ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
РОЛЬ И КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ТЕХНИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ МГТУ
Азашикова Фатима Яхьявна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры конституционного строительства и государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия E-mail: fotja7@yandex.ru тел.: 8(903)466 27 36
Азашиков Геннадий Хасанбиевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры конституционного строительства и государственного и муниципального управления
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»,
Майкоп, Россия
E-mail: adig.nauka@mail.ru
тел.: 8(960) 436 07 70
Статья посвящена проблеме преподавания гуманитарных дисциплин на технических и медицинских специальностях вуза, их значении в формировании мировоззрения и культурно-нравственного развития личности студента. В XXI веке подготовка востребованного специалиста предполагает наличие у него не только профильных знаний и навыков, но разносторонней гуманитарной подготовки. В рамках данной статьи представлены обобщенные результаты проведенного исследования, связанного с определением роли и эффективности гуманитарных дисциплин в МГТУ. В результате, которого было выявлено, что гуманитарное образование способствуют развитию самостоятельного мышления и формируют мировоззрение, помогает разобраться в окружающей действительности, в самом себе и других людях, обогащают нравственную, эстетическую и профессионально-этическую культуру студентов. В ходе исследования были выявлены, проблемы с которыми сталкиваются студенты технических и медицинских специальностей в освоении гуманитарных знаний: в преподавании гуманитарных дисциплин мало учитывается специфика технической и медицинской
УДК 378.016:[62+61]
DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12003
Азашикова Ф.Я., Азашиков Г.Х.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
направленности специальностей, недостаточно используются технические, визуальные и цифровые средства обучения, что снижает качество гуманитарной подготовки. Студенты не заинтересованы в изучении гуманитарных наук, т.к. считают их невостребованными в будущей профессии. Что свидетельствует о неосознанности ими целей (миссии) гуманитарной составляющей профессионального образования. Авторами также обозначены векторы решения выявленных проблем.
Ключевые слова: гуманитаризация, гуманитарная цель, гуманитарное образование, гуманитарные дисциплины, культурно-нравственное развитие, технические специальности, морально-этические ценности, творческая самореализация, профессиональные качества, технократический специалист.
Для цитирования: Азашикова Ф.Я., Азашиков Г.Х. Роль и качество преподавания гуманитарных дисциплин на технических и медицинских специальностях МГТУ // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 2(41) С. 32-40. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12003.
Azashikova F.Y., Azashikov G.Kh. THE ROLE AND QUALITY OF TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES IN TECHNICAL AND MEDICAL SPECIALTIES OF MSTU
Azashikova Fatima Yakhyavna, Candidate of History, an associate professor, an associate professor of the Department of Constitutional Construction and State and Municipal Administration
FSBEI HE "Maikop State Technological University", Maikop, Russia E-mail: fotja7@yandex.ru tel.: 8(903)466 27 36
Azashikov Gennady Khasanbievich, Doctor of Philosophy, a professor, a professor of the Department of Constitutional Construction and State and Municipal Administration FSBEI HE "Maikop State Technological University", Maikop, Russia E-mail: adig.nauka@mail.ru tel.: 8(960) 436 07 70
The article is devoted to the problem of teaching humanities in technical and medical specialties of a university, their importance in shaping the outlook and cultural and moral development of a student's personality. In the 21st century training of a sought-after specialist assumes the presence of not only specialized knowledge and skills, but also diverse humanitarian training. In this article generalized results of the conducted research related to the definition of the role and effectiveness of humanitarian disciplines at MSTU are presented.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
As a result, it has been revealed that humanitarian education contributes to the development of independent thinking and forms a worldview, helps to understand the surrounding reality, in oneself and other people, enrich students' moral, aesthetic and professional ethical culture. The research has revealed the problems that students of technical and medical specialties face in mastering humanitarian knowledge: teaching of the humanities does not take into account the specifics of technical and medical specialties, technical, visual and digital teaching aids are insufficiently, which reduces the quality of humanitarian training.
