УДК 796.323
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНОШЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ
Преподаватель Софронов Н.Н., Камский государственный институт физической культуры,
г. Набережные Челны YOUNG MEN PLAYING BASKETBALL PHYSICAL QUALITIES
DEVELOPMENT Sofronov N.N., Teacher Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: физическая культура, спорт, баскетбол, физические качества, юноши баскетболисты
Аннотация. Целью настоящего исследования является сравнительный анализ проявления специальных и общих физических качеств баскетболистов, занимающихся баскетболом в течение одного года в спортивно-оздоровительной группе по учебной модернизированной программе для ДЮСШ и детей, не занимающихся каким-либо видом спорта. Keywords: physical training, sports, basketball, physical qualities, young men basketball players Summary: The purpose of the present research is comparative analysis of special and general physical qualities of basketball players, attending basketball for a year in sports sanitary group under the educational modernized program for Sport School and children, not attending any kind of sports.
Актуальность. В баскетболе перемены происходят очень быстро и одного решения текущих вопросов совершенствования техники и тактики недостаточно: необходимо смелее заглядывать вперёд, предугадывая проблемы будущего, уметь
определить ведущую тенденцию, выделяя её из массы отдельных случаев. В современном баскетболе такой тенденцией является развитие общих и специальных физических качеств на начальном этапе занятий баскетболом.
Задачи физической подготовки - разностороннее развитие и укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей и двигательных качеств баскетболистов.
Решение этих задач осуществляется в процессе общей и специальной физической подготовки.
Невысокий уровень физической подготовленности баскетболиста лимитирует его способности при овладении технико-тактическим арсеналом и совершенствовании его.
Предполагается, что уровень развития физических качеств у детей, занимающихся баскетболом в течение одного года, по учебной модернизированной программе для ДЮСШ по баскетболу значительно превосходит его у детей, не занимающихся каким-либо видом спорта.
Целью настоящего исследования является сравнительный анализ проявления специальных и общих физических качеств баскетболистов, занимающихся баскетболом в течение одного года в спортивно-оздоровительной группе по учебной модернизированной программе для ДЮСШ и детей, не занимающихся каким-либо видом спорта.
Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать общие и специальные физические качества баскетболистов 910 лет, занимающихся в течение одного года.
2. Исследовать общие и специальные физические качества детей 9-10 лет, не занимающихся каким-либо видом спорта.
3. Проанализировать и сравнить показатели развития общих и специальных физических качеств детей 9-10 лет, занимающихся и не занимающихся баскетболом.
Для решения поставленных задач были намечены следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Математический анализ полученных данных.
3. Тестирование.
Организация исследования
Исследования проводились поэтапно. Первый этап начался в 2004 году, на этом этапе изучалась научно - методическая литература. Анализу подверглось более 40 источников. На втором этапе в октябре 2005 года проводились измерения общей и специальной физической подготовки детей 9-10 лет. В исследовании принимали участие дети, занимающиеся в ДЮСШ у тренера Новиковой О. А., а также дети, учащиеся школы
№10 не занимающиеся каким-либо видом спорта. Всего в исследовании приняли участие 30 детей. Измеряли: скоростно-силовые качества, скоростные возможности. При этом использовалось следующее оборудование: планка с сантиметровой шкалой, секундомер.
Исследование общей и специальной физической подготовки проводилось следующим образом:
Прыжок в длину с места. Измерение проводится по общепринятым правилам отсчета длины прыжка. Для большей точности измерений пяточный край подошвы натирается мелом. Учитывается лучший результат по двум попыткам.
Бег 30 м. Выполняется с высокого старта в соответствии с правилами легкоатлетических соревнований. Учитывается лучший результат по двум попыткам.
Прыжок вверх с места. К щиту прикрепляется планка с сантиметровой шкалой. На площадке под щитом чертится мелом квадрат 50 х 50 сантиметров (от проекции щита в глубину площадки). Предварительно у размеченной в сантиметрах шкалы измеряется рост испытуемого стоя с вытянутой вверх рукой (Р см.). Затем испытуемый выполняет прыжок вверх с места, стараясь как можно выше сделать на планке отметку намеленными пальцами правой или левой руки. После выполнения прыжка при приземлении испытуемый должен находиться в пределах начерченного квадрата. Фиксируется высота сделанной испытуемым отметки над уровнем площадки (В см.), а высота отскока оценивается разностью: В см. - Р см. Учитывается лучший результат по трем попыткам.
Бег 6 м. и 20 м. Испытуемый выполняет прямолинейный рывок с высокого старта. Время пробегания 6- и 20-метровых отрезков фиксируется двухстрелочным секундомером. Учитывается лучший результат по двум попыткам.
Подтягивание из виса. Сгибание рук в локтевых суставах с обязательным касанием подбородком перекладины, корпус при этом не раскачивать. Учитывается количество раз правильно выполненных подтягиваний за один подход.
Челночный бег 3х10 метров (характеризует скоростные способности и координацию). Выполняется с высокого старта, испытуемый пробегает отмеченные 10 метров трижды. Учитывается лучший результат по двум попыткам, обязательный заступ одной ногой за линию отметки.
