Научная статья на тему 'Влияние гуманитарной подготовки студентов технического вуза на их профессиональное становление'

Влияние гуманитарной подготовки студентов технического вуза на их профессиональное становление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1336
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгакова Елена Владимировна

Разностороннее развитие способностей будущего специалиста в процессе его обучения в вузе обеспечивается совокупностью гуманитарного и профессионального образования, которое представляет систему, где каждый элемент выполняет строго определенную функцию. Предлагаются пути реализации гуманитарной подготовки студентов негуманитарных вузов на общетеоретическом этапе их профессионального становления и рассматривает содержание гуманитарной и общепрофессиональной подготовки студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булгакова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of students' humanitarian training from higher educational technical institution on their career making

The many-sided development of future specialist's peculiarities in 240 the process of his(her) training in institution is provided with unity of humanitarian and career training which represents the system where each element fulfils specific function. In the article the author suggests the ways of realization of students' humanitarian training on the basic theoretical stage of their career making and examines the matter of students' activity in the process of integration of students' humanitarian and career training in higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Влияние гуманитарной подготовки студентов технического вуза на их профессиональное становление»

Е.В. Булгакова

ВЛИЯНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Разностороннее развитие способностей будущего специалиста в процессе его обучения в вузе обеспечивается совокупностью гуманитарного и профессионального образования, которое представляет систему, где каждый элемент выполняет строго определенную функцию. Предлагаются пути реализации гуманитарной подготовки студентов негуманитарных вузов на общетеоретическом этапе их профессионального становления и рассматривает содержание гуманитарной и общепрофессиональной подготовки студентов в вузе.

В негуманитарном вузе по учебному плану гуманитарную подготовку реализуют кафедры гуманитарных наук, иностранного языка и физической культуры. Учебные часы делятся между обязательными и элективными гуманитарными дисциплинами, и достаточно сложно учесть интересы студентов при определении курсов, способствующих развитию способностей будущих специалистов. Кроме того, регламентация перечня гуманитарных дисциплин существенно ограничивает допустимый объём каждой дисциплины, что, как правило, приводит к поверхностному знакомству с её содержанием.

Потенциальные возможности воспитательно-образовательного процесса сельскохозяйственного института, прежде всего, заложены в характеристиках трёх типов кафедр, каждая из которых создаёт благоприятные условия и имеет определённое значение для профессионального становления студентов: кафедры гуманитарного цикла, кафедры общепрофессиональных и специальных дисциплин (по профилю факультета), кафедры общематематических и естественно-научных дисциплин.

В гуманитарный цикл входят четыре блока дисциплин: блок иностранных языков, блок истории и педагогики, блок общественных дисциплин, блок физической культуры. Предметы гуманитарного цикла обеспечивают подготовленность к аналитической деятельности на основе знаний законов, закономерностей, принципов: к реализации себя в ситуации выбора; к условиям выбора; к условиям рынка труда с учётом конъюнктуры, тенденций и динамики его развития и др.

Предметы общематематических и естественно-научных дисциплин обеспечивают современный уровень информационной культуры будущего специалиста, основы интегративного подхода к изучаемым явлениям, к анализу специалистом причинно-следственных связей с учётом глобальных и универсальных теорий (науки о земле, информационные технологии и т.д.).

Предметы общепрофессиональных и специальных дисциплин определяют содержательный аспект профессиональной деятельности: жизненно важный потенциал, основанный на познавательном интересе студента, инновациях профессионального труда, каталогов профессий по специализации, индивидуального курирования процесса профессионального становления, технологии трудовой деятельности, профессиональных проб, опыта исследовательской работы, опыта внедрения результатов научного поиска, опыта альтернативности решения проблем и т.д.

В нашей экспериментальной работе преподаватели гуманитарных дисциплин в воспитательно-образова-

тельном процессе вуза решали задачи формирования общей культуры специалиста, его жизненной позиции, умения мыслить социально-политическими категориями, давать социально-политический анализ явлениям общественной жизни, что является ведущей характеристикой современного специалиста любого профиля. Так как профессиональное становление у студентов происходит в единстве с жизненным самоопределением, то во многом жизненные цели и профессиональные интересы корректируются тем жизненным опытом, который они приобретают уже в институте. Учитывая, что в этом опыте много неоднозначности и противоречивости, преподавателям гуманитарных дисциплин важно было прививать студентам умение анализировать, выбирать, оценивать. Именно в решении этих задач мы видели важную роль всех преподавателей гуманитарного цикла (истории, психологии и педагогики, иностранных языков, общественных наук и др.) на всех этапах профессионального становления студентов в процессе обучения в вузе.

