ответствии с логикой становления его гендерной идентичности.
литература
1. Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов России // ОБЖ. 2001. № 2. С. 37 - 43.
2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи -учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. СПб.: Тускарора, 2000. 184 с.
3. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2006.
4. Коджаспирова Г.М. Гендерная педагогика кадетских образовательных учреждений. М.: Экон-информ, 2008. 99 с.
5. Константинова О.А. Гендерный подход к обучению школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2005. 22 с.
6. Лугачев С. Кадетское образование // ОБЖ. 2002. № 11. С. 44 - 46.
7. Симонов В.П. Учет гендерных различий в образовательном процессе // Педагогика. 2005. № 4. С. 40 - 44.
8. Таллибулина М.Т. Музыкальная одаренность: структура, гендерные и возрастные особенности проявлений: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2003. 22 с.
9. Теплых Т.М., Ушакова Н.И. Коррекция поведения младших школьников средствами музыки на основе гендерных отличий // Гендерные особенности обучения и воспитания обучающихся в образовательном учреждении: материалы конф., 25 марта 2008 / ГОУ ДПО «Институт регионального развития Свердловской области»; под ред. Н.Н. Никитиной. Екатеринбург, 2008. С. 99 - 103.
10. Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании. URL: http://ivanovo. ac.ru/jomal/jomal3/chtl. Мт.
11. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей / Т. Юрище-ва, С. Чубарова, Г. Козловская [и др.] // Развитие личности. 2005. № 2. С. 171 - 187.
Gender approach realization at Music classes in cadet schools
There is described the implementing of the gender approach at Music class teaching process in cadet schools. There are revealed the theory content of this approach alongside with the practical recommendations for teaching Music separately for girls and boys.
Key words: Music education, cadet, gender approach, Music class, separate studying.
и.п. шапенкова
(Нижневартовск)
влияние индивидуальных особенностей личности учащихся школы искусств на их ценностносмысловую сферу
Рассматриваются индивидуальные особенности ценностно-смысловой сферы личности учащихся школы искусств, выявленные на основе разработанного автором опросника; проанализировано влияние предметной эргичности на структурно-содержательные характеристики ценностно-смысловой сферы. Обнаружена статистически значимая зависимость между уровнем предметной эргичности и ценностями-знаниями, ценностями-смыслами, ценностями познания и ценностями самоосуществления.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, структура ценностно-смысловой сферы личности, ценности, опросник ЦССЛ, эргичность.
Тенденции социально-экономической и политической жизни современной России требуют внимательного изучения процессов, происходящих в молодежной среде, особенно тех, которые обусловливают значительные изменения, в мировоззрении, мотивации деятельности, отношении к культуре и окружающему миру. Под влиянием средств массовой информации, пропагандирующих бездуховность, потребительство, насилие, большинство молодежи потеряло интерес к знаниям, труду, литературе, искусству, творческой деятельности, духовно-нравственным ценностям. Однако в практике образовательных учреждений приоритетными направлениями работы психологической службы остаются проблемы диагностики познавательной сферы, специальных способностей, взаимоотношений в группе. Незначительное место отводится изучению ценностей, идеалов, этических и нравственных устремлений, качеств личности, составляющих основу духовного мира человека. Результаты научных исследований, посвященных ценностно-смысловой сфере личности, которые содержат конструктивные для практики выводы о психологиче-
© Шапенкова И.П., 2009
ских механизмах ее формирования и диагностики, не реализованы в работе образовательных учреждений, где задачи формирования личности учащегося трудно решать в рамках программы учебных дисциплин.
Успешность формирования ценностносмысловой сферы личности зависит от решения проблемы выбора адекватных методов ее диагностики, которая давно заявлена в психологии как достаточно сложная. Средством определения глубоких личностных образований в большинстве исследований, как отмечает Д.А. Леонтьев, служит прямое ранжирование ценностей, что создает, с одной стороны, проблему влияния социальных ожиданий, с другой - трудности респондентов в работе с далеко не всегда осознаваемым содержанием ценностей. Кроме того, ряд авторов обращают внимание на проблему расхождения между декларируемыми и реальными ценностями личности (Д.А. Леонтьев, Е.Е. Наси-новская). Это происходит в силу того, что, во-первых, неустойчивая и плохо структурированная система личностных ценностей и недостаточно развитая рефлексия не позволяют человеку адекватно определить реальную роль и значимость тех или иных ценностей в его жизни; во-вторых, значимость тех или иных ценностей может субъективно преуменьшаться и преувеличиваться под действием механизмов самооценки и психологической защиты; в-третьих, разнородные ценностные образования, имеющие социальную природу или являющиеся результатом индивидуальной рефлексии, часто смешиваются, что затрудняет адекватное осознание личностью собственных ценностей [1: 46 - 47].