На третьем этапе с октября 2005 года по апрель 2006 года в группе, занимающейся баскетболом проводились учебно-тренировочные занятия по учебной модернизированной поурочной программе для ДЮСШ (Приложение 9 - 20). Группа, не занимающаяся баскетболом, обучалась в школе и получала там лишь физическую нагрузку на уроках физической культуры.
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Изменения в быстроте перемещений 3х10м. значимо и достоверно произошли в экспериментальной группе (сдвиг на 0,62 сек.), в контрольной группе изменения не значимы и не достоверны (сдвиг на 0,11 сек.).
2. Значительные и достоверные изменения в высоте подскока произошли в экспериментальной группе (сдвиг на 6 см.), в контрольной группе изменения не значимы и не достоверны (сдвиг на 1 см.).
3. Изменения в быстроте бега на 6м. произошли значимо и достоверно в экспериментальной группе (сдвиг на 0,07 сек.), в контрольной группе изменения не значимы и не достоверны (сдвиг на 0,01 сек.).
4. Изменения в быстроте бега на 20м. значимо и достоверно произошли в экспериментальной группе (сдвиг на 0,11 сек.), в контрольной группе изменения не значимы и не достоверны (сдвиг на 0,02 сек.).
5. Изменения в длине прыжка произошли значимые и достоверные как в экспериментальной группе (сдвиг на 10,66 см.), так и в контрольной (сдвиг на 4 см.).
6. Изменения быстроте бега на 30м. произошли значимо и достоверно как в экспериментальной группе (сдвиг на 0,16 сек.), так и в контрольной (сдвиг на 0,03 сек.).
7. Изменения в количестве подтягиваний произошли значимые и достоверные в экспериментальной группе (сдвиг на 1,2 кол-во раз), в контрольной группе изменения не значимы и не достоверны (сдвиг на 0,46 кол-во раз).
При сравнении изменений, произошедших в контрольной и экспериментальной группах после проведенного исследования выявлена, значительная разница между показателями контрольной и экспериментальной групп. Это помогает сделать нам вывод о том, что упражнения на основе модернизированной поурочной программы для ДЮСШ влияют на развитие специальных и общих физических качеств баскетболистов 9-10 лет, а также доказать то, что эти упражнения больше подходят для развития физических качеств, чем занятия на уроках физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскетбол: учебник для институтов физической культуры / под ред. Ю.М.Портнова. 3-е изд., перераб. -М.: ФиС, 1988. - 287 с.
2. Баскетбол: учебное пособие для институтов физич. Культуры / под ред. В.М.Корягин, В.Н.Мухин, В.А.Боженар, Р.С. Мозола. - Киев: Выща шк., 1989.- 345 с.
3. Башкин С. Уроки по баскетболу: учебное пособие для секций колл-вов ФК. - М.: ФиС, 1966. - 182 с.
4. Би К., Нортон К., Упражнения в баскетболе / К.Би, К.Нортон. - М.: ФиС, 1972. - 80 с.
5. Дулин А.Л. Баскетбол в школе: учебное пособие для студентов факультетов ФК / А.Л.Дулин. - Ижевск, 1996. - 400 с.
6. Железняк, Ю.Д. Баскетбол: поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва / Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова.- М., 1984. - 145 с.
7. Колос В.М. Баскетбол: теория, практика / В.М.Колос. - Минск: Полымя, 1989. - 166 с.
8. Коузи, Б. Баскетбол концепции и анализ / Б.Коузи, Ф.Пауэр. - М.: ФиС, 1975. - 271 с.
9. Линдеберг, Ф. Баскетбол: игра и обучение / Ф.Линдеберг. - М.: ФиС, 1971. - 279 с. Glossary:
1. Basketball. The textbook for institutes physical культуры./Under ed. Portnov U.M. edition 3 advanced. - М.: Physical culture and sport, 1988. - 287 с.
2. Basketball. The manual for institutes Physical culture and sport / under ed. Korjagin V.M., Muhin V.N., Bozhenar V.A., Mozola R.S. - Kiev: High school., 1989. - 345 с.
3. Bashkin, S. Basketball classes. The manual for Physical culture and sport classes / Bashkin, S. - М.: Physical culture and sport, 1966. - 182 p.
4. Bi, K. Exercises in basketball / Bi K., Norton, K. - М.: Physical culture and sport., 1972. - 80 p.
5. Dulin A.L. Basketball at school. The manual for students of faculties Physical culture and sport / Dulin A.L. -Izhevsk: 1996. - 400 p.
6. Zheleznjak J.D., Vodijannikova I.A. Basketball. Classes curriculum for youth sports schools, specialized youthful sports schools Olympic reserve. - M, 1984. - 145 с.
7. Kolos V.M. Basketball: the theory, practice / Kolos V.M. - Minsk: Polymja, 1989. - 166 p.
8. Kouzi, B. Basketball of the concept and the analysis / Kouzi, B., Payer F. - М.: Physical culture and sport, 1975. - 271 p.
9. Lindeberg, F. Basketball: game and training / Lindeberg F. - М.: Physical culture and sport, 1971. - 279 p.