10. Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования [Текст] / Ю. С. Степанов. - М. : Школа «Языки русской культуры», 2001. - 824 с.
11. Штельмухова, Ю. В. Концепт как понятие и концепт «чеховское» в литературе переходных периодов (теоретический аспект) [Текст] / Ю. В. Штельмухова // ФИЛОЬОООБ. -Елец.-2014.-№23(4).-С. 78-83.
Орлова Л. А.
ВЛИЯНИЕ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ГАЗЕТНЫЙ ДИЗАЙН. УДОБОЧИТАЕМОСТЬ - ВЕРШИНА ГАЗЕТНОГО ДИЗАЙНА
В статье рассматриваются понятия «клиповое мышление» и «визуализация». Приводятся точки зрения различных ученых. На основе этого выводится термин «удобочитаемость» в контексте газетного дизайна.
Ключевые слова: клиповое мышление, газетный дизайн, визуализация, удобочитаемость, визуальный контент.
Во все времена люди старались уделить внимание не только функциональности того или иного объекта, но и его эстетическому виду. В связи с чем, вопрос газетного дизайна принимает всё большую актуальность, ведь именно новые технологии предоставляют возможности качественного развития дизайна. Но с возрастающей популярностью интернет-СМИ у владельцев печатных изданий, как никогда, появилась необходимость удерживать внимание читателя. Вот здесь-то и появляется понятие «хороший дизайн».
Но как определить какой вариант оформления газеты является наилучшим? Марио Гарсия в своей третьей книге о дизайне газет написал, что читателей привлечет правильное сочетание различных элементов на полосе. Главное - это правильно скомпоновать шрифт, иллюстрацию, информационную графику и «белое пятно».
Чтобы согласиться с этим суждением или же опровергнуть его, необходимо понять, как действует человеческое мышление при выборе тех или иных визуальных элементов.
В современном мире восприятие информации человеком далеко не такое, как несколько десятилетий назад. Существующий ритм жизни заставляет потребителя стремиться поглотить информацию как можно быстрее. Аналитик журнала ТИеЕсопотю Кеннет Кюкье уверен в том, что рост информационного потока увеличивается в десять раз каждые пять лет. Кроме увеличения количества идет еще и процесс усложнения данных. Но изначально человек доверял лишь своим глазам. Он интерпретировал то, что видел. Но позже придумали печатное слово. И символы, с помещенной в них информацией, стали лучшим способом ее передачи и хранения. Но с появлением интернета этот способ начал терять свою актуальность. Визуальное восприятие мира вновь стало выходить на первый план: из-за быстрого темпа жизни человеку не хватает времени разбираться в огромном количестве символов, букв - в тексте, мозгу проще обработать изображение. На интерпретацию картинки, ее анализ уходит гораздо меньше самого дорогого ресурса XXI века - времени.
Проще всего отфильтровать и воспринять информацию через визуальный контент: фотографии, разборчивую инфографику и креативные рисунки, отображающие общую суть текста. Это подтверждает в одной из своих статей С. И. Симакова [14]. Роль изображений в СМИ с каждым годом растет, в связи с этим визуальная информация все больше теснит «сплошной» текст. Как отмечает В. В. Тулупов «компьютерная верстка вносит свой вклад в развитие тенденции визуализации: материалы в газетах становятся короче, текст заменяется графикой, возрастает роль абстрактных визуальных элементов» [20. С. 187].
Обусловлено это формированием нового - клипового, визуального - типа мышления. Термин «клиповая культура» Элвин Тоффлер понимает как «принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума» [19. С. 247]. Е. Ю. Ромашина к числу положительных моментов клипового мышления относит то, что «человек, обладающий им, умеет - и любит - быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Важная его особенность - предпочтение нетекстовой, образной информации. Главное достоинство - высокая скорость ориентировки в информационном потоке» [7. С. 110]. В отечественной науке первым употребил термин «клиповое мышление» Ф. И. Гиренок, утверждая, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире: «...вот вы спросили, что сегодня происходит в философии. А происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после Дамаскина, понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое» [1. С. 416]. Однако точного определения понятие «клиповая культура», еще не сформулировано. Под данным термином понимается привычка воспринимать мир посредством короткого, артикулированного посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовости, изображения. Т. В. Семеновских, кандидат психологических наук дает такое определение: «клиповое мышление - это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира» [11].
