НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР ДЛЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СТУДЕНТОВ
О.А. Сбитнева, старший преподаватель
Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11468
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы здоровья студентов. Выявлена необходимость использования зрительных упражнений и игр для оздоровительного воздействия. Рассмотрено влияние различных факторов на нарушение зрения. Даны рекомендации по зрительной гимнастике тренировочного и восстановительного воздействия.
Ключевые слова: здоровье, зрение, упражнения, игры, зрительная гимнастика, профилактика.
Успех в учебе, любого учебного заведения зависит от согласованных действий педагогов, целенаправленного с едиными требованиями воздействия. Одна из важнейших задач, укрепление здоровья.
Проблемы здоровья студентов находятся в критическом состоянии. Уровень здоровья - это взаимная ответственность государства, общества, личности. Здоровье влияет на умственную деятельность, направленную на социальную и культурную сферу жизни. Приспособление организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды является составляющей здоровья. Важным профилактическим фактором в укреплении здоровья студентов является здоровый образ жизни.
Здоровье влияет на работоспособность и производительность труда, экономику страны, нравственный климат в обществе, воспитании молодого поколения, отражает образ и качество жизни. Под пристальным вниманием должны быть жизненно важные органы и системы организма, в частности органы зрения.
Благодаря зрению человек воспринимает 85% из внешнего мира. У современной молодежи чрезвычайно высокий уровень зрительных нагрузок. Период студенчества представляет собой своеобразную зону повышенного риска по ухудшению зрительных функций. Снижение остроты зрения, боли при движении глаз, двоение предметов, покраснение глазных яблок, боли в области глазниц и лба. Появляются
профессиональные заболевания: синдром сухого глаза, дисплейная болезнь, близорукость, миопия и т.д.
Ухудшение зрительной функции обусловливается изменениями хода лучей света, которые проникая в орган зрения, формируют изображение объекта. Близорукость, миопия - один из недостатков рефракции глаза. Миопия возникает у лиц со слабым физическим развитием и недостаточной физической подготовленностью, с отклонениями здоровья, нарушениями опорно=двигательного аппарата. Длительная зрительная работа на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), плохое освещение, несоответствующие гигиенические условия негативно влияют на концентрацию зрения.
Естественный свет действует успокаивающе, увеличение освещенности благотворно влияет на рост производительности труда. Глаза испытывают напряжение при постоянной работе за компьютером, особенно к концу дня. На напряжение глаз также влияет освещение, расположение монитора, правильная поза при чтении и письме. Необходимо выбирать правильную позу для работы за компьютером, прямо напротив экрана, верхняя часть монитора должна быть на уровне глаз или ниже на 10-15 сантиметров. Соблюдение расстояния от глаз до монитора (55-60 см -расстояние вытянутой руки), от стола до глаз 30-35 см, позволит сохранить остроту зрения. Во время быстрого чтения следут
держать текст на расстоянии 30-40 см, так как в этом случае периферическое зрение используется на полную мощность. Также правильно подобрать кресло (стул). Рекомендуют подбирать стул с подлокотниками и выпуклой спинкой, поддерживающей поясницу. Высота сидения должна соответствовать горизонтальному расположению рук на клавиатуре. Перерывы в работе следует делать каждый час на 15-20 минут.
Упражнения для глаз как целенаправленное оздоровительное воздействие крайне необходимы для зрительного анализатора. В связи с этим возникает необходимость использования зрительных упражнений и игр. Они способны активно снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Также помогают стабилизировать и направленно повышать уровень зрительной (аккомодативной) выносливости, выносливости к зрительному утомлению. Одним из самых доступных способов профилактики зрительных нарушений является зрительная гимнастика (упражнения, игры), улучшающая кровоснабжение глазных яблок, нормализующая тонус глазодвигательных мышц, способствующая быстрому снятию зрительного утомления. В зависимости от поставленных задач, игры можно распределить по признаку тренировочного или восстановительного воздействия.
