Научная статья на тему 'Влияние государства на изменение функций рынка в современной российской экономике'

Влияние государства на изменение функций рынка в современной российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ФУНКЦИИ РЫНКА / ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ РЫНКА / СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ РЫНКА / MARKET / FUNCTIONS OF THE MARKET / CHANGING THE FUNCTIONS OF THE MARKET / SPECIFIC IMPLEMENTATION FUNCTIONS OF THE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демич А. А.

В статье анализируются особенности реализации функций рынка в современной меняющейся экономике. Показаны отличия реализации функций рынка в классическом и современном российском рынке. Сформулированы проблемы реализации функций рынка в условиях модернизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING THE IMPLEMENTATION OF THE FUNCTIONS OF THE MARKET IN THE RUSSIAN ECONOMY

The article analyzes the peculiarities of the implementation of the functions of the market in today’s changing economy. Shows the differences between the implementation of the functions of the market in the classical market and modern Russia. Formulated the problem of implementing the functions of the market in terms of economic modernization.

Текст научной работы на тему «Влияние государства на изменение функций рынка в современной российской экономике»

А. А. Демич. Влияние государства на изменение функций рынка

УДК 339.1

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКО1

А. А. Демич

Поволжский кооперативный институт Российского университета кооперации, г. Энгельс E-mail: [email protected]

В статье анализируются особенности реализации функций рынка в современной меняющейся экономике. Показаны отличия реализации функций рынка в классическом и современном российском рынке. Сформулированы проблемы реализации функций рынка в условиях модернизации экономики. Ключевые слова: рынок, функции рынка, изменение функций рынка, специфика реализации функций рынка.

Changing the Implementation of The Functions of the Market in the Russian Economy

A. A. Demich

The article analyzes the peculiarities of the implementation of the functions of the market in today's changing economy. Shows the differences between the implementation of the functions of the market in the classical market and modern Russia. Formulated the problem of implementing the functions of the market in terms of economic modernization.

Key words: market, functions of the market, changing the functions of the market, specific implementation functions of the market.

Возможности учета экономической ситуации, выбор наиболее адекватных мер государственного влияния на экономические процессы, оценка последствий принимаемых решений, максимизация выгод и минимизация возможных издержек напрямую зависят от понимания специфики реализации функций рынка. В экономической теории существует различие нормативного и реального рынка. В. Ойкен последовательно рассматривал и анализировал несколько типов экономик, выделив из них две чистые формы - «централизованно управляемое хозяйство» и «рыночное хозяйство», которое, в свою очередь, может характеризоваться десятками «рыночных форм»1. Согласно воззрениям Я. Тинбергена, экономика развивается под воздействием целеполагающей экономической политики государства, поэтому функции рынка модифицированы государственным воздействием2.

Сложившаяся в развитых странах практика показывает, что эффективность функционирования экономики, реализация функций рынка во многом зависят от проводимой экономической политики. Эта эффективность выше в том случае, когда учитываются имеющиеся в данной стране реалии - особенности экономических отношений, уровень развития страны, политический расклад сил и т. д. Существует набор тех экономических

ролей государства, которые являются базисными. Это правовое обеспечение экономической деятельности и прав собственности; организация денежного обращения, валютного курса, кредитных отношений; фискальная политика и регулирование бюджетного сектора; перераспределение доходов в обществе, производство общественных благ и услуг; поддержка государством науки, образования, культуры; антимонопольное регулирование и развитие конкуренции, поддержка малого и среднего бизнеса; поддержка оптимального уровня занятости, минимизация безработицы и издержек от нее; проведение региональной экономической и социальной политики; реализация национальных интересов в мировой экономике; поддержка международной конкурентоспособности отечественной экономики3.

Воздействие государства непосредственно влияет на осуществление функций рынка (табл. 1).

В современной российской экономике контролируются цены от естественных монополий, организаций государственного сектора экономики, цены на товары, неустранимые из потребительской корзины (например, на хлеб через контроль цен на зерно), на продукцию, приносящую вред здоровью человека (алкоголь, табак). На рынке введены максимальные розничные цены (МРЦ) на отдельные группы товаров.

