УДК 159.9 ББК Ю9
Владимир Александрович Кулганов,
доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
(Санкт-Петербург, Россия), e-mail:[email protected] Любовь Васильевна Митяева, педагог-психолог, средняя общеобразовательная школа № 297 (Санкт-Петербург, Россия),e-mail:[email protected]
Влияние интеллекта и психологических защит школьников на выбор профессии
В статье представлена взаимосвязь профессиональных интересов учащихся старшей школы с их интеллектуальным уровнем и личностными особенностями, а также динамика изменения профессионального выбора при переходе с одной ступени образования на другую (школа - вуз). Рассматриваются результаты психодиагностической работы с учащимися по оценке их уровня интеллектуального развития, механизмов психологических защит, показателей экстра-интроверсии, нейротизма, психотиза и ряда профориентационных данных. Приведены результаты корреляционного анализа между шкалами психологических методик. Сформулирован вывод о необходимости более глубокой профориентационной работы с учащимися старших классов. По результатам комплексной профориентационной диагностики подростки смогут владеть более расширенной информацией о своих механизмах защиты, уровне вербального и невербального интеллекта, некоторых особенностях личности, профориентационных интересах. Это даст им возможность более точно понять свои профессиональные склонности. Рассмотрена динамика изменения профессиональных выборов студентов первых курсов вузов, которые прошли профориентационную диагностику в школе. Проанализированы изменения своих взглядов учащимися на начальных этапах обучения в вузе по сравнению со школой.
Ключевые слова: профессиональный выбор, интеллект, психологические защиты, экстра-интроверсия, нейротизм, психотизм.
Vladimir Aleksandrovich Kulganov,
Doctor of Medicine, Professor, Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen (St. Petersburg, Russia),e-mail:[email protected] Lubov Basilyevna Mityaeva, Education Psychologists, Comprehensive Secondary School № 297 (St. Petersburg, Russia), e-mail:[email protected]
Influence of Students’ Intelligence and Psychological Defenses on the Profession Choosing
The article discusses the professional interests of the high school students with their intellectual level and personal features, as well as the dynamics of their professional choice when moving from one level of education to another (from school to university). The article considers the results of psychognostic work with students aimed to assess their level of intellectual development, mechanisms of psychological defence, indicators of extra-introversion, neuroticism, psychotism and a number of professional orientation data stats. The paper includes results of correlation analysis between the scales, and speaks of the need for deeper vocational guidance work with senior class students. According to the results of comprehensive career guidance diagnostics, teenagers will be able to learn more extended information about their defence mechanisms, the level of verbal and non-verbal intelligence, some personality features, professional interests, opportunities, which will provide them a more accurate understanding of their professional inclinations. The article also considers the dynamics of change in professional choice of universities first-year students who were able to pass the professional diagnostics in school and analyze the changes in their views in school and in the early stages of learning at another stage of education.
© Кулганов В. А., Митяева Л. В. 2014
137
Keywords: professional choice, intelligence, psychological protection, extra-introversion, neuroticism, psychotism.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в ещё большей степени, чем раньше актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи [1; 2; 3]. Это обусловлено тем, что профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определённой профессии [4; 5; 6].
Для решения поставленных в исследовании задач использовали следующие методы: прогрессивные матрицы Дж. Равена, направленный ассоциативный эксперимент, индекс жизненного стиля Плутчика-Конте-Келлерма-на, опросник PEN Г. и С. Айзенка, «Карта интересов», анкета «Ориентация» и авторская -для учащихся школы и студентов первых курсов об их профессиональном выборе. В эксперименте принимали участие 23 учащихся. Из них 11 являются школьниками 10-11 классов ГБОУ № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Учащиеся проходили диагностику в 2012-2013 учебных годах (1 группа). Вторую выборку составили 12 учащихся, которые стали студентами первых курсов различных вузов. Профориентационную диагностику они проходили в школе. Анкета профессионального выбора ими заполнялась в октябре 2013 года, когда с начала учёбы в вузе прошёл один месяц. С её помощью оценивали расхождение или сходство представлений о профессиональном будущем в школе и после поступления в вуз.
