Ключевые слова:
стратегия догоняющего развития, экономический рост, инновации, внешнеторговая политика, таможенные тарифы
Н. П. Обухов, к. э. н., доцент
руководитель Центра историко-финансовых исследований НИФИ АБиК Минфина России (e-mail: [email protected])
Стратегия догоняющего развития как направление экономического роста России
Инновации — дорогое удовольствие, заимствовать гораздо дешевле. Как правило, у развивающихся стран есть только одно преимущество перед развитыми — возможность заимствования уже созданных институтов, методов управления и технологий производства. Таким образом, именно задачу заимствования и следует положить в основу догоняющей стратегии. Опыт стран «экономического чуда» в Юго-Восточной Азии подтверждает этот вывод.
Задача заимствования проще и связана с меньшими издержками, чем разработка чего-то принципиально нового. Тем не менее она настолько сложна, что подавляющее большинство стран с ней не справляется. Успех политики заимствования во многом зависит от умения распознавать ценность новой внешней информации, усваивать ее и использовать в коммерческих целях. Решить эту задачу, по мнению В. М. Полтеровича, можно с использованием ряда инструментов,
— регулирование импорта нового оборудования и технологий, покупка лицензий и тарифная политика;
— регулирование прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику и за границу, а также процессов формирования совместных предприятий;
— стимулирование аутсорсинга;
— освоение новых методов организации производства в результате конкуренции на мировом рынке;
— интенсификация взаимодействия с зарубежными специалистами: обучение и стажировки за рубежом, приглашение зарубежных преподавателей, совместные исследования;
— предотвращение утечки мозгов, стимулирование возвращения россиян, получивших образование или опыт работы на Западе;
таких как:
— политика прямой государственной поддержки заимствований (приобретение патентов, финансирование центров трансфера технологий);
— стимулирование развития исследовательских отделов крупных фирм1.
Наибольший интерес из этих инструментов представляет, конечно, закупка новых
технологий. Большинство из них разрабатывается и осваивается в индустриально развитых странах, располагающих соответствующим потенциалом. Вместе с тем быстрому распространению новейших технологий в таких странах могут препятствовать требующие должной отдачи прошлые инвестиции в ранее созданные производства. Замедлять переход на новую технологическую базу способны взятые договорные обязательства, заключенные контракты и т. д. С этих позиций понятно, что новые технологии в принципе могут более динамично распространяться там, где инерционное влияние прежних менее значительно, то есть в группе менее развитых стран, выбравших стратегию догоняющего развития.
Идея заимствования сама по себе привлекательна. Проблема, однако, в том, что копирование конкретных механизмов развития и законодательства часто приводит к негативным результатам: элементы другой культуры не приживаются. При этом проявляется синдром «догоняющей страны»: заранее рассматривая моделируемый образец как некую конечную точку, страна обречена на постоянное отставание.
Возможность заимствования технических достижений и организационно-хозяйственного опыта более развитых государств создавала предпосылки для ускорения темпов индустриального развития стран, позднее начавших свой переход к капитализму, позволяя им в той или иной мере миновать промежуточные этапы становления крупного машинного производства. Однако до начала XX века эта возможность была реализована сравнительно немногими странами.
Основным содержанием и экономическим механизмом догоняющего развития служила — и до сих пор в определенной степени служит — индустриализация, хотя на смену ей в развитых странах приходит инновационная экономика.
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ - основной ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА в XX ВЕКЕ
Научно-технический прогресс, зачатки которого проявились в период первой промышленной революции, сложился как массовое явление во второй половине XIX века, и лишь в XX столетии вся техника стала развиваться на научной основе2.
Каким образом сделать страну индустриальной как можно быстрее?
Исторический опыт показывает, что Советский Союз не упустил шанс приобрести необходимые для его индустриализации технологии в период Великой депрессии 1930-х годов. В это время западные компании особенно нуждались в заказах, и СССР получил и энергично реализовал возможность в короткие сроки овладеть передовой техникой и производственными навыками. Оплата осуществлялась за счет валютной выручки от экспорта зерна, продовольствия, леса, нефти, пушнины, цветных металлов, от продажи музейных ценностей. СССР удалось создать военные технологии мирового уровня, построив их фактически с нуля при заведомом технологическом превосходстве ведущих мировых держав.
