ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
| 63
Анализ психологических особенностей выбора профессии старшеклассниками в контексте регионального рынка труда
ДИКОВА
Виктория Вячеславовна,
кандидат психологических наук, директор Центра тестирования и профориентации, доцент кафедры педагогики и психологии Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Нижний Тагил, Свердловская область
Аннотация
В статье раскрываются результаты исследования психологических особенностей выбора профессии старшеклассниками с учетом актуального состояния рынка труда. На основе фактологического материала анализируются причины низкой эффективности профориентационной работы с молодежью. Рассматриваются профессиональные предпочтения и намерения обучающихся старших классов школ, перспективы развития профориентационной работы
Ключевые слова:
психологические особенности выбора профессии старшеклассниками, профориентация, профориентационная работа в школе, формы профориентаци-онной работы
еняющаяся социально-экономическая ситуация, содержательная и процессуальная трансформация процесса I профессионального самоопределения требуют принципиально новых подходов к содержанию и технологиям реализации профориентационной работы. В настоящее время динамичный рынок труда и образовательных услуг, активное прогнозирование развития перспективных отраслей и профессий будущего, интенсивные процессы зарождения новых профессий определяют спектр ключевых компетенций, которыми должен обладать профессионал. Безусловно, профориентация как система научно обоснованных мер, направленная на профессиональное самоопределение личности, должна учитывать как внешние аспекты развития современного общества, так и внутренние детерминанты выбора профессии самой личностью.
Как указывает Н. С. Пряжников, конечной целью системной профориентации является формирование субъекта самоопределения. На этом уровне, по мнению автора, человек готов самостоятельно и осознанно осуществлять ответственные жизненные и профессиональные выборы без посторонней помощи [5]. Активная фаза выбора профессии приходится на конец ранней юности. Э. Ф. Зеер, анализируя профессиональное самоопределение на различных стадиях становления личности, указывает, что в периоде реалистической оптации профессиональные планы юноши весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. В свою очередь, статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован [3]. Таким образом, если у большинства юношей и девушек выбор образовательного учреждения после окончания школы не обоснован в силу различных причин, то можем ли мы считать систему профориентации эффективной?
Профориентационная работа планово ведется не только каждой образовательной организацией, начиная с детского сада, но и будущими работодателями, организациями, предприятиями, заинтересованными в притоке молодых кадров. На наш взгляд, одной из причин низкой эффективности профориента-ционной работы является фрагментарное, поверхностное изучение психологических особенностей подростков и юношества, их интересов и намерений, ценностных ориентаций, профессиональных и жизненных установок, специфики и содержания профессионального самоопределения в целом. Искаженное представление о современной молодежи, выбирающей профессию, не позволяет осуществлять массовые и групповые формы
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
профориентационной работы на качественном уровне, что соответственно понижает эффективность воздействия.
Ряд кафедр ведущих университетов нашей страны уже давно ставят вопрос о пересмотре границ возрастных периодов и их качественного содержания. Однако такая научно-исследовательская работа требует значительных ресурсов и временных затрат, поэтому решить данную задачу на местном уровне позволяют локальные исследования. Приведем частичные результаты исследования, реализованного на базе Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета) в 2016-2107 годах Центром тестирования и профориентации.
Целью исследования являлось изучение психологических особенностей выбора профессии старшеклассниками, а также степени удовлетворенности профориентационной работой в школе. Выборка исследования составила 1438 человек. Распределение выборки по полу: девушки — 57 % (823), юноши — 43% (615); по классам: 9-й класс — 47%, 10-й класс — 27%, 11-й класс — 24%. Распределение выборки по месту жительства: г. Нижний Тагил — 74%, Горнозаводский округ — 26%.
В качестве инструментария исследования выступила специально разработанная анкета из 10 вопросов, содержащих вопросы с закрытыми вариантами ответов и возможностью множественного выбора и выбора собственного варианта ответа.
Указанные в данной публикации результаты исследования приводятся частично. На вопрос №1: «Чем бы Вы хотели заняться после окончания школы?» ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 1).
Анализируя распределение ответов на вопрос №1, можно отметить, что большинство учащихся связывают свои профессиональные планы с обучением в вузе, при этом только 13,7% собираются поступать в колледж. Обучающиеся 9-го класса составляют 47% выборки, что позволяет связать профессиональные планы большинства с поступлением в вуз. Однако следует отметить, что именно профессиональное образование в нашей стране выступает приоритетным направлением политики государства в сфере образова-
Рис. 1. Диаграмма «Распределение ответов респондентов на вопрос №1»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ния. За последнее время существенно сократилось количество вузов, как и количество бюджетных мест обучения по программам высшего образования, и эта тенденция будет сохраняться в течение ближайших 5-7 лет. Безусловно, описанная ситуация наглядно демонстрирует наличие противоречия между планами молодежи и социальным заказом государства.