Показатели представлены в баллах, где отражены средние значения и стандартное отклонение выборки.
Показатели невербального интеллекта в обеих группах находятся на среднем уровне и их разброс в баллах составляет 98,5±17,0 -первая и 97,6±15,6 - вторая группы. Учащиеся, имеющие высокие показатели по невербальному интеллекту, будут более легко ориентироваться в сферах, требующих пространственного мышления и, следователь-
но, в профессиях типа «человек-техника» и «человек-знак».
При подборе синонимических реакций показатели вербального интеллекта выше во второй группе (26,0±12,0), чем в первой (21,5±11,8). Подбор антонимических реакций выше в первой группе 31,1±10,8, чем во второй 27,3±10,8. Средние значения по обоим показателям в обеих подгруппах находятся на оптимальном уровне, что даёт возможность многим учащимся быть успешным в сфере «человек-человек».
В первой выборке на первом месте психологических защит находится проекция, на втором - регрессия и третьем - интеллектуализация (табл. 1). Во второй группе также на первом месте находится проекция, втором -компенсация и третьем - интеллектуализация. Проекция является ведущей психологической защитой для подросткового возраста. Регрессия, относясь к защитам первого уровня, не всегда даёт возможность эффективно разрешать различные конфликтные ситуации. Интеллектуализация, с другой стороны, являясь высшей психологической защитой, способствует рациональному разрешению ситуаций различного типа.
При оценке индивидуально-типологических особенностей наблюдали разброс показателей психотизма от низкого уровня к среднему (табл. 2). У школьников имеется склонность к экстраверсиии. Средние значения относятся к шкале «амбиверт», что даёт возможность учащимся быть успешным в профессиях, связанными с общением и коммуникативной деятельностью. В обеих группах средние показатели нейротизма находятся на уровне выше среднего, что может вызывать эмоциональную нестабильность у учащихся в различных сферах и неблагоприятно влиять на результат деятельности. Показатели шкалы искренности в первой группе находятся на высоком уровне и во второй -на среднем.
Таблица 1
Среднегрупповые показатели механизмов психологических защит у учащихся
Виды психологических защит
Выбор- ки (баллы)
Отри- цание Пода- вле- ние Ре- грес- сия Ком- пенса- ция Про- екция Заме- щение Интел- лектуа- лизация Реактивное образование Общая напряженность защит
1 группа 39,2± 31,8± 45,4± 39,1± 70,3± 42,5± 43,9± 31,8± 40,2±
17,7 15,7 16,9 17,0 19,5 26,0 17,5 20,9 8,7
2 группа 35,4± 32,5± 40,1± 50,0± 56,9± 39,2± 50,0± 32,0± 43,2±
19,6 18,2 22,6 27,1 30,8 24,4 26,0 22,5 14,8
Таблица 2
Среднегрупповые показатели индивидуально-типологических характеристик учащихся
Выборки Шкалы (баллы)
Психотизм Экстра- интроверсия Нейротизм Искренность
1 группа 7,1±4,4 13,8±4,1 13,8±5,7 10,3±6,3
2 группа 6,0±3,8 13,4±4,7 16,9±7,3 7,2±4,1
Ниже представлены профоориентацион-ные результаты в первой группе.
По результатам анкеты «Ориентация» выявлено, что у школьников по шкале «Я хочу» по средним значениям на первое место выходят профессии типа «человек-человек», «человек-художественный образ» и склонность к творческому типу работы (табл.3). По шкале «я могу» учащиеся отмечают, что
способны работать в сферах «человек-человек» и «человек-техника». Также у них наблюдали незначительные расхождения в шкалах «человек-исполнительский тип» и «человек-творческий тип». Это свидетельствует об определенном расхождении представлений школьников данной группы в их желаниях и представлениях.
