Научная статья на тему 'Влияние Интернета на процесс социализации подростков'

Влияние Интернета на процесс социализации подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3418
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТОК / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ / SOCIALIZATION / TEENAGER / INFORMATION ENVIRONMENT / INTERNET / SOCIAL IDENTITY / INTERNET ADDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ярыгина Ирина Игоревна

В статье рассмотрены конструктивные и деструктивные возможности информационной среды в контексте социального развития современных подростков. Раскрыт вопрос социальной идентичности пользователей в сети Интернет, проанализированы две группы причин создания «виртуальных личностей». Выявлены факторы привлекательности общения в Интернете для подростков. Определены факторы возникновения интернет-аддикции. Рассмотрен позитивный потенциал сети в контексте развития познавательной активности подростков, их творческой самореализации и саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE INTERNET ON PROCESS OF SOCIALIZATION OF TEENAGERS

In article the author considered constructive and destructive possibilities of the information environment in the context of social development of modern teenagers, opened the question of social identity of users on the Internet, analyzed two groups of the reasons of creation of «virtual persons», revealed factors of appeal of communication on the Internet for teenagers, defined factors of developing of an Internet addiction and considered positive capacity of network in the context of development of informative activity of teenagers, their creative self-realization and self-development.

Текст научной работы на тему «Влияние Интернета на процесс социализации подростков»

УДК 159.96

doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-37-57-62 ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Ярыгина Ирина Игоревна

МБОУ СОШ № 7, Россия, г. Мичуринск e-mail: ir_srg1994@rambler. ru

В статье рассмотрены конструктивные и деструктивные возможности информационной среды в контексте социального развития современных подростков. Раскрыт вопрос социальной идентичности пользователей в сети Интернет, проанализированы две группы причин создания «виртуальных личностей». Выявлены факторы привлекательности общения в Интернете для подростков. Определены факторы возникновения интернет-аддикции. Рассмотрен позитивный потенциал сети в контексте развития познавательной активности подростков, их творческой самореализации и саморазвития.

Ключевые слова: социализация, подросток, информационная среда, интернет, социальная идентичность, интернет-аддикция

Влияние информационных элементов на общество в целом и на процессы социализации в частности стремительно увеличилось с момента их качественного изменения, предоставившего пользователям возможность активно принимать участие в движении и изменении информационных потоков. Исходя из этого, информация как ценность социума нового типа определяется не только и не столько ее общедоступностью, познавательным, экономическим или политическим резервом, сколько перспективой персонали-зации, устанавливающей новые грани самоидентификации личности. Таким образом, новая информационная среда представляет собой одновременно и средство, и среду социального развития личности [1; 2].

На современном этапе происходит активное экспериментирование с анонимностью от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма (здесь - обнажения чувств, поступков, переживаний и пр.) и/или аггравации (здесь - преувеличение своих трудностей с целью вызвать сочувствие и пр.) до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе.

Так, в чате существует возможность отправить отдельной личности информацию, которой группа может и не видеть. Однако, для подростков особую привлекательность представляет именно возможность группового общения. В сферах мультимедийного чата, такого типа текстовые диалоги часто совер-

шаются в виртуальном пространстве, где участники используют маленькие иконки визуализации, так называемые аватары, чтобы показать себя. Отдельные пользователи (особенно подростки) любят представляться вымышленными образами, изменяя данные о себе: имя, возраст, а порой и пол. Некоторые среды чата (к примеру, многопользовательские системы виртуальной реальности) представляют собой сложный фантастический мир, члены которого создают различные типы выдуманных ролей и сценариев. Это ассоциируется с живым романом со своими героям и сюжетами. Невозможность видеть и слышать другого человека, делает чат довольно неоднозначным и анонимным средством общения, тем более что люди не знают настоящих имен друг друга [3].

Многими исследователями в рамках вопроса интернет-коммуникаций затрагивается проблема социальной идентичности пользователей. А. Е. Жичкина и Е. П. Белинская предполагают, что чем большее место в самокатегоризации захватывает социальная идентичность, тем ниже активность пользователей в сети. При этом соотношение с виртуальной социальной группой по своему воздействию на активность пользователя подобна идентификации с социальными группами, существующими в реальном мире: высокая степень идентификации и с реальной, и виртуальной социальной группой мешает проявлению активности пользователей в Интернете [4].

