ИЛЬЯШЕНКО Владимир Владимирович
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-52 e-mail: [email protected]
МИЛОВАНОВА Виктория Владимировна
Студентка третьего курса
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (В4В) 251-96-10 e-mail: [email protected]
Влияние глобализации экономической деятельности на развивающиеся страны
Ключевые слова: глобализация; государственная экономическая политика; догоняющее развитие; мировое хозяйство; развитые и развивающиеся страны; экономический рост.
Аннотация. Проанализировано влияние глобализационных процессов на развитие стран мира. Рассмотрена экономика развивающихся стран с учетом теории догоняющего развития. Раскрыты основные методы государственной политики стимулирования экономического роста и принципы реформирования развивающихся экономик.
Будучи объективной тенденцией развития человеческой цивилизации, глобализация открывает дополнительные возможности и сулит немалые выгоды экономике отдельных стран. Благодаря этому объективному процессу достигается экономия издержек производства, оптимизируется размещение ресурсов в мировом масштабе, расширяется ассортимент и повышается качество товаров на национальных рынках, становятся широко доступными достижения науки, техники и культуры. Однако этот процесс сопряжен с издержками и угрозами для национальных экономик, причем не только бедных, но и богатых стран. Для стран, которые не располагают возможностями осуществлять контроль за происходящим вне их границ, стихийные глобальные процессы могут иметь негативные последствия. В конце XX - начале XXI века глобализация утвердилась в качестве ключевой тенденции эволюции мировой экономики.
Анализу как экономических выгод, так и негативных последствий глобализации посвящены труды российских ученых Л. Е. Гринина, И. Я. Медведевой, В. С. Панькова, В. М. Полтеровича, Т. Л. Шишовой, а также ряда зарубежных исследователей - Дж. Бха-гвати, Дж. Гэлбрейта, Л. Клейна, А. Мэддисона, Д. Стиглица и др.
Преимущества экономической глобализации не реализуются автоматически, и не все страны в равной мере их ощущают. Нет убедительных свидетельств и того, что этот процесс способствовал обеспечению устойчивого экономического роста на нашей планете. Так, согласно данным, приводимым А. Мэддисоном, среднегодовые темпы роста мирового ВВП, составлявшие в 1913-1950 гг. около 2%, к концу прошлого века возросли несущественно (1973-1998 гг. - 3,01%). Разумеется, эти обобщающие показатели не отражают ни ускорения экономического развития в одних регионах мира,
© Ильяшенко В. В., Милованова В. В., 2012
ни стагнации в других. Глобальные показатели зависят пока преимущественно от внутренних условий и политики экономически наиболее сильных стран (см. таблицу).
Динамика объемов ВВП на душу населения по развитым странам и странам группы БРИК за 1950-2010 гг., дол.
Страна 1950 1973 1990 2000 2010
Развитые страны1
США 9 561 16 689 23 214 34 600 47 400
Норвегия 5 463 11 246 18 470 37 165 59 100
Германия 3 881 11 966 15 932 23 114 35 900
Франция 5 270 13 123 18 093 22 548 33 300
Великобритания 6 907 12 022 16 411 24 151 35 100
БРИК2
Бразилия 1 672 3 882 4 924 3 707 10 900
Россия3 2 834 6 058 6 871 1 775 15 900
Индия 619 853 1 309 453 3 400
Китай 439 839 1 858 949 7 400
ЮАР 2 535 4 175 3 966 2 986 10 700
Примечания. Составлено по [1-5].
1 Отнесение стран к категории «развитых» - по данным Классической классификации Всемирного Банка (2008 г.).
2 БРИК (англ. БШС) - устоявшийся акроним от названия четырех быстро развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия и Китай. Сокращение БШС было впервые предложено Джимом О’Нейлом, аналитиком банка «Голдман Сакс» в ноябре 2001 г. в Аналитической записке банка. 24 декабря 2010 г. Китай, нынешний председатель БРИК, по согласованию с другими странами-членами организации приглашает ЮАР стать полноправным членом БРИК (БРИКС).