В ценообразовании сохраняется значительная инерционность через применение ценообразования «издержки плюс». Наблюдаются длительные периоды отклонения цен от стоимости, затруднения в переливе капитала. Цены на современном рынке изменяются не свободно, а под воздействием стихийных рыночных сил. Значительный объем цен - это цены монопольные, они устанавливаются фирмой-монополистом или в процессе соглашения монополистов. Цены на бензин в России зачастую являются результатом картельного сговора. В 2010 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выписала штрафные счета четырем крупнейшим нефтяным компаниям более чем на 26 млрд руб.4 Однако бензиновый кризис весной 2011 г. опять был порожден картельным сговором, о чем свидетельствуют данные ФАС. Обзор дел, инициированных ФАС России, показывает, что картельный сговор можно обнаружить на наци-

© ДемичА. А2011

ональном и региональных рынках. В частности, сговор обнаружен: на бензиновом и угольном рынке, рынке соли, яиц, муки, хлебопекарных изделий, страховых продуктов, картофеля, услуг такси, услуг телефонной связи, лекарств, в торгах по госзакупкам и т. д.5 На рынках западных стран тоже обнаруживаются картельные сговоры: так, был доказан сговор производителей стиральных порошков, телевизоров на рынке ЕС, сталелитейной продукции, авиаперевозок.

Часть цен в экономике - это регулируемые государством цены и тарифы. Однако государство не проявляет последовательности в обнаружении источника высоких затрат на продукцию естественных монополий, а просто «одобряет» ежегодное повышение цен. Единственное предложение по совершенствованию ценообразования в 2010 г. касалось того, чтобы цены и тарифы государство рассматривало раз в три года, а не ежегодно.

Таблица 1

Изменение функции рынка в современной российской экономике

Функция рынка Содержание функции в нормативном рынке Содержание функции в современном российском рынке

Регулирующая Ценовой механизм регулирует: - объемы производства; - объемы потребления; - объемы перелива ресурсов из отрасли в отрасль. Осуществляется посредством колебания цен, перелива капитала, перераспределения прибыли, а также кредитными отношениями Цены складываются под влиянием не только спроса и предложения, но и регулирующего воздействия государства. Вмешательство осуществляется посредством финансирования целевых программ и льготного кредитования, а также вмешательства в ценообразование

Стимулирующая (экономии общественного труда при производстве товаров и услуг) Состоит в побуждении производителей к производству товаров и услуг с наименьшими затратами. Это заставляет обновлять производство, внедрять достижения НТП В механизме реализации функции присутствует прибыль как стимул деятельности. Поскольку в России возможно извлечение рентных доходов, что менее рискованно, чем извлечение прибыли за счет инноваций, то это не способствует экономии затрат. Сохраняется затратность экономики

Информационная Цены являются источником информации о состоянии рынка. На основе цены передается информация о необходимом количестве товаров и услуг, предоставляемых на рынки, о том, как их производить, с какими затратами труда Увеличение ассортимента и массы производимых товаров и услуг увеличивает значимость асимметрии информации, искажающей реализацию функций рынка. Информация передается не только ценой на рынке. Часть ценовой и неценовой информации экономические агенты могут получить до «встречи с товаром (услугой) на рынке». Основными источниками информации могут быть: публикации экономических субъектов, специализированных изданий, в том числе электронных, консалтинговых и информационных агентств

Дифференцирующая Посредством свободной конкуренции осуществляется дифференциация фирм по экономической силе на сильные, средние и слабые Дифференциация осуществляется в условиях монополий, естественных или организованных, поэтому действие дифференцирующей функции рынка искажается. Недобросовестным руководством фирм используются рычаги политического лоббирования интересов. Коррупционные проявления приносят вред экономике в целом. В этих условиях разграничение фирм на сильные, средние и слабые не всегда основано на их действительной эффективности

Санирующая Проявляется в гибели нерентабельных и устаревших производств. Покидают рынок только действительно слабые предприятия Покидают рынок не только старые и нерентабельные предприятия, но и те, которые становятся объектами рейдерства, целенаправленного уничтожения. Некоторым фирмам выживать помогает близость к власти, другие такой помощи не получают. Выживают не сильнейшие, погибают не слабейшие. Реализация данной функции также испытывает влияние проблемы несовершенства законодательно-административных мер правительства

Л. Л. Демич. Влияние государства на изменение функций рынка

Регулирующую функцию выполняют цены, но само регулирование осуществляется за счет перелива капитала. В российской экономике отсутствует эффективная система перелива капитала, в результате чего, несмотря на избыток финансовых ресурсов, не удаётся профинансировать развитие обрабатывающей промышленности6.