С. И. Симакова в своих работах отмечала: «Современное молодое поколение живет в неиссякаемом и весьма интенсивном потоке информации, а главное - оно имеет к ней доступ, значит, должно успевать ее перерабатывать и использовать. Способность человека воспринимать мир, как ряд практически не связанных событий и фактов называется клиповым мышлением» [16. С. 98]. Таким образом, клиповое мышление - это процесс защиты психики человека от перегрузки посредством отображения действительности в визуализированной форме.
Канадский философ Маршалл Маклюэн в своей книге «Галактика Гутенберга» описал предпосылки появления клипового мышления: «...Общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в "электронное общество" или "глобальную деревню" и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры» [5. С. 339].
Как отмечает С. И. Симакова эпоха Гуттенберга подошла к концу и на ее смену пришла эпоха Цукерберга, характеризующаяся отходом от линейности и преобладанием визуального контента [13; 15; 16]. Чем больше развиваются технологии, тем меньше остается нужды в печатных продуктах - книгах и журналах. Но из-за открытого доступа к информации, к ее гигантским объемам, мозг человека не может справиться с такой нагрузкой. Поэтому, восприятие данных посредством изображения стало спасением. Клиповое мышление - то защита мозга от перегрузки.
К. Г. Фрумкин выделил пять ключевых факторов, породивших данный феномен. Во-первых, ускорение темпа жизни и в связи с этим, возрастание объема информационного потока, а так же выделение из него самых важных данных. Во-вторых, потребность людей в быстром получении актуальной информации в информационном потоке. В-третьих,
увеличение разнообразия поступающей информации. В-четвертых, увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно. В-пятых, рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы [21].
Мышление включает в себя процесс анализа полученных данных, поиск связей между познаваемыми объектами, формирование выводов на основе полученных данных. Клиповое мышление характеризуется отсутствием рефлексии такого рода.
Соответственно, издания периодической печати, а именно газеты, стараясь быть конкурентно способными, подстраиваются под носителей «клипового мышления». Упрощение и минимизация текста, увеличение количества визуального контента, упрощение расположения материала на полосе. «Зачем, собственно говоря, нужна длительная последовательность в изложении мыслей, когда что-то полезное можно уложить в несвязные между собой линейно кластеры» [21].
Ученые считают, что феномену «клипового мышления» подвержено большинство. В основном они описывают негативные стороны этого понятия. Многие утверждают, что эпоха линейного текста была вершиной эволюции. А современное общество попросту деградирует.
Но, по мнению Яна Чихольда, культура меньшинства - не культура, а разновидность варварства. И мир придет к общей культуре лишь тогда когда люди поймут, что все в мире подчиняется закону всеобщей взаимосвязи и представляет собой нерасторжимое единое целое. Личность же контрастно противопоставляется «серой массе» лишь во времена упадка [22].
Восприятие людьми информации тесно связано с СМИ, а в первую очередь, с дизайном продукта. Именно от дизайна зависит: будут ли читать тот или иной материал. В. Ф. Рунге утверждает, что основное отличие современного дизайна от прежнего заключается в том, что оно конструирует внешнюю форму, опираясь на функции текста. Т. е. с помощью дизайнерских ходов выделяются ключевые моменты материала, на которые читателю стоит обратить внимание [9. С. 215].
Другую точку зрения, схожую с мнением В. В. Тулупова о влиянии клипового мышления на газетный дизайн, выдвигает Ян Чихольдв книге «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера» [22]. Он говорит, что старая типографика «и по своему интеллектуальному содержанию, и по форме была приспособлена для прежнего читателя, которому хватало времени спокойно и вдумчиво читать строчку за строчкой. В то время функциональность была не так важна» [22. С. 156]. Он утверждает, что в те времена основным направлением работы типографики была «красота». А сегодня на первый план встает «ясность» [22. С. 156]. Э. Рудер говорит, что высшим требованием для нового дизайна является целесообразность [8. С. 69]. Эта теория подкреплена понятием «клипового мышления». Читатель быстро пролистывает газету и смотрит лишь на фото и заголовки. Именно поэтому главное в современной газете - удобочитаемоть.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что удобочитаемость - это свойство, не только текста, а всего материала, которое характеризуется легким восприя-тиему читателя.
С. Срединский писал: «на первый взгляд покажется удивительным, что отзывы "плохая" газета, "скучная" газета часто основываются не на плохих статьях или скучной хронике, но на дурной "верстке" <.. > В "хорошей", "интересной" газете... все "как на ладони". Едва успеешь взять газету в руки - все знаешь. Самая важная новость так и режет глаза. Менее важные сообщения также бросаются в глаза своими заголовками. Газета непроизвольно притягивает внимание. Все это делает верстка» [17].
