ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
УДК 392:398.3 (477.86)
КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ ОПОЛЬЯ В НАУЧНЫХ РАБОТАХ ИСТОРИКОВ, ЭТНОГРАФОВ И ФОЛЬКЛОРИСТОВ Х1Х-ХХ1 ВЕКА
(ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ)
Рева Б.В.
В статье представлен анализ историографической проблемы календарной обрядности украинцев Ополья середины XIX - начала XXI вв. Охарактеризованы работы украинских и зарубежных ученых XIX-XXI вв. Первые труды по календарной обрядности были написаны деятелями «Русской троицы» и этнографической комиссии Научного общества имени Т.Г. Шевченко.
Ключевые слова: календарная обрядность, Ополье, обычаи, обряды, Этнографическая комиссия НТШ, этнографы, фольклористы.
CALENDAR RITUALISM OF THE OPILLIA REGION IN THE SCIENTIFIC WORKS OF HISTORIANS, ETHNOGRAPHERS AND SPECIALISTS IN FOLKLORE OF THE XIXTH - XXIST CENTURIES (HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM)
Reva B.V.
The article analyses the historiographical problem of calendar ritualism of the Ukrainians in Opillia in the middle of the XIXth - early XXIst century. The author characterizes works of Ukrainian and foreign scientists of the XIXth - XXIst centuries. The first works in calendar ritualism were written by the representatives of the “Russian Trinity” and the Ethnographic committee of the Shevchenko Scientific Society.
Keywords: ritual calendar, Opillia, traditions, rituals, Ethnographic committee of the Shevchenko Scientific Society, ethnographers, ethnologists, specialists in folklore.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
На сегодня Ополье (укр. Отлля - западная часть Подольской возвышенности в пределах Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей Украины) остается одним из наименее изученных историкоэтнографических районов Украины. Ополье представляет собой этногеографический регион, который полностью или частично охватывает Бродовский, Буский, Жидачевский, Золочевский, Каменка-Бугский, Николаевский, Перемышлянский, Пустомытовский районы Львовской области; Галицкий, Рогатинский районы Ивано-Франковской области; Бережанский, Бучацкий, Зборовский, Козовский, Монастырский и Красноармейский районы Тернопольской области.
Научные исследования календарной обрядности населения Ополья на украинском уровне представлены лишь частично. Первые научные работы в изучении календарной обрядности украинцев начали появляться с начала XIX века, но основная часть исследований этого вопроса пришлась на вторую половину XIX - начало ХХ вв.
Для исследования традиций Ополья большое значение имеют этнографические работы одного из активных деятелей т.н. «Русской Троицы» -Я. Головацкого, который в своих исследованиях сообщил о первых упоминаниях, названии и существования Ополья: «Опольем называется у народа вост. часть Галичины Тернополь, Чортк. и Бережан» [8, с. 330].
Богатый фактологический материал народных обычаев и обрядов украинцев можно почерпнуть у украинских историков и этнографов XIX века, к которым можно отнести П. Чубинского [32] и В. Гнатюка [6; 7].
Большое количество этнографического материала издавалось в журнале «Киевская старина» в 80-х годах XIX века. В печати выходили материалы по календарной обрядности Х. Ящуржинского [33], Н. Сумцова [31], В. Боцяновського [2, с. 83].
В конце XIX века этнографические исследования календарной обрядности населения Галичины достигли своего апогея.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
Здесь стоит отдельно отметить этнографическую деятельность этнографа И. Кузива, который в своей публикации «Життя-буття, звича! i обича! прського народу» рассказывает о верованиях и предрассудках населения, в частности о праздновании Щедрого вечера и Купала [17]. В 90-х годах XIX века свои наработки в изучении песенного фольклора украинцев в книге «Огляд укра!нсько-русько! народно! поезп» [16] описал Филарет Колесси. А известный украинский ученый Владимир Кубиёвич опубликовал краткое описание «ОрШа ир1а^ (Opillja)», в котором обозначил Ополье как западную часть Подолья [11, с. 1857-1858].
