УПРАВЛЕНИЕ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
УДК 342.743:336.22 ББК Х402.23-32
ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ
А.В. Боброва, проф. ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), ОУВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», E-mail: [email protected]
Н.А. Борзова, студент группы ЭБ-308 ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и
экономики», E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье проведен анализ основных изменений налогового законодательства за 20152017 гг. и показано их воздействие на деятельность налогоплательщиков различных категорий в отдельных отраслях и сферах деятельности с учетом региональных особенностей налогового регулирования. Выделены основные проблемы налогового и общеэкономического характера, сдерживающие развитие бизнес-процессов в России. Даны рекомендации по преодолению негативных последствий экономического кризиса для государства и налогоплательщиков на основе совершенствования налогового законодательства.
Ключевые слова: налоги, законодательство, изменения, бизнес, малые предприятия, кризис, проблемы.
В рыночной экономике налоги выполняют важную роль, и без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика не возможна. Наряду с решающей ролью в формировании доходной части государственного бюджета, налоги выполняют регулирующую функцию по отношению к бизнесу.
Известно, что налоговое законодательство периодически претерпевает существенные изменения, его текущее совершенствование является постоянным процессом. Динамика нормативно правовых актов о налогах отражается на предпринимательской среде. С другой стороны, в результате изменения условий ведения бизнеса появляются новые законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на развитие предприятий. К сожалению, не все введенные поправки создают комфортную среду ведения бизнеса для организаций и физических лиц. Есть важные изменения: например, доступность электронных сервисов налоговых органов, которая позволяет сэкономить время, а есть текущие, которые только отнимают время у налогоплательщиков на адаптацию к ним, например, изменение срока уплаты налога, не обоснованное текущими потребностями экономики.
Итак, большинство принципиальных законодательных новаций непосредственно влияют на эффективность бизнес-процессов1 в экономике. Оценить степень этого воздействия и его последствия - насущная задача исследования.
О важности и существенности влияния изменений налогового законодательства на бизнес-процессы в России в условиях экономического кризиса говорят многие отечественные ученые, специалисты и исследователи2. Помимо налоговых, в литературных источниках отмечаются и другие существенные проблемы страны (рентная экономика,
укрупнение и огосударствление предприятий, большое количество государственных служащих), мешающие развитию бизнеса3.
Отмечается положительное воздействие законотворчества последних лет на малое предпринимательство4, в том числе неналоговых стимулов, как, например, запрета проверок Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, Государственной инспекции труда и других органов, кроме налоговых, для малого бизнеса в 2016-2018 гг.5 Прослеживается связь законодательного освобождения с 2015 г. субъектов малого предпринимательства от единого налога по упрощенной и патентной системе налогообложения сроком на 2 года6, а также удвоения в том же году предельных значений выручки для малых предприятий' с незначительным ростом их количества.
Одновременно выдвигаются теоретические предложения о совершенствовании налогового законодательства по специальным режимам8, дополнительного законодательного стимулирования малого бизнеса9 и практическая идея о возможности зачета НДС для малого бизнеса10. Трудно согласиться с последним предложением, т. к. уплата НДС по общей системе налогообложения, наряду с возможностью «встраиваться» в платежные схемы более крупных контрагентов, резко увеличит налоговую нагрузку малых предприятий. Методы налогового стимулирования бизнеса широко известны (уменьшение или обнуление налоговых ставок (освобождения), налоговые каникулы, перенос убытков на будущее, ускоренная амортизация, инвестиционный налоговой кредит, выведение из-под налогообложения отдельных объектов (изъятие); специальные налоговые режимы)11, но их применение в условиях кризиса традиционно сворачивается из-за финансовых трудностей государства.
Анализ изменений в налоговом законодательстве проводится исследователями в разрезе отраслей хозяйства: например, отмечаются трудности законодательного регулирования деятельности малых предприятий в сфере агропромышленного комплекса12, и в разрезе территорий13, в частности, подчеркивается необходимость налогового стимулирования научно-технической и инновационной деятельности в Республике Башкортостан14, снижения ставки налога на прибыль организаций регионами, применения инвестиционного налогового кредита и ускоренной амортизации в Ленинградской области15. Однако следует отметить, что региональное стимулирование бизнеса сдерживается низкой доходностью бюджетов субъектов РФ и уменьшением денежных потоков, перераспределяемых с федерального уровня, в условиях кризиса.
