ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ
ДАТАЯШЕВА К.К., ОМАРОВА З.К.
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИММИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ1
Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции и проблемы международного рынка труда и миграционных процессов в условиях глобализации. Исследованы противоречивые результаты влияния трудовой миграции на развитие национальных экономических систем, а также международной трудовой миграции для российского рынка труда. Авторы дают характеристику термину «утечка умов», показывая негативные последствия, связанные с миграцией квалифицированных кадров.
Ключевые слова: рынок труда, трудовая миграция, интеллектуальная иммиграция, зарубежный опыт, интеграция, глобализация.
DATAYASHEVA К.К., OMAROVA Z.K.
IMPACT OF GLOBALIZATION ON THE MARKET OF INTELLECTUAL IMMIGRATION OF POPULATION
Abstract. The article discusses modern tendencies and issues of the international labor market and migrational processes in the conditions of globalization. Contradictory results of the impact of labor migration on the development of national economic systems as well as impact of international labor migration on the Russian labor market have been studied. The authors give characteristics to the term of "brain drain" showing negative consequences related to the migration of qualified workforce.
Keywords: labor market, work migration, intellectual immigration, foreign experience, integration, globalization.
Процесс глобализации экономики во многом зависит от процессов, происходящих на мировом рынке труда. В современных условиях мировой рынок труда выступает пространством, в котором миграционные потоки могут беспрепятственно выбирать рабочие места не только в рамках региона, но и за его пределами. Это способствует эффективному распределению трудовых ресурсов в мировом масштабе, а также повышает требования к уровню подготовки рабочей силы.
В условиях глобализации проблемы эволюции мирового рынка труда, трудовой миграции обретают особую актуальность. Требуются новые подходы, позволяющие раскрыть пути развития современных миграционных процессов, оценить влияние и последствия межгосударственных перемещений населения и сформировать принципиально новую миграционную ситуацию в мире.
Эффективность мирового рынка труда во многом зависит от интернационализации хозяйственных связей, наличия совершенных рыночных отношений, а также общечеловеческих и национальных интересов отдельных стран. Кроме того, большое значение имеет институциональная гибкость национальных рынков, от которой зависит мобильность рабочей силы. Институциональная гибкость рынка труда формируется системой нормативных и законодательных актов, определяющих миграционную, демографическую и социальную политику государства; целевыми государственными миграционными программ; двусторонними и многосторонними межгосударственными соглашениями по миграции.
Гибкость рынка труда определяется необходимостью межотраслевого перераспределения рабочей силы, распространения ее новых, нестандартных форм, профессиональной мобильностью, дифференциацией рабочего времени, ростом заработной платы в зависимости от этапов делового цикла.
1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант №12-06-33015 «Разработка и обоснование эффективных механизмов технологической модернизации в условиях социально ориентированной экономики на основе математического моделирования».
Датляыева К.К., Омарова З.К.
_ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РЫНОК ИПТШЕКТУАЛЫЮЙ ИММИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ_
Увеличение масштабов трудовой миграции как на международном, так и российском рынке труда способствуют сглаживанию диспропорций спроса и предложения рабочей силы во многих странах. В результате активной миграции специалистов происходит развитие глобального рынка квалифицированного труда [6].
Следовательно, циркуляция квалифицированных кадров становится социальным процессом, связывающим вместе страны происхождения и страны приема мигрантов. Объединение мигрантов в устойчивые сети, в которых функционирует человеческий капитал, позволило создать мощный потенциал миграции как источника развития. Необходимо умело им пользоваться вопреки возникающим проблемам социально-экономического развития государства.
Широкое использование труда мигрантов повысило эластичность рынка труда, в связи с тем что иммигранты, в отличие от коренного населения, отличаются региональной мобильностью. Это позволило компенсировать структурную недостаточность трудовых ресурсов. Но иммиграция может и усугубить недостатки рынка труда в случае отсутствия гибкости.
Наличие иностранной рабочей силы на рынке труда превращается в ключевой фактор, определяющий структурные и динамические изменения процессов интеграции в новую систему социально-культурных отношений, создавая условия для привлечения их капиталов. На международном рынке существенно упрощена процедура приема на работу специалистов из других стран и, следовательно, интеграция мигрантов. Прежде всего, это относится к программам, связанным с образованием молодых специалистов. Так, например, в Великобритании иностранным студентам предоставляется право на получение работы согласно полученной квалификации, хотя ранее им предписывалось выехать из страны сразу после завершения учебы. Таким образом, образовательная деятельность становится атрибутом нового времени, привлекающим в страну финансовые потоки, и служит ориентиром профессиональной подготовки для нужд национальной экономики.
Вместе с тем большая часть рисков связана с въездом в страну неквалифицированной рабочей силы. Международная миграция стала оказывать неоднозначное воздействие на социально-экономическое и политическое развитие стран приема мигрантов.
С одной стороны это привело к росту конкуренции на рынке труда, снижению уровня цен, увеличению объемов валового внутреннего продукта, повышению требований к наемному работнику, подстегивая рост профессиональной и образовательной подготовки. С другой стороны, опыт показал, что внешняя миграция оказывает существенное влияние на рост безработицы, формирует дисбаланс на рынке труда, способствует снижению заработной платы и ухудшению социально-экономического положения жителей данного региона.
