2. Akhmetova, A.R. and Gerasimov, E.N. (2013), "Keyes technology - the high-quality tool for the students who are trained according to the individual schedule", Distance and virtual learning, No. 5 (71), pp. 10-17.
3. Ishkov, A.D. (2002), "The survey "The structure of self-organization"", Psycho-pedagogical aspects of vocational education for young people (primary, secondary, tertiary): Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Part II, Penza, Volga House of Knowledge, pp. 112-114.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.03.2016
УДК 796.382.3:612
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ В БИЛЬЯРД НА ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ
Александр Александрович Никитин, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Александр Сергеевич Грачев, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова), Белгород
Аннотация
В статье дается оценка влияния игры в американский бильярд (пул) два раза в неделю продолжительностью 45 минут на изменение функционирования различных систем организма студентов. Установлено, что данный объем времени игры в пул в недельном цикле не вызывает достоверных изменений в показателях остроты зрения и рефракции студентов. При этом выявлено достоверное увеличение на 10^18% границ поля зрения правого и левого глаз на белый и синий цвет по направлению «Вниз». Экспериментально доказано воздействие игры пул на улучшение показателей зрительно-моторной и межмышечной координации. Исследована роль мотиваторов при игре в пул на показатели частоты сердечных сокращений играющих. Установлено, что средний объем двигательной активности составляет при игре «1 на 1» 1367±218 локомоций, а при игре «2 на 2» -1256±195 локомоций.
Ключевые слова: пул, студенты, зрительный анализатор, нервно-психическое напряжение, ЧСС, мотиватор, двигательная активность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p194-198
INFLUENCE OF BILLIARD GAME ON THE INDICATORS OF FUNCTIONING OF SOME SYSTEMS OF THE ORGANISM OF STUDENTS
Alexander Aleksandrovich Nikitin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
department chairman,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Alexander Sergeevich Grachev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Shukhov Belgorod State Technological University, Belgorod
Annotation
The article assesses the impact of the American billiards game (pool) played twice a week for 45 minutes on the change of the functioning of various body systems of the students. It was found that the amount of time spent on playing pool within the weekly cycle does not cause significant changes in terms of visual acuity and refraction of the students. At this the authors revealed the significant increase in the 10^18% boundaries of the field of view of the right and left eyes in white and blue colors in the direction of "Down". Experimentally proved impact of the pool games on the improving the hand-eye coordination and intra-limb coordination has been noted. The role of motivators in the game of pool on the heart rate of
the playing has been examined. It was found that the average amount of motor activity in the game is "1 to 1" in 1367±218 locomotion, and when you play "2 by 2" - 1256±195 locomotion.
Keywords: pool, students, visual analyzer, mental stress, heart rate, motivators, motor activity.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день проблеме поиска эффективных и интересных форм повышения двигательной активности студенческой молодежи посвящено множество работ. Это обусловлено необходимостью подготовки физически развитых, здоровых специалистов, посредством реализации дисциплины «Физическая культура» в рамках образовательного пространства ВУЗа [2, 3]. Кроме того в ряде работ отмечается необходимость в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Наиболее эффективными и интересными для студентов являются игровые упражнения [4]. Опираясь на результаты наших исследований со слабовидящими студентами [1], мы предполагаем, что игра в американский бильярд (пул) окажет положительное влияние на функционирование зрительного анализатора, сердечно-сосудистой системы и нервно-психическое напряжение студентов основного медицинского отделения. Кроме того данная форма двигательной активности может использоваться студентами в качестве рекреационного средства во внеурочное время.
В связи с чем, цель исследования - изучить влияние игры в американский бильярд (пул) на функционирование различных систем организма студентов и объем двигательной активности.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
На базе Белгородского государственного национального исследовательского университета был проведен ряд экспериментов. Первый эксперимент был направлен на изучение влияния игры в американский пул на функционирование зрительного анализатора студентов и их нервно-психическое напряжение. Для этого у 35 студентов основного учебного отделения (17 юношей и 18 девушек) в 2012-2013 учебном году в весеннем семестре были определены границы периферического зрения на приборе «Периметре Фер-стера», острота зрения с помощью таблицы С.С. Головина и Д.А. Сивцева и таблицы с кольцами Ландольта, рефракция на приборе «Авторефрактометре PRK-5000», критическая частота слияния мельканий, простая и сложная сенсомоторная реакция, статическая и динамическая координация рук, корректурная проба, тест Люшера на приборе «КПФК-99 Психомат» до и после эксперимента. Второй эксперимент проводился в 2014-2015 учебном году в осеннем семестре и был направлен на исследование реакции частоты сердечных сокращений (с помощью пульсотахографов BeurerPM 52 и PM 70) и количества локомоций (с помощью шагомеров Omron Walk in style One 2.0) при игре в американский бильярд (пул) под влиянием различных мотиваторов. Всего было проведено 60 занятий: 30 занятий в первом эксперименте, из которых 8 занятий были направлены на обучение техники выполнения различных видов ударов, 22 занятия - «Игре 2 на 2», и 30 занятий - во втором. Во втором эксперименте продолжительность игры в американский бильярд составляла 45 мин. Применялись игры «1 на 1» (20 минут) и «2 на 2» (25 минут).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительный анализ показателей функционирования зрительного анализатора до и после первого эксперимента (весенний семестр 2013-2014 учебный год) не выявил достоверного различия. Так острота зрения левого глаза изменилась с 0,90±0,05 усл. ед. до 0,85±0,06 усл. ед., правого - с 0,78±0,06 усл. ед. до 0,92±0,06 усл. ед. Показатели рефракции так же не имели достоверной динамики. Рефракция левого глаза в начале эксперимента составляла -1,32±0,48 D, в конце эксперимента —1,10±0,52 D. Показатели рефракции правого глаза изменились с -1,27±0,39 D до -1,09±0,44 D. Значение частоты сли-
яния мельканий, характеризующие с одной стороны нервно-психическое напряжение, а с другой стороны напряжение зрительного анализатора незначительно снизилось с 39,82±1,59 Гц до 35,41±2,90 Гц, что соответствует показателям в норме.