Налоговые изменения для крупного бизнеса, по мнению Л.И. Гончаренко с соавторами, могут в современных экономических условиях нести высокий уровень риска из-за нестабильности экономических отношений в стране16. Д.С. Баранова и Р.Ю. Шамшетдинова считают, что возможно, не затрагивая принципиальных основ налогообложения для бизнеса, активно использовать налоговое стимулирование для «бизнес-ангелов» - инвесторов венчурного капитала - в виде налоговых вычетов по ценным бумагам и учета убытков от инвестирования17. Авторы обосновывают такую потребность постоянным оттоком капитала, в том числе инвестиционного, из России. Необходимо отметить, что этот процесс связан не столько с отсутствием льгот в венчурном инвестировании, сколько с превышением допустимых уровней риска по инвестиционным проектам на территории РФ и низкой доходностью таких проектов из-за стагнации экономики.
Большинство ученых отмечают возможность кардинальных налоговых изменений в 2018 г., вплоть до принятия новых налогов, возврата к единому социальному налогу с прогрессивной шкалой, введения налога на продажу имущества физическими лицами18. Это, скорее, шаг «отчаяния» для государства, испытывающего серьезные финансовые затруднения. М.А. Евневич полагает, что рост платежей равноценен социальному взрыву19.
С.А. Аслаханова полагает, что в 2018 г. произойдет резкое увеличение коэффициента-дефлятора для единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, что приведет к банкротству многих малых предприятий и индивидуальных предпринимателей20. Действительно, планируемый к отмене в 2018 г. налог остается в структуре налоговой
системы России, как часто пишут в экономических новостях, «по просьбе субъектов малого
бизнеса». За его сохранение выступают и отдельные ученые, обосновывая это тем, что
применение налога облегчает расчет налоговой нагрузки и ведение учета, а сам налог дает
21
право на вычет страховых взносов21.
Однако есть и исследователи, полагающие, что налоговое законодательство принципиально меняться не будет, а дополнительное пополнение бюджета будет основано на рентных платежах и квазиналогах22. Начало роста рентных платежей уже положено, например, введением платного проезда по отдельным дорогам и платных муниципальных автостоянок.
Исследование налогового законодательства 2015-2017 гг. позволило оценить налоговую политику РФ в целом как антикризисную. Периодически вносятся изменения и поправки в действующий Налоговый кодекс РФ23, которые непосредственно оказывают значительное влияние на бизнес-процессы российских предпринимателей. Наиболее масштабный законопроект в 2017 г. - «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - направлен на реализацию основных направлений налоговой политики на 2017 г. (и плановый период 2018-2019 г.)24. Изменения коснулись положений действующего законодательства в части обязанностей налогоплательщиков, налоговой ответственности, налогового контроля, а также отдельных видов налогов и специальных налоговых режимов. Принятый закон также регулирует учет «самозанятых» лиц, документооборот между налоговыми органами и налогоплательщиками, уточняет понятия, используемые в налоговых правоотношениях.
Перечислим основные изменения, касающиеся бизнес-процессов в 2017 г.
1. Изменился порядок распределения налога на прибыль организаций, который платят все юридические лица по общей системе налогообложения. Суммарная ставка налога не изменилась, она, как и в 2016 г., составляла 20%. Начиная с 1 января 2017 г., изменилось распределение процентов между федеральным и региональным бюджетом.
Таблица - Изменения распределения налога на прибыль организаций в 2017 г., %25
Распределение налога на прибыль организаций по бюджетам 2016 год 2017 год
Федеральный бюджет 2 3
Региональный бюджет 18 17
Это сделано для того, чтобы аккумулировав дополнительные средства в федеральном бюджете, оказать поддержку дотационным регионам, положение которых резко ухудшилось в связи с экономическим кризисом. Для обычных налогоплательщиков практически ничего не изменится, им просто придется по-другому оформлять платежные и учетные документы. Однако в экономически развитых регионах страны будет оставаться меньше средств для реализации собственных программ.
