Научная статья на тему 'Влияние государственно-частного партнерства на инвестиционную привлекательность региона'

Влияние государственно-частного партнерства на инвестиционную привлекательность региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
913
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левов Николай Александрович

В статье проанализирован опыт применения механизма государственно-частного партнерства в развитии стратегически важных отраслей экономики, предоставления общественных услуг в масштабах отдельных регионов, социально-экономического развития территорий. Приведены количественные показатели развития государственно-частного партнерства на региональном уровне. Рассмотрены вопросы влияния государственно-частного партнерства на повышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционного риска региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левов Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP INFLUENCE ON INVESTMENT ATTRACTIVENTSS OF REGIONS

The article analyzes the application experience of public-private partnership mechanism in the strategically development of important economy sectors, public services provision in the individual regions scale, territorial socio-economic development. Public-private partnership development quantitative indicators are given. Issues of public-private partnership influence on investment potential increase and regional investment risk decrease are considered.

Текст научной работы на тему «Влияние государственно-частного партнерства на инвестиционную привлекательность региона»

УДК 353.2

НА. Левов ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО

ПАРТНЕРСТВА НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация. В статье проанализирован опыт применения механизма государственно-частного партнерства в развитии стратегически важных отраслей экономики, предоставления общественных услуг в масштабах отдельных регионов, социально-экономического развития территорий. Приведены количественные показатели развития государственно-частного партнерства на региональном уровне. Рассмотрены вопросы влияния государственно-частного партнерства на повышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционного риска региона.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционная политика, инвестиционные проекты, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, инвестиционный климат.

Nikolay Levov PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP INFLUENCE ON

INVESTMENT ATTRACTIVENTSS OF REGIONS

Abstract. The article analyzes the application experience of public-private partnership mechanism in the strategically development of important economy sectors, public services provision in the individual regions scale, territorial socio-economic development. Public-private partnership development quantitative indicators are given. Issues of public-private partnership influence on investment potential increase and regional investment risk decrease are considered.

Keywords: Public-private partnership, investment policy, investment projects, investment potential, investment risk, the investment climate.

В настоящее время рыночные реформы определяют основные приоритеты социально-экономического развития страны и регионов на ближайшие десятилетия. Главные усилия государства направлены на сглаживание появившихся в период реформ диспропорций в социальной сфере. Эффективно решить эту задачу можно путем повышения инвестиционной привлекательности конкретного региона для потенциальных инвесторов, то есть основная задача - оптимизация необходимых условий для инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования, которым может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна [6].

Привлечение частного капитала к финансированию развития стратегически важных отраслей экономики, предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий, социально-экономического развития территорий, полезно для обеих сторон.

Появляется возможность более эффективно действовать и достигать лучших результатов в тех сферах, где особенно заметны «провалы» рынка либо, напротив, неэффективность государственного управления.

Опыт применения данного механизма имеется в секторах общественных услуг (в частности, в инфраструктурных отраслях). Именно там исторически сложились традиции делегирования государством ряда ключевых правомочий частному сектору (право контроля над использованием активов, дохода, право на управление). Государство несет ответственность перед населением за бесперебойное обеспечение общественными благами. Этим объясняется тенденция к сохранению ряда отраслей и производств в государственной собственности [4].

Имеющиеся формы и методы ГЧП дают возможность, при сохранении важнейших объектов соглашений в государственной собственности, передавать часть правомочий собственника частному бизнесу. Прежде всего, это сооружение, эксплуатация и содержание объектов социальной инфраструктуры, а также управление ими.

Изменение государственной экономической политики в области управления региональными объектами собственности (с приватизации на другие, более эффективные способы использования объектов), привело к более обоснованной и дальновидной стратегия

© Левов Н.А., 2014

превращения имущественных объектов региональной собственности в действенный рычаг стабилизации и оживления производственной и социальной сферы.

В соответствии с этим, на первый план выдвигаются задачи акционирования (при оставлении у региона основной части пакета акций), передаче объектов региональной собственности в доверительное управление, сдаче объектов в аренду и в концессию на условиях экономической выгодности и социальной эффективности.

Анализ регионального законодательства и научных исследований по данной тематике позволил выделить некоторые приоритетные направления для развития государственно -частного партнерства в регионах [2]:

- обеспечение поддержки со стороны региональных органов власти реализации инвестиционных проектов, способствующих социально-экономическому развитию;

- разработка методов определения приоритетных направлений развития государственно-частного партнерства при управлении сырьевыми ресурсами;

- тщательная проработка инвестиционных проектов частными фирмами и государственными органами с активным участием рыночных институтов;

- создание новых финансовых инструментов для привлечения в инфраструктурные проекты средств международных инвесторов.

