СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.75
Т. А. Рассадина
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация.
Актуальность и цели. Предмет исследования - влияние интернет-коммуникаций на формирование интернет-зависимости. Вопросы психологической природы и динамики развития интернет-зависимости активно исследуются зарубежными и отечественными авторами. Вместе с тем существуют информационно-коммуникативные аспекты формирования интернет-зависимых пользователей, которые впелетены в ткань общения, учебной, профессиональной деятельности, повседневности прежде всего молодежи. Эти аспекты также требуют исследовательского внимания. В ряду задач исследования определение предпосылок развития интернет-зависимости, связанных с особенностями и механизмами интернет-коммуникаций; выявление интернет-зависимых лиц; составление социокультурного портрета интернет-зависимой личности; выделение видов информации, вызывающих зависимость.
Материалы и методы. Методологическую базу исследования составили традиционные принципы, подходы к исследовательской практике, как-то: принцип взаимосвязи и взаимодействия социальных факторов и процессов; метод формально-логического анализа понятий, сравнительный метод; вторичный анализ социологических данных. Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования среди пользователей социальных сетей. Выборочная совокупность составила 425 респондентов, выборка случайная, бесповторная. Метод исследования - онлайн-анкетирование. Анкета была размещена на отдельном сайте в сети Интернет, ссылка на который распространялась по социальным сетям.
Результаты и выводы. Исследование подтверждает, что Интернет активно используется для общения, зачастую компенсируя разного рода психологические (личностные и коммуникативные) проблемы пользователей, вызывая у определенной части интернет-аддикцию. Вместе с тем делается вывод о необходимости смещения ракурса рассмотрения интернет-зависимости с психологического, медицинского в сторону информационно-коммуникативного. Интернет становится главным источником получения информации, необходимой для профессиональной, учебной деятельности, в повседневности, для ориентации в мире в целом. С этой целью используются прежде всего социальные сети. Интернет в целом и социальные сети в особенности позволяют в достаточном объеме удовлетворять потребности в получении разнообразной информации, иметь свои референтные группы и сообщества, сами порождают и усиливают такие потребности, переводят пользователей на другой уровень информационной насыщаемости, внутренней и внешней мобильности, психологического напряжения и комфорта, создают желание постоянно возвращаться в виртуальное пространство и пребывать в нем подолгу, становятся наиболее привлекательным и притягивающим «ареалом» для пользователей, вызывая состояние зависимости от них. Предложены индикаторы сформировав-
98
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Социология
шейся интернет-зависимости информационно-коммуникативной природы, в ходе исследования выявлены ее симптомы у респондентов, составлен социокультурный портрет интернет-зависимой личности, показано влияние фактора связи профессиональной, учебной деятельности с ресурсами сети в формировании интернет-зависимости. Результаты исследования призваны обратить внимание на появление интернет-зависимости у обычных пользователей, не имеющих первоначально серьезных психологических проблем, в процессе ежедневного использования информационно-коммуникативных возможностей ресурсов Интернета, что требует прикладных исследований и практических рекомендаций специалистов для решения и предупреждения данной проблемы.
Ключевые слова: интернет-коммуникации, зависимость, интернет-зависимость, интернет-зависимая личность, информационно-коммуникативный аспект интернет-зависимости.
T. A. Rassadina
INTERNET ADDICTION: INFORMATION-COMMUNICATIVE ASPECT
Abstract.
Background. The research subject is the influence of Internet communication on Internet addiction forming. The problems of psychological nature and dynamics of Internet addiction development are actively studied by foreign and Russian authors. At the same time, there exist information-communicative aspects of Internet addiction forming in users that are embedded in communication, educational and professional activity, routine of youth first of all. These aspects are to be researched. The research tasks include determination of preconditions of Internet addiction forming, associated with peculiarities and mechanismsof Internet communication; identification of Internet addicts; compilation of a sociocultural description of an Internet addicted personality; extraction of types of information causing Internet addiction.
Materials and methods. The methodological base included traditional principles, approaches to researching, such as the principle of interconnection and interaction of social factors and processes; the method of formal-logical analysis of notions, the comparative method; the secondary analysis of sociological data. The emprirical base of the work included the results of the sociological survey conducted among social network users. The sample population totaled 425 respondents; the sampling was random, unrepeated. The research method was the online-questionnaire. The form was posted on a special website, the link to which was spread in social networks.