2. Произошло увеличение предельной величины дохода для субъектов малого предпринимательства до 150 млн руб. в год. Плательщики на упрощенной системе налогообложения могут зарабатывать больше, не опасаясь потерять право на применение специального режима. Рост предельной величины дохода выгоден для бизнеса. Фактические данные для этой величины в 2016 г. составили 79,74 млн руб. Изменение годового лимита со 120 млн руб., как было запланировано в ноябре 2016 г., до 150 млн руб. приведет к тому, что количество предпринимателей, которые смогут воспользоваться упрощенной системой налогообложения, заметно увеличится.
3. Появились дополнительные льготы по транспортному налогу. С 1 января 2017 г. налогоплательщики не будут платить налог на имущество организаций в отношении тех транспортных средств, которые находятся у них на балансе. Главное условие для того, чтобы получить эту льготу - автомобиль или другое транспортное средство должно быть произведено после 1 января 2013 г. По словам Председателя Правительства РФ
Д.А. Медведева: «Мы рассчитываем на то, что эта мера будет стимулировать предприятия и организации к обновлению своего автопарка и создаст дополнительный спрос на отечественную технику. Это, конечно, поможет нашему транспортному машиностроению»26.
4. Изменился порядок уплаты стоимости патента по специальному режиму. С 2017 г., если предприниматель не оплатил вовремя стоимость патента, его не лишат права пользования патентной системой налогообложения в текущем периоде. Представители малого бизнеса смогут уплатить просрочку и пользоваться патентом в дальнейшем.
5. Увеличена неустойка за просрочку уплаты налогов. В случае задержки платежей больше чем на 30 календарных дней компаниям придется платить пеню в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы за каждый календарный день просрочки. Если задержка с уплатой налогов будет меньше 30-и календарных дней, то пени так и останется на прежнем уровне, то есть 1/300 ставки рефинансирования.
6. С 1 января 2017 г. введена возможность уплаты страховых взносов за плательщика иным лицом, за исключением страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страховые взносы за налогоплательщиков теперь могут платить третьи лица, но потребовать их возврата эти лица не смогут.
В течение 2016-2018 гг. приоритетом налоговой политики государства является недопущение увеличения налоговой нагрузки на экономику27. Отличительной особенностью налоговой политики на рассматриваемый период является ее антикризисная направленность. В связи с этим планируется:
- развивать новые производства не только на территориях опережающего развития, как в 2015 г., но и во всех субъектах РФ. Для этого территориям будет предоставлено право принимать решения о налоговых льготах для соответствующих производств. С 2016 г. налоговой политикой законодательно закреплены ограничения для региональных и местных властей по увеличению ставок соответствующих налогов и региональной части ставки налога на прибыль организаций в отношении вновь создаваемых предприятий промышленности;
- поддержать развитие бизнеса путем повышения стоимости оборудования, которое можно списать единовременно, до 80-100 тыс. руб.;
- стимулировать развитие малого предпринимательства через специальные режимы;
- упростить процедуры регистрации деятельности и уплаты страховых взносов самозанятыми лицами;
- повысить порог по выручке в 1,2-1,5 раза, что позволит платить авансовые платежи по налогу на прибыль организаций только поквартально;
- упростить начисление и принятие к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного в составе аванса, для исключения отказов со стороны продавцов от включения в налоговую базу полученных авансов, а также решить другие вопросы, связанные с исключением потерь бюджета, которые возникают, когда покупатели ставят на вычет налог на добавленную стоимость по авансу, а продавцы не включают его в налогооблагаемую базу;
- оставить контроль за трансфертным ценообразованием, но при этом ввести критерии проверки, которые позволят снизить издержки налогоплательщиков;
- для поддержания экспортеров упростить процедуры получения вычета по налогу на добавленную стоимость. Порядок получения вычета планируется сделать таким же, как по внутренним операциям.
