Ходжаев Хасан Ашурович,-
старший преподаватель кафедры таможенной службы ТГУПБП
ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Республика Таджикистан проводит активную политику в сфере политического и экономического сотрудничества со многими странами мира, постепенно наращивает объём своего экспортного потенциала. Во внутренней политике во главу угла ставятся задачи активизации поиска путей нахождения наиболее приемлемых методов проведения экономической реформы, расширения и углубления рыночных отношений в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания и др. В рамках проводимой реформы принимаются меры по осуществлению структурной перестройки экономики, реструктуризации финансово-банковской системы и достижению более высокого уровня макроэкономических показателей.
В настоящее время в Республике Таджикистан законодательством либерализованы внешняя и внутренняя торговля, цены, операции на валютном рынке, отменены процедуры квотирования, лицензирования и ограничение на экспорт. Также приняты меры по обеспечению равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности.
В соответствии с действующими законодательными актами Республики Таджикистан иностранные инвестиции не подлежат национализации, зарубежным инвесторам гарантируется перевод их доходов, полученных ими на законных основаниях, в иностранной валюте.
Таким образом, поэтапно формируются условия, благоприятствующие дальнейшему расширению международного экономического сотрудничества. К важнейшим приоритетным направлениям, обеспечивающим взаимовыгодное сотрудничество, можно отнести гидроэнергетику, горнодобывающую и горноперерабатывающую промышленность, добычу, переработку драгоценных металлов и камней, производство строительных материалов, переработку продукции сельского хозяйства.
Законодательством Республики Таджикистан допускается также акционирование предприятий, часть акций которых могут приобрести зарубежные инвесторы.
Экономическое сотрудничество с РТ может быть выгодным и во многих других сферах, например, таких как: текстильная и лёгкая промышленность, пищевое и кондитерское производство, медицина и фармацевтика, производство медицинской техники, телекоммуникации, строительство курортных и туристических объектов, научно-техническое сотрудничество и подготовка кадров.
Что касается экспортных возможностей Республики Таджикистан, то они в настоящее время несколько ограничены рамками поставок в основном хлопка-волокна, первичного алюминия, концентрата горно-обогатительных предприятий и некоторых других видов сырья. Но в перспективе есть все основания для увеличения объемов внешнеторгового оборота за счёт таких видов продукции, как виноматериалы, сухофрукты, кожевенное сырьё, шерсть, изделия из драгоценных металлов и камней и др.
Для расширения международного экономического сотрудничества большое значение имеет вхождение Республики Таджикистан в систему важнейших международных экономических интеграционных объединений с целью использования их потенциала для ускорения постконфликтного миростроительства, создание в стране необходимых рыночных механизмов с современной развитой инфраструктурой. В этом отношении Республика Таджикистан отдаёт приоритет своему участию в таких интеграционных объединениях, как Содружество Независимых Государств, ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ, Организация Исламской Конференции. Однако это не означает, что Республика Таджикистан не должна быть открыта для остальных частей мира.1
В последние годы в республике проводится большая законодательная работа в сфере экономических и внешнеэкономических отношений. При этом необходимо признать, что в экономике нет ничего постоянного и раз и навсегда устоявшегося. Сама экономика меняется, реформируется, появляются новые конъюнктуры на мировом рынке, происходят процессы, меняющие межгосударственные и иные отношения, которые не должны быть не замеченными.
В ходе осуществления реформы и расширения рыночных отношений в экономике предполагается внимательно проанализировать пройденный путь, выявить положительные и отрицательные моменты прошедшего периода, уважительно отнестись к опыту соседних стран и мирового сообщества в целом.
В условиях Таджикистана, где в ближайшие годы ещё будет иметь место высокий уровень естественного прироста населения, регулируемые рыночные отношения не должны лишать наше население доступа к науке, образованию и услугам здравоохранения.
Располагая свободой действий в сфере бизнеса и в целом предпринимательства, можно добиться заметных успехов в стабилизации отечественной экономики путем её структурной перестройки, включая реструктуризацию финансово - банковских, налоговых, бюджетных и других органов, помогающих проведению реформы и развитию рыночных отношений.