Границы поля зрения у студентов достоверно увеличились на 10^18% по направлению «Вниз». Так границы поля зрения левого глаза на синий цвет изменились с 44,7±2,1° до 49,2±1,7°, а на белый цвет - с 42±2,7° до 48,2±2,4°.
Границы поля зрения правого глаза достоверно увеличились с 41,6±1,4° до 46,2±1,7° на красный цвет, на синий - с 38,8±2,2° до 45,7±2,7° и на белый - с 39,8±1,6° до 45,2±2,4°.
Мы объясняем такую динамику спецификой расположения играющего в бильярд по отношению к игровому полю при выполнении ударов. Бильярдный стол находится ниже уровня глаз, в результате чего в зрительном анализаторе посредствам активизации фоторецепторов на периферии сетчатки, формируются адаптационные механизмы, позволяющие снизить амплитуду движений глазных яблок. Следовательно, процесс зрительно-сенсорного восприятия становится более экономичным, в силу снижения энергозатрат, которые приходились на сокращение глазодвигательных мышц при опускании глаз вниз.
Сравнительный анализ показателей нервно-психического напряжения не выявил достоверных изменений в тестовых упражнениях простая и сложная сенсомоторная реакция, корректурная проба и тест Люшера. Следует отметить, что изначально показатели в данных тестовых упражнениях находились на среднем уровне, что в целом свидетельствует о нормальном нервно-психическом состоянии обследуемых. В тестовых упражнениях статическая и динамическая координация было выявлено достоверное улучшение показателей. В тестовом упражнении «Статическая координация» достоверно снизились показатели частоты касаний с 0,95±0,16 Гц до 0,60±0,16 Гц и среднего времени касаний с 131,42±28,46 мс до 57,21±22,68 мс. В тестовом упражнении «Динамическая координация» время выполнения упражнения сократилось на 25% с 16737±1324 мс до 12542±1501 мс, частота касаний также снизилась на 25% с 3,78±0,36 Гц до 2,83±0,39 Гц. При этом показатель среднего времени касаний достоверно увеличился (по Б-критерию Фишера) на 21% с 150,85±16,65 мс до 183,75±27,77 мс. Представленная динамика показателей может быть обусловлена уменьшением тремора рук, в результате снижения общего уровня нервно-психического напряжения. Но, поскольку по остальным тестовым упражнениям на приборе «КПФК-99 Психомат» достоверного изменения не выявлено, объективность вышеописанных суждений ставиться под сомнение. Поэтому, мы предполагаем, что улучшение вышеописанных показателей связано с тренировочным эффектом зрительно-моторной и межмышечной координации студентов от выполнения специальных упражнений с элементами американского бильярда и игры в пул.
Изменение показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) при формировании различных мотиваторов представлены на рисунке 1. Из рисунка 1 видно, что при игре в пул с мотивационной установкой «Выиграть у своего (их) соперника (ов)» значения ЧСС находятся в пределах 83^120 уд/мин. Мотиватор «Проигравший(ие) выполняет(ют) физические упражнения» не способствует увеличению частоты сердечных сокращений, о чем свидетельствует диапазон ударов сердца в минуту от 82 до 114. Интерес представляет график мотиватора «Победитель(ли) получает(ют) бонус для зачета». На нем границы ЧСС колеблются от 80 уд/мин до 136 уд/мин. Причем максимальные показатели ЧСС выявлены на 9-10-ой. 19-20-ой, 32-ой и 41-43-ей минутах. Данные временные значения соответствуют времени окончания игровой партии. Следовательно, можно предположить, что увеличение показателей ЧСС связано с возникновением стрессовой ситуации, которая объясняется желанием игроков выиграть партию и страхом совершить ошибку.
Результаты двигательной активности свидетельствуют о том, что среднее значение локомоций за 45 минут игры находилось в диапазоне 1148^1485. Сравнительный анализ
двигательной активности студентов в игре «1на 1» и игре «2 на 2» не выявил достоверных различий. Так среднее значение совершаемых студентами локомоций при игре «1 на 1» составило 1367±218, а при игре «2 на 2» - 1256±195.