1 Полтерович В. М. Проблема формирования национальной инновационной системы // Экономика и математические методы. — 2009. — № 2.
2 Бернал Дж. Наука в истории общества / Пер. с англ. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. — С. 288
Китай также широко использовал этот инструмент стратегии догоняющего развития. Заимствование зарубежных достижений, как считали в Китае, — это призыв к творческому их использованию. Наряду с капиталами и продуктивными современными технологиями это могут быть и неизвестные или малоизвестные теоретические наработки и знания о бесценном опыте других стран, когда-то переживавших нечто подобное.
В Китае, как и в СССР, индустриализация сопровождалась негативными процессами: дефицит исходных материалов и капиталовложений, растущая фондоемкость, недооценка роли других отраслей экономики. Так, пренебрежение нуждами аграрного сектора проявлялось как при распределении капиталовложений между промышленностью и сельским хозяйством, так и при планировании самого промышленного строительства. Отставание сельского хозяйства негативно сказывалось на промышленности, которая сталкивалась с ограниченным внутренним рынком сбыта своей продукции и с перебоями в сырьевом обеспечении.
Но при этом существенное отличие Китая от СССР — значительно более высокий уровень включенности в международное разделение труда.
Кроме того, Китай в процессе модернизации своей экономики отказался от неолиберальной модели «Вашингтонского консенсуса» — макроэкономической политики, которую ряд экономистов рекомендуют к применению в развивающихся странах, испытывающих экономические трудности. Либерализация внешней торговли, приватизация государственных предприятий, дерегулирование, сокращение государственных ассигнований на социальные нужды — эти меры поначалу дают краткосрочный положительный эффект (как в некоторых странах Латинской Америки), однако вскоре он сменяется чередой финансово-экономических кризисов. Модель оказалась непригодной для большинства испробовавших ее стран.
Современный Китай выбрал другую модель — «Пекинский консенсус», ориентированную на устойчивое, сбалансированное и качественное развитие с учетом национальных особенностей.
С 2001 г. в Китае готовится серия ежегодных «Докладов о модернизации Китая», которая весьма наглядно демонстрирует некоторые особенности модернизации страны. Избранная китайским руководством стратегия догоняющего развития оказалась в целом эффективной.
Во-первых, определяя соотношение между реформами, развитием и стабильностью, Китай на передний план выдвигал стабильность. Во-вторых, в качестве главной задачи модернизации ставилась ликвидация нищеты. В-третьих, смелое и одновременно осторожное обновление институтов велось на основе эксперимента, на основе непрерывного учета и использования своего и чужого опыта. В-четвертых, реформы осуществлялись поступательно. В-пятых, устанавливалась четкая очередность приоритетов: сначала — более легкие реформы, потом — более трудные; сначала — в деревне, потом — в городе; сначала — в экономике, потом — в политике. В-шестых, без слепого подражания, избирательно использовались преимущества чужого опыта.
В теоретических публикациях подчеркивалось, что для полного использования ресурсов Китая (природных, финансовых, людских) необходимо участие страны в международном разделении труда. Открытость внешнему миру не только способствовала быстрому сокращению отставания Китая от развитых государств в обычных технологиях, но и превратила его в одну из наиболее притягательных стран для мировых инвестиций. Но при этом Пекин отстаивал свое право самому определять, когда, где и в какой форме использовать зарубежные идеи.
В целом, учитывая исторический опыт, можно выделить следующие структурные инновации в индустриальную эпоху:
• формирование и значительное увеличение доли машиностроения, связанных с ним комплексов (металлургического, транспортного, научнотехнического, военно-промышленного), инновационного воспроизводственного сектора за счет падения доли агропромышленного комплекса и сектора личного потребления;
• существенное увеличение доли сектора обращения (финансовых рынков) в результате развития рыночных институтов.