1
Назаров Т.Н. Таджикистан: экономический рост, интеграция и региональное сотрудничество. - Душанбе, 2004.
Известно, что экономика сама по себе является сложным механизмом, развитие которого постоянно порождает всё новые проблемы, особенно при разработке макроэкономической политики. Совершенно очевидно, что проведение экономической реформы в современных условиях - явление, комплексное охватывающее все стороны современного развития и, следовательно, являющееся многофакторным.
2009 год для Республики Таджикистан в целом оказался годом стабильным, несмотря на продолжение мирового финансово-экономического кризиса и нехватку электроэнергии в осенне-зимний период.
В результате принятия антикризисных мер, развития экономических реформ и необходимого использования имеющихся средств в основном удалось обеспечить планомерное развитие национальной экономики.
Объём валового внутреннего продукта страны составил 20 миллиардов 623 миллиона сомони, что на 3,4 процента больше по сравнению с 2008 годом. Развитие экономики было в основном обеспечено за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции, объёмов розничной торговли и услуг в отрасли транспорта.
Уровень инфляции равнялся 5-ти процентам, что 2,4 раза ниже уровня 2008 года и в 2,6 раза меньше по сравнению с прогнозным показателем.
Мировой финансово - экономический кризис оказал огромное воздействие, прежде всего, на деятельность ориентированных на экспорт отраслей, на финансовую и банковскую систему, на платёжный баланс и внешнюю торговлю республики.
В результате этого темпы роста валового внутреннего продукта оказались на 4,5 процента ниже показателей аналогичного периода 2008 года и на 3,7 процента ниже прогнозных показателей, принятых на 2009 год.
Анализ показателей национальной экономики выявил, что на дальнейшем росте ВВП особенно отрицательно сказались сокращение внешнеторгового оборота на 23 процента и уменьшение финансирования капитальных вложений на 15 процентов, а также снижение объёмов промышленной продукции на 6 процентов и, наряду с этим, низкий уровень использования производственных мощностей промышленных предприятий.
Государственный бюджет Республики Таджикистан за 2008 год был выполнен на 99,7 процента, план по внутренним налоговым платежам и налогам выполнен на 90 процентов.
Общий объем предоставленных банковских процентов возрос на 12,4 процента и составил 4,4 миллиарда сомони.
Объем капитальных вложений за счёт всех источников финансирования составил 3,7 миллиарда сомони, что на 15 процентов меньше по сравнению с 2008 годом.
В настоящее время в нашей стране реализуются 59 инвестиционных проектов, общая стоимость которых составляют 8 миллиардов 800 миллионов сомони.
В 2009 году, вследствие финансовых трудностей, нехватки электроэнергии и сырья, промышленными предприятиями страны произведено продукции по сравнению с 2008 годом на 20 миллионов сомони меньше.
Снижение объёмов производства промышленной продукции произошло на предприятиях пищевой, лёгкой химической, нефтехимической промышленности, топливно - энергетического комплекса и цветной металлургии.
С целью развития отраслей промышленности были приняты и реализуются многочисленные постановления и программы. Это программы развития отрасли по переработке золота и серебра, драгоценных и самоцветных камней, лёгкой промышленности, отраслей по переработке хлопка-волокна, производства готовой продукции из первичного алюминия, отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции из первичного алюминия, развития отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции и промышленности стройматериалов и т.д.
В ходе их реализации в 2009 году были введены в строй 73 новых промышленных предприятия и ряд временно простаивавших предприятий, благодаря чему было создано около 7 тысяч новых рабочих мест. Следует отметить, что впервые за последние пять лет был остановлен процесс снижения доли промышленной продукции в общей структуре ВВП и обеспечен её рост по сравнению с 2008 годом на 0,3 процента.
Основными факторами сокращения производства товаров и промышленной продукции являются, с одной стороны, снижение спроса на отечественную продукцию на мировом рынке, нехватка оборотных средств и недостаточная достижимость банковских кредитов для реального сектора, а с другой стороны - наличие многочисленных недостатков в реализации отраслевых программ и недостаточное использование имеющихся резервов и возможностей.
В 2009 году лишь 58% из 824 промышленных предприятий увеличили объём производства продукции по сравнению с 2008 годом, на 31% остальных предприятий объём производства сократился, а 11% предприятий вообще простаивали.
Наряду с этим, промышленные предприятия производят мало качественной продукции, отвечающей требованиям рынка, из-за чего остатки товаров на складах предприятий превышают сумму в 124 миллиона сомони.
В последние годы Правительство Республики Таджикистан проводит большую роль работу по развитию отрасли энергетики. В настоящее время за счет привлечения государственных средств и иностранных инвестиций реализуются 9 инвестиционных проектов, общая стоимость которых превышает 2 миллиарда 625 миллионов сомони.
В 2009 году была введена в действие ГЭС «Сангтуда-1», ускоренными темпами ведётся строительство ГЭС «Сангтуда-2» и Рогунской электростанции. Наряду с этим, в рамках долгосрочной программы
строительства каскада малых ГЭС на 2009-2020 годы было построено и сдано в эксплуатацию 50 таких электростанций.
В 2009 году добыча топлива осуществлялась на 16 нефтяных и угольных месторождениях и в 14 угольных шахтах. Производство нефти и газа по сравнению с 2008 годом увеличилось на 1,2 % и 35,4% соответственно, однако добыча угля сократилась на 11%.
В настоящее время за счёт использования крупных государственных средств и иностранных инвестиций в целом строится, реконструируется и модернизируется 1 тысяча 200 километров автомобильных дорог, 14 км туннелей, 93 моста и 5 км противооползневых объектов. Наряду с использованием государственных средств, реализуются 13 инвестиционных проектов, общая стоимость которых составляет 2 миллиарда 860 миллионов сомони. Главная задача - вывести свою страну из коммуникационной зависимости, и учитывая жизненное значение этого вопроса, а также с целью превращения Республики Таджикистан в транзитную территорию, будет обновляться инфраструктура автомобильного транспорта, приняты меры её соответствия с мировыми стандартами.
В 2009 году доходы от тарифов отраслей связи с учётом частных операторов составили 1 миллиард 100 миллионов сомони, что на 13% больше, чем в 2008 году.
Количество абонентов мобильной связи достигло 5 миллионов человек, а пользователей сети Интернет - 505 тысяч человек. По сравнению с 2008 годом оно увеличилось соответственно на 51% и 14%.
Сельскохозяйственная отрасль играет важную роль в реализации одной из стратегических целей государства, связанной с обеспечением продовольственной безопасности страны и улучшением экономического положения населения.
В 2009 году общий объём сельскохозяйственной продукции, произведённой субъектами всех форм хозяйствования, составил 7 миллиардов 900 миллионов сомони, что на 10% больше, чем в 2008 году.
С целью обеспечения населения зерном собственного производства, площадь посевов зерновых была доведена до 360 тысяч гектаров, в результате чего в стране впервые было произведено 1,5 миллиона тонн зерна, что на 37% больше, чем в 2008 году.
В 2009 году, с целью поддержки сельскохозяйственной отрасли, в том числе хлопководства, было выделено и выдано через банки 180 миллионов сомони.
Кроме того, реализуются 11 инвестиционных проектов на общую сумму около 1 миллиарда сомони, направленных на увеличение сельскохозяйственного производства, восстановление оросительных сетей, управление водными ресурсами и орошение безводных земель.
В 2009 году на обеспечение отрасли образования был выделен 1 миллиард сомони, что на 40% больше, чем в 2008 году. Только в течение одного 2009 года в стране было построено и сдано в эксплуатацию 210 школ
на 35 тысяч учащихся. Активно внедряется компьютеризация народного образования. 2010 год в Республике Таджикистан объявлен Годом образования и технической культуры.
В 2009 году за счёт государственного бюджета было построено, отремонтировано, модернизировано и оснащено медицинским оборудованием 23, а в рамках инвестиционных проектов - 110 медицинских объектов.
Согласно статистическим данным, в 2009 году денежные доходы населения увеличились по сравнению с 2008 годом на 12%. 1
Таким образом, главным и решающим условием достижения консолидации общества было и остаётся решение вопросов социально-экономических преобразований, проведение экономической реформы, повышение уровня жизни населения, сокращение количества безработных.
