15. Karmiloff-Smith, A. From meta-process to conscious access: Evidence from children's metalinguistic and repair data. Cognition. 1986; 23: 95-147.
16. Pascual-Leone A., Grafman J., Hallett M. Modulation of cortical motor output maps during the development of implicit and explicit knowledge. Science. 1994; 263: 1287-1289.
17. Hayes N.A., & Broadbent D.E. Two modes of learning for interactive tasks. Cognition. 1988; 28: 249-276.
18. Lewicki P., & Hill T. Unconscious processes as explanations of behavior in cognitive, personality, and social psychology. Personality and Social Psychology Bulletin. 1987; 13: 355-362.
19. Perruchet P., Bigand E., & Benoit-Gonin F. The emergence of explicit knowledge during the early phase of learning in sequential reaction time tasks. Psychological Research. 1997; 60: 4-13.
20. Willingham D.B., Goedert-Eschmann K. The relation between implicit and explicit learning: Evidence for parallel development. Psychological Science. 1999; 10: 531-534.
21. Dienes Z., Altmann G.T.M., Gao S.-J. Mapping across domains without feedback: A neural network model of transfer of implicit knowledge. Cognitive Science. 1999; 23: 53-82.
22. Mathews R.C., Buss R.R., Stanley W.B., Blanchard-Fields F., Cho J.-R., Druhan B. The role of implicit and explicit processes in learning from examples: A synergistic effect. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1989; 15: 1083-1100.
23. Scott R., Dienes Z. The metacognitive role of familiarity in artificial grammar learning: Transitions from unconscious to conscious knowledge. In A. Efklides, & P. Misailidi (Eds.). Trends and prospects in metacognition research. 2010. Springer: 37-62.
24. Sun R., Merrill E., Peterson T. From implicit skills to explicit knowledge: A bottom-up model of skill learning. Cognitive Science. 2001; 25: 203-244.
25. Frensch P.A., Haider H., Rünger D., Neugebauer U., Voigt S., Werg J. Verbal report of incidentally experienced environmental regularity: The route from implicit learning to verbal expression of what has been learned. In L. Jiménez (Ed.). Attention and implicit learning. Amsterdam: John Benjamins. 2003: 335-366.
26. Dudai Y., Eisenberg M. Rites of passage of the engram: reconsolidation and the lingering consolidation hypothesis. Neuron. 2004; V. 44: 93-100.
27. Freeman J.H Jr., Gabriel M. Changes of cingulothalamic topographic excitation patterns and avoidance response incubation over time following initial discriminative conditioning in rabbits. Neurobiology of Learning and Memory. 1999; V. 72: 259-272.
28. Edwards W. Conservatism in Human Information Processing. In B. Kleinmuntz (Ed.). Formal Representation of Human Judgment. New York: Wiley. 1968. pp. 17-52.
29. Aleksandrov Yu.I. Zakonomernosti aktualizacii individual'nogo opyta i reorganizacii ego sistemnoj struktury: kompleksnoe issledovanie. Trudy ISA RAN. 2011; T. 61; № 3: 3-25.
Статья поступила в редакцию 01.12.15
УДК 159.9
Kozlova N.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Social Psychology, Ivanovo State University
(Ivanovo, Russia), Е-mail: nat-tycuk@yandex.ru
Altukhova L.V., postgraduate, Department of Social Psychology, Ivanovo State University (Ivanovo, Russia),
Е-mail: altukhovalv@gmail.com
INFLUENCE OF INTERNET ENVIRONMENT ON THE FEELING OF GUILT. The paper considers a problem of the Internet and its impact on an individual with particular reference to an emotional component - a sense of guilt. The research analyzes how these two phenomena are interrelated. The authors have examined factors that cause guilt, ways to overcome this emotional state, and the relationship of a sense of willing to forgive and to ask for forgiveness. The study is conducted on a random choice (n = 80), in which people from 17 to 80 are involved. The authors have used a specially designed questionnaire. Its questions study the experience of guilt and analysis of the specific characteristics of forgiveness. The main method of statistical data served as the correlation analysis using an automated software package "SPSS 13". The presented results can be further included in the material lectures on "Social Psychology", "Psychology of Communication" and can used in the development of psychocorrectional and psychopreventive programs.
Key words: Internet, guilt, virtual space, communication, loneliness.