Обращает на себя внимание желание школьников совмещать обучение с работой (11,8 %). В данном случае требуется более глубокий анализ тенденций в трудоустройстве студентов, обучающихся по очной форме обучения. Статистика вузов различных направлений подготовки будет, вероятно, существенно отличаться друг от друга, однако большинство опубликованных данных убедительно показывает, что более 70% студентов, совмещающих работу и обучение, работают не по специальности. В то время как для процесса профессионализации наиболее оптимальным и продуктивным опытом является работа по специальности.
На наш взгляд, существенный процент школьников (3,6%) не имеют четких и определенных планов профессионального будущего. 19,9% респондентов дали собственные ответы, многие из которых также характеризуют социальную незрелость личности: «Дождаться призыва в армию», «Не стану ни работать, ни учиться, хочу отдохнуть и развлечься», «Буду киберспор-тсменом», «Я выйду замуж». Умение старшеклассника строить жизненные планы и искать средства их реализации является центральным психологическим образованием (Д. И. Фельдштейн, 1995). Полученные данные позволяют предположить, что планы боле 20% выпускников оказываются либо нереалистичными, либо не связанными с будущей профессией. Указанная тенденция может свидетельствовать о многих социальных феноменах и явлениях, например: стремление молодых людей вести праздный образ жизни, отсутствие интереса к продуктивной самореализации в профессии, низкая субъектность личности, желание плыть по течению и прочее. С другой стороны, данная тенденция может рассматриваться как нарушение процесса профессионального самоопределения вследствие малопродуктивной профориентации и учебно-профессиональной деятельности, ведущей для данного возрастного периода.
Достаточно интересны и неоднозначны ответы на вопрос №2: «В какой сфере деятельности Вы хотели бы себя проявить?» Для ответа респондентам было предложено 42 варианта с возможностью выбора не более 4-х. Варианты ответов отражают большинство сфер профессиональной деятельности в области промышленности, образования, медицины, культуры и искусства, городского хозяйства, бизнеса.
В приведенной ниже диаграмме (рис. 2) указаны наиболее востребованные школьниками сферы, набравшие более 10% ответов респондентов.
Для более глубокого анализа такого распределения результатов необходимо иметь достаточно четкое представление о востребованности профессий на региональном рынке труда. По данным Департамента по труду и занятости населения Свердловской области на 2016 год, наиболее высокий спрос наблюдается на профессии водителей автомобилей, рабочие профессии в строительстве (арматурщик, бетонщик, каменщик, штукатур, плотник), рабочие профессии в сфере общественного питания (повар, кондитер, пекарь), врачей и инженеров, а также в сфере образования (учителя, воспитатели) [1].
Анализ результатов исследования (см. рис. 2) показывает, что далеко не все востребованные в регионе профессии попали в зону интересов школьников.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
0,00« 10,00% 20,00* Рис. 2. Диаграмма «Распределение ответов респондентов на вопрос № 2»
Рис. 3. Диаграмма «Распределение ответов респондентов на вопрос №2» (менее 5% выборов)
Ряд сфер профессиональной деятельности, такие как медицина, образование и воспитание являются привлекательными для школьников и входят в число наиболее востребованных в области, в то время как другие интересы и намерения не смогут быть в полной мере реализованы на рынке труда. Особенно остро дефицит вакансий в Свердловской области проявляется в сфере искусства и прикладного творчества, культуры, менеджмента, юриспруденции.
С другой стороны, прослеживается наличие противоречия между требованиями рынка труда и экономики области и интересами и намерениями выпускников школ. Обратимся к результатам исследования. На рис. 3 представлены те сферы профессиональной деятельности, которые являются наименее привлекательными для школьников. В приведенной диаграмме учтены ответы респондентов, набравшие менее 5% выборов.
Какие проблемы испытывает ваше предприятие при формировании кадрового состава?
дефицит квалифицированных рабочих (2-4 разряд)
дефицит рабочих высокой квалификации (5-6 разряд)
дефицит специалистов среднего звена (мастеров участков, технологов, нормировщиков, бригадиров и т.п.)