Налоговая система РФ является одним из главных элементов рыночной экономики и весомым инструментом воздействия на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития страны. Вследствие этого необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям. Залогом такой адаптации является точность, корректность, непротиворечивость, обоснованность, стабильность налогового законодательства.
Анализ научных работ и нормативно правовых актов по вопросам влияния изменений налогового законодательства на условия ведения бизнеса на современном этапе выявил следующие проблемы:
- количество изменений является чрезмерным, не оправданным стратегическими целями налоговой политики (нестабильность налогового законодательства, постоянное изменение ставок налогов отрицательно влияет на развитие бизнеса);
- перечень льгот для бизнеса в области налогов постоянно снижается, что связано с потребностями бюджета в условиях кризиса (это приводит к закрытию части предприятий, негативному высвобождению рабочей силы);
- количество налогов является чрезмерным, не обоснованным оптимальными потребностями государства, налоговое время бизнеса усиливается страховыми взносами на пенсионное, социальное и медицинское страхование;
- в налоговом законодательстве отсутствует система наказаний для налоговых органов и их должностных лиц, а излишне взысканные суммы налогов возвращаются за счет средств бюджета (это делает отношения налогоплательщика и налогового органа односторонними и неравноправными);
- процессы медиации в налоговом деле сформированы как замкнутая на налоговый орган система с обращением плательщика в тот же орган, с которым возникли разногласия (решения вышестоящего налогового органа носят персонифицированный и не объективный характер из-за принятия решений в рамках единой государственной системы);
- налоговыми агентами с налоговой системе РФ остаются только работодатели (предприятия и индивидуальные предприниматели), удерживающие у своих работников налог на доходы физических лиц и перечисляющие его в бюджет;
- количество налоговых проверок, несмотря на их снижение, остается чрезмерным, направленность проверок является дискриминационной, например, в сфере торговли и общественного питания, среднего бизнеса, туризма, банков, авиакомпаний (это приводит к закрытию предприятий, их банкротству, в том числе налоговыми органами, к дальнейшему огосударствлению хозяйства страны);
- стимулирование самозанятости населения является формальным, не увязанным с состоянием реальной экономики и поведенческими принципами граждан, рассматривается населением как попытка обложить налогами традиционно свободные от налогообложения и плохо контролируемые налоговыми органами доходы граждан;
- развитие регионов сдерживается налоговой политикой федеральных властей, аккумулирующих ресурсы на соответствующий уровень (изменение соотношения в распределении налога на прибыль организаций между бюджетами, перевод страховых взносов под контроль налоговых органов).
Выявленные проблемы взаимодействия налогового законодательства и бизнеса требуют решений, принимаемых на государственном уровне. Мы можем только в рекомендательной форме озвучить свои предложения по выходу из кризиса нормативно правового налогового регулирования бизнеса.