Н.С. Козлова, канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии Ивановского государственного университета,
г. Иваново, E-mail: nat-tycuk@yandex.ru
Л.В. Алтухова, аспирант каф. социальной психологии Ивановского государственного университета, г. Иваново,
Е-mail: altukhovalv@gmail.com
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ НА СПЕЦИФИКУ ПЕРЕЖИВАНИЯ ВИНЫ
В работе рассматриваются проблемы интернет-среды, а также её влияния на личность, а именно на эмоциональную составляющую, представленную чувством вины. Цель нашей работы - проанализировать, каким образом взаимосвязаны эти явления. Мы рассмотрели факторы, вызывающие вину, способы преодоления данного эмоционального состояния, а также взаимосвязь данного чувства с готовностью как прощать, так и просить прощение. Исследование было проведено на случайной выборке (n=80 человек), в возрасте от 17 до 80 лет. В качестве диагностического инструментария была использована специально разработанная авторская анкета, вопросы которой направлены на исследование переживания вины и анализ специфических характеристик прощения. Основным методом обработки статистических данных послужил корреляционный анализ с использованием автоматизированного пакета программы «SPSS 13». Представленные результаты могут быть в дальнейшем включены в материалы лекций по курсам «Социальная психология», «Психология общения», а также использованы при разработке психокоррекеционных и психопрофилактических программ.
Ключевые слова: интернет, вина, виртуальный мир, общение, одиночество.
Проблемы психологии Интернета продолжают не только занимать высокое место в современной науке, но и выделились в отдельное и самостоятельное направление. Возникает необходимость изучать, прежде всего, влияние виртуального пространства на личность. И одним из малоизученных аспектов данного вопроса остается связь вовлечённости в сеть с возникновением и переживанием чувства вины.
Вопрос о влиянии Интернета на личность и её жизнедеятельность возник уже с первых моментов начала изучения виртуального мира учёными-психологами. Среди отечественных авто-
ров, занимающихся данной проблемой, в первую очередь, стоит отметить А.Е. Войскунского, Ю.Д. Бабаеву, О.В. Смыслову [1]. Также вопросу о влиянии сети свои работы посвятили Т.А. Вербицкая, И.В Романов, В.А. Солодовник [2; 3; 4]. Среди зарубежных учёных отметим Р. Краута, В. Лундмарка, М. Паттерсона и других [5].
Среди ряда исследований, проводимых одним из авторов, также затрагивался обозначенный вопрос [6; 7; 8]. В представленной работе мы остановимся на анализе влияния интернет-пространства на переживание чувства вины. Для этого не-
обходимо уделить внимание психологическим аспектам данного феномена в целом.
В психологической науке вина часто понимают как отрицательную эмоцию, связанную с анализом своих действий, и, впоследствии, влияющую на личность. Так, К. Муздыбаев определял вину, как негативное чувство, связанное с осознанием своего поступка и умением делать каузальные выводы [9, с. 5]. Именно предшествующие действия (или бездействие) определяют возникновение подобного состояния, что в свою очередь представляет вину в качестве механизма, регулирующего межличностные отношения, в том числе и в интернет-среде.
Результаты данного исследования показали, что лица, которые высоко оценивают собственную вовлечённость в интернет-пространство, указывают, что если у них возникает чувство вины, то длится оно недолго (г=-0,34, при р<0,05). Исходя из этого, мы можем предположить, что погруженность в Интернет способна в некоторой степени притуплять эмоциональные реакции вины.
Весьма интересны причины, вызывающие чувство вины у пользователей с высокой погруженностью в сеть. Первая из них предполагает нанесение словесного оскорбления (г=-0,37, при р<0,05). Здесь нужно отметить, что в самом виртуальном пространстве высказывания подобного рода встречаются достаточно часто. На определённых интернет-ресурсах оскорбления людьми друг друга являются нормой. При этом даже вне подобных сайтов и форумов негативные высказывания в адрес пользователя со стороны других могут спровоцировать его на аналогичную ответную реакцию вне зависимости от уровня его воспитания, образования и системы ценностей. Вероятно, после этого и возникает чувство вины. То есть в данном случае интернет-среда действительно провоцирует личность на совершение поступков, вызывающих подобную эмоциональную реакцию.
Второй же причиной возникновения вины пользователи с высокой вовлечённостью в сеть указывают совершение греха (г=-0,36, при р<0,05). Чёткой взаимосвязи между данными явлениями, несмотря на результаты корреляционного анализа, мы не видим. Однако можем предположить, что Интернет для религиозной личности может служить как источником информации, так и местом обсуждения своих поступков с другими верующими, что способствует осознанию собственных грехов.
Моментом, в котором явно прослеживается взаимосвязь интернет-вовлечённости с чувством вины, является способ преодоления данного эмоционального состояния. Респонденты, указывающие, что их погруженность в виртуальное пространство достигает высокого уровня, склонны уходить от чувства вины с помощью общения с друзьями (г=-0,32, при р<0,05). Именно коммуникативная функция, на данный момент, признается одной из наиболее востребованных в сети. Таким образом, мы можем говорить, что Интернет чётко задает пути преодоления подобного рода переживаний.