УВЕЛИЧЕНИЕ НОРМЫ НАКОПЛЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕНСИВНОСТИ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Все более широкий охват каким-либо новым научно-техническим принципом или видом техники различных сфер труда ведет к быстрому расширению основных фондов, связанному с поддержанием высокой нормы накопления. Эта тенденция с особой силой проявляется в процессе механизации и автоматизации производства, особенно на этапе замены живого труда механическим в основных рабочих процессах. Потому одним из главных последствий первой промышленной революции, ее развития вширь было достижение и сохранение относительно высокой доли накопления в национальном доходе. Иными словами, индустриализация производства как наиболее очевидное выражение научно-технического прогресса неотделима от быстрого роста основных производственных фондов и перераспределения национального дохода в пользу накопления.
Среди задач, которые пришлось решать странам, вставшим на путь догоняющего развития, главной было увеличение нормы накопления с ориентацией инвестиций на технологическое развитие. Высокая норма накопления была главным условием высоких темпов роста.
Этот рост несет в себе как увеличение количества накопленного труда, приходящегося на единицу живого (фондовооруженности труда), так и его совершенствование в результате материализации в средствах производства все более высокого научнотехнического уровня. Поэтому проблема воспроизводства основных производственных фондов объединяет в себе оба аспекта — количественный и качественный.
Основное положение, которое объясняло высокие темпы развития, в частности, советской экономики, достаточно просто. Оно было четко сформулировано почти двести лет назад Адамом Смитом и изложено более доступным языком — Бенджамином Франклином: для быстрого увеличения своих доходов необходимо направить как можно большую их часть на инвестиции в производительный капитал. Это означало, что необходимо сократить потребление, понижая таким образом жизненный уровень масс, и в то же время необходимо было заставлять их работать в поте лица.
Существуют различные точки зрения на то, каковы должны быть направления государственного регулирования инвестиционного процесса. Сторонники первого подхода утверждают, что следует всячески поощрять сбережения и ограничивать потребление, сторонники второго, напротив, говорят о том, что надо в первую очередь способствовать увеличению спроса, в том числе потребительского, который и «вытянет» за собой экономику, и, следовательно, инвестиции.
Так или иначе, существует оптимальная норма накопления, которая обеспечивает долгосрочное стабильное развитие экономики. Реальная норма накопления может быть как ниже, так и выше этого показателя. Поэтому необходимо иметь четкое представление, сколько и каких инвестиций нужно экономике как для достижения текущих целей, так и в контексте долгосрочного развития.
В сегодняшней России, по расчетам И. Погосова, «для того чтобы вывести российскую экономику на уровень стран ОЭСР по доле накопления в ВВП, необходимо увеличить накопление в 1.8-2 раза и довести его примерно до 1/3 ВВП»3. Какая же норма валового накопления нам нужна? По мнению В. М. Кудрова, порядка 25-27% ВВП к 2020 г.4 Только тогда, когда накопление достигает достаточной величины, появляется возможность радикальных инвестиций, которые должны вывести экономику на новый рост.
Сохранению больших масштабов накопления способствует сам процесс экономии труда на основе научно-технического прогресса. Здесь действуют две противоположные, но дополняющие друг друга тенденции. С одной стороны, чем эффективнее новая техника, тем выгоднее увеличивать масштабы ее применения, а значит, при прочих равных условиях повышать норму накопления. С другой — чем значительнее экономия труда на основе научно-технического прогресса, тем больше возможность черпать из этого источника ресурсы для осуществления долгосрочных и относительно менее эффективных проектов.
В целом как развитие научно-технического прогресса вширь, так и возведение его новых этажей ведут к дальнейшему росту основных производственных фондов и к поддержанию нормы накопления, обеспечивающей этот рост. Эта закономерность образует необходимую экстенсивную базу интенсификации производства.
Критическое значение для роста производительности приобретает качество человеческого капитала, его соответствие требованиям непрерывно меняющихся технологий и хозяйственной среды. В системе мер по повышению его отдачи важнейшая роль принадлежит росту уровня общего и профессионального образования. Особое внимание уделяется формам организации труда, стимулам и мотивации трудовой деятельности.
В последние десятилетия с развитием информационных технологий резко возрастает зависимость производительности от систем организации и управления. В результате перехода к горизонтальным, децентрализованным моделям управления взамен строго иерархической системы вертикальных связей открываются возможности для снижения издержек за счет структурной гибкости, быстрой реакции на изменения, большего простора для инноваций, инициативы, творческих подходов и решений.