Students are not interested in studying the humanities, because consider them unclaimed in their future profession. This indicates that they are unaware of the goals (mission) of a humanitarian component of vocational education. The authors also designate solution vectors for the identified problems.
Key words: humanitarization, humanitarian goal, humanitarian education, humanitarian disciplines, cultural and moral development, technical specialties, moral and ethical values, creative self-realization, professional qualities, a technocratic specialist.
For citation: Azashikova F.Y., Azashikov G.Kh. The role and quality of teaching humanitarian disciplines in technical and medical specialties of MSTU // Bulletin of Maikop State Technological University. 2019. Iss. 2 (41). P. 32-40. DOI: 10.24411/ 2078-1024-2019-12003.
Актуальным направлением в системе технического образования является ее гуманитаризация. Современное состояние системы образования не обеспечивает необходимое динамичное развитие социально-экономической сферы создание условий для того чтобы в обществе установилась «социальная справедливость, гражданский мир и согласие» [1, с. 261]. Данная задача не выполнима без придания обучению техническим специальностям общечеловеческого характера.
Мы живем в стремительно развивающемся мире. Зачастую выпускники имеющие дипломы по техническим специальностям с фундаментальной подготовкой не в состоянии предвидеть, в каких именно специалистах рынок труда будет нуждаться. Поэтому к качественной профессиональной подготовке выпускник должен иметь соответствующий уровень общекультурного развития, чтобы свободно ориентироваться в меняющейся реальности.
Необходимость усиления гуманитарной подготовки в современных условиях развития образования вызвано тем, что точные науки, выполняя свою суперзадачу, в подготовке специалиста «технаря» не могут обеспечить основы для формирования культуры человека, его нравственного облика. Наряду с инженерной, медицинской и гуманитарной подготовкой высшее образование в техническом вузе должно ставить своей задачей формирование личности и стремление ее
34
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
к творческой самореализации. В современном обществе должен формироваться новый тип личности профессионала, управленца-менеджера, основным капиталом, которого станут современные знания и творческое мышление [4, с. 16]. При этом «несмотря на осваиваемую специальность технического профиля, выпускник вуза XXI века должен быть, прежде всего, субъектом культуры, носителем высокой нравственности и социальной активности» [5, с. 21].
Рассуждая о роли и значении гуманитарных дисциплин в технологическом вузе нужно думать о том, что они в большей мере, нежели любые другие дисциплины несут духовную нагрузку, побуждая тем самым переосмыслению и осознанию того, что познано или усвоено, то есть вносят значительный вклад в процесс формирования мировоззрения и культурно-нравственного развития личности, которая будет иметь решающее значение для развития страны [2].
Если отталкиваться от иного мнения и обозначить в качестве основной задачи инженерно-технического или медицинского образования овладение профессиональными знаниями, не выходящими за рамки узкой специализации, то в результате получаем технократического специалиста, профессионально- и предметно-ограниченно-решающего частные проблемы, т.е. проблемы отдельных сфер человеческого знания или социально-экономического развития.
Гуманитаризация высшего технического образования, по нашему мнению, должна способствовать не только саморазвитию личности человека, но приобретению навыка взаимодействия, как с материальными, так и с духовными объектами и ценностями, взаимодействию с окружающим миром. В профессиональной сфере - проявлению творческого подхода, гибкости, мобильности, вариативности в принятии решений.
Дисциплины гуманитарного цикла в обязательном порядке присутствуют в учебном плане каждого технического вуза, в объеме, установленном Министерством образования, по каждой дисциплине существует государственный образовательный стандарт, содержащий минимальный перечень компетенций к усвоению учебного материала, который предъявляется студенту [2].
МГТУ не исключение, в учебных планах которого представлен целый ряд гуманитарных дисциплин различной направленности. Считаем необходимым сказать о некоторых системных недостатках имеющихся фактически во всех учебных планах, по всем специальностям в гуманитарном блоке. Это отдельная проблема, которая выходит за рамками нашего исследования, но, не заявив о ней, не сложится полной картины объекта исследования.