Разработка законодательной базы по ГЧП обусловлена спецификой отношений в области инвестиционных проектов, касающейся вопросов управления и распоряжения региональной собственностью. Установление порядка такого управления и распоряжения определяется путем принятия закона, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

На сегодня законы, касающиеся ГЧП, приняты многими субъектами Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1

Рейтинг некоторых регионов РФ по уровню развития ГЧП (на первую половину 2013

года*) [2]

№ Название субъекта РФ Значение рейтинга

1 СПб 7,8

2 Татарстан 6,6

3 Тульская обл. 6,1

4 Нижегородская обл. 5,7

5 Москва 5,5

6 Свердловская обл. 5,5

7 Красноярский край 5,4

8 Краснодарский край 5,4

9 Московская обл. 4,9

10 ХМАО (Югра) 4,7

На основе регионального законодательства разрабатываются и реализуются проекты ГЧП. Самым передовым законом в области ГЧП стал закон Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» от 20.12.2006. Во многом принятие этого закона стимулировало реализацию проектов в формате ГЧП на территории

* Оценка складывалась из трех параметров, таких как:

• нормативно-правовая база в регионе, в том числе специальные структурные подразделения органов власти, ответственные за ГЧП, предусмотренные в бюджете расходы на ГЧП;

• опыт реализации ГЧП (оценивается количество проектов, их уровень и стадии реализации);

• кредитный рейтинг региона (количество присвоенных рейтинговых оценок, а также значение оценок).

данного субъекта, что, конечно, позитивно сказывается на уровне инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга. Непосредственно опыт Санкт-Петербурга в области последовательного развития ГЧП, включая и принятие соответствующей нормативной базы, положительно сказались на количестве заключенных договоров, что учитывается и другими регионами.

Важно отметить, что государство в условиях ГЧП выступает в роли особого субъекта экономических отношений, который использует частную форму капитала для достижения определенных общественных целей. В этом смысле государство уходит от чисто политических функций и само становится специфическим субъектом экономики. Такой подход к ГЧП в условиях смешанной экономики создает базу для более широкого использования развитых форм финансовых рынков для развития ГЧП на различных уровнях региональной экономики [5].

Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность региональной продукции на внутреннем и мировом рынках, поэтому на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций [6].

Традиционными являются активные действия по созданию и укреплению инфраструктуры, которая является базовой для всех видов бизнеса: дороги, телефон, городские вокзалы, аэропорт и пр. От конкретных действий в отношении инфраструктуры зависят как общее направление, так и интенсивность новой деловой активности в регионе.

В рамках эффективной инвестиционной политики администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований, что соответствует концепции Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [1].

В случае реализации крупных проектов развития региона чаще оказывается целесообразным непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций. Государственно-частное партнерство развивается интенсивно там, где есть недостаток бюджетных средств. Администрации приходится всерьез задуматься о привлечении частных инвестиций только тогда, когда речь заходит о реальном повышении уровня комфорта жизни для населения территории, повышении качества и доступности государственных услуг.

На региональном уровне инвестиционная привлекательность (инвестиционный климат) формируется под влиянием факторов определяющих условия инвестиционного потенциала региона, степени риска инвестиций и проявляется через двусторонние отношения предпринимательских структур, банков, профсоюзов, органов власти и других участников процесса.

Необходимо отметить, что наибольшее влияние на состояние инвестиционной деятельности инвестиционная привлекательность оказывает на уровни субъектов Российской Федерации. Поэтому именно на уровне регионов определяется рейтинг по состоянию инвестиционной привлекательности (таблица 2), поскольку большинство параметров оценки инвестиционной привлекательности формируются на уровне субъектов РФ и носят оригинальный характер (например, ВВП, индекс дохода, продолжительность жизни, индекс долголетия и т.п.).

Формирование позитивного инвестиционного климата требует взаимной согласованности отмеченных выше способов выделения в составе инвестиционной программы регионального уровня особой подпрограммы формирования инвестиционного климата, необходимого для ее реализации. Такая подпрограмма должна быть направлена на исполнение не только общих требований к формированию позитивного инвестиционного климата, но и конкретных инвестиционных приоритетов - путем создания в соответствующих отраслях или на территориях относительно лучших условий инвестирования, в том числе на основе государственно-частного партнерства.

Таблица 2

Инвестиционный потенциал российских регионов в 2013 году

Ранг потенциала Ранг риска, Регион (субъект федерации)

2013 год 2013 год

1 10 Москва

2 9 Московская область

3 4 Санкт-Петербург

4 5 Краснодарский край

5 18 Свердловская область

6 7 Республика Татарстан

7 46 Красноярский край

8 35 Нижегородская область

9 16 Самарская область

10 19 Республика Башкортостан

Библиографический список

1. ФЗ №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005.

2. Постановление Правительства Москвы №64-ПП «Государственная программа «Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг.» от 22.02.2012.

3. Гагарин П. А. Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы развития // Финансовая газета. - №14. - 11.04.2013.

4. Дмитриева Е.А. Организация государственно-частного партнерства для решения жилищных проблем // Известия ИГЭА. - 2010. - №2. - С. 128-131.

5. Иванов И. ГЧП в регионах и на муниципальном уровне: разработка успешной модели и перспективы в новых условиях. Совещание Центра ГЧП Внешэкономбанка, региональных центров ГЧП и участников рынка 1 декабря 2009 г., Москва [Электр. ресурс]: Ше8^еЪ/ррр/аС:юш/20091201.. .ivanov.pdf.

6. Кондратьева З.А. Роль и значение индивидуального инвестирования в решении задач экономического роста // Финансы и кредит. - 2011. - №8(440).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.