В современных условиях заметно усиливается роль структурного фактора в динамике производительности. Это касается развития в первую очередь информационнокоммуникационных, наукоемких отраслей промышленности и сферы услуг, образующих движущее ядро современной экономики. Воздействие этого сектора на общехозяйственную производительность проявляется в накоплении и распространении научного знания, инноваций, передового опыта в области информатики, менеджмента, маркетинга, финансов во все слои хозяйственной структуры.
Накопление в частном секторе при постоянной массированной поддержке государства заметно ускоряется. Для поддержания высоких темпов экономического роста, особенно в условиях недостаточного платежеспособного внутреннего спроса, нужна активная финансовая политика государства. Среди ее инструментов выделяют сознательно планируемый дефицит госбюджета и расширение денежной массы за счет эмиссии, крупные эмиссии облигаций государственного займа на инвестиционные цели5.
3 Погосов И. Макроэкономический потенциал накопления// Экономист. — 2008. — № 7. — С. 37
4 Кудров В. М. Экономика России: Сущность и видимость // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 2.
5 Карлусов В. Китай: антикризисный потенциал экономики и меры борьбы с мировым кризисом // Вопросы экономики. — 2009. — № 6. — С. 7.
Другим источником модернизации для стран догоняющего развития служит привлечение иностранных капиталов. Это внешние займы и прямые иностранные инвестиции. До октября 1917 г. Россия в своем промышленном развитии в значительной степени опиралась на экономическую помощь извне. В отдельные годы иностранные инвестиции составляли более половины всех новых капиталовложений в российскую промышленность, а некоторые отрасли ее создавались едва ли не исключительно иностранцами, например электротехническая, химическая и др.6 Как показывает исторический опыт, использование иностранных капиталов может иметь долговременный положительный эффект, если приток в страну новых вложений выше, чем отток капитала.
РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА И РОСТ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ
Для индустриализации недостаточно иностранных инвестиций и займов, нужны рынки сбыта промышленных товаров.
Вход на внешние рынки сбыта затруднителен. Возникает проблема: куда девать продукцию быстро развивающейся промышленности? Очевидно, на внутренний рынок. Но для развития внутреннего рынка важное значение имеет рост платежеспособного спроса населения.
Малая покупательная способность населения суживает емкость внутреннего рынка, но, как известно, промышленное развитие невозможно без покупателя промышленных изделий. Государство может создавать платежеспособный спрос в определенных секторах экономики, но решение этой задачи в народном хозяйстве в целом зависит от доходов населения.
Игнорирование проблемы вовлечения широкого слоя населения страны в сферу рыночной экономики и формирования рынка спроса, что в развитой рыночной экономике является опорным моментом, исходно определяет бесперспективность не только антикризисных действий правительства в настоящем, но и ставит барьер долгосрочным социально-экономическим программам.
Необходимо отметить, что главный фактор роста платежеспособного спроса — зарплата как основной доход населения.
В СССР в эпоху восстановительного периода регулятивной идеей в политике зарплаты был принцип, что зарплата должна расти вровень с ростом производительности труда. В реконструктивный период считалось, что заработная плата должна увеличиваться быстрее повышения интенсивности труда, но медленнее роста его совокупной производительности. Другими словами, тот плюс, который получается в результате увеличения производительной силы труда, должен в известной пропорции делиться между зарплатой рабочих данного предприятия и всем обществом.
В сегодняшней России до сих пор не решена задача доведения минимальной заработной платы и минимальной пенсии до прожиточного минимума. Поскольку доходы не обеспечивают условий нормального воспроизводства рабочей силы, то становится бессмысленным тезис о возможности их повышения лишь в меру роста производительности труда. Бедные слои теряют навыки эффективного экономического поведения. В условиях низкого уровня издержек на рабочую силу неизбежно
6 Донгаров А.Г Иностранный капитал в России и СССР — М.: Международные отношения, 1990. — С. 6.
падает предпринимательский интерес к технологическому совершенствованию производства. Сохранение низкого уровня доходов сужает внутренний рынок в результате недостаточности платежеспособного спроса.