Во-первых, количество часов, отведенных для изучения гуманитарных дисциплин, с одной стороны, недостаточное, а с другой стороны, несбалансированное
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
между собой. Во-вторых, в учебных планах нарушена структура логического последовательного изучения дисциплин гуманитарной направленности. Что определенным образом, сказывается на качестве гуманитарного образования и развития личности студента. В-третьих, волнует специалистов еще один аспект, выражающийся в том, что изучение всех дисциплин гуманитарного блока по учебным планам происходит одновременно и заканчивается на втором курсе. В то время, когда студент еще не прибрел научную базу для усвоения культурологических и социологических дисциплин. Помимо этого, возникают серьезные проблемы, связанные и с содержательным наполнением данных дисциплин, так как изучаются они не глубоко, а затрагиваются только их основы. Эти и другие проблемы нашли широкое обсуждение, как в нашем университете, так и в российской университетской среде в целом, и в университетах стран СНГ [3]. Актуальность изучаемых проблем нашло отражение в рамках работы Международного научно-практического круглого стола «Гуманитарная составляющая высшего образования как фактор модернизации современного общества» (состоялся в Витебске 16 мая 2019 года). В ходе, которого участники обсудили проблемы и перспективы современного состояния гуманитарной подготовки студентов высших учебных заведений и определили роль гуманитарного образования в современном мире, подчеркнув её значение в процессе формирования будущего специалиста и сознательного гражданина общества.
Для более полного отображения ситуации, связанной с определением роли и эффективности гуманитарных дисциплин в МГТУ, было проведено исследование, к которому были привлечены студенты технических и медицинских специальностей.
Всего было опрошено 120 человек. Нами использовалась методика, которая представляет собой анкетирование - одна из разновидностей сбора информации об объекте. В рамках данной статьи будут представлены обобщенные результаты по всей выборке.
В первую очередь, мы решили выяснить: чем руководствовались студенты при выборе специальности обучения, насколько они мотивированы к образованию по избранным специальностям. Представители как технических, так и медицинских специальностей выбирая будущую профессию, руководствовались -престижностью специальности, личной профессиональной пригодностью, востребованностью выпускников и возможностью трудоустройства. 18% студентов-технарей привлекло наличие бюджетных мест, 33% студентов-медиков и 24% студентов-технарей - качество подготовки специалистов и др. показатели.
Затем нам представилось важным определить степень интереса студентов к изучаемым гуманитарным дисциплинам в зависимости от типа специальности. Как видно из опроса среди студентов технической специальности с интересом
36
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
изучают гуманитарные дисциплины - 61%, в то время как среди студентов медицинской специальности эта цифра составляет - 32%. Изучают эти предметы только потому, что они присутствуют в учебном плане - 29% студентов технической специальности, примерно столько же - 32% студентов-медиков. Считают ненужными гуманитарные дисциплины - 20% студентов медицинской специальности, против 8% студентов технической специальности.
Не желают изучать гуманитарные дисциплины студенты, потому что считают, что эти знания не пригодятся им в профессиональной деятельности (технари - 28%, медики - 25%) и мало используются интерактивные и наглядные формы обучения (технари - 22%, медики - 28%). Если для 16% студентов технических специальностей гуманитарные дисциплины трудны для восприятия, то для студентов-медиков они просто не интересно преподаются (32%).
Всем респондентам было предложено оценить качество подготовки студентов и оценить каждую из составляющих вузовского образования по трехмерной шкале.
Студенты технических специальностей высоко оценили общепрофессиональную и профессиональную подготовку, а также умение работать с людьми, уровень культурного и нравственного развития (от 58% до 72%).