Выдающийся польский этнолог начала ХХ века Адам Фишер в своей работе «Русини. Нарис етнографп РусЪ> («Rusini. Zarys etnografji Rusi») отмечал, что в Бобрецком, Львовском, Рогатинском, Перемышлянском уездах и в соседней части Подолья вдоль реки Серет проживают ополяне («powiaty bobreski, lwowski, rohatynski, przemyslanski i s^siednia cz^sc Podola po Seret zamieszkuj^ Opolanie») [34, с. 9].
Важное место в польской историографии занимает работа известного исследователя Оскара Кольберга. В его обширном сборнике «Народ, його звича!, спошб життя, мова та ш.» («Lud, jego zwyczaje, sposob zycia, mowa i td.») восемь томов посвящено этнографическому описанию территории Западной Украины. А в монографии «Русь Червона» («Rus Czerwona») ученый составил описание многих населенных пунктов Галичины [35, с. 24].
В начале ХХ века качественно новым этапом в истории этнографической науки стала деятельность этнографической комиссии Научного общества им. Т. Шевченко. Важную этнографическую базу исследований календарной обрядности Восточной Галичины и, в частности, Ополья составили члены созданной при Обществе в 1898 году Этнографической комиссии. Именно они осуществили масштабные экспедиции в Галичине, результатами которых стало издание ряда научных материалов, в том числе и ценные сведения по этнографии Ополья.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
В 1928 году увидела свет научная работа К. Сосенко «Культурно-юторична постать староукрашських свят Рiздва i Щедрого Вечора» [30], посвященная историческому и этнографическому аспекту праздника Рождества Христова. К. Сосенко сделал сравнительный анализ материалов мифологических и религиозных верований славянских и восточных народов. Дав максимальную характеристику семантическим символам и атрибутам празднования староукраинского Святого вечера и Рождества, К. Сосенко руководствуясь культурно-историческим методом, впервые поставил вопрос о староиранских влияниях на украинскую духовную культуру. Исследователь доказывал и выделял схожую месячную символику в зимних праздниках. Особенно в праздновании Святого вечера. В своей работе К. Сосенко поставил себе цель разобраться с вопросом о корнях староукраинских праздников новогодне-рождественского календарного цикла. Он рассмотрел предрождественский календарный период, характеризирующий различные мистические и символические космогонические явления огня, воды и земли. В своей работе автор объясняет значение и структуру символико-ритуальных рождественских обрядов, начиная со Святого вечера и заканчивая колядками.
Особого внимания заслуживает труд львовского этнолога Ю. Гошка в монографии «Населення Украшських Карпат XV - XVIII ст. Заселення. М^раци. Побут», в которой автор привел интересные свидетельства о календарной обрядности населения Карпатского региона, в том числе ополян [10].
Важный теоретический и практический материал календарных обрядов весенне-летнего периода в восточнославянских народов XIX-XX вв. дает советская исследовательница В.К. Соколова в своем труде «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев XIX - начало XX вв.» [29]. Она посвятила свой труд летней обрядности, в частности, символическому свойству воды и огня. Например, описала традицию купаний на праздник Ивана Купала, указав на очистительный характер омовений [29, с. 96]. В.К. Соколова показала
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
первооснову земледельческих обрядов и их связь с народным календарем, выделяя игровые особенности некоторых обычаев и обрядов.
Этнографические исследования Комиссии Общества Шевченко продолжились в работах украинских эмигрантов. Их научные исследования публиковались в десятитомной «Энциклопедии украиноведения», которая в течение 1955-1984 годов издавалась на средства украинской диаспоры.
Важное значение для всестороннего раскрытия исследуемой тематики имеют работы ученых украинской диаспоры - А. Воропая [5], С. Килимника [13; 14], Ю. Катрия [12] и др.
Здесь особо следует выделить исследователя украинской обрядной тематики С. Климкина. В своих работах автор говорит о дохристианских элементах в обычно-обрядовой культуре украинцев [13]. Говоря об исследованиях С. Климкина, следует отметить их оригинальность и актуальность. Так С. Килимник одним из первых украинских этнографов исследовал вопрос происхождения календарной обрядности и, пришел к выводу, что она имеет дохристианскую основу. С. Килимник впервые предложил полную классификацию колядок по следующей структуре: детские, взрослые, хозяев, девичьи.