Каждая учебная дисциплина обладает широкими возможностями для профессионального становления студентов, т.к. все они, прежде всего, закладывают широту кругозора и научную эрудицию, которые при определённом опыте, тренировке становятся значимы для решения профессиональных задач. Поэтому в ходе экспериментальной работы преподавателями Кемеровского государственного сельскохозяйственного института рассматривалась возможность введения в рамках национально-регионального и вузовского компонентов знаний, обеспечивающих профессиональное становление студентов на каждом этапе данного процесса. Например, были введены следующие специальные курсы: «История аграрных отношений», «Организация сельскохозяйственных предприятий», «Психология взаимодействия» и др.

В своем исследовании мы рассматривали три этапа профессионального становления студентов при обучении на младших курсах сельскохозяйственного вуза гуманитарным дисциплинам:

- общетеоретический, повышающий общее развитие студентов, включая умения усваивать гуманитарные знания целостными системами;

- ориентированно-профессиональный, формирующий умения синтезировать в целостные системы гуманитарные знания и моделировать технические процессы, выявлять функции и структуру этих процессов;

- общепрофессиональный, формирующий умения студентов синтезировать путём теоретических обобщений гуманитарные и общепрофессиональные знания в целостные системы.

В процессе экспериментальной работы нами была создана творческая группа, в которую вошли преподаватели - представители всех кафедр. Данное решение способствовало нашему стремлению избежать односторонности. Творческая группа обеспечивала интеграцию содержания деятельности студентов на каждом этапе профессионального становления. Интеграцию мы рассматривали как процесс взаимодействия содержания гуманитарной и общепрофессиональной подготовки студентов в вузе при осуществлении межпредметных связей и результат овладения студентами способами деятельности по приобретению, усвоению знаний и умений учебно-познавательной и профессиональной деятельности, системой общенаучных методов познания окружающего мира, а также формирования профессионально значимых качеств.

Мы выделили два уровня интеграции: внешний и внутренний. Внешний уровень интеграции включал в себя овладение студентами способами деятельности по усвоению знаний и умений в рамках отдельных наук и их использование в процессе обучения в вузе на всех этапах профессионального становления. На внутреннем уровне предполагалось осуществление межпредметных связей на каждом этапе профессионального становления в рамках смежных наук при изучении сходных тем (например, «Отечественная история» и «Культурология»; «Отечественная история» и «Экономика»; «Экономика» и «Иностранный язык» и др.).

Таким образом, интеграция в процессе обучения в вузе носила общий характер и объединяла предметы гуманитарного, естественно-математического и технического циклов. Однако уровень и характер интеграции были принципиально различны: если на первых курсах обучения в вузе - это нерасчлененность знаний, их малая дифференцированность, то на выпускных курсах -это высокий уровень обобщения на основе глубокой дифференциации. Тем самым интегрированные связи выступали как условие единства обучения и воспитания, как средство формирования обобщенных умений творческой учебной деятельности и всей личности в целом. Интегративные связи помогали и развитию творческого мышления, познанию, формированию активной деятельности студентов, т.к. осуществлялись с учетом будущих функциональных обязанностей инженера.

Так, в рамках изучения гуманитарных дисциплин на общетеоретическом этапе профессионального становления мы формировали у студентов умения продуктивной деятельности: анализа ситуации, определения цели и способов деятельности, переноса ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию и т.д. Поэтому при определении содержания программы гуманитарной подготовки мы учитывали формирование профессиональных ценностей - тех самых инвариантов содержательного знания, которые должны составлять суть современной общекультурной подготовки будущих специалистов. Главная наша задача состояла в перецентровке гуманитарного образования при преподавании дисциплин на проблемы, которые стоят перед обществом и перед студентами, поскольку знания дисциплин нужны для того, чтобы помочь будущим специалистам правильно ориентироваться в нынешнем быстро усложняющемся мире, находить ответы на ин-

тересующие их вопросы. Причём это становится необходимым не только в связи с появлением новых общечеловеческих проблем, среди которых быстро увеличивается значение проблемы устойчивого мирового развития, выхода из глобального экологического кризиса и межнациональных конфликтов, разрешения проблем сепаратизма и международного терроризма, но и особенностями нынешнего этапа российской истории. Решение же их без пересмотра прежних представлений о приоритетных ценностях и целях попросту невозможно.

