Л.Е. Радченко,
канд. соц. наук, профессор факультета Управления и экономики Гуманитарного института им. П.А.Столыпина, Москва.
L. E. Radchenko,
candidate. SOC. Sciences, Professor of the faculty of Management and Economics Humanities Institute. P. A. Stolypin, Moscow.
E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА НРАВСТВЕННОЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ
The effect of information on emotional, mental health and upbringing of the
younger generation
Аннотация: в статье приводится анализ видов и способов влияния средств массовой информации (СМИ) на формирование нравственного и психологического здоровья и воспитание подрастающего поколения. Автором приведены результаты исследований по предлагаемой проблематике, выделены основные черты и особенности глобализация информационного пространства как мощнейшего фактора воздействия на несовершеннолетнего.
Annotation: the article analyses forms and methods of influence of mass media (mass-media) on the formation of moral and psychological health and education of the younger generation. The author presents results of research on the proposed issues, and the main features and peculiarities of globalization of information space as a powerful factor of influence on minors.
Ключевые слова: несовершеннолетний, нравственное и психологическое здоровье, средства массовой информации.
Key words: minor, moral, and psychological health, the media.
В наш век стремительной информатизации, когда объемы информации удваиваются за какие-то десять лет, когда, с появлением электронных носителей информации стираются границы, и в условиях мировой глобализации формируется единое информационное пространство бесконтрольно возрастает сила воздействия средств массовой информации. Повсеместное применение и роль Интернета, вряд ли подлежит обсуждению -были снесены границы, теперь информация может попадать из одного конца земного шара в другой в реальном времени. Наступила эпоха глобализации и информатизации. К данным явлениям можно относиться по-разному, но отрицать их присутствия не имеет смысла
Средства массовой информации (СМИ), в силу своей доступности и разнообразия, обладают широчайшими возможностями. СМИ, наряду с другими факторами, занимают значительное место в деле формирования общественного мнения, настроения, традиций и образований, таких как знания, привычки, ценности, мотивы и мировоззрение целом.
Широкое использование возможностей СМИ стало неотъемлемой частью локальных войн и вооруженных конфликтов последней четверти XX века, это объясняется тем, что в современных условиях печать, радио, телевидение и Интернет являются важным фактором формирования морального духа и патриотических чувств граждан. Успех в современных политических, общественных, рекламных и др. компаниях все больше зависит от умелого информационно-психологического воздействия на социум. И, наоборот, недооценка этого воздействия может привести к самым отрицательным последствиям и даже отказу от достижения исходных политических и военных целей.
Влияние СМИ осуществляется через влияние на разум и чувства человека. Рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитана на убеждение людей с помощью информации и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Однако различные политические силы широко применяют методы эмоционального воздействия для пропаганды своих идей и ценностей. Слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуются руководители СМИ, обильно насыщая передачи эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека.
Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать у них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать массовую ненависть и сеять недоверие и страх.
Наибольшую опасность для людей представляет использование СМИ в целях манипуляции. Необходимо помнить о том, что механизму использования манипуляций всегда отводилось особое место в системе профессиональных знаний о том, как общаться с людьми, без этих уловок невозможно представить деловые контакты. Уловки-манипуляции присутствуют практически во всех сферах межличностных отношений. На практике выделяют три группы межличностных манипуляций:
- организационно-процедурные;
- психологические;
- логические.
В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и широкое практическое применение. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов - иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы и воспринимаемых преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.
Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями). Возникла система подготовки кадров, научные учреждения, научная и научно - популярная литература. Считается, что утверждению психоанализа как основы доктрины манипуляции сознанием способствовали успехи ее применения в области рекламы.
Средства Массовой Информации - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся
множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).
СМИ, конечно же, оказывают огромное психологическое влияние и на сознание и подсознание ребенка. Та реальность, которую нам предлагают сегодняшние СМИ, безусловно, опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не предлагает размышления, анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как ребенок принимает её готовой, не задумываясь и ему можно внушить очень многое. Поэтому, часто легче окунуться в поток информации, чем критично её воспринимать. СМИ сегодня - это мощный фактор влияния на психическое состояние.
СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию (информационную, функцию социальной связи, рекреативную и др.). Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникло несколько направлений СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет, каждое из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, информационных сайтов, чатов, блоков, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).
Глобализация информационного пространства и технические достижения превратили СМИ в мощнейший фактор воздействия на картину мира, как отдельного человека, так и политических и экономических субъектов. Выделим его основные черты и особенности.