Задача государства — приблизить оплату бюджетников к оплате работников частного сектора и поучиться у него мотивационным механизмам более или менее адекватной оплаты труда специалистов.
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Внешняя торговля определяет динамику многих макроэкономических параметров, усиливая роль внешнеэкономической составляющей в развитии экономики страны. За счет экспорта формируется значительная часть средств, необходимых для развития большинства отраслей промышленности и сельского хозяйства, обеспечивается занятость в этих сферах экономики. За счет импорта улучшается наполняемость внутреннего рынка инвестиционными потребительскими товарами.
Еще в докризисный период стремительный рост российского товарного импорта (за 2001-2007 гг. он увеличился впятеро по физическому объему и почти вшестеро — по стоимости) давал основание отдельным политикам, а также представителям исполнительной власти, науки и бизнеса заявлять о том, что дальнейшее развитие этой тенденции представляет серьезную угрозу экономической безопасности страны. Что касается быстрого нарастания российского импорта, то оно было естественным в условиях экономического роста и сопровождавшего его увеличения доходов предприятий и домашних хозяйств. В целом наш товарный импорт отнюдь не чрезмерен, платежные возможности страны позволяют осуществлять и более масштабные закупки за рубежом. Так, по мнению С. Борисова, «некий парадокс ситуации состоит в том, что страна как бы не нуждается в более значительных объемах импорта, хотя потенциальные потребности, например, для переоснащения промышленности и улучшения жизненных стандартов населения очень велики»7.
Проследим тенденцию роста ввоза в страну машин и оборудования. Как в начале XX века, так и сейчас превращение этой тенденции в долговременный тренд гарантирует техническое отставание российской обрабатывающей промышленности от промышленности развитых стран, усиливая зависимость отечественных потребителей иностранной техники от ценовой политики зарубежных поставщиков. Ввозить нужно лишь те машины и оборудование, которые не производятся в России или развертывание производства которых в России затруднено.
Современную структуру экспорта России в значительной мере составляют энергоносители (нефть, нефтепродукты, природный газ) и сырье. На готовые изделия приходится не более 15 % экспорта (в основном товары военно-технического назначения). Топливно-сырьевая специализация России делает ее положение на мировом рынке уязвимым. Доминирование в структуре экспорта продукции добывающих отраслей промышленности не может способствовать устойчивому экономическому росту. Структура же импорта России ориентирована на удовлетворение текущих потребительских нужд (продовольствие, медикаменты, алкогольные напитки, сигареты и т. д.). Российский импорт не стал действенным инструментом ускорения научнотехнического прогресса, модернизации производственного и технологического потенциала страны.
7 Борисов С. Платежный баланс России. — М., 2008. — С 108.
В последние десятилетия в условиях усложняющейся системы глобальных мирохозяйственных связей возникли новые тенденции, повлиявшие на развитие мировой внешней торговли. Среди них можно выделить в первую очередь значительное сближение промышленно развитых стран по степени их обеспеченности основными факторами производства (во многом это результат возросшей мобильности капитала, знаний, рабочей силы) и, соответственно, растущую однородность их взаимной торговли. Фиксируемая тенденция замедления роста физического объема международной торговли во многом объясняется развитием взаимной торговли компаний — участников ТНК, называемой «внутрифирменной торговлей»8.
В современных условиях содержание и направление торговых потоков во многом определяется стремлением к использованию преимуществ массового производства («экономии на масштабах»), специфическими интересами ТНК, возникновением транснациональных производственных комплексов, появлением «новой экономики», базирующейся на информационных технологиях, а также усиливающейся диверсифи-цированностью спроса, в том числе и потребительского.
Благоприятные условия для активизации интеграционных процессов были созданы также значительным снижением коммуникационных издержек в международной торговле и международных транспортных издержек. Наконец, определенный позитивный эффект дало снижение ряда торговых барьеров, в частности таможенных тарифов, и упорядочение различных форм государственного регулирования мирохозяйственных отношений.
По мере снижения тарифов все большую роль для ограничения и регулирования конкуренции на рынках западных стран со стороны иностранных компаний стали играть нетарифные барьеры. Самая жесткая их разновидность — запреты (эмбарго) на ввоз товаров, которые могут вводиться по соображениям, связанным с национальной безопасностью и внешнеполитическими интересами страны.