3 С 1950 по 1990 г. приведены статистические данные СССР, с 1990 по 2010 г. - России.
Анализируя таблицу, можно сделать вывод: тенденция роста ВВП на душу населения прослеживается как в развитых странах, так и странах БРИКС. К примеру, в США ВВП на душу населения вырос с 1950 по 2010 г. почти в 5 раз, а Бразилии - почти в 7 раз. Однако доля этих стран по этому же показателю в США увеличивалась не в равной пропорции. Если в 1950 г. в России доля ВВП на душу населения составляла приблизительно 30% показателя США, то к 2010 г. она возросла лишь на 4%, т. е. составила около 34%. Доля Китая по данному показателю относительно США увеличилась на 11% (1950 г. - 4,6% ВВП на душу населения США; 2010 г. - 15,5%). Из приведенных выше рассуждений вытекает ряд важных вопросов:
• каким моделям экономической политики необходимо следовать развивающимся странам, чтобы догнать развитые;
• как процесс глобализации влияет на развитие мировой экономики?
Полемизируя о детерминантах экономического развития, наиболее ожесточенные
споры исследователи ведут вокруг методов экономической политики и роли государства в социально-экономическом развитии. Вопрос состоит в том, какие из них необходимо применять на том или ином этапе развития страны. Безусловно, рациональная экономическая политика не может быть универсальной, поскольку должна соответствовать уровню экономического и социального развития страны. Тем не менее вплоть до середины 1990-х годов преобладала точка зрения международных экспертов по экономическим реформам, согласно которой все развивающиеся страны должны перестраивать свои институты по одним и тем же рецептам. Приватизация, либерализация внешней торговли, дерегулирование рынков капитала, отказ от промышленной политики - вот универсальные «лекарства» от социально-экономической отсталости, которые в соответствии с Вашингтонским консенсусом были рекомендованы странам и Латинской
Америки, и Африки, и Восточной Европы, и бывшим республикам Советского Союза. Эффект применения этих «лекарств» оказался неожиданным. В 1980-е годы душевой ВВП в странах Латинской Америки и Карибского бассейна снижался в среднем на 0,8% в год, а в 1990-е годы его среднегодовой рост не превысил 1,5%. В странах Ближнего Востока и Северной Африки ситуация была еще хуже: в 1980-е годы здесь наблюдались среднегодовое падение указанного показателя на 1% и его рост на 1% в год в последующее десятилетие. В 26 странах Восточной Европы и бывших Советских республиках потери душевого ВВП в 1990-е годы составили в среднем 30% [6. С. 4].
Учитывая неудачи реформ, некоторые специалисты пришли к выводу, что верны лишь самые общие принципы реформирования развивающихся экономик - необходимость рыночно-ориентированных стимулов, экономическая стабильность и обеспечение прав собственности. На наш взгляд, это не совсем правильно. Отсутствие «универсальных рецептов» означает, что одни механизмы и методы, эффективные в развитых странах, вовсе не должны быть таковыми в развивающихся. Иначе говоря, такие меры, как снижение тарифов, отказ от накопления валютных резервов, либерализация потоков капитала, дерегулирование финансовых рынков, ослабление государственного контроля и поощрение конкуренции, могут приводить к различным (положительным или отрицательным) результатам в зависимости от стадии развития экономики [7].
В. М. Полтерович в своей статье «Эволюционная теория экономической политики» выделяет четыре стадии догоняющего развития развивающихся стран: 1) начальную стадию модернизации (индустриализации); 2) стадию инициации экспортно-ориентированного роста; 3) стадию стимулирования ускоренного развития; 4) стадию развитого рынка. Стадийность модернизации и соответствующие ей этапы экономической политики наиболее четко прослеживаются в странах «экономического чуда» - Японии, Южной Корее, Тайване, т. е. тех немногих, которым за последние 50 лет удалось из развивающихся стран превратиться в развитые. Не столь заметны стадии в экономической истории Европы и бывших Английских колоний, большинство которых на протяжении двух веков не слишком отставали от лидеров. Другие страны не прошли все стадии, и многим из них не удалось осуществить модернизацию из-за выбора экономической политики, не соответствующей уровню развития [6. С. 10].