Многие государства, стимулирующие миграцию своих граждан, руководствуются тем, что миграционная политика является условием экономического роста и дает стране некоторые преимущества:
- государства, экспортирующие рабочую силу, сокращают объем безработицы, а также расходы, связанные с социальным обслуживанием безработных граждан;
- граждане, работающие за рубежом, повышая свой образовательный уровень, получают там более высокую квалификацию;
- граждане, переводя часть своего дохода на родину, улучшают платежный баланс своей страны и повышают уровень жизни населения;
- часть граждан, возвращаясь обратно, привозят с собой капитал в денежной или вещественной форме.
Есть все основания полагать, что трудовая миграция может благоприятно воздействовать и на внешнеэкономическую ситуацию страны, активно способствуя ее внешнеэкономическим связям. Каждый трудовой мигрант может стать посредником в таких связях между своим государством и страной, куда он прибыл, оживляя тем самым двусторонние коммерческие отношения и стимулируя импорт и экспорт товаров [1].
Международный опыт свидетельствует, что привлечение трудовых мигрантов к более высоким нормам трудовой этики, организации производства, современным технологиям, их адаптация к новым условиям жизни, владение иностранными языками повышает образовательный и профессиональный уровень трудовых мигрантов, что в дальнейшем положительно сказывается на социально-экономическом развитии стран, экспортирующих рабочую силу. Вместе с тем
трудовые мигранты, возвращаясь на родину, вкладывая заработанные средства в собственный бизнес, создают дополнительные рабочие места.
Более того, основываясь на исследованиях, проведенных в США и других странах ОЭСР, можно констатировать, что воздействие миграции на занятость не столь значительно. Точные данные о корреляции между безработицей и миграцией отсутствуют, в связи с тем что, увеличивая общее количество рабочих мест, мигранты в большинстве случаев занимают специализированные сегменты рынка труда [2].
Такая же ситуация происходит с использованием труда высококвалифицированных мигрантов. Экономика, основанная на знаниях, высококвалифицированных кадрах, аккумулируемый человеческий капитал приобретает особую значимость. В связи с тем что большинство развитых стран испытывают нехватку квалифицированной рабочей силы, ключевую роль обретает конкуренция за обладание человеческими ресурсами.
Недостаточная институционализация процесса трудовой миграции привела к оттоку данной категории работников из развивающихся стран. При этом «утечка умов» составила почти 13 млн человек. До сих пор в экономической литературе нет общепризнанного термина «утечка умов». Как правило, под ним имеют в виду переезд квалифицированных работников, востребованных на рынке специальностей, ученых, инженеров высокотехнологичных отраслей экономики, людей творческих профессий.
Общеизвестно, что и Россия понесла огромные экономические потери из-за выезда из нее специалистов высокой квалификации. Очевидно, что кризис в научной сфере, ставший причиной интеллектуальной миграции России, не может быть решен запретами и ограничениями выезда.
Широкое распространение получила методика ООН по определению ущерба, связанного с интеллектуальной миграцией из стран-доноров. Суть ее состоит в том, что из ВВП страны вычитаются прямые и косвенные расходы на подготовку выезжающей интеллектуальной элиты. Общеизвестно, что Россия понесла огромные экономические потери из-за выезда из нее специалистов высокой квалификации. Например, экономические потери России от отъезда одного специалиста в среднем оцениваются в 300 тыс. долл. Оценки американских экспертов еще выше: 400-800 тыс. долл. [5].
Очевидно, что кризис в научной сфере, ставший причиной интеллектуальной миграции России, не может быть решен запретами и ограничениями выезда. Для этого необходимо:
- Создать условия для жизни и творческой деятельности интеллигенции, повысить престиж и социальный статус работника в обществе. Поднять уровень оплаты труда научной интеллигенции, повысив его не менее чем в 10 раз.
- Создать федеральные агентства по связи с соотечественниками за рубежом, имея в виду, прежде всего, связи с интеллектуальными кадрами для создания и поддержки совместных научных и научно-технических исследовательских программ, укрепление профессиональных связей и создание условий их возвращения на родину.
- Формирование национальной политики, направленной на приоритетное финансирование тех исследований, которые отвечают научным интересам страны, поддержку научных школ, талантливых ученых, особенно молодых, с которыми связано будущее России в третьем тысячелетии [3].
Развитие информационных технологий на мировом рынке труда приводит к ориентированности экономики в «виртуальную» трудовую миграцию в форме аутсорсинга. Значительное количество российских специалистов участвуют в программах аутсорсинга крупнейших западных компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения. Как правило, компании, привлекаемые со стороны, находятся за рубежом или используют труд сотрудников, не проживающих на территории страны. Тем самым осуществляется «виртуальная» миграция рабочих мест.
