Раздел 5 КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Ведущие эксперты раздела:
СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ БОРТНИКОВ - доктор культурологии, профессор Алтайской государственной академии культуры и искусств (г. Барнаул)
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ПЕРВУШИНА - кандидат культурологии, доцент, проректор по научной работе АлтГАКИ (г. Барнаул)
УДК 008.009:39
Gavriliuk N.P INFLUENCE OF CALENDAR CEREMONIALISM ON FORMATION OF SYSTEM OF VALUES IN TRADITIONAL-HOUSEHOLD REPRESENTATIONS OF POLYETHNIC COMMUNITYN OF THE LEFT BANK TRANSDNISTREA. The summary: Article is devoted to research of calendar ceremonialism of the population of Left bank Transdnistrea. Traditions and customs of a year cycle were formed in the conditions of close interaction of culture of various ethnoses (Ukranians, Russian, Moldavians, Poles, Bulgarians, Gagauses). The special attention is given to safety of calendar ceremonialism and processes of transformation in the conditions of interethnic contacts.
Key words: Left bank Transdnistrea, polyethnic community, calendar ceremonialism, traditions, customs, ceremonies, interethnic contacts.
Н.П. Гаврилюк, преп. каф. всеобщей истории Приднестровского гос. университета им. Т. Г. Шевченко,
г. Тирасполь, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ КАЛЕНДАРНОЙ ОБРЯДНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В ТРАДИЦИОННО-БЫТОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОЛИЭТНИЧНОГО СООБЩЕСТВА ЛЕВОБЕРЕЖНОГО ПОДНЕСТРОВЬЯ
Статья посвящена исследованию календарной обрядности населения Левобережного Поднестровья. Традиции и обычаи годичного цикла формировались в условиях тесного взаимодействия культуры различных этносов (украинцев, русских, молдаван, поляков, болгар, гагаузов). Особое внимание уделяется сохранности календарной обрядности и процессам трансформации в условиях межэтнических контактов.
Ключевые слова: Левобережное Поднестровье, полиэтничное сообщество, календарная обрядность, традиции, обычаи, обряды, меээтнические контакты.
Целью работы является анализ влияния календарной обрядности на формирование системы ценностей в традиционно бытовых представлениях полиэтничного сообщества Левобережного Поднестровья. В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи:
- выявить степень сохранности календарных праздников и обрядов и процессов их трансформации;
- обозначить региональную специфику;
- проанализировать специфику традиционных обрядов и календарных циклов;
- выявить изменения и трансформации в традиционных праздниках и обрядах в результате межэтнических контактов.
Традиционная культура является неотъемлемой частью каждого этноса. Обычаи, обряды и праздники, как составляющая часть традиционной культуры, определяют особенности народа, характеризуя его как этнически самобытную организацию. Сохранение этой самобытности одна из насущных проблем современности. В последнее время многое изменилось в нашей жизни, в том числе произошло и переосмысление истории. Народ все чаще обращается к своим истокам, происходит сохранение на новом уровне национальной культуры с ее традициями, обычаями, праздниками.
Традиционно-бытовые обычаи, обряды и праздники возникли в глубокой древности, отражая деятельность человека на раз-
личных этапах его развития. Изменения условий жизни, рост материальной и духовной культуры приводят к возникновению новых обрядов, которые наслаиваются на старые, переплетаются с ними и видоизменяют их. В календарных обычаях и обрядах, составляющих часть духовной культуры народа, нашли отражение сложные процессы адаптации, интеграции взаимосвязей и взаимовлияний.
В быту и культуре любого народа есть множество явлений, сложных по своему историческому происхождению, составу, входящих в них элементов и разнообразию выполняемых функций. Один из самых ярких и показательных примеров это календарные обычаи, хорошо известные всякому народу, а в своих внешних проявлениях известны вообще каждому. Календарный цикл обычаев включает в себя праздники и подготовку к ним, суеверные запреты и магические обряды, гадания и предсказания, посты и торжественные трапезы, игры и развлечения, процессии и маскарады, подарки и обрядовый фольклор, ритуальные огни и ритуальное купание, культ святых и поверье о нечистой силе.
К сожалению, в современных условиях сфера бытования традиционной обрядовой культуры постоянно сужается. Многие ее элементы исчезают или находятся на грани исчезновения, сокращается число носителей обрядности. Хранителями ее традиционных форм преимущественно являются люди старшего
поколения, с уходом которых исчезает уникальная часть народной культуры.