Results and conclusions. The research proves that the Internet is actively used for communication, often compensating various psychological (private and communicative) problems of users, causing Internet addiction in some of them. At the same time one may conclude about a necessity of shifting a viewpoint of Internet addiction consideration from a psychological, medical one to an information-communicative one. The Internet is becoming the main source of information, required in professional, educational activitiy, miscellaneous information and information for orientation in the world in general. To this purpose people use first of all social networks. The Internet in general and social networks in particular sufficiently satisfy the need for various information, the need to have own reference groups and societies. The Internet and social networks create and intensify these needs, transfer user to the next level of information saturation, internal and external obility, psychological stress and comfort, create a desire to constantly come back to the virtual space
Social sciences. Sociology
99
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
and stay there for a long time, become more attractive for users, causing the state of addiction. The author suggested indexes of the formed Internet addiction of the information-communicative nature, revealed the symptoms thereof in the respondents, showed the influence of the network resources’ connection with professional and education activity on formation of Intenrnet addiction. The research results are to draw attention to occurrence of Internet addiction in ordinary users, having no initially significant psychological problems, in the process of daily usage of online information-communicative resources. To solve this problem it is necessary to perform applied researches and prepare practical recommendation with the help of experts.
Key words: Internet communication, addiction, Internet addiction, Internet addicted personality, information-communicative aspect of Internet addiction.
В истории человечества не было столь мощного источника информации, каковым является Интернет. Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет - ключевая технология информационной эпохи, но не только. Сегодня Всемирная паутина - это инструмент широкого социального взаимодействия, общения, познания, социализации, социокультурных изменений, профессиональной деятельности. Регулярное обращение к информации сети превращается едва ли не в базовую потребность людей.
По статистике около трети населения земного шара имеет в настоящее время доступ к Интернету. По прогнозам Международного союза электросвязи (МСЭ), к 2020 г. число подключенных к Интернету устройств опередит количество пользователей в соотношении шесть к одному. При этом мобильный Интернет будет превращаться во все более агрессивную информационную среду за счет внедрения программного обеспечения, которое само предлагает пользователям новостную информацию1.
По количеству пользователей Интернета Россия в 2012 г. вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия, и на шестое место в мире. Первое место в мире по количеству пользователей сети занимает Китай, далее идут США, Япония, Индия и Бразилия.
По данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, сегодня Интернетом в России пользуется 62 % населения, или 68 млн человек, из них 56 млн пользуются сетью ежедневно. 90 % молодых россиян в возрасте от 16 до 29 лет являются пользователями сети. За год количество пользователей увеличилось на 2,5 млн человек2.
По данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), процент россиян, пользующихся Интернетом, постоянно увеличивался. Так, в октябре 2010 г. их доля составляла 47 %, в 2011 г. - уже 53 %, в 2012 г. - 61 %.
По данным на октябрь 2014 г. (всероссийский опрос проведен 4-5 октября 2014 г., опрошено 1,6 тыс. человек в 130 населенных пунктах; статистическая погрешность не превышает 3,4 %), Интернетом пользуются 66 % граждан России от 18 лет и старше, или 76,3 млн человек. Ежедневно выхо-
1 Интернет охватил треть жителей Земли // Слово без границ. - URL: http:// wordyou.ru/v-mire/internet-oxvatil-tret-zhitelej-zemli.html
2 Количество российских пользователей интернета в 2014 году увеличилось на 2,5 млн человек.- URL: http://www.newsfiber.com/p/s/h?n=rus&y=
100
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Социология
дят в сеть 46 %, или 53,6 млн взрослых россиян; 19 % пользуются Интернетом несколько раз в неделю или месяц; 1 % граждан ответили, что выходят во всемирную паутину крайне редко. Наиболее активную аудиторию составляют пользователи в возрасте от 18 до 24 лет с хорошим образованием и материальным положением1.
Интернет как средство массовой коммуникации (СМК) обладает специфическими отличиями. Он предоставляет широкие возможности для оперативной передачи любых видов информации (текст, изображения, аудио-и видеоданные), создает виртуальную социальность с особой системой стратификации, идентификаций, практически безбарьерную среду общения, является значимым агентом социализации, средством социальной и личностной адаптации. Глобальная сеть формирует интерактивную модель коммуникации. Интерактивная среда задает многообразие социальных взаимодействий на различных уровнях (межличностном, групповом, институциональном); требует немедленной ответной реакции на сообщение, диалогичности, масштабности, регулярности, отзывчивости, особой интенсивности и активности коммуникации. Интернет-коммуникации имеют вовлекающий характер, они нелинейны, пользователи выступают как активные социальные агенты, творцы, а не просто пассивные получатели информации. В процессе интернеткоммуникации сформировались определенные правила и нормы, в результате чего можно говорить о зарождении сетевой культуры, которая является неотъемлемой частью культуры общества в целом.