Возвращаясь к вопросу о формировании ценностно-смысловой сферы, отметим, что большинство авторов (Д.А. Леонтьев, А.И. Донцов, Б.И. Додонов) считают механизмом становления личностных ценностей интериоризацию социальных ценностей. Известно, что осознание некоторого предмета как общественной ценности предшествует превращению его в личностную ценность, однако не все ценности, осознаваемые и даже признаваемые индивидом, реально становятся таковыми. Для этого необходимо практическое включение субъекта в деятельность, направленную на реализацию ценности. При этом промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей рефе-
рентной для индивида малой группы. Так, в подростковом возрасте альтернативным каналом усвоения ценностей становится группа сверстников, ценности которой могут выступать как катализатором, так и барьером для усвоения и реализации ценностей больших социальных групп, в том числе и общечеловеческих ценностей [2: 230].
Анализ теоретических позиций, представленных выше, послужил основанием для выделения ряда компонентов, составляющих ценностно-смысловую сферу личности, где понятие ценности является базовым: ценности-знания, ценности-мотивы, ценности-цели, ценности-смыслы. Ценности-знания, или «знаемые» ценности, отражены в сознании человека в виде представлений, знаний о содержании различных ценностей, однако не определяют характера жизнедеятельности человека, особенностей его личности, например: «Я знаю, что это важно», или «Люди должны заботиться о своем здоровье». Ценности-мотивы, которые, будучи осознанными, осмысленными, принятыми личностью, становятся побудителями ее активности, составляют основу ее ценностных ориентаций, определяют характер ее отношения к миру. Например: «Это важно для меня, потому что...» или «Мое здоровье меня беспокоит, поскольку я не люблю пропускать занятия». Ценности-цели лежат в основе реальной деятельности, реальных поступков личности и обеспечивают возможность действовать в направлении достижения результата, преодолевая внутренние препятствия, например: «Я стремлюсь к..., и поэтому...» или «Мое здоровье я стараюсь укреплять за счет правильного питания, режима дня и занятий спортом». Ценности-смыслы отражают личностную значимость мира для человека, когда знание о существовании его как ценности превращается в «пристрастное» отношение к нему, это смысложизненные ориентации личности в единстве жизненных целей, эмоциональной насыщенности жизни и удовлетворенности самореализацией. Например: «Без этого я не мыслю своей жизни» или «Мое здоровье всегда в центре моего внимания: я всегда прислушиваюсь к своим ощущениям и стараюсь на них реагировать». Гипотетически можно рассматривать выделенные компоненты не только как структурные составляющие ценностно-смысловой сферы личности, но и как стадии интериоризации цен-
ностей индивидом, т.е. вначале возникает представление о чем-либо, оно трансформируется в знание, понятие, принимается человеком, побуждает его активность, становится целью его стремлений, в итоге становится для человека смыслом жизни [8:40].