Вообще вопрос о роли государства в стимулировании экономического роста является одним из наиболее дискуссионных. В 1950-1960-е годы большинство правительств при проведении своей политики исходили из решающей роли государства в обеспечении эффективного догоняющего развития. После долговых кризисов 1980-х годов эта концепция была подвергнута жесткой критике, и на первый план вышла минималистская точка зрения на роль государства: оно должно обеспечивать права собственности, проводить ответственную монетарную политику, предоставлять некий минимум социальных гарантий и частично финансировать инфраструктуру, но при этом отказаться от попыток стимулировать экономический рост с помощью субсидий, льготных кредитов, государственных вложений в производство и т. д. [6. С. 7].
Следует отметить, что государственное стимулирование часто связывают с промышленной политикой, подчеркивая ее селективность. По мнению В. В. Попова,
Э. Райнерта, Х.-Дж. Чанга и др., с одной стороны, государство осуществляет поддержку конкретных отраслей или даже фирм, а с другой - реализует менее селективные меры, касающиеся политики валютного курса, вложений в инфраструктуру, организаций универсальных банков реконструкции и развития, налоговой политики стимулирования инноваций, поощрения освоения новых технологий путем создания льготных условий их импорта и привлечения иностранных инвестиций (см. [6. С. 8]).
Возвращаясь к теме о детерминантах экономического развития, целесообразно напомнить о стадиях догоняющего развития. На каждой стадии существуют определенные принципы рационального осуществления экономической политики государства.
На начальной стадии модернизации рациональная политика должна поощрять ввоз инвестиционных товаров и, следовательно, предусматривать низкие тарифы на их импорт, субсидии импортерам оборудования, высокий уровень заимствований и, возможно, завышенный реальный валютный курс, помогающий импортерам. Вместе с тем целесообразно ограничивать импорт конечной промышленной продукции. На втором этапе первоочередной задачей является выход на внешний рынок. Данной стадии, как правило, присущи слабость рыночных институтов, относительно низкий уровень развития человеческого капитала и технологий. Страны, которым удалось выйти на траекторию быстрого роста, эффективно использовали как селективные, так и неселективные инструменты промышленной политики для поощрения экспорта и ограничения импорта: индикативное планирование; государственные программы технической реконструкции; поддержку крупных предприятий; занижение реального валютного курса за счет накопления золотовалютных резервов; предоставление льготных кредитов; прямое субсидирование; жесткое регулирование рынка. Важными целями при этом были создание рыночной инфраструктуры и постепенная децентрализация экономики. Для следующей стадии - стимулирования ускоренного развития - характерны уменьшение прямого вмешательства государства в экономику, замещение селективных инструментов неселективными, постепенное снижение барьеров на пути импорта и экспорта, поддержка малых предприятий, дерегулирование рынка капитала и упор на привлечение инвестиций. Наконец, на стадии развитого рынка большинство инструментов селективной промышленной политики теряют свое значение либо используются лишь в экстраординарных ситуациях. Обычно правительства развитых стран следуют «принципу контрцикличности», усиливая свое вмешательство в экономику на стадии спада и ослабляя его в периоды благоприятной конъюнктуры [6. С. 10-12].
Ряд ученых и исследователей, рассматривая восточно-азиатские экономики, пришли к выводу, что наиболее удачным примером прохождения всех стадий догоняющего развития является Япония после Второй мировой войны [8]. Каковы эти стадии?