К середине XIX века в Бессарабии сложилась единая историко-этнографическая область, к которой примыкали и районы Левобережного Поднестровья. В границах этой области, численно преобладавшее молдавское население на протяжении многих лет, жило в условиях тесных хозяйственных, культурных, этнических контактов с инонациональными группами - русскими, украинцами, греками, армянами, болгарами, гагаузами, поляками, евреями, цыганами и др. В результате этого у многонационального населения этой историко-этнографической области сложились сходные культурно-бытовые особенности, сформировавшиеся под влиянием молдавской культуры.
Необходимо отметить, что развитие бессарабско-поднест-ровской области происходило в условиях формирования более мелких этнографических зон и районов, население которых имело локальные особенности хозяйства, культуры и языка. Существенную роль в этом сыграли местный тип хозяйства, географические условия, этнический состав населения, административные границы. На протяжении ряда веков в Днестровской-Прутском междуречье сложились три этнографических зоны -северная, центральная и южная. Помимо этого характерная этнографическая зона сложилась в Левобережном Поднестровьи, в административных границах Подольской и Херсонской губерний [1, с. 15].
Поднестровская этнографическая зона формировалась на протяжении длительного периода, начиная с XVI века. В тот период левобережные поднестровские земли находились в подчинении Польши и Турции. Приток молдаван за Днестр усилился во второй половине XVII века. Этнический состав населения левобережного Поднестровья формировался из молдаван, украинцев, русских, поляков [1, с. 16].
Однако, следует выделить определенные особенности распределения этносов на территории Приднестровского края. В городах, играющих ведущую роль в межрегиональном экономическом, политическом и культурном развитии, этнический состав населения характеризуется значительным разнообразием.
В соответствии с приведенными данными, села характеризуются более однородной массой населения. В них проживают преимущественно автохтонные этносы - молдаване и украинцы. На юге Приднестровья сравнительно высок удельный вес русских, а в отдельных селах (например, в с. Парканы Слобод-зейского р-на) - болгар. В селе Слобода-Рашково Каменского района значительно преобладает польское население [2, с. 36].
Многовековые связи молдаван со славянскими народами отражены в обычаях и обрядах, устном народном творчестве, в целом в культуре. На сходство наиболее древних обычаев молдаван и славян обратили внимание еще первые их исследователи. П. Сырку в 1874 году писал: «Все почти простонародные праздники у молдаван соответствуют таким же у славян: зимним, летним, весенним и осенним.... Кто хочет знать прошлое молдаван, пусть изучит славянские и, приступивши к исследованиям, тогда будет уверен, что достигнет желаемых результатов; в противном случае он мало поймет или ничего не поймет» [3, с. 207].
Естественно, что, в настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической группы, которая не испытала бы на себе воздействие культур других народов. При этом каждый народ стремится сохранить свою культурную целостность и культурный облик. Почти повсеместный интерес к своим корням, как у отдельных людей, так и у целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток восстановления старинных обычаев и обрядов, до стремления создать, или восстановить свою национальную государственность.
Календарные обычаи и обряды молдаван, как и украинцев, русских и белорусов, формально соотносились с годовым литургическим циклом христианской религии. Однако действительной основой «бытовых святцев» был не церковный, а трудовой сельскохозяйственный календарь, регулировавший все аспекты жизни крестьянина. Клерикальная и народная трактовка одних и тех же праздничных дат имела заметные расхождения. Стихийно-материалистическую, трудовую природу народного календаря убедительно раскрывают их сельскохозяйственные поговорки, пословицы, приметы, охватывающие все важные моменты жизни земледельца [4, с. 395].
Но календарь являлся не только регулятором хозяйственной деятельности, но также представлял собой свод правил и понятий, регулирующих культурную жизнь людей и общества в целом. Еще с древности календарные праздники и обычаи выполняли важные социальные функции, в них в образной форме были представлены традиционные принципы морали и нравственности, нормы поведения человека в семье и обществе. Обычаи и обряды являлись средством передачи культуры, знаний и опыта от поколения к поколению. Через обычаи и обряды осуществлялась непрерывная связь предков с потомками, сохранение так называемой «социальной памяти» [5, с. 15].