Особая система защиты национального рынка от иностранной конкуренции действует также в области сельскохозяйственной торговли (аграрный протекционизм). Скрыто или косвенно ограничительный характер могут иметь и другие нетарифные барьеры — технические стандарты, санитарные и экологические нормы, таможенные формальности и т. п.
Как влияет мировая экономика на формирование экономического строя страны? Он должен адекватно реагировать на изменения в мировом хозяйстве, так чтобы своевременно перестраиваться, чтобы не растерять свои конкурентные преимущества и добиться лучших позиций и не выполнять функцию обслуживания мирового центра, упуская свои выгоды. Отсюда нетрудно сделать такой вывод: чем сильнее та или иная страна связана с мировым рынком, тем заметнее влияние внешних факторов на внутреннее экономическое устройство.
Поэтому одна из важнейших задач правительства — модернизация внешнеторгового и в целом экономического комплекса страны.
Россия должна обладать достаточно широким спектром конкурентоспособных, в том числе экспортных, отраслей. Поэтому экономическую и внешнеторговую политику целесообразно ориентировать на выявление перспективных отраслей и создание максимально благоприятных условий для их развития, а также на максимально безболезненное свертывание тех направлений, развитие которых не имеет перспективы.
8 Спартак А. Н. Россия в международном разделении труда: выбор конкурентоспособной стратегии. — М.: МАКС-Пресс, 2004. — С. 75.
Определение направлений структурного регулирования и, в частности, выявление перспективных отраслей должно осуществляться на основе:
• подробного анализа реального состояния отраслей и подотраслей российской экономики, их сравнительных преимуществ и возможностей с учетом мирохозяйственной ситуации;
• анализа тенденций развития мирового хозяйства, динамики развития структуры спроса на мировом рынке, формирования новых производственнотехнологических связей, возникновения ниш мирового рынка, которые способна заполнить российская экономика с учетом ее ресурсного, научно-технического, человеческого потенциала;
• Россия должна реализовывать стратегию активного продвижения промышленных товаров на мировой рынок. Примером может быть Китай, который поставил задачу превратить государственные корпорации в ведущие мировые ТНК, чтобы со временем включить в них различные предприятия из региональной группировки, специализирующиеся на производстве различных компонентов.
Использование защитных мер во внешней торговле предполагает разработку соответствующей нормативной базы, основывающейся на общепринятых международных нормах и в максимально возможной степени учитывающей экономические интересы России и субъектов ее хозяйственной деятельности.
Поэтому развитие ВЭС России целесообразно ориентировать на диверсификацию экспортных и импортных рынков, чтобы не допустить чрезмерной экономической зависимости от отдельных стран и регионов. В этом заинтересованы также российские экспортеры и импортеры, для которых естественный стимул — получение максимума выгоды от торговли на любых рынках.
Наряду с поисками путей выхода на внешние рынки не менее важна задача защиты внутреннего рынка. Нужно осуществлять эффективную поддержку конкурентоспособных отечественных предприятий обрабатывающей промышленности, создавать условия для накопления ими финансовых и других средств, необходимых для успешной работы на внешних рынках.
Одна из форм протекционизма — внешнеторговая стратегия импортозамещения. Ее цель — содействовать развитию местного производства, удовлетворяющего внутренний спрос на импортируемые товары. Государству легче оказывать протекцию своему внутреннему рынку, чем заставлять другие страны снизить торговые барьеры против ее промышленного экспорта. Надо отметить и такой важный факт, как привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ): иностранные фирмы вынуждены открывать свои заводы в России (под защитой импортных пошлин) для преодоления тарифного барьера.
При этом надо помнить, что привлечение ПИИ связано с разницей в паритете покупательной способности различных валют. Это означает, что при отсутствии протекционистской защиты государства любая фирма развитой страны, обменивая свою валюту в развивающейся стране на ее национальную валюту, может закупить товаров гораздо больше, чем у себя дома. Сырье и продукция первичной обработки представляют ценность для зарубежных покупателей. Для них выгоднее ввозить вместо валюты готовую продукцию своей страны, покупать в развивающейся стране сырье по низкой цене для производства готовой продукции у себя дома, с целью продажи этой продукции в развивающихся странах.