Таблица 3
Среднегрупповые значения самооценки профессиональных интересов и способностей учащихся
Шкала «Я хочу» (баллы)
«Человек- человек» «Человек- техника» «Человек-знак» «Человек-худо- жественный образ» «Человек- природа» «Человек-ис- полнительский тип» «Человек- творческий тип»
6,7±2,6 4,4±5,5 4,8±4,1 6,7±4,3 4,7±2,9 7,0±3,1 8,4±4,5
Шкала «Я могу» (баллы)
10,0±3,7 6,7±5,3 5,9±4,0 5,6±4,5 5,4±3,2 8,0±2,6 8,3±3,4
В «Карте интересов» учащиеся на первые три места ставят широкий круг профессий. К ним относятся: педагогика, сценическое искусство, музыка, изобразительное искусство, иностранные языки, журналистика, физкультура и спорт, металлообработка, деревообработка, техника, математика, физика, электро и радиотехника, военные специальности, медицина, биология. Каждый тип профессии выбирают от 1 до 3 человек, что говорит о разбросанности интересов школьников.
При анализе анкеты «Ориентация» и «Карты интересов» по каждому учащемуся можно отметить, что одинаковые показатели по шкалам «Я хочу», «Я могу» и выборе профессий наблюдаются у 45,5% учащихся. Расхождение по этим двум показателям от-
Профессиональный выбор
мечаются также у 45,5% человек, склонность ко всему и желание заниматься всеми профессиями имеется у 9% школьников.
Ниже представлен профессиональный выбор учащихся старших классов.
В таблице 4 ответы школьников приводятся с учётом стилистики. Данное анкетирование проводили через полгода после комплексной профориентационной диагностики. Она не даёт учащимся представлений о дальнейшем месте обучения и в будущем месте работы. Большинство опрошенных приблизительно могут назвать специальности, по которым хотят обучаться. Отсутствует чёткая обоснованность выбора данного вуза и представления образа своей будущей профессии.
Таблица 4
учащихся старших классов
Профессиональный выбор учащихся старших классов
Вопросы Примеры ответов учащихся
1. В какой вуз (колледж) и на какой факультет собираешься поступать? - «Университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова» - «С поступлением я еще не определилась. Скорее всего в экономический или на факультет социологии» - «Под вопросом»
2.По каким причинам хочешь выбрать этот вуз (колледж)? - «Без понятия, что я там буду делать, иду за галочкой» - «ЕГЭ. Сдаю те предметы, которые могу сдать» - «Мне интересно обучение тому, что люблю»
3.Хочешь ли ты в выбранном тобой вузе (колледже) учиться? - «50/50» - «Да»
4. Что не привлекает в выбранном тобой вузе (колледже)? - «Нет такого»
5. Кем хочешь работать после окончания вуза (колледжа)? - «Хочу реализовать себя через хобби и работать в сфере своего хобби» - «Будет понятно позже, решение может измениться» - «Не знаю»
6. Кто оказал влияние на твой профессиональный выбор? - «По родительскому желанию» - «Никто. Сама».
7. Знаешь ли ты хорошо, чем занимаются люди, выбранной тобой профессии? -«Знаю» - «Да, но интересно узнать больше»
Далее приведены профориентационные результаты во второй группе.
По результатам анкеты «Ориентация» было выявлено, что у школьников по шкале «Я хочу» по средним значениям на первое место выходят профессии типа «человек-ху-дожественный образ», «человек-человек» и интересно работать в стиле «человек-твор-ческий тип» (табл. 5). По шкале «я могу» учащиеся отмечают, что способны работать в сферах «человек-человек», «человек-тех-
ника» и «человек-творческий тип». Имеется определенное расхождение между шкалами «я хочу» - «я могу» и противоречивость во взглядах выпускников.
При анализе показателей первой и второй групп можно отметить одинаковые желания учащихся («человек-человек» и «чело-век-художественный образ») и по шкале «я могу» на вторые места после сферы «человек-человек» выходят профессии типа «человек-техника».