В 1950-е годы основная цель состояла в восстановлении японской экономики и увеличении производительности. Государство поддерживало в первую очередь угольную промышленность, электроэнергетику и сталелитейную промышленность, используя в качестве инструментов защиты от внешней конкуренции высокие тарифы и нетарифные ограничения. В 1960-е годы правительство Японии изменило приоритеты и поставило задачу повысить конкурентоспособность экономики, поэтому акцент был сделан на развитии химической промышленности. Начал быстро расти экспорт, повысились темпы экономического роста в целом. В 1970-е годы основной целью стало развитие высокотехнологичных производств, активно заимствовались передовые технологии и способы управления. Правительство стремилось облегчить доступ частным фирмам к кредитам, необходимым для заимствования передовых технологий. Например, государственное участие в проектах в виде относительно небольших правительственных кредитов служило сигналом правительственной поддержки и надежности заемщика. Одновременно усилились антимонопольное регулирование и поддержка малых и средних предприятий. В 1980-е годы развитие экономики Страны восходящего солнца приобрело уже инновационный характер [6. С. 12].
Основные черты стратегий догоняющего развития, применявшихся Европейскими странами в процессе индустриализации, подробно рассматриваются Х.-Дж. Чангом. Он показывает, что Англия, технологически отстававшая до XVI века, сумела преодолеть разрыв благодаря рациональной государственной политике, направленной на создание и поддержку английской промышленности.
Помимо вышеизложенного, ценнейшим источником позитивного опыта является период восстановления хозяйства Европейских стран после Второй мировой войны, в первую очередь Франции, когда она находилась на стадии инициации роста. Высокий
уровень образования, завершенность процессов индустриализации при резком спаде производства сближают ситуацию в этой стране с Россией [6. С. 17].
Выбор методов и инструментов стимулирования экономического роста по-прежнему остается предметом горячих дебатов и в зарубежной, и в отечественной литературе. По-прежнему актуальным остается вопрос «Какие методы стимулирования экономического роста наиболее приемлемы для стран догоняющего развития, чтобы достичь максимально возможного приближения к уровню развитых экономик?».
Все достижения экономического глобализма последних двух десятилетий прошлого века не сняли с повестки дня задачу преодолеть опасные разрывы в уровнях экономического развития стран, которая с 1970-х годов находилась в эпицентре внимания сторонников движения за новый международный экономический порядок. На 21% населения планеты, проживающего в богатых странах, приходится 86% мирового ВВП, а на беднейшие 21% - всего 18%. По данным ООН, от десятилетия к десятилетию разрыв в доходах между наиболее богатыми и наиболее бедными государствами мира увеличивается. Так, в 1820 г. он оценивался как 3:1; в 1913 г. - как 11 : 1; в 1950 г. - как 35 : 1; в 1973 г. - как 44 : 1; в 1992 г. - как 72 : 1; в 2002 г. - как 75 : 1 [9]. Сохраняющееся неравенство - не только «наследие колониализма» и «историческая судьба», но и результат несправедливого и неравноправного сотрудничества в наши дни, а также использования неприемлемых инструментов экономической политики.
Сущностные черты глобализации в целом способствуют повышению эффективности мирового хозяйства, научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу человечества. Однако формы их проявления нередко ущемляют интересы широких слоев населения как во всем мире, так и отдельных стран, не входящих в «клуб» развитых государств «золотого миллиарда» [10. С. 38].
Проблема более справедливого распределения выгод и издержек процесса экономической глобализации сохраняет свою актуальность. Современная модель экономики породила дифференциацию мира на страны, «получившие выигрыш» от глобализации, и «проигравшие». Позитивный баланс глобализации экономики явно сложился для США и других развитых стран. Со знаком «плюс» участвуют в глобализационных процессах страны БРИК - Китай, Индия и Бразилия (чего, к сожалению, нельзя сказать о России), сумевшие на базе успешных внутренних социально-экономических реформ поэтапно войти в процесс глобализации международных экономических отношений и лишь постепенно, а не «рывком» повысить степень открытости своих экономик глобализационным процессам. Этим странам БРИК удалось избежать участи ведомого объекта глобализации и стать активным ее субъектом [10. С. 46-47].
Так или иначе, «на старте» обнаружились трудности приспособления к вызовам глобализации всех развивающихся стран и стран с переходной экономикой из-за отсутствия у них средств, которыми располагают промышленно развитые государства, неподготовленности национальных правовых, экономических, административных систем и механизмов и т. д.