Поднимая вопрос, касающийся проблемы идентичности пользователей Интернета, следует затронуть явление создания «виртуальных личностей». Ему уделяют внимание такие исследователи, как: Sh. Turkle, Дж. Семпси, А. Е. Жичкина, K. S. Young. Данными учеными выделяется две группы причин создания «виртуальных личностей»: мотивационные (удовлетворение уже имеющихся желаний) и «поисковые» (желание получить новый опыт, как некоторую самостоятельную ценность) причины. В первом случае формирование «виртуальной личности» несет в себе компенсаторную функцию. По мнению K. S. Young, Sh. Turkle, Семпси, данная «виртуальная личность» существует как «для себя», осуществляя идеал «Я», так и наоборот, осуществляя деструктивные тенденции пользователя, так и «для других» - с целью произвести конкретное впечатление на определенного пользователя.

Во втором случае «виртуальная личность» возникает с целью расширения ранее имеющихся возможностей реальной социализации, извлечения нового опыта. Так А. Е. Жичкина полагает, что создание «виртуальной личности» не является компенсаторным стремлением по преодолению объективных или субъективных проблем реального общения и взаимодействия: достаточно часто «виртуальная личность» оказывается не соотносима ни с «идеальным», ни с «реальным» Я [5].

Таким образом, общение с помощью Интернета создает возможности преодоления дефицита в общении и для расширения коммуникативного круга, увеличения информированности в выносимых на обсуждение вопросах, защищенности от наиболее грубых манипулятивных действий, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями.

Общение в Интернете, пожалуй, в большей степени привлекательно в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда заняты поисками новых друзей и новых субкультур, стараясь заполучить чувство принадлежности к той или иной группе. В Интернете юный человек приобретает возможность общения с практически безграничным количеством людей и сообществ по интересам, со всевозможными типами личностей, познает множество историй, обменивается мнениями и обсуждает возникающие вопросы. Поиск определенного круга общения идет параллельно тенденции автономизации от родителей. Подростки же-

лают быть самостоятельными, заниматься чем-то своим. Интернета в данном ракурсе особенно заманчив - он позволяет удовлетворить потребность в лидерстве и подкрепляет предприимчивость. С другой стороны, подростки все-таки боятся полной автономизации.

Известно, что подростковый и юношеский периоды - время стрессов и фрустраций. Подросток, юноша, девушка ощущают стресс везде и во всем - в школе, в семье, общаясь со сверстниками. Что же остается делать с этим чувством неудовлетворенности, особенно когда оно напрямую связано с сексуальностью и агрессией, и к тому же увеличивается гормональными вспышками? Следует предоставить выход своим эмоциям, для чего анонимный мир виртуального пространства подходит как нельзя лучше.

Факторы новизны и непривычности навыка, позволяющего изменять уровень анонимности общения, имеют весьма большую значимость. Новизна естественным образом привлекает молодежь, которая, согласно имеющимся данным, наиболее активно экспериментирует с анонимными формами общения. Кроме того, подростки, как и люди более старшего возраста, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи (например, заикание), некоторые свойства характера (застенчивость и др.) или психические заболевания (например, аутизм). При высокой степени анонимности общения такого рода недостатки нетрудно скрыть, а в случае назойливых расспросов на чувствительную тему общение может быть прервано [6].

Уровень социальной зрелости пользователей младших возрастов, проводящих большое количество времени в сети, возрастает. Киберпространство открывает множество возможностей удовлетворить потребность в самовыражении, изучении и экспериментировании в области постижения собственной личности. Анонимность в Интернете поощряет выносить на обсуждение такие темы, о которых пользователи не смогли бы поговорить в реальной жизни. Возможность менять степень анонимности в общении преобладает, как показывает практика применения Интернета, огромной притягательной

силой. Зачастую скрываются настоящее имя, возраст и социальный статус, инвертируется пол, настоящие факты биографии подменяются или дополняются вымышленными, неадекватным образом представляются сведения об опыте, компетентности, вместо настоящих описываются социально одобряемые индивидуальные качества, в том числе принимаемые лишь в ограниченном круге людей, субкультуре, андеграунде (к примеру, киберпанков, футбольных фанатов, игроков в компьютерные игры и т. д.).