дефицит инженеров-технологов дефицит инженеров-конструкторов нет проблем
■ 30,77%
■ 35,26%
■ 33, 97%
■ 27,56%
1 1 12,82%
57,05%
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Рис. 4. Диаграмма «Настроения участников рынка труда. Работодатели»
Приведенные данные наглядно иллюстрируют наличие острого противоречия, описанного выше. Высокий спрос на специалистов в области промышленного инжиниринга, металлургии, горнодобывающей отрасли, строительства, естественный для промышленного Урала, не может быть полностью удовлетворен за счет молодых специалистов по причине крайне низкого интереса у выпускников школ. Согласно данным Ассоциации рекрутинговых агентств Урала на июнь 2016 года, только в Нижнем Тагиле коэффициент напряженности по рабочим профессиям составил 1,5, а коэффициент напряженности по инженерным кадрам — 1,69 [4]. В других крупных городах Свердловской области, имеющих промышленные площадки, указанные коэффициенты отклоняются в большую или меньшую сторону, и только в Екатеринбурге практически нет дефицита рабочих и инженерных кадров.
Опираясь на данные того же источника, рассмотрим ситуацию в контексте мнения работодателей (см. рис. 4) [4].
Дефицит квалифицированных кадров, указанный работодателями, связан не только с насущной потребностью в таковых, но и с социальными феноменами: старение населения, демографическая «яма», низкий престиж и популярность данных профессий среди молодежи, влиять на которые крайне сложно.
Таким образом, необходимо констатировать, что результаты профориен-тационной работы, осуществляемой на различных уровнях, демонстрируют свою несостоятельность и несоответствие реальным требованиям рынка труда. Безусловно, выбор профессии — решение самого субъекта профессионального самоопределения и на принятие этого решения влияет множество факторов, внешних и внутренних. Но именно грамотно выстроенная, научно обоснованная, комплексная профориентационная работа с применением инновационных методов позволит управлять процессом профессионального самоопределения и получать адекватные результаты.
Еще один вопрос требует освещения. Результаты исследования на вопрос № 3:«Вы уже выбрали профессию на сегодняшний день?» распределись следующим образом (см. рис. 5).
Полученные данные свидетельствуют, что большинство обучающихся (36% и 45%) определились с выбором профессии или с профессиональной сферой. Соответственно, повлиять на эти предпочтения с учетом требований рынка труда маловероятно, так как формально выбор профессии связан с выбором
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос №3
экзаменов ЕГЭ. Отрицательные ответы на вопрос составили 19% и содержат следующие варианты: «Нет, надеюсь на случай», «Нет, так как не задумывался над этим», «Нет, так как плохо знаю свои возможности», «Нет, так как не имею полных знаний о многих профессиях», «Нет, так как не знаю, где можно получить образование по интересующим профессиям», «Нет, так как не знаю, как выбирать профессию».
Приведенные отрицательные ответы составили одну пятую часть выборки и соотносятся с результатами ответов, полученными на вопрос №1. В данном случае следует уточнить, что определившаяся молодежь нередко допускает ошибки в выборе профессии, а наличие выбора не является гарантией его адекватности, однако это свидетельствует о наличии профессионального плана и оформившихся намерениях. Напротив, отсутствие выбора профессии указывает не только на наличие сомнений в своих способностях, поверхностное представление о себе, но и на недостаток ресурсов для решения этой проблемы (кругозор в области профессий, знание ситуации на рынке труда и образовательных услуг).
Особый интерес для специалистов в области профориентации представляют данные о факторах, определяющих выбор профессии. Вопрос №4: «На Ваш выбор влияют разные факторы. Отметьте, что (или кто) в большей степени влияет на ваш выбор профессии». Предложенные варианты ответов необходимо было оценить по 10-балльной шкале от 1 до 10, где 1 — самое незначительное влияние, а 10 — самое большое (см. табл. 1).
Таблица 1
Результаты ранжирования ответов респондентов на вопрос №4
Фактор выбора профессии Ранг фактора
Семья, родители 1
Средства массовой информации, Интернет 2
Школа, учителя 3
Материальное положение в семье 4
Интересы и наследственные задатки 5
Сверстники, друзья 6
Дополнительные занятия в кружках, спортивных секциях 7
Случайные обстоятельства (укажите, какие) 8
Художественная литература 9
Консультация психолога 10
Наиболее значимым фактором выбора профессии является мнение родителей. В последние 15-20 лет опора на мнение родителей и семьи является традиционной, она укрепляет собственную позицию или заменяет ее при слабой субъектности и низкой социальной зрелости. Самостоятельный выбор профессии школьниками в большинстве случаев является затруднительным вследствие высокой ригидности, инертности, конформности, пассивности в ситуации самоопределения [2]. Такие данные свидетельствуют о необходимости расширения работы с родителями, введения привлекательных разнообразных форм, которые обеспечат устойчивый выбор профессии косвенным путем.