Не менее ценный материал заслуживает двухтомное исследование А. Воропая «Звича! нашого народу. Етнографiчний нарис» [5]. Автор представляет общее научное описание и анализ украинских календарных обрядов. А. Воропай подробно исследует предрождественский обрядовый период. А сам рождественский период он описывает, начиная со Святого вечера.
Одним из энергичных собирателей устной словесности Галичины, в том числе Ополья, был Осип Роздольский (1871-1945). Уже с начального этапа научной деятельности его интересовали фольклорные материалы. Так в 1894 году он опубликовал несколько народных песней, которые записал в селе Гаях Львовского уезда (ныне Пустомытовский район) [28, с. 587]. В начале ХХ века
О. Роздольский одним из первых использовал фонограф для изучения песенной культуры Восточной Галичины. Он обследовал территории современных
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
Пустомытовского района Львовской области, Бережанского района Тернопольской области, Рогатинского района Ивано-Франковской области. Собранный в селах региона в течение 1900-1902 годов материал лег в основу сборника «Галицко-русские народные мелодии» [28, с. 588].
Стоит отметить украинскую исследовательницу И. Волицкую и ее труд «Театральш елементи в традицшнш обрядовост украшщв Карпат кшця Х1Х -початку ХХ ст.» [4], в котором глубоко раскрыто содержание рождественсконовогодней обрядности населения украинских Карпат.
В ряде обобщающих историко-этнографических работ охарактеризованы отдельные элементы духовной культуры края. Среди них труды Л. Артюха [1] и Т. Гюнтера [9]. Эти авторы в своих исследованиях описали основные особенности традиционной украинской праздничной кухни (в частности, кутьи и других рождественских блюд).
Немалый вклад в исследовании этнокультурных традиций Ополья внесли современные ученые. Здесь следует сказать об этнографических сборниках «Народна творчють та етнографiя» и «Народознавчi Зошити». В них молодые ученые исследовали особенности календарных обычаев и обрядов ополян. В частности, среди авторов сборника «Народознавчi Зошити», следует назвать таких как Г. Коваль [15], Г. Виноградская [3], А. Серебрякова [25], Г. Сокол [28] .
В новейший период на территории Ополья активизировались этнографические исследования. Записи обрядовых песен, в частности, гаивок (укр. - гагвки, обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны), проводил в 1992-1995 годах тернопольский ученый А. Смоляк [26].
Песни летнего цикла календарно-обрядовой поэзии в современных записях почти не зафиксированы. Известно, что на Троицу в XIX веке в селе Поручин происходил т.н. обходной обряд - «Вильха», который описал Б. Лепкий [21]. И. Остапик в своей статье «Опшля: contra i pro ^зь призму колядно-щедрiвочноi традицп» дал обстоятельную характеристику сведений об
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
Ополье как историко-этнографическом регионе. Автор максимально раскрывает образ огня в колядно-щедривочной традиции [22, с. 124].
Б. Кузминская в статье «Демонолопчш персонажi Опшля» попыталась проследить демонологические представления населения Ополья. Особый акцент она сделала на выявлении характерных особенностей различных демонологических персонажей и их названиях. Наиболее распространенными на Ополье, по словам Б. Кузминской, является образ волшебниц. Автором впервые зафиксирован ранее не описанный в научной литературе образ богини и новое название демонологической фигуры домового - «беге» или «безе» [18, с. 150]. При этом, главные характеристики самого домового не выпадают из общепринятой в Украине системы понятий и образов [18, с. 162]. В другой статье Б. Кузминской «Традицшш уявлення опшян про вроки та урекливих» рассмотрены традиционные представления ополян о так называемом «сглазе». Указывается особая роль в распространении «сглаза» отдельными людьми, которые в силу определенных природных свойств могут «сглазить». Приведены народные способы противодействию «сглазу», т.н. «сброс сглаза» с помощью огня, воды и вербальных магических формул [19, с. 253].
В статье А. Смоляка под названием «Мобшьш елементи в традицшних народних колядках i щедрiвках Схщного Опшля» проанализирована изменчивость колядко-щедрикових словесных текстов колядок, изучены ритмические формы стиха на синхронном уровне. Автор акцентировал свое внимание на употреблении колядок в репертуаре современных народных исполнителей [27, с. 125].