К таким рекомендациям относятся:
- обеспечение стабильности налогового законодательства на основе внесения изменений с периодичностью в один год и только по существенным элементам налогов: налоговая база, ставки, количество налогов (это позволит налогоплательщикам адаптироваться к изменениям условий налогообложения, а государственным органам оценить последствия и эффективность внесенных изменений);
- создание системы целевых льгот для отдельных видов плательщиков и направлений деятельности, например, введение дополнительных льгот для бизнеса в виде освобождения от налога на прибыль организаций при расширении предпринимательской деятельности, осуществлении социальных проектов и создании рабочих мест (самоорганизующаяся система бизнеса сможет решить часть государственных антикризисных проблем);
- снижение общего количества налогов, например, за счет отмены дискриминационного торгового сбора, перевода сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водными биологическими ресурсами в лицензионный раздел государственной пошлины, перераспределение страховых взносов между работником и работодателем при общем снижении величины суммарных отчислений до 20% (введение лицевых счетов работников по всем видам страхования, определение процентных соотношений по видам страхования для работников в пределах 10%);
- введение системы наказаний для налоговых органов и их должностных лиц в Налоговый кодекс РФ, в частности за нарушение сроков проверок и предоставления документов, за взыскание излишних сумм налогов, за причинение ущерба в виде упущенной выгоды и другие нарушения;
- неформальное введение системы медиации в виде третейского органа, лицензионно уполномоченного решать спорные вопросы в досудебном порядке (решения третейского органа должны стать обоснованно рекомендательными для участников конфликта);
- введение системы налогового посредничества как на уровне консультирования, так и на уровне полноправного расчета и уплаты налогов одним лицом за другое с регламентирование процедуры сохранения налоговой тайны (это позволит оптимизировать налоги плательщикам, не опасаясь раскрытия информации об их деятельности);
- проведение в основной массе проверок как документарных и встречных для всех контрагентов, выявление и акцент только на существенных нарушениях, предоставление возможности налогоплательщику, в том числе на основе инвестиционного кредита, выхода из кризисной ситуации;
- разграничение индивидуального предпринимательства и самозанятого населения только на уровне найма работников, отнесение обеих категорий к регистрируемым видам деятельности, отсутствие налогообложения для гражданина, получающего дополнительные доходы в условиях экономического кризиса без привлечения работников по найму;
- распределение бюджетных доходов между федеральным и региональным уровнем в пропорции 50-50% по аналогии с экономически ведущими мировыми державами (увеличение доходности региональных бюджетов позволит развивать бизнес региона и снизить последствия влияния кризиса).
Примечания
1 Валько Д.В., Сергеичева И.А. К вопросу о методике оценки эффективности бизнес-процессов компании//Управление в современных системах. 2014. № 4. С. 37-41. URL: http://journal.inueco.ru/4_2014_5/.
2 Кисилева, М.А. Влияние российского налогового законодательства на развитие бизнеса // Сборник статей Международной научно-практической конференции: Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях, 2017. С. 72-74; Семенова, Г.Н. Изменение налогового законодательства и его влияние на финансовое состояние предприятий // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - № 6. - С. 58-61; Сухарева, А.М. Пути налогового стимулирования инновационной деятельности Российских предприятий // Сборник статей по материалам III Международной студенческой научно-практической конференции Нижегородского государственного педагогического университета: Экономическое развитие России: тенденции, перспективы, 2017. С. 61-67; Ющенко, А.А. Бизнес и налоговое законодательство // Сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции: Исследование различных направлений современной науки, 2016. С. 1387-1393.
3 Евневич, М.А. Поведенческий анализ налоговых изменений с 2016 года, их значение и последствия // Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 3-2 (33). - С. 143.
4 Лазарев, В.С. Налоговые льготы как модель поддержки малого бизнеса в РФ // Сборник материалов IX-й международной научно-практической конференции: Компьютерные технологии в моделировании, управлении и экономике. - Орел, 2017. С. 79-80.
5 Тимошенко, В.А. О совершенствовании налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2016. - Т. 16. - № 1. - С. 59.
6 Мусаева, П.М. Оценка изменений налогового законодательства и его влияние на систему учета и налогообложения малого бизнеса // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. - 2016. - № 2. - С. 523.
7 Тимошенко, В.А. О совершенствовании налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2016. - Т. 16. - № 1. - С. 56.
8 Вачугов, И.В. Несовершенство законодательного регулирования специальных налоговых режимов как одна из ключевых проблем поддержки малого бизнеса в России // Налоги и налогообложение. - 2016. - № 11. - С. 857867.
9 Макоева Д.Р. Налоговое стимулирование малого бизнеса в Российской Федерации // Сборник материалов международной заочной научно-практической конференции: Современная финансово-кредитная система: проблемы и перспективы, 2017. С. 650-653; Рудлицкая, Н.В. Налоговое стимулирование как форма поддержки малого предпринимательства // Сборник материалов Всероссийской конференции преподавателей и научных работников технических вузов: Стратегия устойчивого развития и экономической безопасности России, 2017. С. 347-351.
10 Мусаева, П.М. Оценка изменений налогового законодательства и его влияние на систему учета и налогообложения малого бизнеса // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. - 2016. - № 2. - С. 523.