На основе выделенных структурных компонентов нами разработан опросник по ценностно-смысловой сфере личности («Опросник ЦССЛ»), который позволяет диагностировать отношение респондентов к ряду предложенных ценностей и соотношение структурных компонентов в ценностно-смысловой сфере. Опросник включает 88 утверждений, среди которых 20 характеризуют ценности познания (природа, наука, искусство, человек, общественные отношения), 20 - ценности самоосуществления (активная деятельная жизнь, интересная работа, счастливая семейная жизнь, творчество, свобода поступков и суждений), столько же - витальные ценности (здоровье, материальное благополучие, наличие верных друзей, удовольствия и развлечения, привлекательная внешность) и духовно-нравственные (доброта, милосердие, нравственность, патриотизм, вера в Бога). Каждая из ценностей представлена в опроснике в виде четырех утверждений, как 1) ценность-знание, 2) ценность-мотив, 3) ценность-цель, 4) ценность-смысл. Восемь высказываний запрограммированы на отрицательные ответы - как индикаторы честности и объективности. Высказывания приведены в случайном порядке и предполагают либо утвердительный ответ (оценивается баллом 1), либо отрицательный (оценивается баллом 0). Исходя из того, что максимальное количество баллов по каждой из ценностных категорий и по каждому из компонентов ЦССЛ - 20, эмпирически определены уровни сформированности каждого из компонентов ценностно-смысловой сферы: от 1 до 7 баллов - низкий, от 8 до 14 - средний, от 15 до 20 - высокий уровень.
Валидность предлагаемого опросника подтверждается результатами сопоставления данных, полученных с применением метода ранжирования ценностей М. Роки-ча, а также при повторном исследовании с интервалом в полгода. Стабильность результатов, полученных при повторном исследовании на расширенной выборке ис-
пытуемых (85 учащихся школ искусств, 85 учащихся средней общеобразовательной школы, 27 студентов начальных курсов университета), а также внутренняя согласованность суждений, включенных в содержание опросника, могут служить показателем его надежности.
В исследовании принимали участие 35 респондентов - учащихся школы искусств в возрасте 15 - 17 лет. У большинства респондентов выявлен высокий уровень развития ценностей-знаний (88,4%) и ценностей-мотивов (68,6%), средний - соответственно у 4 (11,2%) и 11 (31,4%) учащихся, низкий не выявлен. У большинства респондентов доминирует средний уровень развития ценностей-целей и ценностей-смыслов, соответственно у 29 (83%) и 30 учащихся (85,8%). Высокий уровень развития ценностей-целей - у 5 учащихся (14,2%), ценностей-смыслов - у 2 (5,7%), низкий, соответственно, - у одного (2,8%) и у трех учащихся (8,5%). Необходимо отметить, что у большинства (28 учащихся) отмечается высокий уровень развития ценностей самоосуществления (80%), при этом низкий уровень не выявлен. В сферах ценностей познания, витальных и духовных ценностей доминирует средний уровень развития: соответственно: 23 (65,8%),
18 (51,2%) и 24 респондента (68,6%).
В настоящее время психологи исследуют проблему взаимосвязи ценностносмысловой сферы и других составляющих личностной структуры. В частности, вопрос о взаимосвязи интеллекта и ценностносмысловой сферы рассматривается рядом авторов (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, В.Э. Чудновский), которые полагают, что познавательные способности составляют основу для развития ценностей и смыслов человека. М.С. Яницкий и А.В. Серый утверждают, что «психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-типологические особенности протекания психических процессов, прежде всего мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме инте-риоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей» [3:64].
В свое время С.Л. Рубинштейн подчеркивал важность обращения к индивидуальности человека как одной из характеристик личности, в которой, по его мнению, фиксируется психологическая непо-
вторимость отдельного человека в целом, в единстве его особенностей как личности и как субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства [4:162]. Отсюда изучение психологических механизмов взаимосвязи и взаимовлияния этих образований является одним из необходимых условий процесса формирования ценностно-смысловой сферы личности с учетом индивидуальных особенностей.
В общей структуре индивидуальных свойств человека наиболее теоретически проработанной является структура темперамента в концепции В.М. Русалова. В ней выявлено наличие предметно-содержательных и формально-динамических характеристик индивидуального поведения. Структура содержательных характеристик «задается» строением самой деятельности и логикой ее развертывания, а в основе их образования лежат механизмы обобщения, действующие по логике предметной деятельности и коммуникации. Формальнодинамические характеристики объединяются общим понятием «темперамент» и не существуют изолированно, а включаются в более высокоорганизованные структуры личности как необходимые компоненты. Структуру темперамента определяют эргичность, пластичность, темп и эмоциональность.