Возрастающая неспособность многих стран догнать высокоразвитый мир, усиливающееся социальное неравенство и несбывшиеся ожидания масс в эру, когда стандарты благосостояния и потребления тиражируются средствами массовой информации на весь мир, становятся источником социального напряжения. Эти явления, конечно, не новы, но при стихийности глобализации они могут выйти из-под контроля, дестабилизировать правительства и страны и даже вылиться в гражданские войны.
На наш взгляд, проблема устойчивого, динамичного роста мировой экономики еще ожидает своего решения, а потенциал экономической глобализации пока недостаточно используется для этого. Ни одной бедной стране не удавалось добиться хорошего качества институтов на начальном этапе быстрого развития. Совершенно очевидно, что плохие институты тормозят экономический рост. Однако «возможность роста все же
сохраняется, и если она реализуется, то совершенствование институтов оказывается более простой задачей» [11]. Но и при этом «без устранения „провалов“ рынка широкомасштабная модернизация невозможна, и, следовательно, государство призвано играть здесь существенную роль» [6. С. 22].
Нельзя не согласиться с академиком В. М. Полтеровичем, который утверждает, что эффективная стратегия догоняющего развития должна предусматривать: расширение частной инициативы и конкуренции; эффективную промышленную политику; взаимодействие бизнеса, государства и общества; наличие сильного, но не чрезмерно, государства; повышение качества институтов: защищенность прав собственности; независимость и неподкупность судей, борьбу с коррупцией, укрепление законности, свободу бизнеса, повышение качества государственного управления; достижение высокого уровня человеческого капитала; создание инновационной экономики.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Странам догоняющего развития целесообразно использовать селективные и неселективные методы в рамках государственной промышленной политики как один из стимулов экономического роста.
Разрыв между развитыми и развивающимися экономиками по основным социально-экономическим показателям увеличивается несмотря на некоторые «сглаживающие моменты».
Самым важным аспектом догоняющего развития стран является осознание своего уровня, этапа исторического развития и выстраивание в связи с этим рациональной экономической политики государства.
Развивающимся странам нужно осознать, что для успешной модернизации экономики необходимо менять политику стимулирования экономического роста в соответствии с определенными стадиями догоняющего развития, в рамках которых определены рациональные принципы перехода к более высокому уровню экономического и социального развития.
«Скачкообразность» в развитии стран не является целесообразной с точки зрения догоняющей модернизации и не приводит к желаемым экономическим результатам.
Источники
1. Maddison A. tte World Economy. P., 2001. Vol. 1. A Millennial Perspective.
2. World Economic Outlook Database, April 2009 / International Monetary Fund. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2009/01/weodata/index.aspx.
3. Maddison A. Growth and Interaction in the World Economy: tte Roots of Modernity. Washington, D.C. : Aei Press, 2005.
4. Официальный сайт ЦРУ Режим доступа: www.cia.gov.
5. Web-site «Nationmaster.com». URL: http://www.nationmaster.com.
6. Полтерович В. Эволюционная теория экономической политики // Вопр. экономики. 2006. № 7.
7. Polterovich V, Popov V Accumulation of Foreign Exchange Reserves and Long Term Economic Growth : MPRA Paper No. 20069, posted 16 January, 2010.
8. A Comparative Study of Korean and Japanese Industrial Policies trough Content Analysis of Official Documents / D.-S. Cho, D.-H. Lee, S.-F. Ryu, D.-W. Cho, D.-J. Kim // Hi-totsubashi Journal of Commerce and Management. 1996. Vol. 31.
9. Интернет-сайт «Экономическая глобализация». Режим доступа: http://ecgb.ru.
10. Паньков В. С. Глобализация экономики: сущность, проявления, вызовы и возможности для России. Ярославль : Изд. дом «Верхняя Волга», 2009.
11. Полтерович В. М. К руководству для реформаторов: некоторые выводы из теории экономических реформ // Экон. наука современной России. 2005. № 1.