11 Синицына, В.Н. Региональные возможности налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в условиях экономической турбулентности // Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста, 2016. С. 40.
12 Иванов, С.А. Условия функционирования малых предприятий АПК в свете последних изменений законодательства // Сборник материалов международной научно-практической конференции ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет»: Гуманитарные и экономические науки -агропромышленному комплексу России, 2017. - С. 43-47.
13 Фиапшев, А.Б. Региональная налоговая политика как инструмент стимулирования развития малого и среднего бизнеса // Сборник научных трудов по итогам IX Межвузовской научно-практической конференции с международным участием: Актуальные проблемы современной экономики: международные, внутринациональные и региональные аспекты, 2016. - С. 438-441.
14 Шайхутдинова, Г.Ф. Стимулирование инновационной активности предпринимательства в Республике Башкортостан // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2016. - № 2 (16). - С. 80.
15 Иванова, К.В. Влияние налогового законодательства на развитие предпринимательской деятельности в Ленинградской области // Сборник статей: Проблемы и пути социально -экономического развития: город, регион, страна, мир, 2016. - С. 157, 163.
16 Гончаренко, Л.И. Основные риски государства при изменении налогового законодательства в отношении крупнейших налогоплательщиков // Налоговая политика и практика. - 2016. - № 4 (160). - С. 52-61.
17 Баранова, Д.С., Шамшетдинова Р.Ю. Налоговое стимулирование активности бизнес-ангелов: отечественный и зарубежный опыт // Контентус. - 2016. - № 12 (53). - С. 72-74.
18 Аслаханова, С.А. Поправки в налоговом законодательстве России в 2017 году и их влияние на бизнес / С.А. Аслаханова // Сборник 6-ой ежегодной итоговой конференции профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета, 2017. - С. 9-10.
19 Евневич, М.А. Поведенческий анализ налоговых изменений с 2016 года, их значение и последствия // Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 3-2 (33). - С. 143.
20 Аслаханова, С.А. Поправки в налоговом законодательстве России в 2017 году и их влияние на бизнес Аслаханова // Сборник 6-ой ежегодной итоговой конференции профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета, 2017. - С. 10.
21 Евневич, М.А. Поведенческий анализ налоговых изменений с 2016 года, их значение и последствия //Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 3-2 (33). - С. 146.
22 Там же. С. 143.
23 Налоговый кодекс РФ // Консультант Плюс. - ИКЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 19.12.2017).
24 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30.11.2016 № 401 // Консультант Плюс. - ИКЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207915/ (дата обращения 19.12.2017).
25 Обзор: Основные изменения налогового законодательства в 2017 году. Налог на прибыль организаций // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - ИКЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203342/3a20ea2ff192caa5ba2905c9ea42303688155571/ (дата обращения 19.12.2017).
26 Власти решили простимулировать спрос на отечественные автомобили // Деловая газета «Взгляд». - URL: https://vz.ru/news/2016/8/23/828222.html (дата обращения 19.12.2017).
27 Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов / Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43775.html / (дата обращения 19.12.2017).
6. Угарова, Г.Л. Изменения в налоговом законодательстве с 2017 году // Инновационная наука. - 2016. - №11-1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-2017-godu (дата обращения 19.12.2017).
INFLUENCE OF CHANGES OF THE TAX LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION ON
MODERN BUSINESS PROCESSES
A.V. Bobrova, South Ural State University, South Ural Institute of Management and Economics,
N.A. Borzova, South Ural Institute of Management and Economics, [email protected]
Abstract
In the article, the analysis of the main changes of the tax law for 2015-2017 is carried out and their impact on the activity of taxpayers of various categories in separate branches and fields of activity taking into account regional features of tax regulation is shown. The main problems of tax and general economic character constraining the development of business processes in Russia are allocated. Recommendations for overcoming negative consequences of an economic crisis for the state and taxpayers on the basis of improvement of the tax law are made.
Keywords: taxes, legislation, changes, business, small enterprises, crisis, problems.