В список тренирующих игр и упражнений входят анаграммы, таблицы шульте, поиск цифр и букв, пятнашки, бильярд, настольный теннис, бадминтон, городки, стрельба из лука. Рекомендуют тренировать зрение, поочередно смотря на предмет одного цвета близко, затем далеко. Далее чередуя один цвет близко, другой далеко. Выполнять в течение 3 -х минут. Также целесообразно применять игру, наблюдая за светящимся маячком, не поворачивая головы. Игра продолжается 1,5-2 минуты. Далее целиться в удаленный предмет с помощью вытянутого на расстоянии 25-30 сантиметров пистолета. Необходимо выполнять прицеливание одним глазом, не прищуриваясь, при этом другой
глаз прикрыть ладонью. Нагрузку на оба глаза распределять одновременно. Продолжительность игры 3,5-4 минуты. Восстановительные игры и упражнения проводят при стрессах, утомлении, дискомфорте, перегрузках.
Для снятия утомления с глаз, зрительного напряжения рекомендуют часто моргать глазами в течение 6-8 секунд, повторить 4-6 раз. При этом укрепляются мышцы век, улучшается кровообращение. Вращать глазами по кругу: вверх, вниз, вправо, влево. Выполнять сидя 3-4 раза с интервалом 1-2 минуты (с открытыми, закрытыми глазами). Также рекомендуют плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд. Массажными движениями надавливать на закрытые веки. Повторить 5-7 раз. Круговые движения глазами по часовой стрелке и против.
Для профилактики близорукости следует использовать ходьбу, легкий бег, плавание, ходьбу на лыжах, упражнения общей физической подготовки, упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата, упражнения для наружных и внутренних мышц глаз, самомассаж глаз и шеи, воротниковый массаж, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения.
Эффективно совмещать физические упражнения со специальной гимнастикой по различным методикам (У. Бейтса, Норбе-кова, Жданова и других). Рекомендуют тренировки с мячом: броски и ловля, передачи партнеру, броски (в стену, мишень, кольцо). Игры в теннис, волейбол, бадминтон. Несмотря на профилактический, оздоровительный эффект упражнений и игр, стоит с осторожностью отнестись к выбору. При миопии противопоказаны прыжки, упражнения со скакалкой, упражнения с падениями, резкими сотрясениями, акробатические упражнения. Опасны прыжки в воду, бокс, борьба, конный спорт.
Для профилактики необходимо применять игры и упражнения восстановительного и тренировочного воздействия. Комплексно чередуя их. В условиях современных учебных нагрузок зрительные игры и упражнения способствуют концентрации
внимания, формированию полноценного зрения, положительной динамике учебного процесса, росту работоспособности. Недостаток физической активности вызывает прогрессирование многих хронических заболеваний. Возникает необходимость выполнения коррегирующей гимнастики для глаз.
Достижение и поддержание высокого уровня здоровья по мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) средствами физического воспитания возможно лишь при использовании всех необходи-
мых упражнений и их правильном дозировании. Физические упражнения способствуют не только общему укреплению организма, но и являются действенными средствами профилактики и лечения заболеваний органов зрения. Ежедневные комплексы упражнений на протяжении длительного периода являются эффективным потенциалом оздоровительного воздействия.
Своевременное выявление отклонений, профилактика, стабилизация состояния, лечение являются гарантией крепкого здоровья, здоровой жизни.
Библиографический список
1. Дубровский В.Н. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для студентов высших учебных заведений. - 3-е издание, исправленное и дополненное. - М: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. - 2004. - 419 с.
2. Лотоненко А.В. Культура физическая и здоровье / В.А. Лотоненко, Г.Р. Гостев, С Р. Гостева, О.А Григорьев. - М., 2008. - 447 с.
3. Шкарлова С.Н. Близорукость, дальнозоркость, астигнатизм / С.Н. Шкарлова, В.Е. Романовский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 200с .
5. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под редакцией Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
THE NEED FOR USING VISUAL EXERCISES AND GAMES FOR THE HEALTHY
IMPACT ON STUDENTS
O.A. Sbitneva, Senior Lecturer
Pryanishnikov Perm State Agrarian and Technological University (Russia, Perm)
Abstract. The article deals with the problems of students ' health. The necessity of using visual exercises and games for health effects is revealed. The influence of various factors on visual impairment was revealed. Recommendations on visual gymnastics of training and recovery influence are given.
Keywords: health, vision, exercises, games, visual gymnastics, prevention.