Библиографический список
Чётко детерминирован погруженностью в сеть тот факт, что просят прощение (соответственно при чувстве вины) такие респонденты за нарушение социальных норм (г=-0,38, при р<0,05). Это объясняется тем, что Интернет «живёт» не по официальным законам, а на основании социальных норм, установок и моделей поведения. Если человеку важно оставаться внутри виртуальной среды, то он вынужден соблюдать их, а при нарушении - искать прощение. В противном случае, он может быть исключён из интернет-сообщества.
Аналогичная тенденция, связанная с распространением в сети собственных правил, норм и порядка, проявляется и в ситуациях, когда речь идёт о просьбе прощения, но уже адресованной самому пользователю. Та, группа респондентов, о которой мы ведём речь, отмечает, что вынуждена прощать других ради восстановления взаимоотношений (г=-0,36, при р<0,05). В данном случае также присутствует осознание интернет-пользователями необходимости сохранения целостности тех виртуальных социальных сообществ, в которые они входят. Здесь срабатывает общая психологическая закономерность, касающаяся реальных социальных систем, о которых писал И.Р. Сушков [10]. Целостность, создаваемая социально-психологическими отношениями людей, является основной целью любой системы, и социальной в том числе. Это заставляет всех её членов стремиться к поддержанию позитивных стабильных отношений. Аналогичным образом происходит и в виртуальном мире.
Другие выявленные связи также отражают тенденции реального мира, перенесённые в интернет-пространство. Так, легко прощать тех, кто нанес обиду сам того не осознавая, то есть, по сути, без злого умысла (г=-0,31, при р<0,05). Тяжелее же всего простить тяжелую болезнь или смерть близких людей (г=-0,33, при р<0,05). Здесь нужно отметить, что речь все-таки идет о том, что обида распространяется на жизнь или судьбу в целом, которому как раз и может добавляться чувство вины (за что-то сделанное - не сделанное, сказанное - не сказанное).
На основании выше изложенного можно сделать определённый вывод. Во-первых, анализируя переживания чувства вины у пользователей сети, мы видим, что в интернет-среду переносятся многие закономерности из реального мира. Однако есть исключительно специфические черты переживания данного эмоционального состояния людьми с высокой вовлечённостью в сеть. Прежде всего, выделяется абсолютно конкретный способ преодоления вины, соответствующий основной функции Интернета, - уход в общение (что по сути является таким копингом, как социальное отвлечение). Во-вторых, чувство вины, причины её возникновения, необходимость просить прощение и прощать других, обусловлены тем, что для данной категории пользователей, сеть представляет собой значимое сообщество. Стремление остаться их членом и детерминирует весь процесс переживания вины.
1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете. Под редакцией А.Е. Войскунского. Москва: Терра-Можайск, 2000; 11 - 39.
2. Вербицкая Т.А. Влияние системы Интернета на психосемантическое пространство пользователя. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2002.
3. Романов И.В. Влияние интернет-среды на индивидуально-психологические качества пользователей научно-информационных сайтов. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, Иваново. 2005.
4. Солодовник В.А. Влияние Интернет-коммуникаций на личность пользователя. Научный потенциал студенчества в 21 веке: материалы 4 Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010; Т. 2. Общественные науки.
5. Kraut, R., Lundmark, V., Patterson, M., Kiesler, S., Mukopadhyay, T., Scherlis, W. Internet paradox: Asocial technology that reduces social in volvement and psychological well-being? American Psychologist. 1998, Vol. 53 (9): 1017-1031.
6. Козлова Н.С. Влияние эмоциональной направленности личности на ее вовлеченность в интернет-пространство. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014; 5 (сентябрь — октябрь). Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/5/Kozlova_Emotional-Orientation-Internet
7. Козлова Н.С. Влияние самоотношения на активность личности в интернет-среде. Современная психология: материалы III международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014: 46 - 48.
8. Козлова Н.С., Сушков И.Р. Взаимосвязь социально-психологических качеств и базовых потребностей, процессов, реализуемых личностью в интернет-среде. Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014; 4 (32): 303 - 307.
9. Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. Санкт-Петербург, 1995.
10. Сушков И.Р Психологические отношения человека в социальной системе. Москва: «Институт психологии РАН», 2008.
References
1. Babaeva Yu.D., Vojskunskij A.E., Smyslova O.V. Internet: vozdejstvie na lichnost'. Gumanitarnye issledovaniya v Internete. Pod redakciej A.E. Vojskunskogo. Moskva: Terra-Mozhajsk, 2000; 11 - 39.