Особенности организации интернет-коммуникаций способствуют мощнейшему воздействию Интернета на психику индивидов, влияют на возникновение нового вида зависимости - интернет-зависимости, или интернет-аддикции, которая имеет не физиологическую, а психологическую природу. Это результат воздействия интернет-коммуникаций на их участников. За рубежом проблема интернет-зависимости изучается более 20 лет. Неуклонно возрастает число научных исследований, посвященных данному виду зависимости, в которых дается ее описание с точки зрения различных, прежде всего психологических, направлений и школ. Так, были выделены основные предпосылки, стадии развития, симптомы данного вида зависимости [1]; разработана трехуровневая модель, объясняющая приверженность к применению Интернета [2]; предложены диагностические критерии интернет-зависимости [3]; исследована возможность формирования интернет-зависимости на базе других форм зависимого поведения [4]; предложена когнитивно-поведенческая модель патологического использования Интернета [5] и др.
В России проблема интернет-зависимости начала изучаться в последнее десятилетие. Разработаны критерии данной зависимости [6]; выделены типы интернет-зависимых личностей [7]; изучены культуральные особенности пользователей русскоязычного Интернета [8]; исследованы особенности личности интернет-зависимых пользователей [9-12].
Вопросы психологической природы и динамики развития интернетзависимости обсуждались на научном симпозиуме, явившемся совместным проектом факультета психологии МГУ, Фонда развития Интернет и общерос-
1 Опросы ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2692 «Просторы Интернета: развлечения, общение, работа» 13.10.2014 г. - URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=115018
Social sciences. Sociology
101
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
сийской общественной организации «Лига здоровья нации» (научный руководитель проекта - А. Е. Войскунский).
Addiction - (англ.) «непреодолимое влечение, пристрастие к чему-то вредному; пристрастие к наркотику» [13, с. 37]. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяет зависимость как «подчиненность другим (другому) при отсутствии самостоятельности, свободы» [14, с. 200].
Иными словами, зависимость - это прежде всего несвобода. Зависимость от Интернета возникает тогда, когда индивид перестает воспринимать окружающую действительность без него. Выход в сеть становится базовой потребностью. Именно при частом использовании Интернета возникают психологические проявления интернет-зависимости, которая выражается в большом количестве проблем поведения и контроля над желаниями, в итоге приводит к изменению личности в целом.
Интернет-аддикция практически единогласно признается негативным направлением трансформации личности и ее деятельности в части мотивационных, целеобразующих и операциональных составляющих.
Вместе с тем существуют информационно-коммуникативные аспекты формирования интернет-зависимых пользователей, которые впелетены в ткань общения, учебной, профессиональной деятельности, повседневности, прежде всего молодежи. Эти аспекты иной природы также требуют исследовательского внимания.
В апреле 2014 г. под нашим руководством с целью анализа интернеткоммуникаций как фактора формирования интернет-зависимости проведено социологическое исследование среди пользователей социальных сетей. Выборочная совокупность составила 425 респондентов, выборка случайная, бесповторная. Метод исследования - онлайн-анкетирование. Анкета была размещена на отдельном сайте в сети Интернет, ссылка на который распространялась по социальным сетям.
В ряду задач исследования - определение предпосылок развития интернет-зависимости, связанных с особенностями и механизмами интернеткоммуникаций; выявление интернет-зависимых лиц; составление социокультурного портрета интернет-зависимой личности; выделение видов информации, вызывающих зависимость.
Индикаторами сформировавшейся интернет-зависимости, согласно К. С. Янг, являются: всепоглощенность Интернетом; потребность проводить в сети все больше и больше времени; повторные попытки сократить использование Интернета; беспокойство при прекращении пользования Интернетом; проблемы контролирования времени; изменение настроения посредством использования Интернета [1, с. 28]. Данный список дополнен следующими индикаторами: признание коммуникативных преимуществ людей, пользующихся Интернетом, перед людьми, которые им не пользуются; активная деятельность в сети; наличие большого количества виртуальных друзей в социальных сетях; признание того, что человек не представляет свою жизнь без Интернета; использование Интернета как основного вида досуга.
Подавляющее большинство респондентов, принявших участие в опросе, имеет возраст от 21 до 25 лет, из них каждый четвертый с высшим образованием; студенты.
102
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Социология
79 % респондентов проводят в Интернете ежедневно более трех часов, из них 85 % - в социальных сетях. 4 % опрошенных проводят в социальных сетях менее 15 минут; 17 % - от 15 минут до часа; почти треть (28 %) - от одного часа до трех часов; каждый четвертый (26 %) - более трех часов.