Стоит отметить этнологические исследования киевского этнолога А. Курочкина. В работе «Новорiчнi свята украшщв. Традицп i сучаснють» ученый проанализировал некоторые формы зимней обрядности украинцев, не выделяя отдельные территориальные этнографические группы. Автор подробно рассмотрел празднично-ритуальную атрибутику Святого вечера [20].
Весомый вклад в изучение календарной обрядности внес Б. Рыбаков в работе «Народный календарь: Народные приметы, пословицы, поговорки и др.»
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
[23] и особенно в труде «Язычество древних славян» [24], где представил фундаментальную характеристику языческих представлений. Автор пришел к выводу, что время весенне-летних языческих русалий приходилось на вторую половину июня и завершалось праздником Ивана Купала.
Анализ научных исследований, посвященных календарной обрядности украинцев Ополья с середины XIX - начала XXI веков позволил выделить основные этапы изучения вопроса. Первый этап - 40-90-е годы XIX века. В этот период исследования обрядности носили в основном описательный характер. Второй этап - начало ХХ века - 20-е годы ХХ века, когда происходит процесс углубления научного изучения фольклора и сбора этнографических материалов. Третий этап - 70-е года ХХ - начало XXI века, который характеризуется общим ростом научного уровня этнографических исследований. Перечисленные этапы позволяют проследить эволюцию научного изучения обычаев и обрядов календарного цикла ополян и сформировать основные направления исследований вопроса в будущем.
Список литературы:
1. Артюх Л. Гостина в украшщв в контекст комушкацп / Л. Артюх // Народна творчшть та етнографiя. - 2010. - № 3. - С. 64-71.
2. Боцяновский В. Веснянки, петривки и купальные песни / В. Боцяновский // Живая старина. Ред. В.И. Ламанского. - 1894. - Вып. I. - С. 8389.
3. Виноградська Г. Обжинковий вшок у контекст традицшно! жниварсько! обрядовост украшщв на сучасному етат: генеза символу / Г. Виноградська // Народознавчi зошити. - 2001. - №3. - С. .499-502.
4. Волицька В.1. Театральш елементи в традицшнш обрядовост украшщв Карпат кшця XIX - початку XX столггтя / В.1. Волицька. - К., Наукова думка, 1992. - 140 с.
5. Воропай О. Звича! нашого народу. Етнографiчний нарис: у 2 т. / О. Воропай. - К. : Оберш, 1991. - Т. I. - 456 с.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
6. Гнатюк В. Га!вки / В. Гнатюк // МатерГали до укра!нсько-русько! етнологп. - 1909. - Т. 12. - С. 35-58.
7. Гнатюк В. Колядки i щедр1вки / В. Гнатюк // Етнограф1чний зб1рник. -Т. 1-2 . - Львiв, 1914. - Т. 35. - 270 с.
8. Головацкий Я. Географический словарь западнославянских и югославянских земель и прилежащих стран / Я. Головацкий. - Вильна, 1884. - С. 330.
9. Гонтар Т. Народне харчування украшських Карпат / Т. Гонтар. - К.: Наукова думка, 1979. - 138 с.
10. Гошко Ю. Населення Украшських Карпат XV - XVIII ст. Заселення. Мшрацп. Побут / Ю. Гошко. - К. : Наукова думка, 1976. - 205 с.
11. Енциклопед1~я укра!нознавства / ПГд ред. В. Кубшович. - Львiв, 1996. -Т.5. - С. 1857—1858.
12. Катрш Ю. Шзнай свш обряд! / Ю. Катрш. - Нью-Йорк-Рим: Видаництво оо. Василiян, 1982. - 493 с.
13. Килимник С. Укра!нський рш в народних звичаях в юторичному освгшеннё в 6 т. / С. Килимник. - Вшншег-Торонто, 1963. - Т. V (Осшнш цикл). - 288 с.
14. Килимник С. Украшський рш у народних звичаях в юторичному освггленш: у 3 кн., 6 т. / С. Килимник. - К. : АТ «Обереги», 1994. - Кн. 1. Т. 1 (Зимовий цикл); Т. 2 (Весняний цикл). - 400 с.
15. Коваль Г. Колядки та щедрГвки з Опшля / Г. Коваль // НародознавчГ зошити. - 2006. - № 5-6. - С. 592.