Эргичность является показателем уровня потребности человека в освоении предметного мира, активности и степени вовлеченности в него (предметная эргичность) либо потребности в социальных контактах, стремления к освоению социальных норм деятельности (социальная эргичность). Пластичность определяется степенью легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, с одного способа мышления на другой в условиях взаимодействия с предметным миром (предметная пластичность) либо степенью легкости переключения с одной коммуникативной ситуации на другую, стремлением к разнообразию коммуникативных программ (социальная пластичность). Темп характеризуется скоростью выполнения отдельных операций, быстротой реакции в ходе предметной деятельности (предметный темп) либо скоростными характеристиками речедвигательных актов в процессе коммуникаций (социальный темп). Эмоциональность отражает степень чувствительности
человека к ожидаемым результатам предметной деятельности (предметная эмоциональность) либо к ситуациям, имеющим место в коммуникативной сфере (социальная эмоциональность) [5:10 - 21].
Изучение данных характеристик позволило ряду исследователей установить структурные связи темперамента с когнитивной сферой, развитием общих способностей, гендерными различиями [6:55 -64]. Это дало основания предположить, что особенности предметного и коммуникативного аспектов темперамента могут оказывать влияние на организацию ценностносмысловой сферы личности, в частности на ее структурно-содержательные характеристики. Возможность представить результаты исследования по всем параметрам ограничена рамками статьи, поэтому проанализируем результаты использования опросника по структуре темперамента (ОСТ) [7] на примере эргичности и пластичности в предметном и социальном аспектах. Среди респондентов вышеуказанной выборки (35 учащихся школы искусств №1) большинство -
19 (54,2%) обнаружили средний уровень предметной эргичности и пластичности, высокий уровень - соответственно 6 учащихся (17,2%) и 12 (34,4%), а низкий - 10 (28,5%) и 4 (11,4%). В социальном аспекте у большинства учащихся - 22 чел. (62,9%) отмечается высокий уровень развития эргичности, у двух (5,2%) - низкий, у 11 (31,4%) -средний. Социальная пластичность на высоком уровне выявлена у 14 респондентов (40%), на низком - у 5 (14,2%), доминирует средний уровень - 16 учащихся (45,8%).
Для установления влияния индивидуально-психологических особенностей на структурные и содержательные характеристики ценностно-смысловой сферы личности нами применялся метод математической статистики - коэффициент корреляции Пирсона (rxy). В ходе анализа полученных данных было выявлено влияние уровня предметной эргичности на развитие ценностей-знаний, коэффициент корреляции - 0,328 с доверительной вероятностью p=0,05 (95%), ценностей-смыслов и ценностей познания - 0,317, также с доверительной вероятностью p=0,05 (95%), ценностей самоосуществления - 0,477 с доверительной вероятностью p=0,01 (99%).
Таковы предварительные результаты исследования влияния индивидуальнопсихологических особенностей лично-
сти учащихся на их ценностно-смысловую сферу, показанные на примере предметной эргичности. Представляют интерес особенности ценностно-смысловой сферы, связанные с другими характеристиками темперамента, а именно с предметной и социальной пластичностью и эмоциональностью, анализ которых является задачей дальнейшей работы.
литература
1. Леонтьев ДА. Ценности и ценностные представления // Психол. обозрение. 1998. N 1.
2. Леонтьев ДА. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. М.,1999.
3. Серый АВ., Яницкий М.С. Ценностносмысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999.
4. Pубинштeйн Л.С. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004.
З. Pусалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Пси-хол. журн. 1989. Т.10. N1.
6. Pусалов В.М. Пол и темперамент // Психол. журн. 1993. Т. 14. N6.
7. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента человека: метод. пособие. М., 1990.
8. Шапенкова И.П. Проблема формирования ценностно-смысловой сферы личности // Психология XXI века: сб. материалов II меж-вуз. науч.-практ. конф. молодых ученых. СПб., 2006.
The influence of Art schoolchildren individual features to their value and sense perception sphere
There are considered the schoolchildren individual features of their value and sense perception sphere that are detected by the results of the questionnaire done by the author. Also there is analyzed the influence of subject endurance to the structure and content characteristics of value and sense perception sphere. There is discovered the statistics dependent reliance between the subject endurance level and value-knowledge, value-sense, perception value and self-realizing value.
Key words: value and sense personality sphere, structure of value and sense personality sphere, values, questionnaire about value and sense personality sphere, endurance.