В то время как большая часть опрошенных студентов-медиков считают качество подготовки средним (от 50% до 80%), а уровень культурного и нравственного развития низким - от 10% до 15%. На низком уровне находится, по их мнению, и умение работать с людьми (18%)
Мы попросили студентов ответить на вопрос: какое воспитательное воздействие оказывают на личность студента гуманитарные дисциплины.
42% представителей технических специальностей считают, что воспитательное воздействие значительно. Среди студентов-медиков так считают только 30%. Примерно одинаковое количество 38% и 37% считают, что это влияние незначительное. А 20% студентов медицинских специальностей, считают, что гуманитарные дисциплины не оказывают никакого воспитательного воздействия, что свидетельствует о низком качестве гуманитарной составляющей.
Подавляющее большинство студентов лучше воспринимают материал гуманитарных дисциплин в традиционной форме, взаимодействуя с преподавателем (94% и 80%). И только (6% и 20%) студентов готовы изучать данные дисциплины самостоятельно с помощью цифровых носителей.
На вопрос как учитывается специфика специальности в преподавании гуманитарных дисциплин 45% респондентов-медиков ответили, что незначительно. В то время как студенты-технари считают, что специфика специальности учитывается максимально. Примерно одинаковое количество (20% и 23%) ответило, что никак не учитывается.
37
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
Мы не могли оставить без внимания вопрос о средствах обучения, которые чаще применяются в ходе преподавания гуманитарных дисциплин. 75% студентов-медиков и 49% студентов-технарей назвали - устную речь лектора. 27% и 17% - ТСО (чаще назывался проектор) и меньше всего используются визуальные и цифровые средства обучения.
И наконец, было проведено исследование на предмет выявления роли гуманитарных наук в подготовке специалиста. Студентам были предложена традиционная форма анкетирования с возможностью выбора варианта ответа.
Данные анкетирования показывают, что студенты всех специальностей высоко оценили роль дисциплин гуманитарного блока, считая, что они помогают в первую очередь, понять себя, окружающих их людей, разобраться в окружающем мире, формируют навыки самостоятельного анализа и синтеза, формируют основу всесторонне развитой личности, обогащают нравственно и эстетически. Наряду с этим мы обратили внимание, что 17% респондентов обучающихся на медицинских специальностях считают, что преподаваемые гуманитарные дисциплины недостаточно вооружают для будущей деятельности, а 30% озабочены, что их перегружают чтением обширной литературы.
Полученные нами результаты исследования могут быть обобщены и представлены в следующих положениях:
1. В целом респонденты отметили, что получают достаточное количество гуманитарных дисциплин, а это свидетельствует о том, что и воспитательные функции данных предметов сформированы в нужном количестве.
2. Студенты отметили высокий и средний уровень общепрофессиональной и профессиональной подготовки, но отметили низкий уровень той части, которая отвечает за формирование культурно-нравственных качеств.
3. Интервьюируемых волнует вопрос учета специфики медицинской и технической направленности в преподавании дисциплин гуманитарного блока.
4. К недостаткам в преподавании студенты отметили недостаточное использование визуальных, цифровых и технических средств обучения.
5. Студенты технических и медицинских специальностей в целом понимают, какую роль играют гуманитарные дисциплины для профессионального образования. Но четверть из числа опрошенных респондентов считают, что гуманитарные знания им не пригодятся в будущей профессиональной деятельности.
6. Исследование показало, что студенты, в принципе, хотели бы изучать гуманитарные науки, но на практике не усматривают пользы от усилий, которые тратятся на их изучение, не видят возможности применения этих знаний в практической деятельности, в связи с чем и сами занятия не вызывают устойчивого интереса.
38
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
Наиболее прагматичными в этом опросе оказались представители медицинских специальностей. В то время как, именно, гуманитарные науки влияют на формирование профессиональных качеств и морально-этических ценностей будущего врача.
На основе полученных данных и в целях улучшения качества гуманитарного образования в технологическом вузе мы попытались сформулировать несколько предложений.