2. Verbickaya T.A. Vliyanie sistemy Interneta na psihosemanticheskoe prostranstvo pol'zovatelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2002.
3. Romanov I.V. Vliyanie internet-sredy na individual'no-psihologicheskie kachestva pol'zovatelejnauchno-informacionnyh sajtov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, Ivanovo. 2005.
4. Solodovnik V.A. Vliyanie Internet-kommunikacij na lichnost' pol'zovatelya. Nauchnyj potencial studenchestva v 21 veke: materialy 4 Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Stavropol': SevKavGTU, 2010; T. 2. Obschestvennye nauki.
5. Kraut, R., Lundmark, V., Patterson, M., Kiesler, S., Mukopadhyay, T., Scherlis, W. Internet paradox: Asocial technology that reduces social in volvement and psychological well-being? American Psychologist. 1998, Vol. 53 (9): 1017-1031.
6. Kozlova N.S. Vliyanie 'emocional'noj napravlennosti lichnosti na ee vovlechennost' v internet-prostranstvo. Informacionnyj gumanitarnyj portal«Znanie. Ponimanie. Umenie». 2014; 5 (sentyabr' - oktyabr'). Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/5/Kozlova_Emotional-Orientation-Internet
7. Kozlova N.S. Vliyanie samootnosheniya na aktivnost' lichnosti v internet-srede. Sovremennaya psihologiya: materialy III mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Kazan', oktyabr' 2014 g.). Kazan': Buk, 2014: 46 - 48.
8. Kozlova N.S., Sushkov I.R. Vzaimosvyaz' social'no-psihologicheskih kachestv i bazovyh potrebnostej, processov, realizuemyh lichnost'yu v internet-srede. Uchenye zapiski. 'Elektronnyj nauchnyjzhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 4 (32): 303 - 307.
9. Muzdybaev K. Perezhivanie viny i styda. Sankt-Peterburg, 1995.
10. Sushkov I.R. Psihologicheskie otnosheniya cheloveka vsocial'nojsisteme. Moskva: «Institut psihologii RAN», 2008.
Статья поступила в редакцию 02.11.15
УДК 370. 153
Magomedhanova U.Sh., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: uma-sh@mail.ru
Yakubova A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: alinabal74@mail.ru
Gunasheva M.A., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: gunasheva@yandex.ru
SYNDROME OF PROFESSIONAL BURNING DOWN AND ITS PROPHYLAXIS IN PRIMARY SCHOOL TEACHERS. The article on the basis of theoretical and empirical analysis reveals the special features of the manifestations of syndrome of professional burnout among elementary school teachers. Obtained in the empirical study, the data allow the authors to determine the severity of the syndrome of "emotional burnout" in the professional activity of primary school teachers, depending on the influence of various social-psychological factors. The results of the study can be used to develop recommendations on the organization of preventive and corrective treatment, ensuring the preservation and strengthening of mental health of teachers. In order to prevent professional burnout the primary school teachers are to be encouraged to efficiently use time for different activities, to find time for work and rest, to spend more time outdoors, to substitute mental and physical stress, to work on their professional self-improvement, to participate in training and workshops.
Key words: burnout, factors of burnout, prevention of professional burnout.
У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц. Дагестанского государственного педагогического университета,
г. Махачкала, E-mail: uma-sh@mail.ru
А.Б. Якубова, канд. пед. наук, доц. Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала,
E-mail: alinabal74@mail.ru
М.А. Гунашева, ст. преп. Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала,
E-mail: gunasheva@yandex.ru
СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В статье на основе теоретического и эмпирического анализа раскрываются особенности проявления синдрома профессионального выгорания у учителей начальных классов. Полученные в эмпирическом исследовании данные позволяют определить степень выраженности синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от влияния различных социально-психологических факторов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по организации системы профилактических и психокоррекцион-ных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья учителей начальных классов. В статье предложены практические рекомендации по профилактике профессионального выгорания у учителей начальных классов.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, факторы эмоционального выгорания, профилактика профессионального выгорания.
Повышенный интерес к человеку как к субъекту труда обратил внимание современных исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность учителей начальных классов относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает учитель в процессе сложного социального взаимодействия с учащимися, личная незащищённость и другие социально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на его здоровье.
Учителям начальных классов, по роду своей деятельности вовлечённым в длительное напряжённое общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек - человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания», который проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межлич-
ностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности педагог, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность. Негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса: профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, что в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.
Деятельность учителя начальных классов как вид профессиональной деятельности требует особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление этой деятельности работником практически невозможно.
Проблема эмоционального выгорания приобретает особую актуальность в последнее время, когда в обществе происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса.