Каримова Шахло Каримджоновна,
ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита ТГУПБП
ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Активизация инвестиционных процессов в Республике Таджикистан в реальном секторе экономики должна проходить по четким инвестиционным программам и проектам. Отбор объектов для инвестирования должен осуществляться по крите-рию-максимум эффективности при наименьших затратах средств и времени. Причем по каждому объекту за счет выделяемых инвестиций должен решаться комплекс современных проблем производства:
-экономических, т.е производство высокоэффективной конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках продукции;
-экологических, т.е концентрации выбросов и сбросов вредных ингредиентов ниже уровня предельно допустимых концентраций;
-технологических, т.е применение высоких малоотходходных и безотходных экологически чистых технологий, гарантирующих выпуск продукции новых поколений высокого качества и спроса потребителей.
Наряду с этими задачами предстоит решить и проблему совершенствования структуры материального производства, ликвидировать образовавшиеся диспропорции между основными отраслями экономики и инфраструктурными отраслями.
Восстановление экономики Республики Таджикистан потребует больших усилий капитального строительства. Капитальное строительство во многом будет определять развитие экономики страны, решение социальных проблем и создавать потенциал производства на будущее. Надо формировать рыночный инвестиционный климат, для которого характерно стремление предпринимателей развивать действующее и налаживать новое производство, внедрять новую технику и технологии, с тем чтобы поставлять на рынок продукцию, пользующуюся спросом, опережать конкурентов. Задача ученых и практиков - обеспечить взаимодействие частного и государственного сектора, т.е способствовать развитию государственночастного диалога с учетом предложений бизнес-сообщества. Подготовка механизмов партнерства государственных органов и частных секторов, привлечение внутреннего и внешнего капитала, активное участие частного сектора в развитии экономики и превращение его в надежного партнера создадут основу стабильного развития. По мнению большинства авторитетных экспертов, такое партнерство сегодня является двигателем экономики многих стран, таких как Россия, Казахстан и др. Безусловно, оно является своего рода стимулирующим фактором для привлечения частного капитала не только в различные отрасли экономики, но и в социальную сферу.
Примеров, когда государство поддерживает бизнес льготными кредитами, субсидиями, гарантиями на получение долгосрочных кредитов, и когда в ответ на эту поддержку бизнес, т.е частный сектор, помогает государству решать социальные проблемы (строительство жилья, объектов культурно-бытового назначения и др), можно привести очень много.
Надо создать более благоприятные условия для частного предпринимательства, улучшать деловой и инвестиционный климат, поощрять частную инициативу, развивать малый и средний бизнес в Республике Таджикистан. Все эти благоприятные условии дают возможность планировать бизнес на много лет вперед.
Как подчеркивают П.Т. Бабаджанов, А.Б. Тохиров, а также международные специалисты, у нас в Таджикистане достаточно развитое действующее законодательство и в целом оно во многом соответствует международным правовым стандартам. Вопрос в другом: насколько оно осуществляется практически. Надо обеспечить и регулировать дисциплину выполнения налоговых обязательств на высшем уровне. Поступления средств в бюджет должны увеличиваться не за счет повышения ставок налогов, а за счет увеличения количества налогоплательщиков, т.е предпринимателей, расширения налогооблагаемой базы.
Привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику способствует развитию экономического роста Республики Таджикистан. Финансирование иностранных инвестиций международными организациями осуществляется путём предоставления кредитов. Крупные иностранные инвестиции в Республику Таджикистан осуществляются мировыми финансовыми институтами. В настоящее время Республика Таджикистан тесно сотрудничает с международными финансовыми организациями, такими как: Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Международный банк реконструкции и развития.
Безусловно, сотрудничество с мировыми финансовыми институтами способствует развитию экономического роста Республики Таджикистан, повышению уровня жизни населения страны, обеспечивает увеличение производства товаров и услуг. Наиболее яркими примерами являются Исламский банк развития и Азиатский банк развития. Исламский банк развития и Азиатский банк развития вкладывают достаточно большие финансовые вложения в Республику Таджикистан, такие как:
- строительство малой ГЭС «Марзич» в Айнинском районе Согдийской области мощностью 4,3 МВт и стоимостью 3,35 млн. долларов при финансировании Исламского банка развития;
- строительство малой ГЭС «Джик» мощностью 260 кВт и стоимостью 1,44 млн сомони при финансировании Азиатского банка развития;
- проект «Микрокредиты в Республики Таджикистан» совместно с Исламскам банком развития стоимостью 1,08 млн долларов. Этот проект позволяет формировать основу для развития микрокредитной системы в Республике Таджикистан и дает возможность негосударственным микрокредитным организациям нашей страны сотрудничать с международными финансовыми институтами (3, 166).
Достаточно большие финансовые вложения в Республику Таджикистан идут из иностранных государств, таких как: Китай, Россия, Иран, Турция, Казахстан. Это
сотрудничество в сфере инвестирования принесет огромные выгоды национальной экономике и населению Республики Таджикистан. Особенно значительные финансовые вложения в Республику Таджикистан идут из Китая, России и Ирана. Нужно изучать положительный и отрицательный опыт организации производства в предшествующие периоды нашей экономики. Лучшее из этого опыта следует полнее использовать в практике развития производительных сил Республики Таджикистан.
Разделы национальной стратегии развития, которые включают в себя задачи по реформе государственного управления, улучшению инвестиционного климата, развитию частного сектора и предпринимательства, региональному сотрудничеству и интегрированию в мировую экономику, направление на создание общих структурных условий - все это в общей сложности способствует экономическому росту и достижению основных целей развития страны. На этой основе с целью достижения больших успехов проведена значительная работа по созданию благоприятных условий инвестирования, большего привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, координацию внешней помощи, поддержке и развитию предпринимательства, а также эффективному использованию государственного имущества в рамках полномочий единого центрального органа исполнительной власти.
В годы независимости проведено несколько международных мероприятий по оказанию помощи Таджикистану, в том числе консультативная встреча с партнерами по сотрудничеству зарубежных стран, международными финансовыми организациями и улучшению процесса привлечения и использования внешней помощи, в связи с чем заметно усовершенствованы направления координации внешней помощи.
С этой целью по инициативе главы государства в 2010 году прошел Форум развития Таджикистана в рамках Национального совета развития при Президенте Республики Таджикистан с целью обсуждения важных социально - экономических проблем, в работе которого приняли участие Президент Республики Таджикистан Эмо-мали Рахмон, высокопоставленные представители организаций - партнеров по развитию и общественные организации. В данном мероприятии участвовали представители более 20 стран мира и 19 авторитетных международных организаций.
В процессе обсуждения и обмена мнениями Правительством Республики Таджикистан и партнерами принято совместное Коммюнике, которое станет надежной базой расширения дальнейшего сотрудничества и привлечения дополнительных ресурсов по обеспечению роста макроэкономического развития, реформы государственного управления, улучшению предпринимательского климата и привлечению инвестиций и в целом для дальнейшей реализации экономических реформ.
Велик непосредственный вклад Правительства Республики Таджикистан как в упрочение партнерских отношений, так и в расширение регионального и международного сотрудничества, т.к. за этот период возрос авторитет Таджикистана как государства - члена международного сообщества на мировой арене и он признан независимым, обладающим национальными ценностями, политической волей и динамично развивающимся экономическим потенциалом.
Формирование инвестиционных проектов Таджикистана начато партнерами по развитию с 1997 года. В течение 1997-2009 годов, согласно подписанным согла-
шениям, общий объем инвестиций составил 2338,63 млн. долларов США, в том числе кредитные средства на реализацию инвестиционных проектов - 1891,54 млн. долларов США, или 77,89% от общего бюджета инвестиционных ресурсов, грантовые средства соответственно 290,67 млн. долларов США, или 12,43%, вклады Правительства Республики Таджикистан - 183,69 млн. долларов США, или 7,85%, другие источники - 42,73 млн. долларов США или 1,83% (3, 174).