В программе гуманитарной подготовки центрированность на дисциплинах уступала место центрированности на кругах проблем. Кругам проблем соответствовали предметные блоки. Знания по каждому предметному блоку набирались из самых различных дисциплин: философии, социологии, политологии, экономики, психологии, педагогики, культурологии, истории и др. В каждом предметном блоке были представлены следующие предметные аспекты:

- исторический - история проблем, история идей в европейской, отечественной и мировой традиции;

- теоретический (и ценностный) - философские основания, научные данные и концепции по данному кругу проблем, этические и другие нормативные основания и критерии для оценок, целеполагания, мировоззренческой ориентировки в проблемах;

- проблемно-практический (и коммуникативный) -методология, методика, практика постановки и решения проблем на моделях или в действительности, практика дискуссий и установления компромиссов по проблемам данного круга и т.д.

По каждому кругу проблем в процессе изучения рассматривались основные традиции, подходы, персоналии, тексты из российской и зарубежной европейской (в широком смысле, включая американскую, канадскую, австралийскую) культуры. Кроме того, в каждом блоке и каждом аспекте были представлены идеи, подходы, традиции хотя бы одной культуры неевропейского круга (китайской, японской, индийской, арабской, южно-американской и др.).

Для реализации гуманитарной программы в вузе были организованы постоянно действующие семинары, созданы временные творческие коллективы, в процессе работы которых преподаватели института определяли пути повышения качества подготовки специалистов и обсуждали вопросы выбора форм, выявляли механизмы перехода от общих идей к конкретным образовательным решениям в сфере содержания, организации методов и форм обучения по данной программе.

Проведенная экспериментальная работа показала, что программу гуманитарной подготовки возможно реализовывать за счет часов вузовского компонента, т.к. федеральный компонент предполагает обязательное изучение студентами базового курса дисциплин гуманитарного цикла. Такой подход способствовал «выравниванию» уровня подготовленности студентов и формированию у них навыков ведения дискуссионной беседы, оценочных суждений, собственной позиции и др.

Например, курс «История России» углублялся на факультативных занятиях по «Истории аграрных отношений», где студенты знакомились с развитием сельского хозяйства и сельскохозяйственного произ-

водства как в нашей стране, так и в других странах; влиянием развития сельскохозяйственного комплекса на формирование культурных ценностей и отношений и т.д. При изучении курса «Организация сельскохозяйственного производства» внимание студентов акцентировалось не только на экономических проблемах, но и экологических. Полученные в процессе изучения данного курса знания использовались ими на занятиях иностранного языка, например при изучении темы «Переработка сельскохозяйственной продукции» и др. Так как языковая подготовка осуществляется в вузе на протяжении двух-трех учебных лет (в зависимости от факультета), это позволяло осуществлять межпредметные связи как внутри гуманитарной подготовки, так и на уровне общепрофессиональной и специальной подготовки. Как показала наша экспериментальная работа, языковая подготовка способствует формированию у студентов умения решать задачи разных типов, определяемых потребностями инженерной практики на основе убеждений, целей и мотивов, формируемых в процессе изучения других гуманитарных наук и общепрофессиональной подготовки.

Изучение иностранного языка в процессе экспериментальной работы организовывалось на основе субъектно-деятельностного подхода, когда вся система обучения ориентирована на развитие личности студента, и строилось таким образом, что его деятельность, опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности учитывались при реализации общения (речевой деятельности). Содержание лингвистической подготовки предполагало не изучение готовых текстов, а обсуждение актуальных жизненных проблем. При этом студенты получали возможность рассказывать о своих собственных делах и поступках, текущих событиях, учились выражать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение. Этому способствовало и изучение таких учебных тем, как «Сельскохозяйственное образование за рубежом» (Англия, Франция, Германия), «Организация фермерских хозяйств», «Моя будущая профессия» и др.

Путь к обретению личностного смысла деятельности студентов лежал и через учет их разнообразных интересов. Таким образом, студенты постепенно осознавали, что вся работа была спроецирована на развитие их мышления, культуры умственного труда, активности и познавательной самостоятельности, творческих способностей. Культура умственного труда, развитие творческого мышления формировались в процессе выполняемых студентами заданий, которые предполагали организацию и управление учебной деятельностью студентов по овладению различными видами речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением, письмом) с учетом уровня их подготовленности и лингвистических способностей. Для достижения этой цели студентов обучали различным способам и приемам рациональной учебной деятельности, самоконтроля, умениям планировать свое речевое поведение, соотнося цели каждого высказывания с выражаемым содержанием и т.д., тем самым формируя у студентов потребность в логичных и доказательных ответах и высказываниях в процессе изучения «Русского языка и культуры речи», «Философии», «Политологии», «Социологии» и др.

На общетеоретическом подэтапе профессионального становления студентов мы использовали для общего развития чтение текстов философского, культуровед-ческого, психолого-педагогического характера, отрывков из художественных и публицистических произведений отечественных и зарубежных авторов, которые позволяли критически осмыслить и сравнить национальные и профессиональные системы ценностей и выработать позитивное отношение к своеобразию культуры различных стран и государств.