150 140 130 120
8 110 100
выиграть у свого(их) соперника(ов)
проигравший(ие) выполняет(ют) физические упражнения
иобедатель(ли) получает(ют) бонус
для зачета
Рисунок 1. Динамика ЧСС при игре в пул с различными мотиваторами
Наблюдение за игрой студентов позволило установить, что во время игры «2 на 2» игрок, не совершавший удар, помогал своему партнеру по команде, корректируя траекторию прицеливания. Следовательно, оба игрока выполняли локомоции. Поэтому среднее значение двигательных действий, совершаемых студентами во время игр «1 на 1» и «2 на 2» не имеет достоверного различия.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты свидетельствуют о том, что игра в пул продолжительностью 45 минут два раза в неделю не приводит к достоверному изменению в показателях остроты зрения, рефракции и критической частоты слияния мельканий. При этом данный объем игровой нагрузки позволяет расширить на 10^18% границы поля зрения правого и левого глаза на синий и белый цвета по направлению «Вниз» и правого глаза - на красный цвет по направлению «Вниз».
Игра в пул способствует развитию зрительно-моторной и межмышечной координации. При игре в американский бильярд с мотиваторами «Выиграть у своего(их) сопер-ника(ов)» и «Проигравший(ие) выполняет(ют) физические упражнения» границы частоты сердечных сокращений находились в пределах 83^120 уд/мин. При игре с мотиватором «Победитель(ли) получает(ют) бонус для зачета» отмечено повышение ЧСС до 136 уд/мин в концовке партии.
Среднее значение в показателях двигательной активности при игре в пул «1 на 1» составило 1367±218 локомоций, а при игре «2 на 2» - 1256±195 локомоций. Следовательно, данная форма двигательной активности может использоваться в качестве рекреационного средства, способствующего профилактике гипокинезии.
Стоит отметить, что достоверные изменения, выявленные в показателях периферического зрения, могли возникнуть в результате движения глаза во время обследования на «Периметре Ферстера». Кроме того, на результатах исследования периферического зрения студентов, могло сказаться различие освещенности помещения в обследованиях до и после эксперимента. В связи с чем, мы считаем целесообразным, повторно провести данный эксперимент с изучением периферического зрения студентов с использованием специализированной компьютерной периметрии. Дополнительно наши исследования будут направлены на изучения зависимости стойки занимающегося и показателей его периферического зрения, а также влияния игры пул и русский бильярд на функционирова-
ние зрительного анализатора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горелов, А.А. Содержание физического воспитания слабовидящих студентов с использованием народных игр и национальных видов спорта / А.А. Горелов, А.С. Грачёв, А.А. Никитин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 4449.
2. Крамской, С.И. Пути улучшения процесса физического воспитания студенческой молодежи / С.И. Крамской, В.М. Посохова, В.В. Забнин // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2007. - № 2. - С. 107-112.
3. Крамской, С.И Физическая культура, спорт и здоровье студентов / С.И. Крамской, И. А. Амельченко // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 1. - С. 78.
4. Ковалева, М. В. Подвижные игры в физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы / М.В. Ковалева, О.Г. Румба // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 4. - С. 35-45.
REFERENCES
1. Gorelov, A.A., Grachev, A.S. and Nikitin, A.A. (2014), "Content of physical training of visually impaired students with use of national games and national sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 44-49.
2. Kramskoy, S.I., Posokhov, V.M. and Zabnin, B.B. (2007), "Ways of improvement of process of physical training of student's youth", Physical training of students of creative specialties, No. 2, pp. 107-112.
3. Kramskoy, S.I, and Amelchenko, I.A. (2009), "Physical culture, sport and health of students", Physical culture and health, No. 1, pp. 78.
4. Kovaleva, M.V. and Rumba, O.G. (2013), "Outdoor games in physical training of students with limited opportunities of cardiovascular system", Physical training of students, No. 4, pp. 35-45.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2016
УДК 796.011.3
РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ (ДИСЦИПЛИНЕ) «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Евгения Сергеевна Осокина, научный сотрудник, Татьяна Николаевна Ле-ван, кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва
Аннотация
В работе рассмотрено понятие вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура» и описаны основания для разработки исследовательского инструментария для ее изучения. Вовлеченность обучающихся в занятия предмету (дисциплине) «Физическая культура» определена как совокупность поведенческих и психологических характеристик обучающихся, сопровождающих их участие в занятиях. Отмечены деятельностный, когнитивный, волевой, мотивационно-ценностный, эмоциональный, социальный, оценочно-рефлексивный аспекты вовлеченности. Выделено 10 практико-ориентированных критериев, позволяющих охарактеризовать вовлеченность и вместе с тем получить сведения о содержании, условиях и организации занятий. Определены институциональные и индивидуальные предпосылки вовлеченности. На основе выделенных критериев вовлеченности, с учетом ее предпосылок, разработаны анкеты для школьников и студентов, успешно использованные в рамках всероссийского социологического исследования в 2016 г.