Прежде всего, ученый-педагог, как и будущий специалист должны осознавать гуманитарную цель своей деятельности, иначе научные труды первого и профессиональная деятельность второго могут быть бесполезными, а может даже вредными. Задача преподавателя донести и разъяснить цели гуманитарного образования студентам.
Очевидно, что в современных условиях требуется трансформация высшего профессионального образования в той части, которая составляет гуманитарную подготовку будущего специалиста. Изменения, происходящие в последние годы в обществе, науках настолько стремительны, что знания, которые были получены самими преподавателями, теряют свою актуальность.
Традиционная образовательная система, не учитывающая или мало учитывающая динамичность происходящих в мире социо-культурных изменений, оторванная от личности и общества, основанная на трансляции готовых закостеневших знаний нуждается в серьезной трансформации и инновировании. Необходимо брать на вооружение апробированные инновационные педагогические и воспитательные технологии для формирования управленческой культуры XXI века, подготовки специалистов высокой квалификации соответствующих стандартам грядущей цивилизации [1, с. 222].
В условиях информационного общества должна меняться не только система образования, но и роль преподавателя, содержание, формы и методы подачи учебного материала. Сегодня преподаватель должен рассматриваться не столько как носитель знаний, сколько как мотиватор, проводник, заражающий интересом.
«В новой образовательной парадигме студент становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Диалогические отношения преподавателя и обучающегося определяют основные формы организации учебного процесса. Результатом становится активная, творческая деятельность студента, далекая от простой репродукции» [5].
Но как, неудивительно, с одной стороны, студенты заинтересованы в получение гуманитарных знаний в нестандартной форме и развитие коммуникативных навыков, с другой - не хотят ничего метать. Предпочитая традиционную форму взаимодействия с преподавателем в ходе изучения учебного материала, самостоятельному изучению на цифровом носителе, о чем свидетельствуют результаты опроса.
39
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
Роль, которая отведена дисциплинам гуманитарного блока, их влияние на становление культурной и высоконравственной личности студента - будущего специалиста, будут возрастать только в том случае, если будут преподаваться интересно, качественно с использованием различных средств обучения, с учетом специфики специальности, и наполнены актуальным содержанием, соответствующим реалиям современной действительности.
Литература:
1. Азашиков Г.Х. Социальное управление в регионе: поиски парадигмы. Ростов-на-Дону, 2004. 188 с.
2. Баранова Е.В. Значение гуманитарных дисциплин в техническом вузе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-gumanitarnyh-distsiplin-v-tehnicheskom-vuze (дата обращения 16.05.2019).
3. Бородич И.В. Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в техническом ВУЗе // Высшее техническое образование: проблемы и пути развития = Engineering education: challenges and developments: материалы VIII международной научно-методической конференции: в 2 ч. Ч. 1. Минск: БГУИР, 2016. С. 54-56.
4. Иванов В.Н., Азашиков Г.Х. Переход к новой цивилизации // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2007. №5. С. 13-18.
5. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2002. 224 с.
Literature:
1. Azashikov G.Kh. Social governance in the region: the search for a paradigm. Rostov-on-Don, 2004. 188 p.
2. Baranova E.V. The value of the humanities in a technical university [Electronic resource], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-gumanitarnyh-distsiplin-v-tehnicheskom-vuze (access date 05/16/2019).
2. Borodich I.V. Problems of teaching humanities in a technical university // Higher technical education: problems and ways of development = Engineering education: challenges and developments: materials of the VIII International Scientific and Methodological Conference: at 2 pm. Part 1. Minsk: BSUIR, 2016. P. 54 -56.
4. Ivanov V.N., Azashikov G.Kh. Transition to a new civilization // Bulletin of RUDN. Series: Sociology. 2007. No. 5. P. 13-18.
5. Fokin Yu.G. Teaching and education in higher education: methodology, goals and content, creativity: a textbook for students of higher educational institutions. Moscow: Academy, 2002. 224 p.