Объем освоенных за этот период инвестиционных средств составил 1792,33 млн. долларов США, или 76,64% от общей суммы, предусмотренной в этих инвестиционных соглашениях, в том числе обьем освоенных кредитов - 1458,32 млн. долларов США, грантовые средства 214,43 млн. долларов США, вклад Правительства Республики Таджикистан - 93,33 млн. долларов США и освоение других средств - 26,26 млн. долларов США (3, 175).
Только в течение 2012 года для реализации 27 новых инвестиционных проектов подписаны соглашения с международными финансовыми организациями и для их осуществления привлечено 559,70 млн. долларов США, в том числе кредитные средства в сумме 334,20 млн. долларов США и грантовые в сумме 225,50 млн. долларов США.
Согласно статистическим отчетам, в течение последних лет в экономику Республики Таджикистан привлечено прямых иностранных инвестиций на сумму 1,6 млрд. долларов США. В 2010 году в экономику страны привлечено иностранных инвестиций на сумму 459,1 млн. долларов США, из них 230,9 млн. долларов США являются прямыми инвестициями (4, 255).
Известно, что привлекаемая внешняя помощь направлена на реализацию Стратегии снижения уровня бедности в стране. В связи с этим Республика Таджикистан стала членом Парижского клуба в целях упорядочения отношений с партнерами по развитию и обеспечения внешней помощи в приоритетные направления страны. На основе данного Соглашения все партнеры по развитию осуществляют свою деятельность по развитию приоритетных отраслей страны только в непосредственном сотрудничестве с Правительством Республики Таджикистан.
В то же время в 2009 году между Правительством Республики Таджикистан и партнерами по развитию подписана совместная Стратегия странового сотрудничества, целью которой является повышение уровня взаимного сотрудничества и улучшение эффективности использования внешней помощи. В целях принятия своевременных мер при Президенте РТ образован Консультативный совет по улучшению инвестиционного климата. На своих регулярных заседаниях данный Совет рассматривает важные вопросы инвестирования и предпринимательства и принимает соответствующие меры по решению каждой из этих проблем.
В течение 1991-2012 годов в Таджикистане построены и сданы в эксплуатацию 235 малых ГЭС, общая мощность которых составляет 16,0 мВт. В рамках «Долгосрочной программы возведения малых ГЭС на период 2009-2010 годов» построено и сдано в эксплуатацию 73 малых ГЭС (4, 181).
В общей сложности Таджикистан добился значительных экономических успехов, в число которых входят:
- переход страны к рыночной экономике, появление различных видов собственности, в том числе частной;
- восстановление торговых отношений с зарубежными странами, членство во влиятельных региональных и международных организациях;
-строительство железных и автомобильных дорог. Для сокращения расстояния между регионами республики за годы независимости были проложены и сданы в эксплуатацию туннели в направлении Душанбе-Худжанд и Душанбе-Нурек-Куляб. В этом направлении продолжаются работы по строительству и других туннелей. В перспективе намечено строительство автодороги для связи трех персоязычных государств -Таджикистана, Афганистана и Ирана;
- с целью обеспечения энергетической независимости страны строительство ГЭС, в том числе строительство и сдача в эксплуатацию ГЭС «Сангтуда-1», ГЭС «Сангтуда-2», продолжение строительных работ на ГЭС «Рогун» и других малых и больших станциях;
- для обеспечения продовольственной безопасности страны проделана значительная работа, приняты отраслевые программы, способствующие росту производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также повышению благосостояния населения страны. Следует отметить, что для реализации данных программ предусматриваются значительные средства в государственном бюджете;
- создание малых и крупных сельскохозяйственных и промышленных предприятий, культурно-бытовых учреждений, дворцов культуры, жилых сооружений и лечебно-оздоровительных объектов;
- 2000-2008 годы являются периодом начала прогресса и нововведений, финансовой реформы в финансовой и налогово-бюджетной политике.