Исследования Г.К. Бостана показали, что распространенные молдавские новогодние обряды Плугушор и Соркова формировались в тесном контакте с украинскими обычаями - Оранка волами и Поавалки [6, с. 35]. Общими для украинцев и молдаван Буковины являлись новогодние циклы игрищ, драматических инсценировок и пьес «Маланка», «Капра», «Кэлуцу», «Урсул» [6, с. 38].
Вместе с тем в календарных традициях украинцев и молдаван обнаруживаются существенные различия, обусловленные генетической неоднородностью, своеобразием национального развития каждого этноса. Так, например, у украинцев, в отличие от молдаван, болгар, сербов и других балканских народов, не отмечались специальными обычаями и обрядами праздники Тодора (1 февраля), мэрцишор (1 марта), арминдень (1 мая) и др. С другой стороны, молдаванам не свойственны восточнославянский праздник Ивана Купала, «широкая масленица», кулачные бои на крещенье и мн. др. Бытовые ритуалы заметно разнились даже в общих для обоих народов праздниках (рождество, пасха, троица и т.д.) [7, с. 243].
Изначальная ориентация на животноводческий или земледельческий тип хозяйства повлияла на формирование жанрового состава календарного фольклора. У украинцев широко бытуют все жанры земледельческой поэзии годичного цикла: колядки, щедровки, посыпальные, русальские, купальские, жнивные
Таблица 1
Административно-территориальная единица
Административно- территориальная единица Всего В том числе
молдаване русские украинцы болгары гагаузы белорусы немцы евреи другие
ПМР - всего 100 31,9 30,4 28,8 2,5 0,8 0,7 0,4 0,2 4,3
Тирасполь (горсовет) 100 15,2 41,6 33,0 1,5 1,2 1,1 0,5 0,4 5,5
Бендеры (горсовет) 100 24,6 44,2 17,8 3,2 1,1 0,7 0,3 0,4 7,7
Районы
Каменский 100 47,8 6,9 42,5 0,2 0,2 0,3 0,1 0,0 2,0
Рыбницкий 100 29,8 17,2, 45,4 0,4 0,2 0,5 0,2 0,2 6,1
Дубоссарский 100 50,1 19,0 28,3 0,4 0,2 0,5 0,2 0,1 1,2
Григориопольский 100 64,8 15,3 17,4 0,5 0,2 0,4 0,7 0,0 0,7
Слободзейский 100 41,5 26,6 21,7 7,7 0,5 0,5 0,5 0,0 1,0
Этнический состав населения, в %
По данным переписи от 11 ноября 2004 г.
песни, у молдаван, за исключением новогодних, таких песен практически нет [8, с. 6].
Исследуя молдавские новогодние праздники, Ю. В. Попович выявил большой круг украинско-молдавских обрядовых аналогий, распространяющихся преимущественно на область аграрной магии. В ряде случаев исследователь объясняет их прямыми заимствованиями из ритуальной практики украинцев [9, с. 70].
Этнокультурное взаимодействие в празднично-обрядовой сфере, безусловно, носило двусторонний характер. Молдаване также активно влияли на календарные обычаи украинцев, обогащая их новыми элементами и чертами. Итогом многовекового симбиоза неродственных в генетическом плане культур явилось формирование на украинско-молдавском пограничье некоего регионального межэтнического варианта празднично-обрядовой общности.
В традиционной новогодней обрядности, как и в обрядности других календарных циклов, у украинцев и молдаван отчасти сохраняются пережитки культа предков. Они прослеживаются, например, в ритуальном угощении и одаривании накануне рождества.
Украинцам, так же как и молдаванам, свойственны новогодние обходы с исполнением специальных обрядовых песен. У украинцев это щедровки, у молдаван — хэитура, плугул урэтура и т. д. Их сближают общая сельскохозяйственная тематика, поэтизация труда земледельца, активное стремление повлиять на будущий урожай. Поздравительные и величальные мотивы этих песен выдают их первоначальный магический заклинательный смысл. Моменты историко-культурной общности выявляются и в самом ритуальном действии. Известно, что в прошлом у украинцев, русских, равно как и восточных романцев, были распространены новогодние обычаи с плугом. Но только у последних эти обычаи приобрели особый размах и сохранялись почти до наших дней.