Удобочитаемость включает в себя понятие функциональности, понятности и доступности.
Дж. Нельсон, основатель теории и практики дизайна в США, говорил: «Для появления дизайна нужны условия. Необходима потребность или, по меньшей мере, возможность
использовать изделия, и нужен дизайнер. Он может считать себя фермером или механиком, а может называть себя и дизайнером. Это не имеет особого значения, коль скоро находится человек, который хочет и может дать форму замыслу. Путь превращения замысла в готовый продукт формируется традицией и техникой» [6. С. 42].
Таким образом, дизайн - это совокупность возможностей и ресурсов. Дизайнер компонует различные элементы на полосе с целью получить цельный, единый продукт. Мишель Картер в своей книге «Современный дизайн газет» заявила: «Дизайн - это процесс, а не продукт, и он должен быть незаметным». [4. С. 16]. В интервью для журнала «Журналистика и медиарынок», Илья Рудерман отметил, что «визуализация отдельных важных тем, четкое структурирование текстов - придание им удобной для усвоения, привлекательной внешней формы - вот спасительный выход для потребителей в завалах информации. <...> Картинка была и остается важным верификатором сознания».
Несмотря на быстрые темпы развития дизайна, в частности газетного, эта фраза не утратила своего значения. Когда читатель открывает газету, то ничего не должно ему мешать, «цепляться за глаз». От одного информационного блока он переходит по полосе к другому. Аудитория не должна замечать никаких «фишек». Особенность дизайна в том, что его наглядное отсутствие есть - идеал.
Но главное это не столько незаметность, сколько удобство. Как говорила Н. А. Гончарова: «...настоятельное требование дизайна - располагать элементы объекта так, чтобы создать глазу и мозгу возможный комфорт». [2. С. 15].
Журналист «Вечерней Москвы» А. Деев ещё в 1931 году писал, что для создания интересной полосы нужно знать, какой газета будет завтра. «Завтра», точнее «сейчас» требует от газеты функциональности и яркости, ведь люди мыслят картинками [3. С. 10].
Удобочитаемость, легкодоступность информации. Дизайн должен быть функциональным иулучшать, дополнять текст, но не наоборот.
Необходимо не просто понимать, что человек «мыслит картинками», еще нужно доносить до читателей информацию в виде «картинки». И не просто фотографии или таблицы, а чего-то нового и необычного. Визуализация. Новый словарь иностранных слов дает такое определение: «Визуализация - это представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия». С. И. Симакова понимает под визуальным контентом «всю информацию, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и т. д.» [15. С. 163-169].
Тимоти Самар [10] выделяет несколько ключевых моментов современной визуализации газетных полос:
1. Разбивка большого объема теста на соответствующие информационные части.
2. Организация публикаций в удобной для многостраничного чтения форме, и в то же время сохранение достаточно выразительной формы для удержания внимания читателя.
3. Структурирование должным образом частей страницы для размещения различной по содержанию информации, текстовой и иллюстративной.
4. Создание единого целого из многообразия изображений, текстов и всего прочего.
Таким образом, визуализация - это процесс преобразования текста в зрительный образ путем нахождения общих черт, качеств, свойств.
И. Н. Табашников отмечает, что «визуализация - есть некий мостик между читателем и газетной полосой, но при этом она эмоционально окрашена, а значит, вызывает в читателе интерес, активизируя его, подготавливая к чтению. Визуальные образы способны настроить восприятие на «необходимую волну», стать лейтмотивом при прочтении, а значит, у газетного материала будет намного больше шансов быть прочитанным до конца. И в этом - смысл визуализации как коммуникативной единицы. У нее схожие функции с заголовками - они тоже являются посредниками для передачи стилистической и эстети-
ческой информации. Стилистическая информация подчеркивается необычностью, оригинальностью внешнего облика графически объектов или иллюстраций» [18. С. 95-102].
Естественно, в рамках нашей реальности не получится напечатать в газете видео, гиф-ку или интерактивную инфографику. Но стоит постараться привлечь искушенное клиповое мышление читателя яркой информативной визуализацией, вписывающейся в текст.
Но даже с самым лучшим визуальным контентом не стоит забывать о целостности газеты. Макет проектируется с учетом согласования всех компонентов: шрифта текста, формы изображения и количества белого пространства, так называемого «воздуха». Каждый из них по отдельности важен, но без их взаимосвязи газета будет выглядеть неполноценной.