16. Колесса Ф. Огляд украшсько-русько! народно! поезп / Ф. Колесса. -ЛьвГв, 1905. - 87 с.
17. КузГв I. Жите-буте, звича! i обича! укра!нського народу / I. КузГв // Зоря. - 1889. - Т. 15/21. - С. 263-265.
18. Кузьмшська Б. Демонолопчш персонаж! Опшля / Б. Кузьмшська // ЛьвГвський нащональний ушверситет Гм. I. Франка. НауковГ зошити юторичний факультет. - ЛьвГв, 2005. - Вип. 7. - С. 150-162.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
19. Кузьмшська Б. Традицшш уявлення отлян про вроки та урекливих / Б. Кузьмшська // Вюник Львiвського нацiонального ушверситету iM. I. Франка. Серiя iсторiя. - Львiв, 2012. - Вип. 47. - С. 253-261.
20. Курочкш О.В. Новорiчнi свята украшщв. Традицii i сучаснiсть / О. Курочкш. - К.: Наукова думка, 1978. - 192 с.
21. Лепкий Б. Казка мого життя // Лепкий Б. Твори в 2-х т. Т.2 -К.: Дншро, 1991. - С. 317-610.
22. Остапик I. Отлля: contra i pro ^зь призму колядно-ш,едрiвочноi традицп / I. Остапик // Дзвш. - 2005. - С. 118-126.
23. Рыбаков Б. Народный календарь: Народные приметы, пословицы, поговорки и др. / Б. Рыбаков. - Свердловск, 1990. - 268 с.
24. Рыбаков Б. Язычество древних славян / Б. Рыбаков. - М.: Наука, 1981. - 607 с.
25. Серебрякова О. Ритуальне використання воску в дiвочих матримошальних ворожшнях: украшсью звича! та !хш европейсью паралелi /
О. Серебрякова // Народознавчi зошити. - 2006. - № 5-6. - С. 651-657.
26. Смоляк О. Весняна обрядовють Захщного Подшля в контекст украшсько! культури. Монографiя. Ч. II (нотний додаток) / О. Смоляк. -Тернопшь: Астон, 2001. - 392 с.
27. Смоляк О.С. Мобшьш елементи в традицшних народних колядках i щедрiвках Схiдного Отлля / О.С. Смоляк // Науковi записки. Серiя: Мистецтвознавство. - 2011. - № 2. - С. 125-130.
28. Сокш Г. Отлля у дослщженнях галицьких фольклористiв кш. XIX -поч. XX ст. / Г. Сокш // Народознавчi зошити. - 2006. - № 5-6. - С. 587.
29. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начала ХХ в. / В.К. Соколова. - М.: Наука, 1979. -287 с.
30. Сосенко К. Культурно-юторична постать староукра!нських свят Рiздва i Щедрого Вечора / К. Сосенко. - К. : СШТО, 1994. - 344 с.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
31. Сумцов Н.О. Писанки / Н.О. Сумцов // Киевская старина. - 1891. - Т. 33. - С. 185-203.
32. Чубинский П. Календарь народных обычаев и обрядов / П. Чубинский. - К., - 286 с.
33. Ящуржинский Х. Культ хлеба в малорусских колядках / Х. Ящуржинский // Киевская старина. - 1893. - Т. XLIII, декабрь. - С. 85-102.
34. Fischer A. Rusini. Zarys etnografii Rusi / А. Fischer. Lwow - Warszawa -Krakow, 1928.
35. Kolberg O. Rus Czerwona. Cz^sc II. Zeszyt 2. / О. Kolberg // Dziela wszystkie. T. 57/2. Wroclaw - Poznan: PTL. L/W, 1979.
Сведения об авторе:
Рева Богдан Васильевич - аспирант кафедры этнологии и археологии Института истории, политологии и международных отношений Прикарпатского национального университета имени Василия Стефаника (Ивано-Франковск, Украина).
Data about the author:
Reva Bogdan Vasilievich - graduate student of Ethnology and Archaeology Department, Institute of History, Political Science and International Relations, Vasyl Stefanyk Precarpathian National University (Ivano-Frankivsk, Ukraine).
E-mail: bohdan.rewa@gmail.com.