Подавляющее большинство респондентов (82 %) пользуется гаджетами (смартфоны, планшеты). Каждый второй (56 %) проводит в Интернете столько же времени в будние дни, сколько и в выходные. Более трети опрошенных (36 %) пользуется Интернетом в будние дни чаще, из них 80 % - это те, чья работа связана с Интернетом. Подавляющее большинство пользователей преимущественно в будние дни начинают свой день с посещения сети; 84 % заходят в сеть в течение первых пяти минут после утреннего пробуждения, 10 % - в течение 6-30 минут, 6 % - через 31-60 минут. Каждый второй пользующийся Интернетом равное количество времени в выходные дни и в будние (56 %) ответил, что заходит в Интернет в течение от 6 до 30 минут после утреннего пробуждения. Таким образом, большинство опрошенных в независимости от дня недели практически начинают утро с захождения в сеть, с поиска нужной информации.
Коль скоро респонденты много времени проводят в Интернете, возникает вопрос о доверии информации, которую получают в сети. Каждый второй в той или иной мере выразил доверие информации в сети (9 % - доверяют, 42 % - скорее доверяют), более трети (36 %) затруднились ответить на вопрос, остальные в разной степени выразили недоверие информации.
По мнению опрошенных, Интернет выполняет ряд конструктивных функций. Большинство (68 %) в той или иной степени убеждены, что в Интернете существует всеобщее равенство и свобода слова; 58% с разной степенью уверенности говорят о наличии в сети более широких пластов информации, нежели в реальной жизни; 63 % считают, что в сети облегченный процесс знакомства. Несколько большее количество опрошенных (44 %) согласны с тем, что здесь происходит конкурирование личностей в условиях анонимности; несогласных с этим суждением 37 %.
Несмотря на виртуальность сети, большая часть респондентов не согласна с тем, что Интернет создает условия безопасности и спокойствия (58 против 21 % соглашающихся). Виртуальное пространство способствует высокой анонимности, в связи с чем многочисленные исследователи пишут о более легком формате общения в Интернете, нежели при непосредственных контактах. Однако хорошо знакомые с преимуществами и недостатками онлайн-общения рефлексирующие пользователи понимают, что и в сети не все так просто. Примерно поровну поделились респонденты, считающие, что с человеком легче общаться в режиме онлайн, нежели лично (34 %), несогласных с этим суждением 33 %.
Среди личностных характеристик не пользующихся Интернетом респонденты отметили: сложный процесс адаптации (59 %); непринятие современного, моды (49 %); изолированность от внешнего мира (26 %). В меньшей степени не пользующихся Интернетом наделили такими чертами, как: отставание в развитии (12 %); ограниченные коммуникативные преимущества перед пользователями Интернета (9 %); одиночество (6 %). Среди респондентов, выбравших вариант «другое», были зафиксированы ответы: «люди, не пользующиеся Интернетом, ничего не теряют» (19 %); «такие люди приобретают свободное время» (5 %) (табл. 1).
Social sciences. Sociology
103
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Таблица 1
Характеристика личности, не пользующейся Интернетом (%)
Характеристики Частота выбора
1. Сложный процесс адаптации 59
2. Непринятие моды 49
3. Изолированность от внешнего мира 26
4. Отставание в развитии 12
5. Ограниченные коммуникативные преимущества перед пользователями Интернета 9
6. Одиночество 6
7. Другое 26
Описывая личность, пользующуюся Интернетом, респонденты отметили такие черты: умение быстро и оперативно находить нужную информацию (99 %); постоянная информационная насыщенность и мобильность (по 87 %); осведомленность во многих вопросах (69 %). В меньшей степени были приписаны такие характеристики, как умение зарабатывать деньги с помощью сети (25 %) и наличие большого количества друзей и знакомых (19 %) (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика личности, пользующейся Интернетом (%)
Характеристики Частота выбора
1. Умение быстро и оперативно находить нужную информацию 99
2. Мобильность 87
3. Постоянная информационная насыщенность 87
4. Осведомленность во многих вопросах 69
5. Умение зарабатывать деньги с помощью сети 25
6. Наличие большого количества друзей и знакомых 19
7. Другое 26
Таким образом, активность в сети респонденты связывают прежде всего с поиском информации, с информационной осведомленностью, нежели с общением, наличием множества друзей и знакомых.
При пользовании Интернетом респонденты в первую очередь заходят в социальные сети (60 %), проверяют почту (19 %), читают новости (12 %).