Во-первых, развитие средств массовой коммуникации (в данном случае речь идет обо всем массиве масс-медиа) породило феномен «дефицита от изобилия». Под этим подразумевается то, что при огромном объеме информации, из которого намеренно убирают причинно-следственные связи, человек перестает ее воспринимать, и приходит к выводу, что ничему нельзя верить. Таким образом, при широкомасштабном информационном потоке, в результате утраты доверия к подаваемой информации, человек оказывается как бы в информационном вакууме.
Вторая особенность современной подачи информации через СМИ - это «перфомансность» (от английского "performance" - представление). Человек
как в детстве испытывает тягу к развлечениям, сенсациям, массовым зрелищам. Подача информации все чаще приобретает характер шоу, это переносится и на повседневную жизнь, народ стремится стать участником какого-либо феерического действа.
Третье, это визуализация. Визуальная (зрительная) коммуникация между людьми стала основой человеческого общения. Визуальные образы и коды заменили все другие способы передачи информации (язык, жестикуляция и т. д.). В этой связи телевизор и Internet выходят на первое место по популярности. Опасность заключается в том, что в результате человек утрачивает способность образно, творчески мыслить, визуальные образы для него и за него создают другие, имея возможность с их помощью управлять сознанием получателя.
Широко обсуждается вопрос о стандартах средств массовой коммуникации и является не менее актуальным по сравнению с проблемой свободы средств массовой информации. Важно эти аспекты рассматривать на самых ранних этапах формирования личности [1].
Основные стандарты «качества информации» в общем виде могут быть сформулированы следующими образом:
1. Средства массовой коммуникации (особенно пресса и телевидение) должны полностью обеспечивать людей текущими новостями комментариями о событиях в обществе и мире.
2. Информация должна быть объективной в смысле точности, откровенности, правды о реальности, надежности, разделения фактов и мнений.
3. Информация должна быть сбалансированной и беспристрастной, отражать альтернативные точки зрения, которые подаются в несенсационной манере.
4. Средства массовой коммуникации должны обеспечивать каналами взаимного общения и поддержки те группы, на которые ориентирована их деятельность (на национальном, локальном уровнях).
5. Средства массовой коммуникации могут способствовать социальной интеграции, уделяя особенное внимание индивидам и группам, находящимся в социально невыгодном или подчиненном состоянии.
6. Средства массовой коммуникации не должны подрывать состояние законности и порядка посредством символического поощрения преступлений и социального беспорядка.
7. Содержание средств массовой коммуникации должно отражать и выражать язык и современную культуру тех людей, которых эти средства обслуживают (национально, локально, регионально).
8. Некоторое преимущество должно быть отдано образовательной роли этих средств, а также отражении ими лучших материалов в культурном наследии страны.
9. Средства массовой коммуникации должны способствовать проявлению культурного творчества, оригинальности и созданию работ высокого качества
(соответствующих эстетическим, моральным, интеллектуальным, профессиональным критериям) [2].
В большинстве документов, как принятых в регионах России, так и в зарубежных, посвященных защите несовершеннолетних от негативного информационного воздействия, вредная информация делится на виды, или категории, в зависимости от ее воздействия на несовершеннолетних. Продукция, содержащая пропаганду антиобщественного поведения, уголовно наказуемых деяний, насилия, жестокости, порнографии и наркотиков, полностью запрещается к реализации.
Потенциально опасная для психики несовершеннолетних информационная продукция, в частности, устрашающего, жестокого, порнографического характера, дискредитирующая семью и родителей, провоцирующая детей к потенциально опасным поступкам, а также содержащая ненормативную лексику, - частичноограничивается к распространению в соответствии с возрастной классификацией. И именно государство должно выработать критерии «вредной» информации, определиться с органом, который будет контролировать содержание СМИ в части информации, способной нанести вред несовершеннолетним, с различными технологиями защиты [3].
Например, в отклонённом Президентом РФ Федеральном Законе «О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера» предложена трехуровневая классификация продукции сексуального характера.
Первый уровень - это эротические произведения, которые Закон характеризует как отображение в художественной форме в произведениях литературы, искусства и иных областях культурной деятельности сексуального влечения и сексуальных действий.
Второй уровень - продукция сексуального характера, т.е. любая печатная и аудиовизуальная продукция, целью которой является изображение и (или) описание сексуальных действий и которая служит удовлетворению сексуального влечения. К ней напрямую относятся произведения некоторых средств массовой информации.
Третий уровень - это порнографическая продукция, под которой законопроект понимает любую печатную и аудиовизуальную продукцию, целью которой является натуралистическое, циничное изображение и (или) описание сексуальных действий с несовершеннолетними, насильственных действий сексуального характера, а также сексуальных действий, связанных с надругательством над телами умерших или совершаемых в отношении животных [5].
Таким образом, общественная опасность порнографии, в данной трактовке, заключается не столько в предмете изображения, сколько в его характере и целях.