Активность студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин отражала их личностное отношение к своим знаниям и рассматривалась как осознанное предпочтение самостоятельного построения, управления своей деятельностью. Повышение активности в процессе обучения достигалось и через обеспечение динамики учебной деятельности, оптимизации взаимодействия целей - средств - результатов на различных подэтапах профессионального становления. Преподавателю важно было добиться одновременности усвоения знаний и формирования положительного отношения к ним, перевода интереса и познавательной активности от частных знаний по предмету к обобщенным знаниям способов деятельности специалиста. При этом ставилась цель развития активности студентов к познавательному процессу, к способам получения знаний, к приобретению новых умений, применению их на практике для решения профессиональных проблем, поиску творческой деятельности.

Достижению данной цели способствовала работа студентов при выполнении творческих заданий в процессе подготовки к конкурсам, олимпиадам, деловым играм. Так, в процессе изучения курса «Психология и педагогика» студенты углубляли знания на факультативных занятиях «Психология взаимопонимания». Особое внимание в процессе изучения данной дисциплины преподаватели в совместной работе со студентами уделяли практике выстраивания взаимоотношений: ведь функциональные обязанности инженера сельскохозяйственного производства включают коммуникативные, организационные, диагностические функции. А их осуществление невозможно без знания психологии, умения рефлексировать собственную деятельность, планировать работу коллектива и т.д. Одна из задач, решаемых преподавателями данного курса, состояла в развитии у студентов умения анализировать ситуации, «видеть» данные ситуации с различных сторон и позиций, например, учителя - ученика - родителя - администратора; руководителя - исполнителя -организатора и других, тем самым формируя такое качество, как толерантность.

Таким образом, в процессе общетеоретического этапа профессионального становления студенты осознают, что каждая дисциплина, сохраняя внутреннее единство, вместе с тем органически связана с другими решением общей задачи - осуществления познания, воспитания и развития и, в конечном счете, - формирования личности будущего специалиста.

Поэтому на общетеоретическом этапе профессионального становления мы стремились обеспечивать поддержку профессиональных ценностей в процессе гуманитарной подготовки, поскольку каждая из про-

фессиональных сфер имеет свои профессиональные ценности, тесно связанные с историей культуры и общества, с соответствующими аспектами философских и других гуманитарных знаний. Более того, некоторые ценности именно сейчас настоятельно требуют своей профессиональной индоктринации.

Отечественные ученые рассматривают вопросы профессионально-личностного развития во взаимосвязи с деятельностью и подчеркивают, что она детерминирует развитие. В.А. Сластенин указывает, что профессиональное саморазвитие складывается из двух компонентов: внешних условий и внутренних способностей, позиций, которые предполагают наличие потребностей в обновлении, развитии, самопознании, в понимании своих целей, действий, средств.

Важным условием профессионального становления является система отношения человека к себе как к профессионалу, к своему труду, к изменениям в ходе профессиональной деятельности, к миру в целом.

И хотя многие проблемы ещё ждут своего решения, нами достигнуто главное: студенты и преподаватели осознали необходимость радикального обновления целей, содержания и форм образования, а гуманитаризация рассматривается ими как важнейшее средство этого обновления. Идеи гуманитарной подготовки реализовывались нами в различных формах обучения, соответствующих пониманию преподавателями и студен-

тами вуза целей и содержания гуманитаризации. А следовательно, разрабатывалось научно-методическое и материально-техническое обеспечение воспитательнообразовательного процесса, выявлялись возможности и потребности как преподавателей, так и студентов.

Таким образом, дисциплины гуманитарного цикла стали занимать особое место в вузе: они способствовали формированию мировоззренческих позиций будущего специалиста, знаний и умений, мотивации самосовершенствования и самовоспитания в учебной и будущей профессиональной деятельности, творческое мышление.

Именно гуманитарные дисциплины, будучи неотъемлемой частью инженерного образования, углубляли понимание студентами места и значения своей профессии в научно-техническом прогрессе, стимулировали осознание возможностей использования гуманитарных знаний как средства решения профессиональных задач, социального престижа профессии, т.е. содействовали углублению профессионального мировоззрения. Знания гуманитарных дисциплин расширяют рамки инженерного творчества, дисциплинируют мышление, формируют логическую полноту суждений и осознание конкретного воплощения философских категорий в системе понятий и законов, связи между ними; формируют интуицию и другие свойства личности, наличие которых определяет формирующийся в процессе обучения уровень научных основ профессиональной деятельности инженера.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 25 июня 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.