С психологической точки зрения данная активность может быть охарактеризована с некоторыми оговорками, как положительная. На самом деле, при этом увеличивается психологический опыт, формируется социальная компетентность, реализуются такие существенные потребности, как стремление, с одной стороны, выделиться из массы, быть замеченным и известным, а с другой стороны, примкнуть к референтной группе (субкультуре), укрыться и раствориться в ней, разделяя групповые ценности и чувствуя себя оберегаемым.

В мире многопользовательских коммуникативных систем подростки, молодые люди, девушки могут экспериментировать с любыми типами личности, способными отразить их тайные стремления, потребности и страхи. Образ, который они создают, предоставляет им уникальный шанс действовать подобно тому человеку, которым они восторгаются. В идеальных условиях они имеют все шансы и сами обучиться чему-то у своих героев. Вероятно, они могут даже сформировать в настоящей жизни те качества, которыми обладают их идеальные образы. При не совсем идеальных условиях созданный в сети персонаж просто становится еще одним способом неосознанного переживания волнений и возникновения конфликтов в реальной жизни - без изменения собственного характера.

Важной отрицательной стороной коммуникативного применения Интернета можно считать интернет-аддикцию (интернет-зависимость): такого рода общение способно полностью затянуть субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на прочие виды деятельности. Однако, термин «зависимость от Интернета» выглядит дискуссионным, если подходить к нему со строгими медико-психологическими критериями: данная зависимость не упоминается в официальных списках болезней, не

вполне понятны и аспекты, отличающие это явление от других человеческих пристрастий (коллекционирование, страсть к шопингу, просмотр телепередач, избыточная забота о собственном здоровье и др.), не менее сильно выраженных, но обычно не признаваемых болезненными видами зависимости.

В наиболее широком смысле к проявлениям зависимости от Интернета, относят не только зависимость от социальных применений Сети, т. е. опосредствованного общения, но и привязанность к опасным для жизни играм в Интернете, электронным покупкам и аукционам; пристрастие к сексуальным применениям Интернета. По сравнению с другими видами зависимостей (например, от алкоголя и наркотиков), интернет-зависимость казалось бы в меньшей степени вредит здоровью человека, если бы не явное влияние на неокрепшую психику детей, снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как и наркотик, общение в сети способно формировать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения проблем реальной жизни, однако на самом деле этих трудностей не решает [7].

Однако, наиболее значительный объем исследовательской и консультативной деятельности в этой сфере выполнен на основе анализа зависимости от опосредствованного интернет-общения.

Исследователи приводят разнообразные критерии, согласно которым можно говорить об интернет-зависимости. Так, К. Янг называет следующие четыре признака [8]:

1) навязчивое желание проверить сообщения;

2) непрерывное стремление следующего выхода в Интернет;

3) претензии окружающих на то, что человек проводит очень большое количество времени в Интернете;

4) жалобы окружающих на то, что человек расходует слишком много денег на Интернет.

Интернет - это огромная сеть, объединяющая огромное количество устройств. Она служит для обмена информацией, которая существует в этой сети в различных формах.

Познавательная деятельность в сети представляет собой отбор данных, как по ключевым словам, так и через переход от одной гипертекстовой ссылки к другой - такое «хождение» по ссылкам приобрело название на-

вигации. Как правило, любой, кто помещает на своей интернет-страничке ту или иную информацию, ссылается на другие странички в Интернете. Так, у пользователя, даже если он искал какую-то определенную информацию, есть возможность переходить от одной ссылки к другой практически бесконечное количество раз. Наиболее продуктивный поиск информации подразумевает использование возможностей обширно представленных в Интернете специализированных поисковых систем (например: Yandex, Rambler, Yahoo, Google и др.). При этом в Интернете возможно отыскать информацию совершенно различного рода и качества: от монографий, академических заметок, периодических изданий и художественных произведений до домашних страничек подростков и домохозяек. В настоящее время огромное распространение на просторах «всемирной паутины» получили различные познавательные и образовательные ресурсы: интернет-энциклопедии и справочники, обучающие курсы, электронные библиотеки, сетевые картинные и фотогалереи и др. [9].