Анализ теории и практической деятельности по верстке учебной газеты Журйх факультета журналистики Челябинского госуниверситета в текущем учебном году позволил нам сформулировать некоторые рекомендации, которые могут использовать не только дизайнеры учебной газеты, но и профессиональных изданий:
Шрифт должен быть удобным для чтения. Для основного текста его лучше использовать его засечек. На одной полосе не должно быть более трех шрифтов и трех кеглей, иначе они создают мельтешение на полосе, и это портит весь внешний вид. Контрастные шрифты аккуратно разделяют полосу, что помогает читателю легче воспринимать текстовые блоки. Разборчивый латтеринг сделает газету более уникальной и привлечет внимание.
Изображения нужны всегда, к любому тексту. Но при их использовании нужно как можно дальше уходить от квадратных фреймов. Квадрат статичная фигура, которая уничтожает всю динамику на полосе, так интересующую читателя. Главное в фотографии -чувство и действие: не должно быть постановочных и массовых фото - они скучные. Персонажи, точнее движение на изображении должно быть направлено внутрь полосы: таким образом текст станет частью композиции, будет «сопроводительным», и у читателя появится желание его изучить. Поставленные рядом фотографии усилят воздействие на смотрящего, а рамка привлечет внимание.
Текст должен «обволакивать» изображение, которое его иллюстрирует. Это позволяет читателю сразу понять, что запечатлено на фотографии без лишних поисков, если фотография не подписана. Но ни в коем случае нельзя, чтобы изображение прерывало колонку, а после вновь шел текст. Это отвлекает внимание и после читать материал не хочется.
Белое пространство на полосе - самый важный элемент на полосе. Дизайнерам нужно брать на заметку тот факт, что человек всегда тянется к свету, отвергая темноту. Опираясь на этот феномен и используя правильно пустые, белые пространства, которых на полосе неограниченное количество, можно сделать дизайн газет более удобочитаемым, современным и привлекательным.
Если свободного пространства на полосе слишком мало, что человек, при чтении будет чувствовать себя «запертым». Поэтому, не нужно излишне загромождать пространство газеты - «воздух» необходим для лучшего восприятия. Если же нужно отделить один материал от другого, то это можно сделать посредством фоновых плашек.
Однако не стоит оставлять «висячие» строки с парой букв. Это выглядит, как зияющая рана на теле сплошного текста. Это не эстетично. А, как казалось, контрастный, привлекающий внимание прием «белое по черному» использовать не следует. Белый шрифт на черном фоне, воспринимается хуже, нежели черный на белом. Для усвоения информации с такого носителя нужно больше затрат энергии - напряжение зрения.
Не менее важна и внутренняя архитектура газеты. Необходимо обращать внимание на структуры газеты, на ее скелет: какой ширины поля, как расположены строки, ширина колонок. Аккуратно выполненная работа создает хорошее впечатление. Текст, сформи-
рованный в модули-колонки, выровненный по всей ширине фрейма, становится более строгим и удобочитаемым. Деление текста на абзацы также способствует упрощению процесса чтения. Не следует делать колонки слишком широкими. В противном случае процесс восприятия будет значительно замедлен, ведь читателю придется охватывать каждое слово в отдельности, а не группу слов. Примерно в строку должно помещаться не более 8-9 слов.
Список литературы
1. Гиренок, Ф. И. Антропологические конфигурации философии [Текст] / Ф. И. Гире-нок // Философия науки. - Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. - М.: ИФ РАН, 2002. - С. 415-420.
2. Гончарова, Н. А. Композиция печатных изданий [Текст] / Н. А. Гончарова // Художественно-техническое оформление периодических изданий. - М.: 1980.
3. Деев, А. «Вечерняя Москва» делается так [Текст] / А. Деев // Журналист - 1931. -№34.-С. 10.
4. Картер, М. Современный дизайн газет [Текст] / М. Картер. - М.: 1995.
5. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего [Текст] / М. Маклюэн - М.: Академический проект, 2005.
6. Нельсон, Дж. Проблемы дизайна [Текст] / Дж. Нельсон. -М.: 1971.
7. Ромашина, Е. Ю. Клиповое мышление : интеллектуальная катастрофа, механизм адаптации или новые возможности? [Текст] / Е. Ю. Ромашина // Известия Российской АкадемииОбразования. -2014. -№ 1.-С. 110-119.
8. Рудер, Э. Типографка [Текст] / Э. Рудер. - М. : Прогресс, 2003.
9. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна [Текст] / В. Ф. Рунге. - М.: Прогресс, 2003.
10. Самар, Т. Структура дизайна. Стильное руководство [Текст] / Т. Самар. - М. : РИП-холдинг, 2003. - С. 95.