Вторым по значимости фактором являются средства массовой информации, в частности интернет. То есть определяющим фактором для старшеклассника может стать специальный портал для абитуриентов, страница вуза ВКонтакте или грамотно составленный, красочный on-line справочник абитуриента. Данное направление профориентационной работы является пока для России новым и остро нуждается в разработке с применением ИКТ-тех-нологий.
На третьем месте рейтинга — влияние школы и учителей, что является закономерным, так как именно в школе профориентационная работа организовывается целенаправленно и постоянно.
Некоторые ответы респондентов на данный вопрос вызывают опасения: «Случайно узнала об этой профессии, и она мне понравилась», «Наличие свободного времени», «Куда бесплатно смогу попасть», «Поступление не по желанию, а по возможности», «Резкое желание попробовать себя в чем-то», «Вдруг я однажды найду себя в области, о которой и не думала даже». Количество таких ответов незначительно, но они ярко иллюстрируют тенденции, описанные выше.
Последнее место в рейтинге занимает консультация психолога, несмотря на то, что именно она позволяет решать проблему индивидуально. Одной из причин такого положения является отсутствие бесплатной квалифицированной психологической помощи в выборе профессии или ее низкое качество, а также невысокая популярность платных услуг.
Немаловажным является мнение обучающихся о формах профориента-ционной работы. Ответы на вопрос №7: «Какие формы профориентационной работы в школе Вы считаете наиболее эффективными для вашего профессионального самоопределения?» представлены в таблице 2. Предложенные варианты ответов необходимо было оценить по 10-балльной шкале от 1 до 10, где 1 — наименее эффективна, а 10 — наиболее эффективна.
Таблица 2
Результаты ранжирования ответов респондентов на вопрос №7
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Форма, метод профориентационной работы Ранг фактора
Встречи с представителями профессий 1
Дни открытых дверей в учебных заведениях 2
Экскурсии на предприятия 3
Тематические классные часы, викторины 4
Факультативы, кружки, секции 5
Свой вариант: 6
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Очевидно, что наиболее привлекательными для школьников являются контактные формы работы, когда можно непосредственно пообщаться с представителями профессий, получить консультацию, ответы на вопросы, увидеть реальные условия труда, осуществить профессиональную пробу на мастер-классах в вузах или экскурсиях на предприятия. Предложенные респондентами собственные варианты ответов можно расценить и как руководство к действию, и как повод для размышлений: «Мы практически никуда не ходим, есть только классные часы», «Работа во время каникул», «Индивидуальная работа с каждым», «Мастер-классы по профессиям», «Личная работа с психологом», «Больше опытов и практических работ на уроках», «Практическая деятельность в определенных сферах».
На наш взгляд, в указанных формах есть значительный инновационный потенциал, заключающийся в поиске и отборе актуального содержания, четкая практическая направленность, интеграции всех участников профориен-тационной работы и совместной оценке ее продуктивности.
В целом результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
Сохраняется необходимость глубокого, качественного и регулярного изучения психологических особенностей обучающихся, выбирающих профессию.
Необходима разработка комплекса мер по устранению острого противоречия между актуальными потребностями рынка труда и профессиональными интересами и намерениями старшеклассников.
Высокая значимость продуктивной профориентационной работы для социально-экономического развития региона обуславливает не только ревизию имеющихся программ различного уровня, но и разработку и внедрение инновационных технологий и форм профориентации.
Литература
1. Департамент по труду и занятости населения Свердловской области // Статистика вакансий [Электронный ресурс] // URL: http://szn-ural.ru/ statistics/index.
2. Дикова В. В. Специфика профессионального самоопределения подростков в постиндустриальном обществе: из опыта консультирования // Профессиональная ориентация. — 2015. — № 1. С. 15-23.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессии: Учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
4. Информационный дайджест «Рынок труда Свердловской области». — Вып. 2: Кадры для промышленности [Электронный ресурс] // URL: http://qoo. by/26JZ.
5. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 496 с.