В проекте федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному
развитию» говорится, что на территории Российской Федерации ограничено распространение любыми способами в доступное для детей время и в доступной для детей форме следующих видов информации, наносящей вред здоровью и развитию детей:
- демонстрирующей насилие или жестокость;
- дискредитирующей семью и родителей;
- устрашающего характера;
- провоцирующей детей к потенциально опасным поступкам;
- провоцирующей детей к потреблению веществ, товаров и услуг, опасных для жизни и здоровья;
- провоцирующей детей к антиобщественному поведению;
- содержащей ненормативную лексику;
- криминогенного характера;
- эротического и порнографического характера;
- иной информации, способной причинить явный вред здоровью и развитию детей.
Таким образом, в настоящее время общественность активно изучает последствия влияния средств массовой информации, в частности на нравственное, психическое, физическое здоровье и воспитание несовершеннолетних [6].
Рассматриваются, во-первых, физиологические последствия - это физиологические изменения в организме, вызванные воздействием СМИ. К примеру, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порнографии можно оценить, измерив частоту сердцебиения, электрохимические характеристики кожи. Просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения. Даже такой обыденный материал, как телевизионная реклама, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе, реакциям кожных покровов и т.д.
Когнитивные последствия - когнитивные эффекты (т.е. такие последствия, которые изменяют наши знания и мышление). Наиболее ярким примером здесь будет усвоение новой информации из СМИ. Существуют и другие, более завуалированные, когнитивные эффекты [7]. Например, СМИ «навязывают повестку дня» очень простым способом: отдавая предпочтение одним событиям перед другими при освещении новостей. Уделяя предварительным президентским выборам намного больше внимания, чем сложным, но отвлеченным вопросам, подобным задолженности стран третьего мира или переходу от производства собственной сельхозпродукции к ее импорту, СМИ внушают нам, что мелкие политические детали всех этих предварительных выборов очень важны, а другие вопросы менее значимы [8].
Различные СМИ могут способствовать различным типам когнитивных действий. В замечательной серии исследований, в которых сравнивались когнитивные эффекты радио и телевидения, связанные с умением рассказывать истории, дети придумывали более оригинальные окончания к
незавершенным историям в тех случаях, когда они слышали их по радио, чем тогда, когда они видели и слышали их по телевизору. Эти результаты в какой-то мере служат подтверждением интуитивному предположению, что радио способствует развитию воображения в большей степени, чем телевидение. Дети лучше запоминали вербальную информацию, переданную по радио, но визуальная, событийная и общая информация воспринималась ими лучше, когда ее передавали по телевидению.
Установочные последствия воздействия СМИ связаны с установками людей. Например, посмотрев рекламу, вы можете стать более высокого мнения о каком-то товаре или политическом кандидате; приведет ли эта установка к фактической покупке или конкретным действиям во время голосования, уже другой вопрос.
Позитивные чувства по отношению к товарам и кандидатам можно внушить с помощью процесса классического обусловливания, посредством которого устанавливается связь между обусловленным стимулом (товаром) и необусловленным стимулом, автоматически вызывающим некоторую позитивную реакцию. Например, красивая фотомодель, рекламирующая какой-то товар, может вызвать у человека позитивные установки, главную роль в которых будет играть эмоциональный компонент. Товар начинает ассоциироваться с сексуальной моделью, автоматически пробуждая позитивную реакцию.
СМИ могут привить нам целый комплекс установок по отношению к какому-то объекту. К примеру, посмотрев волнующий художественный или документальный телефильм о СПИДе, люди могут принять ближе к сердцу эту проблему и начнут больше сострадать жертвам болезни. Предназначенные для взрослой аудитории фильмы ужасов, в которых женщины испытывают сексуальное возбуждение, когда на них нападают или когда их насилуют, могут навести зрителей на мысль, что женщины получают скрытое удовольствие, становясь жертвами сексуального насилия. Установки оценить легче, чем поступки, и иногда они приобретают огромное значение, поскольку влияют на последующее поведение и на то, как мы станем в дальнейшем обрабатывать информацию [9].
Воздействие установок не ограничивается формированием нашего мнения о том или ином объекте. Под влиянием набора установок может сложиться образ мышления, который будет определять все наше мировоззрение. Такие установки накладывают отпечаток на наше восприятие мира и то, как мы его интерпретируем [4].