Один из способов применения информационных способностей компьютеров и ресурсов Интернета с целью всестороннего развития человека - получающие на сегодняшний день все более обширное распространение созданные формы дистанционного образования. Организация таких форм образования заключается в пересылке заказчику информационных материалов на электронных носителях, либо в создании и размещении на страницах Интернета определенным способом структурированных учебных материалов, а управление осуществляется с помощью алгоритмов учебной деятельности, представленных в форме инструкций по работе с этими материалами. Достоинства дистанционных форм образования перед традиционными заключаются, в первую очередь, в возможности пользователя самостоятельно определять собственную образовательную траекторию, в частности посредством подбора изучаемых курсов. В этих условиях значительно расширяются возможности жизненного и, в особенности, профессионального, самоопределения личности. Так, например, известен случай, когда два молодых человека из Лонг-Айленда (США), Бен ^ен и Джерри Гринфилд, за 5 долларов прошли курс дистанционного обучения искусству производ-

ства мороженого, что помогло им в дальнейшем создать свою империю по производству этого популярного продукта.

Компьютер и Интернет преподносят широчайший диапазон возможностей для творческой самореализации человека в процессе создания и редактирования изображений, моделирования трехмерных объектов и ландшафтов, создания аудио и видеоконтента, компьютерной анимации, разработки авторских мультимедийных навигационных, справочных и обучающих систем, web-дизайна и многого другого.

Возможность презентации результатов творчества и извлечения как прямой, так и косвенной оценочной реакции (отзывов о продукте, просьб поделиться навыком его создания, дать консультацию), гарантируют необходимые условия для самопрезентации и самоутверждения личности. Анонимная демонстрация продукта творчества позволяет смягчить результаты его отрицательной оценки, а разнообразные способы манипулирования идентичностью (например, присвоение продукта сомнительного качества выдуманному создателю) дают возможность стать практически неуязвимым для оценки и осуждения со стороны пользователей Сети. Все это привлекательно для подростков, существенно ограниченных в доступных, безопасных для человека, разрешенных обществом и свободных от контроля со стороны взрослых способах - самовыражения, самореализации и самоутверждения.

Однако, следует подчеркнуть, что в условиях отсутствия внешнего контроля творческая деятельность может принести асоциальный характер. Примером может послужить гипертрофированное (далеко выходящее за рамки профессиональной необходимости) увлечение поиском и использованием знаний об организации работы Интернета как конгломерата взаимосвязанных компьютерных сетей; закономерностях хранения, сортировки, индексирования, пересылки информационных массивов и их защиты от несанкционированного доступа и использования; о реализации поисковых механизмов и процедур; функционировании обеспечивающих данную работу информационных протоколов, телекоммуникационных устройств и программ и т. п. Оно характеризует личностную трансформацию, известную как - хакерство. Наиболее отличительными действиями

взломщиков рассматривать разработку и продвижение компьютерных вирусов, взлом и выведение из строя электронных систем защиты информационных массивов или совершение краж (информации, электронных денежных средств и т. п.) с помощью компьютерных сетей [10].

Говоря о воздействии Интернета на социализацию людей, необходимо подчеркнуть, что оно распространяется не только на конкретных и регулярных пользователей, но косвенным образом и на людей из их ближнего окружения, которые сами не пользуются услугами Интернета.

В заключение можно отметить, что Интернет играет существенную роль в социализации пользователей. Однако, она может быть двойственной - и позитивной, и негативной. Позитивный характер роли Интернета в социализации человека связан с огромными и нарастающими ресурсами Сети, способными обеспечить большую степень свободы пользователя и обладающих огромным потенциалом его развития, духовно-ценностной ориентации и самореализации.

Рассмотрение Интернета как мегафактора социализации в современном обществе вполне обоснованно и продуктивно. В целом Интернет может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологическими чертами. Ресурсы Интернета представляют собой новые культурные средства, опосредствующие жизнедеятельность современного человека и способные воздействовать на формирование не только высших психических функций, но и личности.

Литература

1. Алисов Е. А., Куракина Е. С. Влияние виртуализации образовательного пространства на современного студента // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 4. С. 15-19.

2. Макарова Л. Н., Копытова Н. Е., Королева А. В. Конструктивные и деструктивные возможности изменяющейся внешней информационной среды //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 6(110). С. 84-91.

3. Зекерьяев Р. И., Середа М. И. Особенности интернет-социализации подростков с социально дезадаптированным поведением // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2016. № 1(3). С. 55-60.