Рыночное стимулирование экономии затрат, конечно, осуществляется, но не столько за счет технического прогресса, сколько за счет экономии на оплате труда и социальных плате-

Динамика производительности

жей. Снижать затраты общественного труда на единицу товара или услуги крупным корпорациям мешает ориентированность на извлечение рентных доходов. Мелкий и средний бизнес «экономит» на оплате труда. Дешевый труд создает антистимулы к внедрению новой техники и технологии. Норма накопления в России -18,9 %, что недостаточно (в Китае, например, около 47,9 %)7. В результате экономика России остается затратной, а динамика производительности труда - волнообразной (табл. 2).

Таблица 2

уда (в % к предыдущему году)

Годы 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Индекс производительности труда 107 106,5 105,5 107,5 107,5 104,8 95,9 99,0

Источник: Федеральная служба государственной статистики [сайт]. иИЪ: http://www.gks.ru

В устранении затратности экономики рыночный механизм дает сбои, потому что в России реализуется возможность извлекать и присваивать природную ренту с более низкими рисками, нежели получать прибыль посредством инноваций. Низкая оплата труда в России тормозит научно-технический прогресс. Поэтому государству приходится «принуждать к инновациям». Это происходит не только в России, многие страны проводят политику подхлестывания научно-технического прогресса. В новейшей истории известны случаи государственного принуждения к инновациям в целях осуществления модернизационного скачка (например, в Южной Корее).

«Рыночные» проблемы недостоверности информации связаны с инфляцией, которая (при высоких темпах) превращает ценовую информацию в информационный шум. Существуют и другие проблемы искаженности информации. Рынок географически разобщен, часть информации может быть недоступной, в России это является очень важным фактором. Усугубляется проблема асимметрии информации, особенно на рынке труда, медицинских услуг, страхования, кредитования, ценных бумаг. Именно информационная асимметрия способствует завышению стоимости лечения в нашей стране, покрываемой как из собственных средств, так и из средств страховых медицинских организаций8. Развивается распространение информации «по поводу цен». Экономические агенты получают прогнозную ценовую информацию, данные индикаторов рынка, комментарии участников рынка, аналитические обзоры, экономические и социально-политические новости. Недостаточная развитость Интернета в России создает проблемы в распространении информации. Россия по показателю индекса активности пользователей Интернета сопоставима со странами БРИК, Грецией или Италией. По доступности Интернета наша страна отстает от ведущих развитых

стран, но опережает развивающиеся. По подсчетам ФОМ, опубликованным в марте 2011 г., количество интернет-пользователей в нашей стране составляет 50 млн человек, а по данным министерства связи - 57 млн человек. В нашей стране доступность Интернета и объем онлайновых продаж существенно отличаются в разных федеральных округах, крупных городах и селах. В Москве проникновение Интернета составляет 55%, а в среднем по стране - 20%. Кроме того, скорость доступа в столице примерно в 9 раз превышает среднероссийскую9. Необходимы достоверность предоставляемой информации всех субъектов рыночных отношений, справедливость и точность аналитических обзоров, корректность при анализе той или иной экономической сферы деятельности, а также экономической ситуации в целом. Активность государства в этой области требуется усилить. Государственные затраты, объем которых пока не очень велик (1,5 млрд долл.), будут расти по мере развития инфраструктуры и проникновения Интернета. Изменения в информационной функции рынка особенно очевидны на рынке труда. Именно здесь поиск работы через самостоятельное добывание информации о цене труда и других условиях найма грозит потерей рабочего времени. Информационную функцию заработная плата, конечно, выполняет. Но поскольку рынок труда - это не «совсем» рынок, а, скорее, важнейшая сфера жизни общества, то сбор, организацию и предоставление информации должно брать на себя и берет государство. Государством организован информационный портал «Работа в России», предоставляющий информацию о вариантах трудоустройства работникам и о кандидатах на вакансию работодателям10. Кроме этого, в данной сфере информация предоставляется на коммерческих началах огромным количеством кадровых агентств, треть которых находится в Москве.