Низкий курс национальной валюты создает дополнительные ценовые преграды на пути закупки местными производителями новых технологий и искусственно занижает стоимость самих предприятий. Эти предприятия могут стать добычей зарубежных ТНК, которым лишь достаточно модернизировать и отремонтировать основные фонды такого предприятия с помощью прямых иностранных инвестиций.
Страны, идущие по пути догоняющего развития, не всегда могут использовать те и в том же объеме формы торговой политики и торговых ограничений, которые применяли развитые страны на предыдущих стадиях своего технологического и экономического развития.
Надо отметить, что государственное регулирование гораздо шире понятия протекционизма, ибо оно включает в себя деятельность, направленную на развитие и регулирование отношений с другими странами. И как показал исторический опыт, задача всегда состояла в нахождении оптимального сочетания этих двух инструментов регулирования внешней торговли: протекционизма и свободной торговли, что было в интересах экономики страны. Протекционизм был необходим, чтобы в рыночных условиях помочь встать на ноги конкурентоспособным отраслям и секторам экономики. Он должен быть селективным, ограниченным по времени и убывающим по степени поддержки отраслей и секторов. Протекционизм нужно применять как часть структурной политики, вписанную в долгосрочную стратегию экономического развития.
Таможенно-тарифная политика — один из основных инструментов государственного воздействия на внешнеторговый оборот страны. С ее помощью государство не только регулирует и защищает экономику страны, но и способствует пополнению доходной части государственного бюджета.
В Японии государство оказывало активное содействие развитию так называемых «зарождающихся» отраслей. Традиционной формой защиты таких отраслей от конкуренции иностранных товаров была политика высоких таможенных тарифов. В условиях защищенности тарифными барьерами в Японии развились такие отрасли, как автомобилестроение, черная металлургия, электротехника. Однако важно заметить, что японская администрация рассматривала необходимость защиты внутреннего рынка с помощью тарифных барьеров как временную меру, предшествующую периоду, когда отрасль обретает международную конкурентоспособность.
В России необходима законодательная привязка тарифной политики к промышленной политике государства — те отрасли, которые восстанавливаются в нашей стране, в том числе и за счет государства, должны быть защищены тарифными барьерами независимо от каких-либо соглашений, ранее заключенных в этой сфере.
Таможенно-тарифное регулирование предполагает объективное установление соотношений внутренних и мировых цен. Надо проводить их мониторинг. Как известно, уровень ввозных пошлин тем выше, чем больше разница между национальными и интернациональными издержками и ценами. Низкие ввозные пошлины в условиях высокой производительности труда и низких национальных издержек не в состоянии обеспечить защиту национальных производителей, издержки которых приближаются к мировому уровню.
Таким образом, сближение национальных издержек и цен с мировыми создает предпосылки для снижения импортных пошлин, и наоборот, увеличение разрыва между ними вызывает необходимость повышения импортных пошлин для защиты своего производства. Стратегическая задача — это реализация с помощью импортных пошлин тарифной защиты внутреннего рынка вне зависимости от колебаний мировых
цен на импортируемые товары. В ставке таможенной пошлины должен быть отражен: объективно складывающийся уровень издержек производства, производительности труда, себестоимости продукции. Стратегическая составляющая ставки должна быть достаточной для модернизации и расширения производства продукции.
Надо также учитывать колебания валютных курсов, ибо иностранный предприниматель, ввозя свою валюту в Россию, обменивает ее по биржевому курсу и может купить большее количество товаров и услуг, чем у себя в стране. Первым делом он скупает наше дешевое сырье. Поэтому и нужны меры экспортного ограничения.
Некоторые экономисты считают, что в условиях, когда девальвация и сокращение спроса уже стали серьезным барьером на пути импорта, целесообразность его дополнительного ограничения путем повышения ввозных пошлин по меньшей мере сомнительна. Так, В. May полагает, что применительно к современной российской ситуации наиболее эффективная мера защиты отечественных товаропроизводителей — политика валютного курса, не допускающая избыточного укрепления рубля. В отличие от тарифных мер, девальвация действует одинаково на всех экономических агентов, ее нельзя «коррумпировать», пролоббировав более выгодные импортные тарифы9.
