя опять-таки в полуприседе, поднимитесь на носках и совершайте прыжки в этой позе, не опускаясь на пятки. Основной упор при выполнении делайте на скорость и внимательно следите за тем, чтобы не опуститься на пятки.
В результате проведенного исследования мы получили следующие результаты:
1. Изменения в быстроте бега 3х10м. значимо и достоверно произошли в экспериментальной группе (сдвиг на 0,43сек.), в контрольной группе (сдвиг на 0,05сек.) изменения не значимы и не достоверны.
2. Изменения в высоте подскока значимо и достоверно произошли в экспериментальной группе (сдвиг на 6,14см.), в контрольной группе (сдвиг на 1,33см.) изменения не значимы и не достоверны.
3. Изменения в быстроте бега на 60м. значимо и достоверно произошли в экспериментальной группе (сдвиг на 0,46сек.), в контрольной группе (сдвиг на 0,01 сек.) изменения не значимы и не достоверны.
4. Изменения в быстроте бега на 30м. значимо и достоверно произошли в экспериментальной группе (сдвиг на 0,42сек.), в контрольной группе (сдвиг на 0,05сек.) изменения не значимы и не достоверны.
При сравнении изменений, произошедших в контрольной и экспериментальной группах после проведенного исследования, выявлена значительная разница между показателями контрольной и экспериментальной групп. Это помогает сделать нам вывод о том, что комплекс упражнений AIR ALERT влияет на развитие скоростно-силовых качеств баскетболистов.
Так как в технику защитных действий входят прыжки (при борьбе на подборе) и быстрые перемещения на короткие дистанции (восстановление защитной позиции), мы можем сделать вывод о том, что при помощи упражнений из комплекса AIR ALERT, баскетболисты не только совершенствуют свою физическую подготовку, но и становятся значительно сильнее в защитных действиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскетбол: учебное пособие для институтов физич. культуры / под ред. В.М.Корягин, В.Н.Мухин, В.А.Боженар, Р.С.Мозола. - Киев: Выща шк., 1989. - 230 с.
2. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ. - М.: Терра-Спорт, 2004. -100 с.
3. Вуден, Д. Современный баскетбол / Д.Вуден. - М.: ФиС, 1987. - 254 с.
4. Колос, В.М. Баскетбол: теория, практика / В.М.Колос. - Минск: Полымя, 1989. - 165 с.
5. Коузи, Б. Баскетбол концепции и анализ / Б.Коузи, Ф.Пауэр. - М.: ФиС, 1975. - 272 с.
6. Линдеберг, Ф. Баскетбол: игра и обучение / Ф.Лидберг. - М.: ФиС, 1971. - 279 с.
7. Портнов, Ю. М. Баскетбол: учебник для вузов физической культуры / Ю.М.Портнов. - М.: ФиС, 1997. - 480 с.
8. Юный баскетболист: пособие для тренеров / под ред. Е.Р.Яхонтова. - М.: ФиС, 1987. - 173 с.
9. Яхонтов, Е.Р. Баскетбол для всех / Е.Р.Яхонтов. - М.: ФиС, 1984. - 31 с. Glossary:
1. Basketball. Teachers manual for institutions / Under ad. Koriagin V.M., Muhin V.N., Bogenar V.A., Mozola R.S. - Kiev: High sh., 1989. - 230p.
2. Basketball: Model sport preparation program for Children youth sports schools. - М.: Terra - Sport, 2004. - 100p.
3. Vuden, D. Modern Basketball / Brief translation from English E.R. Jahontov / Vuden D. - М.: Physical culture and sport, 1987y. - 254p.
4. Kolos, V.M. Basketball: theory, practice / Kolos V.M. - Minsk: Polymia, 1989. - 165p.
5. Kouzi, B., Payer F. Basketball concepts and analysis / Kouzi B., Payer F. - М.: Physical culture and sport, 1975. - 272p.
6. Lindeberg, F. Basketball: game and education / Lindeberg F. - М.: Physical culture and sport, 1971. -279p.
7. Portnov, U.M. Basketball: Teachers manual for Physical culture and sport institutions / Portnov U.M. - М.: Physical culture and sport, 1997. - 480 p.
8. Young basketball player. Teachers manual for trainers / Under ad. Jhontov E.R. - М.: Physical culture and sport, 1987. - 173 p.
9. Jhontov, E.R. Basketball for everybody / Jhontov E.R.. - М.: Physical culture and sport, 1984. - 31 p.