В условиях глобализации экономики и расширения интеграционных процессов нет альтернативы партнёрству в сфере международного экономического сотрудничества.
Внешнеполитический курс Правительства Республики Таджикистан основан на прочном фундаменте дружбы, укрепления доверия, взаимного уважения и конструктивного сотрудничества.
В новых условиях внешняя политика страны за короткий срок добилась масштабных успехов. Если 4-5 лет назад большое внимание уделяли вопросам безопасности границ и борьбе с новыми угрозами и вызовами, то сегодня основными вопросами повестки дня на различных уровнях является экономика.2
Сегодня Таджикистан имеет товарооборот более чем со 100 странами разных континентов планеты.
Таджикистан успешно сотрудничает со всеми соседями по Центральной Азии, а также с Россией, Китаем, США, странами Евросоюза, Ираном, Афганистаном, Индией, Пакистаном, арабскими государствами, расширяются взаимоотношения с Японией, Южной Кореей и другими странами Юго-Восточной Азии.
Россия является главным стратегическим партнёром Таджикистана. Это особенно ощутимо в экономическом сотрудничестве. Товарооборот между Таджикистаном и Россией из года в год набирает силу. Введена в действие ГЭС «Сангтуда-1». Необходимо отметить, что строительство ГЭС является самым крупным совместным проектом России на пространстве СНГ.
Кроме того, Россия является крупнейшим торгово-экономическим партнёром Таджикистана. В 2008 году объём товарооборота между нашими
Э. Рахмон. Выступление Президента на расширенном заседании Правительства, посвящённом итогам социально-экономического развития страны в 2009 г. и задачам на 2010г.-/Народная газета.-№5 от 3.02.2010.
2 Хамрохон Зарифи, министр иностранных дел Республики Таджикистан. Дипломатия дружбы и добрососедства./Азия-плюс.-№34 от 20.08.2008.
странами впервые превысил 1 млрд. долларов и составил более 1 млрд.200 млн. долларов.
Политика «открытых дверей», объявленная Правительством страны в 2005 году, приобретает всё более качественный уровень, расширяя географию и спектр охватываемых проблем внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: политическое и экономическое сотрудничество, экспортный потенциал, политика «открытых дверей», акционирование предприятий, внешнеторговый оборот, интеграционные объединения.
Key words: political and economical cooperation, the export potential, the policy of "open doors", the sharing (stock holding) enterprises, foreign trade circulation, integrative union
Ходжаев Х.А.
Влияние интеграционных процессов на экономический рост Республики Таджикистан
В Республике Таджикистан поэтапно формируются условия, благоприятствующие дальнейшему расширению международного экономического сотрудничества. К важнейшим приоритетным направлениям, обеспечивающим взаимовыгодное сотрудничество, можно отнести гидроэнергетику, горнодобывающую и горноперерабатывающую промышленность, добычу, переработку драгоценных металлов и камней, производство строительных материалов, переработку продукции сельского хозяйства. Автор статьи с помощью конкретных примеров подтверждает, что политика «открытых дверей», объявленная Правительством страны в 2005 году, приобретает всё более качественный уровень, расширяя географию и спектр охватываемых проблем внешнеэкономической деятельности.
Khodjaev Kh.A.
The influence of integration processes on the economical growth of Tajik Republic.
The conditions which are favorable to further extension of international economical cooperation are formed stage by stage in the Republic of Tajikistan.
To the most prior directions providing mutual cooperation we can refer the hydropower engineering, mining and mine processing industry, mineral products, processing of precious metals and stones, the production of construction materials, processing of agricultural productions. The author of the article, by vivid and concrete examples confirms that the policy of "open doors", declared by Government of the country from 2005, gains the more qualitative level, extending the geography and the spectrum of the foreign economic activity.
Муртазокулов Махмуджон Ризокулович,-
старший преподаватель кафедры математических
методов в экономике ТГУПБП
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ
Перед тем как говорить о денежно-кредитной политике своей страны, нам необходимо ознакомиться с политикой других стран, изучить ход реализации денежно-кредитной политики в этих странах. Ведь опыт