Основным средством получения новостных материалов для значительной группы опрошенных (37 %) являются социальные сети (Twitter, Face-book, Вконтакте), далее по популярности занимают ответы: «захожу на сайты СМИ, информационных агентств» (30 %), «с помощью поисковиков» (23 %).
Коль скоро основные функции Интернета, которые используют опрошенные, информационные, можно предположить, что именно социальные сети с их информационными возможностями являются основным фактором формирования интернет-зависимости.
Чаще всего респонденты используют Интернет для учебы и работы (19 %); смотрят фильмы и слушают музыку (по 18 %); общаются, обменива-
104
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Социология
ются мнениями в социальных сетях (15 %, из них 92 % пользуются тремя социальными сетями); пользуются Интернетом как СМИ (13 %) (рис. 1); смотрят обучающие видео, сайты с советами и рецептами (9 %). В меньшей степени опрошенные делают покупки (5 %); продвигают бренд, товары, услуги и играют в онлайн-игры (по 3 %); создают программы, сайты, пишут статьи в блогах, размещают фотографии (по 2 %). Таким образом, Интернет стал необходимой составляющей учебной и профессиональной деятельности, а также развлекательной и информационно-коммуникативной (рис. 2).
Рис. 1. Средство получения новостных сообщений (%)
В свободное время вообще большинство респондентов смотрят фильмы, слушают музыку в сети (по 20 %); общаются с друзьями непосредственно (вживую) (18 %); гуляют на свежем воздухе (14 %); читают бумажные книги (10 %); читают книги на электронных устройствах, общаются с друзьями в Интернете (по 8 %). Развлечения респондентов в значительной степени связаны с Интернетом, несмотря на то что послушать музыку или посмотреть фильмы они могут и без сети. Однако делать это именно с помощью интернет-технологий предпочтительнее.
Наиболее популярны группы, посвященные юмору (98 %); музыке и кино (87 %); фотографии и искусству (72 %); новостные группы (РИА Новости, Дождь, Интерфакс и т.д.) (68 %). Почти треть опрошенных (31 %) пользуется двумя социальными сетями, большинство из них имеют от 100 до 200 друзей. Большинство пользующихся тремя социальными сетями имеют от 501 до 1000 друзей. Наличие в пользовании нескольких социальных сетей влияет на рост количества знакомых и друзей в сети. Это подтверждает в ряду самых актуальных функций Интернета развлекательную, информационную, коммуникативную.
Social sciences. Sociology
105
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Рис. 2. Виды деятельности респондентов в Интернете
Значительная часть респондентов отметила, что в случае, если их любимая социальная сеть станет платной, они не будут за нее платить (от 30 до 40 %; мужчины в ответе категоричнее, нежели женщины). Но для большинства фактор оплаты не является ключевым.
60 % респондентов признались, что даже в отъезде меняют свой режим, чтобы выйти в Интернет. Из них 98 % пользуются гаджетами, что дает возможность выхода в Интернет в любом месте, где есть линии интернет-коммуникаций. В ситуации, когда у респондентов нет возможности выйти в Интернет, они испытывают любопытство (97 %), раздражение (82 %), беспокойство (69 %), в 30 % случаев не испытывают ничего, в 25 % - спокойствие, в 21 % - безразличие, в 10 % - скуку. С суждением «не могу представить жизнь без Интернета» согласились 68 % опрошенных, 32 % респондентов могут представить жизнь без сети.
Каждый третий (31 %) оценивает самочувствие после использования Интернета на три балла по пятибалльной шкале (где 1 - это очень плохо (головокружение, боль в глазах и т.д.), 5 - отлично); примерно столько же чувствуют себя хорошо, 21 % - отлично. Лишь 4 % чувствуют физический дискомфорт (рис. 3).
Ощущение оживления, радости при нахождении в Интернете в той или иной степени испытывают 34 % опрошенных; 66 % с разной степенью уверенности говорят, что это к ним не относится. Каждый второй (52 %) указывает на неоднократные замечания окружающих о слишком частом использовании Интернета. 60 % респондентов сами не замечают, что проводят в сети
106
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Социология
много времени, 40 % замечают лишь при напоминании другими. Несмотря на замечания других людей, не все респонденты признают факт слишком долгого нахождения в сети.
Рис. 3. Оценка физического самочувствия респондентов после использования Интернета (%)
Только 9 % опрошенных говорят о том, что они никогда не испытывают состояние невозможности при желании сразу выйти из Интернета. Столько же респондентов никогда не испытывают ощущение физических недомоганий и дискомфорта (боль в спине, рябь в глазах) после нахождения в Интернете. 16 % никогда не пренебрегает своими делами по причине нахождения в сети. Остальным с разной частотой присущи эти состояния. 70 % опрошенных хотя бы раз спали меньше четырех часов из-за того, что не могли выйти из Интернета. 54 % респондентов признались, что у них бывали случаи, когда попытки ограничить время, проводимое в сети, оказывались неуспешными. Большинству респондентов сложно отказаться от своих привычек. Среди тех, кто пытался ограничить время, проводимое в сети, 91 % отказываются от своих привычек с трудом.