Таблица 5
Среднегрупповые значения самооценки профессиональных интересов и способностей учащимися
Шкала «Я хочу» (баллы)
«Человек- человек» «Человек- техника» «Человек- знак» «Человек-художе-ственный образ» «Человек- природа» «Человек-исполнитель-ский тип» «Человек- творческий тип»
6,7±1,7 6,1±3,0 5,0±2,6 7,0±3,5 6,6±2,6 6,9±2,3 7,9±2,5
Шкала «Я могу» (баллы)
9,1±3,5 7,7±3,0 5,6±3,9 6,9±3,8 6,0±2,7 7,4±2,9 8,0±2,7
В «Карте интересов» учащиеся на первые три места ставят широкий круг профессий. К ним относятся: педагогика, сценическое искусство, музыка, изобразительное искусство, история, медицина, биология, физкультура и спорт, сфера обслуживания, торговля, металлообработка, деревообработка, строительство, военные специальности, математика. Каждый тип профессии выбирают также от 1 до 3 человек, что говорит о разбросанности интересов школьников.
Ниже представлен профессиональный выбор студентов первых курсов.
В таблице 6 ответы студентов приводятся с учетом стилистики опрашиваемых. Данное анкетирование проводили после обучения учащихся от одного до полутора месяцев в вузе или колледже. У студентов наблюдали развёрнутые ответы анкеты и их обоснованность. После начала учёбы у них постепенно начинает формироваться образ профессии, носящий неустойчивый характер в силу адаптации к вузу. При анализе отдельных вопросов анкеты наблюдали то, что на выбор вуза оказывают влияние интересы, наличие бюд-
жетных мест и результаты ЕГЭ. На данном этапе часть студентов не очень уверены в верности выбранного пути и думают о смене места обучения или о возможности в дальнейшем получить второе высшее образование. Анализ анкеты «Ориентация», «Карты интересов» и анкеты выбора профессии по каждому учащемуся показал, что у 25 % учащихся совпали результаты психодиагностической работы по двум тестам, и они поступили в те учреждения высшего образования, где могут реализовать свои профессиональные интересы. Совпадение по двум показателям теста («Карта интересов» и «Я хочу» или «Я могу») имеется у 33,3 % учащихся, но при этом они поступали в ВУЗы другой направленности. У 16,6 % имеется совпадение только в рамках анкеты «Ориентация», и они поступили также в другие учебные заведения. У 25,1 % выпускников были получены разные ответы по всем показателям, и, соответственно, выбор дальнейшего пути обучения отличался от результатов психодиагностической работы.
Профессиональный выбор студентов первых курсов
Таблица б
Профессиональный выбор студентов Ікурсов
Вопросы Примеры ответов студентов
1. В каком вузее (колледже) и на каком факультете учишься? - «Педагогический колледж № 1 им Н. А. Некрасова, факультет начальной школы с дополнительной подготовкой русского языка и литературы для старшей школы (до 9 класса включительно)» - «Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова» - «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, факультет культуры» - «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, факультет прикладной психологии»
2.По каким причинам выбрал (а) этот вуз (колледж)? - «Причин много, но основные, конечно же, бюджет и интерес» - «Профессиональный интерес, передача традиций» - «Прошел по баллам ЕГЭ» - «Это очень хороший институт»
3. Доволен выбором вуза / колледжа? - «Колледж отличный, преподают замечательно, но я разочарована в своих силах и периодически хочется обучаться по другой професии» - «Своим вузом по большей части доволен, но у него есть и минусы. Положительно: почётность вуза, высококачественные специалисты, именитые профессора, хорошее благоустройство, наличие таких мест для студенческого развития, как спортивный комплекс, свой театральный зал с приглашаемыми артистами Санкт-Петербургских и Московских театров, наличие множества мероприятий. Отрицательно: атмосфера недоверия к студенту, высокая стоимость услуг секретариата» - «Все нравится, все предметы связаны с тем, что мне нравится (даже физкультура) все преподаватели замечательные, располагают к себе»
4. Кем собираешься работать после окончания вуза / колледжа? - «Возможно, выберу вуз и переквалифицируюсь, вопрос стоит остро для меня самой и мне на него не ответить. Как жизнь повернет». - «Военным врачом в военном госпитале» - «После обучения в СПбГУП я хочу пойти работать в школу (с моим образованием можно получить должность социального педагога)» - «Не знаю точно, но пока что я уверена, что пойду на 2-е высшее»