11. Семеновских, Т. В. Феномен «Клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Текст] / Т. В. Семеновских //Интернет-журнал Науковедение. - 2014. -№5 (24).
12. Скоробогатько, В. Время мыслить инфографично [Текст] / В. Скоробогатько, Интервью с И. Рудерманом// Журналистика и медиарынок. -2013.-№9.
13. Симакова, С. И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. - 2017. - № 1, 2. - С. 135-140.
14. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2015. -№ 5 (360). - Вып. 94. - С. 163-169.
15. Симакова, С. И. Клиповое мышление как фактор, обусловливающий интенсификацию процесса визуализации информации в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сб. ст. II Междунар. научн. конф.-2016.-С. 357-362.
16. Симакова, С. И. Роль СМИ в формировании клипового мышления [Текст] // Высшее образование для XXI века: XIII Международная научная конференция. Москва, 8-10 декабря 2016 г.: Доклады и материалы. Круглый стол «Профессиональная подготовка в сфере масс-медиа» Часть 1 / отв. ред. О. Е. Коханая. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2016. - С. 98-101.
17. Срединский, С. Н. Основы газетного дела [Текст] / С. Н. Срединский. - СПб.: 1918.
18. Табашников, И. Н. Газета и дизайн [Текст] / И. Н. Табашников. - Тюмень: Сот Дизайн, 1994. - С. 95-102.
19. Тоффлер, Э. Шок будущего [Текст] / Э. Тоффлер; пер. с англ. - М.: АСТ, 2002.
20. Тулупов, В. В. Дизайн периодических изданий : учебник [Текст] / В. В. Тулупов. -СПб., 2008.
21. Фрумкин, К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс] /К. Г. Фрумкин. - URL :http://nounivers.narod.ru/ofirs/kf_clip.htm.
22. Чихольд, Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера [Текст] / Я. Чихольд; пер. с нем. Л. Якубсона. - М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011.
Панюкова С. А.
ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В РОССИЙСКОЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЕ
В наши дни терроризм превратился в одну из самых страшных проблем человечества. Как один из методов борьбы с данным явлением, можно выделить государственную антитеррористическую пропаганду, в том числе антитеррористическую социальную рекламу. Проанализировав представленные в Интернете примеры визуальной антитеррористической рекламы, в данной работе мы рассмотрели использованные в них визуальные образы и их воздействие на аудиторию.
Ключевые слова: социальная реклама, терроризм, экстремизм, визуальные образы.
Идеология террора, основанная на насилии, запугивании и устрашении, по своей разрушающей силе и пугающим последствиям превратилась в одну из главных проблем XXI века.
Как показывают результаты исследования Института экономики и мира (The Institute for Economics and Peace) совместно с Университетом Мэриленда (University of Maryland), начиная с 2001 года и трагических событий в США 11 сентября, ежегодно показатель террористической активности увеличивался более чем в четыре раза, достигнув своего пика в 2007 году в разгар военного конфликта в Ираке. Далее количество террористических актов пошло на спад, но затем в 2013 году вновь начало резко возрастать. Причиной этого исследователи считают, прежде всего, массовое нашествие военизированных групп радикальных исламистов.
В 2015 году был отмечен крупнейший ежегодный рост терактов за последнее десятилетие - в общей сложности от рук террористов погибли 29 376 человек. В этот год в рейтинге стран мира по уровню терроризма Россия заняла 23 место: в нашем государстве произошли 38 террористических актов, при которых погибли 57 человек. Глобальный индекс терроризма, измеряющий уровень террористической активности внутри страны по количеству террористических инцидентов, числу погибших и пострадавших и уровню материального ущерба, составил 6,207. Обратим внимание, что в 2014 году с индексом 6.76 Россия занимала 11 место в данном рейтинге. Как отмечает первый заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета Е. П. Ильин, Российская Федерация на протяжении последних 15 лет находится в состоянии постоянного противодействия террористическим угрозам [5. С. 13].
И, несмотря на заметные успехи в борьбе с мировым терроризмом, в 2015 году активность террористических группировок возросла на 650% по сравнению с 2014 годом. Также исследователям удалось выявить пугающую тенденцию: около половины террористов, совершавших противозаконные акты в развитых демократических странах, не имели прямой связи с руководством движения или террористической организации, и, по сути, действовали по собственной инициативе. И если в 2014 году влияние, например, «Исламского государства» распространялась на 13 стран, то в 2015 году аффилированные группировки запрещенной в России организации появились уже в 28 государствах.