Экономика

23

В России вмешательство государства в санирующую функцию рынка эволюционировало с начала 1990-х гг. Вместе с изменением экономических условий, причин, факторов, механизмов банкротства менялось и законодательное обеспечение этого процесса. Развитие экономики при этом предопределяет постоянное обновление соответствующих правовых норм - Закон «О несостоятельности (банкротстве)» выдержал три редакции. Третья редакция закона была реакцией на участившиеся случаи банкротства крупного бизнеса и на недобросовестное использование процедуры банкротства. Рейдерский захват превратился в тормоз экономического развития. Изменение законодательства в 2010 г. позволяет пресечь рейдерский захват на ранних этапах. С 1 июля 2010 г. вступили в силу поправки в УК РФ и УПК РФ. За фальсификацию реестров можно угодить за решетку на два года, за подделку решений общего собрания акционеров и совета директоров, за фальсификацию результатов голосования - на пять лет, за угрозу расправой получить срок от трех до семи лет. УК вводит ответственность и за подачу в ФНС ложных сведений об учредителях компании (два года лишения свободы)11.

Итак, в России реализация функций рынка осложнена монопольными проявлениями - естественными или организационными. Государственное вмешательство зачастую недейственно или неэффективно. Оно изменяет реализацию функций рынка, но в целом регулирующий механизм (самоорганизация и регулирование) российской экономики остается неэффективным. За 20 лет его существования структура экономики России не изменилась к лучшему, сырьевой характер развития не преодолен, место России в рейтинге уровня жизни значительно не меняется: 68,4% российского экспорта в 2010 г. -это минеральное сырье, доля машин и оборудования - 5,4%12. Одновременно с оттоком капитала наблюдается и масштабная утечка мозгов. Российские экспортеры проигрывают и по цене, и по качеству продукции. В России инвестиции в НИОКР составляют, по данным ВБ, около 141 долл. на душу населения, а в США - 1,1 тыс.

долл. Деловой климат в России неблагополучен,

стране не удалось за последние 10 лет проявить

себя как инвестиционно привлекательной13.

Примечания

1 См.: Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М., 1995. С. 72-78.

2 См.: ТинбергенЯ. Экономическая политика: принципы и цель (Economic Policy: Principles and Design, 1956). Указ. по: Я. Тинберген // Нобелевские премии. Экономика. Т. 1. 1969-1977 / К. А. Вантух. М. : Нобелевские лекции на рус. яз., 2006.

3 См.: Государственное регулирование рыночной экономики : учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. / под общ. ред. В. И. Кушлина. М., 2010. С. 27-28.

4 См.: Российская газета. Федеральный выпуск №5192.

2010. № 113.

5 Сделано автором по сайту: URL: http://economyobzor. com (дата обращения: 29.05. 2011).

6 См.: Ивантер В. В., УзяковМ. Н. Перспективы развития экономики России на ближайшие 20 лет // Вестник РАН. 2008. № 2. С. 117.

7 См.: Инвестиции в собственную экономику 2010. Страны мира. URL: /http://iformatsiya.ru (дата обращения: 23.04.2011).

8 Интернет-форумы заполнены жалобами на завышение стоимости лечения (см., например: URL: www.huzhe. net). Риски страхового мошенничества подчеркнуты в докладе Д. Кузнецова - президента Межрегионального союза медицинских страховщиков / Стрежень.

2011. № 2 // URL: http://silver-zont.ru/strezjen (дата обращения: 29.05.2011).

9 См. данные из отчета международной консалтинговой компании «The Boston Consulting Group» / Российская газета. Федеральный выпуск № 5481. 2011. № 105.

10 См.: данные сайта URL: http://www.trudvsem.ru.

11 См.: Чужие против хищников // Секрет фирмы. 2010. № 11. С. 48.

12 См.: Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М., 2011. С. 545.

13 Всемирный банк: отчет о состоянии российской экономики. URL: http://www.ng.ru/economics/2011-06-09 (дата обращения: 9.06.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.