4. Белинская Е. П. Информационная социализация подростков: опыт использования социаль-

ными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30.

5. Жичкина А. Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: автореф. дис. ... канд. психол.наук. М., 2001.

6. Слепцова Н. К., Васильева А. Н. Социальные сети как фактор социализации современных подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 30. С. 309-311.

7. Васильева Е. В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 2. С. 32-39.

8. Янг К. С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Internet. 2000. №2. С.24-29.

9. Копытова Н. Е., Налетова И. В. Научно-образовательные ресурсы вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки.

2015. № 9(149). С. 24-29.

10. Книжникова С. В., Гребёнкина Ю. В. Риск вовлечения детей и молодежи в преступления через медиасреду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 24. С. 88-93.

References

1. Alisov E. А., Kurakina E. S. Vliyaniye virtualizatsii obrazovatel'nogo prostranstva na sovremennogo studenta [Influence of virtualization of educational space on the modern student] // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus.

2016. T. 15. № 4. S. 15-19.

2. Makarova L. N., Kopytova N. E., Koroleva А. V. Konstruktivnye i destruktivnye vozmozhnosti izmenyayushchejsya vneshnej informatsionnoj sredy [Constructive and destructive opportunities of the changing external information environment] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2012. № 6(110). S. 84-91.

3. Zeker'yaev R. I., Sereda M. I. Osobennosti in-ternet-sotsializatsii podrostkov s sotsial'no dezadaptirovannym povedeniyem [Features of Internet socialization of teenagers with socially deadapted behavior] // Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. 2016. № 1(3). S. 55-60.

4. Belinskaya E. P. Informatsionnaya sotsializatsiya podrostkov: opyt ispol'zovaniya sotsial'nymi setyami i psikhologicheskoye blagopoluchiye [Information socialization of teenagers: experience of use by social networks and psychological wellbeing] // Psikhologicheskiye issledovaniya. 2013. T. 6. № 30.

5. Zhichkina А. E. Vzaimosvyaz' identichnosti i povedeniya v Internete pol'zovatelej yunosheskogo vozrasta [Interrelation of identity and behavior on the Internet of users of youthful age]: avtoref. dis. ... kand. psikhol.nauk. M., 2001.

6. Sleptsova N. K., Vasil'eva A. N. Sotsial'nye seti kak faktor sotsializatsii sovremennykh podrostkov [Social networks as factor of socialization of modern teenagers] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Kontsept». 2016. T. 30. S. 309-311.

7. Vasil'yeva E. V. Komp'yuternaya zavisimost' podrostka kak sotsial'no-pedagogicheskaya problema [Computer dependence of the teenager as social and pedagogical problem] // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2016. T. 15. № 2. S. 32-39.

8. Yang K. S. Diagnoz - Internet-zavisimost' [Diagnosis - Internet dependence] // Mir Internet. 2000. №2. S. 24-29.

9. Kopytova N. E., Naletova I. V. Nauchno-obrazovatel'nye resursy vuza [Scientific and educational resources of higher education institution] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2015. № 9(149). S. 24-29.

10. Knizhnikova S. V., Grebyonkina Yu. V. Risk vovlecheniya detej i molodezhi v prestupleniya cherez media sredu [Risk of involvement of children and youth in crimes through media environment] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Kontsept». 2016. T. 24. S. 88-93.

* * *

INFLUENCE OF THE INTERNET ON PROCESS OF SOCIALIZATION OF TEENAGERS

Yarygina Irina Igorevna

MBEI Secondary School № 7,

Russia, Michurinsk e-mail: [email protected]

In article the author considered constructive and destructive possibilities of the information environment in the context of social development of modern teenagers, opened the question of social identity of users on the Internet, analyzed two groups of the reasons of creation of «virtual persons», revealed factors of appeal of communication on the Internet for teenagers, defined factors of developing of an Internet addiction and considered positive capacity of network in the context of development of informative activity of teenagers, their creative self-realization and self-development.

Key words: socialization, teenager, information environment, Internet, social identity, Internet addiction

Об авторе:

Ярыгина Ирина Игоревна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7, г. Мичуринск About the author:

Yarygina Irina Igorevna, Teacher of Russian and Literature of MBEI Secondary School № 7, Michurinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.