До 40 % опрошенных чувствуют себя одинокими. Из них подавляющее большинство (82 %) имеют в социальных сетях от 100 до 200 друзей. 36 % респондентов не чувствуют одиночества. Их них 78 % отличаются активностью в социальных сетях и имеют от полусотни до тысячи друзей и более. Вероятно, общительность в сети и наличие друзей и знакомых в жизни имеют прямую зависимость; меньшее число друзей в жизни коррелирует с меньшим числом коммуникантов в сети, хотя в целом в обоих случаях их количество велико. Сегодня оффлайн и онлайн тесно переплетены, несмотря на бытование мнения о том, что виртуальный мир представляет собой обособленную среду. В реальной жизни каждый второй (46 %) считает, что у него много друзей и знакомых, столько же говорят о том, что им сложно знакомиться с людьми. Среди последних абсолютное большинство (92 %) проводит в сети и в социальных сетях более трех часов.
Большинство пользователей сети довольны своей жизнью (66 %). Среди в разной степени недовольных своей жизнью подавляющее большинство составляют те, кто проводит в сети и в социальных сетях более трех часов (78 и 65 % соответственно). 28 % респондентов хотели бы многое изменить в своей жизни. Из них 62 % часто фантазируют, представляют различные ситуации, в которых ведут себя иначе, чем в жизни. Из тех, кто считает,
Social sciences. Sociology
107
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
что живет не своей жизнью (6 %), абсолютное большинство (98 %) часто представляют себе такие ситуации.
Главными ценностями для большинства опрошенных являются «любовь и семья» (88 %), «самореализация» (82 %) и «общение и дружба» (77 %). Набор вполне традиционный. Интернет способствует их реализации, за счет чего еще более притягивает.
Проанализировав ответы респондентов, их самооценки и проведя анализ сопряженности симптомов, мы признали интернет-зависимыми не менее 12 % опрошенных (51 респондент). Ранее генеральный директор ВЦИОМ
В. Федоров в интервью телеканалу «Москва 24» сообщил, что почти половина всех активных пользователей Рунета проводят слишком много времени в сети, а 19 % россиян признаются в зависимости от Интернета. Он отмечал, что интернет-зависимость диагностировали у себя в основном молодые люди.
На основе самонаблюдений опрошенных можно говорить о следующих симптомах интернет-зависимости: нахождение в Интернете и в социальных сетях более трех часов; выход в Интернет в течение пяти минут после пробуждения; признание факта, что они не представляют свою жизнь без Интернета; согласие или частичное согласие с тем, что Интернет предоставляет широкие возможности для поиска информации, друзей, самореализации и мобильности; неоднократно получаемые замечания по поводу нахождения в Интернете в течение долгого времени; пренебрежение своими делами из-за нахождения в Интернете; невозможность сразу же выйти из Интернета при отсутствии реальных мотивов находиться в сети; наличие некоторых физических недомоганий из-за продолжительного нахождения в Интернете; досуг, связанный с ресурсами Интернета; ощущение легкости и чувства безопасности в сети; признание коммуникативных преимуществ людей, пользующихся Интернетом, перед людьми, которые им не пользуются; активная деятельность в сети, наличие большого количества виртуальных друзей в социальных сетях.
У выявленных интернет-зависимых людей имеется связь профессиональной деятельности с ресурсами сети. Им присущи: доверительное отношение к информации в Интернете; активное использование социальных сетей, с помощью которых они получают новости, а также проводят досуг, связанный с юмором, развлечениями и хобби (музыка, кино, искусство); общение с друзьями, завязывание новых знакомств (последнее служит в качестве средства коммуникативного подавления стресса, используется часто, вызывает интерес и формирует зависимость). Среди интернет-зависимых людей наблюдается равномерное соотношение тех, кто использует три или более трех социальных сетей, и тех, кто использует всего одну социальную сеть. Вероятно, и одна социальная сеть в достаточной мере может удовлетворить коммуникативные потребности опрошенных.