Наш таможенный тариф по-прежнему используется главным образом как фискальный инструмент. Так, в «Основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2009 г. и плановый период до 2010 и 2011 гг.» предусмотрено дифференцировать ставки таможенного обложения в зависимости от глубины переработки и предназначения товара, более широко использовать специальные таможенные режимы, поощрять технологическую кооперацию и т. д. Необходимо применение и других инструментов поддержки отечественных производителей, в частности антидемпинговых и компенсационных пошлин, необходимых для противодействия недобросовестной конкуренции, а также защитных мер, которые могут потребоваться для ограничения добросовестной конкуренции при быстром росте импорта какого-либо товара в результате непредвиденных обстоятельств.
Выполнение таможенным тарифом фискальной функции в современной российской ситуации целесообразно. Надо иметь в виду, что перемещение «фискального акцента» на внутреннюю сферу возможно лишь при эффективном функционировании отечественных предприятий, ибо из-за повышения внутренних налогов могут подняться и цены, что приведет к снижению покупательной способности рубля, увеличению разрыва мировых и внутренних цен, сделает импорт дешевле. Это повышает импортные пошлины. Необходимо, однако, выполняя эту функцию (в первую очередь за счет пошлин на подакцизные товары), в то же время усиливать регулирующую функцию тарифа, способствуя созданию условий для промышленного подъема. Поэтому развитие и совершенствование таможенного тарифа должно идти именно в направлении усиления его торгово-политической составляющей. В частности, в отношении импорта машиностроительной продукции следует определить обоснованно установленные тарифные ставки, с тем чтобы провести обновление производственного потенциала российской промышленности, ускорить формирование и развитие экспортных отраслей и в то же время не заблокировать развитие отраслей российского
9 May В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису// Вопросы экономики. — 2009. — № 2. — С 22.
машиностроения, способных снабжать отечественные предприятия оборудованием на уровне современных требований. Надо ввести особый порядок приобретения оборудования, исключающего ввоз в страну старых моделей, обеспечить тарифную защиту вновь возникающих перспективных отраслей, а также отраслей, переживающих структурную перестройку. Ввоз сырья и товаров, производство которых в России заведомо неконкурентоспособно (за исключением стратегически и социально важных), а также оборудования для интенсивно развивающихся или перспективных отраслей следует максимально либерализовать.
Таким образом, можно выделить несколько основных направлений модернизации, уже доказавших свою эффективность в странах, прошедших путь догоняющего развития. Это:
— Определение приоритетных направлений технологического развития, обоснованное заимствование новых технологий.
— Увеличение нормы накопления как одного из главных условий модернизации.
— Совершенствование внешнеторговой политики и таможенно-тарифного регулирования в целях создания условий для промышленного подъема. Стимулирование роста новых отраслей промышленности, их временная защита в борьбе с импортом.
Библиография
1. Бернал, Дж. Наука в истории общества / Пер. с англ. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956.
2. Борисова, И., Замараев, Б., Киюцевская, А., Назарова, А. Риски внешнего финансирования российской экономики // Вопросы экономики. — 2008. — № 2.
3. Борисов, С. Платежный баланс России. — М., 2008.
4. Донгаров, А. Г. Иностранный капитал в России и СССР. — М.: Международные отношения, 1990.
5. Карлусов, В. Китай: антикризисный потенциал экономики и меры борьбы с мировым кризисом // Вопросы экономики. — 2009. — № 6.
6. Кудров, В. М. Экономика России: Сущность и видимость // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 2.
7. May, В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики. — 2009. — № 2.
8. Погосов, И. Макроэкономический потенциал накопления // Экономист. — 2008. — № 7.
9. Полтерович, В. М. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. — 2008. — № 4.
10. Полтерович, В. М. Проблема формирования национальной инновационной системы // Экономика и математические методы. — 2009. — № 2.
11. Спартак, А. Н. Россия в международном разделении труда: выбор конкурентоспособной стратегии. — М.: МАКС-Пресс, 2004.
12. Эслен, И. Политика внешней торговли. — М.: Изд-во Наркомторга СССР, 1927.