Поведенческие последствия, в этом случае человек совершает некоторые действия, например, проявляет насилие, покупает какой-то товар, голосует на выборах или смеется над комедийным эпизодом, после того как он видит, что кто-то ведет себя аналогичным образом. Этим последствиям придают особое значение сторонники теории социального научения. Хотя в концептуальном отношении поведение может представлять собой наиболее зримый тип последствий, его зачастую бывает очень трудно измерить; еще сложнее со
всей определенностью показать, что его причиной является воздействие СМИ [10]. К примеру, мы можем знать, что какой-то человек посмотрел определенный рекламный ролик, и проверить, купил ли он рекламируемый товар, но очень сложно продемонстрировать, что он купил этот товар потому, что увидел рекламу, а не по каким-то иным посторонним причинам. Или, например, когда подросток устраивает в школе стрельбу, увидев незадолго до этого похожую сцену в фильме, очень трудно, как с правовой, так и с научной точки зрения, установить причинно-следственную связь между просмотром фильма и последующими трагическими событиями [12].
Деятельность СМИ, особенно телевидения, в российском обществе продолжает носить деструктивный характер. Прежде всего, это относится к информационным молодежным программам, подбору художественных фильмов, пропагандирующих насилие, порнографию, наркотики, стремление к наживе, бездуховность. Наибольшую тревогу вызывает моральная сторона профессиональной деятельности работников СМИ. В конечном счете, это позволяет электронным СМИ активно манипулировать общественным мнением, поведением молодежи, формировать шкалу ложных духовных ценностей, навязывать свои взгляды на социально-политические, экономические, культурные процессы [11].
За последние полтора десятка лет выросло новое поколение россиян, на мировоззрение, мироощущение, ценностные установки которых решающее воздействие оказывают виртуальные компьютерные образы, символы, информация, поставляемая странами — оппонентами России на международной арене.
Виртуальная реальность у подростков и молодежи все более вытесняет реальные события, чувства, деятельность, общение. Компьютерные игры приходят на смену традиционным видам активного досуга. Специфический компьютерный сленг общения искажает родную речь [13].
К средствам психологического воздействия на личность можно отнести печатную продукцию, радио- и телевещание, кино, видеофильмы, аудиоматериалы и другие носители аудио- и видеоинформации, компьютерные телекоммуникационные сети, даже предметы повседневного обихода, продукты питания и игрушки. С помощью этих средств человек уводится в вымышленный мир как активный участник разыгрывающихся виртуальных событий, оказываясь беспомощным и легко управляемым в мире реальном. Наиболее уязвимы, при этом, люди духовно неразвитые, дети, подростки.
Таким образом, ставшие неотъемлемой и весьма значимой частьюнашей жизни, средства массовой информации таят в себе мощный потенциал негативного влияния как на общество, в целом, так и на каждого конкретного человека, в частности. Призванные выполнять позитивные функции, информировать и позволять каждому члену общества формировать свое собственное отношение к происходящему вокруг, они, напротив, зачастую дезинформируют и моделируют поведение, манипулируя человеческим
сознанием. Особенно остро эта проблема стоит, когда речь идёт о ещё не сформировавшемся сознании ребёнка.
Список литературы
1. Виниченко М.В. Инновационное развитие личности в ходе подготовки по управленческим специальностям. // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2014. - № 4 (13). - С.21-25.
2. Декларация принципов / Всемирный Саммит по Информационному обществу (Женева 2003 год - Тунис 2005 год), http://wwwcontent-filtering.ru
3. Деректива Совета Европейского Союза 89/52/ЕЕС от 3 октября 1989 года, http://wwwmedialaw.ru
4. Евстратова Т. А. Мероприятия по повышению эффективности муниципальной молодежной политики малого города. Материалы Ивановских чтений. 2015. № 5. С. 20-25.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, от 4.10.1950 года), с изменениями и дополнениями 25.03.1992 года, http://wwwzakon.kuban.ru
6. Лескова И.В. Маргинального и культурная идентификация молодежи // Социальная политика и социология. 2008. № 2. С. 252-259.
7. Мазаев Ю.Н. Жизненные стратегии молодежи - разнообразие выбора // Материалы Афанасьевских чтений. -2015. Т. 1. № 13. С. 290-297.
8. Фомичева Т.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук 22.00.04. на тему «Образовательные ценности молодежи в российском трансформирующемся обществе (социологический анализ)». М.: МГСУ, 2001. 27с.
9. Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. - М.: Научный мир, 2011.
10. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - СПб.: Прайм -Еврознак, 2004.
11. Малькова В.К., Тишков В. А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. - М., 2012.
12. Дуплий Е.В. Деятельность Российских воспитательных учреждений для сирот 1820-1850-ых. // Материалы Ивановских чтений. 2015. № 4. С. 7578.
13. Мельничук Ю.А. Формирование толерантности у студентов вуза. // В сборнике: Профессиональное социальное образование: уровни, опыт и перспективы развития Сборник материалов XIII Всероссийского социально-педагогического конгресса. Ответственный за выпуск: В.В. Сизикова. 2013. С. 223-225.