По результатам нашего исследования, интернет-зависимая личность -это молодой человек в возрасте от 21 до 25 лет (92 %), моложе 20 лет (8 %), из них живущих с родителями 97 %, живущих самостоятельно 3 %, с высшим или незаконченным высшим образованием; работающих 95 %, учащихся -91 % (совмещающие то и другое). Среди профессий преобладают такие сферы деятельности, как IT-технологии, пиар, журналистика, реклама, сфера образования. Люди именно этих профессий сегодня тесно связаны с Интерне-
108
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Социология
том и электронными коммуникациями. Таким образом, кроме развлекательной и коммуникативной функций со всей очевидностью на первый план выходит функция информационная, удовлетворяющая желание быть в курсе событий и идти в ногу со временем, не пропустить информацию, поддерживающая профессиональную и учебную деятельность респондентов. Однако сложно разделить интернет-зависимых лиц на тех, кто находит в Интернете развлечение и общение, и тех, чья профессиональная жизнь связана с Интернетом информационно-коммуникативными аспектами, так как последние также используют Интернет в качестве досуга, причем нередко пренебрегая своими обязанностями.
Любопытно, что у интернет-зависимых людей наблюдается низкая и средняя степень физических недомоганий после продолжительного нахождения в Интернете. Им присущи ощущение одиночества и высокий уровень активности в сети, наличие большого количества друзей в сети. Интернет во многом привлекает тех, кто нуждается в приобретении коммуникативных навыков, общения в условиях сложной социальной адаптации в реальной жизни. Одновременно среди них наблюдается небольшой процент недовольных реалиями своей жизни.
Интернет-зависимые пользователи мобильны и используют интернеткоммуникации для получения необходимой информации, связанной с новостями в стране и мире, наблюдением за жизнью других людей, а также для общения. Данный результат исследования в некоторой степени противоречит мнению ряда исследователей [9-12, 15], которые утверждают, что интернет-зависимые лица имеют высокую степень изолированности и даже страдают аутизмом. Нельзя не признавать наличия таких групп зависимых, имеющих свою мотивацию нахождения в сети. Но нельзя не принимать во внимание мнение нами опрошенных. По оценкам респондентов, напротив, в изоляции находится личность, не пользующаяся Интернетом. Для некоторых все реалистичнее становится утверждение: если тебя нет в сети, тебя нет вообще.
Таким образом, несмотря на то, что Интернет активно используется для общения, зачастую компенсируя разного рода психологические (личностные и коммуникативные) проблемы пользователей, вызывая у определенной части интернет-аддикцию, можно говорить о необходимости смещения ракурса рассмотрения интернет-зависимости с психологического, медицинского в сторону информационно-коммуникативного. Интернет становится главным источником получения информации, необходимой для профессиональной, учебной деятельности, в повседневности, для ориентации в мире в целом. С этой целью используются прежде всего социальные сети. Интернет в целом и социальные сети в особенности позволяют в достаточном объеме удовлетворять потребности в получении разнообразной информации, иметь свои референтные группы и сообщества, сами порождают и усиливают такие потребности, переводят пользователей на другой уровень информационной насыщаемости, внутренней и внешней мобильности, психологического напряжения и комфорта, создают желание постоянно возвращаться в виртуальное пространство и пребывать в нем подолгу, становятся наиболее привлекательным и притягивающим «ареалом» для обычных пользователей, не имеющих первичных серьезных психологических проблем, вызывая у них состояние интернет-зависимости в процессе ежедневного использования информацион-
Social sciences. Sociology
109
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
но-коммуникативных возможностей сети. Вероятно, ситуация требует прикладных исследований и практических рекомендаций специалистов для решения и предупреждения данной проблемы.
Список литературы
1. Янг, К. С. Диагноз - интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Интернет. -2000. - № 2. - С. 24-29.
2. Goldberg, I. K. Questions & Answers about Depression and its Treatment: a consultation with a leading psychiatrist / I. K. Goldberg. - Philadelphia : Charles Press, 1998. - 267 р.
3. Orzack, M. H. Computer addiction: What is it? / M. H. Orzack // Psychiatric Times. -1998. - Vol. 15, № 8. - P. 34-38.
4. Griffiths, M. Does Internet and computer «Addiction» exist? Some case study evidence / M. Griffiths // CyberPsvchology and Behavior. - 2000. - Vol. 3, № 2. -P. 211-218.
5. Davis, R. A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use / R. A. Davis // Computers in Human Behavior. - 2001. - Vol. 17, № 2. - P. 187-195.
6. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета /
A. Е. Войскунский. - URL: http://psyfactor.org/lib/addict.htm.
7. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения : учеб. пособие /
B. Д. Менделевич. - СПб. : Речь, 2005. - 445 с.
8. Лоскутова, В. А. Подходы к терапии нехимических зависимостей / В. А. Лоскутова // Игровая зависимость: мифы и реальность : сб. материалов Междунар. конф. / под ред. Т. Б. Дмитриевой. - М., 2007. - С. 75-81.