Начиная с 2006 года впервые началась разработка среднесрочного перспективного государственного бюджета на три года вперед, на основе которого была продолжена финансовая реформа в сфере налогово-бюджетной политики, реализованы среднесрочная Программа расходов, Стратегия снижения внешнего долга и Стратегия снижения уровня бедности и ежегодное увеличение бюджетных вливаний на социальные отрасли. Для сравнения: если общий объем бюджетных расходов в 2001 году по всем финансовым показателям составил 314,0 млн. сомони, то в 2005 году этот показатель составил 1,2 млрд. сомони, а в 2011 году - свыше 8,5 млрд. сомони, что в 27 раз больше показателей 2001 года. Если в 2001 году на социальные отрасли было направлено 126,0 млн. сомони, или 40% государственного бюджета, то в 2012 году эта цифра достигла более 4 млрд. сомони, что в 33 раза больше и составляет 50% бюджетных расходов. В том числе увеличено финансирование сферы образования в 28 раз, здравоохранения - в 27, социальной защиты в 33, культуры в 30 соответственно, а также других отраслей экономики (3, 165).
С 2007 года государственный бюджет наряду с социальным принял прогрессивный характер, осуществляя финансирование роста реальной экономики - промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, коммуникаций, малого и среднего предпринимательства, а также основных капиталовложений. Сегодня эти вливания в данные направления составляют более 25% от общего объема государст-
венного бюджета. За последние годы преодолен ряд имеющихся трудностей и препятствий новой формации, заложен фундамент независимого государства, дан старт великим созидательным начинаниям и глубоким социально-экономическим преобразованиям: обеспечение энергетической независимости, вывод страны из коммуникационного тупика и обеспечение продовольственной безопасности превращены в стратегию и главные направления государственной политики.
Список использованной литературы:
1. Гитман Л.Дж, Джонк М.Д. Основы инвестирования. -М: Дело, 1999.
2. Факов В.Я. Инвестиционно-кредитный словарь. -М: Международные отношения, 2001.
3. Шарифзода А., Асадов А. Таджикистан. -Душанбе: Ирфон, 2011.
4. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. -Душанбе: Агентство по статистики при Президенте РТ, 2011год.
Ш.К. Каримова
Пути активизации инвестиционных процессов в Республике Таджикистан
Ключевые слова: инвестирование, предпринимательство, стратегия, партнерство,
преобразование, реконструкция
Данная статья посвящена изучению путей активизации инвестиционных процессов в экономике Республики Таджикистан. Следует отметить, что инвестиция - это осознанный отказ от текущего потребления в пользу возможного относительно большого дохода в будущем, который, как ожидается, обеспечит и большее суммарное потребление.Следует отметить, что инвестиция -это весьма сложное, неоднозначно трактуемое и, в принципе, трудно реализуемое в практической плоскости понятие. Является общепризнанным тот факт, что жизнеспособность и процветание любого бизнеса любой социально-экономической системы в значительной степени зависит от рациональной инвестиционной политики. Как показано в данной статье, эта политика затратна и рискованна по определению. Нужно отметить, что инвестиция-это всегда изменение, осознанное отклонение от рутинного течения, попытка заглянуть в будущее.
Sh. K. Karimova
The Ways of Activization of Investitive Processes in Tajikistan Republic
Key words: investiture, entrepreneurship, strategy, partnership, transformation, reconstruction
The article dwells on the studies of the ways of activization of investitive processes in the economy of Tajikistan Republic. It is worth mentioning that investiture is а conscientious refusal from current consumption in favor of a relatively potential income in future; the former being expected to provide greater summary consumption. Into the bargain, investiture is a rather complicated concept, non-unilaterally treated and hardly realizable in practical plane principally. It is common khowledge that vitality and efflorescence of any business in any social-political system considerably depends on rational investitive policy. The latter requires great expenses and is rather risky. One should emphasize that investiture is always a change, targeted deviation from routine, an attempt of looking into the future.