Популярность аутсорсинга связана преимущественно с оказанием высококвалифицированных услуг. Эта тенденция относится ко всем рынкам, имеющим потребность в квалифицированной рабочей силе. В условиях постиндустриального общества на первый план выдвигаются знания и творческие способности человека. Таким образом, знания и навыки становятся основным капиталом общества на мировом уровне.
www.rppe.ru
31
Датляыева К.К., Омарова З.К.
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИММИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
Многие западные компании давно имеют собственные центры в России: LG, INTEL, MOTOROLA и десятки других. Однако интеллектуальные разработки, созданные российскими специалистами, остаются у западных компаний. В этой связи отношение к аутсорсингу неоднозначное. Не раз высказывалось мнение, что наем наших исследователей на территории России для работы в интересах западных фирм — одна из наиболее опасных форм «утечки умов». Открытие филиалов зарубежных фирм в России рассматривалось как потеря технологий и, следовательно, работа на «будущее Запада», для него экономически выгодной, поскольку зарплата российских исследователей на таких фирмах существенно ниже, чем у их западных коллег аналогичной квалификации.
Одновременно аутсорсинг имеет и защитников, которые утверждают, что это никакая не «утечка умов», потому что фирмы и исследователи, работая на территории России, платят налоги и таким образом способствуют развитию экономики страны. Кроме того, ученые, работая по заказу западных фирм и решая конкретные, нередко небольшие прикладные задачи, естественным образом становятся обладателями ноу-хау, которые они в дальнейшем могут использовать при выполнении иных работ внутри страны.
Развитие аутсорсинга может принести России значительно больше выгод, чем потерь. Правда, ситуация будет выглядеть более тревожной, если начнет доминировать такая его форма, как приглашение российских специалистов за рубеж. Для того чтобы минимизировать возможные потери в виде «утекающих идей», следует не увлекаться административными методами, а заняться проблемами законодательного регулирования прав в области интеллектуальной собственности [4].
Остается загадкой, что мешает крупным российским компаниям использовать данный зарубежный опыт в условиях, когда массовое сокращение квалифицированной рабочей силы охватило большинство развитых стран? На наш взгляд, следует выстроить систему возврата отечественных специалистов и привлечения иностранных коллег на российский рынок труда.
Таким образом, участие научных кадров в совместных проектах, «виртуальная» занятость, обучение за рубежом являются атрибутами нового времени и способствуют более рациональному использованию аккумулированного человеческого капитала в глобальном масштабе. Включившись в этот процесс, Россия сможет превратить миграцию в мощный фактор экономического развития. Литература
1. Kapur, D. Remittances : The New Development Mantra /D. Kapur.— NY, Genva : UNCTAD, 2004. (G-24 DPS №29).
2. Глущенко, Г. И. Миграция и развитие : мировые тенденции //Вопросы статистики. 2008. № 2. С. 65-79.
3. Мельников, И. И. «Утечка мозгов» чревата потерей собственного будущего // Управление персоналом. 2011. №10 (64). С.12.
4. Рывкина, А. Н., Гущина, Е. Г. Международная трудовая миграция как фактор влияния на функционирование рынка квалифицированного труда в условиях глобализации //Известия ВолгГТУ. 2011. С. 113-119.
5.Трофимова, Т. И. Глобальные проблемы современной миграции //Известия ИГЭА. 2010. № 1(69). С.11.
6. Шаганова, И. В. Особенности трудовой миграции в условиях глобального экономического рынка // Экономика. 2009. № 2. С. 60-63.
7. Зоидов, К. Х. и др. К проблеме формирования новой эволюционной модели российского рынка труда в условиях интеграции и глобализации. Часть I и II//Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3 (37). С. 51 -60; № 4 (38). С. 50-58.
8. Магомедова М.М., Дохолян С.В. О перспективах развития частно-государственного партнерства в социальной сфере //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 1., С. 256.
References
1. Kapur, D. Remittances: The New Development Mantra / D. Kapur.-NY, Genva: UNCTAD, 2004. (G-24 DPS No.29).
2. Gluschenko G.I. Migration and Development: World Tendencies // Statistics Issues. -2008.-No.2. P.65-79.
3. Melnikov I.I. - "Brain Drain " Leads to Losing the Future //Human Resource Management - 2011 - No.10 (64). P.12.
4. Ryvkina A.N. Guschina E.G. International Labor Migration as a Factor of Impact on the Functioning of the Market of Qualified Labor in the Conditions of Globalization // Izvestiya VolgGTU.-2011, P.113-119.
5.Trofimova T.I. Global Problems of Modern Migration // Izvestiya IGEA -2010, No. 1(69), P.11.
6. Shaganova I. V. Peculiarities of Labor Migration in the Conditions of Global Economic Market // Economics. -2009.-No.2.-P.60-63.
7. Zoidov K.Kh. et al. To the Problem of Forming a New Evolutionary Model of Russian Labor Market in the Conditions of Integration and Globalization. Part I and Part II//Regional Issues of Economic Transformation, 2013. - No. 3(37). - P. 51 - 60. - No.4(38). - P. 50 - 58.
8. Magomedov M.M., Dokholyan S.V. On the prospects of the development of public-private partnership in the social sphere // Regional problems of economic transformation. 2012. № 1. p. 256.