9. Жичкина, А. Е. Пространство, населенное Другими / А. Е. Жичкина // Планета Интернет. - 1999. - № 16. - С. 76-81.
10. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. - СПб. : Речь, 2007. - 190 с.
11. Егоров, А. Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью / А. Ю. Егоров, Н. А. Кузнецова, Е. А. Петрова // Вопросы психологического здоровья детей и подростков. - 2005. - № 2. - С. 20-27.
12. Кузнецова, Ю. М. Психология жителей Интернета / Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова - 2-е изд., испр. - М. : ЛКИ, 2011. - 224 с.
13. The new international Websters Comprehensive Dictionary of the English Language: Delux Encyclopedic Edition / Trident Press International. - Funk & Wagnalls Standard Dictionary / International Edition, copyright. - 1998. - 1683 р.
14. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская академия наук ; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М. : Азбуковник, 1998. - 944 с.
15. Каплан, Г. И. Клиническая психиатрия : в 2 т. / Г. И. Каплан, Б. Дж. Сэдок. -М. : Медицина, 2002. - Т. 1. - 672 с.
References
1. Yang K. S. Mir Internet [The world of Internet]. 2000, no. 2, pp. 24-29.
2. Goldberg I. K. Questions & Answers about Depression and its Treatment: a consultation with a leading psychiatrist. Philadelphia: Charles Press, 1998, 267 p.
3. Orzack M. H. Psychiatric Times. 1998, vol. 15, no. 8, pp. 34-38.
4. Griffiths M. CyberPsvchology and Behavior. 2000, vol. 3, no. 2, pp. 211-218.
5. Davis R. A. Computers in Human Behavior. 2001, vol. 17, no. 2, pp. 187-195.
6. Voyskunskiy A. E. Aktual’nye problemy zavisimosti ot Interneta [Topical problems of Internet addiction]. Available at: http://psyfactor.org/lib/addict.htm.
110
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Социология
7. Mendelevich V. D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: ucheb. posobie [Psychology of deviant behavior: tutorial]. Saint-Petersburg: Rech', 2005, 445 p.
8. Loskutova V. A. Igrovaya zavisimost’: mify i real’nost’: sb. materialov Mezhdunar. konf. [Game addiction: myths and reality: proceedings of the International conference]. Moscow, 2007, pp. 75-81.
9. Zhichkina A. E. PlanetaInternet [The Internet Planet]. 1999, no. 16, pp. 76-81.
10. Egorov A. Yu. Nekhimicheskie zavisimosti [Nonchemical addictions]. Saint-Petersburg: Rech', 2007, 190 p.
11. Egorov A. Yu., Kuznetsova N. A., Petrova E. A. Voprosypsikhologicheskogo zdorov’ya detey i podrostkov [Problems of mental healthof children and teenagers]. 2005, no. 2, pp. 20-27.
12. Kuznetsova Yu. M., Chudova N. V. Psikhologiya zhiteley Interneta [Psychology of Internet dwellers]. 2nd ed. Moscow: LKI, 2011, 224 p.
13. The new international Websters Comprehensive Dictionary of the English Language: Delux Encyclopedic Edition. Trident Press International. Funk & Wagnalls Standard Dictionary. International Edition, copyright. 1998, 1683 p.
14. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar’ russkogo yazyka: 80000 slov i frazeo-logicheskikh vyrazheniy [The Russian language explanatory dictionary: 80000 words and phraseological units]. 4nd ed. Russian Academy of Sciences; Vinogradov Institute of Russian Language. Moscow: Azbukovnik, 1998, 944 p.
15. Kaplan G. I., Sedok B. Dzh. Klinicheskaya psikhiatriya: v 2 t. [Clinical psychiatry: in 2 volumes]. Moscow: Meditsina, 2002, vol. 1, 672 p.
Рассадина Татьяна Анатольевна доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры связей с общественностью и рекламы, Ульяновский государственный университет
(Россия, г. Ульяновск, ул. Толстого, 42) E-mail: t.rassadina@mail.ru
Rassadina Tat'yana Anatol'evna Doctor of sociological sciences, associate professor, professor at the sub-department of public relations and advertising, Ulyanovsk State University (42 Tolstogo street, Ulyanovsk, Russia)
УДК 316.75 Рассадина, Т. А.
Интернет-зависимость: информационно-коммуникативный аспект /
Т. А. Рассадина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 2 (34). - С. 98-111.
Social sciences. Sociology
111