Тесные и продолжительные взаимосвязи молдавского и украинского населения заметно повлияли на новогодние традиции и в этноконтактной зоне. Здесь образовался целый ряд переходных, гибридных обрядовых форм, являющихся продуктом контаминации. К ним можно, например, отнести щедрование со специальным музыкальным инструментом в форме бочонка — бухаем (бугаем), неизвестное в других регионах Украины. Ино-этническим влияниям подвержен не только музыкально-ритмический компонент новогоднего фольклора, но и его поэтическая стилистика. По форме и по содержанию очень близки украинский обряд за^вання и молдавский сэмэнатул (посев), бытующие в сельской местности и поныне. Тексты, сопровождающие символический посев, у украинцев и молдаван во многом родственны. Главное в них — пожелания счастья и урожая в новом году. В настоящее время в районах пограничья имеют хождение посевальные тексты, общие для обоих народов [10, с. 251].
Украинцам, как и восточным славянам в целом, не свойствен новогодний обычай сорковы, известный молдаванам, румынам, грекам, болгарам и другим народам Балканского полуострова. Происхождение этого обычая исследователи связывают с древними фракийцами [11, с. 63].
При исследовании зимнего цикла обрядов и традиций выявляются два основных момента, связанных между собой определенной закономерностью. На первом месте стоят различные магические обряды, связанные с наступлением нового солнечного года и переменами состояния природы, что имело значение для домашнего хозяйства; на втором месте гадания и предсказания, подразделяющиеся на две группы: одни относятся к трудовым процессам и их результатам, зависящих от влияния сил природы, другие - к личной судьбе (любовь, брак, здоровье). Несомненно, тема любви и брака, которая преобладала в первой половине зимнего цикла, непосредственно была связана с возрождением солнца и всей природы. Смысл и значение обрядности зимнего цикла в целом направлены в будущее
- для плодородия, здоровья, благополучия и счастья в семье [11, с. 151].
Весенне-летний цикл праздников не менее богат обычаями, чем зимний период. Это объясняется тем, что первооснова всех календарных обрядов - труд земледельца, а весна и лето
- самый важный период для сельских жителей. Именно в это время совершаются главные работы земледельца - вспашка поля, посев, высадка рассады, от которой зависело благополучие всей жизни общины в течение года. Крестьяне прибегали к целому ряду религиозно-хозяйственных обрядов, направлен-
ных на умилостивление ветра, дождя и грома. В весенних праздниках особенно отчетливо прослеживаются два пласта: дохристианский и православный. Языческие моления, сохранявшиеся вплоть до начала XX века, постепенно сгруппировались вокруг крупных христианских праздников.
Современные праздники и обряды сельского населения украинско-молдавского пограничья вместе с тем сохраняют свою региональную специфику, прослеживающуюся как в рамках территории Украины и Республики Молдовы. Основное ядро этой специфики составляют обычаи, сформировавшиеся в результате взаимодействия и переплетения элементов традиционнобытовой культуры обоих народов. В ходе тесных и продолжительных исторических культурно-бытовых взаимосвязей украинцы и молдаване, так же как и представители других, проживающих в данном районе национальностей, переняли друг у друга немало из обрядности. В большинстве случаев такие заимствования носили не механический, а творческий характер. Национальные традиции каждого народа, усваиваясь в иноэтничес-кой среде, как правило, переосмысливаются, приобретают новую окраску и звучание.
Факты влияния украинской культуры на молдавскую, так же как и другие этнические процессы, не будучи отражены ни в каких документах, могут быть зафиксированы только в своих конечных результатах - когда это влияние проявляется в различных сторонах материальной и духовной культуры. Этнографические исследования, проведенные в ХХ в., выявили значительные украинское влияние в молдавской народной культуре -в жилище, одежде, ремеслах, традициях. Особенно четко украинские черты прослеживаются в культуре молдаван северных районов Левобережного Поднестровья, где издавна шли активные процессы смешения населения и где в настоящее время высок процент украинцев [12, с. 234].
Процесс молдавско-русских влияний в культуре и быту носит взаимный характер. Хотя преобладающими (в силу многочисленности молдаван) были влияния молдаван на русских, русская культура оставила заметный след в молдавской народной культуре. Так, в конце XIX начале XX в. в Бессарабии и левобережных районах Днестра получила распространение русская гармонь, песни стали исполняться многоголосьем, что до этого не было характерно для молдавской певческой культуры, ряде сел стал популярным народный танец «русяска». Русские, селившиеся в молдавских селах, относительно быстро усваивали молдавский язык и культуру и уже в третьем, четвертом поколении ассимилировались. Менее восприимчивым к ассимиляции было русское городское население которое составляло 32 %. Но и они заимствовали отдельные явления молдавской народной культуры, такие как устный фольклор [12, с. 240].