5. Кто оказал влияние на твой профессиональный выбор? - «Оказал выбор на профессию детский лагерь, в котором работала. Люблю детей, но мне с ними сложно» - «Я сам определился в своём выборе уже давно» - «На мой профессиональный выбор повлияло именно моё желание работать в школе» - «Никто»
6. Знаешь ли ты хорошо, чем занимаются люди выбранной тобой профессии? - «Конечно, знаю» - «Да, я хорошо представляю круг профессий, связанных с моей специальностью (социальные педагоги, работники пенсионного фонда, комиссии по делам несовершеннолетних)» - «Знаю хорошо, но этим заниматься я не собираюсь»
Результаты корреляционного анализа показали, что в 1 группе положительная прямая связь имеется между невербальным и вербальным интеллектом, «человек-ис-полнительский тип» («я хочу»), «человек-творческий тип» («я хочу»), «человек-знак» («я-могу»), «человек-художественный образ» («я могу») и отрицательная - с уровнем пси-хотизма. Вербальный интеллект дает положительную связь с проекцией (сильная связь), замещением, «человек-исполнительский тип», «человек-человек» и отрицательную с системой «человек-художественный образ». Отрицание как психологическая защита даёт отрицательные связи с уровнем нейротизма, шкалами «человек-знак», «человек-испол-нительский тип», «человек-творческий тип», «человек-художественный образ». Регрессия связана с проекцией, нейротизмом (положительная связь) и отрицательно со шкалой «человек- человек» («я могу»). Сильная по-
ложительная связь наблюдается между замещением и психотизмом. Положительные связи имеются между интеллектуализацией и шкалами «человек-человек» и «человек-исполнительский тип» («я могу»). Сильные отрицательные связи имеются между психо-тизмом и шкалами «человек-человек» и «человек - исполнительский тип» («я могу»). Показатели экстраверсии дают сильную отрицательную связь со шкалой «человек-знак» и сильную положительную со шкалой «человек-человек». Нейротизм имеет сильную отрицательную связь со шкалой «человек-человек» («я могу»).
Во второй группе выявлено меньше значимых корреляционных связей и по ним трудно сделать обоснованный анализ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся школы не имеют чёткого представления об области применения профессии, которую они выбирают. Необходи-
ма целенаправленная и глубокая работа по профессиональной ориентации школьников, начиная с девятого класса. У студентов первых курсов начинает формироваться образ профессии, но в ряде случаев имеется расхождение между профориентационной диагностикой и выбором дальнейшего образовательного маршрута. Корреляционный анализ показал наличие взаимосвязи показателей заявленных методик исследования. Имеется зависимость между видом интеллекта и склонности к определённому типу профес-
сии. Психологические защиты взаимосвязаны с личностными особенностями, что влияет на профессиональные интересы школьников. Показатели экстра-интроверсии определяют зависимость с профессиями, требующими высокого или низкого коммуникативного уровня. Комплексный психодиагностический подход даёт возможность учащимся более полно понять себя и быть более уверенными при выборе своего дальнейшего образования после школы.
Список литературы
1. Абдулина О. А. Личность студента в профессиональной подготовке // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 165-170.
2. Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983. 129 с.
3. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
5. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.
252 с.
6. Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. М.: Перспектива,
2002. 201 с.
References
1. Abdulina O. A. Lichnost’ studenta v professional’noi podgotovke // Vysshee obra-zovanie v Rossii. 2003. № 3. S. 165-170.
2. lovaisha L. A. Problemy professional’noi orientatsii shkol’nikov. M.: Pedagogika,
1983. 129 s.
3. Klimov E. A. Kak vybirat’ professiyu. M.: Prosveshchenie, 1990. 159 s.
4. Klimov E. A. Psikhologiya professional’nogo samoopredeleniya. Rostov n/D: Fe-niks, 1996. 512 s.
5. Kon I. S. Psikhologiya rannei yunosti: kn. dlya uchitelya. M.: Prosveshchenie, 1989.
252 s.
6. Makhaeva O. A., Grigor’eva E. E. Ya vybirayu professiyu. Kompleksnaya program-ma aktivnogo professional’nogo samoopredeleniya shkol’nikov. M.: Perspektiva, 2002.
201 s.
Статья поступила в редакцию 29.01.2014