На основании вышеизложенного, можно отметить, что культура этноса формируется не только за счет дальнейшего развития унаследованных этнических черт, но и в значительной мере за счет приобретенных, заимствованных от других народов. Нередко общераспространенное явление культуры, попав на почву, окрашенную местным колоритом, становится самобытной локальной традицией. Степень развития культуры народа, ее способность к дальнейшему росту помимо прочих факторов зависит и от ее способности заимствовать и перерабатывать формы культур других народов. Таким образом, этническое всегда связано с межэтническим.
Несмотря на то, что в календарной обрядности населения левобережного Поднестровья, и в частности молдаван, прослеживаются одинаковые стороны материальной и духовной культуры, с другими этносами и этническими группами, населяющими этот регион, мнение П. Сырку, о том, что обычаи у молдаван и славян полностью совпадают, не отражает действительности: в них много общего, но они не идентичны.
На основании вышеизложенного можно сказать, что на территории Приднестровья происходил и по сей день происходит процесс консолидации различных этносов и этнических групп, в результате которого в календарной обрядности и в фольклоре сформировались общие специфические черты.
Именно поэтому, в условиях полиэтничного региона, традиционная культура остается тем фундаментом этнической (национальной) идентичности, который держит и развивает любой народ, не дает ему исчезнуть в истории. Отсюда следует, что забота о сохранении национального культурного достояния, его приумножении и передача последующим поколениям - задача чрезвычайной государственной важности для всех и каждого [13, с. 14].
Библиографический список
1. Зеленчук, В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX веке (этническое развитие и демографические процессы): автореф. дис. ... д-ра наук. - М., 1978.
2. Бурла, М.П. Население Приднестровской Молдавской Республики. - Тирасполь, 2009.
3. Сырку, П. Святочные обычаи и песни у бессарабских молдаван // Кишиневские епархиальные ведомости (КЕВ). - 1874. - № 5.
4. Украинцы / отв. ред. Н.С. Полищук, А.П. Пономарев. - М., 2000.
5. Гофман, А.Б. Обычай как форма социальной регуляции / А.Б. Гофман, В.П. Левкович // Советская этнография. - М. - 1973. - № 1.
6. Бостан, Г.К. Взаимосвязи молдавского и украинского календарно-обрядового фольклора // Очерки молдавско-русско-украинских литературных связей. - Кишинев, 1978.
7. Курочкин, А.В. Современные общественные праздники и обряды // Украинско-молдавские этнокультурные взаимосвязи в период социализма. - Киев, 1987.
8. Мироненко, Я.П. Музыкальный фольклор украинских сел Молдавии (проблемы молдавско-украинского фольклорного взаимодействия): автореф. дис. ... канд. искусствовед. - Киев, 1981.
9. Попович, Ю.В. Молдавские новогодние праздники (XIX - нач. XX вв.). - Кишинев, 1974.
10. Курочкин, А.В. Молдавско-украинские исторические и культурные взаимосвязи в период социализма. - Киев, 1987.
11. Попович, Ю.В. Молдавские новогодние праздники (XIX - нач. XX вв.). - Кишинев, 1974.
12. Зеленчук, В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX веке (этнические и социально- демографические процессы). - Кишинев, 1979.
13. Revista de etnologie ei culturologie, Vol. VII. - Chieinrn, 2010.
Bibliography
1. Zelenchuk, V.S. Naselenie Bessarabii i Podnestrovjya v XIX veke (ehtnicheskoe razvitie i demograficheskie processih): avtoref. dis. ... d-ra nauk. - M., 1978.
2. Burla, M.P. Naselenie Pridnestrovskoyj Moldavskoyj Respubliki. - Tiraspolj, 2009.
3. Sihrku, P. Svyatochnihe obihchai i pesni u bessarabskikh moldavan // Kishinevskie eparkhialjnihe vedomosti (KEV). - 1874. - № 5.
4. Ukraincih / otv. red. N.S. Polithuk, A.P. Ponomarev. - M., 2000.
5. Gofman, A.B. Obihchayj kak forma socialjnoyj regulyacii / A.B. Gofman, V.P. Levkovich // Sovetskaya ehtnografiya. - M. - 1973. - № 1.
6. Bostan, G.K. Vzaimosvyazi moldavskogo i ukrainskogo kalendarno-obryadovogo foljklora // Ocherki moldavsko-russko-ukrainskikh literaturnihkh svyazeyj. - Kishinev, 1978.
7. Kurochkin, A.V. Sovremennihe obthestvennihe prazdniki i obryadih // Ukrainsko-moldavskie ehtnokuljturnihe vzaimosvyazi v period socializma. - Kiev, 1987.
8. Mironenko, Ya.P. Muzihkaljnihyj foljklor ukrainskikh sel Moldavii (problemih moldavsko-ukrainskogo foljklornogo vzaimodeyjstviya): avtoref. dis. ... kand. iskusstvoved. - Kiev, 1981.
9. Popovich, Yu.V. Moldavskie novogodnie prazdniki (XIX - nach. XX vv.). - Kishinev, 1974.
10. Kurochkin, A.V. Moldavsko-ukrainskie istoricheskie i kuljturnihe vzaimosvyazi v period socializma. - Kiev, 1987.
11. Popovich, Yu.V. Moldavskie novogodnie prazdniki (XIX - nach. XX vv.). - Kishinev, 1974.
12. Zelenchuk, V.S. Naselenie Bessarabii i Podnestrovjya v XIX veke (ehtnicheskie i socialjno- demograficheskie processih). - Kishinev, 1979.
13. Revista de etnologie si culturologie, Vol. VII. - Chisinau, 2010.
Статья поступила в редакцию: 20.03.12
УДК 008
Filippov V.L. CULTURE AS A COORDINATE SYSTEM OF THE SEMANTIC FIELD OF WORLD VIEW. The article deals with culture as a system of coordinates for the semantic field of world view. The need to understand how and why the semantic field is transformed in modern culture is outlined.
Key words: philosophy, culture, meaning, world view, personality, crisis of culture, society.
В.Л. Филиппов, канд. пед. наук, ректор ЛГИКиИ, г. Луганск, E-mail: [email protected]
КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА КООРДИНАТ СМЫСЛОВОГО ПОЛЯ КАРТИНЫ МИРА
В статье рассматривается культура как система координат смыслового поля картины мира. Подчеркивается необходимостью понимания того, как и почему трансформируется смысловое поле в современной культуре. Ключевые слова: философия, культура, смысл, картина мира, личность, кризис культуры, общество.
Сложность происходящих в современном мире процессов, в том числе, исследования культуры как системы координат смыслового поля картины мира связана с необходимостью понимания того, как и почему трансформируется смысловое поле в современной культуре. Данная статья имеет особую актуальность в связи с тем, что кризис современной культуры, во многом, обуславливается именно формированием смыслового поля в ней. В данной связи представляется важным определить, как происходит выявление слоев смысла в культуре, с помощью чего создается ощущение целостности и завершенности того или иного культурного образования или продукта культуры, а также открывает грани возможного многослойного прочтения.
Подчеркнем, что многими учеными и художниками, философами и режиссерами неоднократно ставился вопрос о назначении художника, о взаимоотношениях его с вопросами о смысле бытия. Об этом, в частности, размышлял Бергман, как в своих фильмах, так и в своих научных заметках: «Мы знаем, что искусство во многом лишилось общественной функции. Художников уже вряд ли можно теперь называть социальными провидцами. Действительность ускользает от художников, от их
политических предвидений. Я считаю, что художнику следует хорошенько задуматься над тем, какую пользу он может принести и каким образом он может это сделать, - возможно, лишь тем, что он утверждает себя, или тем, что он является художником» [1, с. 240-241].
Эту мысль режиссер неоднократно раскрывал через образы своих героев, показывая на примере, как происходит кризис картины мира конкретного человека, как и почему формируются в ней слои смысла. Мы считаем уместным рассмотреть это на примере экзитенциально-психологической драмы, отразившей состояние своего времени и определенного периода развития культуры. Итак, в фильме «Персона» режиссер раскрывает несколько конкретных тем, помогающих нам понять, что становится кризисом личности и неизбежно в дальнейшем порождает кризис культуры в целом:
• мысли о предназначении художника как творца и человека;
• размышления о взаимоотношении художника и общества;
• тема одиночества;
• ощущение отчаяния;
• ощущение борьбы добра и зла и победы зла над добром;